Сотрудники

Индия. Форт Амбер — дворцы и слоны

Одной из причин почему Джайпур входит в туристический Золотой треугольник (Дели-Агра-Джайпур) является находящийся недалеко от него город Амер в котором находится крепость. Её называют либо Амбер-форт, либо Амер-форт. Первоначально я думал, что форт называют Янтарным по цвету стен (от англ. amber - янтарь), но на самом деле, он назван в честь Богини-матери Амбы. Строить его начали в 1592 году при Радже Ман Сингхе, который был военачальником Акбара Великого. Закончено строительство было при Радже Джай Сингхе.

1. Панорамная фотография всего форта с озера Маота - при клике откроется в большом разрешении. Левый угол к сожалению "замазался".

2. Подняться в форт можно тремя способами: пешком, на слонах или на машине. От слонов мы отказались - хватило поездки на ушастых в Тайланде, поехали с нашим водителем по узенькой дороге сразу наверх.

3. С форта открывается отличный обзор на окрестности.

4. На входе нас встречают раджастханские мужчины, играющие на раванахатхе. Раванахатха - двухструнный музыкальный инструмент. Это был первый инструмент, игре на котором обучали принцев в штатах Гуджарат и Раджастхан. Согласно легедне, на этом инструменте играл Равана, служа таким образом Шиве. После его битвы с Рамой, Хануман забрал раванахатху и принёс её на север Индии. Так она и стала популярной в этой части страны.

5. Единственное что немного портит впечатление, так это разводы на стенах. Но это болезнь многих строений в странах, где целый сезон идут дожди.

6. Туристов, которые поднимаются на слонах довозят до этого двора. Слева находятся ворота, через которые заходили мы. Над воротами находится комната, где сидят музыканты и играют местную музыку. Посмотрев Вики, я узнал, что раньше в этом дворе был садик .

7. Рядом находится Диван-и-Ам - место, где Раджа общался со своими поддаными. Обратите внимание на угловые колонны - раздвоенные слоны.

8. Рядом с местом аудиенций находятся кабинеты местных аристократов. Всего их было 27. Как я понял, арки завешивали коврами.

9. Ворота Ганеши в закрытую часть дворца, доступ куда раньше разрешался только семье Раджи и прислуге

10. "Подсматривательные" балконы

11. В соседнем дворе форта находится садик.

12. На территории крепости находится Зеркальный дворец.

13. Просто блестяще! :)

14. Так выглядят покои для Раджи внутри. Слева от спальных мест, стоит трубка для курения табака.

15. Пока туристы наслаждаются красотами Зеркального дворца, индийцы обновляют стены.

16. Сад на озере Маота

17. Стены возведены и на горах вокруг крепости. Местные шутят, что это их Великая Индийская Стена.

18. А эта часть крепости, где жила обслуга. Снизу кастрюльки, в которых готовили еду.

19. Еще один внутренний дворик. Между каждым архитектурным элементом, под навесом рисунки.

20. Рисунки различного содержания - от сказочных животных, до поз из Камастутры.

21. Восстановительные работы идут не только в Зеркальном дворце, но и в другой части форта. Рабочие зарабатывают деньги не только ремонтом, но и позированием для туристов.

22. Тюрбан по раджастхански. Тряпка вокруг него необязательный элемент.

23. Во дворике народные умельцы делают сувениры для туристов.

24. На территории форта есть музей железных фигур. Этот паук в качестве приманки.

25. Когда мы вышли из форта и направлялись к нашему таксисту мы наблюдали забавную сцену с этой обезьяной. Она прыгала по крышам такси, и успокоилась только тогда, когда ей кинули лепёшку чапати.

26. Заметил с парковки еще один необычный храм.

27. С определенных ракурсов стены на горах дейтсвительно выглядят похожими на Великую Китайскую Стену. После форта мы отправились исследовать сам Джайпур.

Другие фото из Северной Индии:

Через одни из ворот, либо через Сураж Пол (Suraj Pol; Солнечные ворота).

Либо через Чанд Пол (Chand Pol; Лунные ворота), вы попадаете в первый внутренний двор под названием Джалеб Чоук (Jaleb Chowk; главный двор).

У ворот вас ждут музыканты, которые за донейшен могут сыграть хоть «Калинку - малинку».

Но остерегайтесь всяческих заклинателей змей, они намного опаснее чем их подопечные и цены могут вас удивить, либо договаривайтесь заранее, либо сами виноваты.

Первый двор встречает, суетой и сувенирными лавками, тут же расположены магазины в которых продается самая дорогая бутилированная вода в Индии. В одном из углов двора находится билетная касса, есть тут и стоянка слонов, с которыми можно сделать фотки на память. Одним словом, место идеально подходит для отдыха перед посещением дворца.

Что я знаю про дворец Амбер. Дворец Амбер это огромный, великолепный комплекс сооружений бледно-желтого цвета, который расположен в 10 километрах от современного Джайпура. Местные жители произносят «Амер», дворец получил свое название от имени богини Амба, известной также под именем Дурга, а не от слова которое с английского переводится как «янтарь».

Будет полезно привести тут схему всего дворца, для того что бы проще было ориентироваться.

1. Suraj Pol (Ворота победы или Солнечные ворота) - главный вход, пешеходы и слоны попадают в крепость через них, на противоположной стороне двора есть Chand Pol (ворота Луны).
2. Jaleb Chowk (главный двор) - место, где проходили военные парады, двор по периметру был окружен казармами, сегодня в них сувенирные магазины.
3. Храм Силадеви, посвящённый Кали - место смерти козлов, их забивали именно тут.
4. Зал общественных приемов Diwan-I-Am.
5. Зеркальный дворец.
6. Ворота Ганеша Ganesh Pol - ведут в приватную часть комплекса, которая состоит из 3-х дворцов.
7. Дворец Suk Mandir (зал удовольствий) - личное место отдыха Махараджи и его семьи.
8. Baradari - беседка в самом центре женского двора.
9. Zenana - часть дворца, в которой располагался гарем.

Дворец был построен раджпутами, которые были родом из Гвалиора (Gwalior). Честно награбленное в военных походах добро помогало им ударными темпами строить дворец Амбер. Строительство начал в 1592 году махараджа Ман Сингх (Man Singh), позже Амбер увеличил и окончательно завершил строительство Джай Сингхи (Jai Singh), но в скором времени все переехали в Джайпур, на равнину внизу.

Итак, вы отдохнули и купили билет для посещения дворца Амбер, но перед тем как войти во второй двор сквозь ворота Сингх Пол, сверните перед лестницей ведущей наверх вправо и пройдите в индуистский храм Силадеви (Ciladevi Temple). Храм знаменит тем, что тут вплоть до 1980 года каждый день резали козла. Животных прекратили ежедневно убивать лишь после специального правительственного решения. В момент моего посещения, ворота в живодерских храм были наглухо закрыты. Но теперь эта дверь будет в моей фотоколлекции.

Львиные Ворота Singh Pol (Lion Gate) сами по себе выглядят грандиозно и именно в них происходит досмотр входящих и проверка билетов.

Выйдя из Львиных ворот, перед вами еще один двор в котором расположены сразу несколько жемчужин дворцового комплекса. в нем проходили приемы граждан по злободневным на тот момент вопросам.

Галереи этого двора вызывают интерес у туристов, так что фотографии получатся «групповыми».

Самая обычная дверь, но выглядит шикарно.

Если повернуть направо, то вас ждут ворота Ганеша (Ganesh Pol), сквозь их расписные стены вы с лёгкостью можете пройти в следующий двор.

Отложите свои фотоаппараты и просто любуйтесь красотой и роскошью, любые фотографии тут меркнут.

Сквозь узкий и длинный коридор можно подняться к Suhag Мандир (Suhag Маndir), он расположен ровно над воротами Ганеша и искусно их дополняет. Окна Suhag Мандир закрыты резными решетками, отсюда придворные дамы, наблюдали за жизнью вне дворцовых стен.

А какие потолки во дворце, велика вероятность, что роспись современная реставрация, но как же тогда тут все выглядело при постройке?

Есть залы дворца в которых красота расписных потолков намного ярче чем само помещение и в каждом помещении свой узор.

Строго напротив дворца из зеркал, через миниатюрный сад, расположен зал с пафосным названием «зал удовольствий» Сукх Нивас (Sukh Niwas) .

Сквозь «зал удовольствий» можно пройти в женскую часть дворца , по-моему все логично, из одного «зала удовольствий» прямиком во второй.

В окружении почерневших от плесени стен, в самом центре двора расположен павильон из белого мрамора, 12 колонн которого могут рассказать обо всех встречах махараджи со своими женами, но мрамор молчит. Тут и сегодня очень комфортно, на удобных плетеных креслах вы можете отдохнуть от обследования дворца и его дворов.

Женские покои - это еще один двор и сквозь плесень стен проступает розовый цвет побелки, когда-то тут было как в домике Барби.

Большинство дверей в женских покоях закрыты и нет возможности посмотреть как же жили дамы в те времена и насколько роскошны были их комнаты.

Женская часть дворца это самый дальний двор, но сквозь этот двор есть выход на улицу, как и большинство средневековых дворцов и крепостей Амбер тоже имеет потайные двери, лестницы и даже подземный ход в сторону форта Джайгарх. Я нашел один из потайных ходов, но дальнейшие мои исследования были строго пресечена со стороны охраны и меня направили в том направлении из которого я появился. :)

Амбер известен благодаря своему форту, с которым связано сразу 2 недоразумения .

Амбер - город , а не форт, хотя часто пишут форт Амбер, но форт имеет собственное название - Джайгарх, т.е. славы.
Amber`s Fort на английском означает и Амберский форт и Янтарный форт, второе название не правильно, так как пришли спустя несколько веков после основания города и название его никакого отношения к янтарю не имеет.

Амбер был столицей раджпутского клана Качвахов (Kachhwaha) с 1037 до 1728 г., после чего переехала в соседний Джайпур, когда Джай Сингх основал там новый город.
Хотя здания Амбера менее впечатляющие, чем в Джайпуре, город производит незабываемое - расположен он на узких скалистых грядах среди холмов, и его высокие стены как бы продолжают природное окружение.

Дворец Амбера

Входного билета во дворец: 200 рупий, есть еще билет по 300 рупий на 2 дня, который включает в себя еще 4 Джайпура. Время работы дворца: ежедневно с 8 утра до 6 вечера.
Вход во дворцовый комплекс через Сурадж Пол (Солнечные Ворота) на главную площадь Джалеб Чоук. Во внутреннем дворе слева Шри Сила Деви - (форма Кали), статуи богини находится в необычной арке из стилизованных резных банановых листьев. Рядом находится лестница, крутые ступени ведут к Львиным Воротам (Сингх Пол) , где находится вход во дворец.

Архитектурный стиль дворца традиционно раджпутский, хотя могольское влияние в дизайне очень заметно. Пройдя через первый из трех дворов вы увидите на противоположной стороне Диван-и-Ам (зал публичных аудиенций), построенный в 1639 году, открытый павильон похожий на залы эпохи моголов в в Дели и Агре.
Изысканно украшенные мозаичными панно ворота Ганеши (Ganesh Pol) ведут во второй двор, слева Шеш Махал (Sheesh Махал) , созданный Раджой Джай Сингхом, он имеет мозаичные панно инкрустированные стеклом и зеркалами и мраморные .Здесь есть и сделанные из сандалового (!)дерева двери, инкрустированные слоновой костью.
Дворец Ман Сингха - старая часть дворца, с переплетением узких лестниц и переходов, интересное место для изучения.

Форт Амбера - Джайгарх

Время работы: ежедневно с 9 до 5 вечера, вход 75 рупий, 50 берут за , по большому счету снимать там нечего, 100 рупий.
Вознесшийся над Амбером форт Джайгарх (Jaigarh), построенный в 1600 году или даже в 11 веке (по разным оценкам), открывает умопомрачительные панорамы соседних холмов и равнин.
В форте находятся два древних храма - Рам Харихар (10 век) и Кала Бхайрава (12 век).
Небольшой музей наполнен старыми картами и фотографиями, а также пушками - начиная с 1588 - Джайгарх был важным центром производства оружия. На вершине форта установлена огромная пушка Jaivana, крупнейшая в Азии, для 1 выстрела которой нужно 100 килограммов пороха, пушечное ядро летит 35 км, впрочем из нее никто никогда не стрелял.

Добраться до форта Джайгарх можно на джипе (просили 750 рупий), на слоне - как раджпутские правители (категорически не рекомендуется, очень страдают от таких прогулок) или придется идти пешком около 30 минут по крутой дороге, что мы и сделали.

Как доехать в Амбер

Регулярные в Амбер уходят из Джайпура от дворца Хава-Махал, ходят часто, время в пути минут 20, цена 7 рупий была осенью 2010.
Путеводители советуют приезжать в Амбер утром, что бы не сталкиваться с туристическими группами и я поддерживаю эту рекомендацию, на экскурсии в Амбер привозят большие группы туристов, которые кричат, мельтешат, снимаются на фоне достопримечательностей и сильно мешают осматривать то, что вы хотите.

У меня, конечно, до сих пор слово «Амбер» ассоциируется с «Хрониками Амбера» Роджера Желязны, но теперь наверное придется немного скорректировать свои представления.

Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.

С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.

В форт обычно туристы добираются по так называемой «дороге слонов», по которой в свое время в форт доставлялись боеприпасы и провизия. Перед посадкой на слонов нас окружили многочисленные торговцы, предлагающие деревянные сувениры. У них можно по дешевке купить симпатичных деревянных слоников и верблюдов. Торговаться местные жители начинают с 3-х статуэток за 1000 рупий, но при особом упорстве можно снизить цену и до 10 статуэток за 1000 рупий. Эти фигурки сделаны несколько грубо, но как сувениры друзьям и знакомым они вполне подойдут.

Они сразу предупреждают, если купить что-нибудь еще до посадки на слона, то торговцы еще долго будут преследовать вас, путаясь под ногами слона и выкрикивая все более выгодные предложения. У одного из таких приставал мы все-таки купили нескольких слоников и забавные тряпичные куклы махараджи и махараши.

Лучше сувениры покупать уже на обратном пути. Там они будут дешевле и не придется все время таскать их с собой. Перед посадкой можно выбрать слона на любой вкус и цвет… Большого или маленького, грозного или добродушного, украшенного расписными узорами или богато украшенного яркими тканями и необычными украшениями.

Отдельная достопримечательность здесь - лестница со специальными широкими ступенями для удобства конных всадников. Через ворота Джаи Пол посетители форта попадают в огромный внутренний двор, за которым следуют следующие ворота - Сурадж Пол (Ворота Солнца). Они, в свою очередь, ведут в служебный двор Джалеб Чоук, где были расположены воинские казармы и конюшни.

После Ворот Солнца следуют Чандра Пол - Ворота Луны, которые приводят нас к храму Нарасингхе. В индийской религиозной мифологии это человек-лев, одно из воплощений бога Вишну. Тут же расположен и храм Джагат Широмани (Сокровище Мира), с просторным молитвенным залом.

Миновав Ворота Льва, гости форта попадают к павильону (диван-и-ам), в котором проводились официальные аудиенции. Сводчатая крыша павильона опирается на сорок колонн из красного песчаника и белого мрамора. Капители колонн выполнены в форме слоновьих голов, а воздетые вверх хоботы являются опорой для крыши. Павильон соседствует с террасой, окруженной декоративной решеткой. С террасы же открывается потрясающий вид на окружающий ландшафт.

Сквозь ворота Ганеша Пол экскурсанты проходят во внутренний дворик, где стоят жилые палаты властелинов и расположился небольшой уютный садик. Одно из помещений носит говорящее название - Место Радости (Сукх Нива). Деревянные резные входные двери инкрустированы благородным сандалом и слоновой костью. В помещении устроена система водяного охлаждения, с мраморным каналом и небольшим водопадом, который спадает во внутренний садик.

Отдельная достопримечательность форта Амбер - элегантный дворец Джаи Нивас, построенный из белоснежного мрамора. В нем стоят Зеркальный дворец Шиш Махал и Комната славы Яш Мандир. Также устроен диван-и-кхас, отдельное помещение, стены которого полностью покрыты живописными рисунками и узорами.

Нижние панели стен обрамлены по краям особой каймой, отделанной полудрагоценными камнями. Ну, а верхние участки стен расписаны и инкрустированы мозаикой, осколками полудрагоценных камней, позолоченных плиток, стекла, а также зеркал. Вечерами туристы получают удовольствие, зажигая огоньки свечей либо зажигалок и любуясь неожиданным эффектом звездного неба, создаваемым тысячами отражений.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастхане во время правления раджпутов — княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

В помещениях амбер форт царила прохлада и полумрак по контрасту с залитыми лучами солнца открытыми дворами. Возможно, по европейским меркам покои производят несколько угрюмое впечатление. Но только так можно было спастись от безжалостного, палящего большую часть года солнца. Как в старые времена, к Джаи Пол (главным воротам Амбер Форт ) можно подъехать на слоне. Сад Даларамы расположен на маленьком острове озера Маота и назван так в честь первого архитектора города Джайпура. Путь в личные апартаменты дворца амбер форт проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

Терраса Нат Махал, расположенная в верхней части Джаи Нивас, в прошлом служила местом, где проводились торжественные заседания двора. А занана - это жилая зона, представляющая собой лабиринт из спален, ванных комнат, кухонь, кладовок и закрытых террас. Здесь, в уединении, проживали королевы и их дочери, юные индийские принцессы.

Изящные балкончики, тонкие колонны и каменные решетки, многочисленные арки и беседки по углам крыш, многочисленные украшения форта Амбер производят впечатление настоящего восточного рая, созданного для тихих наслаждений красотой и покоем.

Изначально крепость, известная сейчас под названием «Форт Амбер», была лишь дворцовым комплексом, придатком военной крепости, известной сейчас как «Форт Джайгарх». Джайгарх и Амбер были (да и по сей день ) соединены защищенными стенами-переходами и подземными тоннелями… Между Амбером и Джайгархом лежит целый квартал древних домов и строений, лишь малая часть из которых обитаема. Остальные представляют собой живописные руины, разбросанные по склонам холма…

Если вы приехали в Джайпур не на один день, то смело можете посвятить пару дней на пешеходное обследование старых стен и башенок соседних скалистых гряд. Виды, которые вам откроются оттуда будут на 100% уникальными, которые не будут доступны ни одному «организованному» туристу. Кстати, о названии форта, да и вообще города — существует как минимум 2 версии происхождения названия, которыми вас будут пичкать гиды: (1) Вам покажут в сторону городка, что где-то там (палец гида делает круг, охватывающий площадь в 2 раза большую, чем несколькотысячно населенный Амбер ) стоял великий храм в котором была статуя (не помню кого, пардон ) из цельного куска янтаря (Amber по-английски янтарь, на всякий случай если кто не знает ); (2) Вам попадется совсем тупой гид, который скажет, что янтарь жёлтый и дворец из желтого песчаника, поэтому типа было названо как янтарь. Верить в эти версии можно только если верите в Деда Мороза…

Водный дворец (Джаг Нивас), летняя резиденция махараджей Удайпура (штат Раджастхан, Индия), возведён на островке озера Пичола примерно в 250 м от берега. Раджпутские архитекторы умели строить княжеские дворцы посреди озёр и прудов на естественных или насыпных островах, создавая полную иллюзию буквально вырастающего из воды сооружения.

Такой приём позволял достигнуть двух целей:

1. Водное пространство являлось дополнительным препятствием и обеспечивало оборонительные преимущества;

2. Вода создавала особый микроклимат в зданиях.

Издалека беломраморный комплекс смотрится как единое целое, но на самом деле это два дворца - Диларам и Бари Махал. Они связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами и беседками. Известный путешественник Дж. Тод, один из первых иностранцев увидевший это архитектурное чудо, писал: «Дворец на озере… построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — всё сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стёкла, расцвеченными всеми цветами радуги… Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи… Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу…». В настоящее время Джаг Нивас является одним из самых романтических отелей в мире и дарит посетителям уникальную возможность любоваться водной гладью озера прямо из окон.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Индийцы/иностранцы 25/200 рупий,
экскурсовод 200 рупий,
аудиогид хинди/английский/ другие европейские языки/азиатские языки 100/150/200/250 рупий;
8.00-18.00, последняя группа в 17.30

Амбер построили качвахские раджпуты, которые были родом из Гвалиора, сейчас Мадхья Прадеш, и правили там более 800 лет. За счет награбленного во время войн они финансировали строительство замка-крепости Амбер, которое начал в 1592 г. махараджа Ман Сингх, раджпут и главнокомандующий армией Акбара. Позже Амбер увеличили и закончили Джай Сингхи перед тем, как они переехали в Джайпур, на равнину внизу. Доминируя над ущельем, форт давал военное преимущество, но не подходил для направления развития столицы, уготованного ему Джай Сингхом.

Дорога до Амбера пролегает через типичные пейзажи Раджастхана, с выжженными солнцем холмами вокруг озера Маота, где на берегу, около воды лениво валяются буйволы. Возможно, вам на глаза попадется верблюд, тянущий нагруженную телегу.

Эта великолепная крепость больше похожа на город: построенная из бледно-желтого и розового песчаника и белого мрамора, она разделена на четыре основные секции, и в каждой есть свой двор. Форт Амбер – также изысканный образец богатства махараджей: художники, высланные императором Аурангзебом, работали над колоннами и арками, а также украсили галерею вокруг здания Зала публичных аудиенций.

Вы можете плестись к крепости от дороги около 10 минут (прохладительные напитки можно будет купить только наверху) . Доехать до крепости на джипе стоит 200 рупий. Очень популярно катание на спине слона (900 рупий за двоих пассажиров; 8.00-11.00 и 15.30-17.30) .

Пешком или на слоне вы попадете в крепость через Сураж Пол (Солнечные ворота) , которые ведут к Джалеб Чоук (главному двору) , где вернувшаяся из похода армия демонстрировала общественности свою добычу - женщины могли наблюдать за этим через занавешенные окна дворца. Билетная касса находится через двор от Солнечных ворот. Если вы приехали на машине, то попадете внутрь через Чанд Пол (Лунные ворота) на противоположной стороне от Джалеб Чоук. Очень рекомендуем нанять экскурсовода или взять аудиогид, так как тут мало пояснений и много потаенных проходов.

От Джалеб Чоук идет массивная лестница наверх, к главному дворцу форта Амбер, но сначала сверните направо по ступенькам, которые приведут к маленькому храму Силадеви (Ciladevi Temple; фотографировать запрещено; 6.00-12.00 и 16.00-20.00) . Этот храм посвящен богине Силе, воплощению кровожадной богини Кали. На серебряных дверях храма она изображена сидящей верхом на разных животных. Ее статуя была привезена сюда из Бенгалии, где культ Кали особенно популярен. Каждый день с XVI века до 1980 года (когда правительство запретило подобную практику) здесь приносили в жертву козла.

Если вернуться к главной лестнице, вы попадете ко второму двору и к Диван-и-Ам (Зал общественных аудиенций) с двойным рядом колонн, каждую из которых венчает слон, а на них - решетчатые галереи.

В третьем дворе форта Амбер расположены апартаменты махарадоки - вход через Ганеш Пол (Ganesh Pol) , декорированный мозаикой и скульптурами. Джай Мандир (Зал побед) знаменит индийскими панелями и потолком из множества зеркал. Панели из резного мрамора по всему залу, изображены на них изумительные изящные узоры в виде насекомых и цветочных мотивов.

Напротив Джай Мандир находится Сукх Нивас (Зал удовольствий) с дверями из сандалового дерева, инкрустированными слоновой костью, и каналом, по которому когда-то внутрь поступала вода. Из Джай Мандир открывается замечательный вид на бастион и живописное озеро Маота.

Зенана (женские покои) окружает четвертый двор Амбера. Комнаты были спроектированы так, чтобы махараджа мог посещать комнаты одной из жен и наложниц и остальные не знали бы об этом; покои каждой не связаны между собой, но выходят в общий коридор.

Музей рукопечатания Анохи

Anokhi Haveli, Kheri Gate;
дети/взрослые 15/30 рупий,
фото/видео 50/150 рупий;
10.30-16.30 вт-сб, 11.00-16.30 вс,
закрыт с 1 мая по 15 июля

Этот интересный музей, где собраны произведения тканей с ксилографическими принтами ручной работы, выставленные напоказ, находится сразу за фортом Амбер, в городе Амбер.

Дорога в форт Амбер и обратно

Есть частые (переполненные) автобусы в Амбер из Джайпура, недалеко от Хава Махал (Hawa Mahal; 10 рупий, 25 минут) . Авторикша или такси стоят от 150/550 рупий за поездку обратно. Форт Амбер включен в экскурсии по городу от RTDC.