Как взлетает

Ексд - начальник службы авиационной безопасности аэропорта. Действия сотрудников аэропорта при получении информации о минировании аэровокзала или попытке его минирования

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Начальник службы авиационной безопасности аэропорта

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью службы авиационной безопасности аэропорта по защите от противоправных действий территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов контроля воздушного движения, радиосветотехнического оборудования аэродрома, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов. Организует взаимодействие подразделений службы авиационной безопасности аэропорта с соответствующими государственными органами обеспечения безопасности и информирует их об изменении оперативной обстановки на определенных к защите объектах и прилегающих территориях. Обеспечивает пропускной режим контролируемых зон аэропорта в соответствии с правилами авиационной безопасности. Осуществляет контроль за соблюдением норм, правил и процедур авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами. Контролирует выполнение мероприятий по технической оснащенности средствами сигнализации зданий, помещений и периметра прилегающей территории аэропорта. Разрабатывает план мероприятий по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту в период повышенной угрозы или при чрезвычайных обстоятельствах. Взаимодействует с государственными органами обеспечения безопасности при проведении мероприятий по установлению лиц (авторов) анонимных угроз в адрес аэропорта или эксплуатантов воздушных судов, выявлению и задержанию лиц, представляющих угрозу безопасности пассажиров, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств. Разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра. Осуществляет контроль за надлежащим учетом оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, изъятых в процессе досмотра пассажиров или обнаруженных на территории аэропорта.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития гражданской авиации, нормативные и методические документы по вопросам авиационной безопасности на воздушном транспорте, в том числе регламентирующие работу по предполетному досмотру пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, груза и бортового питания, технологию предполетного досмотра воздушных судов, правила охраны воздушных судов и объектов аэропорта, инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режимах на определенной к защите территории аэропорта, технологию и правила личного досмотра пассажиров и ручной клади, порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, основы трудового законодательства, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы на руководящих должностях в области охранной деятельности не менее 3 лет..

Вакансии для должности Начальник службы авиационной безопасности аэропорта по общероссийской базе вакансий


При получении информации о наличии взрывного устройства на борту ВС, находящегося на земле, сменный начальник аэропорта (в первую очередь) организует эвакуацию из ВС членов экиажа, пассажиров и их ручной клади, направляя пассажиров в здание аэровокзала или гостиницу. Затем ВС буксируется на стоянку, удаленную от других ВС и зданий аэропорта на расстояние не менее 200 м.

Сотрудники САБ сопровождают ВС во время его буксировки на безопасном расстоянии.

На изолированной стоянке ВС выдерживается в течение времени, равного полетному времени в пункт назначения. Багаж с борта ВС выгружается службой АБ по транспортеру на тележки и отвозится на безопасное расстояние.

Досмотр ВС производят специалисты по ВУ (сотрудники оперативной группы САБ), поддерживая для консультации связь с техническим составом, знакомым с данным типом ВС.

После окончания досмотра самолета оперативная группа САБ производит досмотр багажа пассажиров с применением технических средств досмотра. После досмотра и опознания пассажирами, багаж загружается на борт ВС, пассажиры проходят повторный досмотр.

Действия персонала аэропорта при получении информации о наличии взрывного устройства на борту воздушного судна, находящегося в полете

Руководитель полетов при получении информации о наличии ВУ на борту ВС, находящегося в зоне его ответственности:

 по запросу КВС разрешает посадку ВС в соответствии с установленным порядком действий в аварийной обстановке;

 объявляет тревогу аварийно-спасательному расчету и диспетчерам основных служб;

 определяет место стоянки для ВС.

Сменный начальник аэропорта дублирует полученную РП информацию в САБ, органы ФСБ, ФПС, МВД и другие (в соответствии со схемой оповещения). Вызывает на место стоянки ВС необходимые силы и средства (пожарный расчет, скорую помощь, тягач для буксировки ВС, передвижной транспортер, автобус и т.д.).

При подлете ВС к аэропорту РП выясняет у КВС обстановку на борту ВС, результаты осмотра ВС членами экипажа.

При обнаружении экипажем ВС постороннего предмета специалисты по ВУ дают рекомендации экипажу о порядке обращения с подозрительным предметом и возможности его перемещения в наименее опасное место в данном типе ВС.

После посадки ВС в аэропорту дальнейшие действия специалистов и служб аналогичны действиям при нахождении ВС с ВУ на земле.

Действия сотрудников аэропорта при получении информации об угрозе захвата воздушного судна на земле
При получении информации об угрозе, сообщение в соответствующие отделы и службы производить по действующей схеме оповещения.

Диспетчер ПДСП передает информацию об угрозе захвата ВС должностным лицам согласно схеме оповещения.

Начальник ПДСП (сменный начальник ПДСП, дежурный диспетчер ПДСП) дает команду начальнику смены СОП о прекращении посадки пассажиров на все ВС, готовящиеся к вылету.

Начальник СОП (начальники смен) прекращает посадку пассажиров. Пассажиров из ВС доставляют в здание аэровокзала. Дает команду отогнать трапы от всех ВС на перроне (оставляя их в зоне МС).

После дополнительного осмотра салонов ВС посадка пассажиров продолжается с проведением досмотра каждого пассажира и их ручной клади с применением ТСД.

Начальник ИАС (начальник смены ИАС) передает информацию об угрозе захвата в группы ИАС, работающие на перроне. Работники ИАС, обслуживающие транзитные ВС (после получения информации), должны находиться возле транзитных ВС, не допуская к ВС посторонних лиц и лиц, не связанных с подготовкой ВС к полету (кроме сотрудников САБ).

При отсутствии траповщиков, сотрудники ИАС самостоятельно отгоняют трапы на 3-4 метра от ВС.

Начальник караула , получив информацию об угрозе захвата ВС, выставляет на стоянки перрона весь наряд охраны ВС.

Выделяет охрану на входные двери в аэровокзала. Усиливает охрану КПП, перрона.

Информирует охрану на КПП об усилении наблюдения за возможными перемещениями посторонних лиц и транспорта со стороны.

Начальник службы досмотра (начальник смены досмотра) продолжает проведение досмотра пассажиров на очередной рейс. Выделяет сотрудников службы досмотра с ручными металлоискателями для досмотра пассажиров, входящих в аэровокзал и на КПП.

В аэровокзал в этом случае пропускаются только пассажиры, имеющие действительный авиабилет на ближайший по времени рейс.

Сотрудники САБ, находящиеся на перроне, проверяют удостоверения личности, пропуска в контролируемую зону у лиц, находящихся на перроне, выявляя нарушителей режима и посторонних лиц.

Сотрудники САБ по досмотру ВС, производят досмотр ВС и охраняют их до закрытия входных дверей ВС после посадки пассажиров.


Действия сотрудников аэропорта при получении информации о минировании аэровокзала или попытке его минирования
Информация о полученной угрозе минирования здания аэровокзала передается по установленной схеме передачи сообщения.

При получении информации о минировании здания аэровокзала проводится эвакуация пассажиров и обслуживающего персонала аэропорта из здания аэровокзала.

Всеми работами руководит начальник оперативного штаба. В ночное время, выходные и праздничные дни, до прибытия членов оперативного штаба – лицо, уполномоченное руководством аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта).

Мероприятия по эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) из здания аэровокзала осуществляются сотрудниками САБ аэропорта во взаимодействии с ЛОВД. В служебных помещениях аэровокзала для взаимодействия остаются старшие смен.

При получении информации начальник подразделения охраны (заместитель начальника, начальник караула) усиливает наряды охраны и выполняет запланированные мероприятия.

Начальник службы досмотра (начальник смены) проводит мероприятия по досмотру.

Начальник службы АБ выделяет необходимое количество сотрудников для совместного с персоналом ЛОВД осмотра здания аэровокзала, осматривая в первую очередь ближайшие территории к центральным несущим стенам (в том числе, аварийные выходы, лестничные пролеты, туалеты, вестибюли). Далее осмотр распространяется на периферийные участки.

В первую очередь производится осмотр наиболее доступных зон, затем менее доступных. Осмотру подлежат ложные потолочные перекрытия, вентиляционные и кабельные каналы, лазы для технического обслуживания. Контролируемые помещения могут осматриваться в последнюю очередь.

О каждом досмотренном объекте руководитель группы осмотра передает сообщение руководителю Оперативного штаба (начальнику САБ, сменному начальнику ПДСП).

При обнаружении пакетов, вещей без присмотра - к ним не прикасаются. Устанавливается владелец пакета, вещей. Если установить владельца вещей не представляется возможным, оценивается реальность угрозы оставленного предмета, проводится эвакуация людей из прилегающей зоны (в том числе с этажей, расположенных непосредственно над данным уровнем и под ним).


Действия сотрудников аэропорта при получении информации о посадке в аэропорту воздушного судна, захваченного террористами (до начала мероприятий по плану операции “Набат”)
Сообщение о посадке в аэропорту ВС, захваченного террористами передается дежурным диспетчером ПДСП по схеме оповещения (без передачи сообщения в бюро информации).

Дежурный диспетчер ПДСП по согласованию с диспетчером руления готовит под захваченое ВС специальную стоянку.

Начальник караула , дополнительно выделенными нарядами перекрывает проход по перрону.

Начальник ИАС отзывает специалистов ИАС, обслуживающих ВС на стоянках, расположенных рядом со специальной стоянкой.

Начальник ПДСП (сменный начальник ПДСП), РПА вводят ограничения передвижения по аэродрому, закрывают движение вблизи специальной стоянки. Организует буксировку всех транзитных ВС в район свободных МС за границу линии оцепления.

Заруливание на перрон после посадки всех типов ВС осуществлять через безопасные РД.

На остальных ВС продолжается плановая подготовка к вылету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие отечественной и зарубежной гражданской авиации, ее способность в короткие сроки доставлять на значительные расстояния большое количество пассажиров и грузов сделали эту отрасль одной из ведущих в мировой экономике. В связи с этим становиться наиболее актуальной проблема предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Высокую эффективность действий всего авиаперсонала по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации обеспечивает хорошая профессиональная подготовка в области авиационной безопасности.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.

4.1. Службу авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта), по согласованию с территориальными органами ФАС России.

4.2. Заместитель начальника САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и другие сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) назначаются и освобождаются от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта) по представлению руководства САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3. Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) является прямым начальником для всех сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) несет ответственность за:

4.3.1. Разработку и реализацию мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.2. Организацию работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.3. Принятие мер по обеспечению авиационной безопасности и предотвращению экономического ущерба авиапредприятию (эксплуатанту).

4.3.4. Состояние трудовой дисциплины в САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.5. Подбор, обучение и воспитание сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.6. За организацию деятельности службы САБ авиапредприятия (эксплуатанта), обеспечение взаимодействия с САБ аэропорта базирования в вопросах пропускного и внутриобъектового режима.

4.3.7. Реализацию Программы обеспечения авиационной безопасности.

4.3.8. Организацию делопроизводства в САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и контроль своевременного исполнения поступающих в САБ документов.

4.4. Начальник Службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обязан:

4.4.1. Знать требования нормативных документов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности и организовывать работу по их выполнению

4.4.2. Готовить предложения по повышению авиационной безопасности авиаперевозок авиапредприятия (эксплуатанта) и вносить их для разработки эффективных технологий обслуживания пассажиров, обработки багажа.

4.4.3. Принимать непосредственное участие в подготовке приказов и распоряжений Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта), служебных инструкций и других нормативных документов по вопросам авиационной безопасности.

4.4.4. Организовывать взаимодействие САБ с другими подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) по совершенствованию авиационной безопасности.

4.4.5. Принимать участие в учебно-воспитательной работе, направленной на повышение уровня специальной подготовки и бдительности членов экипажей и наземного персонала авиапредприятия (эксплуатанта) в обеспечении авиационной безопасности.

4.4.6. Проводить профилактические мероприятия с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранения материальных ценностей авиапредприятия (эксплуатанта).

4.4.7. Готовить предложения о командировании сотрудников САБ по служебным делам в пределах России и за границу.

4.4.8. Готовить предложения и заявки по материально-техническому обеспечению САБ.

4.4.9. Согласовывать и контролировать выдачу персоналу авиапредприятия (эксплуатанта) специальных пропусков для летного состава (идентификационных карт), пропусков для допуска в контролируемые зоны аэропорта базирования.

4.4.10. Осуществлять анализ эффективности системы мер по обеспечению авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

4.4.11. Проводить регулярные проверки служебной деятельности персонала авиапредприятия (эксплуатанта) и технических средств, обеспечивающих авиационную безопасность.

4.4.12. Проводить инструктаж по оперативной обстановке в аэропортах гражданской авиации и задачах сотрудников САБ по обеспечению авиационной безопасности.

4.4.13. Выполнять функции руководителя рабочей группы оперативного штаба авиапредприятия (эксплуатанта) при возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

4.5. Начальник Службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) имеет право:

4.5.1. Требовать от персонала авиапредприятия (эксплуатанта) точного выполнения приказов и указаний ФАС России, территориального органа ФАС России по авиационной безопасности и Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта).

4.5.2. Проверять состояние и организацию работы по обеспечению авиационной безопасности, давать указания, в пределах своей компетенции, об устранении выявленных недостатков.

4.5.3. Проводить служебное расследование по фактам нарушения мер авиационной безопасности.

4.5.4. Принимать решение об отказе в перевозке пассажира, багажа или груза, если это влечет нарушение требований безопасности полета и авиационной безопасности.

4.5.5. Привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников САБ за допущенные нарушения трудовой и технологической дисциплины, а также временно отстранять сотрудников от исполнения служебных обязанностей, если их действия могут нанести ущерб авиационной безопасности или престижу авиапредприятия (эксплуатанта).