Скидки 

Летний дворец елизаветы петровны. Дворцы императорских фаворитов Летнем дворец в летнем саду растрелли

С приходом к власти в России императора Петра I в государстве началась грандиозная эпоха преобразований, которая стала толчком к изменениям в градостроительстве и архитектуре.

«Золотые хоромы» Екатерины

В 1703 году император основывает новый город - Санкт-Петербург, а уже спустя 9 лет начинается строительство небольшого дома для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги монарха. Он располагался на южном берегу Мойки и представлял собой небольшой дом с башенкой, которая завершалась золоченым шпилем. Строение получило название «Золотые хоромы». Впоследствии эта местность получила название Царицын Луг и стала частью Летнего Сада - большой царской усадьбы. На её территории для императрицы выращивались экзотические фрукты: ананасы и бананы.

Спустя несколько лет после постройки было принято решение возвести грандиозный дворец, который бы венчал четырехгранный купол, однако замысел реализован не был.

Неудавшееся строительство

В 1730-1740 гг. у власти находилась императрица Анна Иоанновна, которая за несколько лет до смерти поручила архитектору Бартоломео Растрелли построить на Царицыном Лугу дворец, причем сделать это следовало в кратчайшие сроки. Однако смерть императрицы не дала архитектору приступить к исполнению ее приказа. Ее преемница, Анна Леопольдовна, также захотела построить на этом месте свой дворец, строительство было поручено все тому же Растрелли. Архитектор в феврале 1741 года подготовил необходимые чертежи, однако представить их государыне не получилось: в марте был совершён государственный переворот, и к власти пришла императрица Елизавета Петровна.

Бартоломео Франческо Растрелли

Создал Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли - величайший архитектор 18 века. Он происходил из итальянской аристократической семьи и носил титул графа. Его отцом был скульптор Карло Растрелли, долгое время работающий при дворе французского Короля-Солнца Людовика, а после кончины последнего приглашенный русским императором в Россию.

Бартоломео с ранних лет привлекался отцом к работе над различными проектами, выезжал на обучение в Европу. Первой документально подтверждённой работой Растрелли в России стал трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира, построенные в стиле петровского барокко.

В 1730-х Растрелли занимается постройкой Рундальского дворца и дворца в Митаве, которые он строит по приказу герцога Курляндского. Именно по рекомендации Бирона Курляндского Растрелли становится придворным архитектором.

Архитектурный стиль Растрелли

Бартоломео создал неповторимый стиль в архитектуре. Так, он стал использовать полуциркульные завершения окон на фасадах, а полуколонны обычно собирал в пары и пучки. Наружные колонны обычно не играли конструктивной роли, а предназначались лишь для декора. Для его дворцов были характерны огромные парадные залы, охватывающие всю глубь этажа, а при оформлении интерьеров он старался избегать кривых линий. Всем его постройкам присущи кричащая мощь, величие и торжественность, даже помпезность. Растрелли отказался от традиционных для того времени ленточных фундаментов, предпочитая платформы из кирпича и камня на основе свай, что, в свою очередь, позволяло частично перераспределять нагрузки, а это было очень важно для слабых грунтов Петербурга.

Творения великого зодчего

Великим архитектором, кроме Рундальского и Митавского дворцов, были построены такие сооружения, ставшие достопримечательностями:

  1. Большой Петергофский дворец.
  2. Андреевская церковь в Киеве.
  3. Смольный собор в Санкт-Петербурге.
  4. Воронцовский дворец.
  5. Эрмитаж.
  6. Зимний дворец.
  7. Царский дворец в Киеве и др.

Утраченные строения архитектора

Некоторые из его строений на данный момент утрачены:

  • Кантемировский дворец.
  • Тронный зал на Яузе.
  • Зимний дворец Анны Иоанновны.
  • Зимний Кремлёвский дворец.
  • Летний дворец Елизаветы Петровны.
  • Путевой Среднерогатский дворец.

История строительства Летнего дворца Елизаветы Петровны

Точной даты закладки фундамента дворца не сохранилось. Согласно одной из версий, во время закладки фундамента в июле 1941 года присутствовала Анна Леопольдовна с супругом принцем Антоном Ульрихом, согласно другой, закладка произошла месяцем ранее. Однако проживать супругам в новом дворце не судилось.

Растрелли получил приказ окончить начатый дворец от цесаревны Елизаветы Петровны, ставшей императрицей. Строительство было окончено в 1743 году - это был первый дворец императрицы, построенный лично для нее, и он настолько понравился государыне, что та подняла жалованье архитектору в два раза - до 2500 рублей в год.

Императрица пользовалась летней резиденцией с мая по сентябрь ежегодно, это время она посвящала своему отдыху, почти не занимаясь важными государственными делами. В 1754 году именно здесь появился на свет великий князь Павел, сын Екатерины Алексеевны, здесь же Елизавета Петровна устроила торжества по поводу завершения семилетней войны и заключения мира с Пруссией. Затем государыня все реже стала бывать во дворце, проводя больше времени в Царском Селе, и дворец постепенно начал ветшать.

Летний дворец Елизаветы Петровны: описание

Архитектура Летнего дворца такова, что не заметить, что автор проекта пребывал под впечатлением от французского Версаля, просто невозможно. Зданию присуща традиционная для барокко замкнутость ансамбля парадного двора перед дворцом. Подробного описания детища Растрелли не осталось, но кое-какие воспоминания об императорской усадьбе удалось отыскать.

Так, летняя резиденция Елизаветы Петровны состояла из 160 апартаментов, здесь были как личные покои царицы, так и многочисленные залы, галереи и даже церковь. Для того чтобы попасть на территорию дворца, нужно было пройти через широкие ажурные ворота из решеток, венчали их позолоченные орлы. По словам зодчего, «всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены».

Помещение имело два фасада. Основной был обращен к Мойке, перед ним были размешены цветники и аккуратные деревья, что превращала эту территорию в парк. Второй фасад был обращен в сторону Невского проспекта, где по приказу Бартоломео проложили широкую дорогу, вдоль которой располагались многочисленные оранжереи с цветами и деревьями.

Первый этаж Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны был выполнен из камня, а вот второй был полностью деревянным. Здание выдержано в розовых тонах, а цокольные помещения - в серых. Цокольный этаж был облицован зеленым гранитом. Внутри дворца все помещения были украшены богемскими зеркалами, скульптурами из мрамора и полотнами знаменитых художников. На уровне первого этажа был построен Эрмитаж, где хранились картины религиозного и библейского содержания, некоторые из них сохранились и до наших дней.

В основном корпусе располагался Большой парадный зал, у западной стены которого располагался царский трон. Для того чтобы попасть в Тронный зал, необходимо было миновать череду гостиных и огромную парадную лестницу, украшенную золоченой резьбой. Тронный зал поражал своим величием, которое еще больше подчеркивалось хитрым расположением канделябров и люстр, благодаря чему создавалось впечатление двухсветного объема. К Тронному залу также вели несколько фигурных лестниц со стороны сада, каждая из которых дополнялась пандусами. Императорские покои располагались в восточном крыле дворца, а в западном крыле жили придворные. Каждое из помещений дворца было щедро украшено разнообразными статуями и вазами. Фасад здания венчали многочисленные баллюстрады.

Дворцовый парк

Вся территория дворцового комплекса была окружена декоративным парком. На территории сада также располагались великолепные фонтаны, а сам парк представлял собой сложный лабиринт из зеленых насаждений. На территории комплекса Растрелли создал три необычных фонтанных бассейна сложных очертаний. По всему парку были оборудованы небольшие беседки и лавочки, а в центре располагались карусели, качели и горки. Также по задумке зодчего были созданы два искусственных трапециевидных полукруглых пруда, которые, кстати, сохранились до наших дней.

Последующие изменения

Франческо Растрелли на протяжении многих лет продолжал работу над летней резиденцией императрицы. Так, он занимался украшением стен фигурными наличниками, атлантами и львиными масками, через 9 лет после окончания строительства он пристроил с северо-восточной стороны дворца новый галерейный зал. Императрицу такие постоянные изменения только радовали, при этом владелицу архитектурная цельность здания мало интересовала. Главное, чтобы новые постройки были максимально роскошными.

В 1745 году по приказу императрицы была построена крытая галерея для перехода из дворца в Летний сад, её стены были щедро украшены художественными полотнами. В 1747 году архитектор создаёт террасу с фонтаном в центре, располагавшуюся на одном уровне с павильоном Эрмитажа. По всему периметру она была ограждена золоченой решеткой.

Немного позже на территории летнего дворца появляется церковь, что расширяет дворцовый комплекс со стороны Фонтанки, а с западной стороны на фасаде появляются эркеры.

На территории дворца Растрелли построил и водовзводные башни с акведуками, которые также были щедро декорированы росписью.

Екатерининский период

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге стал местом триумфа Екатерины II. Именно здесь она устроила официальный прием для иностранных дипломатов после своего вступления на престол, здесь же узнала о смерти Петра III. Не проживая в резиденции, Екатерина пожаловала её сначала Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

В 1777 году произошло наводнение, которое очень сильно повредило и без того обветшавший дворец. Восстанавливать поврежденный водомет никто не стал, и акведук разобрали.

Летний дворец Елизаветы Петровны снесен в 1797 году по приказу императора Павла I. Через несколько недель после восшествия на престол он отдал приказ о постройке на месте уже обветшалого здания нового неприступного замка-крепости, так как жить в Зимнем дворце император вовсе не желал. Существует легенда, согласно которой одному из караульных солдат явился архангел Михаил, который приказал, чтобы царю поведали о необходимости построить на месте дворца церковь, которая и вошла в комплекс Михайловского замка. Именно так на месте елизаветинской летней резиденции в 1800 году вырос Михайловский замок. Убранство летней резиденции Елизаветы было аккуратно сложено и вывезено в другие царские усадьбы.

Как добраться к Летнему дворцу Елизаветы Петровны? Он, к сожалению, не сохранился. На месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2) в данный момент расположен Михайловский, или Инженерный замок. Для того чтобы добраться до замка, достаточно воспользоваться метрополитеном, выйти нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор».

В 1741 году в результате очередного дворцового переворота русской императрицей стала младшая дочь Петра I Елизавета. Многие современники восприняли восшествие на русский престол Елизаветы Петровны как гарантию возвращения к традициям внутренней и внешней политики ее отца. В стране начался новый этап развития культуры, науки, искусства.

Новый период расцвета переживала и столица России. Город быстро строился, появлялись новые официальные резиденции, дворцы, соборы, театры. Время царствования Елизаветы - период господства в европейской архитектуре стиля барокко, для которого характерны пышность и причудливость архитектурных форм, роскошь отделки с использованием лепных деталей, позолоты, скульптуры, живописи. В Петербурге в это время работает талантливейший архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, и именно ему принадлежит создание шедевров русского барокко, отражающего идею торжества и могущества страны, которая стала одной из крупнейших мировых держав.

Заказ на сооружение первой постройки для Елизаветы Растрелли получил, когда она еще не была императрицей. Цесаревна приказала построить для нее Летний дворец на территории третьего Летнего сада (современная территория, ограниченная Фонтанкой, Мойкой, Итальянской улицей и Екатерининским каналом).

Благодаря сохранившимся гравюрам и рисункам, мы сегодня можем представить, как выглядело это творение Растрелли. Первый этаж дворца был сделан из камня, второй - деревянный. Дворец выкрасили в светло-розовый цвет, цокольный этаж был серым. Дворец имел два фасада: один был обращен в сторону Невской першпективы, другой - главный - к Мойке, в сторону Летнего сада. От Невской першпективы вдоль Фонтанки проложили широкую дорогу, вдоль нее тянулись оранжереи, росли фруктовые деревья, здесь же был Слоновый двор, при этом его обитатели летом могли купаться в Фонтанке.

На территорию дворца можно было попасть через широкие ворота с ажурной решеткой, украшенной позолоченными орлами. Перед главным фасадом, обращенным к Мойке, устроили огромные фигурные цветники, высадили аккуратно подстриженные деревья - получился настоящий регулярный парк. Сам Растрелли писал: "Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Все было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно, как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами…". В 1745 году построили крытую галерею для перехода из дворца в Летний сад через Мойку.

Царица очень любила свой роскошный Летний дворец. Ежегодно в конце апреля она вместе со всем двором переезжала из Зимнего дворца в Летний. Переезд превращался в целую церемонию с оркестровой музыкой и артиллерийской пальбой. В конце сентября Елизавета снова возвращалась в Зимний дворец.

В сентябре 1754 году в летней резиденции Елизаветы родился будущий император Павел I. Судьба распорядилась так, что именно он в самом начале своего царствования снес обветшавший Летний дворец и приказал построить на его месте замок, который мы сегодня знаем как Михайловский. И именно здесь жизнь Павла I трагически оборвалась.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997
2. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт - Петербурга. СПб., 2000
3. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000

В мае 2009 года я уже писала про этот дворец. У меня тогда была серия постов про Покровское-Рубцово.
Вчера поздно вечером с Зиной и Лешой мимо ехали и я поняла, что они про него не помнят.
Так что пост повторяю.
Дворец расположен на ул. Гастелло 44 http://maps.yandex.ru/-/CZHEbkC
А во времена прекрасной Елисавет и раньше это было царское село Покровское-Рубцово.


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.
Это по данный С.К. Романюка.
А И.Кондратьев в 1893 году в своей "Седой старине Москвы" писал, что в 1742 году тут построен деревянный дворец, который значится во всех старинных московских путеводителях. Он сгорел и в 1753 году на его месте построен каменный.

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

Со смертью императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в 1740 году Бирон стал регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, которому было в ту пору 2 месяца от роду. Впрочем, регентство его было недолгим. Бирон был арестован за злоупотребления и сослан в ссылку. Недолгим было и правление матери малолетнего императора Анны Леопольдовны, назначенной регентшей при нем. 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла дочь императора Петра I Елизавета Петровна. Время ее царствования - время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах. Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», - снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Время Елизаветы - время, когда в искусстве царил стиль барокко, который был под стать веселому характеру императрицы с ее капризами и любовью к роскоши. Архитектурные шедевры Франческо Бартоломео Растрелли, до сих пор поражающие нас изяществом, роскошью и великолепием - памятник тому времени. И один из них -Смольный монастырь, который строился императрицей для себя. Одно время у нее было желание отречься от престола и уйти в монастырь. Для строительства монастыря были согнаны тысячи солдат и мастеровых людей. Он строился с большим размахом. И через несколько лет внешне был готов. Но тут началась семилетняя война, и строительство прекратилось за нехваткой денег. Вскоре и желание уйти в монастырь у Елизаветы тоже пропало.

Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события. Петербург этого времени - это Петербург Ломоносова, основателя отечественной науки и поэзии, это Петербург важных географический исследований и открытий. В 1743 году закончилась одиннадцатилетняя Вторая Камчатская экспедиция, а через два года был издан Академический атлас с картами громадной территории от Байкала до Анадыря и северо-западной Америки.
Создавая в свое время Академию наук, Петр I мыслил ее как центр высшего образования в России. Это видно из проекта «Положения Академии наук и художеств», в котором было сказано, что члены Академии, трудясь «о совершенстве художеств и наук», должны были «те художества и науки публично учить», то есть преподавать. То есть Академию Петр мыслил как университет. В 1745 году профессором этого Академического (или Петровского) университета стал М. В. Ломоносов, который настоял на том, чтобы обучение в университете могли проходить не только дворяне: «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научился». Такая установка профессора первого в России высшего учебного заведения, основателя отечественной науки открыла дорогу к получению образования для многих талантливых молодых людей. Среди первых «природных россиян», окончивших Петровский университет были Антиох Кантемир, Иван Магницкий, Петр Ремизов. Поэтические «Сатиры» Антиоха Кантемира были очень популярны в то время и в списках ходили по рукам.
Повышению интереса к культуре и образованию способствовали и культурные запросы и интересы императрицы и двора, близость к Европе, сам дух города, с самого рождения предназначенный быть «окном в Европу». В городе появляются гимназии, как государственные, так и частные. В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» - живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
В 1751 году на Николаевской набережной Невы, нынешней набережной лейтенанта Шмидта, открылся Морской шляхетный кадетский корпус, позже ставший Морской академией. С причала, где стоит памятник Крузенштерну, уходили в море все выдающиеся русские мореплаватели и адмиралы.

Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной - в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.

Автор проекта Б.Ф. Растрелли Строительство - годы Состояние разрушен

Координаты : 59°56′26.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д.  /  59.940694° с. ш. 30.337639° в. д. (G) (O) (Я) 59.940694 , 30.337639

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1796 году .

История строительства

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект - гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как не редко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На бергу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

20 сентября г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I . После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией . В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол . Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу , и здание ветшает . Сначала его отводят под жительство Г. Орлову , затем Г. Потёмкину . Катастрофическое наводнение в сентябре г. разрушило фонтанную систему Летнего сада . Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в феврале г. «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни . И сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха) да великолепные рисунки М. И. Махаева напоминают об исчезнувшей постройке.

Литература