Правила

С каких слов лучше начать экскурсию. Бизнес-план проведения пешеходных экскурсий

Вступление.

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами, сегодня собрались, для того, что бы прослушать очень интересную экскурсию. Тема нашей экскурсии « Малахов курган памятник – двух оборон» . Маршрут нашей экскурсии проходит по территории Малахового кургана, здесь вы увидите много памятников, орудий, оборонительную башню, места смертельных ранении Нахимова и Корнилова, единственное дерево пережившее ВОВ. Я порошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.

Ну а теперь вернёмся к теме нашей Экскурсии!! Малахов курган - не просто исторический памятник, это священная земля для каждого севастопольца, здесь решалась судьба первой обороны Севастополя. Название кургана, как поясняет одна из версий, связано с именем отставного военного моряка Михаила Малахова, который был весьма уважаемым человеком на Корабельной стороне, одним из первых поселившимся у подножья кургана. Его дом стоял на склоне этого кургана. К Малахову часто приходили за советом, помощью, за судом: он был человеком честным и справедливым. Так и говорили: "Пойдем к кургану, к Малахову". Курган постепенно стали называть его именем.

Курган внешне, может, и не очень впечатляет - холм как холм. Высота его всего 97 метров над уровнем моря, но слава кургана велика. В течение одной сотни лет курган дважды становился ареной жесточайших битв.

Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годы Малахов курган, господствующий над окружающей местностью, был ключевой позицией левого фланга обороны. Тут находился и главный бастион Корабельной стороны, который после гибели вице-адмирала В.А. Корнилова стали называть Корниловским .

Здесь французские войска вели самые яростные штурмы. Однако овладеть курганом неприятелю удалось лишь после одиннадцатимесячных боев, когда многодневными артиллерийскими бомбардировками были снесены оборонительные сооружения и иссякли силы его защитников. Потеря Малахова кургана предрешила исход 11-месячной обороны города.

В период обороны на Малаховом кургане было девять батарей, две из них воспроизведены в 1958 году. На них установлены подлинные корабельные пушки времен Крымской войны. Пушки отлиты из чугуна и имеют вес от двух до семи тонн. Много сил нужно было приложить морякам, чтобы затащить их на бастионы. Пушки стреляли сплошными и разрывными (бомбическими) ядрами. Несмотря на несовершенство вооружения и на нужду оборонявшихся буквально во всем, две мощные имперские державы не могли взять Севастополь почти год.

Первый штурм города неприятель сумел предпринять только через девять месяцев после начала осады, 6 июня 1855 года. Штурм этот был героически отбит защитниками Севастополя. О событиях этого дня рассказывает Панорама обороны Севастополя, расположенная на бывшем четвертом бастионе.

На Малаховом кургане сражались многие выдающиеся герои обороны: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин, сестра милосердия Даша Севастопольская, участник многих вылазок в стан врага матрос Кошка. По ночам смельчаки-охотники (как их называли) захватывали трофеи, пленных, разрушали неприятельские укрепления, а главное - это было очень мощное психологическое оружие. После Крымской войны название "Малахов курган" стало известно во всем мире. В 1856 году французский маршал Пелисье, который в 1855-1856 годах командовал французской армией в Крыму, был удостоен титула "герцог Малаховский". В Германии есть форт Малахов, небольшой город под Парижем стал называться "Малакоф".

Прославился курган и во время второй обороны Севастополя. Поэтому Малахов курган - мемориальный комплекс памятников двух войн: Крымской и Великой Отечественной.

Основная часть

Сейчас мы находимся у Главного входа на Малахов курган. Арку украшает массивный дорический портик с датами на фризе: 1854-1855 гг. Широкая парадная лестница ведет на вершину кургана. Лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с ухоженным газоном. Отсюда открывается вид на весь Севастополь: центральная часть города; Владимирский собор - усыпальница адмиралов, трое из которых погибли здесь, на Малаховом кургане; открытое море; Константиновская батарея у входа в Севастопольскую бухту; Северная сторона Севастополя, увенчанная пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.Теперь мы с вами поднимемся по этой лестнице

Сейчас мы находимся на первой широкой горизонтальной площадке, на которой находятся два памятника. Тот, что слева - времен Крымской войны, справа - Великой Отечественной. Давайте пройдём к памятнику который находится правее. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, которые в мае 1944 года освобождали Севастополь от фашистов. Командовал ею генерал-майор Хрюкин. В составе армии сражался ночной бомбардировочный женский полк под командованием Евдокии Бершанской. Девушки летали на самолетах с перкалевыми крыльями ПО-2, вылетали только ночью, так как самолеты были несовершенны, в случае попадания снаряда горели, как спички. На этих самолетах летчицы наводили ужас на врага, фашисты называли их ночными ведьмами. Более сорока летчиц полка
были Удостоены звания Героя Советского Союза.

Монумент представляет собой гранитную скалу, с которой «взлетает» истребитель. В качестве прототипа для мемориального самолета использован один из лучших истребителей Второй Мировой Як-3. Сооружен памятник военными строителями в июле 1944 года, реставрирован в 1994 году. Рядом с памятником установлены гранитные доски, на которых перечислены летные соединения и части, которые участвовали в освобождении Севастополя.

Теперь проследуем в левую сторону площадки. Здесь находится - небольшой беломраморный монумент, установленный в 1892 году над братской могилой русских и французских воинов. В ней покоятся воины, погибшие в последнем бою на Малаховом кургане 27 августа 1855 года.

Когда в последний день первой обороны французы ворвались на Малахов курган, русские предприняли несколько контратак, дрались самоотверженно, в результате потери были очень большими и с одной, и с другой стороны. Погибших в этом бою похоронили в одной могиле. Хоронили французы, которые высоко оценили мужество своих противников.

Над белым постаментом возвышается черная стела с черным крестом. Символизм цветов объясняет надпись на французском языке, выбитая на тыльной стороне монумента: "Их воодушевляла победа и объединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдата". На лицевой стороне памятника выбиты слова: «Памятник воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.».

В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно поврежден, восстановлен в 1960 году.

С этой площадки, которую французские солдаты прозвали «чертовой», начинается главная аллея Малахова кургана, возраст ее уже приближается к пятидесяти годам. Деревья на этой аллее высажены партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза, космонавтами (в том числе и Юрием Гагариным). Раньше у деревьев стояли таблички, на которых были написаны фамилии. Называлась эта аллея аллеей Дружбы.

А теперь пройдёмте по аллее. Итак слева вы видитеМощное корабельное орудие. Это подлинная корабельная пушка времен Второй мировой войны. Калибр пушки - 130 мм, дальность стрельбы - 20 км. На этом месте стояло второе орудие (впереди за деревьями - первое). В октябре 1941 года эсминец «Совершенный» подорвался на фашистской мине. С него сняли орудия, установили на суше. Так была создана батарея «Малахов курган». Пушки обслуживали моряки эсминца (60 человек), командовал батареей капитан-лейтенант Матюхин. Так и называли батарейцев - «матюхинцы». Батарея оказывала поддержку нашим частям на Мекензиевых горах (в 16 км к северу), на Северной стороне города.

Матюхинцы сражались до последних дней обороны. 30 июня 1942 года фашисты захватили Малахов курган. Силы были неравны. Ocтавшиеся в живых уходили на юго-запад Севастополя и там продолжали сражаться. Многих постигла участь других защитников города: они попали в плен. Пушки, которые вы видите, сняты с эсминца "Бойкий". Они точно такие же, как были на эсминце "Совершенный", и стоят здесь как памятники морякам, защищавшим Севастополь.

Пройдя немного дальше мы видим необычный памятник. Это дерево-памятник - старый миндаль, он пережил Великую Отечественную войну. Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, конечно, вся зелень погибла, и только маленькое обожженное деревце миндаля выжило и зацвело. На нем осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.

Теперь обратите внимание на центр аллеи, в ней установлена бронзовая рельефная карта бастиона «Малахов курган»(архитектор А. Шеффер). На карте указаны батареи, пороховые склады, укрытия - все, что было здесь во время обороны 1854-1855 годов. В районе угла, направленного в сторону противника, так называемого исходящего, обозначена Оборонительная башня, в которой теперь располагается филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Давайте пройдём к Оборонительной башне. Эта башня-донжон - единственное каменное оборонительное сооружение на бастионе. Оно было построено летом 1854 года на средства жителей Севастополя по проекту военного инженера Ф.А. Старченко. Построена башня из инкерманского камня. Толщина стен нижнего яруса - 152 см, верхнего - 88 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке было установлено пять крепостных восемнадцатифунтовых пушек. На башне укреплена мемориальная доска с наименованием полков и частей, защищавших Малахов курган во время первой обороны.

5 октября 1854 года в первую же бомбардировку Севастополя верхний ярус башни был снесен снарядами неприятеля, нижний же cлужил укрытием. В нем располагались перевязочный пункт, пороховой склад, походная церковь и штаб контр-адмирала В.И. Истомина, командовавшего четвертой дистанцией оборонительной линии (в которую входил Малахов курган). 7 марта 1855 года Истомин инспектировал выносное укрепление Малахова кургана, так называемый Камчатский люнет (впереди за оборонительной башней), где был убит наповал вражеским ядром, которое поразило его в голову. Это была большая потеря для защитников Севастополя.

Слева от башни вы видите Противоштурмовую батарею. На этом месте во времена войны, находилась фрунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Теперь пройдем вверх по дороге за башню. Здесь вы видите Батарею на гласисе, также здесь установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала Нахимова

28 июня 1855 года Нахимов стоял на гласисе и наблюдал за позициями французов. Как всегда, адмирал был в форме с золотыми эполетами, представляя хорошую мишень для французских штуцерников (штуцер - ружье с нарезным стволом). Командир четвертой дистанции, в которую входил Малахов курган, капитан первого ранга Ф.С. Керн (родственник Анны Керн) попросил его спуститься в укрытие, Нахимов довольно резко отказался. Несколько пуль ударили рядом в бруствер, он успел сказать: «Они сегодня довольно метко стреляют», как одна из пуль попала ему в левый висок. Никакие старания медиков не могли спасти адмирала, и через два дня, не приходя в сознание, Нахимов скончался.

В этот день скорбел весь Севастополь. Очевидец писал, что не было в городе человека, который с радостью не отдал бы свою жизнь за жизнь адмирала. 1 июля Павел Степанович был погребен рядом со своим незабвенным учителем Лазаревым и боевыми товарищами, погибшими на Малаховом кургане, Корниловым и Истоминым. В некрологе Нахимову сказано: «Мир праху твоему, умный, искусный и опытный, страстно любивший свое искусство и своих подчиненных, равно любимый ими, всегда хладнокровно-мужественный, добрый сердцем, великий умом и мужеством, честный, великодушный человек!". Близко знавшие адмирала Нахимова писали: «всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов». Всего себя он отдал военно-морской службе, не обзавелся семьей. Его сослуживцы-моряки были его семьей, все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга. «Все здесь так явно и сильно воодушевлено душой и силой Нахимова, что невозможно не осознавать, что он действительно олицетворяет настоящую эпоху, и нельзя представить, что было бы без него...» Ночевал, где придется, спал, не раздеваясь, потому что собственную квартиру отвел под лазарет для раненых, а личные деньги адмирала шли на помощь семьям моряков. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды. Появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным "Ура!". С Нахимовым умерла душа Севастопольской обороны.

Пройдя далее вы видите батареи Сенявина, Емельянова. Справа от батарей находится памятник Корнилову., установленный на месте ранения Корнилова (архитектор А. Бильдерлинг, скульптор академик И. Шредер). На постаменте, верх которого отображает часть укрепления, помещена фигура смертельно раненного адмирала. Правой рукой он указывает на город, его слова, сказанные перед смертью, начертаны ниже, звучат как призыв или даже приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». Справа - фигура матроса-артиллериста, которому придано сходство со знаменитым героем-матросом П. Кошкой. У подножия памятника - крест, выложенный по приказу Нахимова севастопольскими юнгами из вражеских ядер.

Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался. Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны с целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.

Начертанные на постаменте слова умирающего Корнилова приводили в ярость фашистских оккупантов, заплативших за взятие Севастополя страшную цену. Поэтому памятник они разрушили: бронзу вывезли, а постамент взорвали. Восстановлен памятник к 200-летию Севастополя. За основу был взят первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.Малахов курган - место подвига сотен, тысяч защитников города. Отметим, что среди тех, кто сражался на Малаховом кургане, был и отец «красного лейтенанта» Петра Шмидта - П.П. Шмидт, командовавший противоштурмовой батареей, а вместе со знаменитым Н.И. Пироговым и профессором Киевского университета X.Я. Гюббенет боролась за жизнь раненых и мать Шмидта Е.Я. Вагнер.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Вы очень хорошие слушатели. Я готова ответить на ваши вопросы.

Работа с туристами (продолжение)

Всегда тщательно взвешивайте что вы говорите. Пользуйтесь уважаемыми источниками, перепроверяйте информацию по нескольку раз. Даже если неправильная информация встречается часто, она от этого правильной не становится и не нужно ее рассказывать туристам. В качестве источников информации предпочтительны научные лекции, специализированные музейные издания, краеведческие журналы, книги, написанные историками. Телевидение, газеты, журналы, интернет стоят на последнем месте, т.к. там преобладает непроверенная или искаженная информация.

Во что превращается "экскурсия", созданная по байкам, выдумкам, телепередачам и современным книгам, можно прочитать здесь:
" Ночные экскурсии - одно из любимых летних развлечений скучающих горожан и любопытствующих гостей столицы, что подтвердилось аншлагом минувшей ночью. Ваш покорный не мог не сунуть нос в эту индустрию, захватив блокнотик для перловки) Бред выделяю курсивом , комментирую оффтопом . Поскольку отъезжали от Сухаревской, первой пострадала от фантазии экскурсовода ранее стоявшая там Сухаревская башня:

Выстраивая рассказ не забывайте, что в группе люди, которые по разному воспринимают информацию: большинство, конечно, визуалы, но есть и кинестетики, и аудиалы. Поэтому при описании объектов используйте слова, которые характеризуют не только ширину, объем дома, но и яркую окраску витражей, шорох листьев возле дома, неровности кирпичей в кладке. Есть люди, которым достаточно посмотреть на памятник, а есть те, которым для знакомства с предметом нужно его потрогать, ощутить.

Экскурсовод лишь передает информацию, взятую из проверенных источников. Он не выражает собственного мнения, тем более не навязывает его. Люди едут отдохнуть, узнать что-то новое, но не получить нравственные наставления или посвящение в какую-либо религию. В тоне разговора не должно быть давления, агрессии. Люди это чувствуют и далее поездка превращается в пытку, в навязывание мнения.

"Я, как профессиональный историк, прекрасно знаю, как увлечь аудиторию интереснейшими рассказами на исторические темы. Для своих лекций готовил десятки примеров, чтобы излагаемая под запись лекция не была слишком "сухой" и академичной, чтобы слушателям было интересно. Здесь же совсем не требуется готовить материал на уровне лекций. Достаточно знать основные факты и травить байки на эту тему, благо их более чем достаточно.
За границей так и происходит. Помимо того, что общий уровень знаний экскурсоводов на порядок выше, чем в московских турагенствах, никто не пытается учить туристов жизни, проповедовать им свои религиозные взгляды и политические воззрения. Возможно это связано с тем, что на экскурсии там попадает немного другой контингент. Хотя я не могу сказать, что на местных маршрутах ездят люди, которые ничего в жизни не видели и не бывали за границей. Но почему же уровень экскурсоводов "на экспорт" гораздо выше уровня "доморощенных"?
Обратно мы ехали без экскурсовода, избежав довольно скучной лекции о его религиозных воззрениях вперемешку с квасным патриотизмом. А той части группы, с которой он остался я не завидую, не смотря на то, что им представилась возможность просто погулять по этому невероятному городу...."

Рассказывайте интересно, с выражением, захватывающе:
"...нас возили на экскурсию в Ломоносов. Экскурсовод настолько нудно говорила, что хотелось повесится! Это просто пытка."
"...во время рассказа экскурсовода об обороне и сдаче Одессы мужчины плакали (реально утирали слезы)"

Если вам предстоит вести экскурсию в храме, нужно заранее получить на это разрешение (благословение) у священника. Если вы получили его, не забывайте, что рассказ нужно вести относительно тихим голосом, не мешая находящимся в храме верующим. Громкий голос в храме неуместен. Также стоит помнить, что спиной к алтарю, к иконам не стоят. Можно встать к ним боком или чуть в стороне, образуя треугольник с группой.

Рассказ должен быть интересным, всесторонним и не превращаться в сухое описание фактов. Например, проезжаете мимо какого-либо предприятия, телебашни, Мосфильма, ботанического сада - расскажите какие интересные там проходят экскурсии, как на них можно попасть, как сюда проехать.

"Да, это беда многих рассказчиков и экскурсоводов: они не всегда понимают, что собеседникам могут быть интересны причины необычных (нелогичных) технических решений, а не только история создания"

"Были на экскурсии по Минску 25 июля. Минск понравился очень, а экскурсовод Маргарита нет. Экскурсия не была познавательной, одни сухие исторические факты, даты. Сама Маргарита изнывала от жары и постоянно жаловалась, что ей плохо."

Говорите достаточно медленно, с выражением. Темп речи и ее подача должны быть такой, чтобы вас хотелось слушать, чтобы можно было запомнить и осознать услышанное. Иначе может получиться так:

"...я была просто ошарашена. Мой мозг не то что не успевал переваривать информацию, некоторую он просто не воспринимал:-) Гид говорил очень быстро, очень самоуверенно, не всегда связно и такие вещи, которые противоречат школьным учебникам (в частности — об образовании Петербурга) "

"...экскурсовод, молодая девушка, студентка очень внимательно и по делу рассказывала про город и легенды города. В конце экскурсии в автобусе раздались аплодисменты, экскурсовод и водитель несколько смутились. :) А нам даже уходить от них не хотелось "

Обобщайте увиденное, подводите итог сказанному. Это поможет туристам лучше запомнить и понять увиденное.

"Убедилась, что экскурсовод таки нужен, ибо он структуризирует увиденно-услышанное."

Если вас пытаются перебить вопросом на середине рассказа, не обращайте внимания. Когда закончите рассказ можете обратиться к человеку, попросить повторить его вопрос.

Если во время рассказа вокруг совершается что-то внезапное, что отвлекает внимание людей (например, свадебная процессия, собаки, белки), стоит выдержать небольшую паузу и затем продолжить.

Выстраивая рассказ, говорите от общего к частному. Сначала расскажите где находимся, что нас окружает и затем уже приступайте к описанию конкретного объекта. Нельзя начать рассказ сразу с какой-то истории, которая произошла в некоем доме. Люди просто не поймут о каком именно доме идет речь, куда смотреть и где вообще они находятся.

Используйте логические переходы. Не прыгайте от факта к факту. Куча мала информации никому не нужна. Отрывочные сведения усваиваются с трудом.

Когда говорите важную информацию, давайте ссылку на источники. Иначе вашу речь могут почитать голословной или выдумкой.

Понятно, что трудно после трехсотого или тысячного раза рассказывать так, как будто в первый раз. Но все же от вашего актерского таланта, воодушевления, зависит мнение людей и полученные ими эмоции о прогулке.

"А более всего запомнились экскурсоводы, которые включены в стоимость билетов, и я послушал лекции аж от трех. Так живо, с душой и в красках рассказывают! Последнюю, третью девушку-экскурсовода я даже начал записывать на диктофон"

Экскурсовод - организатор, но не погонщик людей. Если вы целый день работаете группой, уместно будет перед началом поездки всех предупредить, что на выходах вы сначала 5-10 минут рассказываете интересное, а потом - свободное время. Потому что люди часто нервничают, смотрят на вас - волнуются что не успеют сделать фотографии и купить сувениры. Важно дать им на это время. Иначе может получиться так:

"Была в Костроме 1 раз, на экскурсии. Ужасное впечатление осталось - холод собачий, хотя всю остальную теплоходную поездку держалось тепло. Экскурсия скомканная, экскурсовод - громкая нервная тетка, много командовала, мало рассказывала."

Не держите людей долго на одном месте. 10 минут вполне хватит. Потом люди отвлекаются, беспокоятся, что не успеют сфотографировать, а в холодное время - замерзают.

Не размахивайте бессмысленно руками, отслеживайте свои жесты. Движениями рук вы направляете взгляд туристов, помогаете им не только смотреть, но и видеть.

При общении с людьми не пользуйтесь излишне темными солнечными очками. Люди должны видеть ваши глаза, это уважение. Если солнце очень сильно мешает, поможет головной убор с широкими полями.

В зависимости от положения солнца, во время рассказа людей расположите так, чтобы солнце им не било в глаза. Ели стоит жаркая погода - поставьте группу в тень, если холодная, наоборот, выберите солнечное, закрытое от ветра, место.

Если на маршруте запланирован обед, не забывайте, что экскурсовод садиться кушать последний. Вначале он должен проверить все столы - как рассадили людей, всем ли хватает столовых принадлежностей, что именно подали туристам (сравните с информацией турфирмы). Если вы путешествуете на автобусе, позаботьтесь о том, чтобы водителя тоже накормили. Экскурсоводы, водители, менеджеры обедают за отдельным столом от туристов.

Давайте то, количество информации, которое люди могут усвоить. Не нужно перегружать их лишними фактами, отвлеченными темами и специфическими терминами. Делайте маленькие паузы. Они необходимы для осознания и усвоения информации.

Сколько положено говорить экскурсоводу? Например, экскурсия рассчитана на 6 часов. Если это прогулка по городу, то экскурсовод говорит 6 астрономических часов. Если за городом - 6 академических, т.е. каждые 45 минут он имеет право делать перерыв на 15 минут. На обратном пути экскурсовод, как правило, не говорит. Туристы в это время отдыхают, кто-то спит, кто-то делится впечатлениями с соседом, кто-то слушает музыку.

Иногда на экскурсиях бывают люди, которые испытывают недостаток общения. Они задают вопросы, на которые им не нужны ответы. Им нужно время и внимание. Если у вас есть возможность, подарите им это.

Если турист высказывает свою точку зрения на предоставленную информацию и говорит неправду, не спорьте с ним. Все имеют право заблуждаться. Ваша задача - дать знания, а усвоить их - персональная работа каждого. Может усвоит, может нет, дело добровольное.

Если у вас была загородная автобусная экскурсия и вы возвращаетесь обратно, заранее предупредите туристов о том, что автобус следует без промежуточных остановок до точки начала экскурсии. Люди должны быть информированы об этом заранее. Иначе при подъезде к городу по автобусу будет устроена процессия из "ходоков" к водителю и каждый будет просить остановить его там-то. Такие ситуации часто нервируют водителей. Ведь экскурсионный автобус - не такси и водитель не должен группы людей высаживать то здесь, то там, снижая скорость, перестраиваясь и теряя время. За временем поездки также следит экскурсовод. Он должен по окончании экскурсии документально зафиксировать время остановки автобуса, когда его покинул последний турист. Иначе туристическая компания будет переплачивать за время переката автобуса.

По окончании экскурсии напомните туристам, что вы можете ответить на их вопросы. А вопросов обычно много.

Экскурсовод старается сделать прогулку интересной, наполненной достоверной информацией. Причем подает ее так, что туристы многое понимают и запоминают. Они получают знания и возможность для дальнейших размышлений и, возможно, самостоятельного чтения и прогулок. Здорово, когда работа одного человека побуждает находить интересное в новых объектах.

В завершение экскурсии обязательно подведите итоги - скажите кратко где побывали, что увидели. Поблагодарите своих коллег за организацию прогулки и туристов за внимание. Обычно после этого следуют апплодисменты:) Ваша награда за хорошо проделанную работу.

2.3. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический , тематический и тематико-хронологический .

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, "Архангельск строится", "Литературное Подмосковье" и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные .

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными "пробками", ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Комплектование "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты "портфеля экскурсовода" и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки "Организационные указания". Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов "портфеля"; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

На титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему - "Тюмень - ворота в Сибирь": "Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А.С. Пушкина или цитатой - высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края". Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Таблица 2.1

Образец методической разработки экскурсии

Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
Новая Басманная ул. - М. Разгуляй - Бауманская ул. Проездом Новая Басманная ул.; собор св. Павла;
д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.
Подтема I: Пушкинская Москва
1. Бывшая Немецкая слобода -
один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
2. Новая Басманная ул. - уголок Пушкинской
Москвы
Рассказ ведется при замедленном движении автобуса 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах
2. Характеризуя облик Немецкой слободы
конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать
в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранившихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)
Бауманская ул., д. 8/10 Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 Здание школы им. А. С. Пушкина,
мемориальная доска
с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания
3. Место рождения поэта
4. "Моя родословная"
5. Детство поэта
Группу вывести из автобуса, подвести
к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к па­мятнику
А. С. Пушкина, расположив группу так, чтобы был виден двор школы, памятник, здания слева и справа от него
3. Словесная реконструкция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова,
в котором родился А. С. Пушкин.
Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений "Моя родословная" и "Гости съезжались на дачу". Использовать "портфель экскурсовода" (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных
А. С. Пушкина).
Вариант логического перехода темы:
"В. Л. Пушкин - оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта"

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе "Маршрут экскурсии " называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе "Остановки " называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: "Набережная реки Волги" или "Центральная площадь". Правильнее записать: "Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову".

В графе "Объекты показа " перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа "Продолжительность экскурсии ". Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов " содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в одна из подтем носит название "Полтава в Северной войне между Россией и Швецией". Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, - "Шведы на Украине" и "Полтавская битва". В подтеме "Новь старого города" раскрываются основные вопросы: "Жилищное строительство в городе", "Развитие культуры и искусства", "Строительство спортивного комплекса". Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе "Организационные указания " помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования". В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа "Методические указания " определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии "Мемориальный комплекс "Хатынь" по объекту "Линия обороны 100-й стрелковой дивизии" даются два методических указания: "При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР" и "Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия".

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода", включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, "После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом", "Экскурсоводу следует объяснять термины...", "При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов..." и т. д.).

Составление индивидуального текста

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст , который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи "исполнителя". Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувство экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают "стандартны". Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Рассказ и индивидуальный текст

Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит. "Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая установка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.)". Однако не меньшую роль играет речь, ее свойства, структура, особенности.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивидуальность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскурсии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен.

Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода.

В ходе экскурсии экскурсовода "торопят" объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание экскурсантов на ногах и на открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находившиеся перед группой памятники, сжато рассказывать о связанных с ними событиях.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин "язык объекта". Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить "заговорить" объект.

Техника использования индивидуального текста

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов , которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одой подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами . Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является "переходным мостиком" от одной части экскурсии к другой. (Например, "А теперь проедем по площади", "Сейчас мы с вами последуем дальше", "Давайте осмотрим еще одно примечательное место"). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, "Теперь посмотрите сюда" или "Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом"). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь "переходным мостиком" между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии . Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше и меньше.

Прием (сдача) экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д.

Утверждение экскурсии

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Выводы

Обязательная документация по теме. Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы. Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

Таблица 2.2.

Документация, необходимая для каждой темы

№ п/п Название документа Содержание документа
1 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов
4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий
5 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
6 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия
7 Методическая разработка на тему Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
8 Материалы экскурсии Материалы

Введение…………………………………………………..3

1. Предмет и иды экскурсионной методики.

1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5

1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8

2. Классификация методических приемов.

2.1 Классификация методических приемов………….14

2.2 Методические приемы показа……………….…...17

2.3 Методические приемы рассказа………………….25

3. Особые методические приемы.

3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35

3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39

4. Техника ведения экскурсий.

4.1 Техника ведения экскурсий………………………42

Заключение…………………………………………………..51

Библиографический список……………..……………….…52

Введение.

Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

Методику разделяют на общую и частную.

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Экскурсионная методика состоит из нескольких само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

Методики разработки новой для данного бюро темы;

Методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

Методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

Методики проведения экскурсии;

Методики после экскурсионной работы.

1.Предмет и виды экскурсионных методик.

1.1 Предмет и виды экскурсионных методик.

Методика проведения экскурсии – это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:- методики разработки новой для данного бюро темы;- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но ужеразработанной в данном бюро;- методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии; - методики проведения экскурсии;- методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

1.2 Методика подготовки экскурсий.

Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из раз­делов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редак­тирует подготовленный материала руководитель творческой группы.

Подготовка делится на два этапа:

Предварительный - подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления зна­ний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

Непосредственный - составление экскурсионного мар­шрута, обработка фактического материала.

Кроме того, проводится работа над структурой мето­дической разработки: вступление, основная часть, за­ключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее це­лесообразных методических приемов показа и рассказа кон­кретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуаль­ный текст. Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из "портфеля экскурсово­да" и когда лучше продемонстрировать. Методическая раз­работка составляется на каждую тему экскурсии.

Методическая разработка является обязательным доку­ментом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.

Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскур­сии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.