Правила

Наш крым и его самые прекрасные места. Наш крым и его самые прекрасные места Как добраться до Мраморной пещеры

" и Харакс… Они не только являются шедеврами мирового зодчества, но и хранят в своих стенах память о великих людях и былых эпохах.

Ливадийский дворец

К дворцовому ансамблю относятся Большой дворец, Свитский корпус, Крестовоздвиженская церковь, дворец министра двора барона Фредерикса и ряд других построек.

Кроме того, на площади в 40 га имеется живописный парк, который был заложен почти 160 лет назад. На его территории сохранились беседки, фонтаны и прочие сооружения царского периода.

Также в парке начинается знаменитая Солнечная (Царская) тропа, которая спускается к самому морю. Ее протяженность составляет около 7 км.

Ханский дворец

был построен в XVI веке и являлся резиденцией ханов. Он возведен в Бахчисарае на левом берегу реки Чурук-Су. Объект выполнен в традициях османской архитектуры XVI-XVII веков.

Дворцовый комплекс состоит из северных и южных ворот, Свитского корпуса, конюшни, библиотеки, соколиной башни, дворцовой площади, гарема, кухни, бани "Сары-Гюзель", мечети, кладбища, гробниц и ряда других объектов. В самом дворце находится музей истории и культуры крымских татар. Также здесь работают художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Кроме того, на территории дворца есть дворики с деревьями, цветами и фонтанами.

Одной из известных достопримечательностей объекта является созданный в 1764 году "Фонтан слез". Именно он вдохновил на написание поэмы "Бахчисарайский фонтан".

Массандровский дворец

Массандровский дворец, построенный в XIX веке, был резиденцией императора Александра III. Здание возвели в стиле старинных замков периода французского короля Людовика XIII. В то время его часто называли "Малым Версалем".

Сегодня дворец с оранжевыми стенами и серыми островерхими башнями, расположенный на фоне живописных гор, привлекает массу туристов. Объект интересен не только снаружи, но и внутри. Например, в его комнатах можно увидеть портреты российских монархов, посуду и мебель, которыми пользовалась царская семья.

При дворце разбит роскошный парк. Выполнен он в английском стиле. На его территории есть цветники, экзотические кустарники, а также различные скульптуры, созданные в античном стиле.

Дворец княгини Гагариной

В 1902-1907 годах у мыса Плака в южнобережном поселке Утес по заказу княгини Анастасии Гагариной (вдовы генерал-лейтенанта русской императорской армии) был построен изящный дворец.

Здание с бежевыми стенами, рыцарскими башенками и красной крышей возведен в стиле ампир. Восточный фасад сооружения обвит виноградом. Внутри дворца обустроены уютные комнаты и большая библиотека, а вокруг него разбит парк. Также здесь находится Александро-Невская церковь.

В разное время гостями дворца были , Адам Мицкевич, Александр Грибоедов и другие известные люди.

"Ласточкино гнездо"

Дворец " " возвышается на 40-метровой Аврориной скале. Объект, выстроенный в стиле рыцарского замка, находится на мысе Ай-Тодор в поселке Гаспра.

Изначально "Ласточкино гнездо" было деревянным. Таким его построили в конце XIX века. Стиль Средневековья замок приобрел только в 1912 году. 12-метровый дворец был сооружен на площадке 10х20 метров.

В 1927 году во время сильного землетрясения часть отвесной скалы, на которой находится дворец, обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью. В море упали и не удержавшиеся на замке шпили. "Ласточкино гнездо" закрыли для посещения. Отремонтировали же его только спустя 40 лет после землетрясения.

Сегодня замок является одной из визитных карточек Крыма. Тысячи туристов ежегодно приезжают в Гаспру, чтобы воочию увидеть этот дворец.

Дворец Харакс

Дворец Харакс, расположенный в поселке Гаспра на ЮБК, был построен в XIX веке. Свое название он получил в честь римской крепости, которая находилась на его месте до середины III века.

Дворец возведен в популярном в то время направлении поздний модерн. Несмотря на общий архитектурный стиль, каждый фасад здания по-разному спроектирован и декорирован. Среди примечательных деталей сооружения - широкая лестница, выложенная из камней. По ней можно спуститься к самому морю.

Возле дворца разбит живописный парк с можжевеловой рощей и "античной" беседкой, состоящей из 12 колонн.

Архитектор Николай Краснов, построивший дворец, следующим образом описывал свое творение: "…исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей".

Воронцовский дворец

В Алупке у подножия горы Ай-Петри в XIX веке был возведен ставший известным сегодня . Строили его с 1828 по 1848 годы как летнюю резиденцию графа Михаила Воронцова.

Дворец был сооружен в английском стиле, который органично сочетается с неомавританским. Так, западная часть объекта выполнена в духе британской аристократии, а южный фасад с его знаменитой львиной террасой напоминает Восток.

Вокруг дворца разбит живописный парк, который считается шедевром садово-паркового искусства. Создавали его почти 30 лет. Сегодня здесь произрастают порядка 200 видов деревьев и кустарников.

Юсуповский дворец

Еще одним шедевром зодчества на Южнобережье является Юсуповский дворец. Его построили в XIX веке в Кореизе для князя Феликса Юсупова (графа Сумарокова-Эльстона).

В архитектуре дворца прослеживаются неороманский стиль и архитектурное направление, присущее эпохе Возрождения. Так, лестницы и арки у входа украшены скульптурами львов и персонажей древнегреческой мифологии. В то же время большинство предметов интерьера выполнены в стиле модерн.

На территории парка разбит шикарный парк, который занимает площадь в 16,5 га. Здесь можно увидеть около 7,5 тысяч растений, в том числе декоративные кустарники и деревья. Некоторые из них является редкими. В то же время возраст части деревьев достигает 500 лет.

"Ласточкино гнездо" – тот самый игрушечный замок на отвесной скале, который украшает почти все обложки туристических изданий о Южном береге Крыма. Шутка ли, даже на обложке National Geographic этот замок успел побывать. И это при том, что и замком настоящим это сооружение назвать нельзя.

"Ласточкино гнездо" чисто декоративно, да ещё и рассыпается, всё время реставрируется… У меня эта крымская достопримечательность всегда вызывала спорные чувства. Какая-то смесь чуда и разочарования.

Но быть возле Ялты и не посетить всем известную «жемчужину» – тоже не дело. Только надо это сделать правильно…

История

Так откуда появился замок "Ласточкино гнездо"? К сожалению, никаких романтических историй не расскажу. Место на скале с прекрасным видом на море сначала облюбовал какой-то генерал и построил себе дачу. Это произошло году в 1880, здание было деревянным. Потом участок с домом переходил от одного владельца к другому, попутно оно получило своё красивое имя – Ласточкино гнездо. А в 1901 году участок купил барон Штейнгель и решил построить романтический замок, как в его родной Германии. Так и появился замок в таком виде, каком мы его узнаём сейчас.

Но смена хозяев на этом не прекратилась. "Ласточкино гнездо" переходило из рук в руки, а одно время и вовсе было заброшено – пережило крупнейшее землетрясение в Крыму. И вот, после установления советской власти на полуострове замок стал доступным для всех. Кстати, уже в 1968 году пришлось укреплять основание замка, чтобы он… не упал в море.

Замок "Ласточкино гнездо" в Крыму: сегодня

И немного неинтересной современной истории. "Ласточкино гнездо" постоянно используют под разные цели. Довольно долго тут был итальянский ресторан с сомнительной кухней и непомерно высокими ценами. Потом проводились выставки художников, а теперь нам показывают внутренний интерьер замка . Одно время вход на территорию делали платным, но это было незаконно.



Сейчас опять реконструкция и надо быть готовым к тому, что на «балкончик» над морем выходить запрещено. Придётся довольствоваться видами на заднюю часть замка. Но! Всё равно дух захватывает, когда смотришь на эту 40-метровую скалу, увенчанную каменным дворцом с башенками. Да и вообще, этот сказочный замок носит статус объекта культурного наследия федерального значения. Так что ехать смотреть надо, а лучше идти или плыть к этой хрупкой красоте.

"Ласточкино гнездо": где находится и как лучше добраться

Адрес замка: Россия, Крым, Большая , посёлок Гаспра, Алупкинское шоссе 9а. Точные координаты для онлайн карт: 44.430662 N, 34.128532 E. Для GPS-навигаторов: 44°25.839", 34°7.119.

А теперь понятным туристическим языком. "Ласточкино гнездо" находится в 20 км от Ялты и основной поток туристов приезжает именно из Ялты. Возле самого "Ласточкиного гнезда" есть посёлки, входящие в состав Большой Ялты: Гаспра и Курпаты. Добраться до замка можно аж тремя способами. И вот будьте уверены, что от вашего выбора зависит восприятие самой достопримечательности. Итак, добраться можно:


Если вы добирались до замка от Ливадийского дворца или на маршрутке/машине, то вы окажетесь на остановке "Ласточкино гнездо". Здесь можно начинать делать первые кадры с обзорных площадок, но до дворца ещё надо пройти 800 метров по лесенкам мимо санаториев.

И вот он – сказочный замок – возвышается на скале и так и просится под прицел камеры. Можно насладиться его эстетическими преимуществами и сделать хорошие фотографии.

"Ласточкино гнездо": лучшие локации для фото

Поделюсь своими любимыми и самыми выигрышными площадками для фотографирования "Ласточкиного гнезда" и себя на его фоне:


Что делать на "Ласточкином гнезде"

Кстати, немного важной практической информации: с ноября по май дворец-замок работает с 10:00 до 16:00 (понедельник – выходной), а с июня по октябрь – с 10:00 до 19:00 (без выходных). Вход бесплатный. На самом входе есть бесплатный туалет. С фотографиями всё понятно, – это одно из главных развлечений тут. Есть ещё несколько опций для времяпрепровождения, на любителя.


Где покушать возле "Ласточкиного гнезда"

Как я не старался, не получилось у меня уместить все Ялтинские дни в один пост. Получается три. Зато постараюсь уделить больше внимания деталям.

03/01/13
В Ялту мы приехали вчера. Из Алушты, в обед на маршрутке. На автовокзале нас сразу облепили тетки с предложением жилья. Все по 200 гривен.
Вечер, душ, Wi-fi. Что еще надо? Ах, да «Живчик»….

Это утро не требовало раннего подъема, и мы спали до 9 по местному. Накануне вечером мы уже познакомились с ялтинским побережьем, а на сегодня запланировали посещение дворцов.
Уже не помню, кто и как нас надоумил, что ехать надо от автовокзала, но мы точно знали, что так и должно быть. До сих пор, кажется, что можно было уехать, прямо от нашего временного места жительства.
На автовокзале я снова увидел полюбившиеся мне троллейбусы. Точнее это было не на автовокзале, а на троллейбусной станции, это совсем рядом – через дорогу.
01.

02.

03.

04. Тут мы нашли даже расписание за запотевшим куском стекла.

Местные объяснили, что нам нужны не междугородние автобусы, а ялтинские.
05. Стоим на остановке. Здание на заднем плане с решетками – автовокзал.

Контроллер, из открытых дверей, оповестила ожидающих, что их маршрутка двигается до Ливадии. Как раз то место, куда мы и планировали попасть в первую очередь.
Загрузились в транспорт и отправились колесить по извилистым, тонким улицам горно-прибрежной Ялты. Такие узкие дороги я раньше видел только в фильмах – справа стена дома, слева, через ряд, крутой склон.
— Конечная, дворец впереди! – Объявила контролер.
Маршрутка враз опустела. Люди группками двинули в сторону указанную из автобуса. Кстати особенность, то ли Крыма, то ли вообще Украины – тут люди общаются и им это нравится. Например, если в Москве спросить: «Как пройти до старого Арбата?», прохожий, в большинстве случаев сделает так: — Туда! – махнет рукой, убегая дальше.
Тут же: — Ой, ну смотрите это вам надо сейчас… — а еще по ходу повествования успеют спросить, откуда мы и посоветовать, куда нам еще надо попасть. Блин, это приятно.

06. Недалеко от остановки, мы увидели книгу, лежащую на периллах, возможно, намерено оставленную, а, возможно, и просто забытую.

07. Мишка?

После предновогодней Москвы с ее -26 по Цельсию и облачностью, Ялта с ее +10 и солнцем казалась летом, внезапно наступившим среди зимы. Естественно хотелось, чтоб как можно больше солнца и тепла осталось на фотографиях.

08. Ливадийский дворец.

09.

10.

Возле этого дворца мы побродили по парку и решили, долго не задерживаясь, отправиться дальше.

11. Мне кажется на библиотеку похоже.

Тут мне пришла в голову идея прогуляться пешком до Гаспры. Вот показалось мне, что там близко. Как же я оказался не прав.))

12. Солнечная тропа. Почти семи километровый прогулочный маршрут.

Начинается этот маршрут от Ливадии. Так что тут можно понять, что мы прошли уже два километра. А Гаспру даже не видно. Сверившись с картой, пришли к выводу, что надо садиться на автобус, но до остановки мы шли еще около километра. Прогулялись, конечно, хорошо, но потратили драгоценное время. Помним – сумерки в 17, ночь в 18.
Маршрутка за 10 минут доставила нас в нужную точку.

Мыс Ай-Тодор. Особняк «Ласточкино гнездо».

13. Вот таким мы его увидели. Небо и море это просто фантастика. Я даже не знаю с чем сравнить, раньше я подобного не видел. Да, и надо ли тут сравнивать?!

Вообще море этого дня казалось не настоящим, оно было словно подкрашено синькой и зеленкой, в разных местах. Я только в эту поездку понял, почему Айвазовского так часто сюда тянуло и откуда на его картинах такие цвета. Но про краски моря больше будет в одном из следующих постов, а пока на фотографиях отдельное внимание уделяем цвету.

14. Скала «парус». Одинокая в море, она, действительно, напоминает парус небольшого судна.

15. А вот и одна из самых знаменитых достопримечательностей Крыма – «Ласточкино гнездо».

У этого особняка весьма длительная история. В начале своего существования выглядел совсем не так, похоже был скорее на летний домик или дачу, чем, по сути, и являлся. Позже, уже по новому проекту был перестроен и стал больше похожий на нынешний замок. Продолжительное время являлся рестораном, вплоть до землетрясения 1927 года, тогда обвалилась часть скалы, являвшаяся фундаментом, и очень сильно пострадало само здание, часть его обвалилась в море. В течение 30 лет разрушенное «гнездо» пустовало и рассыпалось. В конце 60-х началась реконструкция и, с начала 70-х, здание снова стало рестораном.
Сейчас внутри музей. Но он скучный, маленький и делать там нечего. От слов к снимкам.

16. Вид с террасы на скалу «парус» и причал.

17. А это вид в другую сторону. Сине-зеленое море до самого горизонта.

18. Самый узнаваемый символ Крыма. Даже сейчас, когда я смотрю на эти снимки, захватывает дух. А теперь, представь, когда это прямо рядом с тобой, когда видишь своими глазами и даже можешь пощупать?!

19. А теперь немного больше моря. Самая дальняя гора на горизонте – Аю-даг или Медведь-гора. Тоже довольно знаменитое место, но там мы не были.

20. Самострел на память. С морем.

И парочка дзен кадров.

21. Белые точки на снимке это чайки. Их там тьма. Они очень странно себя вели, но почему, я понял позже, когда мы обедали в кафешке, на скале, недалеко от замка. Меня этот кадр, кстати, расслабляет. Включаю на весь экран и сижу, рассматриваю.

Ладно, вернемся к дельфинам. Как к каким?! Ах, да… Когда мы селе в кафешке, естественно, стали рассматривать море. И тут мы поняли, почему чайки так странно себя ведут, они постоянно пикировали в море, атакуя дельфинов. Самых настоящих. Их были десятки. Они появлялись из воды там и тут. Даже на предыдущей фотографии они есть, но столь далеко, что, не зная про них, и не рассмотреть. Я снова пожалел, что не взял с собой длиннофокусный объектив.

22. А это загадка. Кто и зачем сделал не известно, но выглядит интересно.

В этот день мы отказались ехать в Воронцовский дворец, а поехали на Ай-Петри. Об этом в следующий раз.
До встречи…

Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856) прошел сложный жизненный путь. В различные периоды своей жизни он участвовал в Кавказской войне, Великой Северной войне, Отечественной войне 1812 г., был новороссийским и бессарабским генерал-губернатором, наместником императора на Кавказе.

Будучи командиром оккупационного корпуса в Париже, он продал собственное имение чтобы расплатиться за кутежи русских офицеров и гусар с французскими кредиторами.

Но мы имеем более достоверный источник, чтобы судить о характере и вкусах этого человека. Музыка, звучавшая в его душе, навсегда запечатлелась в камне. На южном побережье Крыма, недалеко от Ялты.

Резиденция графа Воронцова в Алупке строилась на протяжении 18 лет (1830 - 1848 г.г.) Дворец был спроектирован придворным архитектором Георга IV, Эдуардом Блором.

Неудивительно, что в облике дворца заметны черты английского неоклассицизма. Особенности этого стиля можно увидеть на примере Вестминстерского аббатства и Букингемского дворца, которые также проектировались Блором.

В то же время, дворец несет черты позднероманского стиля в духе строгих испанских замков времен Изабеллы. Удивительное сходство Воронцовского замка с испанскими образцами подчеркивается элементами восточных мотивов.

Если внешний облик Алупкинского дворца навевает мысли о замке Алькасар, то его внутреннее пространство, портал, элементы декора и арабески имеют много общего с дворцом Альгамбра.

Интерьер дворца выполнен в готическом стиле, но отдельные помещения оформлены в стилях барокко и ампир.

Композиция дворца организована в форме стилизованного замка. В пространствах между башнями и строениями скрыты внутренние дворики и улочки. Дворец напоминает крошечный средневековый город. Он словно предстает воплощением таинственного и трансцендентного "Замка", рожденного воображением Франца Кафки. Узкие проходы, мостики и стены, сложенные из массивных диабазовых глыб, будто замедляют течение времени в своих лабиринтах, и внушают спокойствие и гармонию.

Мудрость создателей этого маленького чуда проявилась в том, что они сделали его органичной частью истинного шедевра - Южного берега Крыма.

Дворец вписан в композицию горных вершин и нисходящих в безбрежное морское пространство склонов. Естественным продолжением дворцового комплекса предстает уникальный парк, раскинувший свои террасы от южного портала к берегу.

Работы по созданию Воронцовского парка продолжались 27 лет (с 1824 по 1851 г.г.) под руководством Карла Кебаха.

Гениальность его замысла заключается в том, чтобы объединить несовместимые вещи - регулярную (геометрическую) планировку парков эпохи Возрождения с ландшафтным парком, построенным по принципу пейзажной композиции. Благодаря этому, аллеи, цветники и открытые лужайки соседствуют с картинами дикой природы, первозданными лесами и каменными хаосами.

Красота парка настолько совершенна, что он кажется человеку давно знакомым местом, которое отныне навсегда останется с ним.

С 1834 г. Ливадия (от греч. ливадион - луг, лужайка) принадлежала польскому аристократу Льву Потоцкому. В 1860 г. имение перешло в собственность супруги Александра II, Марии Александровны. Были построены Большой императорский дворец и Малый дворец для наследника, а также дворцовая церковь.

В 1909 г. император Николай II нанес визит королю Виктору-Эммануилу III. В Италии император посетил резиденцию Ракониджи, близ Турина, выполненную в "нежном" стиле Итальянского Ренессанса. По возвращении в Ливадию император высказал пожелание иметь в своем южнобережном имении дворец, выстроенный именно в таком стиле.

В 1911 г. на месте старого дворца был возведен новый - Большой Белый дворец. Строительные работы были проведены архитектором Н.П. Красновым в рекордный срок - 506 календарных дней. Стоимость строительства составила 4,2 млн. рублей серебром.

Основными мотивами композиции служили памятники Флоренции. При этом, строгая красота дворцовой архитектуры сочетается с уютом и мягким покоем загородного дома. Инкерманский известняк светло-палевого цвета придает зданию легкость и изящество. Ассиметричные формы восточного фасада гармонируют со ступенчатыми очертаниями горных склонов и дополняют каскадное решение северного фасада.

Композиция дворца насыщена архитектурными элементами, свойственными палаццо Венеции и Флоренции. В соответствии с канонами Ренессанса, фасад рассечен горизонтальной линией балкона, а колоннада галереи и изящные аркады подчеркивают ордерный характер деления.

Дворец имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний и три малых (световых) двора. Большой внутренний дворик, называемый "Итальянским" является важнейшим структурным элементом дворца. Именно такие дворики - патио характерны для итальянских дворцов XV-XVI столетий и являются центрами всей пластической композиции зданий. Внутренние световые дворики (атриумы) используются для солнечного освещения жилых комнат. Итальянский дворик, окружен аркадами полуциркульных арок с дорическими колоннами. Чувство гармонии и покоя создают четкий ритм арок и колонн, флорентийские фонари, резная балюстрада. В центре дворика расположен фонтан, к которому сходятся восемь радиальных дорожек. Строгая композиция оживляется цветочными газонами и вечнозелеными растениями: пальмами, лавром, тропическими хвойными деревьями.

Итальянской изысканностью отличается внутренняя отделка дворца и элементы декора. Все элементы парадного входа во дворец: полуциркульные арки, спаренные коринфские колонны, портал входных дверей и скамьи, сделаны из белого каррарского мрамора итальянскими мастерами фирмы Уберти. Резная орнаментация по мрамору изображает грифонов, дельфинов, гирлянды цветов и фруктов, медальоны в обрамлении аканта. Между полукружьями арок расположены картуши с вензелями имен членов царской семьи, а верх мраморного наличника украшает герб Романовых.

С западной стороны расположена небольшая домашняя церковь в византийском стиле. Она была построена в качестве католической часовни Потоцких, а затем удачно вписана в ансамбль дворца. Вход в храм соединяется открытой галереей с аркой ворот Итальянского дворика. Галерея выполнена в виде византийской аркады, покоящейся на мраморных колоннах и завершающейся ажурными ручной ковки воротами работы итальянских мастеров конца XVIII века. Портал входа в Крестовоздвиженскую церковь украшает мозаичная икона "Ангела Господня".

Внутренние помещения дворца отмечены богатым декором. В их оформлении использованы лепные украшения, резные панели из каштанового, орехового и красного дерева, прекрасные мраморные камины. Более всего выделяются парадная столовая с замысловатой лепниной, бильярдная, "римский вестибюль" и приемная, выполненная по образцу зала Совета пятисот в венецианском Дворце дожей.

............................................................................................

Ласточкино гнездо

"Ласточкино гнездо" возведено на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра. Строение напоминает миниатюрный рыцарский замок.

Первое деревянное строение на этом месте было возведено после русско-турецкой войны 1877-1878 для отставного русского генерала. Уже эта деревянная постройка стала темой творчества известных художников-маринистов: Айвазовского, Лагорио, Боголюбова.

Удивительная дача сменила нескольких собственников. Но свой нынешний вид "Ласточкино гнездо" получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, решившему возвести на мысе Ай-Тодор готический замок. Проект был выполнен инженером Леонидом Шервудом.

Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалась на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. Малым объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад, который в результате землетрясения 1927 г. обрушился в море.

В начале Первой мировой войны купец Шелапутин открыл в замке ресторан. После его смерти ресторан закрылся.

В 1927 году "Ласточкино гнездо" пострадало во время сильного землетрясения. Глубокая косая трещина прошла от ее верхней площадки к середине, так что замок мог в любой момент обрушиться. Часть опорной скалы обрушилась в море, и обзорная площадка угрожающе нависла над пропастью. Само здание почти не пострадало, если не считать сорванных шпилей и оторванной части скалы под нижним балконом.

__

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие "Ялтаспецстроя" выполнили ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г.Татиев. Восстановительные работы, которые начались в 1968 году, были направлены на укрепление фундамента, частичное видоизменение фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации ялтинский конструктор В.Н.Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведённую под центральный объем. Таким образом, была надёжно закреплена крайняя часть дома, которая осталась висеть над обрушенной скалой. Кроме монолитной плиты, всё сооружение обнесли антисейсмическими поясами. Увеличенная в высоту башня приобрела большую декоративность благодаря четырём шпилям.

Вокруг дворца бегали кошки, у которых тут же была своя кормушка. Потихоньку скапливались люди, и в назначенное время нас запустили на экскурсию.

У меня Ливадийский дворец до его посещения ассоциировался исключительно с Ялтинской конференцией. И нам, конечно, показали стол, за которым сидели Черчилль, Рузвельт и Сталин,

зал, где этот стол стоял изначально и где по сей день проводятся встречи и конференции на самом высоком уровне,

кабинеты, куда поселили маломобильного Рузвельта, чтобы ему не пришлось приезжать на заседания издалека, итальянский внутренний дворик, где была сделана историческая фотография глав трех держав.

Но оказалось, что Ливадийский дворец - это скорее не про Ялтинскую конференцию, а про историю последней царской семьи. Именно для них был построен и отделан с большим вкусом этот дворец, где им довелось отдохнуть всего четыре раза. Каждая комната отличалась уникальным изысканным декором и отражала привычки и характер членов семьи. Слушать было интересно и немного грустно, зная, что простое семейное счастье, которым так дорожили царственные супруги, так жестоко прервалось. Романовы жили во многом просто: девочки делили спальни на двоих, спали на жестких кроватях, учились дети практически без выходных. Часто семья ходила пешком за 6 километров к своим родственникам в Гаспру по специально проложенной тропе, которую затем назвали Царской, а в советское время переименовали в Солнечную.

Мы вышли из дворца и решили, что мы не хуже царей и почему бы не пройтись до Ласточкиного гнезда пешком. "Хвост" тропы быстро нашелся: в советское время она была оборудована для туристов, и на развилках встречались камни-указатели, информирующие, в каком направлении идти и сколько еще осталось. Но сейчас на тропе чувствовалась ее заброшенность: в некоторых местах на нее налезали заборы местных вилл, еще нам встретились пара развороченных общественных туалетов. Но в целом идти по тропе несложно и приятно: она практически прямая и широкая.

Почти шесть километров дались легко. Поскольку нам не нужно было идти до конца, мы свернули у указателя на Ласточкино гнездо. И когда мы впервые издалека увидели этот удивительный замок, радости нашей не было предела!

Потом был спуск по бесконечной лестнице (вдоль не менее бесконечных заборов), и мы дошли до нижней смотровой площадки.

На пути к зданию нам встретилась котоклумба с тремя котами и еще четырьмя сидящими рядом. Несколькими минутами позже мы увидели, как продавщицы из сувенирных магазинчиков щедро насыпают им кошачьего корма.

И вот мы, наконец, у входа в причудливое строения, которое некогда было рестораном. Теперь в Ласточкином гнезде - выставочный зал, вход платный, и мы решили, что нам туда не надо, потому что читали, что внутри здание не столь интересно, как снаружи. Выйти на балкон, нависающий над пропастью, нельзя из соображений безопасности. Пришлось карабкаться на груду камней над замком, чтобы запечатлеть его в новом ракурсе.

"Тут уже и до канатки на Ай-Петри недалеко" - подумали мы и отправились в Гаспру. Хотели пройти более коротким путем напрямик, но там все оказалось перегорожено как территория какого-то санатория, и пришлось подниматься по той же огромной лестнице. За день до этого в экскурсионном бюро на набережной нам сказали, что канатка закрыта, но мы не поверили, думая, что они просто хотят, чтобы мы поехали с ними на автобусе. Увы, после еще порядка получаса пешего пути мы застали нижнюю станцию канатки пустующей и заброшенной до мая. У входа стояли и покуривали предприимчивые мужички, предлагающие поехать на Ай-Петри с ними на микроавтобусе. Мы с Димой посовещались и пришли к выводу, что мы вообще хотим на Ай-Петри больше ради канатки, чем самой горы, и оставили ее на следующий раз. А следующему приезду в Крым быть, я уже знаю, потому что меня до сих пор не отпускают его прекрасные горы, пещеры, водопады, скальные монастыри и древние города...

Теперь уже я сказала, что, раз мы сюда зачем-то пришли, не грех дойти и до Воронцовского дворца. Из последних сил мы доползли к громадному английскому замку графа Воронцова, похожему то ли на Хогвартс, то ли на Тауэр.

Говорят, интерьеры во дворце тоже очень красивые и богатые, но мы пришли уже под закрытие, да и два дворца в один день - это слишком.

Не знаю, как можно жить в таком мрачном замке, но генерал-губернатору виднее.

Фасад был отовсюду огорожен и пройти можно было, только купив билет на выставку скульптур, но, опять-таки, было уже поздно. Мы обошли дворец и еле-еле дотащились через огромный парк к конечной остановке маршруток. Приехав в Ялту, мы поужинали и постыдно рано легли спать с гудением в ногах и головокружением от целого дня на свежем воздухе. Назавтра решили ехать в .

Recent Posts from This Journal

  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ОТ ЛЬВА К ЕДИНОРОГУ. День 1. Я не уеду жить в Лондон!

    Днем 1 мая 2019 года, когда в России уже вовсю отмечали День труда долгожданным бездельем, наш самолет приземлился в Лондоне. "Погода хорошая - плюс…

  • В этом посте не будет ни одной фотографии, дорогой кировчанин, потому что нам с вами предстоит серьезный разговор. Когда в 2015 году я переехала в…

  • Каринторф-2: по узкоколейке в затерянный поселок

    Практически у любого явления общественной жизни есть свои фанаты. В том числе, существует огромное количество любителей узкоколейных железных дорог.…

  • 3. Дивеево: церкви, источники и Святая Канавка

    Из Арзамаса мы быстро доехали до Дивеево, еще засветло. Представляя Дивеево как паломнический центр, я даже не подумала о том, что это еще и…