Билеты и регистрация

Новая суша: для чего в России используются искусственные острова. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Проекты для лучшей жизни

В Кольском заливе Баренцева моря будут созданы четыре искусственных острова. Соответствующее распоряжение 15 июня подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Возводить новые острова поручено компании «Кольская верфь».

На самих островах будет функционировать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где создадут комплексы по морской добыче полезных ископаемых.

«Центр предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа, морских добычных комплексов, а также ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений», — уточняется на сайте кабмина.

«Кольская верфь» является дочерним предприятием компании «Новатэк», которая решила инвестировать в проект 25 млрд рублей. Проект поможет создать около 10 тыс. рабочих мест и привлечёт новые инвестиции в регион.

Опыт имеется

Россия начала создавать искусственные острова ещё несколько веков назад как для расширения своей территории, так и в военных целях. В начале XVIII века в Азовском море был насыпан остров Черепаха, где была расположена цитадель. Позже остров потерял своё стратегическое значение, но до сих пор во время отлива можно увидеть его части.

И сегодня в России активно идёт создание искусственных земельных участков. Директор природоохранных программ «Зелёного патруля» Роман Пукалов отметил, что в России уже имеются подобные успешные проекты. Так, в Керченском проливе были созданы насыпные дамбы во время строительства Крымского моста.

«Были подобные проекты, та же самая Тузлинская коса, которая идет от Тамани в сторону Керчи — это во многом искусственное сооружение. Когда строили Керченский мост, коса расширялась, досыпалась и видоизменялась», — объясняет эксперт.

  • globallookpress.com
  • Serguei Fomine

Мост через Керченский пролив соединит Крым и Краснодарский край. Планируется, что он станет самым протяжённым в России. Его длина составит 19 км. Автомобилисты смогут опробовать новый мост уже в декабре 2018 года.

Строители уже завершили сборку железнодорожной арки.

Проекты для лучшей жизни

В 2006 году в Санкт-Петербурге началось расширение западной части Васильевского острова. Площадь новых территорий острова составит около 476 га. Проект под названием «Морской фасад» является одним из крупнейших в мире проектов по освоению прибрежной территории.

  • www.mfspb.ru

Расширение острова ещё не окончилось, но там уже функционирует специализированный морской порт, который пользуется популярностью у иностранных туристов.

В будущем на этой части острова также будут построены жилые дома, школы, больницы и коммерческие объекты.

Решение многих проблем

Как отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, для России это важный шаг, поскольку в настоящее время в нашей стране функционирует не так много подобных проектов. Кроме того, по мнению эксперта, искусственные земельные участки помогут упростить добычу природных ресурсов, так как на них будут расположены необходимые комплексы.

«Система строительства искусственных островов является наиболее выигрышной, потому что это поможет решить многие проблемы, связанные с инфраструктурой», — полагает эксперт.

Эколог Роман Пукалов отмечает, что для такого строительства требуется не только хорошо продуманный проект, но и независимая экологическая экспертиза.

«Кольский залив — это природная среда, нужно очень внимательно посмотреть, как идёт течение по самому заливу, не будет ли это препятствовать движению водных организмов, в какой срок будут производиться работы, чтобы избежать фактора беспокойства в нерестовый период. Это нужно всё очень внимательно продумать», — говорит эколог.

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. В Баренцовом море появятся четыре искусственных острова — председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании земельных участков в Кольском заливе для Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Это часть масштабного проекта по освоению газовых месторождений Ямала, который разрабатывает компания "Новатэк".

Договор на строительство будет заключен между Росморречфлотом и ОАО "Кольская верфь" (дочерним предприятием "Новатэка").

Центр предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа, а также для ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений.

Создаваться острова будут за счет собственных средств "Кольской верфи", объем капитальных вложений составит более 25 миллиардов рублей. Соответствующее разрешение Росморречфлота предприятие уже получило.

"Cтроительство центра позволит создать около 10 тысяч рабочих мест только на самой верфи, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, привлечь в регион дополнительные инвестиции, развивать новые высокотехнологичные производства", — отмечается в документе.

Стратегический инвестиционный проект

Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений планируется создать в селе Белокаменка Мурманской области к концу 2020 года. Первый сухой док должен быть сдан в эксплуатацию в первой половине 2019 года.

В начале июня на Петербургском международном экономическом форуме "Новатэк" подписал меморандум о взаимопонимании в отношении заключения специального инвестиционного контракта с Министерством промышленности и торговли и правительством Мурманской области, закрепляющий намерения сторон о заключении трехстороннего специального инвестиционного контракта по созданию Кольской верфи.

"Для эффективного развития огромной ресурсной базы Крайнего Севера, снижения себестоимости строительства и повышения конкурентоспособности наших будущих СПГ-проектов мы считаем крайне важным создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в России. С помощью Кольской верфи мы планируем добиться максимальной локализации СПГ-заводов на основаниях-платформах гравитационного типа и их готовности к производству продукции", — заявил тогда председателя правления "Новатэка" Леонид Михельсон.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун в свою очередь отметила масштабность запланированного объема инвестиций — более 50 миллиардов рублей на первую очередь. Поэтому проекту присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области, пояснила она.

По словам Ковтун, решение о строительстве центра было принято еще и потому, что в области параллельно реализуется проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, который обеспечит западный берег Кольского залива железной дорогой.

Газ с Ямала

Ямал является богатейшим местом по запасам газа. По словам губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, с учетом ресурсов полуострова Гыдан на Ямале возможно производить более 70 миллионов тонн СПГ. "Новатэк" ведет в регионе активные работы.

Так, модули, которые будут производить на Кольской верфи, предназначены для нового центра по производству сжиженного природного газа, который "Новатэк" планирует построить на полуострове Гыдан.

Его ресурсной базой станет Утреннее нефтегазоконденсатное месторождение с запасами более 1,2 триллиона кубометров. Концепция проекта предполагает строительство комплекса на платформах в Обской губе вблизи береговой линии полуострова.

Этот завод СПГ станет вторым на Ямале. Первый "Новатэк" уже строит в рамках проекта "Ямал СПГ", который реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Общая мощность завода составляет 16,5 миллиона тонн в год. Всего планируется построить три линии, первая из них должна быть введена в эксплуатацию уже в этом году, а на полную мощность предприятие выйдет в 2019 году.

Морской порт Сабетта обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Для перевозок СПГ строятся новейшие танкеры-газовозы — первый из них недавно получил имя в честь французского предпринимателя, главы нефтяной компании Total Кристофа де Маржери, который погиб в 2014 году при катастрофе в аэропорту "Внуково", а всего должно быть построено 15 таких судов.

Как заявлял министр энергетики России Александр Новак, запуск "Ямал СПГ" на полную мощность позволит увеличить объем экспорта газа более чем на 10 процентов и повысить долю России на мировом рынке СПГ до 8-9 процентов.

Зачем тратить огромные деньги, чтобы создавать искусственные насыпи в Кольском заливе?

Материал комментируют:
Игорь Юшков
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании четырех искусственных островов в Кольском заливе Баренцева моря. Насыпать их будет ООО «Кольская верфь» (дочернее предприятие ОАО «Новатэк»). Соответствующий документ опубликован на сайте правительства. Из него следует, что «Кольская верфь» собирается заключить договор с Росморречфлотом. А острова насыпаются не просто так, а для реализации проекта под названием «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений».

Ранее сообщалось, что «Новатэк» инвестирует в проект более 25 миллиардов рублей. Проектом предусмотрено создание специализированной верфи, способной производить уникальные морские объекты - железобетонные платформы гравитационного типа для СПГ-заводов, буровые и добычные платформы для шельфовых проектов западного сектора Арктики и крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы Северного морского пути. Предполагается, что строительство Центра позволит создать около 10 тысяч рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджет, привлечь в регион дополнительные инвестиции и способствовать процессу импортозамещения и локализации технологий.

Острова планируют создать рядом с селом Белокаменка Мурманской области. Они будут возводиться в рамках проектов «Арктик-СПГ-1» и «Арктик-СПГ-2», предполагающих, в частности, освоение месторождение Гыдана в Обской губе Карского моря. Строительство верфи может начаться до конца года, первые плавучие СПГ-заводы будут заложены в 2018 году. Возведение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений планируется завершить к 2020 году.

Первый вопрос, который возникает при ознакомлении с данной информацией - зачем вбухивать миллиарды в строительство новых островов? У нас ведь не Япония, где не хватает земли.

Жители Мурманской области скептически комментируют новость. Вот что пишет в «Фейсбуке» журналист из города Полярный Игорь Опимах: «Все читали? Медведев распорядился построить в Баренцевом море четыре острова. На сайте правительства уточняют: в среднем колене Кольского залива. Похоже, что хана придет губе Рослякова и особенно губе Грязной, там мелко, самое то - засыпать осушку и профанфарить: мы создали искусственные острова.

Действительно, затея со строительством островов вызывает много вопросов, - говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Изначально проект был заявлен иначе - предполагалось, что работы по сжижению газа буду вестись на берегу Кольского залива в посёлке Белокаменка. Там планировалось построить два сухих дока, заложить основания для установок по сжижению газа. Эти установки должны были доставить в Обскую губу, соединить в единый завод СПГ, газ для которого будет поставляться с месторождений в этом районе. В частности, с Гыданского полуострова.

«Новатэк» уже выиграл несколько аукционов по разработке месторождений газа, предварительно пролоббировав условие, что газ с этих месторождений необходимо сжижать. А так как кроме этой компании никто в России строительством заводов СПГ особенно не занимается, то «Новотэк» является единственным, по сути, участником данных аукционов.

Теперь, чтобы осваивать полученную ресурсную базу, компания озаботилась строительством того, что официально называется «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений». Хотя что там будут строить - непонятно. Сначала говорили - будет только нижняя часть той самой плавучей платформы. Потом - что будет некая верхняя надстройка. Но зачем для этого необходимы искусственные острова - понять сложно. Тем более что сумма выделяется на это очень большая.

«СП»: - В целом проект «Арктик-СПГ» дорогой?

Изначальный смысл проекта строительства Центра в Кольском заливе был как раз в том, чтобы реализовывать его в довольно развитом районе Заполярья. То есть развить и модернизировать что-то, что уже построено, сэкономив на этом. Иначе можно было создавать всё с нуля ближе к месту газодобычи - на Ямале.

«Новотэк» не раз заявлял, что «Арктик-СПГ» будет на треть дешевле, чем «Ямал-СПГ», который уже реализуется. Удешевление планировалось достичь за счёт расположения заводов по сжижению газа на гравитационных платформах. Видимо, на примере «Ямала-СПГ» они поняли, что строительство завода на суше в условиях вечной мерзлоты - недешёвое удовольствие. Тем более в условиях, когда вечная мерзлота тает, и земля под заводом СПГ может превратиться в болото.

А ещё значительную часть оборудования приходится завозить самолётами. Совсем недавно на Ямале приземлился очередной «Руслан» с 70 тоннами оборудования на борту. Всё это сложно и дорого.

Кроме того, в проекте «Ямал-СПГ» очень разноплановая кооперация: технологию по сжижению газа брали у американцев, сами установки по сжижению собирались в Китае, которые после этого везли на Ямал в порт Сабетта.

Думаю, что как раз проектом по строительству плавучего завода СПГ «Новатэк» пытается привлечь инвесторов. Однако когда реализовывался проект «Ямал-СПГ», углеводороды стоили дорого, поэтому инвесторов найти было несложно. Сейчас - иная картина. Компания пытается сэкономить, сделав проект чисто внутрироссийским. И заодно создать Центр по технологиям СПГ. То есть, с одной стороны, они стремятся вписаться в программу импортозамещения, а с другой - привлечь иностранных инвесторов. Таким образом, появляется шанс получить от государства денег, которые как бы пойдут на развитие мурманского транспортного узла.

Я думаю, что «Новатэк» хочет ещё реабилитироваться в глазах правительства России в том смысле, что «Ямал-СПГ» практически полностью был реализован на импортном оборудовании и при участии зарубежных компаний - немецких, американских, китайских, - российского там было не так много. При том, что строительство порта Сабетта и дноуглубительные работы велись за государственный счёт. То есть имела место «национализация издержек» и «приватизация» прибыли от проекта. В этот раз хотят показать, что всё будет иначе, однако никто до сих пор внятно не объяснил, для чего нужны насыпные острова. То есть «экономный» проект начинается с сомнительных трат.

«СП»: - Как на проекте «СПГ-Арктик» могут отразиться санкции? Известно, что США наложили запрет на поставки оборудования для добычи углеводородов на шельфе?

Санкции пока касаются только добычи нефти, хотя часто трудно разделить её от добычи газа. Обычно эти виды углеводородов соседствуют. Европейцы ещё при администрации Барака Обамы уговорили американцев, чтобы те не облагали санкциями газовую отрасль России. К тому же месторождения, которые разрабатывает «Новатэк» сейчас, в основном находятся в Обской губе и считаются не шельфовыми, а просто морскими. Тем не менее, насколько я располагаю информацией, по этому проекту все поставки уже завершены. Компания торопилась закупить оборудование вперёд на тот случай, если американцы всё же обложат санкциями и газодобывающую отрасль в России.

«СП»: - Государство несёт риски, если проекты частной компании «Новотэк» окажутся нерентабельными?

Государственное участие в компании чуть меньше 10%. Если говорить о проекте «Ямал-СПГ», государство выделило на его реализацию порядка 300 миллиардов рублей. Если предположить, что по причине резкого снижения цен на углеводороды добыча арктического газа долгое время будет нерентабельной и компания обанкротится, то возвращение этой суммы государству - довольно проблематично. Кроме того, на довольно долгое время «Новатэк» освобождён от выплаты экспортных пошлин, от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Пока что государству очень немногое достаётся от арктических проектов «Новатэка».

Пока информации о проекте до нас доводится крайне мало, - говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. - Думаю, что в детали посвящены буквально единицы специалистов, приближённых к руководству «Новатэка». Известно, что ставка будет сделана не на стационарный СПГ на берегу, а на плавающую платформу. Но для чего при этом нужны насыпные острова, да ещё так далеко от места газодобычи - совершенно непонятно. Например, компания Royal Dutch Shell реализует подобный проект с плавучим заводом СПГ в Австралии, но никаких островов для этого насыпать не планирует.

Председатель правительства России Дмитрий Медведев распорядился построить в Баренцевом море четыре новых острова . На них будет производиться оборудование для добычи и хранения природного газа.

В распоряжении правительства говорится, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определить, что Росморречфлот заключает с обществом с ограниченной ответственностью "Кольская верфь" договоры о создании 4 искусственных земельных участков в Кольском заливе (среднее колено) Баренцева моря в целях строительства и эксплуатации объектов "Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС). Комплекс для изготовления оснований гравитационного типа и интеграции модулей верхних строений" без проведения открытого аукциона на право заключения таких договоров.

Грандиозный проект: «Ямал СПГ» >>

Новые участки земли появятся в Кольском заливе к 2020 году, а стоимость проекта оценивается в 25 млрд рублей. В правительстве гарантируют, что ни одной копейки из бюджета в Баренцево море не утечет - инвестировать в проект будет компания ООО «Кольская верфь», дочернее предприятие «НОВАТЭКа». Никаких конкурсных процедур компания не проходила - в распоряжении премьера она значится единственным подрядчиком.

На искусственных островах в Кольской бухте расположится Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который займется изготовлением морских комплексов по добыче, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на шельфе в Мурманской области, а также ремонтом и обслуживанием морской техники. В распоряжении премьера говорится, что новые объекты позволят создать в Арктике около 10 000 рабочих мест, а также «увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней», привлечь инвестиции в регион и развивать новые технологии в производстве. Известно, что строительство будет вестись в рамках проекта по освоению арктических шельфов газа «Арктик-СПГ», а ресурсной базой для центра на островах послужит месторождение Гыдан. Планируется, что ежегодно там будет производиться около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа.

Газпром начал морскую укладку газопровода «Турецкий поток» >>

«НОВАТЭК» сообщает, что дочернее общество Компании ООО «Арктик СПГ-1» выиграло аукцион на право пользования недрами Гыданского участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья. Лицензия выдается сроком на 27 лет. По итогам аукциона разовый платеж за пользование недрами определен на уровне 2 262 млн руб.

Компания уже обладает на полуострове Гыдан значительной сырьевой базой, включая Утреннее, Геофизическое и Ладертойское месторождения, а также Трехбугорный, Нявуяхский, Западно-Солпатинский, Танамский и Северо-Танамский участки. Гыданский участок расположен в непосредственной близости от Утреннего месторождения, которое будет служить ресурсной базой для проекта «Арктик СПГ-2». Получение лицензии на Гыданский участок позволяет значительно увеличить ресурсную базу «НОВАТЭКа» на полуострове Гыдан и рассматривать новые масштабные СПГ-проекты Компании. По российской классификации суммарный ресурсный потенциал участка составляет 4 740 млн баррелей нефтяного эквивалента углеводородов.

Крупнейший газоперерабатывающий завод в России >>

Справка 24РосИнфо:

Лицензии на освоение Геофизического и Салмановского (Утреннего) месторождений на Гыданском полуострове были приобретены в сентябре 2011 года и действительны до 2031 года.

Салмановское (Утреннее) месторождение, расположенное в северной части Гыданского полуострова и частично в акватории Обской губы в непосредственной близости от Южно-Тамбейского месторождения, было открыто в 1980 году. По величине извлекаемых запасов оно является крупнейшим из месторождений, открытых на данный момент на Гыданском полуострове, и состоит из 34 залежей, включая 16 газовых, 15 газоконденсатных, 2 нефтяных и газоконденсатных и 1 нефтяную. Доказанные запасы месторождения по стандартам SEC по состоянию на конец 2014 года составили 259,8 млрд куб. м газа и 9,6 млн т жидких углеводородов.

Cемь причин высокой эффективности развития «Северного потока - 2» >>

Геофизическое нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное в средней части Гыданского полуострова на побережье Обской губы, было открыто в 1975 году и состоит из 35 залежей, в том числе 19 газовых, 12 газоконденсатных, 3 нефтяных и 1 нефтегазоконденсатной. Доказанные запасы месторождения по стандартам SEC по состоянию на конец 2014 года составили 125,6 млрд куб. м газа и 0,4 млн т жидких углеводородов.

В декабре 2014 года ООО «Арктик СПГ 1» (дочернее общество Компании) выиграло аукцион на право пользования недрами Трехбугорного участка, расположенного на Гыданском полуострове и граничащего с Геофизическим лицензионным участком Компании. Запасы Трехбугорного участка по категориям С1+С2 российской классификации составляют 5,9 млрд куб. м природного газа, извлекаемые ресурсы превышают 1 трлн куб. м газа и 90 млн т жидких углеводородов.

В 2016 году «НОВАТЭК» продолжил полномасштабные геологоразведочные работы на участках на полуострове Гыдан с целью уточнения ресурсного потенциала данного стратегически важного для Компании региона. В период 2014-2016 гг. на Утреннем месторождении пробурено в общей сложности 5 скважин, результаты их испытаний позволили увеличить запасы месторождения и подтвердить более высокую продуктивность скважин.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании в Кольском заливе Баренцева моря четырёх искусственных островов. По мнению экспертов, это значительно упростит разработку находящихся в этом регионе месторождений полезных ископаемых. Впрочем, это не первый подобный проект в России. RT выяснял, для каких ещё целей создаётся новая суша.

  • © Wikimedia / Tom Thiel

В Кольском заливе Баренцева моря будут созданы четыре искусственных острова. Соответствующее распоряжение 15 июня подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Возводить новые острова поручено компании «Кольская верфь»

На самих островах будет функционировать «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений», где будут создавать комплексы по морской добыче полезных ископаемых.

«Центр предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа, морских добычных комплексов, а также ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений», - уточняется на сайте кабмина.

«Кольская верфь» является дочерним предприятием компании «Новатэк», которая решила инвестировать в проект 25 млрд рублей. Проект поможет создать около 10 тыс. рабочих мест и привлечёт новые инвестиции в регион.

Опыт имеется

Россия начала создавать искусственные острова ещё несколько веков назад как для расширения территорий, так и в военных целях. В начале XVIII века в Азовском море был насыпан остров Черепаха, где была расположена цитадель. Позже остров потерял своё стратегическое значение, но на сегодняшний день во время отлива всё ещё можно увидеть его части.

И сегодня в России активно идёт создание искусственных земельных участков. Директор природоохранных программ «Зелёного патруля» Роман Пукалов отметил, что в России уже имеются подобные успешные проекты. Так, в Керченском проливе были созданы насыпные дамбы во время строительства Крымского моста.

«Были подобные проекты, та же самая Тузлинская коса, которая идет от Тамани в сторону Керчи - это во многом искусственное сооружение. Строя Керченский мост, коса расширялась, досыпалась и видоизменялась», - объясняет эксперт.

  • globallookpress.com
  • © Serguei Fomine

Мост через Керченский пролив соединит Крым и Краснодарский край. Планируется, что он станет самым протяженным в России. Его длина составит 19 км. Автомобилисты смогут опробовать новый мост уже в декабре 2018 года.

Как сообщал RT, строители уже завершили сборку железнодорожной арки.

Проекты для лучшей жизни

В 2006 году в Санкт-Петербурге началось расширение западной части Васильевского острова. Площадь новых территорий острова составит около 476 га. Проект под названием «Морской фасад» является одним из крупнейших проектов в мире по освоению прибрежной территории.

  • © www.mfspb.ru

Расширение острова ещё не окончено, но там уже функционирует специализированный морской порт, который пользуется популярность среди иностранных туристов.

В будущем на этой части острова также будут построены жилые дома, школы, больницы и коммерческие объекты.

Решение многих проблем

Как отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, для России это важный шаг, так как на данный момент подобных проектов в нашей стране существует ещё не так много. Кроме того, по мнению эксперта, искусственные земельные участки помогут упростить добычу природных ресурсов, так как на них будут расположены необходимые комплексы.

«Система строительства искусственных островов является наиболее выигрышной, потому что это поможет решить многие проблемы, связанные с инфраструктурой», - полагает эксперт.

Эколог Роман Пукалов отмечает, что для такого строительства требуется не только хорошо продуманный проект, но и независимая экологическая экспертиза.

«Кольский залив - это природная среда, нужно очень внимательно посмотреть, как идет течение по самому заливу, не будет ли это препятствовать движению водных организмов, в какой срок будут производиться работы, чтобы избежать фактор беспокойства в нерестовый период. Это нужно все очень внимательно продумать», - говорит эколог.