Перелет

Королевский дворец храмы лежащего будды. Изумрудный Будда в Таиланде

Одним из красивейших и важнейших храмовых комплексов Таиланда является комплекс храма Ват Пхра Кео (Wat Phra Kaew ) , расположенный прямо в центре таиландской столицы . Сам храмовый комплекс состоит, в свою очередь, из множества групп зданий и привлекает к себе внимание яркими красками и искусно украшенными наружными фасадами. На территории храмового комплекса можно увидеть от 50 до 100 храмов и статуй, поэтому чтобы осмотреть весь этот комплекс, необходимо иметь в запасе достаточно времени.

Храм расположен с северной стороны Дворцового комплекса и отделяется от него лишь воротами. Главным образом храм предназначается для нужд королевской семьи. Центральные двери храма открыты исключительно для правящего короля и его королевы. Единственное обязательное правило при входе в храм – туда можно входить, только надев длинные брюки.

Вход в храм охраняют Хуфа — статуи грозных демонов. В храме есть абсолютно все традиционные постройки, кроме монастырских келий, ведь за всю историю храма, монахи на его территории никогда не проживали.

Купол храма украшают золотые и бронзовые инкрустации, китайская глазурь. Абсолютно белые снаружи, внутри, стены храма расписаны картинками, рассказывающими сюжеты из жизни Будды. Картины с изображениями персонажей тайского варианта Рамаяны украшают территорию двора храма. Тут же находится множество статуй, в том числе статуя царя обезьян.

Статуя Изумрудного Будды — главная святыня храм

Начало строительство храмового комплекса Ват Пхра Кео датируется 1782 годом. Прошло почти сто лет, пока храмовый комплект был полностью готов и было достроено последнее здание на его территории. Именно в храме Ват Пхра Кео находится знаменитая статуя Изумрудного Будды, популярная и любимая из-за своего великолепного зеленого цвета.

Нефритовый Будда в храме Ват Пхра Кео

Фигура Изумрудного Будды — главная святыня храма, ради нее и был возведен храмовый комплекс. Будда высечен из цельного куска сине-зеленого цвета жадеита и восседает на золотом престоле, сделанном из золота. В зависимости от сезона (жаркого, дождливого, прохладного) Будду переодевают в соответствующую одежду, всего у него 3 наряда, по одному на каждый сезон. Монарх переодевает статую собственноручно. Несмотря на довольно скромные размеры (75см), статую играет чрезвычайно важную роль для каждого тайца.

История создания святыни

Время создания статуи и имя ее создателя не известны, однако первые упоминания о ней датируются 1434 годом. Именно тогда молния, попавшая в буддийскую ступу, расколола ее пополам. В месте раскола нашли зеленого Будду. Изумрудный Будда на протяжении веков путешествовал по странам Азии, бывал в Лаосе и Камбодже. Только в 1782 году он вернулся на свою родину – в Таиланд, где в специально построенном для него храме и обрел постоянное место в конце XVIII века.

Говорят, что тому, кто владеет таким нефритовым Буддой, на всю жизнь гарантировано счастье и благополучие. Разумеется, что маленькие копии зеленого Будды можно приобрести в Бангкоке повсеместно, в том числе и на территории храмового комплекса. Это популярный и прекрасный сувенир, который с удовольствием покупают гости

В наших школах историю мира преподают, увы, однобоко, - считает путешественник и исследователь цивилизаций Востока Яков Осканов. Все ли, к примеру, знают, что Королевский дворец и Храмовый комплекс в Бангкоке - настоящее Восьмое чудо света? Ведь одного золота на отделку тут пошло, наверное, тоннами. А драгоценного Изумрудного Будды может касаться только король Таиланда и то всего три раза в год.



...Мы зашли на территорию храмового комплекса, увлекаемые пёстрым людским потоком...

Вход на территорию охраняют гигантские якши, но дабы не углубляться в дебри индуизма назовём их просто - «демоны». И тут я предвижу ваш недоумённый вопрос: при чём тут индуизм, ведь всем известно, что в Таиланде официальная религия - буддизм... Да к тому же ещё и самый, что ни на есть, ортодоксальный - «тхеравада», известный также под именем «хинаяна». Сами последователи тхеравады не приветствуют термин «хинаяна», который переводится как «малая колесница» ибо он способствует невыгодному сравнению с «махаяной» - «большой колесницей» - ещё одним крупным направлением в буддизме.

Если не вдаваться в глубины канонов, то эти два направления имеют одно кардинальное различие: последователи тхеравады практикуют буддизм для собственного индивидуального просветления, последователи же махаяны желают обрести просветление ради того, чтобы помочь остальным людям также его обрести и освободится от земных страданий и иллюзий. Поэтому эти два течения так и называются: «малая и большая колесницы». В малую сядет лишь один человек, в большую - много. Слово «тхеравада» обозначает «учение старейшин», и подчёркивает ортодоксальность и первенство появления данного направления в буддизме.

Но причём тут индуизм, снова спросите вы? А притом, что древние времена очень трудно было не допустить взаимопроникновения религий, а потому буддизм на территории Таиланда очень сильно смешался с индуизмом, весьма распространённым в Камбодже. Случилось это, насколько я понимаю, примерно в XII-XIII вв. н.э., во времена расцвета тайского княжества Сукотай, которое, как известно, имело политическую зависимость от кхмерской империи Ангкор. Это не единственный случай, когда религии смешиваются. Напротив - данное явление весьма распространено и имеет название «религиозный синкретизм».

Кроме влияния индуизма в буддизме Таиланда также заметно влияние ещё более древнего, вероятно даже первобытного, явления - анимизма. Тайцы верят в одухотворённость природы. Нечто подобное встречается и в русской культуре. У нас тоже есть домовые, водяные и лешие. Только наши домовые живут с нами в домах, а тайцы для своих «домовых» строят отдельные домики-святилища, куда приносят небольшие подношения. Подобные мини-храмы встречаются в Таиланде повсеместно. Но, хватит, пожалуй, религий, предлагаю вернуться к архитектуре.

Итак, мы вошли на территорию Ват Пра Кео. Туристам это переводят как «Храм Изумрудного Будды», но я немного сомневаюсь в правильности подобного перевода. Полное название храма Ват Пра Си Раттана Сатсадарам. Скорее всего, именно оно переводится как «Храм Изумрудного Будды». Как переводится «Ват Пра Кео» я точно не знаю, понятно, что «Ват» - «храм», «Пра» -"священный«, а «Кео» - «драгоценность». Получается, примерно, «Храм Священной Драгоценности».

Кстати, «ват» - это не храм, а скорее храмовый комплекс, состоящий из множества элементов. А само строение, где хранится Изумрудный Будда, называется «убосот» (в разговорной речи его называют «бот»). Это основной зал для священных обрядов. Это главное здание любого храмового комплекса. Именно здесь послушников посвящают в монахи. Туристы попадают в убосот не сразу. Сначала нужно обойти это здание слева, где располагаются несколько интереснейших объектов. И этот обход затягивается на часок-другой.

Первое на что обращаешь внимание - знаменитая чеди Пра Си Раттана. Я полагаю, что это переводится как «чеди Священной Драгоценности». Чеди - это одна из разновидностей ступ, религиозных сооружений, предназначенных, в основном, для использования в качестве реликвария - места, где хранятся мощи святых или какие-нибудь другие реликвии. Ступы встречаются во всех странах, где распространён буддизм. В каждом регионе имеются свои архитектурные особенности и названия ступ. Собственно слово «ступа» употребляется в Индии, а Шри-Ланке, например, подобные сооружения называют «дагоба». Ступы символизируют собой связь земного и небесного, а потому играют важную роль в миропонимании буддистов. Согласно преданию, первые ступы появились после смерти Будды. Его тело кремировали и шесть благочестивых семейств, один царь и ещё один брахман претендовали на право обладания его прахом. Их спор решил другой авторитетный брахман по имени Дона, который разделил прах на восемь частей. Себе же Дона забрал сосуд, в котором хранился прах.

Позже ещё одно семейство попросило себе прах, но остальные уже разъехались, забрав с собой весь прах, и потому опоздавшие зачерпнули себе золы из погребального костра. Далее было воздвигнуты первые ступы общим числом десять - восемь ступ возвели над прахом Будды, одну над сосудом в котором хранился прах, и одну над золой из погребального костра. Позже чеди стали возводить на месте захоронения мощей святых и праведных людей.

Чеди Пра Си Раттана, пожалуй, самая красивая из виденных мной в Таиланде. Она построена в ланкийском стиле и это не случайно: ведь в ней хранится фрагмент ключичной кости Будды, привезённый из Шри-Ланки. Внутри находится круглый зал, в котором находится уменьшенная копия чеди Пра Си Раттана покрытая черным лаком и накрытая многоярусным ритуальным зонтом «чатра».

Чеди была сооружена в 1855 году по приказу короля Рамы IV Монгкута. Этот монарх из династии Чакри был умелым политиком и своей тонкой дипломатической игрой сумел предотвратить колонизацию Таиланда европейцами. Рама IV был человеком просвещённым, изучал европейские языки и науку. Именно о нём снят фильм «Анна и Король», основанный, впрочем, значительной частью на художественном вымысле и запрещённый в Таиланде, как «порочащий образ короля». Как бы то ни было, но король был широких новаторских взглядов, а потому для украшения чеди Пра Си Раттана заказал золотую мозаику не где-нибудь, а в Италии.


Следом за золотой чеди расположено ещё одно красивейшее здание, не позволившее нашим разинутым от восхищения ртам закрыться. Называется оно Пра Мондоп. «Мондоп» - это ещё структурный элемент храмовых комплексов Таиланда. В отличие от индийских и кхмерских «мандап» он является не элементом здания, а самостоятельным строением. Обычно это сооружение кубической или крестообразной формы, с пирамидальной крышей, оканчивающейся шпилем. Часто крыша поддерживается колоннами. Назначение мондопа может быть различным - там могут храниться реликвии, священные тексты, или просто находится святилище. В нашем случае Пра Мондоп - это библиотека, место хранения священных текстов.

Напротив Пра Мондопа возведена модель знаменитого Ангкор Вата, которую установили в честь присоединения Камбоджи к Сиаму. Потом французские колонизаторы отняли эти владения, а модель Ангкор Вата осталась как память о былом величии сиамского королевства. За макетом этого знаменитейшего храма располагается ещё одно чудесное строение - Пра Вихан Йод.

Всё внутреннее убранство храмового комплекса «охраняется» множеством скульптур на радость фотографирующимся с ними туристов. В Таиланде образ совершенных любовников немного переосмыслили и стали изображать их в виде полулюдей-полуптиц, одетых в ангельские одежды, и с крыльями, чтобы они могли летать меж миром людей и богов. Мужчина в данной сладкой парочке зовётся «киннон», а женщина - так же как и в Индии: «кинари»...


Ещё одной интересной скульптурой является так называемый «китайский лев», впрочем, больше похожий на пекинеса. Согласно китайской традиции эти мифические животные охраняют храмы. Обычно они устанавливаются парами: лев и львица - по одному с каждой стороны от входа и могут изображаться как с открытыми пастями, так и с закрытыми в зависимости от сакрального смысла, который скульптор хотел передать. Лев, как правило, придерживает одной лапой шар - символ драгоценного буддийского знания, львица же придерживает львёнка. В англоязычной литературе подобных созданий часто называют «Foo dogs», в тайской традиции это «Singha».

Неподалеку от галереи имеется храмовая колокольня, которая также является неотъемлемой частью любого буддийского монастыря. Обычно это высокое здание с перекрытиями, без стен, на вершине которого расположен колокол. Звуки колокола регулируют распорядок дня той или иной обители, служат монахам сигналами к началу молитв, работ и медитаций.

Ват Пра Кео нельзя в полной мере назвать монастырём, так как в нём отсутствует «кути» - место проживания монахов. Монахи действительно не живут в Ват Пра Кео, который имеет особый статус личного храмового комплекса действующего монарха и его семьи.

Осмотрев всё вокруг, мы, наконец, решились посетить святая святых тайского королевства - убосот, в котором хранится статуя Изумрудного Будды. Вход в обуви туда запрещён, поэтому на специальной террасе можно разуться и с удовольствием ощутить босыми ногами теплоту нагретых солнцем камней. Здесь больше всего народу, и не потому, что это здание самое красивое (на мой взгляд, кстати, не самое), а потому, что большое количество людей заходят в убосот помолиться, ведь среди туристов много китайцев, корейцев, японцев, да и самих тайцев, приехавших в столицу на экскурсию. Для них это прекрасная возможность поклониться самой большой святыне Таиланда - статуе Изумрудного Будды.

Изумрудный Будда, самая почитаемая реликвия и духовный символ нации восседает на возвышении, облачённый в золотые одежды. Одеяний имеется три вида: летняя, зимняя и демисезонная (для сезона дождей). «Переодевает» статую не кто-нибудь, а лично монарх. Нам повезло застать Изумрудного Будду в зимнем - самом пышном облачении.


Существует несколько легенд о том, как появилась данная статуя. Одна из них рассказывает о том, что однажды, где-то в начале XV в. н.э. в далёком городе Чианг Рай в чеди одного из храмов ударила молния и разрушила её. На руинах чеди нашли статую, вырезанную из цельного куска изумруда, чудесным образом возникшую из ниоткуда. И хотя с точки зрения визуализации и драматизма эта версия наиболее подходит для голливудского сценария, мне больше импонирует история, написанная в мини-путеводителе по храмовому комплексу. Там говорится, что в один из дней, монах, совершающий обход по монастырю обнаружил, что на одной из статуй Будды откололся кусок и под ним блестит нечто зелёное. Оказалось, что статуя сделана из цельного кристалла и была покрыта слоем штукатурки.

Монахи приняли самоцвет за изумруд и назвали статую «Изумрудный Будда». На самом же деле камень оказался жадеитом, минералом похожим на нефрит. Однако традиция называть скульптуру «Изумрудный Будда» прижилась.

Судьба этой реликвии, впрочем, заслуживает отдельного очерка. Она меняла «места своего жительства» как переходящий спортивный трофей, пока, наконец, первый из королей династии Чакри не отвоевал её у лаосцев и не привёз в Бангкок. Первоначально «Изумрудный Будда» был установлен в королевском храме Ват Арун, но позже для него построили отдельный храмовый комплекс по соседству с королевским дворцом. Если честно, меня сама судьба статуи не очень взволновал. Глядя на нее, я подумал о безымянном мастере, вырезавшем её из камня. Что он думал в тот момент, знал ли, что его творение станет главной государственной реликвией, зачем и от кого спрятал под слоем штукатурки? Может быть, он укрыл свой шедевр от захватчиков, а сам погиб, никому не рассказав о своей тайне?

Увы, скорее всего ответы на данные вопросы останутся, похоже, в плоскости моих домыслов, а реалистичная история рождения статуи так и останется тайной. Хотя, почему бы и нет. Должно же в жизни быть место тайнам и чудесам? Лишь немного жалко, что мастер остался неизвестным...

Самая ослепляющая достопримечательность Таиланда и одно из величайших чудес Азии - комплекс вата Пхра Кео (Wat Phra Kaew) (монастыря Изумрудного Будды) с примыкающим к нему Большим Королевским дворцом. На территории комплексов находятся культовые и светские строения, являющие собой своеобразную архитектурную "энциклопедию" бангкокского периода и позволяющие составить представление о пленительном культурном наследии Таиланда.

Храмовый комплекс монастыря Изумрудного Будды (вата Пхра Кео)

Входом на территорию королевского храмового комплекса служат узкие ворота, пройдя которые вы оказываетесь в окружении ослепительного великолепия, в мире сверкающих золотых шпилей и поражающих богатством убранства храмов и павильонов, находящихся под охраной сонма устрашающих мифических существ.

Не бегите сразу в бот, где находится статуя Изумрудного Будды. Начните с неторопливого осмотра красочных росписей на внутренних стенах галереи, изображающих эпизоды из «Рамакиена», а затем обойдите строения за пределами вата. Двигаясь по часовой стрелке, вы окажетесь перед узкими воротами, ведущими на территорию Королевского дворца, выйти с которой вы сможете через центральные ворота.

Необычные экскурсии в Бангкоке

Росписи «Рамакиена»

Красочные росписи, изображающие сцены из «Рамакиена», покрывают все внутренние стены монастыря - протяженностью 1900 метров. Советуем вам взять при их осмотре профессионального гида, который объяснит вам сюжетную канву «Рамакиена», воплощенную в росписях, начинающихся у северного входа с изображения Ситы и воспроизводящих затем различные приключения ее суженого, принца Рамы, его брата Лакшмана и помощника, белой обезьяны Ханумана.

Этот легендарный рассказ о Раме - тайская версия индийского эпоса «Рамаяна», созданного в начале нашей эры. Росписи датируются началом XIX в., и за последние 150 лет они уже несколько раз реставрировались. Качество реставрационных работ не одинаково, но удалось сохранить изначальную целостность росписей. Ноне только рассказ о Раме и Сите объект росписей. Ряд картин демонстрирует поразительное знание повседневной тайской жизни - от сцен детских игр и портретов королевских наложниц до изображений ухмыляющихся игроков и душ, погубленных во грехе.

Это интересно

Золотая Чеди

После осмотра росписей «Рамакиен» остановитесь у позолоченной ступы Пхрасиратана (Священная великая драгоценная чеди), построенной королем Монгкутом для хранения частички грудной кости Будды по подобию Пхрасиратана чеди в Аюттхае. Между золотой чеди и ботом находится библиотека Пхрамондоп с мерцающим серебряным полом и сундуком, инкрустированным перламутром, в котором хранятся священные буддийские тексты. Библиотека, как правило, закрыта для посетителей.

Чуть ниже мондопа находится небольшая копия храма Апгкор Ват, воспроизводящая в миниатюре знаменитое кхмерское сооружение. Король Монгкут приказал поместить ее здесь, когда Камбоджа входила в состав тайской империи, в знак свидетельства обширной территории его королевства. В вихане Йот, богато украшенном керамическими и фаянсовыми плитками, находится Камень Манангасила, древний трон короля Рамкамхенга, стоящий того, чтобы его увидеть. Хо Пхранак, в северо-западном углу комплекса, - королевский мавзолей. Мавзолей закрыт для публики, но его великолепный экстерьер с пышным традиционным декором заслуживает ближайшего рассмотрения.

Западный фасад Пхрамонтхиентхам, второй большой библиотеки храмового комплекса, считается лучшим в своем роде во всем Таиланде. Двери, инкрустированные перламутром, особенно красивы. В этой библиотеке хранятся буддийские тексты «Типитаки».

Несколько выше расположен Королевский пантеон (прасат Пхратхепхидон), увенчанный прангом охристого цвета. Внутри него находятся бронзовые статуи первых правителей династии Чакри, выполненные в человеческий рост. Обратите внимание на странные мифические существа, окружающие Королевский пантеон, - в частности на фантастических полулюдей-полуптиц киннар, легендарных обитателей гималайских лесов, и свирепых львов, норасингхов, охраняющих главный вход в пантеон. Изображения мифологического Гаруды, ездового животного Вишну, украшают фризы по обеим сторонам главного входа.

Может пригодиться

Бот, или храмовое святилище, - самое большое здание на территории комплекса. Это наиболее значимое в Таиланде религиозное строение, «святая святых» любого вата. Фотографировать в помещении бота строго запрещено. Бангкокский Королевский бот был построен в конце XVIII века королем Рамой I для хранения Изумрудного Будды (Пхра Кео), национальной святыни, символа могущества, божественности и процветания для всех жителей страны. В действительности скульптура сделана из зеленого жадеита. При своей значимости она совсем небольшая - всего 66 см высотой.

Происхождение статуи неясно, но, согласно легенде, ее сделал божественный мастер из чистого изумруда. В 1434 году скульптуру случайно обнаружили в руинах храма в Чиенграе (Северный Таиланд) . В XV веке она попала в Лаос, а в 1778 году была возвращена в Таиланд. Первое время она хранилась в бангкокском святилище вата Арун. Статуя Изумрудного Будды находится на довольно высоком алтаре в глубине храма, поэтому ео трудно разглядеть. К ней не иссякает поток паломников, верящих, что она воплощает почти мистическую связь между Таиландом и его королем и оказывает непосредственное влияние на процветание королевского дома и всей страны.
Сам король, трижды в год, с наступлением нового сезона, облачает статую в особые священные золотые одежды.

Живопись на стенах внутри бота отвечает канонической схеме. Росписи стен между окнами посвящены джатакам - сказаниям о перерождениях Будды, а представления буддистов о Вселенной показаны на задней стене, прямо за центральным алтарем. Особенно выделяется сцена над входом в бот, изображающая историю искушения Будды Марой .

В непосредственной близости от храма Изумрудного Будды находится пара свирепых бронзовых львов, лучших образцов искусства кхмерского периода.

Схема Храмового комплекса Изумрудного Будды (вата Пхра Кео)

Большой Королевский Дворец

Рама VII был последним тайским монархом, жившим здесь официально - он выехал из дворца в 1925 г., и в настоящее время Королевский дворец выполняет чисто церемониальную функцию. И хотя комплексу недостает яркой экзотичности, отличающий его на удивление удачный сплав стилей тайской и западноевропейской архитектуры делает комплекс интересным объектом осмотра.

Построенные в то же время, что и ват, залы аудиенций и бывшие личные королевские покои являют собой необычное сочетание стилей итальянского Возрождения с чисто тайскими архитектурными элементами. Знакомая уже нам типично тайская островерхая крыша венчает ренессансный фасад. На протяжении веков дворец неоднократно перестраивался.

Дворец аудиенций Амарин

Выйдя из внутреннего двора вата Пхра Кео, вы сначала увидите дворец для аудиенций Амарин, часть бывшей личной резиденции Рамы I, а затем национальный дворец Правосудия. На фоне покрытых живописью стен выделяется трон необыкновенной красоты, выполненный в виде ладьи. Снаружи находятся несколько окрашенных в красный и золотой цвета деревянных столбов - к ним привязывали королевских слонов. Небольшой павильон, украшенный стеклянной мозаикой, служил королевской уборной, в которой король мог переодеться перед выездом.

Во внутреннем дворце, расположеным за залом аудиенций Амарин, когда-то находились личные покои для жен, детей и наложниц короля. С введением единобрачия при Раме VI внутренний дворец утратил свое назначение, и теперь он служит исключительно для празднования дня рождения короля.

Большой тронный дворец

Роскошный Большой дворец (Чакри Махапрасат) - величественное строение, возведенное королем Чулалонгконом в 1882 году в честь 100-летия династии Чакри. Дворец отмечен сильным влиянием западноевропейской архитектуры. Внутренние помещения оформлены в стиле западного неоклассицизма - с мраморными колоннами, позолоченной лепниной и написанными масляными красками портретами тайских королей.

Для посетителей открыты только гостиные, расположенные по сторонам от главного входа. Обе гостиные украшены мраморными колоннами, портретами сиамских принцев и королей, а также мраморными бюстами западноевропейских правителей. За гостиными находится зал, ведущий в тронную палату, где иностранные послы некогда вручали королю свои верительные грамоты и где устраивались официальные приемы. Еще несколько гостиных расположены в верхнем этаже. Большой дворец был официальной резиденцией короля Ананды (Рамы VIII) до самой его смерти в 1946 году.

Следующую остановку советуем вам сделать у небольшого деревянного павильона, у которого король Монгкут спешивался со слона, чтобы переодеться для аудиенции во дворце Дусит, Павильон был построен такой высоты, что король затем мог пройти прямо в королевские покои, не спускаясь вниз.

Эта красивая небольшая постройка считается олицетворением изысканной тайской архитектуры и дважды была повторена в других строениях. Она послужила образчиком для королевской беседки в Бангпаине и для тайского павильона на Брюссельской Всемирной выставке 1892 году.

Дворец аудиенций Дусит (Дусит Махапрасат)

Воздвигнутый на крестообразном возвышении из белого мрамора, Дусит Махапрасат был построен в 1789 году по приказу Рамы I. Интерьер отличают типичные для конца XVIII века сиамские росписи и позолоченные и покрытые лаком двери с растительными узорами. Всеобщее внимание привлекает подлинный трон Рамы I, сделанный из тика и красиво инкрустированный перламутром.

В статье использованы материалы путеводителя National Geographic

Правила посещения храма Изумрудного Будды

  • В храм не пропустят с большими сумками, а также рюкзаками. Более того, здесь нет камер хранения.
  • На территории Вата предусмотрен дресс-код: закрытые плечи и руки до локтей, закрытые колени и обувь с закрытой пяткой. Ограничения касаются как женщин, так и мужчин.
  • Если возникла необходимость, то соответствующую одежду можно взять напрокат при входе, оставив денежный залог в 250 бат. Однако, в час пик в пункте проката вещей может не оказаться. В таком случае вам стоит пройти в торговые ряды, которые находятся в левом углу Вата (если смотреть от входа). Здесь вам предложат всё необходимое либо купить, либо взять напрокат.
  • При входе в храм вам нужно будет снять обувь. Обратите внимание! Через порог следует переступить, становиться на него нельзя!
  • Как и в других храмах, женщинам здесь запрещено общаться с монахами.
  • В самом храме фотографировать запрещено. Но фотоаппарат с собой взять все-таки стоит. Во-первых, сфотографировать Изумрудного Будду можно издали, через открытые двери. А во-вторых, на территории храмового комплекса достаточно интересных мест, которые стоит запечатлеть на память.

Время и стоимость посещения

  • Время работы: ежедневно с 8.30 до 16.30. Билеты после 15:30 уже не продаются. За исключением дней, когда в храме проводятся торжественные закрытые мероприятия с участием королевской семьи.
  • Стоимость билета: 500 бат. Если вам требуется аудиогид – это ещё 200 бат. Билет даёт право на посещение Храма Изумрудного Будды, Королевского дворца и Зала Регалий (собрание монет и драгоценностей, как местных, так и привезённых королями со всего мира).

По приобретенному билету в течение семи дней можно посетить дворец Виманмек. Он находится в районе Дусит, на улице Рачавитхи, в саду Суан Пхуттан. От Королевского дворца удобно будет доехать на такси или воспользоваться рейсовым автобусом № 80.

Как добраться до Храма Изумрудного Будды

  • Адрес: Na Phra Lan Road | Phra Borom Maha Rajawang, Phra Nakhon, Бангкок 10200
  • Городские автобусы: № 1, 3, 6, 9, 12, 25, 43, 44, 47, 53, 60, 82, 91, 123, 501, 508.
  • Водный транспорт: На водном транспорте необходимо добраться до пирса реки Чао Прайя на BTS. Выйти на станции метро Saphan Taksin и пройти немного в сторону реки, к пирсу. Пересесть на Express boat и за 15 бат доплыть до пристани № 9. Вход в Храм Изумрудного Будды находится в 100 метрах от пристани.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Основная достопримечательность не только столицы Тайланда, но и всей страны – храм Изумрудного Будды в Бангкоке. Предлагаем вам сегодня мысленно оказаться там и узнать, что это за место и чем оно знаменито, а также познакомиться с тем, что есть на территории храма и что прячется в его стенах.

Для тех же, кто собирается посетить этот чудесный храм, мы собрали все полезные сведения, которые нужно знать перед посещением.

Общие сведения

Храм этот известен также под названием Ват Пхракэу. Все, кто приезжает в Бангкок, непременно отправляются сюда. И это совсем неудивительно – на его территории можно не только прикоснуться к истории, познакомиться с культурой и религией страны, но и насладиться невероятной архитектурой, выполненной в классическом тайском стиле.

Найти его на карте совсем несложно: он находится в центральной части города, на острове Раттанакосин, что с правого берега реки Чао Прайя. А недалеко от этого места располагается Королевская резиденция.

Здание храма было построено в 18-ом столетии, хотя многие святыни в виде статуй, мощей относятся к векам куда более ранним и являют собой олицетворение удачи. Недаром целые поколения правителей рьяно «охотились» за ними.

Главная святыня храма – статуя Изумрудного Будды.

Храмовый комплекс

Бангкокский храм – это не одиноко стоящее здание, а целый комплекс, разбитый в уютном саду на территории свыше 200 тысяч квадратных метров. По периметру располагается белоснежный забор, длина которого достигает почти 2 километра. Называют даже точную дату начала строительства – 6 мая 1782 года, и началось оно по приказу Рамы I.


А вот и главные сооружения комплекса:

  • Золотая ступа


Построенная в 19 столетии, она скрывает в себе мощи Будды, в частности, его кость. В свое время реликвия была подарена непальскими правителями. Сама ступа отличается внушительными размерами, а потому ее невозможно упустить из виду, прогуливаясь по территории.

  • Библиотека королевской семьи


Внутри нее хранятся редкие сочинения и собрания томов, однако для обычных посетителей вход сюда воспрещен – остается довольствоваться прекрасным фасадом, выполненным в соответствии с ансамблем.

  • Пантеон Королей

В специально отведенном здании хранятся фигуры восьми правителей семейства Чакри в полный рост. Также здесь покоится прах некоторых членов монаршей семьи. Существует всего один день в год, когда можно внутрь — это 6 апреля, который считается Днем королевской династии.

  • Музей

Экспозиции в основном посвящены Изумрудному Будде. Здесь представлены элементы его костюмов, украшений, которые на него уже надевали.

Статую переодевают трижды в год по королевскому приказу. Драгоценности, и роскошная одежда, расшитая парчой, золотыми нитями, меняются в зависимости от сезона.

Кроме того, по всей территории рассредоточены прудики с цветущими лотосами и статуи божеств — якшей, обезьян, головы змей, двенадцать львиных голов, опоясывающих основной храм. На одном из входов стоят божества-стражники. Все они призваны защищать святыню от злых демонов.


В парке очень приятно прогуляться, все аккуратно, в воздухе витает благоухание цветов с примесью ароматических палочек. Пару раз в столетие здесь проводится капитальный ремонт.

Храм

Главное сооружение торжественно открыли в 1784 году. Вход в храм охраняет пара бронзовых львов, которых привез основатель храма из Кампучии – нынешней Камбоджи. У основания фасада можно увидеть золотистые статуи людей в облике птиц – гаруд. Особое внимание обращает на себя многоуровневая яркая купольная крыша с золотым, бронзовым, лазурным отливом.

Бронзовый лев у входа в храм

Узорчатые окна и двери завершают белоснежный экстерьер, а изнутри храм открывается изумительной росписью стен и потолков времен Рамы III. Они показывают фрагменты из жизни Шакьямуни – от момента рождения до паринирваны. На дверях изнутри нанесены изображения со сценами из «Рамакиян» – знаменитого эпоса древних индийцев «Рамаяна» по-тайски.

Все это великолепие можно посмотреть только вживую, внутри храма фотографировать нельзя.

Ват Пхракэу называют жемчужиной тайского Королевского двора.

Величественные центральные двери из тика предназначаются только для семьи Короля. Сюда монарх наведывается как минимум трижды за год. Обычные посетители, туристы, прихожане заходят в одну из двух боковых дверей.

Статуя

Войдя внутрь храма, можно наконец подойти к главному достоянию – Изумрудному Будде. Он расположился на 3-метровом золотом троне, инкрустированном драгоценностями, в убосоте – специальной комнатке. Его можно сфотографировать только с входа.


Несмотря на невероятную известность, изваяние довольно скромное в размерах – 66 сантиметров в высоту и 43 сантиметра в ширину. Будда изображен сидящим в падмасане – позе лотоса.

Вопреки названию, статуя сделана не из изумруда – от этого камня достался только цвет. В действительности же скульптура выполнена из цельного нефрита и украшена золотом. Вокруг статуи ходят легенды.

Одна гласит, будто изначально ее покрывали пластины из золота. Вторая утверждает, что ее нашли внутри другой, более крупной, глиняной статуи.

Будду обнаружил Рама I во время визита в Чианграй в начале 30-х годов 15 века. С тех пор изваяние свято чтит весь тайский народ, в особенности – окружение короля. Кстати, пыль с короны сдувает он сам – такова многолетняя традиция, которая должна даровать процветание власти и государства.

Создание Изумрудного Будды относят к 43 г. до нашей эры.

Рядом с ним стоит красивая посуда в виде чаш, ваз для подношений. Их тоже делают как рядовые посетители, так представители власти.

Полезная информация

Адрес : Phra Borom Maha Ratchawang, Phra Nakhon, Bangkok, Thailand.

Часы работы : с 8.30 до 16.30. Обратите внимание, что касса закрывается за час до закрытия храмового комплекса – в 15.30. По праздничным дням и значимым событиям храм может быть закрыт для торжественных церемоний с участием королевского семейства.

Приходить лучше с утра, часам к 9. Так как это одна из главных достопримечательностей, здесь собирается много народу, а ближе к середине дня в кассе появляется очередь.

Как добраться : доехать до места назначения можно на такси, на автобусе или водным транспортом – в зависимости от изначального местонахождения. С улицы Кхаосан можно добраться пешком.


Кхаосан роуд в Бангкоке

Если рядом с вами есть метро, отправляйтесь до станции метро Saphan Taksin, а затем пересядьте на речной трамвайчик по реке до пристани номер девять. Далее нужно пройти сто метров пешком.

Кстати, посещение Ват Пхракэу можно совместить с Храмом Лежащего Будды и Храмом Утренней зари.

Еще несколько правил, которые нужно соблюдать при посещении храма:

  • Одежда должна закрывать колени, плечи и локти.
  • Если ваша одежда не подходит под эти требования, здесь можно взять одеяние напрокат. Оно предоставляется бесплатно, но за него необходимо внести залог.
  • Перед входом надо разуваться.
  • По принятым правилам порог следует переступить.
  • Женщинам нельзя общаться с монахами.
  • Как мы уже говорили выше, внутри самого храма нельзя производить съемку, а за его стенами – можно.


Заключение

Храм Изумрудного Будды – чудесное место, которое может многое рассказать о тайской культуре, истории, архитектуре. Ради великолепной статуи сюда стекаются туристы со всех уголков планеты. И многие, кто побывал там, почувствовал эту энергетику, увидел местные панорамы, признаются, что оно того стоит.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что вам удалось хоть немного окунуться в атмосферу тайской святыни. Будем рады, если вы присоединитесь к нам — подписывайтесь на блог и делитесь новой информацией с друзьями в социальных сетях!

До скорых встреч!

Целый комплекс храмовых построек под единым названием Ват Пхра Кео раскинулся на территории в 10,640 кв.м на улице Трайрат в центре Чианг Рая. Ват Пхра Кео является центром буддийской общины (сангхи) северного Таиланда, здесь располагаются образовательные монашеские учреждения, а также отдел руководства.

Ват Пхра Кео является одним из самых старых и почитаемых храмов Чианг Рая. Храм имеет большое историческое значения для всего Таиланда. Точная дата его постройки не известна.

Первоначально храм имел другое название: Ват Па Йях. Все изменилось в 1434 году, когда восьмиугольная чеди (ступа) на его территории раскололась от удара молнии, явив миру удивительной красоты статую Изумрудного Будды. Именем статуи “Пхра Кео” и был назван храм.

Буддисты верят, что статуя Изумрудного Будды имеет божественное происхождение, и относятся к ней с огромным благоговением. Ее не раз перевозили на новое место, многие пытались завладеть статуей при помощи силы и власти. Конечной точкой путешествий статуи Пхра Кео в 1778 году стала нынешняя столица Таиланда Бангкок, когда Король Рама I вывез ее из Лаоса. Статуя Изумрудного Будды была установлена в Вате Пхра Кео в Бангкоке 22 марта 1784 года. Тайцы искренне верят, что их государство существует до тех пор, пока у них остается Изумрудный Будда.

Сейчас в храме Пхра Кео в Чианг Рае хранится искусно созданная копия оригинальной статуи Изумрудного Будды, выполненная по специальному заказу в 1990 году. В 1991 копированная статуя прошла особую церемонию освящения в Вате Пхра Кео в Бангкоке.

На территории храма находится музей Сэнгкаэ, построенный в 1995 году в традиционном стиле северного Таиланда. В нем хранится богатая коллекция произведений северного тайского искусства. Подробные комментарии к каждому экспонату на тайском и английском языке предоставляют полную информацию о каждом предмете.