Перелеты

Современная архитектура мадрида. Испания: почему Мадрид выглядит так, как выглядит, или архитектура Мадрида

В первую поездку Мадрид показался мне невероятным. Меня впечатлили очень красивые здания. Я не разбираюсь в архитектуре, поэтому могу судить только с позиции «нравится - не нравится». Так вот, в Мадриде мне понравилось. Прошло пять лет, я увидела много других городов Европы, и, попав в Мадрид снова, не нашла в нем ничего невероятного - обычный «европейский город», во внешнем облике которого нет ничего, что вызвало было такой восторг. И мне стало интересно, что же случилось с Мадридом, и стало интересно найти в нем красоту.


Весь последний день в Мадриде я гуляла по городу и рассматривала здания. Красота нашлась не в целом, а в деталях: балконы, лепнина, скульптуры, - если обращать внимание не на все здание, а на его кусочки, становится гораздо интереснее.


Как и любой другой город, Мадрид прошел через несколько вех в истории, каждая из которых оставила свой след в облике города. После того, как Филипп II в середине 16 века перенес в Мадрид столицу Испании, город начал активно расти и развиваться. Архитекторы Филиппа II выбрали центром для нового развития города Plaza Mayor, главную площадь. Началось строительство зданий для размещения королевского двора, знати и обслуживающих функций.


Во время визитов во Фландрию Филипп II и его сын Филипп III были впечатлены фламандской архитектурой, что привело к появлению в Мадриде популярных в то время зданий со шпилями и к участию фламандских архитекторов в проектировании города. Мадрид сохранил период правления этих королей из династии Габсбургов в архитектурном ансамбле Plaza Mayor и окружающих ее зданий.

Каса-де-Панадерия, оно же булочная в 1590 году

В 18 веке начинается эпоха правления Бурбонов. Первый испанский король из этой династии, Филипп V, приглашает итальянских архитекторов для строительства дворца, подобного Версалю, в котором родился Филипп. Мадрид застраивается новыми дворцами для знати и церквями в стиле барокко.


Ворота Алькала


При Филиппе V началось строительство Национальной библиотеки. Величественное здание по замыслу короля должно было подчеркнуть значение культуры и науки для испанской нации.



В 1759 году испанский трон переходит к Карлу III, лучшему мэру Мадрида, как называют его испанцы. Если до Карла правители уделяли внимание только строительству дворцов и не думали о простом народе, позволяя горожанам селиться, как придется, то новый король решил кардинально изменить ситуацию. К тому времени Мадрид представлял собой настолько грязный и неприятный город, что Карл даже подумывал о переносе столицы в Севилью, но взял себя в руки и приказал навести порядок.


В первую очередь королевским указом горожанам было приказано убираться в своих домах и вокруг них. Далее Карл III дал задание архитекторам во главе с Франческо Сабатини произвести перепланировку города, учитывая строительство канализации, парков, больниц и научных зданий. При Карле начинается строительство здания Музея Прадо, который задумывался, как музей естественной истории.



В начале 19 века Мадрид попал под французскую оккупацию, а во главе испанского королевства Наполеон поставил своего старшего брата Жозефа, или Хосе I, как его называли в Испании. Французы внесли существенные изменения в облик Мадрида, присвоив церковное имущество и разрушив множество церквей и монастырей, которые находились на территории города. На их месте были построены площади.

После освобождения Испании от французов в 1814 году из ссылки возвращается король Фердинанд. Первым делом король объявляет конкурс на строительство мемориалов павшим за Испанию во время оккупации, поскольку королевская академия изящных искусств за время правления французов растерявшая свои таланты, не смогла предложить интересного проекта. Конкурс выиграл Исидро Гонсалес Веласкес, за что получил не только медали, но и должность королевского архитектора.


Главным проектом Веласкеса и главным изменением в Мадриде в первой половине 19 века после оккупации стала Plaza de Oriente, построенная напротив королевского дворца на месте яблоневого сада и нескольких зданий. Новые сооружения возводились в стиле неоклассицизма, ставшего модным в этот период, а это значит, что в украшении зданий начали применяться элементы римской и греческой архитектуры, в основном колонны.


Во второй половине 19 века начинается вторая масштабная перепланировка Мадрида, вызванная стремительным развитием города, население которого увеличилось в два раза по сравнению с началом века. Кроме того, на перепланировку оказало влияние строительство нескольких железнодорожных веток, которые начали соединять разные части страны. Инженером Кастро был разработан линейный план роста Мадрида, который включал в себя строительство 18 районов, обеспеченных жильем, больницами, парками, тюрьмами, образовательными учреждениями, кладбищами, каналами для подвода чистой воды и новой канализацией.


В конце 19 века мода на стиль в архитектуре вновь изменился. В результате раскопок или реставраций было обнаружено большое количество старых чертежей и рукописей, что привезло к появлению таких стилей, как неоготический, неовизантийский, неороманский и прочих. Мадрид не избежал модных веяний, и все новые ключевые здания, которые строились в городе, получили элементы историцизма в своем внешнем облике.


Здание министерства сельского хозяйства


Здание высшей технической школы горной добычи и энергетики

Банк Испании


Банк Испании вечером

В это же время началось строительство Собора Альмудены напротив Королевского дворца.


Кроме историцизма в архитектуре конца 19 века присутствовало большое влияние стиля мудехар, что привело к появлению зданий с элементами арабского декора. Мавританский стиль был настолько популярен в Испании, что в нем был построен даже испанский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.


Жилой дом, построен в 1895. В народе носит название Дом с шарами

Еще один жилой дом


К началу 20 века население Мадрида достигло почти миллиона человека, увеличившись в два раза по сравнению с 1870 годом. Стремительными темпами развивается промышленность, растет железная дорога, появляются новые средства связи, большое значение отдается сфере финансовых услуг. Королем Испании в возрасте 17 лет стал Альфонсо XIII. Молодой король стремился показать, что столица его королевства не отстает от ведущих городов Европы и поддерживал идеи по модернизации Мадрида и превращения его в город, идущий в ногу со временем.


Дворец Коммуникаций


Дворец Коммуникаций

В то время как окраины Мадрида расширялись, обрастая все новыми домами для новых горожан, центр города претерпевал существенные изменения. Еще в середине 19 века архитекторы вынашивали проект по соединению северо-западной части города с центром посредством широкой улицы. После многих лет раздумий родился проект Gran Via, улицы длиной чуть больше километра и шириной 35 метров, которая стала испанским Бродвеем и одной из главных улиц Мадрида.


Метрополис. Первое здание на Gran Via, построенно для страховой компании

С момента утверждения плана улицы до начала фактической реализации проекта прошло почти 10 лет, поскольку в начале было совершенно не ясно, как же простроить новую улицу. В итоге строительство разделили на три этапа, а под снос отправили множество церквей, улиц, бульваров и более 300 домов. Первая часть Gran Via была построена под влиянием модного французского стиля и концепции красивого города.


Площадь Сибелес, с которой начинается Gran Via, с видом на Метрополис и Банк Испании

Здание ювелирной компании, дома Грасси


Оно же вблизи

Вторая часть Gran Via строилась в течение 8 лет с 1917 года. Строительство данного участка выпало на «бурные 20е» годы в США, когда Нью-Йорк, Чикаго и другие крупные города застраивались небоскребами. Мода в архитектуре снова изменилась, историцизм и французский стиль уступили место футуризму, а в качестве материалов начал использоваться железобетон. Архитекторы Мадрида мгновенно взяли новую тенденцию на вооружение, и пока шел снос старых зданий на втором участке Gran Via разработали несколько проектов для новых зданий.


Здание Изящных искусств вечером


Оно же днем


Элемент одного из жилых зданий в стиле 1920х

Архитекторы не останавливались только на строительстве Gran Via. По всему Мадриду возводились новые здания по заказу новых богачей - промышленников и банкиров. Множество зданий строилось, как доходные дома, которые увеличивали капитал их владельцев за счет сдачи квартир в аренду.


Здание Мадрид-Париж

Здание Банка Бильбао

Доходный дом Томаса Алленде

Третий участок Gran Via строился в 1930е и состоял в основном из высоких и больших зданий, в которых находились дорогие отели. Влияние американского стиля в архитектуре в предыдущее десятилетие было настолько сильным, что практически все здания третьего участка также построены с оглядкой на Нью-Йорк и Чикаго, однако, появилась небольшая примесь арт-деко, которая украсила здания.

Строительство третьей части Gran Via осложнилось политической ситуацией в Испании. В 1931 году была учреждена Вторая Республика, Альфонсо XIII смещен с трона и отправлен в ссылку со своей королевской семьей. Причиной всему стал глубокий финансовый кризис. В 1936 году в Испании началась гражданская война между республиканцами и националистами во главе с Франсиско Франко.


Бомбардировки в ходе войны сильно разрушили город, поэтому, когда в 1939 году к власти пришел Франко, перед его правительством в числе прочих стояла задача реконструкции города. Разработка плана была поручена урбанисту Педро Бидагору, который представил концепцию из 12 основных пунктов. Концепция включала в себя реформирование центра города, создание кольцевых и радиальных улиц, реконструкцию железнодорожной сети, строительство новых домов, зонирование города, организацию новых пригородов и многое другое. План приняли в реализацию только 1946, а завершено все было уже к 1950 году.



Архитектура режима Франко отличалась функциональностью, когда дело касалось обычных зданий, и монументальностью, когда речь шла о том, чтобы продемонстрировать мощь и силу режима. Одним из наиболее характерных строений является Здание Испании, небоскреб, построенный в 1953 в году в конце Gran Via на площади Испании. Высотой в 117 м здание было самым высоким в Мадриде на протяжении 7 лет до начала периода активной застройки города небоскребами.

С 1960х годов начинается период современной архитектуры, стоятся небоскребы различной высоты, пропорции стекла и бетона в которых меняются с течением времени. В основном высокие здания возводятся на востоке и северо-востоке от парка Ретиро и не портят вид центра города. Вся деловая жизнь города постепенно перемещается из старого города в этот новый центр, а Gran Via и уцелевшие после многочисленных перепланировок и бомбежки исторические здания привлекают туристов.


Башни Колумба и скульптура у входа в национальную библиотеку. Испанцы называют здание розеткой

После такого детального изучения истории города по его архитектуре, стало понятно, почему Мадрид выглядит, как образцово-показательный европейский город. В общем-то потому что его хотели сделать таким, не щадя исторического наследия.
А если меня спросить, понравился ли мне Мадрид, я отвечу, что скорее нет. В нем действительно есть на что посмотреть, но это не мой город по внутренним ощущениям. Хотя детальный разбор архитектуры на примере Мадрида мне очень понравился, и я, пожалуй, сделаю что-то подобное для еще какого-нибудь города, если представится случай.


Глава 1. История градостроительства Мадрида

Известно, что Мадрид (Майрит) был основан арабами при эмире Мухаммеде I (852-886) как укрепленное поселение. Мадрид стоял на возвышенности. Ее окружали долина реки Мансанарес, глубокий овраг, где ныне проходит улица Сеговия и речка Аренал, воспоминание о которой сохранилось в названии современной улицы. На вершине находилась цитадель (по-арабски «альмудайна»). К ней с восточной стороны примыкал сам город (медина), расположенный на менее каменистых землях. Площадь цитадели и медины достигала, соответственно, 8 и 16 гектаров.

Военная роль города и крестьяне, населявшие его, дают основание считать, что Мадрид не выделялся какой-либо урбанистической оригинальностью, не считая его монолитной городской стены. Именно она и проделанные в ней ворота, к которым сходились основные и второстепенные пути от близлежащих селений, явились теми факторами, которые повлияли на дальнейшее развитие города.

Эти дороги постепенно превращались в основные улицы новых окраин Мадрида. Превращение сельской дороги в городскую улицу стало своего рода константой в морфологии будущего большого города. Подтверждением этому служит так называемое «Предместье» (Аррабаль), которое в период позднего средневековья выросло за городской стеной по оси нынешней улицы «Калье Майор» от когда-то существовавших Гвадалахарских ворот до того места, которое впоследствии получит название Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца). Отсюда брали начало дорога на Алькалу-де-Энарес (будущая улица Алькала) и Арагонский тракт.

Вопрос о расширении Мадрида ставился с очень давних пор и подтверждает факт существования жилых кварталов, примыкавших к внешней части городской стены. В течение XIII-XV веков эти поселения постоянно и очень интенсивно росли и образовывали уже упоминавшееся «Предместье», которое при Энрике IV (1454-1475) превысило вдвое площадь старого испано-мусульманского города.

Следует признать, что двигательной силой роста города стали три его рынка, один беспошлинный и два обычных. Их повелел организовать Энрике IV, который проявил свою благосклонность к Мадриду еще и тем, что основал в нем несколько учреждений, например, монастырь Сан Херонимо, оставшийся под августейшим покровительством и во времена Католических Королей. «Предместье» было застроено неравномерно и беспорядочно. Связующими элементами служили построенные в нем церкви Сан Мартин, Сан Хинес и Санта Крус 11 История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. - М.: РГГУ, 1998. - С. 93-99. .

В XVI веку Мадрид из обычного города превратился в столицу. Тем самым закончился первый этап его истории, в течение которого к первоначальным военным функциям поселения добавились торговые. Во время правления Филиппа II Мадрид приобрел новое значение политического характера в связи с тем, что Королевский двор обосновался в этом городе. Еще Карл V выказывал свои симпатии Мадриду. Известно, что он посещал средневековый Алькасар и решил расширить его и перестроить. Чтобы разбить около него площадь и улучшить подъездные пути, пришлось снести часть здания. Забота о внешнем облике королевского замка, фасад которого приобрел определенное благородство форм, хотя остальные стены сохранили свой прежний средневековый вид, породил среди богатых граждан дух своеобразного соревнования. Именно в ту эпоху в городе стали появляться первые дворцы, причем строители заботились не только о их внешнем архитектурном облике, но и о внутренней планировке (назовем, к примеру, здание, в котором позже разместится монастырь Королевских Босоножек и которое обычно именуют «Каса де Сиснерос»).

К 1517-1556 годам относится основание многих религиозных общин, способствовавших появлению большого числа церковных зданий и среди них известной Часовни Епископа (Капилья дель Обиспо). В то же время в Мадриде создаются первые монументальные архитектурные сооружения. Еще одним подтверждением того, что перестройка Мадрида началась при Карле V, являются работы, проведенные у «Пуэрта де Гвадалахара», ворот, которые значительно расширили для свободного проезда повозок и экипажей.

До сих пор неизвестно ни одного плана города того периода. Имеются лишь некоторые сведения о внешнем виде Мадрида конца эпохи Карла V. Речь идет о хранящихся в Венской Национальной библиотеке нескольких видах Мадрида, весьма проблематично приписываемых кисти фламандского художника Антона фон ден Вингерда и относящихся приблизительно к 1563-1570 годам. На них, кроме перестроенного Алькасара, более всего поражают размеры Мадрида, вышедшего за пределы Предместья. Некоторые административные документы, касающиеся, например, очистки улиц или принятых в связи с эпидемией 1566 года профилактических мер, позволяют узнать о разделении Мадрида на 9 больших участков и его реальном периметре, окончательно закрепленном постановлением Кастильского Совета в 1567 году. Новые границы предполагали значительное расширение площади столицы, которая росла главным образом на восток и в меньшей степени на юг.

Определением новых городских границ власти пытались поставить под контроль качество застроек внутри города и одновременно помешать возведению каких-либо сооружений за его чертой. Однако им не удалось достичь ни того, ни другого. К 1590 году Мадрид разросся устрашающим образом и приблизился к тем размерам, которые он достигнет во времена Филиппа IV 11 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: ЮНИТИ, 1993. - С. 118-120. .

В начале правления Филиппа II в столице насчитывалось около 20 000 жителей, а ко дню смерти монарха население уже составляло 60 000 человек. Количество зданий в городе увеличилось с трех тысяч почти до девяти. Ради качественных изменений была сделана попытка упорядочить урбанистические дела путем создания подобия городского совета, известного под названием «Хунты убранства и общественного благоустройства». Ее задача состояла в содействии тому, чтобы город Мадрид «был чистым, опрятным и нарядным, как ему подобает». Совету пришлось следить и за городской архитектурой. В связи с этим он обнародовал «Указ об убранстве» (1591), которым, в частности, запрещались постройки за дозволенными границами, а также вменялось в обязанность представление чертежей намеченных к строительству домов для получения соответствующего разрешения.

Назначение Франсиско де Мора «Старшим распорядителем работ, производимых в городе по поручению Хунты» (1592) словно предсказывало появление в будущем должности главного архитектора, отвечающего за архитектурное и урбанистическое будущее города. За всей этой активностью следует видеть самого Филиппа II и королевского архитектора Хуана де Эрреру, по чьей инициативе был создан план внутригородских реформ. Среди предпринятых работ можно отметить выпрямление улиц Аточа, Сеговия и Майор. Улица Сеговия станет со временем главным въездом в столицу и пройдет по одной оси с внушительным Сеговийским мостом над рекой Мансанарес. Перепланировка Калье Майор повлекла за собой перестройку площади Аррабал или Майор (1581), что явилось первым шагом к полному упорядочению столь жизненноважного для мадридской торговли городского участка.

После переезда королевского двора в Вальядолид, строительство новых зданий в Мадриде было приостановлено. Однако после возвращения двора в Мадрид она возобновила свою деятельность. Филипп III особое внимание уделял Калье Майор и прилегающим к ней улицам, где было немало пустырей, годных к застройке. Архитектор Франсиско де Мора писал в 1610 году: «В столице много строят, и каждый делает это, как ему вздумается; поэтому одни дома получаются низкими, другие - высокими, одни из них заходят за установленную черту, другие не достигают ее, и все это приводит к великому разнобою» 11 Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: Академия. 2003. - С. 125-129. . Таково свидетельство бессилия архитектурного контроля в городе, насчитывавшем к концу правления Филиппа III около 9500 построек.

Важнейшие в архитектурном и урбанистическом отношении стройки того периода связаны с окончательным формированием центральной площади, Пласа Майор, и приведением в порядок прилегающих к ней улиц. Дома на них, согласно проекту Хуана Гомеса де Моры (1617), получили типологическое единообразие в решении фасадов с порталами и балконами. Пласа Майор стала самым важным в Мадриде общественным центром благодаря своим многочисленным функциям и торговле, которая велась на ней.

Градостроительная деятельность королей, унаследовавших трон Австрийского дома (Филипп V, Фердинанд VI, и особенно Карл III), была весьма примечательной. Представление о ней дает серия планов Мадрида, первые из которых были составлены Томасом Лопесом и Чалмандриером (1761), Эспиносой де лос Монтерос (1769), а в 1785 году вновь географом Томасом Лопесом. Урбанистическое строительство и модификации велись столь стремительно, что каждый новый план, в известном смысле, делал ненужным предыдущий, так как в нем учитывались все новшества и он полнее отражал подлинный облик города. Наиболее значительные изменения внешнего вида Мадрида начинаются в 1715-1729 годы, когда Коррехидором Мадрида был дон Франсиско Антонио Сальседо и Агирре, маркиз дель Вадильо, который умело использовал блестящий талант великого испанского архитектора Педро де Рибера. В эти годы в южной части города на реке Мансанарес был возведен Толедский мост, ставший одним из самых достопримечательных въездов в Мадрид. По проекту того же Риберы закончилась прокладка бульвара «Ла Флорида», более известного под названием Вирхен дель Пуэрто. Он соединил Сеговийский мост с дорогой на Эль Пардо и с воротами Сан Висенте, одним из въездов в Мадрид. В черте города появились новые монументальные фонтаны такие, как фонтан Славы; крупные сооружения, как, например, казармы Конде Дуке или здание Богадельни. Это был один из самых счастливых и созидательных периодов городской истории. К сожалению, следы сделанного в ту пору почти исчезли, остались лишь архитектурные крохи в виде «памятников старины».

Во время правления Филиппа V (1701-1746) происходит непредвиденное событие- пожар Алькасара. Стихийное бедствие в немалой степени отразилось на архитектурном облике города. Архитектор Филиппо Хуварра предложил выбрать для возведения нового Королевского Дворца «холмы Святого Бернардо». Однако после пожара королевской семье невольно пришлось переехать в Буэн Ретиро. Здание дворца не стали существенно переделывать, зато дворцовые сады получили другое оформление с учетом французских образцов. В черте города появились новые здания. Был построен монастырь Королевских Салезианок; у церкви Святой Барбары разбита очень привлекательная в своей простоте полукруглая площадь. За чертой города, недалеко от ворот Алькала была сооружена Арена для боя быков. Наконец, следует отметить, что при Фердинанде VI окончательно сформировалась Королевская Академия Изящных Искусств Сан Фернандо. Будучи носительницей новых веяний, она оказала заметное влияние на развитие идей и художественных вкусов просвещенной Европы 11 Бунин А.В. Архитектурная композиция городов. - М.: Эксмо, 2000. - С. 115-118. .

В планах Эспиносы и Томаса Лопеса, составленных с учетом основных положений «Общей планировки Мадрида», изображен зеленый пояс города. В него входит и Буэн Ретиро. В непосредственной близости от парка изображены монументальные ворота Алькала, творение архитектора Сабатини. Он же построил ворота Сан Висенте, спроектированные Риберой. Ворота Алькала, Сан Висенте и Аточа стали тремя парадными въездами в Мадрид. Толедские ворота не имели такой архитектурной законченности, хотя подъезды к ним по своей красоте могли затмить и даже превзойти остальные въездные пути в столицу. Среди знати заметно усиливается дух соперничества, также способствующий улучшению внешнего вида города. Строились новые дворцы, в большинстве случаев окруженные садами, которые по образцу Буэн Ретиро огораживались решетками, а не каменными стенами. От этого прилегающие улицы становились привлекательнее.

В начале XIX века столице было суждено пережить тяжелые времена. Кажется парадоксальным, но очень короткое правление Жозефа Бонапарта (1808-1813) сыграло заметную роль в градостроительстве Мадрида. Он осуществил то, что Карл III не успел, а Карл IV не захотел сделать: начать внутригородскую перестройку. Она не велась по общему плану, а проводилась частично, затрагивая лишь некоторые зоны. В них появлялись небольшие площади, за что Бонапарта двусмысленно окрестили «площадным королем».

Необходимые земельные участки экспроприировались и создавались путем сноса домов. Такая политика затрагивала интересы церквей, монастырей и частных лиц. Первыми исчезли церкви Сан Мартин, Сан Ильдефонсо, Сан Мигель и Сантьяго, затем были снесены монастыри Святой Каталины и Святой Анны. Значительное число домов было снесено в зоне, где ныне находится Пласа де Ориенте. После того, как исчезли церковь Сан Хуан, монастырь Сан Хиль, некоторые частные дома, площадка для игры в пелоту, Королевская библиотека, сад ла Приора, улицы Парра, Буэй, Тесоро, Карнеро и др., план Мадрида, составленный Томасом Лопесом, перестал соответствовать действительности.

В XIX-XX вв. проводилась реконструкция города, в ходе которой были утрачены многие средневековые сооружения, а на смену классицизму в архитектуре пришёл модерн. В этом стиле построен Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудента. В 1929 г. был принят генеральный план реконструкции столицы, который был переделан в 1950 г. По этому плану город преобразовывался и расстраивался, в основном на север, восток и северо-восток. Это послужило появлению городов-спутников, таких как Эскориал и Эль-Прадо 11 Бирюков Н.В. История архитектуры. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 127-130. .

Мадрид не стоит на месте, а облик его меняется так, что буквально пятилетнее отсутствие заставляет нас возвращаться в совершенно новый город.

Архитектура Мадрида

Волейбол: происхождение игры и правила

Волейбол (англ. volleyball от volley -- «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball -- «мяч») -- вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой...

Города "Золотого Кольца", как уникальные туристские объекты

С каждым годом увеличивается неподдельный интерес к влекущему культурному богатству древнерусских городов Центральной России, растёт поток туристов по городам «Золотого кольца». Ныне эти города превратились в крупные туристские центры...

История волейбола

После окончания Второй мировой войны (1939--1945) стали расширяться международные контакты. 18--20 апреля 1947 в Париже состоялся первый конгресс Международной федерации волейбола (FIVB) с участием представителей 14 стран: Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта...

История развития плавания. Плавание как прикладной спорт в системе МВД

Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры...

Направление Фэн-шуй и его использовании в интерьере и экстерьере ресторана

"Если хочешь переменить жизнь, передвинь 27 предметов в своем доме" (древнекитайская мудрость) Мастер Ян И (кит. h?) сформулировал некоторые теории, впоследствии ставшие основой фэн-шуй...

Организация тура с образовательной программой на примере Франции, Сорбонны

История Сорбонны начинается раньше XII века, но именно в 1215 году формируется Парижский Университет, когда несколько церковных школ объединились и сформировали один из первых Университетов в Европе...

Развитие туризма по замкам Франции

Франция в доисторический период была местом древнейших стоянок неандертальцев и кроманьонцев. В эпоху неолита на территории Франции существовало несколько богатых памятниками доисторических культур...

Рекреационный потенциал Вислинской косы: разный подход при равных возможностях

В настоящее время существует единственное гражданское поселение на Балтийской косе под названием «Коса». Поселок Коса - это бывший Нойтиф-2. Нойтиф-1 располагался возле мыса Песчаного (Раппен-Хакен), на берегу залива...

Рекреационный потенциал Самарской области

В 1850 году Самарская губерния стала самостоятельной административной единицей. Она славилась по всей Руси, как крупнейший центр хлеботорговли и сельскохозяйственного производства. В то время Самарой управлял губернатор, у города был свой герб...

Скандинавская ходьба

Ходьба с палками зародилась еще в 1940-х годах, и изначально была предназначена для тренировки профессиональных финляндских лыжников, чтобы поддерживать их в форме в летнее время. Особенно популярной ходьба с палками стала лишь в конце 90-х годов...

Туристская характеристика Забайкалья

Одна из интересных страниц в истории Забайкалья связана с легендарными хуннами, потеснившими "плиточников". Многовековое господство хуннских племен...

Туристский потенциал Сосновского района

Сосновский район образован в январе 1924 года под именем Челябинского. В июне 1930 года включён в состав Челябинска, однако продолжал существовать как территориальная общность сельсоветов, подчинённых горсовету...

Туристско-природные ресурсы Южной Кореи

Археологические находки показывают, что первые поселения на Корейском полуострове существовали еще 700,000 лет назад. Согласно легенде, первое корейское королевство - Древний Чосон, основал мифический персонаж Тангун в 2333 году до нашей эры...

Флорбол. История появления и методика игры

1.1 История флорбола Считается, что флорбол зародился в 1970-е годы, однако игры, похожие по своей методике на флорбол были известны во многих странах и до этого. Современный флорбол начал зарождаться в 1958 году...

Испания – родина Гауди, де Вильянуэвы, Мачуки и других выдающихся архитекторов. Их имена известны во всем мире, а их детища украшают не только испанские города, но и другие мегаполисы Европы. Главным же центром архитектурных красот Испании, если не считать Барселону и Валенсию, является ее столица, Мадрид. Прекрасный город, заложенный в начале 900-х годов нашей эры, сейчас является центром испанской жизни, и главным мегаполисом страны. Также, в Мадриде огромное количество различных архитектурных ценностей, о которых мы и поговорим в этом материале.

История архитектуры Мадрида.

Самым старым архитектурным строением Мадрида, сохранившимся до наших дней, считаются легендарные ворота Алькала , являющиеся символом этого города. Это сооружение построено в смешанном стиле барокко и классицизма, благодаря чему имеет весьма необычный внешний облик. Современные ворота являются уже обновленной версией старых врат, реконструкцию которых провели после указа Карла Третьего. Ворота выполнены из гранита и имеют пять пролетов (два с прямыми арками, три – с полукруглыми). Сверху конструкции изображены четыре человеческих добродетели (Умеренность, Справедливость, Мудрость и Мужество), которые выполнены в виде фигур из известняка.

Здание музея Прадо было построено в 1785 году, и является одним из самых ярких и монументальных памятников классицизма. За время его существования здание неоднократно подвергалось реконструкции, а визитной карточкой сооружения служит массивная колоннада, ведущая к главному входу.

Пласа-Майор – главная площадь города, вокруг которой расположены красивейшие здания, напоминающие австрийскую архитектуру. Центром внимания служит роскошное сооружение Каса-де-ла-Пандерия , известное благодаря двум остроконечным шпилям. И традиционной австрийской вычурностью, которую подчеркивают аккуратные балкончики. Интересно, что это здание служило булочной! Пуэрта-дель-Соль – еще одна роскошная площадь в Мадриде, которую окружает уникальная архитектура.

Дворцовая архитектура Мадрида.

Дворцы испанской столицы – это отдельная графа местной архитектуры, пройти мимо которой просто невозможно.

Королевский дворец в Мадриде – официальная резиденция испанских монархов, которая служит не только красивейшей архитектурной достопримечательностью столицы страны, но и символом власти. Здание строилось под руководством итальянского архитектора Филиппо Юварру, которого после его смерти сменили другие итальянские мэтры архитектуры. Дворец прекрасен своими внутренними убранствами, где интерьеры выполнены в самых разнообразных стилях, которые гармонично сочетаются друг с другом. Внешний вид дворца весьма официален, и отличается своей монументальностью.

Дворец Линарес , построенный в стиле необраокко, был возведен в конце 19-го века. В своей истории, здание дворца было разрушено практически до основания во время Гражданской войны, но впоследствии, власти восстановили первоначальный вид Линареса. Сооружение имеет небольшие размеры, возвышаясь над улицей на четыре этажа.

Эскориал – уникальное сооружение, имеющее эпохальный внешний облик. Данный дворец расположен вне черты города, и служит главной резиденцией испанского короля. Сооружение возвышается на фоне окружающей дворец зелени, и представляет собой огромный прямоугольник, размерами 208х162 метра. Дворцовый комплекс включает в себя огромное количество элементов – 9 башен, 13 часовен, 15 галерей, 300 келий, 16 патио, более 2600 окон.

Храмовая архитектура Мадрида.

Как столица Испании, Мадрид имеет больше политическую значимость для страны, но и с религиозной точки зрения город очень богат.

Собор Альмудена – величественное храмовое сооружение, расположенное напротив Оружейной площади Мадрида. Первый камень собора был заложен в 1884 году, и лишь 1993 году собор Альмуден был освящен Папой. Здание собора отличается своим вычурным неоготическим стилем, и имеет очень светлый облик. Форма здания выполнена в виде латинского креста.

Известный на весь мир своим величественным фасадом, Королевский собор Святого Франциска Великого , отличается своими размерами и красотой. Так, высота купола составляет 58 метров, а его диаметр равен 33 метрам. Выполнено здание Королевского собора в неоклассическом стиле.

Монастырь Энкарнасьон , считается самым богатым и процветающим монастырем Испании, а его здание относится к пяти самым узнаваемым архитектурным сооружения испанской столицы. Фасад монастыря выполнен из кирпича и каменных плит, и выполнен в редком стиле эрререско. Также, в экстерьере Энкарансьона есть нотки неоклассицизма, который внес во внешний облик Вентура Родригес, занимавшийся восстановлением церкви после большого пожара.

Спортивные сооружения Мадрида.

Спортивную архитектуру столицы Испании можно выделить в двух объектах – двух красивейших футбольных стадионах.

Первым из них является «Сантьяго Бернабеу» , на котором базируется Реал, легендарный испанский футбольный клуб. Огромная чаша стадиона вмещает на своих трибунах 81044 зрителя, и является одним из самых культовых спортивных объектов Европы. Открытие стадиона состоялось в далеком 1947 году, после чего были проведены две реконструкции – 1982 и 2001 года.

В центре Мадрида расположен еще один культовый футбольный стадион, на котором выступает местный клуб «Атлетико». Это «Висенте Кальдерон» , вмещающий 54907 зрителей. Стадион имеет старинный фасад, и историческое значение для испанского спорта. Но, уже в ближайшее время, стадион будет полностью разрушен, так как на его месте планируется возведение новой, современной арены.

Современная архитектура Мадрида.

Архитектура испанской столицы не стоит на месте, и рядом со старинной архитектурой вырастают роскошные современные небоскребы, которые радуют гостей города своим величием.

Башня Пикассо долгое время являла собой самое высокое здание в стране, и представляет собой классический небоскреб, построенный по американскому прообразу. 43 этажа располагаются в башне высотой 157 метров. Внешний облик небоскреба очень напоминает небоскребы Нью-Йорка или Вашингтона в деловых районах американских городов.

Ворота Европы – уникальное сооружение в современном стиле, представляющее собой две наклоненные друг к другу башни. Строительство данного сооружения было завершено в 1994 году, и по сей день, Ворота Европы являются культовым примером современного облика испанской столицы.

Куатро-Торрес представляет собой современный офисный центр, состоящий из четырех небоскребов различной формы и высоты. Именно одна из башен комплекса (Torre Bankia), является самым высоким зданием в стране (250 метров, 45 этажей). Комплекс является «домом» сразу для нескольких крупных компаний испанкой столицы.

Как видите, Мадрид представляет собой не только историю испанской архитектуры, но и ее современность. С каждым годом облик испанской столицы меняется, но исторические памятники архитектуры свято чтятся руководством страны, и сохраняются в первозданном виде.

Площадь Испании в Мадриде - одна из самых больших и популярных площадей города. В солнечный день её заполняют уличные торговцы, туристы и загорающие местные жители. Площадь расположена в конце красивой улицы Гран-Виа, одной из самых оживленных улиц Мадрида. Зеленая площадь окружена автодорогами, но атмосфера здесь довольно расслабляющая и непринужденная. Среди главных достопримечательностей площади большой фонтан и знаменитая статуя в честь испанского писателя Сервантеса.

На Пласа де Колон в Мадриде расположены башни-близнецы, в местном масштабе известные как "Эль Энчуфе" или "Розетка". Такое прозвище появилось из-за внешнего вида, напоминающего гигантскую электрическую вилку. Официальное имя - “Торрес де Колон”, или Башни Колумба. Некоторые считают, что это самое ужасное здание в Мадриде. Его зеленая крыша в стиле ар-деко и фасад из меди и стекла не вдохновляет жителей города. Тем не менее, Торрес де Колон стал символом горизонта Мадрида с момента постройки в 1976 году. Строительство вызвало немалое любопытство, поскольку Башни Колумба строились сверху вниз.

Путешествуя по Мадриду Вы найдете множество музеев и исторических памятников. Столица Испании является одним из самых любимых туристических направлений страны, пленяя путешественников своей архитектурой, историей и достопримечательностями. К самым необычным из них относится древнеегипетский храм Дебод, или Темпло де Дебод на испанском языке. Вас наверняка интересует вопрос, каким образом такое сооружение могло появиться в европейской столице? Ответ на этот вопрос вы найдете ниже.

Кроме того, что Мадрид фактически является центром Испании, город этот знаменит ещё и своим кровавым "зрелищем" - Корридой. Предлагаем Вам ознакомиться с основными достопримечательностями Мадрида. Полный энергии, культуры, истории и интересных ориентиров Мадрид - современная столица, которая позволяет сполна ощутить вкус реальной Испании. Широкие проспекты переполнены туристами, а зеленые парки гармонично сглаживают урбанизацию. У Мадрида нет традиционного очарования Андалусии, или красоты Барселоны - вместо этого город предлагает захватывающую атмосферу. Город постоянно шумит и находится в действии.

Информация по разделам

В предыдущей статье мы подробно рассказали про историю Мадрида и его современном состоянии. О том, как город развивается, и чем может удивить и порадовать, можно прочитать в статье «Знакомимся с Мадридом – часть 1: история, важные факты, чем живет город сейчас» .

Этот материал мы полностью посветили многочисленным достопримечательностям столицы Испании, мы выделили наиболее знаковые из них, которые «обязательны к просмотру», но и это далеко не самый полный список. Мадрид умеет удивлять!

Кстати, любители пляжного отдыха на побережьях Коста Брава , Коста Бланка и Коста-дель-Соль могут быстро добраться до Мадрида на скоростном поезде Renfe : из разных точек Испании он идет от 2 до 3-х часов. Отличная возможность совместить пляжный и культурный отдых в одной поездке!

Вечерний Мадрид

Архитектура Мадрида: от средневековья к современности

Для архитектуры Мадрида характерно смешение многих стилей из разных периодов истории.

Из средневековой архитектуры мало что сохранилось, большая часть строений этого периода находится в Almendra central, центральной зоне Мадрида, состоящей из семи районов: Центро, Арганзуэла, Ретиро, Саламанка, Чамартин, Тетуан и Палади.

Среди немногих сохранившихся средневековых зданий – мудехарские башни церквей Сан Николас (San Nicolás и Сан Педро эль Вьехо (San Pedro el Viejo), дворец семьи Лухан, расположенный на Пласа де ла Вилла), готическая церковь Святого Иеронима (San Jeronimo el Real) 16-го века около музея Прадо, Часовня Епископа (Capilla del Obispo de Madrid).

Исторические документы свидетельствуют, что город был обнесен крепостной стеной, а на месте, где сейчас стоит Королевский дворец, находился замок (Алькасар).

Ярких примеров архитектуры эпохи Возрождения также сохранилось немного: Дом Сиснерос (Casa Cisneros) на Пласа де ла Вилла, дошедший до нас в неизменном виде, Мост Сеговии (Puente de Segovia) из кирпича и гранита и Монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales), чей строгий внешний вид сильно контрастирует с великолепным интерьером, являющимся настоящей сокровищницей с выдающимися произведениями искусства.

Многие исторические здания Мадрида относятся к испанскому золотому веку, который совпал с периодом правления Габсбургов (1516-1700 годы). Король Филипп II перенес свой двор в Мадрид в 1561 году и превратил этот город в столицу. Эти преобразования нашли свое отражение в Plaza Mayor, с ее симметрией и строгостью, а также в новом Алькасаре, ставшем вторым по величине испанским королевским дворцом. При строительстве во времена Габсбургов, в основном, использовался кирпич, при этом для зданий характерны скромные фасады, которые контрастировали со сложными, искусными интерьерами. Среди известных зданий этой эпохи: дворец Санта Крус (Palacio de Santa Cruz), дворец Советов (Palacio de los Concejos), королевский монастырь Энкарнасьон (Royal Monastery of the Incarnation) и дворец Буэн Ретиро (Palacio del Buen Retiro). Большое количество зданий, а также фонтаны и мосты в стиле чурригерéско (позднего барокко) были созданы известным испанским архитектором Педро де Рибера. Наиболее примечательные из них – бывшие казармы Cuartel del Conde-Duque, барочные церковь Богоматери Монтсеррат (Nuestra Señora de Montserrat) и Мост Толедо (Puente de Toledo).

Правление Бурбонов в 18 веке ознаменовало новую эпоху в истории Мадрида. Король Филипп V стремился завершить идеи Филиппа II по урбанизации Мадрида. Филипп V отстроил новый Алькасар во французском стиле, как и некоторые другие здания, такие как базилика Святого Михаила (Basílica Pontificia de San Miguel) и церковь Святой Варвары (Parroquia de Santa Bárbara, или Salesas Reales). Карл III больше интересовался украшением города, пытаясь превратить Мадрид в одну из самых великих европейских столиц. Благодаря ему в Мадриде появились музей Прадо, который первоначально задумывался как Музей естественных наук, Ворота Алькала, Королевская обсерватория, Королевский собор Святого Франциска Великого, здание Почтамта (Casa de Correos) на Пуэрта дель Соль, дом Королевской Таможни (Real Casa de la Aduana) на Калле де Алькала и Главный госпиталь, в котором сейчас находятся Музей королевы Софии и Королевская музыкальная консерватория.

Бульвар Пасео дель Прадо, окруженный садами и украшенный неоклассическими статуями мифологических персонажей, является прекрасным примером городского планирования.

Пасео дель Прадо

В начале 19 века Пиренейские войны, потеря Испанией американских колоний и государственные перевороты ограничивали архитектурное развитие города. К этому периоду относятся здания Королевского театра, Национальной библиотеки Испании, Дворца Сената и Конгресса.

С середины 19 века и до Гражданской войны Мадрид модернизировался, были построены новые кварталы и памятники. Расширение Мадрида развивалось в рамках Плана Кастро, ограниченного окрестностями Саламанки, Аргуэльеса и Чамбери.

Главная улица города Гран Виа (Gran Vía) была застроена в разных стилях, меняющихся со временем: французский стиль, эклектика, ар-деко и экспрессионизм. Антонио Паласиос, вдохновленный идеями Венского сецессиона, спроектировал серию зданий: Дворец связи (Palacio de Comunicaciones, или Palacio de Cibeles), Кружок изящных искусств (Círculo de Bellas Artes) со смотровой площадкой наверху и Банк Рио де Ла Плата (Banco del Río de la Plata), в котором сейчас находится штаб-квартира Института Сервантеса. Один из символов Мадрида, здание Метрополис на углу Калле де Алькала и Гран-Виа, построено во французском стиле, Edificio Grassy, начинающее Гран Виа, в стиле эклектики, Edificio Telefónica и Дворец прессы – ар-деко с украшениями в стиле барокко, а один из первых небоскребов Мадрида 89-метровое Edificio Carrión – экспрессионистское. Конкуренцию Edificio Carrión со временем составили небоскребы 1950-х годов Edificio España и Torre de Madrid, находящиеся в конце Гран Виа.

Среди других выдающихся зданий Мадрида можно выделить Банк Испании (Banco de España), неоготический собор Альмудена (Santa María la Real de La Almudena), Вокзал Аточа (Estación de Madrid Atocha), каталонский дворец в Лонгории (Palacio de Longoria) в стиле ар-нуво, арену для корриды Лас Вентас (Las Ventas), рынок Сан Мигель (Mercado de San Micuel) с чугунными опорами и стеклянными стенами.

Гражданская война сильно повредила Мадрид – старый город и район Ensanche, а также один из самых прекрасных районов – Moncloa-Aravaca с Университетским Городком, были сильно разрушены и повреждены, были уничтожены самые красивые архитектурные комплексы. Впоследствии недобросовестные градоначальники застроили эти районы, многочисленными многоквартирными домами, не представляющими никакой художественной ценности. Среди самых интересных зданий послевоенной архитектуры можно назвать штаб-квартиру испанских ВВС и небоскребы на площади Испании, построенные в 1950-х годах и считавшиеся в то время самыми высокими в Европе.

Современная архитектура Мадрида хорошо представлена в финансовом квартале AZCA в центре города. Квартал расположен между улицами Раймундо Фернандес Виллаверде, Оренсе, Генерала Перона и Пасео де ла Кастельяна. Здесь возвышаются одни из самых высоких и красивых современных небоскребов Мадрида, появившиеся в конце 20-го века, во время испанского экономического подъема: Башня Пикассо (Torre Picasso) – 157 м, Башня Европа (Torre Europa) – 120 м, Торре Титания (Torre Titania) – 104 м, Торре ББВА (Torre BBVA) – 107 м, Торре Махоу (Torre Mahou) – 85 м, а также башни-близнецы Ворота Европы (Puerta de Europa) – 114 м, расположенные немного севернее, в районе Чамартин. В феврале 2005 года Виндзорская башня (106 м) погибла в пожаре и позднее была заменена Башней Титания.

В течение 2000-х годов были построены четыре самых высоких небоскреба в Испании, которые образуют деловой центр Cuatro Torres, к северу от Пласа де Кастилья: Torre Espacio (224,5 м), Torre Cepsa (250 м), Torre de Cristal (249 м), Torre PwC (236 м). Эти здания являются самыми высокими не только в Мадриде, но и во всей Испании.

В 2006 году был открыт новый, 4-ый терминал в аэропорту Мадрид-Барахас, который получил несколько наград в области архитектуры за необычный футуристический дизайн и великолепную функциональность. Этот терминал является одним из крупнейших в мире (760 тысяч кв. м); его стены из стекла и множество световых люков обеспечивают зданию прекрасное освещение благодаря дневному свету.

Cuatro Torres

Площадь Пуэрта дель Соль

Большинство достопримечательностей Мадрида находятся в старом городе и Ensanche, что соответствует районам Centro, Salamanca, Chamberi, Retiro и Arganzuela.

Самое оживленное место в центре Мадрида – площадь Пуэрта дель Соль (Puerta del Sol), отправная точка для нумерации всех городских улиц и автомагистралей страны – «нулевой» километр (kilómetro cero) всех радиальных испанских дорог. Этому посвящена памятная табличка, установленная на тротуаре площади, которая считается символическим центром Испании.

В средние века на этом месте находились ворота городской стены. В период между 17 и 19 веками район Пуэрта дель Соль была важным местом встречи: в почтовое отделение прибывали многочисленные курьеры из разных областей Испании и других стран, сюда же приходили все, кто хотел узнать последние новости. Дом Почтамта (La Real Casa de Correos), расположенный на южной стороне площади, был построен французским архитектором Жаком Марке между 1766 и 1768 годами. В настоящее время он является резиденцией Президента Сообщества Мадрид. На башне здания располагаются знаменитые часы, под звон которых страна встречает Новый год традиционным поеданием двенадцати виноградин с загадыванием двенадцати желаний. С 31 декабря 1962 года празднование Нового года транслируется в прямом эфире по национальному телевидению.

На Пуэрта дель Соль часто проводятся различные митинги и протесты, особенно против насилия и войн. Здесь проходили протесты против участия Испании в войне в Ираке, митинги после печально известных терактов 11 марта 2004 года в мадридских электричках.

В южной части Пуэрто дель Соль установлена статуя короля Карла III, которого прозвали «el rey alcalde» («мэр-король»), а в восточной части площади находится известная статуя «Медведь и земляничное дерево» (el Oso y el Madroño), геральдический символ Мадрида. Первое появление дикого медведя и земляничного дерева на гербе города датируется 13 веком. Статуя, сделанная из камня и бронзы, была открыта в 1967 году. Высота памятника – 4 м, пьедесталом ему служит кубический пьедестал из гранита.

К юго-западу от Пуэрто дель Соль расположены знаменитая Пласа Майор и Королевский дворец, к востоку – музейный район, а к юго-востоку – вокзал Аточа. Под площадью находится узел общественного транспорта с 1, 2 и 3 линиями мадридского метро.

Медведь и земляничное дерево

Монастырь Дескальсас Реалес

Недалеко от площади Пуэрта дель Соль находится Монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales – «Монастырь Босоногих Принцесс») . Монастырь был основан дочерью Карла Великого Хуаной Австрийской и предназначался для девушек из аристократических семей. Будущие монахини в качестве приданого приносили с собой в монастырь богатые пожертвования, среди которых было немало произведений искусства, реликвий и драгоценных вещей. Сама принцесса Хуана, ставшая монахиней, погребена в главной часовне монастыря.

Сейчас в монастыре, являющимся национальным памятником и открытом для посещений, проживают около 30-ти монахинь. Среди многих выставленных реликвий есть предположительные фрагменты креста Иисуса Христа и костей святого Себастьяна. А из бесценных художественных шедевров можно выделить работы Тициана, Ганса де Бекена и Брейгеля Старшего, Мурильо, Сурбарана, гобелены 17 века, сотканные по эскизам Рубенса, коллекции серебра, монет, богемского хрусталя.

Монастырь Дескальсас Реалес

Монастырь Дескальсас Реалес

Фрески в монастыре

Монастырский алтарь

Патио в монастыре

Пласа Майор

Пласа Майор (Plaza Mayor) , что означает «Главная площадь» , была построена в 1580-1619 годах, в период правления Филиппа III. Эта центральная площадь Мадрида имеет прямоугольную форму размером 129 м × 94 м и окружена трехэтажными жилыми зданиями с 237 балконами, выходящими на площадь. В общей сложности к площади подходят 9 улиц.

Возникновение идеи Пласа Майор восходит к 1577 году, когда король Филипп II пригласил известного классического архитектора Хуана де Эрреру обсудить план перестройки оживленной и хаотичной зоны старой площади дель Аррабал (Plaza del Arrabal). Однако реконструкция началась лишь в 1617 году, уже во времена правления Филиппа III. После серии мощных пожаров, в 1790 году Пласа Майор пережила еще одну реконструкцию. В 1848 году на площади установили конную статую Филиппа III, которую еще в 1616 году изготовил флорентийский скульптор Джамболонья со своим помощником Пьетро Такка. Во времена испанской инквизиции на Пласа Майор проводились аутодафе с казнями приговоренных к смерти еретиков.

Одним из самых эффектных зданий, окружающих площадь, считается Каса де ла Панадерия (Хлебопекарня), которое выступает архитектурной доминантой Пласа Майор. Изначально, в 17 веке на его нижних уровнях располагалась главная пекарня города, что объясняет название здания. За несколько столетий здесь размещалось множество разных учреждений; сегодня это здание занимает Мадридский совет по туризму, а на первом этаже находятся Мадридский туристический центр.

Пласа Майор

Главная площадь

Дворец Святого Креста

Неподалеку от Пласа Майор, на Plaza de Santa Cruz располагается барочный Дворец Санта Крус (Palacio de Santa Cruz) , по-другому называемый Дворец Святого Креста. Построенный в начале 17 века, он одно время использовался для размещения судебных и тюремных учреждений. С 1629 по 1636 годы над зданием работал архитектор Хуан Гомес де Мора, а затем и другие зодчие, такие как Хосе де Вильяреаль, Бартоломе Уртадо Гарсия и Хосе дель Олмо, которые добавляли сооружению свои элементы. В 1767 году здание было преобразовано во дворец и стало называться в честь близлежащей церкви Санта Крус. Однако в 1791 году огонь уничтожил почти все здание, кроме фасада.

В настоящее время в восстановленном дворце Санта Крус находится Министерство иностранных дел Испании.

Дворец Святого Креста

Королевский дворец

Королевский дворец Мадрида (Palacio Real de Madrid) – это официальная резиденция испанской королевской семьи, однако он используется лишь для государственных мероприятий и церемоний. Площадь дворца из 3 418 комнат составляет 135 тысяч кв. м, что делает его самым масштабным королевским дворцом в Европе. Король Филипп VI и королевская семья не живут во дворце, их место обитания – более скромный Дворец Сарсуэла возле Мадрида.

Дворец расположен на месте мусульманской крепости – Алькасара 9-го века, построенного как форпост Мухаммеда I Кордовского и унаследованный после 1036 года Тайфой Толедо. Непосредственный предшественник Королевского дворца – Старый Алькасар был построен на этом же месте в 16 веке. После того, как он сгорел в 1734 году, король Филипп V заказал новый дворец. В том пожаре погибли многие произведения искусства, включая «Изгнание мавров» Диего Веласкеса. Другие картины, например, «Менины» были выброшены из окон и таким образом спасены. К счастью, многие шедевры искусства сохранились благодаря тому, что незадолго до пожара король приказал перевезти большую часть коллекции во дворец Буэн Ретиро. Страшный пожар длился четыре дня и полностью уничтожил старый Алькасар, последние стены которого были разрушены уже в 1738 году.

Итальянский архитектор Филиппо Юварра курировал работу над новым дворцом. Он разработал роскошный проект огромных масштабов, однако ему не суждено было реализоваться из-за несвоевременной кончины Юварры в марте 1736 года. Его ученик Джованни Батиста Саккетти продолжил работу, выстроив здание вокруг большого квадратного двора и создав выступающие флигели. В 1760 году Карл III пригласил из Сицилии Франческо Сабатини, архитектора, работающего в стиле неоклассицизма с тем, чтобы расширить существующий дворец.

Первые этажи главного фасада дворца, выходящего на Пласа де ла Армериа, облицованы грубо отесанными выпуклыми камнями; над ними возвышаются ионические колонны на тосканских пилястрах, обрамляющие окна верхних этажей. Верхняя балюстрада раньше была украшена статуями королей и святых, но по приказу Карла III, желавшего придать зданию более строгий, классический вид, они были перемещены в другое место. При реставрации фасада дворца в 1973 году, включающей и балкон Сабитини из четырех дорических колонн, часть скульптур Сачетти была возвращена. К ним относятся статуи ацтекского правителя Монтесумы II работы Жуана Паскуаля де Мены и императора инков Атауальпы Доминго Мартинеса.

Интерьер дворца богато и искусно украшен изящными материалами и выдающимися произведениями искусства. К ним относятся полотна Караваджо, Франсиско де Гойи, Веласкеса, фрески Джованни Баттисты Тьеполо, Хуана де Фландеса, Коррадо Джаквинто, Антона Рафаэля Мэнгса. Другие коллекции, имеющие большое историческое и художественное значение, сохраненные во дворце, включают мебель, изделия из фарфора и серебра, часы, оружие (Королевской Оружейной палате) и коллекцию скрипок Страдивари. Среди залов дворца выделяются богато украшенные Тронный, Фарфоровый, Парадный залы, зал Гаспарини, Оружейная, Капелла. К этим залам ведет роскошная парадная лестница работы Франческо Сабатини.

Несколько залов дворца регулярно открыты для публики, когда не используются по государственному назначению. Входная плата – 11 евро. В некоторые особые дни посещение бесплатное, информацию можно уточнить на сайте (адрес).

Королевский дворец Мадрида

Собор Альмудена

В Мадриде, в отличие от большинства европейских столиц, нет исторического великого собора – собор Альмудена возле королевского дворца, был достроен лишь в самом конце ХХ века. Собор Собор Санта Мария ла Реаль де ла Альмудена (Santa María la Real de La Almudena) стоит перед Королевским дворцом, через площадь. Считается, что собор был построен на месте средневековой мечети, разрушенной в 1083 году во время завоевания Мадрида королем Альфонсо VI.

Название собора – Альмудена – переводится с арабского как «крепость». Предание гласит, что именно в стене этой древней крепости обнаружили фигурку Девы Марии.

Строительство собора было профинансировано королем Альфонсо XII, который хотел разместить там усыпальницу своей жены Марии де лас Мерседес Орлеанской. Возведение церкви началось в 1878 году и закончено лишь в 1993 году. Во время Гражданской войны в Испании строительство полностью прекратилось, и проект был возобновлен только в 1950 году.

Экстерьер собора выполнен в неоклассическом стиле, в соответствии с окружающими его зданиями, а интерьер – в стиле неоготики. С учетом долгого строительства храма необычайно современен его интерьер с капеллами и скульптурами современных художников в разнородных стилях, от исторически воссозданных до декора в стиле «поп-арт». В часовне Святого Причастия есть мозаика известного современного художника Марко Ивана Рупника. В неороманском склепе запечатлен образ Девы Марии Альмудены 16-го века. Неподалеку, в раскопках вдоль Calle Mayor были обнаружены останки мавританских и средневековых городских стен.

Главный алтарь собора изготовлен из гранадского мрамора, над которым находится распятие 17 века в стиле барокко. За алтарем расположена картина Франциско Риси «Снятие одежд с Христа».

Из других произведений искусства можно отметить великолепное ретабло 16 века, скульптуры Иоанна Крестителя 18 века, Христа лежащего и Христа, привязанного к столбу.

Вообще по всему Старому городу Мадрида рассредоточено множество храмов, в том числе и маленькие, часто неприметные церквушки, которые скрывают внутри настоящие сокровища. Например, в церкви Сан Антонио де лос Алеманес (San Antonio de los Alemanes ) за строгим и лаконичным фасадом прячется пышная барочная роспись от пола до потолка авторства Луки Джордано и Франсиско Риси. А чего стоит часовня Сан Антонио де ла Флорида (San Antonio de la Florida) , которую полностью расписал Франсиско Гойя. Чтобы сохранить оригинальные фрески, для прихожан рядом построили точно такую же церковь. А та, что расписана Гойей, теперь музей и пантеон знаменитого художника, под которым и погребено его тело.

Собор Собор Санта Мария ла Реаль де ла Альмудена

Церковь Сан Антонио де лос Алеманес

Часовня Сан Антонио де ла Флорида

Восточная площадь

К востоку от Королевского дворца находится Восточная площадь (Plaza de Oriente), созданная в 19 веке. Центр площади украшает статуя короля Филиппа IV, восседающего на коне. Скульптурная группа была создана в 1640 году мастером Пьетро Такка по портрету короля кисти Диего Веласкеса. Лошадь стоит на задних ногах, и для обеспечения устойчивости скульптуры все физические расчеты произвел Галилео Галилей. В сквере на Восточной площади установлены фигуры королей первых государств на территории Испании.

Оперный театр Мадрида

В восточной части Plaza de Oriente, перед Королевским дворцом расположен Королевский оперный театр Мадрида (Teatro Real de Madrid), один из величайших театров Европы. Проект театра относится к 1818 году, однако открытие состоялось лишь в 1850 году, при королеве Изабелле II. С 1867 по 1925 годы здесь размещалась Мадридская королевская консерватория, после 1925 года театр был закрыт и открылся вновь только в 1997 году, после реставрации. В 1925 году в этом театре выступал Русский балет Дягилева, на выступлении присутствовали Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский.

Театр вмещает 1 746 человек, его репертуар включает домашние постановки с участием мировых звезд: оперы, балеты и концерты. Ежедневно в театре проводятся различные виды экскурсий, длительностью от 50 до 90 минут, на разных языках. Это дает общественности возможность узнать о здании театра, устройстве сцены, заглянуть в мастерские и репетиционные помещения.

Монастырь Энкарнасьон

К северу от Восточной площади располагается августинский Королевский монастырь Энкарнасьон (Real Monasterio de la Encarnación) , основанный королевой Маргаритой Австрийской, женой Филиппа III и предназначавшийся, в основном, для женщин из благородных семей. Монастырь был открыт 2 июля 1616 года, спустя несколько лет после смерти королевы. Сдержанный и уравновешенный фасад монастыря выполнен в стиле Хуана де Эрреры, который стали называть эрререско . После пожара 18 века монастырь реставрировал известный испанский архитектор Вентура Родригес. В монастыре, ныне частично музее, находится множество произведений искусства и ценных реликвий, таких как кровь Святого Януария и Святого Пантелеимона.

Из художественных произведений монастыря большой интерес представляют мраморный главный алтарь с фигурами Святой Моники и Святого Августина и полотном «Благовещение» работы Висенте Кардуччо, фрески 18 века, портреты Габсбургов и другие картины, и скульптуры выдающихся мастеров.

В настоящее время при монастыре находится музей, открытый для посещений.

Площадь Испании

Площадь Испании (Plaza de España) , разместившаяся на 36 900 кв. м – это самая большая в стране и очень популярная у туристов площадь в центре Мадрида, в нескольких минутах ходьбы от Королевского дворца, в конце проспекта Гран Виа. Она примыкает к двум самым знаменитым небоскребам Мадрида - Torre de Madrid и Edificio España.

Прямо в центре площади воздвигнут внушительный памятник Мигелю де Сервантесу. Конструктивная часть памятника разработана в граните, а скульптурная часть сделана из красного камня из Сепульведы и, частично, бронзы. Сидящий писатель окружен персонажами своих произведений.

Памятник был приурочен к третьему столетию публикации второй части «Дон-Кихота» (1615 год), а на следующий, 1916 год приходилось трехсотлетие со дня смерти писателя. Автор проекта, архитектор и скульптор Рафаэль Мартинес Сапатеро, сотрудничал с Педро Мугурусой Отаньо. Скульптуры Дон Кихота и Санчо Пансы выполнил Лоренцо Валера.

Рядом с площадью находятся первые и самые высокие в то время здания в Мадриде – небоскребы Торре-де-Мадрид (Torre de Madrid) высотой 142 м, построенный в 1957 году и Здание Испании (Edificio España) высотой 117 м, возведенное в 1953 году. Особого внимания заслуживает роскошный Дом Гайярдо (Casa Gallardo), построенный в 1911 году; он считается одним из ярких примеров архитектурного стиля в стиле модерн в Мадриде.

Площадь Испании

Египетский храм Дебод

По соседству с Площадью Испании располагается уникальная достопримечательность Мадрида – Храм Дебод (Templo de Debod) – единственный в Испании настоящий древнеегипетский храм, который был перенесен сюда из Египта. Первоначально храм был построен в 15 километрах к югу от Асуана, в Верхнем Египте, в 4 веке до н.э. В 1960 году из-за строительства Асуанской плотины и последующей угрозы затопления многочисленных памятников и археологических объектов ЮНЕСКО призвала международную общественность спасти богатое историческое наследие Верхнего Египта. Испания внесла свой вклад в спасение египетских храмов, за что египетское правительство решило подарить испанцам храм Дебод. Храм был бережно демонтирован и заново собран в Западном парке Мадрида, неподалеку от Королевского дворца. Торжественное открытие состоялось в 1972 году.

Храм Дебод состоит из нескольких каменных построек, стоящих посреди воды – особенно эффектно это сооружение выглядит в темное время суток, при включенной подсветке, отражающейся в спокойной воде. Внутри сооружений храма сохранились оригинальные египетские росписи, иероглифы и барельефы.

Храм Дебод

Дворец де Лирия

Богатая частная коллекция шедевров европейского искусства хранится и в Паласио де Лирия (Palacio de Liria) – неоклассическом дворце, мадридской резиденции герцогов Альбы, расположенной к северу от Площади Испании. Построенный в 1770 году по проекту архитектора Вентуры Родригеса, дворец сильно пострадал во время Гражданской войны – все, кроме фасадов, было уничтожено.

Уникальная коллекция дворца включает в себя: картины Пьетро Перуджино, Тициана, Пальмы иль Веккьо, Эль Греко, Антониса Мора, Гойи, Мурильо, Сурбарана, Рембрандта, Якоба ван Рёйсдала, Риберы, Рубенса, Франческо Гварди, Энгра, Джошуа Рейнольдса, Курбе, Анри Фантен-Латура, Эжен-Луи Будена, Хоакина Сорольи; гравюры Дюрера, Мантеньи, Лукаса ван Лейдена и Ван Дейка; мраморные и бронзовые скульптуры от времен Римской империи до неоклассического периода, в том числе один портрет Джоаккино Россини работы Лоренцо Бартолини.

Кроме произведений искусства, здесь хранятся старые документы и книги: более 9 000 книг, в том числе одна копия «Дон Кихота» в первой редакции, рукописные документы, включая Библию Альбы, папскую буллу из Ватикана, последнюю волю короля Филиппа II и письма Христофора Колумба, Тициана и Руссо.

Среди археологических находок и предметов декоративного искусства стоит отметить греческую керамику, исторические доспехи и оружие, гобелены 18-го века из французской «Мануфактуры Гобеленов», севрские фарфоровые изделия и мебель в стиле ампир.

Для посещения дворца и осмотра художественной коллекции необходимо на месте подать заявку, которую включат в лист ожидания.

Дворец де Лирия

Улица Пасео дель Прадо

В восточной части исторического центра города проходит Пасео дель Прадо (Paseo del Prado ) – одна из главных улиц в Мадриде. На этом густо усаженном деревьями широком бульваре, являющемся ориентиром для жителей и гостей города, располагаются важные культурные и туристические достопримечательности, в том числе так называемый Золотой треугольник искусств из трех музеев: музей Прадо, Музей Тиссена-Борнемисы и Центр искусств королевы Софии. Рядом с Пасео дель Прадо находятся Парк Буэн Ретиро и Касон дель Буэн Ретиро (Casón del Buen Retiro), где сейчас расположен филиал музея Прадо, а также Мадридская фондовая биржа, штаб-квартира Королевской академии испанского языка, и Конгресс депутатов.

Кроме того, на Пасео дель Прадо расположены объекты, представляющие историческую и художественную ценность: дом Вильянуэвы, Королевский ботанический сад и скульптурные фонтаны «Сибелес», «Нептун» и «Аполлон».

Пасео дель Прадо

Площадь, дворец и фонтан Сибелес

Площадь Сибелес (Plaza de Cibeles) с фонтаном и мраморными скульптурами в стиле неоклассицизма стала знаковым символом для Мадрида, его «визитной карточкой». Она располагается на пересечении Calle de Alcala, Paseo de Recoletos и Paseo del Prado.

Площадь ограничена крупными зданиями: дворцом Сибелес (Palacio de Cibeles, или Palacio de Comunicaciones), дворцом Буэнависта (Главного штаба армии), необарочным дворцом Линарес (Palacio de Linares) и Банком Испании (Banco de Espana).

Дворец Сибелес представляет собой комплекс из двух белых зданий с роскошным фасадом, занимающих около 30 000 квадратных метров. Это один из первых примеров испанской модернистской архитектуры в центре Мадрида, дизайн которого был выполнен, что называется, «для народа». Дворец открылся в 1919 году в качестве штаб-квартиры Correos – испанской почтовой и телекоммуникационной службы. Авторы проекта, послужившего началом их блестящей архитектурной карьеры – начинающие тогда архитекторы Антонио Паласиос и Хоакин Отаменди. Декоративные мотивы фасада и интерьера дворца принадлежат руке романтического скульптора Анхеля Гарсиа Диаса, постоянного сотрудника Антонио Паласиоса. Сейчас во дворце Сибелес располагается мэрия.

На центральной башне дворца находится обзорная площадка, с которой можно полюбоваться захватывающими видами на город.

Перед дворцом расположен фонтан Сибелес (Fuente de Cibeles) , задуманный Карлом III в рамках плана городского планирования и украшения столицы в соответствии с эстетикой неоклассицизма. План включал создание ряда фонтанов со скульптурами на мифологические темы, Музея естественных наук (нынешний музей Прадо), Королевского ботанического сада, озеленение области и другие проекты.

Фонтан построен в 1782 году, его автором выступил архитектор Вентуро Родригес, а воплощали его идею скульпторы Франсиско Гутьеррес и француз Робер Мишель. Богиня плодородия Кибела, восседающая на колеснице, которую везут львы, держит в руках скипетр и ключ.

У фонтана «Сибелес» после футбольных матчей любят собираться болельщики футбольного клуба «Реал» и отмечать победы своего клуба.

Фонтан «Нептун»

Если идти по Пасео дель Прадо на юг, то на площади Кановас дель Кастильо (Plaza Canovas del Castillo) можно увидеть другой, не менее впечатляющий фонтан, выполненный в стиле неоклассицизма – «Нептун» – еще один обязательный пункт городского плана Карла III. По периметру площади расположены музеи Прадо и Тиссен-Борнемисса, а также монументальные здания отелей «Palace» и «Ritz».

Проект этого прекрасного фонтана также принадлежит Вентуре Родригесу, создавшему этот шедевр в 1777 году. Возведение «Нептуна» было завершено в 1786 году.

Фонтан «Нептун» установлен на большом круглом пилоне, в центре которого находится фигура Нептуна, бога моря, одного из двенадцати божеств Олимпа. Его правая рука увита змеей, в левой он держит трезубец, а сам стоит на колеснице в виде гигантской раковины, запряженной морскими конями. Вокруг колесницы плавают тюлени и дельфины, извергающие высоко вверх струи воды.

По одной из версий, Нептун символизирует флот, который реформировал Карл III, стремясь сделать его более конкурентоспособным и тем самым укрепить связь с колониями.

Во время голода в период Гражданской войны горожане, не утратившие чувства юмора, повесили на шею Нептуну табличку со словами: «Дайте мне что-нибудь поесть или заберите у меня вилку».

Пока болельщики ФК «Реал Мадрид» празднуют достижения своей команды у фонтана «Сибелес», фанаты «Атлетико Мадрид» отмечают победы здесь, у фонтана «Нептун».

Между фонтанами «Сибелес» и «Нептун», на Пасео дель Прадо установлен фонтан «Аполлон» – прекрасный памятник в стиле Ренессанс работы того же Вентуры Родригеса. Другое название фонтана – «Cuatro Estaciones», что означает «Четыре сезона». Это связано с окружающими бога солнца четырьмя фигурами, которые символизируют времена года.

Вокзал Аточа

Южный конец Пасео дель Прадо выходит к Площади императора Карла V, на которую обращен главный фасад железнодорожного вокзала Аточа (Estación de Atocha) – первой и самой центральной станции города и крупнейшей железнодорожной станции в Мадриде. Она обслуживает пригородные поезда (Cercanías), междугородние и региональные поезда с юга, а также высокоскоростные поезда AVE из Барселоны, Сарагосы, Севильи, Малаги, Валенсии и Аликанте. Вокзал Аточа расположен в районе Арганзуэла.

Первая железнодорожная станция испанской столицы под названием Estación de Mediodía была открыта на этом месте в 1851 году. После значительного повреждения первого здания от пожара, станция была перестроена и открыта вновь в 1892 году. Название Аточа станция получила в честь близлежащей базилики, посвященной Богоматери Аточа.

Этот важный транспортный узел Мадрида расширялся на протяжении многих лет. В 1985 году начался процесс полной реконструкции, основанный на проектах Рафаэля Монео. В 1992 году старое здание вокзала перестали использовать в качестве терминала и превратили в своего рода торговый центр с магазинами и кафе. Кроме того, по аналогии с Музеем Орсе в Париже, здесь разместили крытый тропический сад площадью 4 000 кв. м, в котором произрастают более 500 видов растений, а в прудах водятся черепахи и золотые рыбки. Здесь с удовольствием проводят время пассажиры и встречающие, да и просто заглядывают любители природы и зелени.

Современный терминал вокзала также был спроектирован Рафаэлем Монео и построен на прилегающих землях для обслуживания как новых поездов AVE, так и местных пригородных линий.