Перелеты

Командный центр рвсн «косьвинский камень. Горный массив Конжаковский Камень

Конжаковский камень, относящийся к Северному Уралу, является самой высокой горой в Свердловской области. Его вершина достигает отметки 1569 метров. Каждый год эту вершину посещают тысячи туристов со всей страны и зарубежья. Неудивительно – ландшафты здесь действительно великолепные. Чаще всего туристы называют гору коротко и по-свойски – Конжак.

Происхождение названия

Впервые Конжаковский камень упоминается в источниках восемнадцатого века вместе с рекой Конжаковка, являющейся притоком реки Лобва. Как писал Э.К.Гофман – руководитель Североуральской экспедиции, отправленной Русским географическим обществом, гора обязана своим названием вогулу Кожнакову, который поставил у подножья горы юрту и жил в ней, занимаясь охотой.

Описание горы

Конжаковский камень это крупный горный массив, имеющий несколько вершин. В первую очередь это, собственно, Конжаковский камень. Следующим идёт Тылайский Камень с высотой 1471 метр, потом Острая Косьва – 1403 метра, Серебрянский камень – 1305 метров, Северный Иов – 1263 метра и, наконец, Трапеция — 1253 метра.

Большая часть склонов покрытая курумниками, имеющими различную величину. Наиболее часто встречаются породы габбро, пироксениты и дуниты. Отчетливо здесь прослеживается зональность – лес сменяет лесотундра, а вершины покрыты горной тундрой. На склонах горы в лесной зоне произрастает большое количество кедров. Здесь следует быть осторожным – в некоторых местах можно наткнуться на магнитные аномалии, доставляющие немало хлопот туристам, ориентирующимся по компасам.

Погода здесь, как это чаще всего бывает в горах, довольно переменчивая. Причем солнечная, безветренная погода бывает очень редко. Зато дожди поливают склоны практически ежедневно. Неслучайно среди местных туристов пользуется популярностью шуточная примета – если Конжак виден, значит будет дождь. А если его не видно – значит дождь уже идёт.

За зиму склоны покрываются большим количеством снега. В некоторых местах он лежит всё лето.

Подъем на верхнюю точку Конжаковского камня тяжелый и долгий. Неподготовленные люди, поднявшись на вершину, потом несколько дней жалуются на боль в ногах. Каждый шаг кажется, что вершина уже совсем рядом. Но, поднявшись на несколько десятков метров, турист вновь убеждается, что до цели путешествия ещё далеко. На высшей точки Конжака установлен треножник из металлического профиля с российским флагом. Также под ним оставлены разные вымпела, гиря весом 24 кг с отломанной ручкой, а также ряд других памятных предметов. Когда-то здесь лежала, вызывая у туристов немалое удивление, крышка канализационного люка.

Взобравшись на вершину Конжака, самые упорные любители гор вознаграждены великолепием раскрывшейся панорамы. Если погода будет сопутствовать, и вы не столкнетесь с дождем и тучами, то открывшийся вид запомнится на всю жизнь. Особенно изящно смотрятся скалы Серебряного камня. На многих производит неизгладимое впечатление конус Косьвинского камня. Ходят слухи, что именно в недрах этого скального массива находится загадочный бункер, построенный военными. Некоторые даже утверждают, что именно здесь расположен центр управления РВСН системы «Периметр», благодаря которой Россия может обрушить весь ядерный потенциал на любую точку мира. Основанием для этих предположений являются особые свойства горных пород, из которых состоит Косьвинский камень.

Хотя Конжакский камень является поистине уникальным и символичным (именно здесь находится – высшая точка Свердловская области), статус памятника природы ему так и не присвоен.

Иовский провал

Посетив Конжак, обязательно следует побывать и на Иовском провале – его координаты: N 59º 38.104´ E 059º 10.358´. Здесь плато резко обрывается с восточной стороны.

Именно Иовский провал является одним из немногочисленных ледниковых цирков, сохранившихся в этих краях. Провал имеет глубину в 300 метров при средней крутизне склонов в 35 градусов. На поверхности видны породы разных цветов (светлый оттенок некоторых из них создает иллюзию освещенности солнцем). В некоторых местах можно увидеть удивительно гладкие стены – будто отполированные.

По дну каньона протекает река Полудневая. Здесь даже в самое жаркое лето не тают окончательно лёд и снег. Небольшие водопады, срывающиеся с обрывов, образованы ручьями, которые стекают в провал. Хотя название у каньона довольно грозное, в него вполне можно спуститься – склоны не слишком отвесные. А вот зимой здесь куда опаснее – спускаться пешком или на лыжах следует очень осторожно. Незамеченный провал может обернуться трагедией. Прецедентов было немало.

Увы, сегодня над этой красотой нависла серьёзная угроза. Если уральцы и туристы со всей России не выявят готовность к защите Конжака, то на его месте появится карьер. Дело в том, что предприятие «Дуниты Среднего Урала» может приступить к добыче дунитов, причем открытым способом. Изначально работы должны были начаться в 2014 году. А разрешение на их работы подписано ещё в 2007 году. Правда, широкая общественность узнала об этом лишь недавно. Эксперты оценивают запасы Иовского месторождения в 20 миллионов тонн дунитов. Таких залежей хватит, чтобы месторождение работало до 30 лет.

Конечно, такие планы вызвали у общественности бурю негодования. В первую очередь среди экологов и туристов. Сегодня промышленники не начали разработку, но могут приступить к ней в любой момент.

Ежегодно в первую субботу июля здесь собирается большое количество людей. Именно в этот день проводится горный марафон «Конжак». Впервые его провели ещё в 1996 году. Участники приезжают сюда не просто со всей Свердловской области и России – много здесь любителей горного спорта и из зарубежья.

О Конжаке слагают песни, пишут картины, сочиняют стихи. А самое популярное место, где останавливаются туристы, получило название Поляна художников.

Как добраться до Конжака?

Дорогу на Конжакский камень лучше всего преодолеть на своем автомобиле. Сначала ехать по Серовской трассе от Екатеринбурга. Не доезжая Серового, свернуть на Североуральск, а потом – в Карпинск. Миновав его, вы окажетесь на грунтовке – по ней можно доехать до Кытлыма. Дороги здесь плохие, поэтому ехать следует осторожно. Расстояние от Карпинска до Конжака небольшое – всего 50 км. Но из-за плохой дороги путь занимает до 2 часов. Вообще расстояние от Екатеринбурга до предгорий Конжака – около 450 километров.

Галерея






Конжаковский камень – одна из красивых вершин Северного Урала. Высота горы 1569м. В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а выше к вершине идет тундра и каменные россыпи. Каждый год в июле здесь проходит , который собирает более тысячи участников. Рядом также находятся вершины Серебрянский камень и Косьвинский камень.

2. Для наглядности я нарисовал схему тропы на Конжаковский камень (красная линия)

Как добраться до Конжака?

Наиболее удобный вариант добираться на автомобиле. Можно, конечно, ехать на автобусах или электричке до Краснотурьинска, потом до Карпинска, далее ловить попутку в сторону поселка Кытлым – но это очень долгий способ. Итак, от Карпинска до Кытлыма идет грунтовая дорога. На 50-м километре, у Катышёрских лугов, протекает река Катышёр, здесь и находится начало тропы.

Короткое описание тропы (см. карту):

Тропа проходит от Катышёрских лугов до самой вершины (21 км в одну сторону), она маркирована километровыми табличками и марафонскими красными флажками. Не доезжая пару сотен до реки Катышёр, справа вглубь леса идет грунтовая дорога. По ней идти до развилки 4км, здесь повернуть налево. Далее прямо до леса. До этого места возможно доехать на внедорожнике.

Далее по лесу через мост на реке Конжаковка до поляны Художников. В этой части тропы лес постепенно заканчивается, и начинается тундра. Отсюда начинается трудный подъем до Иовского плато. После еще несколько километров по каменистым россыпям до вершины Конжака.

Популярные варианты похода на Конжак:

1. Вариант для выносливых. Оставить машину на Катышерских лугах, разбить лагерь. Отсюда пешком налегке дойти до вершины Конжака, а это 21км в одну сторону. Дорога туда-сюда займет 11-13 часов. Именно так бегут спортсмены марафонцы (лучшее время марафона – 3 часа)

2. Обычный вариант. Оставить машину на Катышёрских лугах. Далее пешком до точки «поляна Художников» (14км). Разбить лагерь. Здесь есть вода и удобные места для палаток. На следующий день налегке подняться на вершину Конжака (7км в одну сторону).

Если у вас внедорожник, то вы можете сократить путь к вершине на 7 км, проехав по лесной дороге до точки «стоянка для авто» (см. карту)

3. Дорога Карпинск-Кытлым

4. Восьмой километр тропы. Пихтовый лес.

5. Маркированная тропа на Иовском плато

6. В начале лета на склоне можно увидеть снег

7. Альпийские луга с зеленой травкой на Иовском плато. Вдалеке видно Иовский провал

8. Фото с горного марафона

Конжаковский Камень – самая высокая гора Свердловской области. Высота – 1569 метров. Относится к Северному Уралу . Ежегодно здесь бывают тысячи туристов со всего Урала (и не только). Ландшафты здесь поистине великолепны! Туристы обычно называют гору кратко и просто – Конжак.

Происхождение названия Конжаковского Камня

Вместе с речкой Конжаковка (приток реки Лобва) гора упоминается еще в источниках XVIII века. Начальник Североуральской экспедиции Русского географического общества Э.К. Гофман, побывавший на вершине 3 июля 1853 года, писал, что гора получила название по имени вогула Конжакова, «который у подножья ее имел свою юрту и занимался на ней охотой».

Описание горы Конжаковский Камень

Конжаковский Камень представляет собой большой горный массив, состоящий из нескольких вершин: Конжаковский Камень (1569 м), Трапеция (1253 м), Южный Иов (Дюпарков Камень) (1311 м), Северный Иов (1263 м), Тылайский Камень (1471 м), Острая Косьва (1403 м), Серебрянский Камень (1305 м) и других.

Склоны покрыты курумниками различной величины. Основные породы: пироксениты, дуниты и габбро. Здесь хорошо прослеживается высотная зональность: леса сменяются лесотундрой, а затем и горной тундрой. В лесах на склонах растет много кедров. Между прочим, местами на Конжаковском Камне встречаются магнитные аномалии, которые могут сбить ориентирующихся по компасу туристов.

Погода на Конжаковском Камне, как и во всяких горах, переменчивая. Хорошую, солнечную погоду поймать здесь непросто. Дожди бывают практически каждый день. Неспроста появилась шуточная примета: если виден Конжак - будет дождь, если не виден – значит он уже идет.

Зимой на горах выпадает очень много снега. Местами он не тает все лето.

В 1720-40-е годы на склонах Конжаковского Камня работало четыре рудника с общим названием Конжаковские. Добываемую медную руду отправляли на Лялинский медеплавильный завод.

Подъем на вершину Конжаковского Камня долгий и довольно тяжелый. У неподготовленных людей потом еще несколько дней болят ноги. Кажется, что вот, уже вершина. Но, поднявшись, открываются все новые и новые подъемы. Высшая точка Конжака с высотой 1569 метров находится на вершине небольших скал.

Здесь установлен металлический треножник с российским флагом, под ним лежат различные вымпела, гиря со сломанной ручкой весом 24 кг и прочие артефакты. Раньше здесь был еще и канализационный люк, вызывавший удивление у туристов.

Участники проекта "Ураловед" на вершине Конжака

С вершины и склонов Конжака открываются потрясающие панорамы. Если повезет с погодой, то вы будете вспоминать их еще долго! Куда ни посмотришь – кругом горы. Особенно красивы скальные зубцы Серебрянского Камня и конус Косьвинского Камня. Кстати, в недрах Косьвинского Камня военными построен загадочный бункер. По некоторой информации, там находится центр боевого управления РВСН системы «Периметр», откуда Россия может нанести ядерный удар по миру. Расположение его именно здесь связано с особыми свойствами гор­ных пород, слагающих Косьвинский Камень.

Несмотря на свою уникальность и символичность (все же высшая точка области), Конжаковский Камень не имеет статуса памятника природы .

На вершине Конжаковского Камня. Вид в сторону Косьвинского Камня

Путь на вершину Конжака частично проходит по краю Иовского плато . Оно представляет собой большую, частично заболоченную поляну на высоте 1100-1200 метров, окруженную каменистыми склонами.

В прошлом здесь хорошо поработали геологи. От них осталось лежать много железного хлама (трубы, вагонетки, детали буров, остатки механизмов и прочее), ямы и небольшое мелководное озерко (озеро Геологов, высота 1125 м). В грозу здесь лучше не оказываться – валяющиеся здесь железки хорошо притягивают молнии.

Озеро Геологов

Будучи на Конжаке, стоит дойти до Иовского провала (Иовской пропасти) . Плато здесь резко обрывается на восток.

GPS-координаты Иовского провала: N 59º 38.104´ E 059º 10.358´.

Иовский провал - один из немногих сохранившихся на Северном Урале ледниковых цирков. Глубина провала – 300 метров, средняя крутизна склонов – 35 градусов. На поверхность выходят разноцветные породы (некоторые из них за счет светлого оттенка создают иллюзию, что на них светит солнце). Местами стенки провала совсем гладкие, словно отполированные.

Внизу, в каньоне, течет речка Полудневая. Даже летом местами лежит снег и лед. Стекающие в провал ручьи образуют небольшие водопады. Несмотря на грозное название, на дно провала вполне можно спуститься. Склоны не такие уж отвесные. Куда опаснее зимой, когда, зазевавшись или не заметив провал в плохую погоду, можно скатиться вниз на лыжах. Тогда может случиться и трагедия. Говорят, что такие случаи уже бывали.

Вскоре эта красота будет навсегда уничтожена, здесь появится карьер. В 2018 году предприятие «Дуниты Среднего Урала» начало добычу дунитов открытым способом. Запасы Иовского месторождения оцениваются в 20 млн тонн дунитов. Этого должно хватить лет на 30.

Следы былого присутствия геологов на Иовском плато

Горняки считают, что карьером на Иовском плато несут туристам лишь благо. Ну а на природу им наплевать.

«Туристы смогут получить медицинскую помощь в случае травмы. Кроме разработки месторождения будет еще и дорога до карьера. А дорога – это перспективы развития. Сейчас Конжак посещает горстка людей, ничтожное количество туристов. Когда появится дорога, горой будут любоваться даже люди с ограниченными возможностями», - поведал «Вечерним ведомостям» директор «Дунитов» Николай Кузьмин.

Каждый год в первую субботу июля на Конжаке очень многолюдно. Начиная с 1996 года, здесь проходит горный марафон «Конжак» . На него съезжаются участники со всего Урала, России и даже из других стран.

Для многих Конжак – источник вдохновения. О нем слагают песни, здесь пишут картины. Неспроста излюбленное место стоянки туристов называется Поляной художников.

Интересны и окрестности Конжаковского Камня. Куда ни взглянешь – кругом горы, по которым можно ходить и ходить.

Экспедиция Э.К. Гофмана на Конжаковском Камне

Летом 1853 года Конжаковский Камень посетила экспедиция известного геолога Э.К. Гофмана, работавшая над созданием геологической карты Урала. Отчет об этом был опубликован в «Горном журнале» , вып. 5, 1865 г.

«Так как никто из проводников не знал дальше дороги на Конжаковский камень и так как виденные вершины гор имели другую форму, нежели с какой они представлялись из Богословска, то мы решились подняться на какую-нибудь возвышенность, чтоб с вершины ее сделать обзор и таким образом ориентироваться…

Весь кряж и небольшая вершина Конжаковского камня еще лежали от нас на западе. Конжаковским камнем зовется целый ряд гор, тянущийся с SO к NW. Самая высокая сопка лежит в средине, воздымаясь над соседственными сопками, которые зубчатыми ребрами примыкают к ней с SO и NW…

Весь путь лежал чрез целые поля осыпей, которые нас очень утомили… Так как главную сопку нам приходилось достигнуть очень поздно, и так как она лежит выше границы деревьев, которые могли бы нам служить топливом, то мы решили в 5 или 6 верстах от этой вершины разбить палатку, непосредственно у северной границы леса…

В 12 ½ часов мы достигли самой главной вершины и водрузили на ней крест, который был вырублен одним из проводников на границе леса и принесен сюда… Кроме нескольких диких оленей, тотчас скрывавшихся при нашем приближении, мы не видели тут никакого живущего существа, за исключением разве назойливых мух, следовавших за нами может быть с привала».

Александр Бурак . Конжаковский Камень. 1956 г.

Как добраться до Конжаковского Камня (Конжака)?

Чтобы попасть на высшую точку Свердловской области - на Конжаковский Камень, на автомобиле нужно ехать из Екатеринбурга по Серовской трассе, повернуть перед Серовом на Североуральск, затем свернуть в Карпинск (смотрите карту ниже). Проехав через город Карпинск , попадаете на дорогу до Кытлыма. В прошлом сюда шла плохая грунтовка, недавно построена асфальтированная дорога. Примерно в 50 км от Карпинска расположена база отдыха «Конжаковский камень», где можно оставить автомобиль и отправиться далее пешком по "марафонке". Расстояние от Екатеринбурга – 445 км.

Добраться сюда можно и на общественном транспорте: на автобусе из Екатеринбурга до Карпинска, затем до автобусе Карпинск – Кытлым (но он ходит редко, не каждый день).

Обычно на Конжаковский Камень поднимаются по так называемой «марафонке» - по трассе горного марафона «Конжак». Она начинается от автомобильной дороги Карпинск – Кытлым, не доезжая 5 км до поселка Кытлым.

GPS-координаты начала «марафонки»: N 59º 31.974´ E 059º 15.987´. На всем протяжении она промаркирована, также имеются таблички с отчетом километров.

От начала «марафонки» до Поляны художников на берегу речки Конжаковки - 14 км (там удобнее всего разбить лагерь и подняться далее налегке), а до вершины - 21 километр. Расстояние до вершины, не спеша, занимает часов семь. Почти весь путь - в гору, а после Поляны художников еще и по курумникам.

GPS-координаты вершины Конжаковского Камня: N 59º 37.921´ E 059º 08.089´ (или 59.632017º, 59.134817º).

С 2017 года ходить пешком на Конжаковский и Серебрянский Камни стали единицы. Теперь большинство предпочитает заезжать на машинах на Конжак по технологической дороге, построенной Кузьминым для уничтожения Иовского плато с целью добычи дунитов. Отсюда до вершины остается всего ничего. Поток туристов существенно вырос, а вместе с тем появились любители побухать на природе и мусор.

Путешествуя по Уралу, берегите природу! Удачных поездок!

Поход к Конжаковскому камню - один из популярных туристических маршрутов, доступный, в силу своей удаленности, преимущественно для пеших туристов. Протяженность пешей части тропы составляет порядка 21 километра в одну сторону. Тропа на Конжак проходит через Иовское плато.

Иовское плато - горное плато, расположенное на высоте от 1100 до 1200 метров над уровнем моря, у подножья горы Конжаковский камень. Плато интересно не только открывающимся с него видом на окрестности, но и обильным "разнотравьем". В период активного цветения трав, плато становится похожим на зеленый, переливающийся разными красками ковер...





Гуляя по плато, собственно как и по всему горному массиву, необходимо соблюдать осторожность: травы и мох растут на камнях - курумнике, обволакивая камень и пространство между камнями, - вполне можно оступиться и пораниться. В период таяния снегов и после дождей между камнями обильными ручьями течет вода, направляясь с нижней точке Иовского плато, Иовскому провалу, пополняя берущую здесь начало реку Иов...






На плато, особенно с высоты предгорья Конжаковского камня, виден небольшой пятачок - озерцо. Озеро это не простое. Когда - то, лет 200 назад, на месте озера был карьер, в котором добывали платину.

Найденные у подножья горы, на территории Иовского плато залежи дунита, положили начало разработке карьера, и как следствие, прокладку дороги для перевозки добываемого материала. К слову, дуниты - горная порода, состоящая из оливина с примесью хромита, используемая в промышленности в качестве огнеупорного материала. Предполагается, что карьер будет в диаметре не более 500 метров, глубиной до 30 метров.

На фотографиях отчетливо видны очертания будущего карьера (нажми на фотографию для увеличения)....






Собственно, наличие дороги, пока не закрытой для обычных туристов, позволило осуществить авто-поездку практически до подножья Конжаковского камня.

Гора Конжаковский камень, расположенный в южной части Северного Урала, на территории Свердловской области, - одна из высочайших вершин Уральского хребта. Высота горы составляет 1569 метров. Предгорья Конжаковского камня покрыты густым хвойным лесом, постепенно исчезающем по мере подъема к вершине горы. Начиная, примерно с высоты 900 - 1000 метров, склоны горы покрыты уже горной тундрой и каменными россыпями - курумником.






Название горы связывают с именем охотника - вогула Конжакова, юрта которого много лет назад стояла у основания горы.






Подъем на гору не требует специальной спортивной подготовки, но определенная физическая выносливость вам не помешает. Тропа идет и по ровной дорожке, и по курумнику. В отдельных местах приходится передвигаться, прыгая с камня на камень, и даже подниматься вверх по каменному массиву. В июне на Конжаке еще лежит снег, поэтому часть тропы идет и по скользкому проваливающемуся снегу. Лучше, да и надежнее идти по промаркированной тропе.






С Конжаковского камня открывается превосходный вид на окрестности. В ясную погоду весь хребет и ущелья видны как на ладони.

Не менее красивые виды открываются и по дороге к Конжаковскому камню.






Погодные условия тоже впечатляют: в течение часа можно попасть и в плотный облачный фронт, и увидеть радугу, широко раскинувшуюся над горами Северного Урала.

Дорога к Конжаковскому камню

Дорога к Конжаковскому камню больше подходит для внедорожников, у подножья горы были замечены Nissan X-Trail и Toyota RAV. По дороге также была встречена и ВАЗовская "шестерка"...






Во время интенсивного дождя, а также во время интенсивного таяния снега, дорога местами превращается практически в горную реку.






Местами на обочинах дороги, особенно с затемненной стороны горы, лежит снег.

Как проехать к Конжаковскому камню на машине, координаты GPS

Координаты Конжаковского камня: N 59º37,915´; E 59º08,052’.

Кержаки - представители старообрядчества, носители культуры северорусского типа. Являются этноконфессиональной группой русских. В 1720-х годах после разгрома Керженских скитов бежали на восток в Пермскую губернию, спасаясь от политических и религиозных преследований. Всегда вели довольно замкнутый общинный образ жизни из-за строгих религиозных правил, традиционной культуры.

Кержаки - это одни из первых русскоязычных жителей Сибири. Здесь народ был основой алтайских каменщиков, они противопоставляли себя «расейским» (российским) более поздним переселенцам Сибири. Но постепенно из-за общего с ними происхождения почти полностью были ассимилированы. Позже кержаками называли уже всех старообрядцев. В глухих местах по сей день есть кержацкие заимки, которые практически не контактируют с внешним миром.

Где живут

С Урала народ расселился по всей Сибири, до Дальнего востока и Алтая. В Западной Сибири народ основал села в Новосибирской области: Козловка, Макаровка, Бергуль, Морозовка, Платоновка. Последних двух уже не существует. Сегодня потомки кержаков проживают в России, за рубежом.

Название

Этноним «кержаки» происходит от наименования реки Керженец, которая располагается в Нижегородской области.

Численность

По причине советских преобразований общества, влияния на него таких факторов как коллективизация, атеизм, раскулачивание, индустриализация, многие потомки кержаков перестали соблюдать древние традиции. Сегодня они относят себя к общерусскому этносу, живут не только по всей территории России, но и за рубежом. По переписи населения, проведенной в 2002 году, к кержакам себя причислили лишь 18 человек.

Религия

Народ верил в Святую Троицу православной церкви, но в своей религии сохранял веру в различных нечистых духов: домовых, водяных, леших и пр. «Мирским» - приверженцам официального православия - не позволяли молиться на свои иконы. Вместе с христианской верой народ использовал множество тайных древних обрядов.

Каждое утро начиналось с молитвы, которую читали после умывания, затем принимали пищу, занимались делами. Перед началом всякого дела тоже произносили молитву, осеняли себя двуперстием. Перед сном возносили молитвы и только потом отходили ко сну.

Еда

Кержаки готовили по старинным рецептам. Варили различные кисели, из первых блюд ели толстые кержацкие щи на квасу с ячменной крупой. Из кислого теста делали открытые пирожки «соковые шаньги», которые смазывали конопляным соком. Из круп и репы варили каши.

Во время поста пекли рыбные пироги, примечательно, что рыбу использовали целую, а не потрошенную. Ее только чистили, натирали солью. Ели такой пирог всей семьей, на нем делали круговой надрез, снимали верхнюю «крышку», пирог разламывали на куски, рыбу ели из пирога вилками. Когда верхняя часть была съедена, тянули за голову и убирали ее вместе с костями.

Весной, когда все запасы заканчивались, начинался Великий пост, в этот период ели свежую зелень, листья с побегами полевого хвоща, горькую репку (сурепку), квашеную сныть, собирали в лесу орехи. Летом, когда начинался сенокос, заготавливали ржаной квас. На нем делали зеленую окрошку, редьку, пили с ягодами. В Успенский пост собирали урожай овощей.

На зиму кержаки заготавливали ягоды, бруснику мочили в кадках, ели с медом, квасили черемшу, ели с квасом и хлебом, квасили грибы, капусту. Семена конопли поджаривали, измельчали в ступке, добавляли воду, мед и ели с хлебом.

Внешность

Одежда

Очень долго народ сохранял приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные сарафаны из тканей (дубасы). Шили их из крашеного холста, сатина. Надевали легкие холщовые шабуры, кожаные коты.

Жизнь

Издавна занимаются земледелием, выращивают зерновые культуры, овощи, коноплю. Есть на огородах кержаков даже арбузы. Из домашних животных разводят овец, в Уймонской долине - маралов. Народ очень преуспел в торговле. На продажу идут продукты животноводства, продукция на основе рогов марала, которая считается очень полезной и целебной.

Из ремесел распространено ткачество, изготовление ковров, пошив одежды, изготовление аксессуаров, украшений, предметов быта, сувениров, плетение корзин, изготовление деревянной, берестяной посуды, гончарное, кожевенное производство. Из конопли делали мешковину, из семян отжимали масло. Занимались пчеловодством, плотничеством, кладкой печей, художественной росписью. Все свои навыки старшие передавали молодому поколению.

Жили в основном большими семьями по 18-20 человек. В одной семье проживало три поколения семьи. Семейные устои в кержацких семьях всегда были крепкими. Главой был мужчина-большак, помогала ему хозяйка-большуха, которой подчинялись все снохи. Молодая невестка без ее разрешения не делала ничего по дому. Продолжалось такое послушание, пока у нее не родится ребенок или молодые не отделятся от родителей.

Детям с раннего возраста прививали любовь к труду, уважение к старшим, терпение. Никогда не воспитывали криком, использовали поучительные пословицы, притчи, прибаутки, сказки. Народ говорил: чтобы понять, как человек жил, нужно знать, как он родился, сыграл свадьбу, умирал.


Жилище

Кержаки строили рубленые избы, с двускатными крышами, в основном стропильными. Сруб жилища состоял из пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от высоты и способа соединения бревен делали разные соединения в углах избы. К строительству жилища подходили основательно, чтобы оно стояло веками. Огораживали избу и двор деревянным забором. В качестве калитки были две доски, одна - снаружи забора, вторая - изнутри. Сначала поднимались по первой доске, переступали верхушку забора и спускались по другой доске. На территории двора располагались постройки, помещения для скота, хранения инвентаря, орудий труда, корм для скота. Иногда строили дома с крытыми дворами, делали навесы для сена «балаганы».

Обстановка внутри избы была разной, в зависимости от достатка семьи. В доме были столы, стулья, скамьи, кровати, различная посуда и утварь. Главное место в избе - это красный угол. В нем стояла божница с иконами. Обязательно божница должна располагаться в юго-восточном углу. Под ней хранились книги, лестовки - тип четок старообрядцев, выполненных в виде ленты из кожи или другого материала, сшитого в виде петли. Лестовку использовали для подсчета молитв и клонов.

Не в каждой избе были шкафы, поэтому вещи вешали на стены. Печь делали каменную, устанавливали в одном углу, немного отступая от стен во избежание пожара. По бокам печи делали два отверстия для сушки варежек, хранения серянок. Над столом были небольшие полочки-шкафчики, где хранили посуду. Освещали дома, используя следующие приспособления:

  1. лучины
  2. керосиновые лампы
  3. свечи

С чистотой жилища у кержаков было тесно связано понятие о красоте. Грязь в избе для хозяйки была стыдом. Каждую субботу женщины с раннего утра начинали уборку, тщательно все мыли, чистили песком для запаха древесины.


Культура

Важное место в фольклоре кержаков занимают лирические протяжные песни, сопровождаемые очень своеобразным ведением голоса. Именно они являются основой репертуара, к нему можно отнести некоторые свадебные, солдатские песни. Много у народа плясовых, хороводных песен, поговорки, пословицы.

У кержаков, проживающих в Белоруссии, существует своеобразный певческий стиль. На их культуру повлияла жизнь в этой стране. В пении легко можно расслышать белорусский диалект. В музыкальную культуру переселенцев вошли и некоторые жанры танцевальной музыки, например, крутуха.

Традиции

Одним из строгих религиозных правил кержаков является перекрещивание стакана, когда его принимали из чужих рук. Они верили, что в стакане могут находиться злые духи. После мытья в бане обязательно переворачивали тазы, в которые могли вселиться «банные черти». Мыться нужно до 12 часов ночи.

Крещение детей проводилось в холодной воде. Браки у народа строго разрешались только с единоверцами. Одной из особенностей кержаков является отношение к правде и данному слову. Молодым всегда говорили следующие слова:

  • иди в овин да шути там один;
  • не разжигай, туши, пока не разгорелось;
  • будешь лукавить, чёрт задавит;
  • ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись;
  • обещаха недахе - родная сестра;
  • Клевета, что уголь: не обожжет, так замарает.

Если кержак позволял себе сказать скверное слово, спеть похабную частушку, он позорил не только себя, но и всю родню. Про такого всегда брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет». Очень неприличным у народа считалось не поздороваться даже с человеком, которого мало знаешь. После того, как поздоровался, нужно приостановиться, даже если очень торопишься или занят, побеседовать с человеком.

Из пищевых особенностей следует отметить, что народ не употреблял в пищу картофель. Его даже называли по-особенному «чертово яблоко». Кержаки не пили чай, только горячую воду. Очень осуждалось пьянство, верили, что в организме хмель держится 30 лет, а умирать пьяным очень плохо, не увидишь светлого места. Осуждалось и считалось грехом курение. Курящих людей не подпускали к святым иконам, все старались общаться с ним как можно меньше. Про таких говорили: «Кто курит, тот хуже собак». Не садились за один стол с «мирскими», не пили, не ели из чужой посуды. Если во время приема пищи в дом входил иноверец, вся еда на столе считалась опоганенной.


В семьях кержаков существовали следующие правила: все молитвы, знания, заговоры обязательно нужно передать по наследству своим детям. Старшим по возрасту людям, свои знания передавать нельзя. Молитвы обязательно нужно учить наизусть. Посторонним их рассказывать нельзя, кержаки верили, что от этого молитвы теряют свою силу.

Очень важными для старообрядцев были традиции, тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложено уважение к труду, которое считается благим для земли и природы. Тяжелая жизнь кержаков, гонения, способствовали бережному отношению к земле, как к высшей ценности. Сильно осуждали лень, нерадивых хозяев. Часто таких выставляли напоказ перед большим количеством народа. Всегда заботились об урожае, здоровье семьи, скота, старались передать будущему поколению весь свой жизненный опыт. Грехом считалось сесть за грязный «поганый» стол. Каждая хозяйка перед приготовлением пищи крестила посуду, вдруг по ней прыгали черти. Если в дом приходил посторонний, после него обязательно мыли пол, вытирали дверные ручки. Гостям посуду подавали отдельную. Все это связано с правилами личной гигиены. В результате в деревнях кержаков не было эпидемий.

После работы проводились специальные обряды, которые возвращали человеку потраченные силы. Землю назвали матерью, кормилицей, хлебородницей. Кержаки считают природу живым существом, верят, что она понимает человека, помогает ему.

Трепетное отношение было у народа к огню и воде. Леса, травы и вода были в их понимании святыми. Верили, что огонь очищает тело, обновляет душу. Купание в целительных родниках считалось вторым рождением, возвращением к изначальной чистоте. Воду, которую приносили домой, набирали в речках против течения, если она предназначалась для лекарства, брали по течению, при этом произносили заговор. Кержаки никогда не пили воду из ковша, обязательно наливали ее в кружку, стакан. Строго запрещено у народа на берег реки выливать грязную воду, вывозить мусор. Выливать воду можно было только ту, которая использовалась для мытья икон, она считалась чистой.


Грехом считалось плакать, причитать на похоронах, народ верил, что покойный утонет в слезах. 40 дней после похорон нужно навещать могилу, говорить с усопшим, вспоминать его хорошим словом. Связаны с похоронной традицией родительские дни поминовения.

Кержаки, которые живут сегодня, продолжают соблюдать религиозные обряды. Много времени старшее поколение уделяет молитвам. Много в домах старообрядцев старинных икон. По сей день народ старается сохранить свои традиции, обряды, религию, нравственные устои. Они всегда понимают, что надеяться надо только на себя, свои умения и трудолюбие.