Познавательно

При каком царе появился теремной дворец. Теремной Дворец Московского кремля - чудо русской архитектуры XVII столетия

Московский Кремль почти четыре века не перестает восхищать человечество. Роскошное убранство впечатляет разнообразием форм. Большие размеры постройки и богатство украшений дают возможность каждый раз приходить и удивляться, открывать что-то новое, незамеченное раньше. Представьте только, если бы Мерсо, персонаж повести Камю «Посторонний», вспоминал по деталям не свою убогую комнатушку, а эти палаты.

Теремной дворец в Кремле стал неотъемлемой частью не только Москвы, но и всей России. Мало кто из других городов или стран не наслышан про него. Он заслуженно претендует на звание восьмого чуда света. Это один из символов Российской Федерации.

История построения

Теремной дворец Московского Кремля был построен всего за год, с 1635 по 1636. Хотя сроки для возведения таких масштабов самые кратчайшие, это никоим образом не отразилось на качестве постройки. Более того, если учитывать, что это первый русский каменный дворец, Кремль опроверг пословицу, что первый блин всегда комом. Он стал примером для возведения многих других каменных зданий. Во-первых, убранство здания традиционное, как в постройках из дерева. Во-вторых, прочность всей конструкции было трудно превзойти на то время. Да и не все современные здания могут потягаться с дворцом. Хотелось бы надеяться, но вряд ли «хрущевки» простоят четыре века, не то что не потеряв при этом своего товарного вида, а хотя бы сохранив фундамент.

Строили его сразу четыре лучших зодчих того времени: Л. Ушаков, А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин. Возводился Теремной дворец в Кремле на проверенном временем фундаменте северного яруса кремлевского ансамбля, который был заложен за полторы сотни лет до этого. К тому же это первое здание, построенное из камня, и имеет несколько этажей.

Построено было, как и задумано, три яруса. Первая площадка получила название боярской, в которой располагались хозяйские спальные покои. Она находилась на первом этаже. Второй предназначен для гуляний и соединен с первым этажом лестницей. Вход - это золотая решетка, шедевр кузнецкого мастерства. Третий ярус получил название Златоверхий теремок.

Предназначение Теремного дворца

Сегодня историки спорят, зачем же царь приказал строить Теремной дворец в Кремле. Ученые расходятся в мнениях. Одни утверждают, что Теремной дворец в Кремле, в каком веке ни был он построен, имел одно предназначение - обеспечить покой и отдых царя и всей его семьи. Верхние этажи строились в качестве детских комнат. Другие настаивают, что таким пышным убранством он хотел показать богатство свое и страны. Потому использовались помещения для приема послов шведских и не только. Также здесь, по их мнению, проводились важные совещания бояр.

Некоторые историки даже высказывают такие абсурдные идеи, что палаты предназначались для содержания любовниц царей. Это мнение они обусловили сходством с гаремом султанского И на сегодняшний день этот турецкое построение отличается роскошью и богатством.

Стиль Теремного дворца

Стиль, в котором возведен Теремной дворец в Кремле (в каком веке был построен, сказано выше) также отличается роскошью. То есть это зарождение русского барокко. И хотя направление существовало во многих других странах, да и Русь не была основоположником его, все же свою лепту в историю архитектуры внесла. Отсюда появление стиля, который принято называть «чисто русским».

Такой стиль характеризуется пышным убранством и оформлением каменных построений под деревянные богатые избы.

Настоящим примером для наследования стал Теремной дворец. Время постройки хоть и датируется 17 веком, но дома в русском стиле чрезвычайно популярны и сегодня.

Экстерьер Теремного дворца

Внешне Теремной дворец в Кремле напоминает необыкновенную по красоте пирамиду. Можно его даже сравнить с праздничным тортом. Настолько он яркий.

Каждый верхний ярус немного меньше предыдущего, что дало возможность использовать остающиеся площадки для различных целей. Например, площадка над вторым этажом - это территория, на которой проводились гуляния.

Наличники окон окрашены в белый цвет и утопают в стилизованных изображениях цветов. О деревянных избах напоминает и характер кровли - это двускатная конструкция, разукрашенная узорами разных цветов.

Пристроенная сторожевая башня декорирована удивительными кокошниками, а крыша состоит из восьми граней. Из ее окон открывается великолепный вид на город.

Интерьер Теремного дворца

Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.

Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один

Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж - в нем расположились ее мастерские. Второй - это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.

Тут же находились и царские покои, купальня.

Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.

К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника - археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева - и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.

Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он - известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.

Многие полагают, что легендарный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» снимался именно в Кремле. Это частично так. Но Теремной дворец в Кремле (фото представлено в статье) не имеет к фильму никакого отношения. Фильм снят в и то только сцена погони. Царские палаты - это студийные декорации, а «царские шмотки» - умелая работа костюмеров.

Теремной дворец в каком веке был построен? Ответ на данный вопрос известен, но мнения насчет отношения архитектуры к эпохе Ренессанса или Барокко разделились.

Как попасть?

На сегодняшний день Теремной дворец Московского Кремля закрыт для свободного посещения. Но попасть в него все-таки возможно.

Нужно заранее записаться в группы для посещения. Очереди огромнейшие, потому договариваться необходимо заблаговременно. Но и это только половина дела. После набора группы необходимо получить разрешение от представителя Кремля на посещение дворца. Ну а попав внутрь, просто получайте удовольствие от экскурсии.

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ

Не многие москвичи знают, что стоит в Кремле сказочный дворец, построенный еще при царе Михаиле Федоровиче Романове в XVII в. И уж совсем немногим довелось побывать в царском Тереме.

С древнейших времен, по свидетельству летописи, еще при великом князе Иване Калите в Кремле стоял Теремной дворец. Был он деревянный, рублен из векового дуба. Скорее всего, тот дворец был построен Юрием Долгоруким, возведен был царский Терем неподалеку от церкви Архангела Михаила.

Строились великокняжеские хоромы долгие столетия по единому канону: высокие шатровые кровли с шатровым верхом в виде бочки с медным золоченым гребнем наверху, с широкими двойными окнами, украшенными узорчатой резьбой. Позолоченные украшения теремов, окна из разноцветной слюды, яркая роспись наличников - все придавало теремам нарядный, праздничный вид. На фоне серых посадских изб Терем царский казался сказочным.

Когда в XV в. по велению царя Ивана III на месте деревянного дворца был воздвигнут каменный, его архитектурный облик мало отличался от деревянного старинного Терема. При Иване III началось великое строительство в Кремле. Заново возводились главные храмы, стены, башни и бойницы. Строили в основном итальянские мастера, но их искусство не оказало значительного влияния на русское зодчество. Так, для главного кафедрального Успенского собора Кремля итальянский архитектор Аристотель Фиораванти за образец взял древний Успенский собор Владимира.

Известно, что с давних времен и до Петра I все постройки на Руси возводились по вековым традициям. На протяжении многих столетий горели не раз и деревянные, и каменные дворцы, да и город разрушался дотла при вражеском нашествии, но вновь и вновь отстраивались и Кремль, и Москва. К счастью, до дня сегодняшнего превосходно сохранился Теремной дворец царя Михаила Романова, построенный в 1636 г. по образцу древних царских хором.

Дорогой читатель! Я проведу тебя по этим древним палатам царского Терема, расскажу, какое впечатление производит осмотр их на иностранных гостей.

Давно это было, шел декабрь 1956 г… Я сопровождала замечательных французских актеров Ива Монтана и Симону Синьоре, показала им Оружейную палату, Большой Кремлевский дворец, соборы кремлевские. Но здесь мне хочется подробно рассказать, какое впечатление произвело на гостей посещение Теремного дворца.

Прекрасных французов сопровождали представители посольства Франции, ответственные работники Министерства культуры, пресса, переводчики, фотокорреспонденты. Все шумно переговаривались, но когда мы взошли на Верхоспасскую площадку и приблизились к Золотому крыльцу, ведущему в древние теремные покои царей, все сразу смолкли. Взору гостей предстал блистающий золотом и пурпуром портал крыльца, у парапетов застыли скульптурные каменные львы, и «страшно» было взойти на ступени каменной лестницы, украшенной дивной резьбой. Наконец все поднялись в Переднюю комнату, или Проходные сени, где по утрам собирались приближенные бояре, чтобы засвидетельствовать свою преданность государю. Здесь же царь иногда устраивал трапезы, поэтому называли эту комнату еще и Трапезной. Роспись стен и потолка комнаты изумительной красоты: изящный растительный узор подчеркивает значимость религиозных сюжетов. Обивка старинной мебели выполнена в цветовой гамме настенной живописи. Все сработано русскими умельцами.

Здесь при полной тишине я начала свой рассказ и пригласила гостей в следующую палату - Думную, или Соборную, еще ее называли Крестовой. В ней собиралась Боярская дума, обсуждались вопросы государственной важности. Стены и сводчатый потолок этой комнаты выдержаны в голубых тонах, даже стекольца голубые с белым. Из Соборной палаты следуем в Государев кабинет, или Престольную, где стояло царское кресло (престол).

Государева комната - это рабочий кабинет царя, где он проводил много времени, беседовал с близкими людьми, давал обеды «без чинов», где все занимали место без учета знатности, рода и чина.

В Престольной комнате в 1660 г. состоялся собор - церковный суд над патриархом Никоном. Собор постановил здесь в присутствии царя Алексея Михайловича лишить Никона «патриаршего престола и чести».

Престольная комната - самая нарядная, самая живописная, где сплошь расписаны и стены, и потолок, преобладающий цвет - красный, по нему идет позолота. Лавки, стулья - все обтянуто малиновым бархатом. Расписная столешница с золоченым подстольем на фигурных ножках. Кресло царя тоже обтянуто малиновым бархатом. На стенах изображены гербы областей России. В углу красуется круглая печь, затейливо украшенная красными кафелями. Стекла окон, в тон отделки комнаты - красные и белые, забраны в медные переплеты. Когда редкие лучи солнца заглядывают в Терем, он воистину кажется сказочным.

Царские палаты замыкает опочивальня, в центре которой стоит кровать темного дерева, украшенная рельефной резьбой. Над кроватью балдахин - «небо», как говорили в старину. Изразцовая печь, обивка мебели - все в тон искусной росписи стен. Из опочивальни дверь открыта в царскую молельню, где сохранились два резных позолоченных иконостаса с иконами XVII–XVIII вв. Воспитанные французские гости постеснялись войти в молельню, но задали вопрос: «Где жили русские царицы?» Пришлось рассказывать, что женская жилая половина дворца всегда строилась отдельно и, к сожалению, не сохранилась, однако уцелел приемный зал русских цариц - Золотая царицына палата. В то время там шли реставрационные работы, и, приоткрыв дверь в палату, откуда была частично видна роскошная роспись стен, я сказала: «Вот как описывал убранство Золотой царицыной палаты патриарх Иеремия, который был принят царицей Ириной в 1589 г. Палата «покрыта была чистым золотом, украшена многочисленными скульптурными изображениями птиц и зверей из драгоценных металлов». Епископ Арсений добавлял: «…стены Палаты, казалось, были обиты золотом и светились»».

Я продолжаю рассказывать, а французские гости не только не переговариваются, а как-то странно замирают при моих словах: «…великолепие наряда царицы Ирины, по словам епископа Арсения, сопровождавшего патриарха Иеремию, всех присутствующих повергло «в некий тихий ужас«…Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». Я замолчала… Симона Синьоре тихо вздохнула…

Проходим через Святые сени в Грановитую палату. По тем временам палата, построенная в XV в. итальянскими архитекторами Марко и Антонио Солари, была самым большим и великолепным залом на Руси, площадь которого достигала 495 м, а высота - 9 м. В Грановитой палате на протяжении пяти столетий происходили приемы, государственные совещания, отмечали воинские победы. В 1552 г. Иван Грозный устроил трехдневный пышный пир, празднуя победу над Казанью. Петр 1 отмечал здесь в 1709 г. блистательную победу над шведами под Полтавой, а Екатерина Великая дала обед в честь полководцев, одержавших победу над Турцией в 1774 г. Во время таких торжественных празднеств столы и поставцы в Грановитой палате ломились от золотой и серебряной посуды, от груды яств.

Свет, падавший из восемнадцати окон, освещал великолепную настенную живопись, выполненную палехскими мастерами по описям XVII в. Рассказывая о ней, я показала гостям изображения русских князей и царей со времен Владимира Мономаха. На этом экскурсия закончилась. Совершенно ошеломленные и восхищенные увиденным, высокие гости, прощаясь, сказали: «Нам кажется, что мы побывали в сказке. Нет, мы побывали в древней России, мы не представляли такого чуда!»

А ведь гости не осматривали еще одну очень интересную комнату - Детскую. Она поражает изяществом и богатством белокаменной резьбы. Над входом высеченная по камню надпись гласит, что комната построена по повелению царя Михаила Романова для царевичей Алексея и Ивана. Ее окружает открытая терраса - гульбище, на западной стороне которой сооружена маленькая смотрильная башенка. С площадки башни неожиданно открывается живописный вид на город, на его улицы и улочки, на купола церквей, на пеструю панораму столицы.

Дорогой читатель! Когда ты идешь торопливо по Воздвиженке по направлению к Троицким воротам, посмотри на Кремль - ты увидишь эту островерхую цветную башенку и крышу Терема - двухскатную, яркую, красно-белую, с высоким гребнем - и золотые маковки церквей Теремного дворца.

Здесь сохранились шесть церквей, неповторимое убранство которых, созданное русскими мастерами, по праву считается шедевром не только отечественного, но и европейского искусства.

Особое место в Теремном дворце занимает Верхоспасский собор, построенный в XVII в. Вход в церковь запирается золотой решеткой, почему собор известен еще под названием Спас за Золотой решеткой. На сводах храма сохранилась роспись XVII столетия. В деревянном резном золоченом иконостасе есть и иконы XVII в., выполненные кремлевским живописцем Федором Зубовым. В этом соборе цари крестили своих детей, а в день их совершеннолетия объявляли наследниками престола, здесь молились все русские цари от Михаила Романова до Петра I. Это камерный, домовый собор царской семьи. Построенные в разное время, теремные церкви в XVII в. были подведены под одну крышу мастером каменных дел Осипом Старцевым. На крыше поставили одиннадцать позолоченных главок, над куполами которых засветились золотые ажурные кресты. Эти главки хорошо видны из-за стен Кремля.

Прекрасен, неповторим кремлевский ансамбль! Трудно не согласиться с Лермонтовым: «Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни его пышных дворцов описать невозможно… Надо видеть, видеть…»

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

автора Молева Нина Михайловна

Дворец на Пречистенке Пречистенка, 16 – этого дома нет среди московских пушкинских адресов. Пушкиноведы предпочитают осторожную формулировку: здесь мог бывать поэт. Архивные документы позволяют сказать: не мог не бывать. Слишком тесно была связана его жизнь со

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Дворец, которому 70 О Москва, Москва, вечно юная, вечно веселая – как не любить тебя, где, в каком другом городе русском, найдется такое пристрастие к новому, к новостям, к переменам? М. Яковлев. Записки москвича. 1829 Сегодня ностальгию по былой Москве испытывают – без

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Зимний дворец У Зимнего дворца в Петербурге поистине мировая слава, закрепленная собранием в его роскошных залах богатейшей коллекции бесценных произведений искусства. Но и по архитектуре Зимний дворец является блестящим образцом русского и мирового зодчества

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля - этот блестящий архитектурный шедевр - становится инструментом королевского величия. Изменения

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Дворец Потала Расположен в столице автономного региона Тибет Лхасе. В VII веке у короля Сунцань Гамбо из династии Тубо было две любимые наложницы – непальская и китайская принцессы. Чтобы свадебные торжества проходили более торжественно, на такой огромной высоте на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Алексеевский дворец Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге, под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Это было низенькое,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужил нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг., и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца. Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка - Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. Впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца древний памятник был включен в новый комплекс дворцовых зданий.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

(рус. Теремной дворец; англ. Terem Palace)

Часы работы: Теремной дворец закрыт для свободного посещения. Он входит в состав Большого Кремлёвского дворца и является Резиденцией Президента Российской Федерации. Экскурсии в Теремной дворец проводятся обычно в составе экскурсий в Большой Кремлёвский дворец, на что требуется специальное разрешение комендатуры Кремля.

Теремно́й дворец – одна из самых живописных построек Московского Кремля, он словно сошёл со страниц русских сказок. Стиль этого пятиэтажного здания, богато украшенного белокаменной резьбой, представляет пёстрое смешение элементов итальянской, русской и восточной архитектуры. В ярусном построении объёма нового сооружения, с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами, сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. В нижней части дворца, построенной в 1487 году, первоначально размещалась государева мастеровая палата. Два верхних яруса терема, составляющие четвёртый и пятый этажи, возведены в 1635 - 1636 годах русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трифоном Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Они возвели большое, по размерам, сооружение, рассчитанное на важное место в архитектурной панораме Кремля. У Теремного дворца была золочёная кровля с золотыми репьями. В те времена, не была известна практика постройки большого многоэтажного здания в виде единого блока. Поэтому, этажи, как бы, ставились друг на друга, отделённые карнизами - поясами, и отличались, всё уменьшающимися кверху размерами: в этом, видимо, проявилось влияние деревянного зодчества, наиболее распространённого в стране. План дворца, как и характер его палат, напоминает привычные формы деревянных зданий: покои, хотя и предназначены для личного обихода царя, небольшие по размерам, и, как бы, приставлены друг к другу, словно срубы клетей.


Необычайная живописность и нарядность нового дворца создаётся не только за счёт сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Резные и майоликовые карнизы, профилированные пилястры между окнами, сложные белокаменные обрамления проёмов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба, золочёная кровля – всё это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966 -1969 годах. Особеностью наружной декорации Теремного дворца являются богатые карнизы двух верхних этажей, выполненые из цветных изразцов, которые украшают, также, ширинки парапетов гульбищ. В целом, дворец производит впечатление драгоценного ювелирного изделия.


Теремной дворец, выстроенный из кирпича, имеет оконные наличники и дверные порталы из белого камня, покрытого орнаментальной резьбой с узорами из трав, зверей и птиц, раскрашенной в яркие цвета. Наличники окон, подоконники и порталы, также, украшены резьбой. В окна вставлено цветное стекло XIX - XX веков. В старину в окнах была разноцветная слюда. От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен веет далекой, сказочной стариной.


Наверное, именно с Теремного дворца началось использование богатых декоративных орнаментальных форм на фасадах зданий. Особое внимание было уделено порталам входов: у них затейливо вырезанные, с внутренней стороны проёма, архивольты.

С середины XVII века дворец становится постоянным жилищем русских царей. У каждого этажа было своё назначение и свой стиль жизни. Внутренняя планировка дворца предельно проста: все комнаты почти одного размера, с обращенными на юг тремя окнами каждая, следуют одна за другой. В последовательном расположении помещений ещё нет принципа анфиладности, характерного для дворцовой архитектуры последующего времени, так как дверные проёмы смежных комнат не расположены на одной оси.


Каждое помещение Теремного дворца выполняло определённую роль. Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей. В них находились комнаты бытового назначения, а также, помещения, где находились запасы воды и свечей, и заготовки овощей и солений.

На первом этаже располагались мастерские царицы. Здесь было сосредоточено изготовление всех видов одежды, белья и других видов изделий для домашнего обихода царской семьи. Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шёлком, золотым шитьем и жемчугом.

На втором этаже находилась личная купальня царя. Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни. Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню. Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение, соответственно, менялось. В XIX веке здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги.

На третьем этаже располагались помещения, включавшие, собственно, покои царской семьи, во время проживания в Теремном дворце, в остальное время семья жила в деревянном дворце, какой, по мнению современников, считался более полезным для здоровья.

Четвёртый этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим, потому, как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами, и покрашена разными цветами. В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись, выполненная в середине прошлого века в, так называемом, «русском» стиле. Передняя, Гостиная, Престольная, Опочивальня и Молельня – поражают воображение сказочным разноцветьем своего убранства.


Резная белокаменная лестница дворца, изящно украшенная изваяниями львов со щитами, ведёт к Золотому (Красному) Крыльцу. Резной белокаменный портал Крыльца – главный вход в парадные комнаты дворца. Его столбы перехвачены поясками, в пролётах арок висят декоративные гирьки.


Один из проходов Золотого Крыльца украшает знаменитая Золотая решётка – редкое, по совершенству, произведение русских кузнецов. В её сильно закрученных спиралях размещены золочёные фантастические птицы. Золотая решётка отделяет площадку от лестницы. Считалось, что она была сделана из медных денег, изъятых из обращения после медного бунта. Но современные исследования показали, что решётка была выкована из железа.


Первая комната четвёртого этажа называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. Раньше, в этой комнате, утром, собирались бояре, ожидая выхода царя.


За сенями следует Гостиная (Думная комната), где происходило «сидение царя с бояры», и, в редких случаях, в знак особой милости, здесь принимались иностранные послы.


Пожалуй, самая красивая парадная комната – Престольная, или Царский кабинет. Эта комната служила малым тронным залом, в «красном» углу комнаты, до сих пор, стоит царское кресло, покрытое бархатом.


В XVII веке Престольная комната была самой красивой и самой недоступной комнатой из всего дворца. Лишь по утрам, ближайшие к царю, бояре входили в неё, чтобы «бить челом». Вся мебель в комнате в стиле XVII века. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас хранится в Оружейной палате.


Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог додать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».

За Престольной комнатой следует Опочивальня. В ней находится резная деревянная кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII века. Эта комната, как и все предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои цариц и царевен находились в другом месте, и до наших дней не сохранились.


Из Опочивальни боковая дверь ведет в небольшую комнату – Молельню, где обычно вечером и утром молился царь. Здесь на стене висят золоченые киоты с крестами и иконами XVI - XVII веков.


В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор. По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек, среди которых царь должен был выбирать себе невесту. Ему предстояло трижды пройти по коридору и вручить рушник счастливой избраннице.

На пятом этаже находились покои царевича, с так называемой «Смотрильной башенкой». Здесь воспитывался царевич Пётр Алексеевич, будущий император Пётр Великий, родившийся тут же, во дворце, в ночь на 30 мая 1672 года.


Теремной дворец – уникальный памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней. Неповторимый исконно русский стиль оформления, удивительное сочетание цветов, роскоши и одновременной лёгкости делает этот дворец уникальнейшим произведением искусства.

Путеводитель по архитектурным стилям

Теремной дворец XVII века встал на месте северной части дворца постройки Алевиза Фрязина. Архитектурное творение итальянского зодчего разрушили почти до основания - остался лишь нижний ярус с мастерскими палатами. На этом фундаменте надстроили 3 этажа: 2 жилых (в нижнем - служебные помещения, покои царицы и царских детей, в верхнем - покои царя) и златоверхий теремок, где заседала Боярская дума. Так и получилось, что в основании пятиярусного терема XVII века находится здание XVI столетия.

В южной стороне дворца, рядом с Боярской площадкой (террасой на незастроенных сводах подклета терема), парадное крыльцо с Золотой лестницей выходило на Верхоспасскую площадку. В подклете Теремного дворца хранили сокровища Царской Большой казны. А в 1812 году в тереме стояла свита Наполеона, а потом жили дворцовые служащие.

Была у цариц своя Золотая Царицына палата. Название она получила по золотой росписи. В Царицыной палате царицы принимали поздравления по случаю церковных и семейных праздников. Здесь же проходили церемонии бракосочетаний, поминок по усопшим царицам, приемы высоких гостей.
А знаменитое Золотое крыльцо из детской считалочки На Золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… расположено здесь же. Свое название оно получило из-за роскошной отделки: оно не только расписано, но и обильно позолочено.

С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов. Самая ранняя из них - церковь Екатерины. Этот домовый храм цариц и царевен построил Джон Талер в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма.

Кремль: мини-путеводитель по территории

А домовую церковь царей Спаса Нерукотворного (позже названа Верхоспасским собором) построили одновременно с Теремным дворцом те же мастера. Позже зодчий Осип Старцев выровнял верха всех храмов под единую кровлю и поставил на ней 11 небольших главок на тонких изящных барабанах. Главки разместились так, что получилось 3 совмещенных пятиглавия.

В жилых палатах сохранились лишь маленькие фрагменты настенной росписи, выполненной Симоном Ушаковым. Зато в церквях уцелели иконы-аппликации из драгоценных тканей (только лики и руки святых написаны масляными красками).

Этот кусочек является самым древним. Именно здесь, по мнению археологов, располагалась деревянная усадьба Юрия Долгорукого и, возможно, самый первый храм на Руси - церковь Рождества Иоанна Предтечи «под бором».

Место для храма выбрали не случайно. Во время реставрации церкви в 1847 году под полом обнаружили остатки языческого жертвенника с костями домашних животных. Благодаря этой находке мы узнали, что на этом месте было языческое капище.

В XIV веке, когда митрополит Петр переехал в Москву, его двор находился рядом с этим храмом. Церковь много раз перестраивали, а потом разобрали, так как она закрывала вид на храм Христа Спасителя.

Сейчас Теремной дворец в составе является Резиденцией Президента РФ и закрыт для посещения.

Говорят, что... ...в здании Теремного дворца выделяется окно Государева кабинета с гербом на фронтоне на двух колонках, опирающихся на изваяния лежащих львов. В старину из него во двор спускали ящик для жалоб и просьб. Таким образом они якобы попадали к царю. Но челобитных было очень много, и не все были цензурными, поэтому дьяки вынимали ругательные письма. Просьбы подолгу оставались без ответа, и народ прозвал этот ящик «долгим» .

Теремной дворец на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Теремного дворца?