Советы

Монументального форта амбер в 11 км от. Амбер форт и другие форты Джайпура - Phototravel самостоятельные путешествия

Амбер форт
Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями. Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века. Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека.

При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы. Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку, изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешёченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились но достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвящённому Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и- кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индийской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангалдар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.
На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.

С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.

ДВОРЕЦ ВЕТРОВ

Дворец Ветров (Хава-и-Махал) — архитектурная жемчужина Джайпура, столицы индийского штата Раджастхан. Розовый город — так называют Джайпур за необыкновенный цвет зданий в старой, княжеской части. Розовый - цвет местного строительного камня-песчаника, из которого сооружён и Хава-и-Махал. Построил его махараджа Пратап Сингх в 1799 г. для своего гарема и женщин двора, чтобы они могли, не показываясь на публике, любоваться уличными процессиями и праздниками. Пятиэтажный фасад Воздушного дворца, глубиной всего в одну комнату, выходит на одну из главных улиц Джайпура. Трапециевидная форма фасада и оригинальные приёмы отделки создают впечатление лёгкости и устремлённости ввысь.

Во дворце небывалое количество окон и окон- фонариков, покрытых резными каменными решётками, - 953! Окна причудливо изогнуты в верхней части, а фонарики венчаются маленькими куполами. Всё это, а также множество переходов, балконов и лесенок наводит на сравнение дворца Ветров с кружевами.
Хава-и-Махал является составной частью дворцового княжеского комплекса Чандра Махал - здании и сооружений из красного песчаника в центре Джайпура. Дворец Ветров имеет и ещё одну уникальную особенность: даже в самые жаркие дни прохладный ветер продувает все его помещения. Этому способствуют необычное расположение зарешеченных окон (решётки усиливают вентиляцию) и толщина фасадной стены всего в 0,2 м. Говорят, именно это и подсказало название - дворец Ветров знаменитому на весь мир сооружению.
Воздушный дворец настолько своеобразен, что в последние годы распространилось мнение, будто на самом деле сооружение было декоративным, не предназначенным для жилья. Как бы то ни было, дворец Ветров и по сей день продолжает дарить людям возможность насладиться своей уникальной красотой.

Водный дворец (Джаг Нивас), летняя резиденция махараджей Удайпура (штат Раджастхан, Индия), возведён на островке озера Пичола примерное 250 мот берега.
Раджпутские архитекторы умели строить княжеские дворцы посреди озёр и прудов на естественных или насыпных островах, создавая полную иллюзию буквально вырастающего из воды сооружения. Такой приём позволял достигнуть двух целей: во-первых, водное пространство являлось дополнительным препятствием и обеспечивало оборонительные преимущества; во-вторых, вода создавала особый микроклимат в зданиях.

Издалека беломраморный комплекс смотрится как единое целое, но на самом деле это два дворца — Диларам и Бари Махал. Они связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами и беседками. Известный путешественник Дж. Тод, один из первых иностранцев увидевший это архитектурное чудо, писал: «Дворец на озере… построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — всё сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стёкла, расцвеченными всеми цветами радуги… Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи… Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу…».
В настоящее время Джаг Нивас является одним из самых романтических отелей в мире и дарит посетителям уникальную возможность любоваться водной гладью озера прямо из окон.

Путешествие на слонах к форту Амбер

К форту Амбер на слонах

С достопримечательностями Джайпура моё знакомство началось из форта Амбер. Он в 11 км от города, вспоминает Людмила.
Форт Амбер ещё называют как крепость-дворец Амер. Раньше он был столицею штата Раджастан. Но с 1727 года столицу штата перенесли в Джайпур.
Началась экскурсия из того, что утром за мной заехал гид на такси, рассказывает Людмила. Вместе с двумя киргизочками, что уже сидели там, мы поехали к форту.
Сразу за городом равнинная местность сменилась холмами с жиденькой растительностью. Ехали не долго, вскоре увидели и древние оборонительные строения. Они расположились на холмах, а вдоль гребней вились многокилометровые оборонительные стены с башнями. Если я была бы в Китае, то подумала бы, что передо мною знаменитая Китайская стена.

Вид на форт Амбер из городка, что у подножия холма

На самой вершине большого холма прочно зацепился форт Джайгарх. А на склоне, чуть ниже середины, на плато раскинулся форт Амбер, окружённый мощными крепостными стенами цвета янтаря.

Поговаривают, что название он получил от перевода на английский язык слова янтарь. Но оппоненты утверждают, что его назвали в честь богини Амер. Как бы там ни было, но стены форта жёлтые, и соорудили их из местного песчаника. Они очень хорошо отражаются в озере Маота, что расположилось ниже. А рядом с озером, у самого подножия холма, приютился древний городок.

К форту Амбер вели три дороги: одна для пешеходов, другая для машин, третья для слонов. Кстати, очень удобно придумали — никто друг другу не мешает. Дорога не тяжёлая, подниматься пешком всего минут 10. Но где же мы пойдём пешком, если можно проехаться на слонах!

Выстояв очередь у касс для посадки на такое экзотичное «такси», и уплатив 450 рупий, мы взгромоздились на приспособление в виде качалки, что на спине у слона, и сильно покачиваясь, медленно двинулись в путь.

Не скажу, что это была очень приятная прогулка, из-за соответствующих запахов, ведь по дороге поднималась целая вереница разрисованных слонов. Но всё так необычно! Вспомнился Таиланд, у меня там был первый опыт катания на слонах. В конце пути, у ворот форта подбежал индус, и с ловкостью жонглёра водрузил на наши головы по тюрбану, конечно не бесплатно, тут же стребовал за головной убор 100 рупий.

Тюрбан стоимостью в 100 рупий — приложение к экзотическому такси

Форт Амбер разделен на 4 части. Каждая часть имеет свои ворота и свой дворик.
В крепость мы въехали через главные ворота – Сурадж Пол (Солнечные ворота), и попали во внутренний дворик с кассами и стоянкой для слонов.

Стоянка такси в крепости

Здесь спешились, купили за 150 рупий входные билеты в королевские палаты (это такие цены для туристов, для местных 25 рупий), прошли через ярко-разрисованные цветочным орнаментом трёхъярусные знаменитые ворота Ганеша. Раньше через эти ворота проходил только сам раджа, члены его семьи и прислуга, а сейчас — тысячные толпы туристов.

Над самым входом ворот разместилась фигурка слоноподобного бога Ганеша, ведь по преданию она обеспечивает удачу во всех делах, устраняя разные помехи. Фигурка выполнена умелыми мастерами из цельного коралла.

За воротами нашему взору открылся весь дворцовый комплекс. Меня просто ошеломила красота дворцов, что прятались за суровыми стенами грозной крепости. Роскошь и изящество поражали. Архитектурные строения, выполненные из мрамора и красного песка, красовались в зеркалах и позолоте! В строениях дворцового комплекса великолепно сочетался индусский и могольский архитектурные стили. Основные дворцы:

  • Зал общих аудиенций – Диван-И-Ам;
  • зал частных аудиенций – Диван-И-Кхас;
  • зал победы, или Зеркальный дворец – Джай Мандир;
  • зал развлечений, или Дворец удовольствий – Сукх Нивас.
Поразила красота Зеркального дворца – Джай Мандир. Это покои самого раджи.

Зеркальный дворец

Стены дворца украшены инкрустированными индийскими панелями с резного мрамора с изображением цветов и изящных фигурок.

Сводчатые потолки выполнены из зеркальной мозаики.Тысячи маленьких зеркал, золоченые плитки и стекло выложены так, что малейший лучик света освещает весь зал и зажигает звёздное небо. Эффект изумительный.

В те времена, когда строили зал, такие зеркала делали только в Европе. Стоили они дорого, а ещё доставка их в форт обошлась правителям в немаленькую сумму. О чудесном виде зала слагались легенды, многие мечтали его посетить!
В зале публичных аудиенций – Диван-И-Ам удивляют красивые сдвоенные мраморные колонны, с головами слонов наверху. Хоботы слонов как будто бы удерживают потолок.

А рядом, 27 кабинетов с белоснежными мраморными колоннами. Здесь заседала местная знать.

Напротив Зеркального дворца разместился Дворец удовольствий – Сукс Нивас, тоже необычное строение. Он весь из белоснежных мраморных комнат.

Дворец удовольствий

Двери из сандалового дерева с инкрустацией из слоновой кости. В стенах комнат очень много отверстий для прохладного воздуха и желобов, по которым течет вода, охлаждая помещения. Можно сказать, что эта система охлаждения — предшественник современных кондиционеров.

Охлаждение водой мраморного Дворца удовольствий

В женских покоях (зенана) комнаты спроектированы довольно хитроумно. Раджа посещал одну из своих жён или наложниц в её комнате, не будучи замечен другими жёнами.
На третьем ярусе ворот Ганеша есть беседки, с которых открываются отличные панорамные виды.

Панорамный вид из окон беседки

Из окон беседок женщины имели право наблюдать за гостями дворца. За красивыми ажурными решётками их не было видно с внешней стороны.

Вот сижу я одна у раскрытого окна

В одном из внутренних двориков расположился королевский сад Чар Багх (Сад радостей земных). Он совершенно не похож на привычные для нас сады. Когда-то пышный и красивый, сейчас он смотрелся скучно. Среди мраморных дорожек, что разделяли садик создавая строгий узор, росли чахлые насаждения. Их когда-то орошал фонтан, но он к сожалению не работал.

Садик у Зеркального дворца

Форт Амбер оставил в памяти двойственное впечатление. С одной стороны — это мощное укрепление с хозяйственными постройками: с конюшнями, слонами, большими казанами, где варили во дворе еду для прислуги и жила охрана форта.

Такой вот котелок

С другой стороны — воплощение восточного рая, где знать наслаждалась тишиной и покоем, окружив себя роскошью дворцов с изящными колоннами, ажурными решётками, резными балкончиками, бесчисленными арками и уединёнными беседками на углах крыш. Разные миры – разная жизнь.

Сегодня расскажем о форте Амбер . Форт Амбер расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастанского форта, стоит на плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (крепость Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру.

Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

История и архитектура форта Амбер

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джай Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады.

Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Достопримечательности форта Амбер

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джай Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями, предназначенными, скорее, для всадников на конях, чем для пешеходов.

За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. После Ворот Солнца следуют Чандра Пол (Ворота Луны), которые ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к храму Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.


Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника.

Примечательно, что капители колонн сделаны в форме голов слонов, их воздетые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота - Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу).

На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир - его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом.

Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джай Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джай Нивасе расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), а также диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками.

При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастане во время правления раджпутов - княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

На самом верху Джай Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джай Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.


У меня, конечно, до сих пор слово «Амбер» ассоциируется с «Хрониками Амбера» Роджера Желязны, но теперь наверное придется немного скорректировать свои представления.

Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.

С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.

В форт обычно туристы добираются по так называемой «дороге слонов», по которой в свое время в форт доставлялись боеприпасы и провизия. Перед посадкой на слонов нас окружили многочисленные торговцы, предлагающие деревянные сувениры. У них можно по дешевке купить симпатичных деревянных слоников и верблюдов. Торговаться местные жители начинают с 3-х статуэток за 1000 рупий, но при особом упорстве можно снизить цену и до 10 статуэток за 1000 рупий. Эти фигурки сделаны несколько грубо, но как сувениры друзьям и знакомым они вполне подойдут.

Они сразу предупреждают, если купить что-нибудь еще до посадки на слона, то торговцы еще долго будут преследовать вас, путаясь под ногами слона и выкрикивая все более выгодные предложения. У одного из таких приставал мы все-таки купили нескольких слоников и забавные тряпичные куклы махараджи и махараши.

Лучше сувениры покупать уже на обратном пути. Там они будут дешевле и не придется все время таскать их с собой. Перед посадкой можно выбрать слона на любой вкус и цвет… Большого или маленького, грозного или добродушного, украшенного расписными узорами или богато украшенного яркими тканями и необычными украшениями.

Отдельная достопримечательность здесь - лестница со специальными широкими ступенями для удобства конных всадников. Через ворота Джаи Пол посетители форта попадают в огромный внутренний двор, за которым следуют следующие ворота - Сурадж Пол (Ворота Солнца). Они, в свою очередь, ведут в служебный двор Джалеб Чоук, где были расположены воинские казармы и конюшни.

После Ворот Солнца следуют Чандра Пол - Ворота Луны, которые приводят нас к храму Нарасингхе. В индийской религиозной мифологии это человек-лев, одно из воплощений бога Вишну. Тут же расположен и храм Джагат Широмани (Сокровище Мира), с просторным молитвенным залом.

Миновав Ворота Льва, гости форта попадают к павильону (диван-и-ам), в котором проводились официальные аудиенции. Сводчатая крыша павильона опирается на сорок колонн из красного песчаника и белого мрамора. Капители колонн выполнены в форме слоновьих голов, а воздетые вверх хоботы являются опорой для крыши. Павильон соседствует с террасой, окруженной декоративной решеткой. С террасы же открывается потрясающий вид на окружающий ландшафт.

Сквозь ворота Ганеша Пол экскурсанты проходят во внутренний дворик, где стоят жилые палаты властелинов и расположился небольшой уютный садик. Одно из помещений носит говорящее название - Место Радости (Сукх Нива). Деревянные резные входные двери инкрустированы благородным сандалом и слоновой костью. В помещении устроена система водяного охлаждения, с мраморным каналом и небольшим водопадом, который спадает во внутренний садик.

Отдельная достопримечательность форта Амбер - элегантный дворец Джаи Нивас, построенный из белоснежного мрамора. В нем стоят Зеркальный дворец Шиш Махал и Комната славы Яш Мандир. Также устроен диван-и-кхас, отдельное помещение, стены которого полностью покрыты живописными рисунками и узорами.

Нижние панели стен обрамлены по краям особой каймой, отделанной полудрагоценными камнями. Ну, а верхние участки стен расписаны и инкрустированы мозаикой, осколками полудрагоценных камней, позолоченных плиток, стекла, а также зеркал. Вечерами туристы получают удовольствие, зажигая огоньки свечей либо зажигалок и любуясь неожиданным эффектом звездного неба, создаваемым тысячами отражений.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастхане во время правления раджпутов — княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

В помещениях амбер форт царила прохлада и полумрак по контрасту с залитыми лучами солнца открытыми дворами. Возможно, по европейским меркам покои производят несколько угрюмое впечатление. Но только так можно было спастись от безжалостного, палящего большую часть года солнца. Как в старые времена, к Джаи Пол (главным воротам Амбер Форт ) можно подъехать на слоне. Сад Даларамы расположен на маленьком острове озера Маота и назван так в честь первого архитектора города Джайпура. Путь в личные апартаменты дворца амбер форт проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

Терраса Нат Махал, расположенная в верхней части Джаи Нивас, в прошлом служила местом, где проводились торжественные заседания двора. А занана - это жилая зона, представляющая собой лабиринт из спален, ванных комнат, кухонь, кладовок и закрытых террас. Здесь, в уединении, проживали королевы и их дочери, юные индийские принцессы.

Изящные балкончики, тонкие колонны и каменные решетки, многочисленные арки и беседки по углам крыш, многочисленные украшения форта Амбер производят впечатление настоящего восточного рая, созданного для тихих наслаждений красотой и покоем.

Изначально крепость, известная сейчас под названием «Форт Амбер», была лишь дворцовым комплексом, придатком военной крепости, известной сейчас как «Форт Джайгарх». Джайгарх и Амбер были (да и по сей день ) соединены защищенными стенами-переходами и подземными тоннелями… Между Амбером и Джайгархом лежит целый квартал древних домов и строений, лишь малая часть из которых обитаема. Остальные представляют собой живописные руины, разбросанные по склонам холма…

Если вы приехали в Джайпур не на один день, то смело можете посвятить пару дней на пешеходное обследование старых стен и башенок соседних скалистых гряд. Виды, которые вам откроются оттуда будут на 100% уникальными, которые не будут доступны ни одному «организованному» туристу. Кстати, о названии форта, да и вообще города — существует как минимум 2 версии происхождения названия, которыми вас будут пичкать гиды: (1) Вам покажут в сторону городка, что где-то там (палец гида делает круг, охватывающий площадь в 2 раза большую, чем несколькотысячно населенный Амбер ) стоял великий храм в котором была статуя (не помню кого, пардон ) из цельного куска янтаря (Amber по-английски янтарь, на всякий случай если кто не знает ); (2) Вам попадется совсем тупой гид, который скажет, что янтарь жёлтый и дворец из желтого песчаника, поэтому типа было названо как янтарь. Верить в эти версии можно только если верите в Деда Мороза…

Водный дворец (Джаг Нивас), летняя резиденция махараджей Удайпура (штат Раджастхан, Индия), возведён на островке озера Пичола примерно в 250 м от берега. Раджпутские архитекторы умели строить княжеские дворцы посреди озёр и прудов на естественных или насыпных островах, создавая полную иллюзию буквально вырастающего из воды сооружения.

Такой приём позволял достигнуть двух целей:

1. Водное пространство являлось дополнительным препятствием и обеспечивало оборонительные преимущества;

2. Вода создавала особый микроклимат в зданиях.

Издалека беломраморный комплекс смотрится как единое целое, но на самом деле это два дворца - Диларам и Бари Махал. Они связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами и беседками. Известный путешественник Дж. Тод, один из первых иностранцев увидевший это архитектурное чудо, писал: «Дворец на озере… построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — всё сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стёкла, расцвеченными всеми цветами радуги… Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи… Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу…». В настоящее время Джаг Нивас является одним из самых романтических отелей в мире и дарит посетителям уникальную возможность любоваться водной гладью озера прямо из окон.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Текст статьи обновлён: 29.05.2018

Готовый план путешествия по Индии вызвал у меня только одно нарекание: в большинство мест мы пребывали затемно, а значит, будет труднее торговаться с рикшами. Да и в темноте искать жилье сложно — пришлось гостиницы бронировать заранее. В Дели администратор спросонья не мог найти мою бронь в «Vivek Hotel». Заселение в Джайпуре тоже прошло не совсем гладко.


Но, обо всем по порядку. Поезд №14659 «Delhi Jaisalmer Express» прибыл на станцию Джайпур почти без опоздания: приблизительно в 12 часов ночи. Вышли на улицу и сразу были окружены кольцом галдящих моторикш, желающих, за каких-то жалких 300 рупий увезти двух белых туристов, куда им заблагорассудится. А заблагорассудилось нам попасть в чудесный недорогой отель «Rawla Mrignayani Palace», что расположен всего в полукилометре от таких раскрученных достопримечательностей Джайпура, как Городской дворец (City Palace), Дворец ветров (Hawa Mahal, Хава-Махал) и обсерватория Джантар-Мантар (Jantar Mantar). Платить 300 рупий в наши планы не входило и торговаться желания от усталости не было. Поэтому договорились с Катей, что выйдем с привокзальной площади в «город», и там уж рикши должны быть сговорчивее.

На улице цена проезда начиналась с 200 рупий, договорились же за 60 индийских рублей. Грузим поклажу и мчим по ночному городу. Однако, признаться, червь сомнения меня грызет: моторикша, как мне показалось, не совсем уверено читал адрес гостиницы (напротив отеля «Silver Art Palace» рядом с Subhash Chowk).

И точно! Отъехал километра два от вокзала, притормаживает и расспрашивает дорогу у прохожего, потом оборачивается к нам:

— У-у-у, Сэр! Отель, как оказалось, необычайно далеко! Могу завезти за 160 рупий.

— Нет, брат, мы договорились за 60…

— Ну, я же не знал. В такую даль не повезу.

— Тогда высаживай!

— Да и пожалуйста!

Моторикша, недовольно торохтя, скрывается в темноте, а мы с чемоданом и фоторюкзаком, набитым дорогущей фототехникой, остаемся у какой-то эстакады, под которой местные бомжи, закутавшиеся в тряпье, жгут костры, чтобы согреться холодной февральской ночью.

М-м-да… Говорил же мне хороший знакомый: «Кроилово ведет к попадалову!». Делать нечего, проезжающие со стороны железнодорожного вокзала рикши едут занятыми, поэтому переходим дорогу и ждем с другой стороны эстакады, в надежде вернуться к начальной точке путешествия по Джайпуру. Тут из темноты железным зелено-желтым лебедем выплывает наш спаситель-моторикша:

— Куда желаете, Сэр?

— Отель «Rawla Mrignayani Palace», 150 рупий.

— Поехали! – соглашаемся мы охотно, поскольку хочется быстрее уже лечь спать.

Вот беда! Приехали в одно место – гостиницы там нет, в другое – тоже. Рикша несколько раз останавливался и спрашивал у редких ночных прохожих – не может найти.

Как назло, ваучер бронирования я не распечатал, и даже не скачал на нетбук, а сим-карту индийскую мы не купили, навигатора на телефоне у водителя нет, приложение Maps.me, почему-то, не подключается к спутникам.

В общем, заехали в какие-то трущобы, остановились и… такое чувство, что рикша сейчас скажет: «Да пропади пропадом ваши 150 рупий, я уже на 300 накатал. Освободите транспортное средство, господа белокожие туристы!»

Нет, он не сдался. А я открыл карту в Maps.me и, без соединения со спутниками, показал крупным планом, как добраться к «Rawla Mrignayani Palace». Вот так, во втором часу ночи мы все же нашли свою гостиницу.

Экскурсия в Форт Амбер (Amber Fort, Amer Fort)

Отель «Rawla Mrignayani Palace» действительно похож на дворец. И стены розовые, как везде в Джайпуре, и архитектура – арки, как и в многих индийских старинных городах.

Спалось хорошо. Утром обратил внимание, как плотно закрыты все ставни, открыл дверь и понял причину: прямо под окнами — стая макак. Не закроешься, утащат еще документы! Время завтрака мы проспали, администратор предложил выбрать из меню. Ай, не хотим! Найдем покушать на улице…

Как бы не так! Вдоль дороги — одни лишь мастерские да неприглядные магазинчики. Прошли, наверное, километр, пока нашли квартал с ужасного вида ресторанами… Ну, время тикает, на осмотр Джайпура у нас лишь полдня, поэтому капризничать нечего, и завтракать пришлось в таком антисанитарном месте, что до сих под содрогаемся. И удивляет, что у нас не было проблем с животом.

По отзывам туристов, доехать к этой крепости на автобусе совсем не оставляет труда: рядом с площадью у Дворца ветров (Хава-Махал) находится автобусная остановка обычных ПАЗиков. Проезд стоит 20 рупий, но нам уже некогда искать остановку, едем в Амер на моторикше (150 рупий — минут 10-15 в пути, переплатили явно).

Честно признаюсь, форт Амбер был тем спусковым крючком, из-за которого я вообще решился ехать в Индию еще в первый раз, осенью 2015 года. Откройте отчет Миши Шмакова (ссылка внизу): янтарные стены, изумрудные холмы с извивающейся «Китайской стеной», черно-синее грозовое небо и стая птиц над башнями цитадели… Вот что растопило мое сердце и заставило купить билеты в Дели…

Дорога к форту Амбер пролегает через живописные холмы. По пути справа виден Дворец на воде (Джал-Махал, Jal Mahal), на берегу озера – бесчисленная стая пеликанов, высоченные верблюды катают туристов. Ребята, в Джайпуре мне нравится в 2 раза больше, чем в Дели. Очень красиво!

Не доезжая с полкилометра до входа, рикша сделал остановку, чтобы я запечатлел знаменитый вид крепости Амбер.

Прямо подо мною обрыв. Если хотите снять восхитительное фото Амбера, приезжайте сюда в режимное время, от входа вернитесь вот к этому месту, но на берег озера, и сфотографируйте кадр с отражением крепости в воде. Вот тогда будет «ах, красота»!

Над Амбером возвышается форт Джайгарх (или Джейгар, Jaigarh Fort), в него мы тоже обязательно попадем, поднявшись по крепостной стене.

В моих записях, собранных, при подготовке поездки в Индию, отмечено: вход 50 рупий для иностранных туристов, фотосъемка — 70 рупий. Время работы форта Амбер: с 9:30 до 16:30. Странно, но касс на входе не оказалось, прошли свободно.

Скажу так: несмотря на обилие туристов, атмосфера здесь царит какая-то особенная, и находиться у подножья этих холмов и древних стен очень приятно. Жаль только, что приехали в Джайпур на один день, не успели подняться вон на ту гору с крепостной стеной и сторожевыми башнями. Вид, должно быть, оттуда неординарный.

Аттракцион для туристов – въезд в форт Амер верхом на слонах. Когда мы поднимались, по-видимому, было уже слишком жарко – сверху лишь возвращались «пустые» погонщики.

Крепость Амбер изначально была столицей государства, до того, как ею стал Джайпур. Возведение началось при радже Ман Сингхе I (на берегу озера Maotha Lake в 1592 году). Позже сооружение было перестроено и расширено при Махарадже Савай Джай Сингх II.

Э-хе-хе, к сожалению, во второй половине дня, мы запланировали экскурсию во Дворец ветров, поэтому не успели подняться на вершину того холма сзади. А очень хотелось! Привез бы из Джайпура фотки с необыкновенным ракурсом на обе цитадели.

Не совсем мы разобрались в хитросплетениях архитектуры форта: где-то шла реконструкция, где-то ресторан, где-то у «зеркальных ворот» сидел охранник и чуть не отлупил меня палкой, когда я попробовал их сфотографировать.

В 2013 году архитектурный комплекс крепости был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО, о чем свидетельствует табличка.

В общем, побродили, поглазели на замечательную архитектуру и на туристов, приехавших сюда, наверное, со всей Индии.

Пора подниматься ко второй достопримечательности в нашем списке, для этого спускаемся к озеру Маотха и, по крепостной стене, которая на гугл-картах называется, почему-то Сагор-Роуд (Sagawr Rd), начинаем восхождение под палящими лучами раджастханского солнца.

Как мы карабкались к форту Джайгарх

Если сравнивать по степени увлекательности экскурсии в Дели и в форт Амбер в Джайпуре, то во втором было в 2 раза интереснее, чем в столице. А восхождение по крепостной стене к форту Джайгарх – это вообще один восторг.

Как только вы отходите от основной лестницы к озеру Маотха (Maotha Lake) и к садам Кесар Кьяри (Kesar Kyari Garden), гул туристов стихает, остаются лишь природные звуки: птицы, кузнечики в траве, теплый ветерок. Поднимаемся на крепостную стену и потихоньку движемся вверх, непрестанно ахая, озирая живописные окрестности.

Где-то посередине пути встречаем восседающую на зубцах обезьяну. Во время экскурсии в национальный парк в Таиланде, мы чуть не подрались со стаей грозных приматов, поэтому относимся к ним с опаской. Пришлось спуститься в буш поискать палку для самозащиты.

Лангур сидел и смотрел по сторонам, полностью игнорируя наше присутствие. И глазом не повел, даже когда мы по краю стены осторожно шли мимо. И только презрительно посмотрел вслед, когда мы его миновали.

Ну, друзья мои, подниматься, не смотря на жару, стоило! Где еще вы увидите такую красотищу?

Снимок 15. Вид на форт Амбер. Позади — «Великая Китайская стена Индии». Отчеты о самостоятельных экскурсиях. 1/800, -0.67, 8.0, 100, 70.

Вход на территории форта Джайгарх платный: цена билета — 200 рупий с иностранного туриста. Время работы: с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Ах, как там приятно ходить! Людей почти нет, вид на окрестности умопомрачительный. Мысленно переносишься в Средневековье…

Форт Джайгарх построен махараджей Савай Джай Сингхом II в 1726 году. Он расположен на горе, называемой Chell ka Tella (Холм Орлов), хорошо виден всем, кто въезжает в Джайпур.

Во времена Великих моголов, расположенный в 240 км от столицы, он стал основным литейным заводом по изготовлению пушек и хранению военной амуниции. Жаль, что перед путешествием в Индию мне не попалась на глаза статья о том, что сейчас в этой крепости установлена индийская Царь-пушка Джайвана (Jaivana cannon).

В путеводителях пишут, что она — крупнейшая в мире из выполненных на колесах. Размеры ствола — 6.5х2.2 метра, что больше орудия в Кремле (5.34X1.2 метра). И стреляла она, в отличие от нашей, один раз в своей истории, правда то был пробный выстрел.

На территории комплекса имеется несколько дворцов: (Laxmi Vilas, Lalit Mandir, Vilas Mandir и Aram Mandir).

Любителям старины особое удовольствие составит бродить по узким коридорам и лестницам, похожим на древнюю тюрьму.

Честно говоря, в форт Джейгар мы полезли в первую очередь за каноническим, открыточным видом на озеро Хануман Сагар (Hanuman Sagar Lake).

Похоже, что красоты Раджастхана нравятся не только людям, но и более древним обитателям здешних земель.

Только сверху можно понять, что в форте Амер мы посетили лишь небольшую часть территории, остальное осталось «за кадром».

Внизу лежит одноименный город Амер, мне он напомнил голубой город Джодхпур – тоже в Раджастхане, и хочется побывать там в будущем.

Во всех путеводителях по Джайпуру пишут, что на территории крепости Джейгар есть подземное водохранилище и, по слухам, там хранились несметные богатства династии Каччава, правившей этим регионом многие столетия. Так вот, слухи были настолько убедительны, что в 1977 году по указу тогдашнего премьера-министра Индиры Ганди, в форт направилась делегация для поиска клада, но владелица крепости Махарани Гаятри-Деви (последняя королева Джайпура) этому воспротивилась. И тогда в Джайгарх направили войска.

Поиски продолжались 3 месяца, но, как было объявлено, не увенчались успехом. Когда армейские части отступали, дорога от Джайпура до Дели была закрыта в течение трех суток, и злые языки говорили, что видели, как по ней курсировали грузовики, направляющиеся в резиденцию премьер-министра. Ответ на вопрос, были ли в форте Джайгарх сокровища, так и будоражит до сих пор индийские головы.

Находившись вдоволь по территории крепости, сняли на память высоченного дромадера и устремились вниз, не забывая по пути фотоохотиться на местную живность.

В 17:10 отправлялась наша электричка из Джайпура в Бхаратпур, где находится птичий заповедник Кеоладео Гхана (Keoladeo Ghana National Park). До этого времени мы еще успели глянуть на Дворец на воде (Джал-Махал) и Дворец ветров (Хава-Махал), но об этом я расскажу в следующей части отзыва.

Что ж, друзья, сегодня вы узнали, как добраться к крепостям Амбер и Джайгарх в Джайпуре, сколько стоят билеты и в какое время открыты эти достопримечательности, увидели их фотографии. Теперь вы готовы к самостоятельной экскурсии по «Золотому треугольнику Индии». Если будете путешествовать по нашим стопам, то пишите, пожалуйста, в комментариях свежие «вести с полей» — другим туристам пригодится, и себе карму почистите. До встречи на страницах сайта!