Как взлетает

Разнообразие архитектурных решений современных гостиничных комплексов. Проектирование гостиниц Входная группа гостиницы

Гостиница Украина является одной из семи Сталинских высоток Москвы . Здание гостиницы строилось ускоренными темпами к Международному Фестивалю молодежи и студентов, проведение которого было запланировано на 1957 год. Гостиница Украина в Москве первоначально включала 1000 гостиничных номеров и 254 квартиры.

Внешняя часть здания оформлена обелисками, вазами из снопов пшеницы, декоративными стенками из пятиконечных звезд. Для интерьера гостиницы также характерно пышное декоративное оформление мрамором и живописными плафонами. Гостиница Украина высотой 206 метров со шпилем, состоит из трех частей. Центральная часть гостиницы включает 34 этажа.

Гостиница расположена в важном, с точки зрения градостроительной планировки, месте у Дорогомиловской излучины Москвы-реки на набережной Тараса Шевченко. Здание возводилось еще до сооружения Ново-Арбатского моста и активного развития прилегающей части Кутузовского проспекта.

Высотка должна была стать вертикалью, отмечающей начало только заложенного Кутузовского проспекта. Согласно генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года проектируемый проспект предполагалось назвать проспектом Конституции и проходить он должен был мимо Поклонной горы через Дорогомиловский район в центр. Сейчас это Новый Арбат и Кутузовский проспект.

Архитекторы гостиницы «Украина»

Архитектором гостиницы Украина был А. Мордвинов, больше специализировавшийся на поточно-скоростном строительстве новых кварталов Москвы. Его идеи больше отвечали решению проблем с катастрофической нехваткой жилой площади для граждан Москвы.

Поэтому к работе над проектом Гостиницы Украина он привлек только что освободившегося архитектора В. Олтаржевского, который принимал участие в работе над проектом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве и был репрессирован в 1930-е годы по обвинению во вредительстве.

После смерти И. Сталина архитекторам небоскреба пришлось долго оправдываться за ее строительство. С подачи Н. Хрущева началась невероятная критика как сооружения, так архитекторов ее создавших. Большинство архитекторов, принимавших участие в работе над высотками и в том числе гостиницей Украина лишились сталинских премий и высоких должностей. Архитектор А. Мордвинов был с позором смещен с поста Президента Академии архитектуры СССР.


Строительство гостиницы Украина в Москве

Перед архитекторами и строителями гостиницы Украина стояла непростая задача. Берег Москвы-реки не самое удачное место для возведения высотно здания. Проект здания предполагал, что фундамент всего сооружения должен уходить на глубину 11 метров и на 6 метров ниже уровня грунтовых вод.

Решений такой непростой задачи в те годы было два или уже хорошо известная система замораживания грунта или водопонижение с помощью устройства сети насосов. Для отведения грунтовых вод в котловане было предусмотрено более 900 насосных установок.

Гостиница Украина получила такое свое название только при Н. Хрущеве, до этого на всех этапах архитектурного планирования и возведения проект носил наименование Гостиничное здание в Дорогомилово.

Полностью архитектурный ансамбль был закончен только в конце 60-х годов, когда окончательно сложился вид Арбатской площади и Нового Арбата. Набережная Тараса Шевченко и разбитый на ней сквер удачно дополнили облик гостиницы Украина.

Инженеры, планируя проспект Конституции, предполагали застроить его домами в три раза меньше по высоте нежели возведенные. Однако в связи с критикой проекта Н. Хрущевым, на Кутузовском проспекте были возведены здания, высотой догоняющие гостиницу Украина и существенно умаляющие ее вид.

В журналах того времени писали, что «жутковатые громады, выросшие по бокам новой трассы, затерли своей серостью гостиничный шпиль, который на их фоне выглядит саженцем средних размеров, тянущимся из-под асфальта Нового Арбата».

В 1957 году, на момент открытия, гостиница Украина считалась самой большой в Европе. Ресторан Сталинской высотки тоже в своем роде являлся достопримечательностью Москвы. Сверху все сооружение представляет собой прямоугольник, одна сторона которого составляет главный элемент – высотное здание непосредственно самой гостиницы, а две длинных и симметричных стороны составляют жилые корпуса.

Золотистый оттенок подмосковного известняка, использованного для облицовки здания подчеркивает богатство фасада. Величественность сооружения подчеркивается цветной мозаикой в высотной части здании, широким использованием барельефов и объемной скульптуры.

Одна из легенд о Сталинских высотках говорит о том, что в основу проектов всех зданий были заложены проекты пирамид. И действительно среди проектных чертежей Украина есть чертеж отражающий идею пирамиды.

Гармоничному восприятию высоток способствует именно их пропорциональность. Архитектор гостиницы Украина А. Мордвинов положил в основу проекта разностороннюю пирамиду. Архитектурный образ высотки воплощал универсальные принципы гармонии.


Интерьер гостиницы Украина в Москве

Номерной фонд гостиницы Украина был спроектирован и оснащен по самым высоким стандартам той эпохи. Оборудование для подготовки и подогрева воздуха было практически бесшумным. В здании была предусмотрена общая система пылеудаления.

В здании были предусмотрены несколько ресторанов и магазины. Залы ресторана были выполнены в типичной сталинской архитектуре. Замкнутая прямоугольная архитектура, монументальная анфилада совершенно не сочетались с ресторанной функцией.

Один из европейских постояльцев гостиницы Украина написал, что «завтракая в зале ресторана, испытывал на себе всю степень тяжести здания, пафоса, излишней помпезности, и собственной ничтожности». По замыслу И. Сталина именно такие чувства должны были возникать у всех посетителей Московских высоток.

Крупные габариты залов и отдельных элементов ресторана были совершенно несоразмерны человеку, и тем более сидящему. Использование дорогих материалов в отделке, элитных тканей и посуды делали прием пищи не просто некомфортным мероприятием, а очень опасным ритуалом. Одно неловкое движение постояльца и за испорченные скатерть или посуду необходимо было выплатить большой штраф.

Нельзя не упомянуть о посту КГБ на одном из этажей здания. Советская власть не могла допустить, чтобы такой объект как гостиница Украина, принимающая в том числе и иностранных гостей и расположенная в шаговой доступности от здания МИД, не имела специального оборудования для прослушивания разговоров и наблюдения за постояльцами. А как известно к оборудованию обязательно выставлялся пост с дежурными сотрудниками специализированного ведомства.


Реконструкция высотки

В 2005 году здание гостиницы Украина в Москве было выставлено на торги. Правительство Москвы вынуждено было продать здание, так как не нашелся соинвестор, готовый вложить в его реконструкцию почти 60 млн. долларов. В торгах участвовали больше 20 малоизвестных компаний. Победителем торгов стала компания ООО «Бисквит», заплатившая за высотное здание 275 млн. долларов.

Реконструкции подверглось здание полностью. Обновлены были внутренние элементы декора, фасад, включая 73 метровый шпиль. В ходе реконструкции одна из восьми декоративных башен обрушилась на здание ресторана. Пострадавших в ЧП не было, так как все произошло ночью.

В ходе разбора разрушенной конструкции архитекторы и эксперты сошлись во мнении, что обрушение произошло по причине использования некачественных строительных материалов при возведении гостиницы Украина еще в 1950 годах. Но несмотря на это, дальнейшая ее эксплуатация считается безопасной.

Сегодня высотка не только выполняет свое основное назначение в качестве одной из лучших гостиниц Москвы, но и является яркой достопримечательностью города. В 2010 году обновленная высотка стала принимать гостей под брендом «Radisson Royal» (Рэдиссон Ройал). Управление зданием было доверено группе The Rezidor Hotel Group. Новый Отель Рэдиссон Ройал вошел в международную сеть Radisson Hotel.

Одним из условий реконструкции гостиницы Украина в Москве было сохранение ее исторического облика и внутреннего декора. Сейчас в помпезных залах небоскреба располагаются:

  1. Ресторан «Татлер Клуб» А. Новикова.
  2. Бифбар “Джуниор”.
  3. Ресторан «Веранда».
  4. Ресторан иранской кухни «FARSI».
  5. Ресторан итальянской кухни «Боно».
  6. «Мерседес–Бар».
  7. Караоке-бар «Трубадур».
  8. Ресторан для двоих «Романтик».

Самую высокую точку здания – стеклянную веранду под шпилем гостиницы Украина, или как сейчас она называется Отель Radisson Royal, занимает Ресторан «Романтик». На почти 200-метровой высоте стоит великолепно украшенный стол и два удобнейших кресла, только для двоих.

И главным украшением этого ресторана является не его белоснежное убранство и романтическая обстановка, а конечно, вид! Вид на Москву от центра и до окраин. К слову сказать, ресторан «Боно», расположившийся рядом, входит в два наших рейтинга «Самый дорогой ресторан Москвы» и «Панорамные рестораны Москвы» .

Кухня ресторана в полной мере соответствует высоте самого ресторана, каждое блюдо уникально и является шедевром кулинарного мастерства. Ужин в таком необычном месте запоминается на всю жизнь, а история о вечере, проведенном на одной из самых высоких и необычных крыш Москвы, будет передаваться как семейная легенда.


Диорама Москва – столица СССР

Гостиница Украина в Москве не только выполняет свою функцию по приему гостей, но и является залом для большого количества предметов, имеющих художественную ценность. В главной галерее первого этажа находится удивительный исторический экспонат – Диорама Москва – Столица СССР. Диорама представляет собой миниатюрную Москву 70-х годов. Диорама является памятником не только культурно-историческим, но и шедевром искусства панорамы.

Диорама удивляет очень высоким уровнем точности. Макеты изображенных объектов отличаются особой достоверностью. Диорама выполнена в масштабе 1:75, что позволяет детально рассмотреть весь центр тогдашней Москвы.

Общая площадь, занимаемая диорамой, составляет 306 кв. м. и оснащена механизмами, воспроизводящими соответствующее время суток. Диорама была создана в художественной мастерской Ефима Дешалыта для Национальной выставки в США по заказу Министерства иностранных дел СССР.

Диорама выставлялась во многих странах мира, давая возможность совершить виртуальное путешествие за железный занавес в столицу советского союза. Диорама на выставке в Лейпциг завоевала золотую медаль как произведение высокого искусства.

В СССР Диорама выставлялась на ВДНХ и в одном из выставочных комплексов Москвы. В 2007 году специально для реконструируемой гостиницы Украина в Москве, на аукционе, Диораму выкупили новые владельцы сооружения. В 2010 году реставрационные работы над Диорамой были завершены и сейчас она выставлена для обозрения.

Причал гостиницы Украина в Москве

Причал Украины в Москве, расположен на набережной Тараса Шевченко напротив сквера перед гостиницей. Причал как и набережная был построен в 1961 году к 100-летию со дня смерти украинского поэта Т. Шевчено, дополняя архитектурную композицию сооружения. Причал оборудован для высадки и посадки пассажиров. Причал Radisson Hotel принято называть причалом, несмотря на то, что в речном флоте более распространенный термин – пристань.

Возле причала не делают остановку «речные трамвайчики» – прогулочные теплоходы Столичной судоходной компании, совершающие регулярные речные прогулки по Москва-реке. Причал гостиницы Украина предназначен только для стоянки теплоходов флотилии Рэдиссон Ройал. С причала обновленной гостиницы начинается Рэдиссон круиз по Москва-реке на современных и комфортабельных яхтах.

Флотилия Рэдиссон Ройал

В 2009 году на воду были спущены 5 великолепных прогулочных яхт, сконструированных по специальному заказу для Рэдиссон Ройал:

  1. Фердинанд.
  2. Скарлет.
  3. Селебрити.
  4. Капелла.
  5. Бон Вояж.

Белоснежные яхты удивляли и восхищали не только самих путешествующих, но и москвичей, с удивлением наблюдавших за плавным скольжением теплоходов по акватории Москвы-реки. Поездка на прогулочном теплоходе из флотилии Рэдиссон была в основном развлечением для иностранных туристов. Но в последние годы и москвичи стали все чаще покупать билеты на круизы по Москве-реке.

В 2013 году флотилия Рэдиссон Ройал пополнилась усовершенствованными яхтами с салонами 1 класса и открытыми палубами, позволяющими прочувствовать путешествие по водной глади Москвы-реки: насладиться солнцем, встречным ветром и брызгами волн:

  1. Баттерфляй.
  2. Монтана.
  3. Феличита.
  4. Примавера.
  5. Бьюти.

Круизы по Москва-реке от причала Рэдиссон Ройал проводятся каждый день круглый год. Теплоходы оснащены всем необходимым оборудованием, чтобы обеспечить безопасность и комфорт пассажиров. Панорамное остекление всех яхт флотилии Рэдиссон Ройал позволяет любоваться центром Москвы без каких-либо помех. Открытые палубы являются прекрасным местом для фотосессии.

На всех теплоходах расположены рестораны и бары, в которых можно приятно поужинать и полюбоваться разными панорамами Москвы.


Архитектура отеля или гостиничного комплекса - понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений.

Архитектурные сооружения, как и другие явления современной художественной культуры, трудно загнать в жесткие рамки какого-либо стиля или направления. Они часто находятся на грани, представляют собой сложное сочетание различных традиционных и новаторских архитектурных приемов. Поэтому логичным представляется условно разделить пестрое многообразие современных отелей на группы по принципам их расположения и способу строительства. Для каждой группы характерны какие-то общие архитектурные особенности. Современные многоэтажные отели - комплексы с очень высоким уровнем комфорта, предлагают широкий набор услуг, имеют развитую инфраструктуру. Часто такие отели входят во всемирно известные международные сети - «Шератон», «Хилтон» и др. Разнообразные рестораны и бары, конференц-залы, магазины, подземные паркинги, открытые и закрытые бассейны и фитнесс-центры, а также оснащенные всеми современными средствами связи бизнес-центры делают их притягательными как для туристов, так и для людей, путешествующих с сугубо деловыми целями. Архитектура таких отелей предельно функциональна и современна, использует новейшие достижения строительных технологий, современные конструкции и строительные материалы.

В Европе, где сохранилось множество подлинных памятников архитектуры, где сильны культурно-исторические традиции, в архитектуре отелей четко прослеживается тенденция бережного отношения к истории, когда старые здания обретают новую жизнь. В столицах и исторических городах с богатыми культурными традициями такие отели обычно находятся в непосредственной близости от многочисленных достопримечательностей. Наиболее фешенебельные из них располагаются в старинных, представляющих архитектурно-историческую ценность зданиях в сложившейся городской застройке. Многие гостиницы существуют уже давно, имеют свою историю и традиции, гордятся своими знаменитыми постояльцами. Уровень комфорта в них находится на самом высоком уровне, так как в процессе реконструкции и обновления они были оснащены всеми средствами современного инженерного оборудования. При этом внешний облик здания и интерьер подверглись реставрации, им был возвращен первоначальный облик, воссоздана подлинная атмосфера ушедшей эпохи. Интерьеры и все убранство таких отелей выполняются в стиле и традициях определенного исторического периода.

В отделке используются дорогостоящие материалы; это могут быть дубовые панели для облицовки стен и потолков, шпалеры и гобелены, наборный паркет, мрамор, широко используется бронза и позолота. Интерьеры изобилуют подлинными отреставрированными деталями и антикварной мебелью, поражают роскошью и производят впечатление полного соответствия определенной эпохе. Это может быть барокко или ампир, рококо или ар-нуво. Тенденция обретения старыми зданиями новой жизни и новой судьбы привела к тому, что неприступные замки, которые пощадило время, стали сегодня твердынями гостеприимства. Средневековый замок Amberley Castle вот уже почти девять столетий возвышается среди величественных холмов и обширных озер Западного Сассекса, в ста двадцати километрах от Лондона. Он поражает восхитительной атмосферой уединенности и безмятежного покоя, в которой сосуществуют неповторимый флер старины и высочайший уровень комфорта, присущий загородному отелю мирового класса. Всего в отеле девятнадцать индивидуально оформленных антикварной мебелью и роскошными тканями апартаментов, в которых есть все современные удобства, причем телевизоры, видеоплейеры, телефоны и прочая аппаратура деликатно закамуфлирована в историческом антураже.

В последнее время все большее распространение получает несколько иной подход к архитектурному решению отелей, размещающихся в исторических зданиях. Бережно относясь к внешнему облику и фасадам, архитектор оставляет за собой право создавать совершенно новый по стилю и духу интерьер. Так, расположенный в самом центре Лондона недалеко от Трафальгарской площади пятизвездочный отель One Aldwych поражает резким контрастом: здание начала века и суперсовременный интерьер. Высокие темпы повседневной жизни и плохая экологическая ситуация в современных мегаполисах заставляют человека поворачиваться лицом к природе, черпать в ней жизненные силы. Достоинства тихой и размеренной провинциальной жизни, спокойствие и уединенность на лоне природы, национальный колорит и особенности местной кухни делают «агротуризм» все более привлекательным. Гостиницы, предлагающие такой отдых, обычно располагаются в сельской местности в зданиях традиционной архитектуры. Отель «Борго» в Тоскане, в Италии расположен в старинном здании, типичном для средиземноморской архитектуры, в винодельческом поместье в провинции Кьянти. Сегодня, как и столетия назад, здесь производятся вкуснейшее вино и свежее оливковое масло. Вокруг раскинулись обширные виноградники и живописные оливковые рощи, царит умиротворяющая атмосфера патриархальной Италии.

Национальный колорит - одна из основных особенностей, характерных для архитектуры загородных отелей, предназначенных для отдыха. Использование в архитектурном облике традиционных для данной местности приемов, деталей и материалов позволяет гармонично вписать здание в окружающую среду и оптимально приспособиться к природно-климатическим условиям. Кроме этого национальный колорит, присутствующий как в архитектурном облике, так и в оформлении интерьера является важным эмоционально-эстетическим фактором, который влияет на формирование положительного имиджа гостиниц.

Доставить гостю удовольствие, сделать его пребывание в отеле приятным и нескучным, развлечь его и удивить, поразить воображение и остаться в его памяти надолго - вершина, достичь которую удается не всем гостиницам. Она покоряется только тем, кто твердо знает формулу успеха: выразительная архитектурная форма должна быть наполнена содержанием высококлассного обслуживания.

Архитектурное бюро "АВК-Проект" предлагает следующие виды услуг по проектированию гостиниц:

  • Разработка предпроектных предложений (ПП, ЭП, Объемно-планировочные решения, Архитектурная концепция);
  • Разработка стадии "Проект" по всем разделам;
  • Разработка полного комплекта Рабочей документации;
  • Согласование выполненного проекта;
  • Дизайн интерьеров гостиниц и гостиничных комплексов;

Архитектурное бюро "АВК-Проект" использует самые современные методы проектирования при разработке проектов гостиниц, экономя заказчику как время, так и деньги. Мы создаем индивидуальный, запоминающийся образ законченного объекта. Исходя из предпочтений заказчика, архитекторы могут выполнить фасады в различных стилях и материалах, начиная от современного минимализма и заканчивая богатой декором классикой. Архитектурное бюро "АВК-Проект" накопило большой опыт в проектировании гостиниц и их согласовании в Москве и других городах России.

Наши специалисты всегда готовы проконсультировать Вас по возможным архитектурно-строительным решениям и схемам совместной работы.

Проект гостиницы:

Современная гостиница - это комплекс объединяющий в себе множество различных функций, таких как: жилой фонд, рестораны, общественные зоны, техгические помещения и обслуживающая инфраструктура. Основная задача для архитектора при проектировании гостиницы заключается в том, чтобы расположить и увязать между собой зоны различного назначения так, чтобы, с одной стороны, не было технологических проблем при эксплуатации спроектированной гостиницы, а с другой - получившееся внутреннее пространство должно быть уютным и привлекательным, а фасады красивыми и запоминающимися.

Архитектурное проектирование гостиниц имеет ряд особенностей, не характерных для объектов других типов. Это и специфика планировочных решений и пожарные нормы, и необходимость решать фасады таким образом, чтобы избежать проявления регулярной планировки в разбивке фасадов.

Добиться неординарного решения фасадов в проекте гостиницы не так просто. Виной тому особенности планировки данного вида зданий. Большое количество одинаковых номеров в плане задают определенный конструктивный шаг, который невозможно скрыть на фасадах, из-за чего фасады большинства спроектированных гостиниц имеют регулярный шаг окон и балконов.

Малые гостиницы:

Такая особенность планировки гостиниц заставляет архитекторов искать нетривиальные пути решения поставленной задачи. В известном смысле, более простыми для проектирования оказываются малые гостиницы. Связано это с тем, что при меньшем количестве номеров и их большей разнородности, значительно проще добиться интересных решений фасадов здания и внутреннего пространства. Так же большое значение имеет размер участка, на котором проектируется гостиница. Чем он больше, тем интереснее может быть проект гостиницы реализованной на нем.

Проекты мини гостиниц:

Особенностью мини гостиниц является практически полное отсутствие обслуживающей инфраструктуры, малое количество номеров и очень стесненные условия земельного участка. В связи с этим, вблизи такой гостиницы должны располагаться все те вспомогательные и обслуживающие заведения, которые, как правило, включены крупные и средние гостиничные комплексы.

Проектирование гостиниц:

В проекте гостиницы, в первую очередь, следует уделять большое внимание потокам посетителей и обслуживающего персонала. Грамотное зонирование и продуманная технологическая схема должны стать результатом разработки планировок в проекте гостиницы. Если же этого, по каким-то причинам, сделать не удается, то при эксплуатации такой гостиницы проблем избежать не удастся.

Процесс проектирования гостиниц начинается с оценки участка земли под застройку: его площади, рельефа, наличия на нем коммуникаций, окружающей застройки. Поэтому не представляется возможным начать проектирование гостиниц без предоставления заказчиком геоподосновы и плана участка. Так же, необходимо подробное техническое задание с описанием номерного фонда (количества и площадей разнотипных номеров), инженерных систем, спецификация обслуживающей инфраструктуры. А так же требования, предъявляемые заказчиком, к уровню отделки жилых, технических и общественных помещений проектируемой гостиницы.

После получения всей необходимой информации, архитектор приступает к разработке схем зонирования этажей, как надземных, так и подземных, "посадки объема здания" на генплан участка. Далее разрабатываются планировочные решения, фасады гостиницы, генплан участка. По завершении работ над этой стадией, заказчик получает готовый Эскизный проект гостиницы включающий в себя:

  • Пояснительную записку
  • Технико-экономические показатели
  • Ситуационный план
  • Генеральный план
  • Поэтажные планы
  • Разрезы
  • Фасады
  • Трехмерную визуализацию

Следующий этап работ - стадия Проект. На этом этапе подключаются конструкторы и инженеры смежных разделов. Все они разрабатывают свои разделы проекта гостиницы, внося изменения в планировочные решения, высотные отметки, а иногда и посадку здания. По каждому разделу проекта гостиницы разрабатываются необходимые на данной стадии схемы, спецификации, расчеты и т.д. Каждый раздел согласовывается с архитектором проекта и после окончательного согласования и проверки, выпускается законченный проект гостиницы, готовый для проведения необходимых согласований.

По завершении согласований, можно приступать к выпуску Рабочей документации. На этой стадии выпускается вся необходимая документация для строительства по всем разделам. Выполняется максимальная проработка всех узлов и деталей, выпуск смет и спецификаций, как по общестроительным, так и по инженерным разделам проекта гостиницы. После завершения работ над этим, последним, этапом проектирования, заказчик получает всю необходимую для строительства гостиницы документацию. Однако, для качественного и технологически верного проведения строительных работ, необходим технический и авторский надзор за строительством. Представители которых следят за соответствием проекту и техническому регламенту проводимых на строительной площадке работ.

Архитектура столичных зданий позволяет с точностью до десятилетия определить, когда и при каком правителе они были возведены. Не все жилые здания, построенные в прошлом веке, дожили до наших времен. Чего нельзя сказать о гостиницах. В этом материале мы рассмотрим пять «гостиничных героев» в различных категориях, «жизненный путь» которых может рассказать о политических и исторических вехах в развитии города Москвы.

Пять звезд - гостиница «Москва»

Гостиница «Москва», занимающая целый квартал, стала одной из первых гостиниц, построенных в советской Москве. Массивное здание играет доминирующую роль в формировании района, непосредственно прилегающего к Кремлю. «Москва» отличается сложной архитектурной пластикой, призванной согласовать строение с соседствующими Кремлём и зданием Исторического музея. Строительство отеля велось с 1933 по 1935 годы по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева.

Охотный ряд, считавшийся в начале XX века одним из самых антисанитарных районов города, стал первым московским районом, подвергшимся коренной реконструкции в 1920-е годы. Что неудивительно: ведь там располагались многочисленные лавки и трактиры. Советские власти решили «подчистить» центр города, а на месте торговых рядов построить что-нибудь монументальное.В 1922 году здесь планировали возвести Дворец труда. Проведённый представительный конкурс на лучший проект не привёл к воплощённым результатам. В силу финансовых трудностей строительство было отложено. Однако работы по реконструкции застройки начались: в том же году снесли часовню Александра Невского на Манежной площади, в 1924 году начался массовый снос торговых лавок в южной части Охотного Ряда (преимущественно деревянные строения). В 1930 году снесли церковь Параскевы Пятницы, а всю рыночную торговлю перенесли на Цветной бульвар.

Первоначальный проект гостиницы Моссовета (проектное название), выполненный в конце 1920-х годов молодыми архитекторами О. Стапраном и Л. Савельевым, был решён в духе конструктивизма и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. Суровый аскетизм массивного здания не увязывался с ансамблем Кремля, застройкой Охотного Ряда, Тверской и Моховой улиц.

Вариант Савельева

В качестве соавтора, призванного исправить «ошибки» проекта, пригласили Алексея Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Щусев с большой изобретательностью и тактом внёс изменения в проект, добавив лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания.

Генеральный план (Щусев)

В результате появился строгий и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, просторные лоджии-аркады по центру главного фасада, многочисленные балконы. Углы здания были акцентированы башенками. Само здание приобрело большую пластичность благодаря более выраженному членению главного фасада.

Специально для гостиницы архитекторами было сделано 18 комплектов мебели из разных пород деревьев. И 20 декабря 1935 года первые посетители смогли увидеть всю роскошь первого советского отеля.

План номера

Рассказывают, что некоторые премированные поездкой в «Москву» граждане так боялись замарать интерьер комнат, что спали прямо на полу. Помимо рабочих и колхозников в числе постояльцев были замечены Алексей Стаханов, Валерий Чкалов, Демьян Бедный, Георгий Жуков, Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Аркадий Райкин, Юрий Гагарин, Борис Ельцин, а последним «звёздным» проживающим стал Роберт Де Ниро.

Тогда же Щусев выполнил эскизы второй очереди гостиницы, но до строительства новых корпусов дело не дошло. 10-этажный корпус, выходящий на площадь Революции (фасадом на здание Музея Ленина), и 6-этажный, обращённый к Театральной площади, начали строить только в 1968 году. Для осуществления проекта понадобилось снести ряд строений, примыкавших к «Москве» с востока, в том числе и старую гостиницу «Гранд-отель». Архитекторы А. Борецкий, Д. Солопов и И. Рожкин в целом учли композиционные идеи, заложенные предшественниками. Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции; тем самым корпуса гостиницы «Москва» заняли собой целый квартал. Однако декор новых корпусов получился более сухим по рисунку; 6-этажный корпус вообще был решён в духе обыкновенной бетонной коробки, что внесло, по мнению некоторых специалистов, резкий диссонанс в ансамбль Театральной площади.

Любители выпить наверняка заприметили фасад не только в старых советских фильмах, но и на этикетке водки. По легенде, поместить туда здание придумали аналитики госбезопасности. Считалось, что такую водку употребляют начальство и творческие личности, а соответственно, по версии чекистов, они когда-нибудь да остановятся в гостинице, которую часто видят у себя на столе. А там уже их можно будет прослушать и сделать выводы.

В 1942 году в «Москве» погиб народный поэт Белоруссии Янка Купала. Он поскользнулся на мраморной лестнице и упал в лестничный пролёт с 10-го этажа. Милиция посчитала это несчастным случаем, хотя в народе ходили слухи, что НКВД приложил руку к этой смерти. А когда в 2003 году гостиницу начали разбирать, ходили слухи, что, на шестом этаже найден секретный бункер Берии: стены его были в полтора метра толщиной, так что строителям пришлось изрядно потрудиться, чтобы разобрать это укрытие. Под зданием же была обнаружена взрывчатка, которую заложили ещё в начале Великой Отечественной войны, чтобы взорвать отель, если до него доберутся немцы.

Но тогда разрушать гостиницу не пришлось. Это начали делать спустя 60 лет, когда здание было признано аварийным. Последние постояльцы получили в качестве бонуса ваучер на проживание в уже новой гостинице в течение недели. Власти обещали, что воспользоваться подарком можно будет уже в 2010-м.

Гостиница «Москва» на почтовой марке СССР, 1946 Здание Совета министров СССР (слева) и фрагмент гостиницы «Москва» на почтовой марке СССР, выпущенной к 800-летию Москвы

Существует легенда о том, что И. В. Сталин лично утверждал окончательный проект гостиницы, представленный Щусевым, и именно это обстоятельство стало причиной заметной асимметрии главного фасада здания. Архитектор для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления. Оба варианта были совмещены в одном чертеже и разделялись осью симметрии: на правой части чертежа был изображён более строгий вариант, на левой части — вариант с большим количеством декоративных деталей. Сталин поставил свою подпись посредине: уточнить, что именно имел в виду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления, в буквальном соответствии с утверждённым чертежом. Якобы по этой причине ризалиты главного фасада отличаются друг от друга. Это не более чем красивая легенда. Сталин не ставил подписи под проектами. По факту всё оказалось гораздо прозаичнее: подпись под одним из вариантов фасада, разделённого осью симметрии, ставил Щусев. Далее чертежи ушли строителям, которые сделали всё как на рисунке. В то время параллельно строительству здания возводились леса, которые скрыли ошибку до момента их демонтажа.

Общая площадь комплекса составит 183 000 кв. м. Проект нового здания на месте разрушенной гостиницы разработан архитектором ГУП «Моспроект-2 им. М. В. Посохина» В. В. Колосницыным. Заказчиком реконструкции является ОАО «Декмос».

Четыре звезды - гостиница «Космос»

Гостиничный комплекс «Космос» был построен для обслуживания XXII летних Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980.

Гостиница «Космос». 1980-е годы

Архитектура и дизайн здания с видом на ВДНХ и на монумент «Покорителям космоса» разрабатывались совместно командой советских и французских архитекторов (В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал — Моспроект-1; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн — Франция).

Гостиница включала: 1718 стандартных номеров на 2 кровати, 53 двухкомнатных номера, 6 четырёхкомнатных номеров и около 3600 мест гостиничной сети общественного питания.

При планировании помещений пришлось строго придерживаться советских норм, которые не только сильно отличались от западных, но и были гораздо строже. Строительством здания занималась французская фирма «Sefri».

Официальное открытие отеля состоялось 18 июля 1979 года. На нем присутствовало множество видных политических деятелей, бизнесменов, звёзд эстрады. Пел специально приглашенный певец Джо Дассен.

«Космос», в отличие от подобных ей «Зари» и «Туриста», представляет собой двадцати пяти этажное здание, напоминающее форму подковы.

Во время олимпийских игр в гостинице размещался олимпийский пресс-центр. Так же в гостинице было множество других массовых мероприятий: Фестиваль молодежи и студентов, телепередачи «Утренняя звезда», «Песня года», конкурс «Хрустальная ладья », а в 2004 году в гостинице Космос проходил проект «Народный артист-2». Среди гостей гостиницы были такие известные личности как: Джо Дассен, Алла Пугачева, Гарри Каспаров и другие известные люди.

Также «Космос» прославился тем, что Тынис Мяги исполнил песню «Олимпиада 80» у главного входа в гостиницу.

А в фильме «Дневной дозор» гостиница была штабом темных сил. Часть съёмок производилась в гостинице.

Однако, несмотря на то, что разработчики гостиницы утверждали, что в безопасности объекта можно не сомневаться, в 2010 году сотрудница клининговой компании, следившая за чистотой в гостиничной парикмахерской, сварилась в шахте лифта заживо. Трагедия произошла, когда она спускалась на лифте на цокольный этаж с мешками мусора. Когда открылись двери лифта, внезапно прорвало основную отопительную трубу. Температура жидкости (воды с добавлением особых присадок) в резервуарах на момент аварии составляла около 130 градусов. Мощная струя кипятка обдала несчастную. Женщина скончалась на месте. Авария на теплотрассе произошла в результате выхода из строя вентиля.

В настоящее время в гостинице Космос останавливаются российские и зарубежные туристы и деловые люди, участники выставок, которые проходят на ВВЦ, все, кому удобно расположение гостиницы.

Три звезды - гостиница «Измайлово»

История гостиницы «Измайлово» тесно связана c историей города Москвы. В 1980 Москва была выбрана центром проведения Олимпийских игр. Город ожидал большой наплыв иностранных спортсменов, болельщиков и репортеров, привлеченных зрелищными играми и состязаниями центрального спортивного события года.

Было принято решение построить гостиницу в самом зеленом районе Москвы - Измайлово.

Над проектом строительства гостиницы «Измайлово» работала большая команда: архитекторы Д. Бурдин и Ю. Рабаев, инженер Е. Скородумов, знаменитый скульптор З. Церетели и многие другие.

В итоге в Москве за четыре года был построен достойный архитектурный памятник, за работу над которым авторы были удостоены госпремии.

Несмотря на то, что участие в Олимпийских играх-1980 было бойкотировано большинством капиталистических государств, гостей и участников собралось немало.

По задумке создателей, гостинично-туристический комплекс должен был быть связан с Олимпийскими Играми на всех уровнях: и в пространственном воплощении, и в цветовом исполнении. За основу были взяты олимпийские кольца - символы континентов Земли. Именно поэтому гостиница «Измайлово» представляет собой комплекс из пяти высотных зданий в 30 этажей каждое, два из которых соединены торцами. А названия зданиям были даны по буквам греческого алфавита: Альфа, Бета, Вега, Гамма-Дельта. Корпуса комплекса расположили вокруг площади, на которой построили концертный зал.

Народ их называл на русский манер - «АБВГД-йкой». Все 5 корпусов могли одновременно разместить до 10 тысяч человек, что было зафиксировано в книге мировых рекордов Гиннеса. Разумеется, при строительстве такого объекта международного значения были изначально заложены передовые технологии того времени, внутренний интерьер гостиницы и оборудование соответствовали мировым стандартам безопасности и сервиса.

Так, гостиничная система теплоснабжения по своей мощности не уступает трем районным котельным. При строительстве «Измайлово» были применены и инновационные разработки советских ученых: система автоматического учета номеров, механического пыледымоудаления. Разработчики внедрили также принципиально новую систему вентиляции и кондиционирования, спринклерного огнетушения.

После проведения Олимпийских игр Измайлово было переведено в ведомство гостиниц СССР и корпуса открылись для размещения обычных граждан и гостей столицы. Позднее гостиничный комплекс принимал еще участников массовых и всесоюзных международных мероприятий - Игр доброй воли, Фестиваля молодежи и студентов, Спартакиад народов СССР. По советской классификации уровня сервиса Измайлово соответствовало уровню Интурсервиса.

После распада СССР начался период реформ, и гостиничный комплекс Измайлово не избежал проблем того времени: централизованное управление гостиничным комплексом и бюджетное финансирование прекратились. Нужно заметить, что руководство гостиницы Измайлово приняло не самое плохое решение - предприятие было акционировано и выставлено на приватизационный залоговый аукцион, причем, не полностью, а по корпусам. Такой ход позволил потенциальным покупателям выгоднее приватизировать гостиничные корпуса по частям. Таким образом, Измайлово в структуре гостиничного бизнеса в 90-х годах стало позиционироваться как 5 самостоятельных гостиничных предприятий. Это разделение в ведении коммерческой и хозяйственной деятельности существует и сейчас, но москвичи по-прежнему воспринимают полюбившуюся им «АБВГДэйку» как единый гостиничный комплекс.

В настоящее время все корпуса гостинично-туристического комплекса «Измайлово» по международной сертификации соответствуют трехзвездочному уровню сервиса.

Две звезды - гостиница «Славянка»

Гостиница «Славянка» также является гостиницей «с историей». В этом году ей исполнилось 77 лет, большую часть которых она была известна как гостиница Центрального дома Советской Армии (ЦДСА), став «Славянкой» лишь в 1995 году.

Ее построили на месте снесенной церкви Иоанна Воина на Божедомке. Само место было связано с армией.

В гостинице Славянка в разное время останавливались многие известные военачальники, в частности, А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб. В годы Великой Отечественной войны здесь размещались наиболее отличившиеся фронтовики, приезжавшие в столицу для получения правительственных наград, проходившие реабилитацию после лечения в госпиталях. В это время в истории гостиницы были моменты, когда раскладушки стояли даже в коридорах. Немало ночей на них скоротали будущие генералы и маршалы нашей армии. Жили здесь и французские летчики полка «Нормандия-Неман».

Боевые товарищи могли найти потерянных однополчан. Часто там проводили встречи герои обороны Брестской крепости. Много свидетельств случайных встреч ветеранов, которые думали, что больше не увидятся.

Нынешнее руководство «Славянки» хотело бы иметь уголок истории гостиницы, но пока не может найти многих важных документов. Более 60 лет гостиница была структурным подразделением Центрального дома Советской Армии, но в документах о ней - ни слова. Сохранились лишь приказы по личному составу.

Москвичи и гости столицы, кто проходит мимо серого семиэтажного здания, у входа в которое стоят скульптуры летчика и танкиста в форме 30-х годов прошлого века, полагают, что и внутри военная гостиница ненамного изменилась со времени своего открытия.

К руководству «Славянки» даже обращались съемочные группы исторического фильма с просьбой поснимать в старых интерьерах. Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что от гостиницы-общежития, каким она была долгие годы, от старой предвоенной и послевоенной обстановки в настоящее время фактически ничего не осталось. Разве что только скульптуры у входа, ставшие яркой достопримечательностью «Славянки» и возле которых очень любят фотографироваться как отечественные постояльцы, так и иностранцы.

И сегодня в Славянке рады каждому гостю, но особое отношение здесь, конечно же, к военнослужащим и членам их семей. К услугам посетителей - 305 комфортабельных номеров различных категорий. Гостиница Славянка отличается удобным расположением: в центре города, недалеко от Театра Российской Армии и спорткомплекса «Олимпийский». При этом цены на проживание доступны многим.

Congress hotel - «Ирис Конгресс Отель»

С именем Святослава Федорова на протяжении многих десятилетий было связано понятие прогресса в медицине. В шестидесятых годах он приступил к решению сложнейшей в медицинском и социальном аспектах проблемы — замене помутневшего хрусталика искусственным. А в конце семидесятых предложил миру еще одну инновационную технологию - избавление пациентов от близорукости при помощи надрезов («насечек») на роговице.

После многогранных экспериментальных исследований Святослав Николаевич провел первую в СССР успешную имплантацию интраокулярной линзы, открыв тем самым новое направление в науке. Последующие десятилетия доказали перспективность выбранного им научного направления. Только в России С.Н. Федоровым и его учениками проведено около 1,5 млн. таких операций.

Однако мало кто знает, что Святослав Федоров был причастен к открытию первого сетевого отеля мирового класса в СССР.

В 1989 он решил построить при МНТК «Микрохирургия глаза» шикарный отель для богатых клиентов-иностранцев, которые приезжали в Москву для того, чтобы сделать операцию на глазах. Для проектирования и строительства гостиницы была приглашена французская компания Bouygues.

Проект Iris стал первым для компании в России. В дальнейшем у Bouygues было много успешных проектов в РФ — строительство торговых центров «Атриум» и «Мега Белая Дача», а также реконструкция Главного здания МГУ в Москве, здания отеля Hyatt в Екатеринбурге и др.

Федоров предполагал, что иностранные граждане охотнее будут приезжать в СССР, если им будут предложены все условия для проживания на высшем уровне.

Архитектура отеля была уникальна для России. Внешняя облицовка отеля у многих ассоциировалась с прибрежными гостиницами мировых курортов.

Кроме того, впервые в отеле был реализован огромный атриум, с куполом, по форме напоминающим глазную радужку. А сам отель имел форму человеческого глаза.

К управлению отелем была привлечена французская сеть Accor Это был один из первых зарубежных операторов на зарождавшемся российском рынке. Французы управляли гостиницей под luxury-брендом Pullman Iris 5* который в начале 1991 года открыл свои двери для первых гостей.

Одни название объекта связывали с латинским словом «ирис», что означает радужную оболочку глаза, другие расшифровывали как заглавные буквы имен жены Федорова - Ирэны и его самого - Славы.

В 1993 управляющая компания заменила бренд гостиницы на более демократичный - Sofitel Iris 5*.

Многие граждане во времена дефицита приходили в Iris ознакомиться с французской кухней, так как на первом этаже функционировал ресторан Champs-Elysees, в котором можно было полакомиться устрицами и «божоле».

Однако после распада СССР и успехов японских медиков в области офтальмологии, планы Федорова рухнули, как карточный домик. Iris так и не увидел наплыва богатых постояльцев со слабым зрением. И в 1998 сеть Accor вышла из проекта, а отель, строительство которого велось на кредитные средства, после трагической гибели Федорова ушел с молотка.

Однако с развитием гостиничного бизнеса в России, стало понятно, что отель, расположение которой находится далеко не в центре города (Коровинское шоссе, дом 10), никак не может именоваться «пятизвездочным». Отель меняет владельцев, которые преобразовывают систему управления, стремясь найти нишу Iris на рынке. Гостиница переименована в «Ирис Конгресс Отель».

Упор на конференции и мероприятия стал спасением для экономики отеля. Позиционирование в таком ракурсе позволило вдвое увеличить выручку объекта. Появившийся в середине 2000-х новый собственник Amtel Properties усиливает акцент на оказание конгресс-услуг.

А то, что рядом с гостиницей работает ЗАГС - на годы вперед обеспечило «Ирис Конгресс Отель» заказами на проведения свадебных торжеств и прочих праздников. Так как по соотношению качества и предоставляемых услуг с «Ирисом» мало кто из столичных отелей может посоревноваться.

Интересным фактом является то, что в одном из залов гостиницы Федоров задумывал, соорудить операционную. И по легенде успел провести в ней несколько удачных операций.

В течение всех 20 лет его гостями становились известные люди: видные политики, ученые, музыкальные коллективы, звезды отечественной и зарубежной эстрады, именитые тренеры и спортсмены - участники гонки «Формула-1», знаменитые футбольные, баскетбольные и хоккейные команды.

И сейчас гостиница сохраняет свою индивидуальность и историю. Так, уникальная архитектура и интерьеры привлекают внимание не только постояльцев, но и деятелей кино - в стенах гостиницы регулярно снимаются художественные фильмы и сериалы.

В номерном фонде гостиницы 201 номер, включая 20 двухкомнатных номеров «люкс» и один президентский. В «Ирис» также входит: фитнес-центр, 12 конференц-залов и переговорных комнат, многофункциональный зал-трансформер со сценой, бизнес-центр, парковка и несколько лужаек для барбекю.

Анастасия Кременчук

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «