Дорога

Железная дорога по черноморскому побережью на карте. Железнодорожные вокзалы черного моря

Краснодарский край находится в южной части России и захватывает сразу Черное море и Азовское. Карта Краснодарского края со спутника показывает, что через его территорию протекает река Кубань.

В регионе развита туристская отрасль. Кроме того, край занимает ведущее место по производству сельско – хозяйственной продукции. Основные промышленные предприятия сосредоточены в трех крупных городах: Новороссийске, Армавире и в Краснодаре. Славится регион и своим виноделием. С помощью карты Краснодарского края схема можно найти все винодельческие заводы.

В землях Краснодарского края найдено более 60 разновидностей полезных ископаемых.

Районы Краснодарского края

По региону проходят важные железнодорожные линии. В Краснодаре находится один из самых больших аэропортов России.

По районам Краснодарского края проходит множество важнейших автотранспортных магистралей: Новороссийск — Керченский пролив, Кавказ и Москва-Новороссийск.
Через край проходят железные дороги, который ведут в Абхазию, Крым и Ставропольский край.

Можно найти центральные районы на карте Краснодарского края.

Один из таких районов – Абинский. Его территория имеет границу с городским округом Геленджика. Район пересекает важная автотрасса, которая протягивается с востока на запад. Также проходит железнодорожная магистраль из Краснодара в Новороссийск.

Апшеронский район находится на юге Краснодарского края. В нем более 250 промышленных предприятий. Выделяются следующие отрасли:

  • машиностроительная;
  • деревообрабатывающая;
  • пищевая;
  • металлообрабатывающая.

Большая часть предприятий относится к лесопромышленному комплексу. В данном районе проходит горная железная дорога, которую поможет найти подробная карта дорог Краснодарского края.

На побережье Ейского лимана располагается Ейский район. В его пределах развивается сельское хозяйство, машиностроительная отрасль, а также легкая промышленность и строительная отрасль. В районе насчитывается более 200 производственных предприятий.
Данный район считается важнейшим транспортным узлом, так как в нем есть все типы транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный и трубопроводный. Главной автотрассой считается автомагистраль Краснодар-Ейск.

Карта Краснодарского края по районам поможет найти Кавказский район и его главный город – Кропоткин. Важное значение в районе имеет сельское хозяйство. Здесь выращивается кукуруза, зернобобовые и сахарная свекла.

Кореновск пересекает важная железная ветка Краснодар-Тихорецк. Крупнейшими предприятиями считается сахарный завод и молочно-консервный комбинат.
На Таманском полуострове можно найти Темрюкский район. В районе располагается большая часть виноградников Кубани и более 10 винных заводов. При помощи карты Краснодарского края с селами можно отыскать три крупных порта и учреждения туристской отрасли.

Карта Краснодарского края с городами и селами

В Краснодарском крае находятся следующие крупные города:

  1. Самым большим городом в крае является Краснодар . Третья часть промышленных предприятий сосредоточена здесь.
  2. Сочи считается морским и горнолыжным курортом.
  3. Карта Краснодарского края с городами и селами поможет найти Новороссийск , в котором есть крупный порт. В городе располагаются цементные заводы и производство шампанского Абрау Дюрсо.
  4. На юго-востоке находится Армавир , который отличается развитой экономикой.
  5. На территории Ейска располагается порт с терминалом для нефти. Город обладает развитой инфраструктурой.
  6. Туапсе считается курортом, промышленным центром и портом.
  7. Анапа относится к морским курортам с хорошими климатическими условиями. Рекомендуется для детского отдыха. Данный город позволит найти карта Краснодарского края с населенными пунктами.
  8. На территории Крымска развита химическая и пищевая промышленности.
  9. Геленджик относится к знаменитым курортам с теплым климатом и удобной бухтой.
  10. На западе находится Темрюк . На его территории много судоремонтных предприятий и морских портов.

Экономика и промышленность

Карта Краснодарского края подробно отображает все промышленные объекты города. Основным видом промышленности края считается перерабатывающее производство. Важной отраслью считается пищевая. Большое значение для экономики имеет машиностроительная промышленность, а также металлообрабатывающая.

На территории Краснодарского края собирается больше зерна и сахарной свеклы, чем в других городах России.

Многочисленные портовые комплексы обеспечивают значительную часть транзитных грузов России.

Яндекс карты Краснодарского края помогут найти более 50 крупных строительных организаций.

Краснодарский край производит большие объемы цемента. Также на его территории находится более 20 предприятий, производящих бетонные и железобетонные изделия.
Важнейшей экономической отраслью является туризм, который развивается на побережьях морей, а также в горных районах края.

В сторону Сочи. Если вы большой любитель смотреть в окно электрички, то лучше занять место с правой стороны по ходу движения поезда. Дело в том, что железная дорога от Туапсе до Адлера (и, более того, до самого Батуми) практически все время идет по берегу моря, иногда почти у самой воды. А с другой стороны дороги или обрывистый склон, или бетонное заграждение — защита от камнепадов и оползней. Только иногда, когда поезд пересекает устье большой реки, на несколько секунд завиднеется какая-нибудь далекая вершина.

Туапсинский район

Железная дорога у станции Туапсе. За поворотом вот-вот покажется море

Итак, не прошло и минуты, как электричка, проехав через реку Туапсе, приблизилась вплотную к морю. До недавнего времени около платформы Гизель-Дере (это вторая по счету остановка) у берега стоял старый полуразвалившийся танкер — всё что осталось от французского танкера «Руссильон», выброшенного на берег штормом в 1967 (по другим сведениям в 1969) году. Очень интересно было, забравшись на него по земляной насыпи, побывать на его наполовину изъеденному ржавчиной «борту» — через огромные дыры в корпусе видны были палубы и отсеки корабля. Особенно большое впечатление было от посещения машинного отсека, а вернее того, что от него осталось (из воспоминаний 1995-го года). Следующий раз мне довелось побывать у танкера еще раз в марте 99-го. Забраться на «палубу» я уже не решился — дырка на дырке. И при каждом ударе волны он весь дрожал, как лихорадочный. Того и гляди вот-вот развалится...

По последним сведениям, в 2005 году танкер разрезали на металлолом и от него осталась только подводная часть, да двигатель, торчащий из воды.


Останки французского танкера «Руссильон», выброшенного на берег штормом около платформы Гизель-Дере


На борту полуразрушенного танкера около платформы Гизель-Дере (снимок 1995-го года)


В недрах полуразрушенного танкера. Дно проржавело и внизу плескается морская вода

Через 10 минут электричка останавливается на платформе Дедеркой . Здесь протекает удивительная речка Дедеркой, собравшая на своем семикилометровом протяжении и множество водопадов, и узкие каменные теснины, завалы и оползни. В среднем течении реки также расположен обезьянний питомник, где обезьяны живут на полувольном выпасе и, по словам местных жителей, иногда совершают набеги на огороды.

Сочинский район

Район Шепси

Теперь мы въезжаем в Сочинский район, протянувшийся вдоль берега моря на 100 с лишним километров до самой границы с Абхазией, и первая остановка здесь — довольно крупный поселок Шепси . Одноимённая река берёт начало со склонов хребта Пеус, кусочек которого завиднеется на секунду, когда поезд пересекает реку по мосту. Высшая точка этого хребта — гора Большое Псеушхо (1100 м) — одна из лучших панорамных точек Туапсинского района.

После следующей остановки — платформы Магри — мы проезжаем через первый между Туапсе и Адлером туннель длиной 220 метров. Далее перед вторым, очень коротким и видимым насквозь туннелем электричка останавливается на платформе Спутник и отсюда можно совершить прогулку по лесным дорогам в верховья рек Шуюк.

Следующая остановка после Спутника — платформа Макопсе , хотя река с таким названием находится в полутора километрах дальше — у платформы Дружба . В восьми километрах от берега в верховьях этой реки расположен аул Наджиго и именно отсюда проще всего совершить восхождение на гору Большое Псеушхо.

Лазаревский район

Миновав платформу Смена , поезд тут же огибает небольшой мыс и вот вдали уже показалось широкое равнинное место — Лазаревское. Но до него ещё пол часа пути, а перед этим поезд проезжает Разъезд Водопадный — пожалуй самую безлюдную станцию на Черноморском побережье, затем по длинному металлическому мосту пересекает реку Аше. Это первая большая река после Туапсе — она берет начало на склонах Главного Кавказского хребта в районе горы Семиглавой.


В ожидании электрички на станции «Разъезд Водопадный». На платформах — ни души...


Железнодорожный мост через реку Аше

Не доезжая совсем немного до Лазаревской, поезд проезжает закрытую станцию Мамедова Щель (по крайней мере, весной 2010 года электричка здесь не останавливалась) , рядом с которой протекает река Куапсе. Вдоль этой реки можно совершить увлекательную экскурсию в Мамедово ущелье , которое местами так узко, что скалы смыкаются над головой, образуя туннель. Там же есть несколько красивых водопадов.

Лазаревское — центр самого большого района города Сочи — расположен в устье реки Псезуапсе, истоки которой находятся аж на горе Аутль. Вдоль этой реки проходит маршрут через Грачевский перевал мимо горы Грачев Венец на Главном Кавказском хребте. Проезжая по мосту через Псезуапсе, можно разглядеть эти вершины вдали, если с погодой повезёт.

Через одну остановку находится платформа Солоники . Отсюда можно совершить путешествие вверх по реке Цусхвадж на Солоницкий хребет и гору Жемси, побывать за один день в совершенно диких и далеких уголках горного причерноморья.


Через ущелье Зубова Щель (недалеко от платформы Чемитоквадже) перекинут один из самых высоких мостов в России


Головокружительный вид вниз с виадука на железнодорожные пути и мост через речку Чимит


Черноморское побережье Кавказа в вечерних тонах (вид с виадука Зубова Щель)

Проехав платформу Чемитоквадже , через минуту поезд пересекает небольшой ручей Чимит (Зубова Щель). Если здесь посмотреть из окна в горную сторону, то сразу привлекают внимание высокие уходящие в небо бетонные колонны. Это опоры высокого автодорожного моста — одного из самых высоких в России. Высота моста достигает 80 метров, а вид оттуда на побережье и на долину просто великолепный. Однако простого пути наверх, по-видимому, нет. Нам, помнится, пришлось пройти вглубь долины почти на километр, где мы вышли на старую объездную трассу, по которой и смогли подняться на мост.

Центральный Сочи

Через 10 минут по длинному мосту пересекаем долину реку Шахе, являющейся второй по величине (после Мзымты) на Черноморском побережье Краснодарского края. Именно вдоль этой реки проходят несколько самых популярных туристических маршрутов, так как этот путь является кратчайшим до Лагонакского нагорья — одного из самых удивительных и живописных горных районов Кубани.

В Сочи мы прибываем через 2,5—3 часа после выезда из Туапсе. Поезд значительную часть своего пути через город проезжает под землей по трём длинным туннелям. Немного не доезжая до вокзала, поезд пересекает реку Сочи. Более чем в 10 км отсюда выше по течению реки на одном из ее притоков есть высокий водопад — Ореховский. Его высота — более 30 метров и он отличается своей многоводностью. Добраться туда очень просто: едем на автобусе до Пластунки, а затем час идем пешком.

Хоста и Адлер

Между Сочи и Хостой есть живописнейшее ущелье, на дне которого протекает река Агура, известная своими многочисленными водопадами. Так как электричка тут не останавливается, то добираться лучше на автобусе из Сочи или Хосты (остановка «Спутник»). Вдоль реки идёт оборудованная тропа (вход платный), по которой можно дойти также и до Старой Мацесты и даже забраться на обзорную вершину Ахун.

Вот впереди стал виден мыс Видный (каламбур получился) с высоким современным корпусом пансионата «Электроника» и с черными глазницами туннелей правее него: два рядом — автомобильные и один у самого моря — железнодорожный (в 2010 году строился второй железнодорожный туннель). Всего от Туапсе до Адлера мы проезжаем на поезде через 8 туннелей. Выезжаем на свет уже по другую сторону мыса и оказываемся в долине, притесненной к морю склонами отрогов горы Ахун. Окрестные склоны застроены жилыми домами и санаториями, но несмотря на это кажутся густо заросшими тропической растительностью — кипарисами, платанами, пальмами... Это Хоста — одно из самых приятных, на мой взгляд, мест Черноморского побережья. Два хребта по обе стороны городка создают особый мягкий климат, благодаря которому некоторые доисторические виды расстений сумели пережить здесь ледниковый период. Это, например, тис и самшит, произрастающие здесь в тиссо-самшитовой роще.


Зимой на Чёрном море безлюдно, но совсем не холодно (Хоста, пляж у мыса Видного)


На станции Хоста в пасмурный день

До Адлера — конечной остановки всех поездов, едущих в этом направлении — доезжаем за 15-20 минут. Город Адлер (опять-таки, это не совсем самостоятельный город, а один из районов Сочи) расположен в очень широкой и совершенно плоской долине у устья большой реки Мзымта и вся эта долина густо застроена жилыми домами.

И хотя вдоль Мзымты сейчас построена скоростная трасса с широкими прямыми туннелями, раньше там шла (да и сейчас осталась) удивительная живописнейшая дорога, по инженерной сложности сравнимая с Военно-Грузинской дорогой. Через ущелья по скальным карнизам и туннелям ведет она в горный поселок Красная Поляна. Этот поселок является, пожалуй, самым «горным» из всех в Краснодарском крае. Высота окружающих его вершин приближается к 2500 метрам, а их относительное превышение над дном долины — около 2000 м. Вокруг — множество туристических троп и сложных маршрутов: к Хмелевским озерам, на гору Ачишхо и, конечно, вверх по реке Мзымта туда, где царствует дикая природа Кавказского заповедника, где кристально чистая вода горных озер отражает в себе темно-бирюзовое небо, а трехтысячники упираются белоснежными макушками в облака...

В сутки!

Черноморская железная дорога - условное название железнодорожного пути проходящего по берегу Черного моря и связывающего Россию и Закавказье.

В настоящее время в связи со сложной политической ситуации в Грузии и Абхазии, Черноморской железной дорогой называют участок Туапсе - Адлер.

Железная дорога на всем своем протяжении проходит в нескольких метрах от берега Черного моря, а кое-где проходит по бетонным блокам уложенным в море. Лишь в крупных городах дорога уходит в глубь берега на несколько километров. Изначально железная дорога как самый кратчайший путь из России в Закавказье, сейчас же львиная доля всех перевозок по дороге - пассажирские. Черноморская железная дорога по праву является главной курортной дорогой страны.

Черноморская железная дорога, в основном, однопутна. На ней порядка 20 тоннелей и множество мостов через горные реки. Железная дорога электрифицирована постоянным током напряжением 3000 вольт. И пассажирские и грузовые составы здесь водят грузовые локомотивы - профиль дороги не позволяет использовать маломощные, но скоростные пассажирские электровозы.

Участок Туапсе - Адлер

Участок Туапсе - Адлер в последние годы активно развивается - реконструируются и строятся новые тоннели, уложены двухпутные вставки, что увеличило пропускную способность дороги. В курортный сезон от Туапсе до Адлера ежедневно проходит свыше 60 пар пассажирских, пригородных и грузовых поездов.

Участок Адлер - Сухум