Правила

Равенна – город вековой истории и дань христианской веры. Равенна – город вековой истории и дань христианской веры Церковь Св

Достопримечательности Равенны. Самые главные и интересные достопримечательности Равенны - фото и видео, описания и отзывы, расположение, сайты.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Все Все Архитектура Музеи Религия

    самое-самое

    Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

    Равенна, Via di Roma, 52

    Базилика Сан-Аполлинаре-Нуово с 1996 г входит в список ЮНЕСКО объектов Всемирного наследия, из которых в Равенне насчитывается восемь раннехристианских построек. Эта базилика была выстроена в 5-6 вв в качестве королевской церкви. Но своё название базилика получила позднее: лишь в 9 в.

    самое-самое

    Мавзолей Теодориха

    Равенна, Via delle Industrie, 14

    Этот небольшой и довольно скромный на вид мавзолей расположен на окраине города. Он был выстроен остготским королём как будущее место своего последнего упокоения и стал уникальной для Равенны достопримечательностью. Дело в том, что в городе больше не сохранилось ничего другого чисто готического.

  • Равенна - это город, в котором можно пропасть на много дней. Главная достопримечательность, которая привлекает сюда сотни и тысячи путешественников со всего света, - знаменитые мозаики, византийские и раннехристианские. Подобных им нет во всём мире, как по масштабности, так и по красоте и по мастерству исполнения. Мозаики можно увидеть в нескольких самых известных зданиях Равенны, и для их комплексного осмотра существуют специальные единые билеты.

    Восемь раннехристианских построек в Равенне в 1996 г. были внесены ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия, и в большинстве из них как раз-таки и находятся мозаики. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Арианский и Неонианский баптистерии, Архиепископская капелла с музеем, базилики Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, а также мавзолей Теодориха (без мозаики). На то, чтобы налюбоваться всеми из них изнутри, одного дня будет совершенно точно недостаточно.

    Восемь раннехристианских построек в Равенне в 1996 г. были внесены ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия, и в большинстве из них как раз-таки и находятся мозаики.

    Осмотрев группу главных «мозаичных» достопримечательностей Равенны, можно перейти к более свободной программе. В Равенне более чем достаточно для этого неоклассических и средневековых построек, тихих и таинственных улиц и старых церквей. К примеру, первая (вероятно) арианская церковь Спирито-Санто дошла до наших дней с 6 в. Церковь Евангелиста Иоанна была построена еще в 5 в. по приказу императорской дочери Галлы Плацидии в благодарность за спасение от шторма, но во время Второй мировой войны была разрушена. Тем не менее и восстановленную постройку стоит осмотреть: на ее колокольне помещены четыре колокола, два из которых датируются 1208 г.

    Базилика Св. Франциска была перестроена в 10-11 вв. и известна как место, где долгое время пребывал саркофаг с прахом Данте. Здесь можно увидеть крипту, частично затопленную сегодня подземными водами. Очень интересно выглядят латинские изречения на мраморных плитах пола, поверх которых проплывают золотые рыбки.

    В Равенне находится и ещё одна уникальная и обязательная к осмотру достопримечательность: гробница Данте Алигьери. Нет, не такая, как во Флоренции, а настоящая - с прахом поэта.

    Другие интересные церкви Равенны - это барочная Санта-Мария-Маджоре, первоначально построенная в 6 в., но переделанная во второй половине 17 в. В ней можно полюбоваться картиной работы Луки Лонги. Также барочный вид имеет церковь Сан-Джованни-Баттиста (1683 г.), а вот колокольня ее остается средневековой. Прекрасен богато декорированный фасад, который в 18 в. получила базилика Санта-Мария-ин-Порто, возведенная парой веков ранее. Здесь можно увидеть знаменитое изображение Греческой Мадонны, привезенное в Равенну из Константинополя. А из церкви Св. Ефимии можно попасть в Домус каменных ковров (6-7 вв.), где тоже есть очень красивые мозаики из византийского дворца.

    Замок Бранкалеоне был выстроен венецианцами в 1457 г. и был частью городских стен. Сегодня на его бывшей территории площадью 14 тыс. кв. м, поделенной на замок и цитадель, разбит городской парк.

    • Где остановиться: в шумном и веселом центре курортной жизни всего побережья - Римини , в молодежном Риччионе , в элегантной Каттолике , в лучшей для семейного отдыха

В стихотворении "Равенна" (1909) А. Блок рисует образ города - кладбища минувших эпох:
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.

Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.

Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.

А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.

Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

Равенна, небольшой городок на севере Италии, находится на отшибе от основных туристических маршрутов; даже море отступило далеко от города, некогда располагавшегося на побережье Адриатики. Только древние памятники свидетельствуют о великом историческом прошлом этого города, в котором завершил свой жизненный путь Данте.

Равенна была резиденцией последних императоров Западной Римской империи, начиная с Гонория. Затем она была столицей короля остготов Теодориха Великого, завоевавшего в 493 г. Италию. В 540 г. город был отвоеван войсками императора Восточной Римской (Византийской) империи Юстиниана.

Равенна становится центром т.н. Равеннского экзархата, наместничества византийского императора, долгое время бывшего оплотом империи в Италии. В 751 г. Равеннский экзархат был захвачен лангобардами, затем отвоеван у них франками.

В Равенне сохранился уникальный комплекс византийских церковных зданий V-VII вв. с великолепными мозаиками, свидетельствующими о становлении христианской иконографии в первые века существования Византийской империи. В самой Византии, охваченной в VIII вв. иконоборчеством, раннехристианские мозаики практически не сохранились.

Стихотворение А. Блока содержит указания на главные достопримечательности Равенны: мавзолей Теодориха и мавзолей Галлы Плацидии (V век), базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре (VI век).

Мавзолей Теодориха, построенный из массивных каменных блоков, с небольшим ложным куполом свидетельствует об упадке строительной техники в Италии в период варварских королевств.

Крестообразная в плане церковь, построенная в первой половине V в., получила название Мавзолея Галлы Плацидии - дочери императора Феодосия Великого. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а её так называемый мавзолей был молельной капеллой.

Скромное наружное убранство церкви резко контрастирует с богатством интерьера. Нижняя часть стен облицована гладким мрамором. Поверхности купола и арок, закруглённые участки стен под арками (люнеты) покрыты мозаиками из смальты на синем фоне, а не золотом, как было принято впоследствии. На куполе изображен небесный свод с золотыми звездами, сверкающими на темном фоне, и золотым крестом. По аркам вьются золотые виноградные лозы - символ Христа: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь." (Ин. 15:1), "Аз есмь лоза, вы же гроздие" (Ин. 15:5).

Указание на проповедь Христа как источник истины содержится в изображениях голубей, пьющих из чаши.

Сам Христос изображен в образе Доброго Пастыря, характерном для раннехристианского искусства: "Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы... " (Ин. 10:11). Добрый пастырь - красивый юноша, напоминающий кроткого Орфея на античных изображениях, вокруг которого пасутся овцы, символизирующие верующих - "овец Христовых".

Равеннская церковь Сан-Витале (середина VI в.) - представляет в плане восьмиугольник с выступающей апсидой, в которой находится алтарь. Стены укреплены мощными контрфорсами.

Интерьер церкви Сан-Витале поражает своим богатством. Нижняя часть стен украшена мраморной инкрустацией, выше вся поверхность стен и сводов покрыта великолепными мозаиками.

Замечательная мозаика представляет императора Юстиниана и императрицу Феодору с придворной свитой.

Стражники-телохранители на мозаике имеют золотые шейные гривны и щиты с монограммой Иисуса Христа.

Христос по-прежнему изображается в виде безбородого юноши. (Канонический образ Иисуса Христа в виде бородатого мужчины сложился только в VIII-IX вв.) На этой мозаике изображен Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. Ангелы и святые по сторонам Христа расположены симметрично: Святой Виталий принимает дар от Господа, Святой Экклесий - строитель первой на этом месте церкви - преподносит Христу модель храма.

На этой мозаике изображена Ветхозаветная Троица и сцена жертвоприношения Авраама.

Капители Сан-Витале существенно отличаются от античных, они представляют собой куб со скошенными книзу боковыми гранями. Такая форма капители позволяет лучше выдерживать давление арочных сводов, опорой которых служат колонны. Поверхность капители покрыта сплошным рельефным орнаментом.

Церковь Святого Аполлинария (Сант-Аполлинаре Нуово), построенная в начале VI в., представляет собой типичную трехнефную базилику, имеющую вид вытянутого прямоугольника, к которому с востока примыкает полукруглая апсида.

Общий вид алтарной апсиды.

На мозаике купола апсиды изображен св. Аполлинарий с овцами.

Два ряда колонн делят внутреннее пространство на три продольных нефа (корабля).

Колонны базилики Сант-Аполлинаре украшены коринфскими капителями, служащими единственным напоминанием об античной ордерной системе, от которой отказалась византийская средневековая архитектура.

Над аркадой тянется мозаичный фриз, изображающий процессию святых.

Волхвы, несущие дары младенцу-Иисусу.

Равенна (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Равенны с описанием, путеводители и карты.

Город Равенна

Равенна - город на северо-востоке Италии в регионе Эмилия-Романья . Находится на низменной равнине недалеко от слияния рек Ронко и Монте в десятке километров от Адриатического моря, с которым соединяется каналом. Равенна - город с интересной и богатой историей, настоящая сокровищница искусства, истории и культуры. Восемь достопримечательностей поздней Античности включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Равенна является одним из крупнейших городов в регионе Эмилия-Романья. Она удобно расположена между Болоньей и Сан-Марино , а также недалеко от Флоренции и адриатических курортов, что делает её очень популярным туристическим направлением. Но уникальным Равенну делают достопримечательности периода древней Византии, которые являются одними из наиболее сохранившихся в Италии. Кроме этого город известен как место смерти легендарного Данте Алигьери - одно из самых таинственных поэтов Средневековья, основоположника современного итальянского языка.

География и климат

Провинция Равенна расположена на востоке региона Эмилия-Романья в 10 км от побережья Адриатического моря. С морем город соединяет канал Каньяно. Провинция расположена на Паданской равнине в её низменной части.

Климат Равенны типичен для юго-восточной долины По с морским влиянием. Лето довольно жаркое с средней температурой 23-25 градусов. Зима - мягкая с средней температурой 3-5 градусов. Хотя холодные восточные ветры могут приносить морозы и снегопады.

Практическая информация

  1. Население - 171 тысяч человек.
  2. Площадь - 653,82 квадратных километров.
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  6. Виза - шенгенская.
  7. В историческом центре расположено много небольших стильных магазинчиков. Хотя здесь вы не найдете больших магазинов и торговых центров, как в Милане или Риме .
  8. Равенна - город дружелюбный к экономным путешественникам. Здесь можно много маленьких пиццерий и тратторий, которые предлагают вкусную и недорогую итальянскую кухню.

История

Равенна - древний город с богатой и сложной историей. После распада Римской империи с начала 5 века город являлся столицей Западной Римской империи, позже государства остготов и королевства лангобардов.

Первоначально на территории провинции жили племена этрусков и умбров. Частью Римской империи Равенна стала в 2 веке до нашей эры. При Октавиане Августе здесь был построен порт, который позже вырос в город. В 402 году, после осады вестготами Медиолан (Милана), Равенна стала столицей Западной Римской империи. В 476 году империя перестала существовать. Также эта дата считается окончанием периода Античности.


В конце 5 века Равенну завоевал король остготов Теодорих, который сделал город столицей своего государства. Но государство остготов просуществовало недолго. Уже в 540 году Равенна стала провинцией Византии. В середине 8 века город был завоёван лангобардами. Хотя это королевство также просуществовало недолго. В середине 9 века Равенна перешла под контроль папы римского.

С 9 по 13 века город управлялся архиепископами. В 13 веке Равенна стала вотчиной Траверсари, а позже да Полента. В 15 веке Равенна вошла в состав Венецианской республики. В начале 16 века город снова попал под власть папы римского, а также разграблен и сожжен французскими войсками. Следующие три века Равенна была частью Папской области, пока в 19 веке не стала частью объединенной Италии.

Как добраться

В городке Форли в 20 км от Равенны есть небольшой аэропорт, который обслуживает несколько местных направлений. Крупные аэропорты расположены в Болонье, Венеции и Флоренции. Легко добраться до города и на автомобиле по автомагистрали A14. Также здесь есть железнодорожный вокзал, основные направления которого Болонья и Римини.

Достопримечательности

Равенна - это великолепные достопримечательности поздней Античности, которые являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, древние церкви и базилики, старые улочки и широкие площади. Но не только памятниками истории и культуры славится этот город. Рядом расположены курортные городки Адриатики, которые могут предложить отличный отдых.

Неонский баптистерий (его также часто называют православным) - самое древнее здание, стоящее в Равенне, и чрезвычайно важный религиозный объект. Баптистерий был построен в 5 веке на территории комплекса римских терм. Сооружение имеет восьмиугольный дизайн и довольно простой внешний вид.

Но главное сокровище таится внутри, где расположена потрясающая серия древних византийских цветных мозаик, изображающих религиозные сцены, такие как: крещение Христа и шествие двенадцати апостолов.


Базилика Сан-Витале - ещё одно древнее сооружение, расположенное недалеко от баптистерия Неона. Строительство церкви датируется первой половиной 6 века. Базилика имеет аналогичный внешний и архитектуру, в которой выделяется большой восьмиугольный центральный купол. Интерьер Сан-Витале имеет некоторые удивительные мозаики и украшения, которые считаются одним из лучших образцов византийского искусства на территории Италии.


Мавзолей Галлы Плацидии - ещё один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Равенне, построенный в 40-х годах 5 века. Это сооружение, простое снаружи, предлагает великолепные произведения интерьера, которые считаются одним из лучших сохранившихся и художественно совершенных примеров мозаики в Италии. Мавзолей был создан для сестры императора Западной Римской империи Гонория, но в итоге её похоронили в Риме.


Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена королём остготов Теодорихом. Церковь расположена в восточной части старого города, куда легко добирается пешком. Справа от здания стоит большая колокольня, а передний вход украшен каменными арками. Внутри базилика может похвастаться великолепным мозаичным оформлением, документирующим стилистическую, иконографическую и идеологическую эволюцию византийских настенных мозаик от эпохи Теодориха и до Юстиниана. На мозаиках изображены сцены из Нового Завета.


Базилика ди Сан-Франческо расположена между Неонским баптистерием и базиликой Сан-Аполлинаре. Церковь была построена в 9 веке, а колокольня в 10 веке. Несмотря на то, что интерьер базилики довольно простой, она привлекает посетителей таинственным склепом и гробницей епископа.


Мавзолей Теодориха - место погребения короля остготов, который выбрал Равенну оплотом своего королевства. Это сооружение с 1500-летней историей расположено в одноимённом парке. Крыша этой конструкции выполнено из истрийского камня. Интерьер гробницы довольно простой.


Гробница Данте - это простое мраморное сооружение, в котором хранятся остатки одного из самых легендарных поэтов Италии. Мавзолей был построен намного позже смерти Алигьери.


Арианский баптистерий был построен на рубеже 5-6 веков Теодорихом. Это неприметное на внешний вид сооружение расположено в непосредственной близости от площади Пьяцца-дель-Пополо, рядом с церковью Чиеса-дулло-Дуто-Санто. Внутри баптистерий красиво украшен мозаикой. Особенно впечатляет очень подробная потолочная мозаика, изображающая крещение Иисуса Христа.


Архиепископская капелла - часовня равенских епископов, построенная в начале 6 века при Теодорихе. Интерьер красиво украшен мозаикой.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе - базилика 6 века, расположенная за пределами старого города. Была построена над могилой первого равенского епископа святого Аполлинария. Является шедевром византийского искусства. Интерьер церкви украшен мозаикой периода Юстиниана.

  • Национальный музей в здании старого бенедиктинского монастыря. В нем выставлена прекрасная коллекция произведений искусства, артефактов и реликвий из разных периодов истории региона.
  • Марина ди Равенна - причал для яхт к северо-востоку от города. На северном краю находится гавань с множеством рыбацких и парусных лодок, а на южном краю - длинный участок пляжа с красивым золотистым песочком.
  • Чезенатико - очаровательный приморский курортный городок к юго-востоку от Равенны в получасе езды.
  • Пьяцца дель Пополо - одна из самых оживленных и наиболее значительных городских площадей. Расположена в центре исторического Старого города, в нескольких минутах ходьбы от базилики Сан-Франческо и базилики Сан-Аполлинаре. Площадь выделяется красивой архитектурой и множеством ресторанов.
  • Мирабиландия - тематический парк с разнообразными аттракционами. Один из самых посещаемых в Италии.
  • Муниципальная башня высотой 39 метров, построенная в 12 веке. Расположена по адресу - Via Ponte Marino, 2.

Раннехристианские памятники Равенны (Early Christian Monuments of Ravenna) - объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО с 1996 г. Равенна была столицей Западной Римской империи в V в., а позже, до VIII в., - центром владений Византии в Италии. Она имеет уникальное собрание раннехристианских мозаик и памятников. Все восемь зданий, входящих в объект наследия - мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, архиепископская часовня, мавзолей Теодориха, церковь Сан-Витале и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе - были построены в V-VI вв. Они отличаются огромным художественным мастерством исполнения, которое основано на искусном соединении греко-римских традиций, приемов христианской иконописи и восточных и западных стилей. Современная Равенна - это город на Паданской равнине в регионе Эмилия-Романья в 10 км. от побережья Адриатики с населением в 220 тыс.чел.



Мне удалось посмотреть 7 из 8 зданий, вошедших в Список наследия. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di S.Apollinare in Classe) находится за городом, и я просто физически не успел туда попасть.
Итак, познакомимся с остальными семью:
Пожалуй, самым известным и посещаемым зданием из Списка является базилика Сан-Витале (Basilica di S.Vitale), Она выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.

Базилика была построена в середине VI в. и освящёна в честь раннехристианского мученика св. Виталия Миланского.

Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546—547 годы.

Мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo di Galla Placidia) расположен неподалеку от базилики Сан-Витале.
Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V в. и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик.

Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей в реальности не не стал местом её погребения.

Арианский баптистерий (Battisterio degli Ariani) (место крещения) был построен на рубеже V и VI вв. по приказу Теодориха Великого, который был сторонником арианства. Название «Арианский» было дано, чтобы отличать его от другого баптистерия, построенного епископом Неоном. Арианство - одно из учений в христианстве в IV—VI веках н.э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына.

В свою очередь, Баптистерий православных (Battisterio degli Ortodossi) или Баптистерий Неона (Battisterio Neoniano) - это древнейшее (V в.) сохранившееся здание города и один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.

Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile ) или Капелла Св. Андрея (Capella di S.Andrea) - домовая церковь равенских епископов, построенная в конце V - начале VI вв. и посвященная апостолу Андрею Первозванному. Она находится в здании бывшего дворца архиепископа (Ныне Архиепископский музей) и фотографировать здесь, к сожалению, запрещено. Но на здание дворца полюбоваться можно.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di S.Apollinare Nuovo) была построена в конце V - начале VI вв. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны Св. Аполиинария. Базилика знаменита уникальными мозаиками.

Мавзолей Теодориха Великого (Mausoleo di Teodorico). Его построил король Теодорих в 520 году для своей будущей могилы. Это - единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.

Кроме показанных зданий, вошедших в Список всемирного наследия, в Равенне есть еще довольно много других интересных сооружений. Вот, например, развалины дворца Теодориха Великого (конец V в. постройки). Это имя уже несколько раз встречалось в нашем повествовании. Чуть подробнее - Теодорих Велиикий был королём остготов. В 489 г. он вторгся в пределы современной Италии и к 493 г. завоевал весь Апеннинский полуостров и Сицилию, Предальпийские области и Далмацию. С 493 по 526 гг. он был единоличным правителем королевства остготов со столицей в Равенне.

Церковь Санта Мария Маджоре (Chiesa di S.Maria Maggiore), изначально построенная в VI в. и вновь построенная после разрушения в XVII в.

Церковь Св.Креста (Chiesa di S.Croce), построенная Галлой Плацидией (развалины).

Собор Воскресения Христова (Duomo della Santa Resurrezione di Nostro Signore Gesù Cristo) — кафедральный собор Равенны. Первый кафедральный собор был построен в начале V века К 1733 году постройка стала ветхой и её полностью разобрали, сохранив лишь цилиндрическую колокольню X века. В 1749 году состоялось торжественное освящение собора.

Базилика Сан-Франческо (Basilica di San Francesco ). Первоначально на её месте была небольшая церковь V в. постройки. В X-XI веках она была полностью перестроена и была освящена в честь св. Петра (В период реконструкции к базилике была пристроена колокольня высотой 33 м. В XIII в.базилика была передана монахам францисканцам и получила своё нынешнее посвящение в честь Свю Франциска Ассизского.
В 1321 г. в базилике был отпет Данте Алигьери (Dante Alighieri), изначально похороненный в её внешнем портике, а затем в расположенном рядом мавзолее. Надгробная плита поэта в мвзолее.

Собственно гробница Данте (Tomba di Dante ) была возведена в 1780 г.

Дворик рядом с гробницей.

Площадь Гарибальди (Piazza Garibaldi) и памятник ему.

На главной площади города - Народной (Piazza del Poppolo).
Церковь Санта-Мария-Дель-Суффраджио (S.Maria del Suffragio) (начало XVIII в.).

Базиоика Св. Марии в Порту (Basilica di S.Maria in Porto) (XVI - XVII вв.).

Церковь Св. Иоанна Богослова (Chiesa di S.Giovanni Evangelista). Она была построена в 425 г. Галой Плацидией и неоднократно перестраивалась: в X в. была пристроена колокольня. Сильно пострадала в ходе бомбардировки Равенны во время II мировой войны, после чего была полностью восстановлена в 1951 г.

Венецианская крепость Бранкалеоне (Rocca Brancaleone) (XV век).

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.

Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.

Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.

А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.

Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

Александр Блок, «Равенна», 1909 г.

Прошло 105 лет, а Равенна, похоже, всё такая же...


















Будучи народом закаленным и суровым, никогда не искали легких путей - в том числе и при постройке своих городов. Равнина ? Ни в коем случае. Архипелаг небольших полузатопленных морем островков, изрезанных естественными каналами? Да! Тем более что непосредственная близость побережья создавала прекрасные предпосылки для создания флота. Кто бы мог подумать, что спустя десятки веков ситуация изменится полностью, и Равенна - город, который создавался как военный порт - будет поражать не мощью боевых кораблей, а уникальными образцами раннехристианского искусства.

Равенна, как и , увидела свет на болотистых землях и в морских лагунах - до сих пор многие здания города в своих фундаментах хранят остатки тех самых деревянных свай. Однако века шли своим чередом, и амбициозные планы римлян - которых и самих-то уже как таковых не осталось - канули в лету вместе с деревянными основаниями домов. Суша потихоньку отвоевывала свои позиции, и к сегодняшнему времени расстояние от города до моря составляет уже 7 километров. Однако во времена своего расцвета Равенна считалась одним из самых неприступных городов, посему и просуществовала в статусе столицы Западной Римской империи с 5 по 8 век нашей эры. Позже город пришел в упадок, пережив некоторый подъем лишь во времена Возрождения - тут провел последние годы своей жизни сам Данте. А в 1860 году Равенна вошла в состав Итальянского королевства, и с этого периода продолжает тихо-мирно жить по своим, особенным законам гостеприимства небольших итальянских городков.

Первое впечатление при знакомстве с Равенной, надо сказать, не из самых чарующих душу и глаз. Море сладких речей о концентрации культурно-исторических памятников, зашкаливающей за все разумные пределы, на первый взгляд абсолютно не подтверждается. Шумный вокзал, ничем не выдающаяся застройка улиц, суета большинства европейских городов… Тем не менее, стоит умерить свой пыл и взглянуть на Равенну несколько по-другому, не с общепринятой туристической точки зрения. Только тогда, погрузившись с головой в здешнюю атмосферу, вы сможете открыть для себя Равенну с большой буквы «Р» - величественный в далеком прошлом город, столицу мертвой империи, чей призрак не дает покоя историкам и по сей день.

Все дело в том, что Равенна далеко не так роскошна, как ее сестра Венеция, расположенная чуть севернее по тому же Адриатическому побережью. Когда Равенна переживала не лучшие времена, денег городской казны не хватало на мрамор для отделки зданий - что в некотором смысле и сохранило ее в первозданном виде для будущих поколений. Построенная из кирпича, она не подвергалась разборкам ценных пород камней, когда в Милане или Риме необходимо было возводить или реставрировать соборы и дворцы. Поэтому местные достопримечательности действительно несут на себе отпечаток Средневековья - «темного» времени, от которого по общепринятому мнению веет чем-то страшноватым и мрачным. И хотя дыма без огня нет (вспомним Святую Инквизицию), побывав в Равенне, вы поймете - даже такая эпоха оставляет после себя в истории что-то прекрасное.

Улица Равенны в дождливый день. Фото moitury.ru

Для того чтобы оценить всю эту красоту собственными глазами, нужно быть морально готовым. Отправляясь на отдых в Равенну, нужно четко представлять себе - это не тусовочное место, и едете вы сюда, чтобы прикоснуться к вечности.

Безусловно, отправляться на открытие Равенны лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду . Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. "Италия по-русски" советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars , многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в Италию.
Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси в Равенне с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi : Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.

Лучше всего начать с церкви Святого Виталия - пожалуй, самой интересной постройке города, заложенной в 6 веке. Этот восьмиугольник из кирпича выглядит, может быть, несколько громоздко. Однако стоит зайти внутрь - и вот такого вы точно никогда в своей жизни не видели… Купол поддерживают восемь внутренних колонн, вокруг которых идет двухэтажный обход. На своде - уникальная мозаика на библейские мотивы. Между столбами - двухэтажные аркады, выгнутые к стенам сооружения. Такой прием поразительно увеличивает внутреннее пространство. Человеческому глазу становится совершенно непонятно, как не в самом большом помещении смогло уместиться столько деталей интерьера. По легенде, именно здесь находится прах святого Виталия - александрийский монах в тяжелых трудах зарабатывал деньги, после чего шел в публичный дом. Но вовсе не за тем, о чем подумали многие - он отдавал полученное падшим женщинам, чтобы те могли поправить свое финансовое состояние и не заниматься больше своим ремеслом. Когда же монах умер, почтить его память пришли десятки бывших блудниц - после чего все жители города убедились в величии духа Виталия. Здесь же, рядом, находится и Национальный музей, где собрана обширная коллекция монет римского периода, находятся уникальные образцы резьбы по слоновой кости и древнего оружия. Через дорогу можно увидеть настоящий памятник 5 века - мавзолей Галлы Плацидии, римской принцессы. И хотя большинство историков уверено, что праха Галлы здесь нет, от этого вид сооружения остается не менее впечатляющим. Этого же мнения придерживался и Карл Густав Юнг. Великий психоаналитик вообще был в восторге от Равенны - в немалой степени из-за ее мозаик, в которых видел диалог сознательного и бессознательного. И даже написал на основе «странного опыта Равенны» несколько трудов.

Исторический центр Равенны буквально пропитан духом раннего Средневековья - приземистые, мощные здания выделяются на фоне маленьких жилых домиков, раскрашенных в мягких тонах, магазинчиков и кафе. Например, баптистерий Неониано на Piazza Duomo. Среди всех зданий, которые оформлены с помощью византийских мозаик, это самое древнее. Здесь проводилось бессчетное количество обрядов крещения жителей города - можно самолично осмотреть удивительную древнейшую мраморную купель. Недалеко находится и Архиепископский дворец, на первом этаже которого работает одноименный музей. Самые удивительные и древние экспонаты (6 век) - «трон Максимиана», сработанный целиком из слоновой кости и серебряный греческий «Крест Святого Агнелла».

Баптистерий Неониано. Фото artclassic.edu.ru

Ну а теперь пришла пора направиться к местному культовому объекту - гробнице великого Данте Алигьери, Tomba di Dante. Мраморные стены и изображение поэта на кафедре стали визитной карточкой Равенны в . Мавзолей был возведен в 15 веке, только через полтора столетия после смерти автора «Божественной комедии». Флоренция же, в которой родился поэт, спохватилась спустя столетие, и стала требовать выдачи останков Данте. Равенна - в первую очередь монахи-францисканцы - уперлась, и сделала все для того, чтобы не уступить. В результате, хоть поэт и не был возведен в ранг святого, поклонение его таланту вполне сопоставимо. Ниже по улице расположено несколько древних склепов с мозаичным полом. Местные предприимчивые граждане превратили эту особенность в неплохой источник дохода. В этих склепах, из-за их расположения, полы постоянно затоплены водой. За возможность посмотреть на мозаичные полы нижнего этажа, на фоне которых плавают золотые рыбки, придется заплатить пол-евро.

Усыпальница Данте - одно из культовых мест Равенны. Фото saga.ua

Равенна не была бы «сестрой» Венеции, если бы не вода. Несмотря на то, что море от города изрядно удалено, грунтовые воды никто не отменял. Они здесь образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Как ни странно, но это обстоятельство совершенно не вредит состоянию сооружений, напротив - специалисты говорят, что осушение болотистых мест могло бы нанести большой ущерб архитектурному фонду. Уровень воды в подвалах зданий колеблется от 30 до 130 сантиметров, а насосы для откачки стоят только в церкви Святого Виталия. А вообще это довольно оригинально - лицезреть, например, в церкви Сан-Франческо, своеобразный «аквариум».

Тот самый "аквариум". Фото panoramio.com

Есть в Равенне и особенная достопримечательность - гробница Теодориха. Здание это не похоже ни на одно из множества архитектурных памятников города. Белое, неприступное, оно в довесок к своему грозному виду еще окружено забором и автоматическим контролем билетов. Вдохновителем сего (не заборов и контроля, а монументального экстерьера) был король остготов Теодорих. По принципу египетских фараонов царственная особа решила с последним пристанищем не затягивать, и строить его еще при жизни. Это, пожалуй, единственное здание в городе, построенное не из обожженного кирпича, а из известняка - отсюда и такой необычный для Равенны белый цвет. Да и характеристики строения тоже в своем роде уникальны. Чего стоит одна только крыша гробницы - огромная каменная плита, специально привезенная с другого берега Адриатического моря, из Истрии. Глыбу диаметром 10,5 м. и высотой в 2,5 м. транспортировали подвешенной между двумя кораблями. После этого факта масштаб работ становится ясен, что подтверждает и без того доказанную истину: итальянские архитекторы - одни из лучших в истории.

Гробница Теодориха, освещенная закатным солнцем. Фото photo.tut.ua

Единственное - и довольно значительное - разочарование ожидает в Равенне тех, кто желает обозреть городские достопримечательности с верхних точек. Несмотря на то, что в городе довольно много кампанилл (т.е. башен), для туристического посещения они закрыты. Так что придется искать другие способы, в полной мере задействуя собственную фантазию.

Сегодняшняя Равенна практически не отличается от других небольших городков итальянского Севера: центр заполнен офисами и магазинами, школы, детские сады и прочая инфраструктура находится вне исторической части. Зелени здесь не так уж и много - исключение составляет городской парк да бульвар рядом с вокзалом. Однако и умалять достоинства города тоже не стоит. Здесь есть свои, присущие только Равенне, маленькие радости. Вечерние прогулки по атмосферным древним улочкам, обязательная чашечка крепкого кофе, посещение миниатюрных площадей, на которых работают небольшие цветочные и овощные рынки - созерцание современной Равенны доставляет не меньшее удовольствие, чем великое прошлое этого города.