Правила

Дворцы императорских фаворитов. Летний дворец Елизаветы Петровны: описание, характеристика и история Летний дворец екатерины 2

В мае 2009 года я уже писала про этот дворец. У меня тогда была серия постов про Покровское-Рубцово.
Вчера поздно вечером с Зиной и Лешой мимо ехали и я поняла, что они про него не помнят.
Так что пост повторяю.
Дворец расположен на ул. Гастелло 44 http://maps.yandex.ru/-/CZHEbkC
А во времена прекрасной Елисавет и раньше это было царское село Покровское-Рубцово.


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.
Это по данный С.К. Романюка.
А И.Кондратьев в 1893 году в своей "Седой старине Москвы" писал, что в 1742 году тут построен деревянный дворец, который значится во всех старинных московских путеводителях. Он сгорел и в 1753 году на его месте построен каменный.

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

Времена правления Елизаветы I ознаменовались новым этапом развития зодчества в государстве, зарождением елизаветинского (русского) барокко. Построенные под руководством главного зодчего императрицы Р.Ф. Бартоломео памятники архитектуры имели явное европейское влияние, однако, им был присущ российский размах и монументальность. Одним из таких шедевров являлся Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге, который по стилю, легкости архитектурных форм и богатству убранства сравнивали с французским королевским дворцом в Версале.

Географическое расположение и архитектурные особенности Летнего дворца Елизаветы

О том, как выглядел Летний дворец Елизаветы, мы можем получить представление по картинам и гравюрам, а также воспоминаниям современников. Императорская резиденция располагалась на участке между ул. Итальянской, Екатерининским каналом, реками Мойка и Фонтанка. Дворец был построен в 3-м Летнем саду, там, где сегодня расположен Михайловский (известные еще как Инженерный) замок.

По проекту дворец предусматривал наличие двух фасадов, выходящих на Мойку (главный) и в направлении Невского проспекта. Перед главным входом в здание был разбит регулярно действующий парк с деревьями и фигурными цветочными клумбами, скамейками и фонтанами. Во внутренний двор посетители проходили через кованые ворота.

Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли имел второе название – Деревянный дворец. Только цоколь и стены первого этажа были каменными, второй – полностью из дерева. Наружные стены в розово-серой расцветке выглядели элегантно и светло. Внутри помещения украшала богатая лепнина с позолотой, скульптуры и большое количество зеркал. Роскошный и нарядный дворец включал более 160 помещений, в том числе зал для торжественных приемов и галереи.

Любимая резиденция Елизаветы Петровны

Весь двор Елизаветы I перебирался в Летний дворец из Зимнего дворца как только теплело: в апреле – мае. Переезд обставлялся торжественно, с пушечным салютом и оркестром, при сопровождении гвардейского полка. Возвращение в зимнюю резиденцию в конце сентября проходило не менее помпезно.

Елизавета любила свой Летний дворец. В нем регулярно проходили официальные приемы и балы. Будущий император Павел I появился на свет именно здесь.

Летний дворец Елизаветы: история строительства

Задумка возведения летней императорской резиденции появилась еще при Анне Леопольдовне – регентше при малолетнем Иване VI, к которому перешел трон после Анны Иоанновны. Чертежи архитектор начал разрабатывать еще в конце 1740 года, а в июле 1741 года были начаты строительные работы. В том же году произошел переворот и к власти пришла Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого. Новая императрица одобрила продолжение строительства дворца и работы выполнялись с 1741 по 1744 годы. Исторически сложилось, что строительство велось не точно по проекту. Так, по указанию Елизаветы через р. Мойку была сооружена крытая галерея для перехода из дворца во 2-й Летний сад.

После смерти Елизаветы I дворец оставался имперской резиденцией, здесь проходили праздничные мероприятия по окончанию семилетней войны с Пруссией, а Екатерина II в нем принимала официальные поздравления по поводу коронации от иностранных послов, хотя основное время она проводила в Царском Селе. Указом Павла I Летний дворец был разрушен в 1797 году (официально – по причине обветшалости), а на его месте был построен известный нам современный Михайловский замок, ставший резиденцией императора.

Трудно назвать другое строение, которое просуществовало бы на территории императорского Летнего сада такой короткий срок — всего пятнадцать лет — и оставило настолько яркий след в истории. На протяжении восьми лет Летний дворец Анны Иоанновны оставался императорской резиденцией, где бился политический пульс всей Российской империи.

Летний деревянный дворец Анны Иоанновны входит в группу несохранившихся построек Летнего сада. В стенах этого дворца в 1740 году окончила свой жизненный путь императрица, и здесь же было оглашено ее завещание. Здесь было провозглашено регентство Бирона, а высокие сановники и гвардия присягали малолетнему императору Иоанну Антоновичу. С любимым дворцом Анны Иоанновны связана одна из самых драматических страниц нашей истории — арест герцога Курляндского Бирона, бывшего фаворита императрицы. Неудивительно, что получившая такую мрачную славу императорская резиденция восемь лет спустя была разобрана.

Летний дворец Анны Иоанновны был возведен в 1732 году на набережной Невы на месте «Залы для славных торжествований», по этому случаю разобранной. Архитектором выступил Франческо Растрелли при участии своего отца, Бартоломео Растрелли.

Это был одноэтажный дворец, значительно вытянутый в длину. Летний деревянный дворец резко отличался от дворца Петра I, стоявшего на берегу Фонтанки. Растрелли выделил центральную часть здания, а от боковых крыльев устроил спуски к воде. По краю кровли проходила нарядная балюстрада, однообразный ритм которой нарушался фигурными резными украшениями и декоративной скульптурой. Колонны и украшенные наличниками часто расположенные окна значительно обогатили фасады дворца, придав ему характер барочного сооружения. После завершения строительства дворца новая резиденция императрицы приобрела функцию своеобразного «невского фасада», через который можно было пройти в Летний сад.

По свидетельству Растрелли, дворец имел двадцать восемь апартаментов. Из других источников известно, что в 1741 году — уже после смерти императрицы — во дворце были следующие покои: «Антикамора», где принимали послов; «Комедия»; обер-гофмаршальские помещения, спальня императрицы, большая императорская зала, десять покоев герцога Бирона, четыре покоя, которые занимал его сын Петр. Кроме того, во дворце находились покои фрейлин, контора для письмоводства; казенные палаты, где хранились палатные уборы, и оружейные палаты. Упоминается также, что спальня Бирона была обита коврами. Это самое подробное описание внутренних апартаментов Летнего дворца, которое мы имеем на сегодняшний день.

На плане деревянного дворца Анны Иоанновны, выполненном с копии чертежа 1732 года, ясно видно, что здание заключало в себя две анфилады зал. Помещения северной анфилады выходили окнами на Неву, а южной — в сад. Невскую анфиладу составляли залы больших размеров — это была парадная часть дворца. По оси здания располагался, по-видимому, тронный зал, в нем на плане дворца показано тронное место. Далее на запад через три помещения находилась парадная опочивальня. В восточном корпусе дворца, выделенном ризалитом, находился самый большой зал дворца. Судя по описанию, во дворце располагалась «Комедия», то есть зал для театральных представлений. Очевидно, «Комедией» служил именно этот большой зал в восточном корпусе здания. Садовую анфиладу составляли помещения меньшего размера. Возможно, здесь находились жилые покои; они группируются апартаментами, разделенными прихожими и имевшими выход в сад. Поскольку в Невской анфиладе располагалась парадная опочивальня, то можно предположить, что в Садовой анфиладе находилась вседневная опочивальня, в которой императрица и скончалась. Апартаменты Бирона также выходили окнами в сад и примыкали к императорским: это подтверждается сообщением подполковника Манштейна, арестовавшего герцога.

Анна Иоанновна впервые переехала в свою Летнюю резиденцию сразу после свадьбы брата своего фаворита, Густава Бирона, с княжною Меншиковой, отпразднованной в Зимнем дворце в первый день лета 1732 года.

Анна Иоанновна жила в Летнем дворце по точно установленному порядку — с начала мая до конца сентября (исключая несколько недель в июне и июле, проводимых в Петергофе). Императорский двор всегда с особой пышностью перебирался в Летний дворец. Анна Иоанновна плыла по Неве под громы пушечных выстрелов на украшенной золотом шестнадцативесельной яхте с великолепной каютой в виде комнаты, украшенной зеленым бархатом.

2 Покровский дворец Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна из тех редких послепетровских Романовых, которые любили Москву. Ее симпатия распространялась и на принадлежащее ей село Покровское-Рубцово на берегу ныне несуществующей речки Рыбинки, впадавшей в Яузу. Само село с деревянным «увеселительным» дворцом, церковью Покрова, прудом и садом известно еще с XVI в. Его первым владельцем был Протасий Васильевич Юрьев, от которого сложными путями оно досталось Романовым. Владения были большими.

При Анне Иоанновне, удаленная от двора, Елизавета Петровна жила в Покровском-Рубцово. По преданию — весело, устраивая праздники, танцы и гуляния. В 1737 году деревянный дворец сгорел. В 1739 году Елизавета построила новый на берегу пруда: одноэтажный, на высоком подклете, с центральным двусветным залом. Интерьеры дворца не сохранились, но известно, что они были отделаны в японском и китайском стилях. Роскошный парк с катальной горкой и каруселями был устроен в 1752 году архитектором Б.-Ф. Растрелли. Он же делал и проект нового дворца, который не был осуществлен.

С другой стороны пруда построили церковь Воскресения Христова, соединявшуюся с дворцом переходом и мостом. В 1790 году она была упразднена.

После смерти Елизаветы дворец практически не использовался. В 1872 году территория была отдана Покровской общине сестер милосердия. Община произвела переделки по проекту П. П. Скоморошенко: надстроили второй этаж, построили боковые крылья, возродили Воскресенскую церковь, но уже в центральном зале, изменили на ныне существующий декор фасадов.

Общину закрыли в 1920-х гг., устроив в бывшем дворце огромные коммунальные квартиры, которые просуществовали здесь до 1980-х гг. Пруд был засыпан, а перед дворцом была проложена нынешняя улица Гастелло. В настоящее время во дворце располагается Государственный научно-исследовательский институт реставрации.

3 Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе — любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II. Екатерининский дворец — композиционный центр Екатерининского парка и одно из главных его украшений. Величественное здание занимает центральную часть Царского села.

История дворца начинается в 1717 году со строительства «Каменных палат» для супруги Петра Первого Екатерины Первой. Согласно проекту Браунштейна, это было скромное двухэтажное здание, архитектура которого была типичной для подобных построек в России начала XVIII века. В 1724 году строительство дворца было завершено. В честь этого в новом дворце был устроен грандиозный праздник.

Первой перестройку «Каменных палат» начала после восшествия на престол в 1741 году Елизавета Первая. Сменилось несколько архитекторов, прежде чем в конце 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрели. И уже к концу июля 1756 года императрице и ее гостям вместо скромного здания был представлен шикарный дворец в стиле барокко, поражавший красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, лепными украшениями и фигурами атлантов. Золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. От центральной части дворца отходили флигели, соединенные крытыми галереями. Над северным крылом возвысились позолоченные купола пятиглавой дворцовой церкви. А над южным крылом засиял позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Фасады дворца имеют протяженность 300 метров, а на позолоту наружных и внутренних украшений ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутренняя планировка и убранство так же были видоизменены. Парадные комнаты были расположены во всю длину здания, образуя Парадную золотую анфиладу. Появились Картинный зал и знаменитая Янтарная комната. В Картинном зале представлены более ста картин западноевропейских мастеров живописи XVII — начала XVIII веков различных национальных школ. Над созданием Янтарной комнаты более пяти лет трудились лучшие мастера из разных стран.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

4 Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). У восточного фасада дворца, уже за границей Собственной дачи, был построен Кухонный корпус.

Китайский дворец, блестящий образец стиля рококо в России, по праву считается жемчужиной дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Абсолютная подлинность делает этот многоликий пригород уникальным, выделяя его из всех императорских резиденций, которые блистательным ожерельем обрамляют Северную столицу

Екатерина II, будучи еще великой княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок. В своих «Записках» она вспоминает 1757 год: «Мне пришла фантазия развести себе сад… но я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, и поэтому попросила князей Голицыных продать или уступить мне 100 десятин с давних пор заброшенной… земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума… Они охотно уступили мне ее. Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко».

К воплощению своего замысла Екатерина Алексеевна смогла приступить лишь пять лет спустя, с воцарением на российском троне. В 1762 году начинается строительство Собственной дачи, и, прежде всего, — «каменного домика и горы». Все работы проводились «под смотрением» А. Ринальди и по его чертежам. Екатерина II порой приезжала в Ораниенбаум, наблюдая за возведением Голландского домика, или Китайского дворца. Новоселье в Китайском дворце императрица отпраздновала 27 июля 1768 года. Этот воскресный день был отмечен божественной литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье».

В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы — король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II. 17 июля 1780 года Екатерина II впервые показывала дворец своим внукам, великим князьям Александру и Константину. С 1796 года Ораниенбаум принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Михаила Павловича. Позднее хозяйкой поместья стала супруга Михаила Павловича Елена Павловна, а затем их дочь Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого; их дети — Георгий, Михаил и Елена — владели Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.

Китайским летний увеселительный дворец был назван благодаря роскошной отделке четырех комнат, выдержанной в духе представлений того времени об искусстве Востока. Встречаются и другие названия: «Домик, что в Верхнем саду», «Домик маленький, собственный Ее Императорского Величества». И действительно, ему менее всего подходит громкое определение «дворец» — он скорее напоминает парковый павильон, стоящий на невысоком стилобате, образующем террасу.

Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством. Позолота и зеркала, орнаменты из раковин, цветочные гирлянды, завитки, причудливо изогнутые рамы, лепные узоры, прихотливо бегущие по стенам, падугам и потолкам, изысканные росписи, подернутые жемчужной дымкой, — все это создает атмосферу изнеженности и уюта. Таков стиль рококо, просуществовавший недолгое время в XVIII столетии, но оставивший в России яркий след — изысканный и камерный Китайский дворец в Ораниенбауме. Особую утонченность интерьерам рококо придают стилизованные восточные мотивы декоративного убранства и множество подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Интерьеры Китайского дворца хранят первозданное убранство XVIII века: редкостную коллекцию живописи итальянских художников, прекрасные образцы восточного и западноевропейского фарфора, мебель русских и европейских мастеров. Одной из главных достопримечательностей дворца являются уникальные паркеты, выполненные по рисункам Ринальди; они не имеют себе равных в русском декоративно-прикладном искусстве. Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) — дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Паркеты, не повторяющиеся ни в одном помещении, поражают своим сложным рисунком и изысканной цветовой гаммой.

Стеклярусный кабинет, Штофная Опочивальня, Зал Муз, Голубая и Розовая гостиные… Уже сами эти названия говорят об исключительности дворцовых помещений, их непреходящей художественно-исторической ценности. В оформлении интерьеров Ринальди использовал богатейший арсенал декоративных форм, присущих стилю рококо, достигая гармоничной взаимосвязи убранства дворца и его архитектуры.

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал, от которого вдоль северного фасада в обе стороны отходят помещения парадной анфилады. К основному объему здания с юга под прямым углом примыкают два крыла, включающие малые анфилады; в западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Китайский дворец расположен в юго-западной части Верхнего парка. Перед дворцом расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном для него служат вековые дубы. В XVIII столетии парк был решен в регулярном французском стиле, и в его композицию был «вписан» бассейн правильной геометрической формы. К середине XIX века характер парковых насаждений изменился: планировка стала свободной, и Верхний парк приобрел романтический облик. Водоем превратился в пруд, и его берега приняли более мягкие очертания.

Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году. В годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум. Повреждения, нанесенные войной, не исказили облик его памятников, а искусное мастерство реставраторов лишь подчеркнуло их высочайшие художественные достоинства.

Большое количество дворцовых построек, богатство и роскошь их отделки преображают архитектурный облик Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Ведь именно этот город славится уникальными дворцами крупных чиновников, аристократов и других знатных персон. Достоин внимания Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны.

С восшествием на престол новой императрицы в государстве стартовал очередной этап становления культурных сфер. Этот период расцвета оказал влияние и на столицу. Город значительно преображался. В эпоху культурного развития Петербурга предпочтение отдавалось возведению архитектурных памятников. Заслуживает особого внимания Летний дворец.

Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761) сооружение дворцов имело особое значение. Тогда воздвижением настоящих шедевров занимался Франческо Бартоломео Растрелли, один из лучших архитекторов в истории государства. К числу его работ относится и Летний дворец Елизаветы Петровны. Его нельзя не отметить как лучшую работу архитектора.

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге возведен Б. Ф. Растрелли в период с 1741 по 1744 гг.. По словам зодчего, здание включало около 160 апартаментов, среди которых была церковь и галереи. Дворец украшали многочисленные скульптуры, фонтаны и сад. Со временем резиденция ощутила на себе целый ряд изменений, связанных с неудовлетворенностью архитектора своей работой. На протяжении нескольких лет здесь продолжались строительные мероприятия.

Территория, на которой расположен Михайловский замок, в первой половине XVIII века относилась к Летнему саду – царской усадьбе Петра I. На этом участке императрицей Анной Иоанновной было велено начать сооружение дворца. Строительство поручили архитектору Растрелли-младшему. Но зодчий так и не успел приступить к работе при жизни императрицы. В 1740 году власть перешла к Анне Леопольдовне, которая решила реализовать проект, основанный ее предшественницей. Но через некоторое время происходит дворцовый переворот, в результате которого императорская власть переходит к младшей дочери Петра I, Елизавете. Цесаревна отдает Ф. Б. Растрелли приказ на возведение Летнего дворца. Императрице настолько понравился результат работы архитектора, что она повысила его жалование в два раза. Точная дата закладки строения до сих пор остается спорной. По мнению некоторых историков, данное событие припадает на 24 июля 1741. Причем начало закладки происходило в присутствии императрицы Анны, её мужа, а также некоторых придворных и членов гвардии.

Летний дворец Елизаветы Петровны относится к стилю русское барокко. Так называлась совокупность архитектурных направлений, сформировавшихся на территории Российской империи и Русского государства в XII – XIII столетиях. Сооружения этого периода характеризовались:
пышностью и затейливостью архитектурных форм;
роскошной отделкой;
использованием лепки;
применением живописи и позолоты.

Среди стилей данной эпохи выделяют Петровское барокко, которое возникло благодаря строениям не только соотечественников, но и архитекторов из Западной Европы. Они были приглашены Петром I, чтобы облагородить новую столицу, Санкт-Петербург. Наиболее характерными чертами Петровского барокко были:
отказ от византийской манеры;
простота и практичность;
фасады в красно-белых оттенках;
наличие симметрии форм;
мансардные крыши;
арочные проемы окон.

Многие из гравюр и рисунков, сохранившиеся с той эпохи, практически в точности отображают внешний вид дворца. Основой для первого этажа был выбран камень, для второго – дерево. Сооружение было окрашено в светло-розовые оттенки, что примечательно для стиля барокко. Цокольный этаж сделали из гранита в серо-зеленом цвете. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны имел два фасада: главный фасад выходил на Мойку, в сторону Летнего сада, а другой – на Невскую перспективу. По всему периметру располагались служебные постройки, что имитировало своеобразную замкнутость. Вдоль Фонтанки была проложена широкая дорога, которая сопровождалась оранжереями и фруктовыми деревьями. Часть этой территории была занята Слоновым двором, обитатели которого при желании купались в Фонтанке. Вход к дворцу был огражден широкими воротами, на которых переливались позолоченные двуглавые орлы. Ворота украшала ажурная решетка. За ограждением находился большой парадный двор. Вид главного фасада загораживали большие цветники и деревья, из которых получился своеобразный парк. Центральный корпус занимал Большой парадный зал. Его украшали богемские зеркала, скульптуры из мрамора и произведения живописи, написанные знаменитыми художниками. У западной стороны зала возвышался царский трон. Гостиные, украшенные резьбой из позолоты, вели прямо в парадный зал. Снаружи к помещению подходили фигурные лестницы.

В течение года была достроена крытая галерея, через которую можно было совершить прогулку к Летнему саду. На стенах такой галереи были развешаны картины известных живописцев. Здесь же была спроектирована терраса с висячим садом, пролегающим на уровне бельэтажа, где находился Эрмитаж и фонтан. Контур террасы был огражден золоченой решеткой. Позже к этому участку была пристроена дворцовая церковь. Спустя некоторое время возле дворца был высажен декоративный парк. Через него проходил огромный лабиринт, боскеты и беседки. В центр парка были помещены качели и карусели. На территории, прилегающей к дворцу, был построен комплекс водонапорных башен, так как прежнее водоснабжение фонтанов не имело необходимого напора. Подобные водонапорные башни были облагорожены с помощью дворцовой росписи.

Архитектора Растрелли не удовлетворяла его работа. По этой причине спустя десятилетие он доводил деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны до настоящего шедевра. Растрелли регулярно переделывал некоторые части здания. Так, позже стены преобразились с помощью фигурных наличников окон и атлантов. В качестве их украшения также служили львиные маски и маскароны.

Летняя резиденция – это первый собственный дом Елизаветы. До императрицы в этом здании никто не проживал. Цесаревна занимала восточное крыло резиденции. Западное крыло выделялось для придворных. Царица Елизавета восхищалась роскошью Летнего дворца. Каждый год в апреле императрица уезжала из Зимнего дворца, чтобы на время поселиться в летнем. С ней переселялся и весь двор. Это событие превратилось в настоящую церемонию, которую сопровождал оркестр и артиллерийская пальба. В сентябре Елизавета переезжала обратно.

В 1754 г. Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге стал местом рождения Павла I, в скором времени пришедшего к власти. В 1762 г. здесь проводились пиршества по случаю мирного соглашения с Пруссией. Как только новый император Павел I пришел к власти, он тут же отдал приказ о сносе сооружения. На его месте был возведен замок, известный на сегодняшний день как Михайловский. Именно в этой резиденции закончилась жизнь Павла I. Согласно одной из легенд, Михайловский замок был возведен не случайно на месте Летнего дворца. Император пожелал провести остаток своей жизни в том месте, где был рожден. Другая же легенда гласит, что караульному явился архангел Михаил и приказал построить храм на территории, где располагался Летний дворец Елизаветы Петровны. После этого случая император велел начать сооружение нового дворца и церкви во имя архистратига Михаила. Таким образом, Михайловский замок получил свое название по аналогии с храмом Михаила Архангела.

Автор проекта Б.Ф. Растрелли Строительство - годы Состояние разрушен

Координаты : 59°56′26.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д.  /  59.940694° с. ш. 30.337639° в. д. (G) (O) (Я) 59.940694 , 30.337639

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1796 году .

История строительства

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект - гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как не редко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На бергу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

20 сентября г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I . После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией . В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол . Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу , и здание ветшает . Сначала его отводят под жительство Г. Орлову , затем Г. Потёмкину . Катастрофическое наводнение в сентябре г. разрушило фонтанную систему Летнего сада . Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в феврале г. «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни . И сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха) да великолепные рисунки М. И. Махаева напоминают об исчезнувшей постройке.

Литература