Сотрудники

Где располагалась аттика. Аттика

Энциклопедический словарь

Аттика

в древности область на юго-востоке Ср. Греции. В современной Греции Аттика - один из номов (центр - Афины).

Античный мир. Словарь-справочник

Аттика

(от греч. - страна побережья)

полуостров, одна из крупнейших областей на юго-востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди горных хребтов расположены равнины: Элевсинская, Кекропская, Месогейская и Марафонская. Небольшие реки А. Кефис и Асоп были мелководными, земля - неплодородной. Но трудолюбие земледельцев компенсировало скудность земли: в А. выращивали оливки, виноград, фиги, просо, полбу, ячмень. В горах было много известняка и мрамора, пригодных для строительства. В Лаврионе добывали серебро, железную руду и глину, что способствовало раннему развитию ремесел, а благодаря большим запасам поваренной соли население стало заниматься консервированием продуктов, положив начало развитию целой отрасли промышленности.

Население А. считало себя автохтонами. Ок. X в. до н.э., при легендарном царе Тесее, оно начало объединяться под властью Афин, однако этот процесс был длительным и растянулся на столетия. К VI в. до н.э. Афины стали центром экономических и политических преобразований в А. Крупными центрами А. были Элевсин, Пирей, Форикос, Рамнунт и др.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Аттика

(греч. ή Αττική, что значит "прибрежная страна") - юго-восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, приблизительно в 2200 кв. км пространства; граничить на С. - Виотией, на З. - Мегарой, с Ю. и В. омывается морем. Большая часть А. покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, и представляет в настоящее время одни обнаженные, лишенные растительности пространства. Только более высокие части Киферона и Парнаса, равно северо-зап. склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над ур. моря). Киферон главным своим кряжем отделяет А. от Виотии; от Мегары А. отделяется его ветвью, идущею к Ю. и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточн. края области, образуют в этой части А. настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних). Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южн. части, там, где он вдается в море против о-ва Саламина, носить название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион. На С.В. афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне еще Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, еще теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зерна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириною отделяет на Ю. подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишен лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населен дикими пчелами, дающими превосходный мед. Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к Ю. от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором еще теперь высятся развалины храма Афины, по колоннам которого еще теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес. Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для А. высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после Р. Х. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности. Замечательнейшая из них Марафонская равнина на сев. берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиною и от 2-4 км шир., с обширным болотом к С.В. Здесь в 490 г. до Р. Х. персидское войско потерпело поражение. Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто "равнина" (педион); 2) меньшая, отделенная от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афин. равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета. Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афин. равнине, а именно: 1) Кефис, начинающийся у юго-западн. подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западн. направлении и в З. от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; второй ручей - Илиссус начинается у сев. подножья Гимета, протекает у вост. и южн. стороны города и к Ю.З. от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к сев. от Марафона древней местности) и о. Эрасиносе, протекающем дальше к Ю. от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Почва страны представляет почти сплошь легкий, довольно тощий, каменистый известняк, мало пригодный для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами ее вывоза. Скотоводство и теперь еще значительно, а в древности аттич. шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебрян. рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полос, идущей к Ю.З. от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), дает отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространенный сбыт.

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени. Жители называли себя автохтонами, т. е. коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времен земля состояла в их непрерывном владении. Как все ионич. народы, жители А. распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времен существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, еще позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевзис, Декелея и Афидна (последние два на С. страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырех городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырех деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины. Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах. Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу. Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеатт. героя (Эпонима). Каждая из этих фил обнимала собою определенное число общин (демы), лежавших в разных частях страны. Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую "дему", большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371. Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Их перечень дает Лик, "Die Demen von А." (перевод Вестермана, Брауншвейг, 1840); Росс, "Die Demen von A. und ihre Vertheilung unter die Phylen", Галле, 1846); Г. Гельцер в приложении к книге Вестермана "Lehrbuch der Griech ischen Staatsalterthü mer" (5 изд. Гейдельб., 1875). Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне, между 80-100 тыс. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40000, число рабов доходило до 400000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 г. до Р. Х. Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидою и Деметриадою. Но первая была переименована в 265 г. до Р. Х. в честь египетского царя Птоломея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в 200 г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду. Наконец при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидою по имени этого благодетеля города Афин.

В политическом отношении А. была в древности наиболее централизованной областью Греции. Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и заключенных Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел. Значение, которое А. благодаря своему главному городу Афин имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции (см. это сл.). Ср.. Бурсиан, "Geographie von Griechenland" (т. I, Лейпц., 1862); Курциус, "Erl ä uternder Text der 7 Karten zur Topographie von Athen" (Гота, 1868); Курциус и Кауперт, "Karten von Attika" (2 тетр., Берлин, 1881). В настоящее время А. вместе Мегарой, Виотиею и островами Саламином (ныне Кулури) образует номархию Аттики и Виотии, которая распадается на 5 епархий (А., Эгину, Фивы, Ливадию и Мегару) и насчитывает на 6426 кв. км 185364 жит. (1879). В епархии (округе) А. (включая о-ва Саламин) 116263 ж., сельское население занимается земледелием, виноделием и скотоводством, отчасти также шелководством и табаководством. Афинская равнина еще в настоящее время богата обширными оливковыми плантациями.

Аттика, в буквальном переводе означает «прибрежная страна». Это земля, где оживают древнегреческие мифы, где живут античные боги, где гармония и красота наполняют собой все живое, где рождаешься заново и обретаешь счастье под чудесным лазурным небом, в теплых ласковых водах Эгейского моря.

Аттика - это полуостровная территория, площадью приблизительно в 2200 кв.км, составляющая юго-восточную оконечность материковой Греции, граничащий на севере с Центральной Грецией, а с юга его омывают воды Саронического залива. На севере нома находятся горы Киферон (1400 м) и Парнифа (1413 м), образующие его естественную границу. Рельеф Аттики в основном гористый. По Афинской равнине протекают небольшие реки Иллиссос и Кафиссос. Афины, Элевсин и Марафон расположены в равнинной части области. На юго-западе и юге низкая гряда холмов мягко спадает к морю. В аттическом регионе находятся и Афины, являющиеся столицей страны и ее главным административным центром.

Аттику отличает мягкий, сухой средиземноморский климат. Небольшие плантации Аттики густо покрыты виноградниками, фруктовыми деревьями, не говоря уж об оливковых деревьях, которые растут повсюду.

Аттика образовалась примерно в 4-5 веках нашей эры. На этот регион большое влияние оказало пребывание Греции в составе Византийской империи, что нашло отражение в архитектуре, живописи и скульптуре Аттики. Аттика пережила множество войн и сражений, голод, экономический кризис, и при этом сохранила свое величие и уникальность.

Сегодня Аттика является самым индустриально развитым районом Греции. Здесь сосредоточен основной объём производства и проживает более половины населения всей страны. Кроме того, это крупный туристический центр. Туристам, приезжающим сюда со всего мира, выпадает уникальная возможность не только отдохнуть и насладиться чудесной природой, чистым морем, песчаными пляжами, услугами современных гостиничных комплексов, удивительным гостеприимством местных жителей, но и соприкоснуться с великим прошлым этой необыкновенной страны.

В Аттике немало интересных достопримечательностей, многие из которых не уступают по значению афинским - например, знаменитый храм Посейдона (440 год до н. э.) на мысе Сунион, один из самых впечатляющих образов греческой архитектуры. Мощные колонны храма, стоящие на мысе, открытом всем ветрам, представляют собой незабываемое зрелище. Храм расположен в 69 км от Афин.

Храм Диметры в Элевсине - древний храм, посвященный таинственному культу богини Деметры и ее дочери Персефоны. Здесь происходили знаменитые Элевсинские мистерии: о совершавшихся там обрядах знали все, однако детали церемониала и священные тексты передавались их уст в уста, записывать их запрещалось. Поэтому суть мистерии неизвестна современным ученым до сих пор. При храме имеется археологический музей. Храм расположен в 22 км от Афин.

Монастырь Дафни находится в 11 км от Афин. Построен на месте бывшего святилища Аполлона и окружен крепостной оградой. Церковь 11 века очень живописна снаружи и привлекательна своими мозаиками, украшающими ее интерьер.

Недалеко располагается пещера Кутуки. Естественная пещера с несколькими залами в окрестностях городка Пеании. Взору посетителя предстают красивейшие сталактиты и сталагмиты разнообразных форм.

Любители активного отдыха могут заняться верховой ездой, альпинизмом, теннисом, парусным спортом. В Глифаде есть гольф-клуб.

Озеро Вольямени - чудо природы. Оно на 50 сантиметров находится выше уровня моря и постоянно выходит из берегов, из-за наполняющих его вод горячих источников. Воды озера обладают лечебными свойствами, купаться здесь можно круглый год.

Пирей - главный порт страны с древних времен. Сейчас это красивый город, славится своими рыбными ресторанами и увеселительными заведениями. Летом работает летний открытый театр Кастеллы («Веакио»), а зимой можно посетить Пирейский городской театр.

Великолепны пляжи Палео-Фалиро, Каламаки, Глифада, Вула, Кавури, Вульягмени, Варкиза, Лагониси.

Курорт Палио Фалиро расположен в непосредственной близости от моря. Удобное расположение, близость к центру и морю делают этот район привлекательным для любителей активного отдыха. К услугам туристов: пляжи, рыбные и мясные таверны, рестораны, ночные клубы, яхт-клубы, кафе и бары. Здесь Вы найдете все, что нужно для комфортабельного отдыха на море.

Курорт Глифада - один из самых фешенебельных прибрежных районов Афин, расположен в 15 км от центра, излюбленное место отдыха для самих греков и туристов. Здесь сосредоточено большое количество гостиниц, ресторанов, баров, таверн, спортивных центров и ночных клубов. На побережье находится «Луна-парк». В Глифаде отличный шоппинг: много больших торговых центров и бутиков. Чтобы добраться до центра Афин, Вам потребуется всего 20 минут на автобусе.

Курорт Вульягмени - расположен в зеленой бухте в 24 км от центра Афин, на берегу моря. Это живописный фешенебельный район с комфортабельными пляжами, рыбными и мясными тавернами, ресторанами, барами, яхт-клубами, обилием зелени - один из самых популярных курортов среди туристов. На рейсовом автобусе до центра Афин можно добраться за 35 мин. В Вульягмени находится уникальное радоновое озеро.

Курорты Кавури, Варкиза, Вула - эти курортные районы следуют один за другим, вдоль шоссе, ведущего к мысу Сунион и храму Посейдона. Здесь имеются пляжи, кафе, таверны, рестораны и прочие развлекательные заведения. Обильные хвойные рощи, раскинувшиеся вдоль побережья, придают воздуху уникальные свойства.

Курорт Лагонисси - роскошный полуостров Лагонисси очаровывает живописными ландшафтами и лазурными морскими водами. Привлекательное соседство с Афинами (до столицы Греции можно добраться на автобусе) делает этот полуостров таким притягательным для туристов. Неглубокое побережье Лагонисси отлично подойдет тем, кто отдыхает с детьми, поэтому для семейного отдыха этот курорт идеален. Отдыхая в Лагонисси, Вы легко можете ознакомиться с достопримечательностями Афин.

Курорт Анависсос - живописный зеленый поселок на южном побережье Аттики, лежащий в 49 км от мыса Сунион. Это прекрасное место для отпуска. Он привлекает туристов природой изумительной красоты, чистым морем и песчаными пляжами.
Этот уголок очень любят сами греки. Свидетельство тому - множество дач, в том числе и правительственных. Удобное расположение позволяет не только отдохнуть, но и ознакомиться с достопримечательностями Греции. А мелкое море и удобный берег создали хорошую атмосферу для семейного отдыха с маленькими детьми.

Сунион - курорт на одноименном мысе. Мыс Сунион, или мыс Колонес, является одним из самых восточных мысов Аттики, вытянутых в сторону Эгейского моря. В древние времена здесь был построен храм, посвященный богу моря Посейдона. Мыс Сунион (Sounio) - это достопримечательность афинской Аттики, красивейшая и плодородная земля. Здесь мягкий климат, щедрые почвы с оливковыми рощами, чистое побережье и прекрасный вид на окружающие острова.
Курорт Сунион расположен недалеко от столицы Греции, благодаря чему здесь большое историческое наследие и бурное развитие отельной инфраструктуры. Сунион - дорогой и ухоженный курорт, песчаные пляжи которого подарят незабываемые впечатления от моря, солнца и Греции.

Курорты Мати - Неа Макри - пожалуй, самые популярные курорты в восточной части Аттики. Эти курорты разместились в районе Марафонской долины, где в 490 году до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва. Великолепные условия для отдыха обеспечивает здесь сама природа: прекрасные пляжи, чистое море, целебный аромат соснового бора.

Неа-Макри - один из самых первых курортов в Аттике, находится в 33 км от Афин. История Неа Макри начиналась в древние века, во времена каменного века. Сейчас этот курортный район, расположенный рядом со столицей морем, переживает экономический и туристический подъём. В Неа Макри Вы найдете много развлечений: дискотеки, ночные клубы, многочисленные бары и рестораны.

Мати - район, который расположен в 5 км от Неа Макри, в 27 км от Афин. Это тихое курортное место, подходящее для полноценного отдыха. На скалистом сосновом побережье вы найдете маленькие, скрытые от глаз ущелья с песочными пляжами.
Непосредственная близость курортов к Афинам позволит без труда выполнить "обязательную" для каждого туриста программу знакомства с достопримечательностями этого замечательного города.

Отпуск в Аттике - прекрасная возможность совместить знакомство с афинскими древностями и отдых на море.

Сегодня? Лучшие курорты и археологические памятники Аттики .

Древнейший период в исторической жизни Аттики , ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

Конец раздробленности Греции, по преданию, положил герой и афинский царьТесей, который объединил население вокруг Афин и учредил один общий совет. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини Афины всенародное празднество синойкии (объединения).

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику .

У древних афинян существовало суровое долговое право, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и свободой самого себя и членов своей семьи. Несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

Смоковницы (инжирные деревья) в Аттике росли в огромном количестве и давали такое множество плодов, что они даже вошли в пословицу как нечто бесполезное, чего родится очень много. Подобная пословица существовала в отношении сов, гнездящихся в окрестностях Акрополя.

Аттика - это район, ограниченный с юга Эгейским морем. Его прихотливая конфигурация свидетельствует о существовании множества бухт, заливов и мысов. Земля здесь обрабатывалась с незапамятных времен. Сама богиня Афина спорила за обладание Аттикой с могущественным Посейдоном и выиграла этот спор, принеся в дар людям оливу. Аттика знаменита с глубокой древности мягким, теплым климатом , здесь расположено большое количество античных памятников. Именно близость к столице и обусловила бурное развитие этого района практически во все времена греческой истории.

Пригодную для питья воду доставляли, кроме рек Илисса и Кефиса, только источники Панопа и Каллирроя. Лишь император Адриан (117-138) устроил водопровод для восточной части города. Надзиратель за колодцами был важным лицом, наблюдавшим за тем, чтобы никто не отводил воды, не имея права на это.

Отдельно надо сказать о замечательно сохранившихся памятниках античной архитектуры Аттики . Пожалуй, самый известный из них – это храм Посейдона, расположенный на мысе Сунион. Храм состоит из колонн, расположенных на расстоянии 70 метров. Большой храм, стоящий на мысе, где гуляют только ветра, оставляет незабываемое впечатление. Стоило бы посетить древний храм Деметры в Элевсине, находящийся в 22 км от Афин , посвященный тайному культу богини Деметры и ее очаровательной дочери Персефоны.

Основные курорты Аттической Ривьеры - Палио Фалиро, Глифада, Вульягмени, Вула, Кавури, Варкиза, Лагонисси, Анависсос, мыс Сунион, Мати, Неа Макри. И, конечно же, остров Эвия - с его шикарными курортами Еретрия, Амаринтос, Эдипсос

Классические символы Афин — величественный Акрополь , Парфенон , храм Зевса , театр Диониса , одеон Ирода Аттики. Ежегодно тысячи туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы посетить знаменитые районы Плака , Монастираки , Синтагма , полюбоваться величественной красотой гор и изобилием пляжей.

Грандиозные памятники архитектуры Афин заслуживают особого внимания, так же, как и многочисленные музеи города.

Найдите время прогуляться по пешеходной зоне в историческом центре города, чтобы полюбоваться богатой коллекцией сокровищ Национального археологического музея и посетить священный Акрополь — главную достопримечательность для многих туристов. Прекрасный архитектурный комплекс включает несколько древних храмов, святилищ и культовых сооружений, уцелевшие фрагменты которых позволяют в полной мере насладиться величием этих мест.

В центральной части афинского Акрополя находится еще одно уникальное архитектурное сооружениехрам Парфенон , поражающий своими размерами, возрастом и великолепием. Сегодня этот наиболее известный памятник античной архитектуры, построенный в честь богини Афины, хорошо виден из любой точки города.

Всего в полукилометре от Акрополя находится самый большой храм Греции — храм Зевса или Олимпейон. О былой славе великого памятника греческой истории напоминают 14 огромных мраморных колонн, высота которых достигает почти 20 метров. Изящные развалины храма Зевса и окружающие его руины других античных сооружений особенно прекрасны в ночное время, благодаря живописной подсветке.

Одна из самых известных природных достопримечательностей региона — гора Имиттос — расположена на востоке Афин. На вершине горного массива, притаившись за кипарисовыми лесами, расположились удивительные монастыри с целебными источниками и причудливыми пещерами. Здесь вас встретит обилие пешеходных дорожек, мест для катания на горных велосипедах и скалолазания, и уединенных уголков. Попасть в Аттику — значит обязательно подняться на эту гору: захватывающий дух вид на весь город Афины вам обеспечен.

Не откажите себе в удовольствии посетить древний храм Посейдона — уникальную постройку, расположенную на живописном мысе Сунион. С этим культовым сооружением связано немало легенд и интересных историй. Некоторые из стройных дорических колонн храма, обрамляющих величественное строение, сохранились до наших дней.

Посетите древнегреческий храм богини Деметры в Элевсине — в его музее собраны исторические артефакты самых разных эпох. По большей части территории комплекса можно свободно прогуливаться, любуясь древними руинами.

В 10 километрах от Афин расположен монастырь Дафни — строение, возведенное в VI веке и признанное одним из величайших шедевров эпохи средневизантийского периода. Древний монастырь-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, славится прекрасными внутренними мозаиками и фресками.

Древнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид, Геродот и в одном из своих диалогов Платон подчеркивают, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами - аттическая земля была для них не мачехой, а родной матерью. Эта область вследствие скудости почвы не привлекла завоевателей, утверждает Фукидид, дорийское вторжение ее не затронуло. В дальнейшем же, когда расцвела афинская государственность, в Аттику стали стекаться выходцы из других мест, умножая ее население и способствуя своим трудом росту ее благосостояния.

В представлениях последующих афинских поколений древнейшие социальные установления, сохранившиеся в виде пережитков и в более позднее и значительно лучше нам известное время, явились результатом деятельности ряда легендарных царей. Так, например, мифический царь Ион разделил, по преданию, все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь подразделявшиеся на 30 родов, в роде же было по 30 семей, так что всего в древней Аттике было 10 800 семей.

Свидетельством прежней разобщенности населения могут служить развалины многочисленных укреплений, некогда окружавших постоянно враждовавшие друг с другом родовые поселки. Следы такого рода укреплений до сих пор обнаруживаются при раскопках, производимых в различных пунктах Аттики.

Таким образом, здесь мы встречаемся с типичной для эпохи родового строя социальной структурой, закономерно порожденной всей совокупностью исторических условий того времени. Для древней Аттики характерна и другая типичная для эпохи господства родовых отношений черта - родоплеменная раздробленность. По афинским преданиям, на территории Аттики в древнейшие времена находилось 12 отдельных, обособленных и не зависимых друг от друга родовых общин.

Конец этой раздробленности, по преданию, также был положен мифическим афинским царем Тесеем, который объединил население всей этой области вокруг Афин и учредил один общий для всех совет и один пританей. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини [Афины] всенародное празднество синойкии [объединения]».

В исторической действительности процесс объединения Аттики, по-видимому, занял не меньше двух-трех столетий. Можно думать, что в течение IX-VIII вв. до н. э. к Афинам в результате напряженной борьбы присоединилась Паралия - прибрежная часть Аттики. После этого местный культ бога Посейдона был перенесен в афинский акрополь. Вслед за тем была присоединена Диакрия - горный район на севере страны. Отсюда в Афины был перенесен культ Тесея. Дольше всех сохраняла свою независимость юго-западная часть Аттики - область Элевсина с ее знаменитым храмом богини Деметры.

Судя по дошедшему до нас гимну в честь Деметры, Элевсин в VII в. до н. э. все еще продолжал сохранять независимость и, отстаивая ее, вел ожесточенную борьбу с афинянами. Афинский синойкизм явился, таким образом, длительным процессом, обусловленным существенными изменениями в строе прежних общественных отношений. Развитие производительных сил общества и связанных с ними производственных отношений породили потребность в объединениях более широкого характера, выходящих за пределы прежних родоплеменных организаций.

К VII в. до н. э. в Аттике возникают предпосылки для становления в ней классового строя и государства. Для его изучения мы располагаем уже несравненно более широким кругом источников. Первое место среди них, безусловно, занимает «Афинская полития» Аристотеля, долгое время считавшаяся навсегда утраченной и неожиданно вновь обретенная в виде рукописи на четырех листах папируса, найденной среди других папирусов, привезенных в 1890 г. в Британский музей из Египта.

«Афинская полития» Аристотеля - единственное дошедшее до нашего времени сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин начиная с VII в. до н. э. Аристотеля существенно дополняют свидетельства об отдельных событиях афинской истории раннего времени Геродота, Фукидида, Диодора Сицилийского, Плутарха и других античных авторов, а также некоторые, правда, немногочисленные, надписи, монеты и археологический материал.

На основании всех этих данных можно заключить, что афинская община начала рассматриваемого периода была в основном земледельческой. Ремесла и торговля были развиты относительно слабо. Тем не менее социально-имущественное расслоение достигло значительной глубины. Могущественная родовая аристократия - эвпатриды («происходящие от благородных отцов») сосредоточили в своих руках лучшие земли.

Значительная часть остального населения оказалась в зависимости от них. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей. Да и ссуды обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона».

Иными словами, у афинян VII в. существовало суровое долговое право, хорошо знакомое древности, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, и свободой членов своей семьи; несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев. Потребность крупных, по аттическим масштабам, землевладельцев-аристократов в рабочей силе, таким образом, удовлетворялась преимущественно за счет труда зависимых от них бедняков и труда рабов, рекрутировавшихся благодаря долговой кабале из среды ранее свободных членов той же общины. Это подтачивало силы общины.

Страницы: 1 2