Дорога

Сторожевые львы на адмиралтейской набережной. Панорама Львы Дворцовой пристани

Музыка: Jean - Yves Thibaudet - Love Letters

Петербург вполне можно назвать львиным городом,
ведь этих представителей семейства кошачьих —
из чугуна, гипса, мрамора и меди —
по питерским улицам разбрелось великое множество!

* * *


У дачи Кушелева - Безбородко.


там же...
Откуда-то слышала, что здание охраняют 22 льва.
Насчитала, почему-то, 24, а именно:
с одной стороны 12, и подразумеваю, что с другой - столько же...))

Сколько же их на самом деле?

Вот, что говорит один официальный источник:
" 29 чугунных львов уселись в один длинный ряд вдоль металлической решетки, ограждающей территорию бывшей
усадьбы А.Г.Кушелева-Безбородко.
Решетка со львами была сооружена в конце 1790-х годов одновременно с пристанью, охраняемой четырьмя сфинксами.
Находятся львы у дома №40 по Полюстровской набережной.
Раньше они держали в пасти чугунную цепь." ......Эвона как!))


Банковский мостик на канале Грибоедова

Немного из истории:

Сам подвесной мост был построен в 1825-1826 годах по проекту Вильгельма фон Треттера. А появлением грифонов мост обязан П.П.Соколову.
Теперь возникает вопрос. Почему на Банковский мостик посадили именно грифонов?
Дело в том, что мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка. А согласно мифологии обязанность грифонов - охранять сокровища. Вот и стерегли эти львы с орлиными крыльями золотые запасы Государства Российского. Между прочим, между горожанами бытует поверье, что если потереть лапу грифона, богатство вас не минует.
Предлагаю при случае проверить. ;) Если это правда, то в самом ближайшем будущем вы сможете купить тур на Домбай и провести там незабываемый отпуск.))


там же...


Там же...
Банковский мостик -
одно из красивейших мест Санкт-Петербурга, не правда ли?))
* * * * *

Дворцовая пристань.

Самый первый царь зверей прибыл в Санкт - Петербург еще в 1722 году
из Венеции — Петр I заказал его для скульптуры, символизирующей победу России над Швецией (этот монумент до сих пор красуется в Летнем саду).

Но больше всего львиных изваяний «завелось» в Санкт-Петербурге в XIX веке — тогда у домовладельцев было модно украшать ворота или ступени особняков парочкой солидных зверюг. Помимо домов хищники охраняют спуски к Неве и многочисленные мосты,
однако самые известные питерские львы поселились

В 1832 году на Дворцовой пристани напротив Адмиралтейства.

Изготовлены эти медные скульптуры по чертежам Карло Росси, а поскольку они парные, им нескучно — тем более что создатели снабдили их мячиками, в которые можно поиграть, когда никто не видит.
Но при свидетелях львы ведут себя очень даже серьезно:
выпускают когти и скалят зубы.
* * *


Дворцовая пристань.
Адмиралтейская набережная, рядом с Дворцовым мостом.


там же...


там же...


там же...
* * *


Лвиный мостик в створе Малой Подьяческой улицы,
Канал Грибоедова


там же


там же...


там же...

* * *

Шуваловский парк, дом1


там же...


В Петергофе


Дацан. Приморский проспект, 91.


Ши-Дза (китайский лев из Манджурии).
Петровская набережная, рядом с музеем "Домик Петра Первого"



Манежная площадь, Караванная улица, дом 1.


На Малой Садовой у входа во вьетнамский ресторан "Меконг"


Университетская набережная.
* * *


****

Набережная Мойки, 59,
Елисеевский Палас Отель


Там же
***


Набережная Макарова, дом 4


там же


там же
* * *


Невский проспект, 72,
у входа в гостиницу "Красный терем"
* * *


Павловск - пригород Санкт-Петербурга.
Большая каменная лестница.


там же...


там же
* * *

Проспект Ветеранов, 109.


Г. Пушкин - пригород Санкт-Петербурга.


Сторожевой лев на Исаакиевской площади.
* * *

Российский Этнографический Музей.
Подарок государства Израйль Санкт-Петербургу на 300-летие города.
Скульптура: длина - 3м, ширина - 2,5 м, высота - 2 м


У Елагина Дворца.


У здания Николаевской военной академии.
/автор фото утверждает, что это единственный ЛЕЖАЩИЙ лев в Питере.
Но по ходу дела, убедилась, что это нет так!)) /

* * *


Русский музей, он же Михайловский замок


там же...


там же...
* * *
А вот несколько львов, адреса которых мне неизвестны,
или львы попросту неузнаны.
Буду признательна, если подскажете!))

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4


У входа какого-то кафе...
...жалкая пародия! Но, это - личное мнение...

* * * Львы на фасаде зданий. * * *
К сожалению, все адреса указать не смогу.
Давайте просто полюбуемся!


Герб Юсупова на Юсуповском дворце



Каменноосторовский проспект, дом 9\2


...однако, решетка моста...(но, какого? - подскажите!)


Его прозвали "Целовальный Лев"))
Адрес помню не точно. Кажется, на Петропавловке..
(Кто знает, подскажите!)

А как же быть со сфинксами и гриффонами?
Давайте отнесем их тоже к разряду львов!))

Собирая материал о мраморных львах со всего света, стоит отдать дань уважения городу, где львы, грифоны и сфинксы, несмотря на суровый климат, чувствуют себя превосходно, украшая сады, парки, площади, набережные и фасады домов. Речь идет о каменных стражах Петербурга. В статье собраны самые значимые и любимые скульптурные изображения царя зверей. К каждому льву дается краткое описание, фото и ссылка на карте. И хотя материал, в первую очередь, будет интересен гостям города, составляющим маршруты для экскурсий или прогулок по Петербургу, мы надеемся, что и петербуржцы смогут открыть для себя что-нибудь новое.

Львы на Дворцовой пристани Адмиралтейской набережной.

Сторожевые львы, установленные на Дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, являются едва ли не самыми популярными представителями львиного сообщества Петербурга. Однако мало кому известно, что эта знаменитая пара, взошедшая на свои пьедесталы в 1832 году, — близнецы ранее появившихся на свет грозных стражей Военного министерства, Львиного каскада Петергофа, Елагиного и Михайловского дворцов. А само их присутствие на Дворцовой пристани было решено волею случая. Вопреки устоявшейся традиции архитектора К. Росси использовать воплощенные в чугуне копии известных флорентийских львов, он был категорически против установки их на пристани, мотивируя малыми размерами и непрезентабельностью для подобного проекта. Но финансовый отчет директора чугунолитейного завода о стоимости изготовления статуй по уже имеющимся на заводе формам перетянул чашу весов на свою сторону. И велением Государя Императора Николая І украшением Адмиралтейской набережной стала очередная пара львов-близнецов, отлитых методом дутья и чеканки из листовой меди, водруженная на чугунные постаменты с волютами по проекту архитектора Л. Шарлеманя.

Чугунные львы Львиного мостика на канале Грибоедова.

С момента открытия Львиного мостика в 1825 году прошло немало времени, однако массивные двухметровые скульптуры охраняющих этот удивительный пеший переход чугунных львов неизменно восхищают и гостей города, и коренных жителей северной столицы. Внушительные статуи резко контрастируют с невесомой оградой, ажурность которой еще более подчеркивает силу и мощь изваяний, скрывающих опоры уникального архитектурного сооружения – совместного творения инженера Г. Треттера и скульптора П. Соколова. Как и многие другие чугунные представители львиного клана Петербурга, исполины отлиты на Санкт-Петербургском казенном литейном заводе. Попарно усевшись на гранитные постаменты мордами друг к другу, сторожевые львы Львиного мостика удерживают в пасти свисающие стальные канаты, и только впившиеся в постамент лапы и захлестнутый на напряженную спину хвост дают прохожим понять, насколько тяжко нести это бремя.

Адрес: Санкт-Петербург. Пересечение набережной канала Грибоедова с Львиным переулком.

Пара львов у Русского музея.

Пара грозных стражей, возвышающихся на постаментах у входа в здание Государственного Русского музея, известного также как Михайловский дворец, являются братьями-близнецами скульптур, установленных на ведущей в парк лестнице Елагиного дворца. Отлитые из чугуна могучие сторожевые львы стоят в уже знакомой гостям и жителям города на Неве позе, вдавливая в неподатливый гранит норовящие ускользнуть из цепких лап шары. Подобное совпадение неслучайно, поскольку и над Елагиным, и над Михайловским дворцом трудился один и тот же архитектор – К. Росси, отличавшийся удивительным постоянством в установке на парадных входах своих зданий и сооружений львиных пар, в том числе и копий знаменитых флорентийских львов площади Piazza della signoria. Чугунные стражи стали своеобразной гвардией семьи Его Императорского Величества, ведь Михайловский дворец был возведен для брата Государя Императора Александра І – великого князя Михаила Павловича. Михайловские «близнецы» несколько младше своих елагинских собратьев и датируются 1824 годом.

Адрес: Санкт-Петербург. Инженерная улица, д.4

Знаменитый «Дом со львами» (дом Лобанова-Ростовского).

Возведенный на средства отставного полковника князя А. Лобанова-Ростовского роскошный величественный особняк, впоследствии переданный Военному министерству, требовал не менее величественных и отважных стражей. Мощные мраморные львы дома на Адмиралтейском проспекте с разметавшимися по мускулистой спине кольцами непокорной гривы, воспетые А. Пушкиным в поэме «Медный всадник», по сей день являются одними из наиболее грозных стражей Петербурга. Опора в виде шара придает хищным лапам мягкий грациозный изгиб, но впечатление обманчиво – охватившая шар упругая пятерня демонстрирует выпущенные когти, а грозное выражение морды не оставляет повода для шуток – львы самые что ни на есть сторожевые. Несмотря на изменение общей композиции и некоторых деталей стражей министерства, в их силуэте легко угадываются львы с флорентийской площади Piazza della signoria, вдохновившие многих художников на создание собственных творений. Тем не менее, министерские скульптуры подписные и четко называют восхищенным потомкам имя своего создателя – «Triscorni F. In Garrara, 1810», умалчивая, однако, кому же было по карману купить статую льва работы мраморных дел мастеров семьи Трискорни.

Адрес: Санкт-Петербург. Адмиралтейский проспект, д.12

Львы с шарами с лестницы Елагина дворца.

Пышногривые красавцы, чьим непокорным кудрям могли бы позавидовать самые известные прелестницы императорского двора, стали первыми отлитыми в чугуне сторожевыми львами Петербурга. А уж прелестниц эта грозная пара видела поболе многих, ведь охранять им довелось, ни много ни мало, дворец, заказанный Его Императорским Величеством Александром І для горячо любимой матушки. Ответственность за возведение дворцового комплекса была возложена на подающего надежды молодого архитектора К. Росси. А тот, не мудрствуя лукаво, решил, что уж коли и простым петербуржцам, и царственным особам так полюбились формы знаменитого львиного тандема с главной площади Флоренции Piazza della signoria, то почему бы не поставить их копии и на Елагином острове. Сказано – сделано. Формы для чугунных изваяний были сделаны с бронзовых золоченых львов Львиного каскада Петергофа, дублировавших популярных флорентийцев, и уже к середине лета 1822 года венценосные стражи заняли свое место на широких гранитных устоях ведущей от дворца в парк широкой каменной лестницы. Вопреки беспощадному времени, их мощные лапы, опирающиеся на утопленные в постамент шары, все так же, как и прежде, готовы к прыжку, а распахнутая в грозном рыке пасть и раздувающиеся от ярости ноздри настойчиво рекомендуют посетителям вести себя прилично. Памятник архитектуры, как никак.

Адрес: Елагин остров. Направо с 1-го Елагина моста

29 чугунных львов на Свердловской набережной.

Пожалуй, самое многочисленное львиное семейство Петербурга, проживающее «на одной территории». Имя творца этих добродушных приземистых созданий, установленных на Свердловской набережной, покрыто мраком, как и место отливки чугунных близнецов. Известно лишь приблизительное время их появления, датируемое концом 1790-х годов, когда напротив усадьбы А. Безбородько, перестраиваемой под руководством архитектора Дж. Кваренги, был облагорожен участок пристани. Таких благодушных львов Петербург еще не видел. Держа в зубах провисающую чугунную цепь, сторожа трижды гостеприимно расступаются, образовывая проходы вглубь усадьбы. А расступаться на рубеже XVIII-XIX веков было перед кем, ведь сад усадьбы А. Безбродько слыл одним из излюбленных мест отдыха петербуржцев. Свердловская набережная и по сей день неизменно привлекает желающих полюбоваться на чугунных обитателей Невы, с упорством хранящих тайну имени своего создателя и избранного им числа 29.

Адрес: Санкт- Петербург. Свердловская набережная, д. 40

Китайские львы «Ши-Цза» на Петровской набережной.

Немало мифических существ демонстрирует гостям и жителям города Северная Пальмира, но одними из наиболее популярных диковинных созданий являются, безусловно, львы «Ши-цза». Любуясь красотами города на Неве, любознательные китайские родственники многочисленного львиного семейства Петербурга в удивлении распахивают огромную со множеством мелких зубов пасть, вращая пучеглазыми глазами и выпячивая вперед мощную широкую грудь. Колоссальные скульптуры являются даром городу генерала Н. Гродекова, спонсировавшего требовавшее значительных финансовых вложений «путешествие» маньчжурской пары далеко за пределы их исторической родины. Три года понадобилось 4,5метровым гигантам, вес каждого из которых достигал 2,5 тонн, чтобы преодолеть путь из далекого Гирина до Владивостока, а затем по волнам морской пучины – добраться и до Петербурга. Поговаривают, что в столь длительной дороге львов измучила морская болезнь, и архитектору Л. Бенуа пришлось долго уговаривать царственных животных поселиться у воды. Уговоры увенчались успехом, и в 1907 году Ши-цза были установлены на гранитных берегах реконструированной Петровской набережной.

Адрес: Санкт-Петербург. Петровская набережная, д. 6

Очаровательные гранитные львы у дома Лаваля.

Мало кому из сторожевых львов удается быть воспетым художественным словом, однако гранитным изваяниям у дома Лаваль повезло не только быть упомянутыми в поэме Н. Некрасова «Русские женщины», но и собственными глазами наблюдать самые светлые головы своего времени – от Н. Карамзина до А. Пушкина. История умалчивает о точном времени появления стражей особняка, славившегося богатейшей коллекцией предметов искусства, пространно относя их к концу XVIII – началу XIX века. За завесой тайны остается и имя творца задумчивых львов, прозванных философами за глубокомысленное выражение обращенных друг к другу в великосветской беседе морд, покрытых ниспадающими на плечи египетскими платками. Над реконструкцией дома Лавалей, построенного еще в 1730 году, неустанно трудились архитекторы Ж. Тома де Томон и А. Воронихин, нередко украшавшие дела рук своих скульптурами сторожевых львов. Однако никаких документов, подтверждающих установку «философов» именно ими, не обнаружилось. Что, впрочем, не мешает статуям у дома Лаваль, опершись мордами на расслабленно скрещенные лапы, коротать время за непринужденным разговором о тяготах гранитного бытия.

Адрес: Санкт-Петербург. Английская набережная, д.4

Пара львов на страже Павловского дворца.

Скульптуры львов дворцово-паркового ансамбля в Павловске во многом отличаются от своих собратьев, обитающих на территории Северной Пальмиры. Вопреки устоявшейся традиции располагать сторожевых львов у парадного въезда во дворец или имение, эта пара скрыта от любопытствующих глаз и несет свою вахту у флигелей, обрамляющих главный фасад дворца. Да и назвать сторожевыми этих представителей животного царства можно лишь с большой натяжкой. Задумчиво-печальное выражение морд и общая композиция делает их похожими на львов-философов, установленных у дома Лаваль, и отрешенных львов у «воронихинских» колоннад в Петродворце. Поскольку в работах над всеми тремя объектами участвовал архитектор А. Воронихин, отличавшийся неизменной любовью к парным львиным скульптурам, подобное совпадение едва ли можно назвать случайным. Тем не менее, документально подтвержденные сведения о происхождении стражей Павловского дворца отсутствуют, а сами скульптуры многословностью не отличаются.

Пара львов с Большой каменной лестницы Павловского парка.

Местом обитания этих игривых созданий служит дворцово-парковый ансамбль в Павловске, попеременно строившийся несколькими выдающимися архитекторами эпохи: Ч. Камероном, К. Росси, А. Воронихиным, Дж. Кваренги и В. Бренной. Однако своим появлением удивительные мраморные львы обязаны именно последнему. В. Бренна воссоздал в русском парке виды милых его сердцу террас с балюстрадами и статуями, напоминающих о родной Италии. Лестница, получившая название «Итальянская», состоит из нескольких разделенных промежуточными площадками маршей, а по краям ограничена гранитными выступами, на которых и резвятся небольшие мраморные львы, добродушный настрой которых кардинально отличается от большинства представителей львиного семейства Петербурга и его окрестностей. Повернув друг к другу лукавые морды, животные словно договариваются, как же им переиграть ту мелкую чугунную парочку, которая примостилась внизу лестницы и так и норовит показать, кто же главный в львином прайде Павловского парка. С конца XVIII века игривости у статуй не убавилось, и они продолжают радовать многочисленных посетителей дворцово-паркового комплекса.

Адрес: Санкт-Петербург, Павловск, Садовая улица, д.20

Статуи грифонов на Банковском мосту

Скульптуры Банковского моста являются далеко не единственными, однако наиболее популярными и, пожалуй, наиболее прекрасными представителями грифонов, поселившихся в Петербурге. Совместный проект инженера Г. Треттера и скульптора П. Соколова и поныне никого не оставляет равнодушным, а уж во время своего открытия в 1825 году мост произвел настоящий фурор. Выбор этих мифических существ – неизменных спутников и хранителей несметных богатств – отнюдь не случаен, ведь на момент проектирования и воплощения замысла скульптора и архитектора в жизнь неподалеку от моста находился процветавший Ассигнационный банк. Близость серьезных финансов требовала не менее серьезных стражей. Как и львы Львиного мостика на канале Грибоедова, грифоны удерживают в своей пасти мощный стальной трос, а их поджарое чугунное тело скрывает опоры моста. Красота прижатых к напряженному торсу искусно вычеканенных орлиных крыльев неизменно привлекает любопытствующих прохожих, некоторые из которых в надежде обрести долгожданное богатство оставляют у лап грифонов символическую монетку. Поговаривают, что грифоны не только приносят богатство, но и исполняют заветные желания. Деньги в данном случае бесполезны – животных нужно искренне попросить и ласково погладить. Ласковое слово – оно ведь и чугунному исполину приятно.

Гранитные сфинксы у Академии Художеств

Без малейшей доли преувеличения – это самые древние скульптуры северной столицы. Прибывшие на берега Невы в 1832 году, египетские гости ранее охраняли храм Амона-Ра и усыпальницу фараона Аменхотепа ІІІ, а это, ни много ни мало, — XV век до нашей эры. Погребенные под песками пустыни Древние Фивы, а вместе с ними и сфинксы красного гранита с лицом усопшего фараона были подняты на свет Божий французскими археологами во главе с месье Ж.-Б. Шампольоном. Волею случая один из сфинксов попался на глаза русскому путешественнику и камергеру Его Императорского Величества – А. Муравьеву, который и отправил Николаю I запрос на приобретение сего чуда Древнего Египта, оцененного в баснословную сумму в 100 тысяч франков. Почта России работала с перебоями уже тогда…Промедление с ответом грозило отправкой раритетных скульптур в Париж, но в связи с начавшейся буржуазной революцией французское правительство интерес к скупке исторических ценностей утратило. И к немалому восторгу петербуржцев, сфинксы в конечном итоге отправились в Петербург.

Адрес: Санкт-Петербург. Университетская набережная, д.17

Сфинксы Египетского моста

Египетский мост стал третьим по счету совместным творением инженера Г. Треттера и скульптора П. Соколова, однако в отличие от предыдущих двух – Львиного и Банковского – был сделан проезжим. Открытый в 1826 году, мост представил взглядам изумленной публики новое по тем временам веяние – фигуры сфинксов Древнего Египта, интерес к искусству которого существенно возрос после военных походов Наполеона Бонапарта. Новизна же заключалась в установке не привозных, а созданных стараниями местных мастеров изваяний. Известный своей любовью к античному искусству, скульптор П. Соколов не стал изменять своим пристрастиям, и изобразил сфинксов в традициях скорее Древней Греции, нежели Египта – с женским телом, плавно переходящим в мощные поджарые лапы возлежащего на широком постаменте хищного зверя. Отдавая дань египетскому началу, П. Соколов украсил головы отличающихся холодной красотой сфинксов традиционным головным убором египетских фараонов, спускающиеся концы которого едва прикрывали обнаженную женскую грудь. В отличие от множества скульптур Петербурга, эти изваяния изготовлены на металлическом заводе инженера Ч. Берда, запросившего за их изготовление наименьшую цену. Деньги любят счет. А во времена царской России шутить с бюджетом было не принято.

Адрес: Санкт-Петербург. Набережная Фонтанки, д. 136

Статуи сфинксов на набережной Малой Невки

Дежавю. Именно это слово произнесет каждый петербуржец, увлеченный историей родного города. И каждый любознательный турист. И оба будут правы. Статуи являются точными копиями сфинксов Египетского моста – от общего внешнего вида до особенностей конструкции, размеров и исходного материала. Появление их на нынешнем месте обитания – весьма запутанная история. На спуск к набережной Малой Невки египетские красавицы переехали после реставрации лишь в 1971 году, «путешествуя» до конечного пункта назначения по маршруту – склады завода Ч. Берда, склады купца Галактионова, дом купца Галактионова на улице Верейской, а затем и новый дом уже упомянутого купца на улице Можайской. По какой причине не были отправлены на переплавку и более полувека хранились на заводских складах признанные непригодными предназначенные для украшения Египетского моста сфинксы, – тайна за семью печатями. Равно как и то, что же сподвигло гражданина Галактионова на подобное приобретение. Но именно его прихоти петербуржцы обязаны появлением на берегах Невы еще одной пары прекрасных мифических существ. А прекрасного, как известно, много не бывает.

Адрес: Санкт-Петербург. Набережная Малой Невки, 11

Сфинксы на Свердловской набережной

Обустроенная в конце 1790-х годов пристань Свердловской набережной стала пристанищем для двух пар египетских сфинксов серого гранита, имевших мягкий женский облик с традиционно покрытой платком головой. Прекрасному квартету приходилось уживаться со знаменитыми соседями – 29 чугунными львами львиной ограды дачи А. Безбородко. Следует заметить, что соседи были весьма миролюбивы и вели вполне мирное сосуществование. Однако в середине XIX века гранитные изваяния бесследно исчезли, не оставив петербуржцам ни малейшего намека ни на причины «побега», ни на новое место их обитания. Историческая справедливость была восстановлена в середине прошлого столетия при реконструкции набережной. Вооружившись акварелью художника Г. Сергеева, изображавшей дачу Безбородко, и взяв за основу сфинксов Строгановского дворца на Невском проспекте, камнерезчики А. Осипов и Л. Комаров вновь вдохнули жизнь в бездушные глыбы серого гранита, и многострадальные египетские сфинксы Свердловской набережной, вернувшись на свои постаменты, обрели долгожданный покой.

Адрес: Санкт-Петербург. Свердловская набережная, д.40

Двуликие сфинксы с набережной Робеспьера

Не в пример большинству знаменитых львов северной Пальмиры, двуликие сфинксы с набережной Робеспьера – одни из самых молодых представителей многочисленного львиного семейства Петербурга, появившиеся на берегах Невы в 1995 году. Однако невзирая на юный возраст, бронзовые изваяния несут на своих плечах страшное бремя изменчивой судьбы. Творение скульптора М. Шемякина служит зловещим напоминанием о позорных страницах не столь далекой истории великой страны – политических репрессиях, символом которых в тот непростой период была тюрьма «Кресты». Раздвоенные лица возлежащих на постаменте розового гранита сфинксов символизируют сосуществование двух миров – свободы и каземата. На мир людей умиротворенно взирает одухотворенное женское лицо, но к окнам «Крестов» обращены зияющие глазницы оголенного черепа. На табличках, опоясывающих исхудавшие с болезненно выпяченными ребрами изваяния, выгравированы цитаты знаменитых мира сего, воочию узревших звериный оскал политических репрессий.

Адрес: Санкт-Петербург. Набережная Робеспьера, д.12

Сфинксы во дворе Горного института

Сфинксы во дворе Горного института следуют античной традиции изображения этих мифических существ и предстают в виде очаровательных юных дев с высокой грудью и роскошными локонами густых волос, изысканный наряд и стройный силуэт которых превращается в опирающееся на мощные лапы тело свирепого хищника. Окутанные флером таинственности, статуи цвета вороного крыла притаились в конце аллеи в глубине старинного сада. Как истинные женщины, хранящие близкие их сердцу имена «за семью печатями», сфинксы Горного института так и не поведали миру имя своего создателя, в которые прочили скульпторов В. Демут-Малиновского и С.Пименова, принимавших участие в проекте архитектора А. Воронихина, ответственного за возведение сего монументального здания в начале ХІХ века. Поговаривают, что чугунные красавицы отчасти могут быть наследием именно А. Воронихина, известного своей любовью к античному искусству и немалым художественным талантом. Однако кто бы ни был «виновником» появления скульптур у стен храма науки, потомки будут взирать на творение рук его с неизменной благодарностью.

Адрес: Санкт-Петербург. Набережная лейтенанта Шмидта, д.45

Львиное семейство города на Неве настолько велико, что с первой попытки уделить внимание всем его достойным представителям с трудом представляется возможным. Но история Петербурга являет собой неистощимый кладезь таинственных историй и легенд, связанных с возникновением больших и малых, известных и незаслуженно забытых стражей северной столицы, собирать досье на которых мы продолжим с неустанным интересом. Пока же тешим себя надеждой, что любознательный читатель, вдохновившись изложенными рассказами, отправится на прогулку для личного знакомства с нашими героями. А если впечатление от венценосных обитателей Невы будет столь велико, что по велению сердца их захочется пригласить в собственный дом, скромно напомним, что в камнерезной мастерской ArtMart возможно не только купить обитающих там львов, но и сделать индивидуальный заказ особо полюбившихся скульптур.

Царь зверей на переправе

Крылатые создания

Дом со львами

Львы у Елагина дворца

Китайские львы Ши-Цза

Львиная стая

Львы на Дворцовой пристани

Петергофский лев

">

Северную Пальмиру населяют разнообразные существа: с набережных на прохожих взирают загадочные сфинксы, со стен дворцов раскрывают клювы разномастные совы, бьют хвостами драконы, замерли в тишине нетопыри, кони, малыш Чижик-Пыжик. Не обошлось и без львов – гигантских котов в культурной столице немало: гипсовых, мраморных, высеченных из гранита, ярких, блеклых, филигранных, простых, современных и насчитывающих не менее 200 лет. Но обо всем по порядку.

Согласно мифологии, лев – лидер и мудрый правитель, наделенный могуществом, отвагой, мужеством и величием. Он олицетворяет власть, огонь, дневное светило. Когда точно возникла мода на декорирование крова и улочек хищниками неизвестно: по одной из версий, эта страсть проявилась во времена правления Петра I, который встречал подобные каменные творения в Европе. Суеверные же европейцы в средневековье пришли к убеждению, что львы – отличные стражники, так как спят с распахнутыми глазами, а потому не пропустят под крышу бесов. Согласно другой теории, скульптурные изображения этих зверей стали распространены в девятнадцатом веке, когда русские зодчие обратили внимание на Итальянское искусство и творчество античных гениев, которые нередко высекали из камня пышные гривы, цепкие когти и могучие поджарые тела. Давайте вспомним, где в нашем краю можно встретить удивительных существ.

Царь зверей на переправе

«Мост со львами в Санкт-Петербурге?» - это про пешеходный Львиный мостик, переброшенный через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе. Построена речная переправа была в 1825 году. В этот же промежуток времени академик Павел Петрович Соколов взялся за создание алебастровых форм для будущих монументов. Каждый из благородных красавцев служит не только в качестве украшения: в двухметровых белоснежных статуях скрыты механизмы, удерживающие мостовой пролет и людей на нем. Устойчивость конструкции придают увесистые плиты, служащие основанием левушек.

Подвесная переправа пришлась по душе не только местным обывателям: спустя 10 лет немецкая компания Borsig возвела уменьшенную копию моста в Тиргартене – одном из парков Берлина. Разработкой проекта занимался градостроитель Людвиг Гессе. Увидеть это деревянное сооружение можно и в наши дни.

Крылатые создания

Любимые многими львы с крыльями в Санкт-Петербурге расположились на Банковском мосту. На самом деле, их зачастую называют грифонами, но находятся и несогласные с таким термином, ведь согласно преданиям, эти сказочные персонажи обладали головой птицы, а у скульптур на канале Грибоедова такой особенности нет.

Открытие Банковского моста состоялось спустя 25 дней после запуска Львиного мостка, к строительству изящной конструкции были привлечены те же архитекторы и ваятели. Принцип устройства такой же, что и у старшего собрата: изысканные пролёты держатся звеньями цепи, которые укреплены в изваяниях. Полюбоваться здесь можно не только волшебными львами-грифонами, но и пейзажами: с настила открывается великолепный обзор на храм Спаса на Крови, Казанский Собор и Дом Зингера, изумрудные насаждения вокруг серого гранита и спокойную, чуть зеленоватую рябь воды, в которой отражаются горделивые блюстители справедливости.

Дом со львами

О них писал еще Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный Всадник»: «С подъятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые». Разумеется, речь идет о потрясающих стражах, что держат лапой покатые каменные шары у Дома Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади. Уникальные особи, поражающие своим грациозным и величавым видом, родились в Италии: под южным солнцем над сотворением точеных линий работал мастер Паоло Трискорни.

В XXI столетии в элегантном дворцовом комплексе, который спроектировал прославленный архитектор Огюст Монферран, расположен отель класса делюкс, постояльцев которого каждую ночь стерегут благородные кошки.

Львы у Елагина дворца

У восхитительного Елагина дворца на гранитных постаментах разместились две чугунные скульптуры львов, лапы которых покоятся на полусферах. Издали они кажутся близнецами: копна косматых волос, таинственный полуоскал-полуулыбка, однако если рассмотреть фигуры поближе, то станут очевидны различия: они есть как в положении, так и во внешнем облике. Изготовлены были в 1822 году на Санкт-Петербургском казенном литейном заводе.

Китайские львы Ши-Цза

Эти необычные скульптуры окаменели на Петровской набережной неподалеку от домика Петра Великого. Массивные фигуры весом в 2,5 тонны родом из Маньчжурии: на свое новое место жительство они переехали в 1907 году, когда были преподнесены Петрограду в качестве подарка.

В Китае львы-лягушки обязаны стеречь семейный очаг, а потому высекаются и устанавливаются как минимум парой. Папа-лев, как глава династии, удерживает шар, символизирующий свет, знания, богатство, а его спутница, мама-львица, поддерживает малыша-львенка: раскрытая пасть супруги главы звериного царства отгоняет нечистую силу от своего чада, которому предстоит продолжить род.

Изначально предполагалось, что свободолюбивые хищники украсят храм-молельню генерала Чана в китайском Гирине, однако после смерти чиновника новоявленный губернатор решил преподнести в дар львов приамурскому генерал-губернатору Николаю Ивановичу Гродекову, который, в свою очередь, передал их в столицу Российской Империи.

Другими излюбленными восточными животными, поселившимися в Петербурге, являются шанхайские львы, подаренные городу на 300-летний юбилей. Живут они в Саду дружбы на Литейном проспекте.

Львиная стая

Самую большую популяцию этих грациозных представителей кошачьего семейства можно отыскать перед дачей Безбородко на Свердловской набережной. 29 львов соединены тяжелой чугунной цепью. Сам особняк был возведен еще в 1773-1777 годах, однако затем несколько раз перестраивался. Каменные стражи были установлены перед усадьбой в начале XIX века. Возможным автором изваяний принято считать Николая Александровича Львова.

Кстати, в 70-ых годах XX века у роскошной дачи проходили съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Герои кинокартины пытались найти клад подо львами! Помните этот момент?

Львы на Дворцовой пристани

Однако самыми популярными, по мнению краеведов, львами в городе являются отважные создания у павильона Адмиралтейства. Чугунные изваяния стоят на высоких пьедесталах, повернув друг к другу крупные лохматые головы. Пасти их оскалены то ли в страшном рыке, то ли в удовлетворенном урчании, торчат острые, устрашающие клыки... Мощные мускулистые телеса застыли в напряженной позе, по одной лапе с выпущенными когтями покоится на шаре.

Кстати, о шарах – многие из царственных зверей действительно изображаются со сферой под лапкой, и этому есть объяснение. Дело в том, что львы призваны охранять жилище человека от посягательства злых сил. Но что будет, если страж заснет? На такой случай и нужен шар: когда лев погружается в вожделенную дремоту и расслабляет конечность, шар начинает катиться. Почувствовав движение, Король всех животных сбрасывает оковы сна, чтобы и дальше блюсти свою службу.

Львы, которых можно увидеть на Дворцовой пристани, присутствовали еще в самых первых проектах этой локации, развитием которых в 1717 году занимался архитектор Луиджи Руска. Однако вылеплены скульптуры были только спустя сотню лет: в 1832 году мастер Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева создал известные ныне образы. В сентябре того же года они украсили пристань, где и стоят по сей день.

Этих львов, надо отметить, неоднократно увозили на реставрацию: туристы да и сами петербуржцы любят забираться статуям на спины. Так, одна из последних внеплановых реконструкций приходится на 2006 год, когда по торсу одного из зверей пошли множественные трещины: вероятно, неуклюжий седок проломил тонкий лист меди, из которого сделаны львы. К месту происшествия оперативно прибыли «спасатели»: реставраторы, одетые в белые врачебные халаты, осмотрели своего нетривиального «пациента», бережно перебинтовали изувеченное тулувище, а затем с помощью крана погрузили на «КАМАЗ», который был замаскирован под машину «скорой помощи». Пока памятник вынужден был проходить оздоровительный курс в мастерской, его место заняла желтая пластиковая копия – лев «Бонифаций». Когда же заместитель был продан, то на пустующее пространство водрузили чудо из воздушных шаров.

Изображение этой парочки «придворных» львов можно найти на монетах 2003 года, которые были отчеканены к 300-летию основания Санкт-Петербурга.

Петергофский лев

Еще один знаменитый лев является частью центрального фонтана Петергофа – «Самсона, раздирающего пасть льву». Однако то, что мы видим, не является оригиналом монументальной статуи: она была утрачена в ходе разрушительной Великой Отечественной войны. Восстановленный ансамбль, над которым трудились скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов, был открыт в 1947 году.

Разумеется, это не все хищные обитатели нашего края: несколько безмолвных экспонатов также можно обнаружить перед зданием номер 12 на Адмиралтейском проспекте, у Русского музея, на Западной стрелке Елагина острова и в других кварталах.

Стоит добавить, что, как и в случае со многими другими мистическими существами, со львами связано множество сказаний и суеверий. Так, например, в обществе бытует поверье, что если поцеловать льва, то он подарит вам удачу в любви и занятиях! А некоторые из них способны исполнять желания: достаточно потереть львиную лапку или нос, обойти вокруг статуи, а затем шепнуть ей о самой заветной мечте.

Санкт-Петербург

Все пути ведут…на Дворцовую пристань! Да, да, а как же иначе? Ведь именно здесь находится одна из наиболее знаменитых и загадочных львиных пар северной Пальмиры, пользующаяся неизменной популярностью гостей города на Неве и заслуженной любовью коренных петербуржцев. В отличие от многих представителей львиного семейства града Петра Великого, этим сторожевым львам суждено было войти в историю и быть увековеченными не только словом, но и кистью. Именно их царственные изваяния запечатлели на своих полотнах «Дворцовая пристань» и «Вид на Неву от Зимнего дворца» известные художники ХІХвека В. Садовников и А. Беггров. Не стал исключением и век ХХ, открывший миру А. Остроумову-Лебедеву, иллюстрации которой к поэме А. Пушкина «Медный всадник» по сей день будоражат умы читателей, и С. Хаджибаронова, чей «Лев у Дворцового моста» стал еще одним свидетельством немалой популярности венценосных медных скульптур.

Людовик Франц Карл - Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца

История их появления полна загадочных совпадений и таких перипетий событий, что их впору было расследовать Тайной полиции Его Императорского Величества. Не претендуя на хлеб насущный главных сыщиков империи, мы все же возьмем на себя смелость приоткрыть завесу тайны и поведать читателю некоторые особенности строительства Дворцовой пристани и ее знаменитых львов.

Проектируя пристань-лестницу между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом, придворный архитектор Л. Руска планировал украсить спуск к Неве изящными женскими фигурами в сопровождении лежащих львов. Однако проект «верхами» одобрен не был. Помилуйте, господин Руска, но никаких женщин! И если уж львы, так львы сторожевые, а не мирно похрапывающие под шум волн, разбивающихся о твердыню гранита. Ведь после разрушения вокруг Адмиралтейства фортификационных сооружений судостроительный центр Петербурга, да еще и расположенный неподалеку от царской резиденции, необходимо беречь как зеницу ока!

Сторожевые львы появились в проекте декоративного решения Дворцовой пристани, принадлежавшем знаковому для истории Петербурга архитектору К. Росси, который предложил использовать в оформлении несколько скульптурных групп: коней с водничими для верхних уступов спуска и львов, опирающихся на шар (знакомый силуэт, не правда ли?), — для нижних. Проект был одобрен, но… Созданная В. Демутом-Малиновским модель «Коня с водничим» была далеко не столь успешна. Взамен поступило предложение установить на пристани конные группы наподобие украшавших Елисейские поля работ французского скульптора Г. Кусту. В Париж был направлен соответствующий запрос и даже получен ответ, но предварительный расчет стоимости отливки этих исполинских статуй свел на нет все старания архитектора. 32 тысячи рублей за группу – такова цифра, поставившая крест на блистательной идее оформления пристани у Адмиралтейства.

Что же делать? Как же быть? После перекрестной переписки архитектора К. Росси, ответственного за возведение и украшение Дворцовой пристани, директора Александровского чугунолитейного завода М. Кларка, ответственного за отливку грозных сторожевых львов, и министра Императорского двора светлейшего князя П. Волконского, ответственного за всех и вся, было принято решение изготовить львов методом дутья или чеканки из листовой меди. Спустя всего три месяца сторожевые львы Дворцовой пристани приступили к несению службы, вышагивая на чугунных постаментах с волютами, отлитых по проекту архитектора И. Шарлеманя. Авторство медных стражей принадлежит… А, собственно говоря, кому? Именно с этого вопроса и начинается запутанная история знаменитой львиной пары, следы которой уводят в Петергоф.

Многие экскурсоводы, проводя доверчивых туристов по гранитным берегам Невы и демонстрируя вздыбившиеся на пьедесталах мощные фигуры со впившимися в массивный шар когтистыми лапами, с уверенностью называют в качестве автора великолепных пышногривых царственных животных скульптора И. Прокофьева. Но так ли это на самом деле?

При всем почтении к Ивану Прокофьевичу, нам придется возразить против личного принятия мастером участия в оформлении Дворцовой пристани. Ибо один из известнейших художников России ХІХ века отошел в мир иной уже в феврале 1828 года, а вопрос о внешнем виде львов стал на повестку дня только осенью. А уж о том, что окончательное решение по их отливке было принято лишь спустя 4 года – в 1832, и говорить не приходится. Любознательный читатель может предположить, что львы были задуманы скульптором несколько ранее. Но последнее творение профессора И. Прокофьева датируется 1822 годом, после которого он не работал в связи с постигшим его параличом правой стороны тела вследствие тяжелейшего апоплексического удара.

Так откуда же взялось утверждение об авторстве потрясающих воображение львов Дворцовой пристани? В рассказах экскурсоводов удивительным образом переплетаются имя скульптора И. Прокофьева, схожесть львов Дворцовой пристани со львами флорентийской площади Piazzadellasignoria и утверждением, что сторожевая пара была отлита по уже имевшимся на Александровском чугунолитейном заводе моделям. При этом мало кто задумывается, что изложенные факты несколько противоречат друг другу.

Чтобы внести ясность, нам придется вернуть читателя к переписке между архитектором К. Росси, директором чугунолитейного завода М. Кларком и князем П. Волконским. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Так, по всей видимости, думали К. Росси и П. Волконский, задумав поставить на пристани сторожевую пару, прототипом которой послужили обитавшие в Петербурге у Военного министерства львы работы семейства Трискорни, напоминавшие тех самых пресловутых флорентийцев с Piazzadellasignoria.

Но М. Кларк «наполеоновские планы» развенчал, уведомив, что в связи с изменением размеров львов необходимо изготавливать под них новые гипсовые модели, что приведет к существенному удорожанию проекта. В то же время на заводе есть модели таких львов, но несколько меньших. Так может, министерство примет решение в пользу уже существующих? И министерство приняло, несмотря на все возражения К. Росси, утверждавшего, что размеры не впечатляют. Возражениям не вняли, поскольку ранее по тем же формам были отлиты львы Елагина дворца, Русского музея, дворца в Стрельне и аракчеевского имения в селе Грузино, а недовольства по поводу размеров стражей ни венценосное семейство, ни его окружение доселе не выказывало.


Но так причем же здесь И. Прокофьев, если все эти львы являются копиями пары, установленной на одной из красивейших площадей Флоренции?! Наверняка спросит наш уважаемый читатель. Дело в том, что все представители «львиной гвардии» Его Императорского Величества, начиная от львов Елагина дворца и завершая львами Дворцовой пристани, отлиты по формам золоченных бронзовых львов Львиного каскада Петергофа, авторство которых как раз и приписывалось некоторыми источниками профессору И. Прокофьеву.

Весьма занимательно, что при этом все те же источники в материалах по строительству и декоративному оформлению Михайловского и Елагина дворцов о фамилии скульптора успешно забывают и констатируют факт копирования львов флорентийских. Предположительно, вывод об авторстве профессора Петербургской Академии художеств был сделан на основании данных отчета по проводимым для Петергофа работам в журнале Академии, в котором упоминалось о доставке из литейной мастерской львиных форм и форм тритонов работы И. Прокофьева.

Однако по нашему разумению, Иван Прокофьевич «пал жертвой» документальной неразберихи. Уже в следующем отчете Академии четко обозначено, что профессор трудился только над тритонами, в то время как по отношению ко львам вместо автора указывается лишь общее количество гипсовых форм – 15 ящиков. По удивительному стечению обстоятельств, в Академию художеств незадолго до этих событий прибыло именно 15 ящиков гипсовых форм флорентийских львов с Piazzadellasignoria. Вместе с формами статуй Геркулеса и Флоры, также отправившихся на Львиный каскад. Случайны ли такие совпадения?.. Более того, львов Львиного каскада не включают в творческое наследие скульптора даже биографы И. Прокофьева (а ведь гордиться, мягко скажем, есть чем!).


Подводя итоги нашего, надеемся, не слишком утомительного расследования, остается лишь сделать вывод, что И. Прокофьеву принадлежит бесчисленное множество непревзойденной красоты барельефов и скульптур, но ко львам Дворцовой пристани этот замечательный мастер свою руку вряд ли приложил.

Если же уважаемому читателю после ознакомления с этим небольшим экскурсом в историю сторожевых львов Петербурга захочется иметь в своем доме такую же грозную пару, камнерезная мастерская ArtMart поможет воплотить возникшее желание в жизнь. И представляя новых обитателей дома изумленным гостям, можно будет сказать: «Это такая запутанная история…».

Статуи львов были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году. Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга. После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.

Описание

Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал. Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы. Грозные морды животных своеобразны и выразительны - львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.

Идея установки львов на Дворцовой пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска (1717) и прошла красной нитью через все варианты оформления. Осенью 1828 года была предпринята попытка прояснить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Во всех исторических документах указывается, что рассматривалась установка точной копии флорентийских львов.

Модели львов

Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси, директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларком и министром императорского двора П. М. Волконским. Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П. М. Волконскому: Донесение министру императорского двора: - 20 октября 1828 года В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни, которые находятся у подъезда дома военного министерства, с целью …постановления на пьедесталах у спусков к Неве Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту: Высказывание Карла Росси: После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными.