Дорога

Особняк дервиза на английской набережной. Кирицы

В последний день нашей поездки в Рязани снова испортилась погода, и вместо запланированной прощальной прогулки по городу мы решили посмотреть усадьбы фон Дервизов в Кирицах и Старожилово в 40 км от Рязани.

Эти усадьбы довольно необычные, а их история тесно переплетена с судьбами их основателей. Поэтому свой рассказ я начну с самих фон Дервизов.

Рязанский предприниматель Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) сколотил огромное состояние на строительстве железных дорог. В XIX веке это дело оказалось неимоверно прибыльным, особенно если вдвое завышать стоимость работ, проводить махинации с капиталами и ценными бумагами и иметь влиятельных покровителей. Став одним из богатейших людей России, он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии.

Но сейчас нас интересует не сам Павел Григорьевич, а его дети: Сергей, Павел, Варвара, Андрей и Владимир.

Старший сын Павла Григорьевича - Сергей Павлович фон Дервиз родился в 1865 году. После смерти отца он получил богатое наследство, но отцовская предпринимательская жилка ему не передалась. Занимая в основном представительские должности, Сергей вел активную светскую жизнь, тратя несметные богатства отца.

Приобретя имение Кирицы, Сергей снес влачащую жалкое существование зеркальную фабрику и на ее месте построил роскошную усадьбу. Для этого был нанят молодой архитектор Федор Осипович Шехтель. И к концу ХIХ века на берегу реки Кирицы вырос сказочный замок.

Имение было обнесено оградой. На обширной территории располагались церковь и конный двор, висячие мосты и гроты.

От дворца к лужайке полукругом спускались две величественные лестницы, рядом с которыми симметрично расположились беседки, увенчанные тритонами.

Под лестницами был устроен причудливый грот, на террасе перед ним бил фонтан. Далее можно было спуститься к прудам и саду.

Главное здание усадьбы украсили башенками со шпилями и флюгерами. Между флигелями построили застекленные переходы. Изящный балкон одного из флигелей поддерживали могучие крылья орла.

Через овраг рядом с особняком перекинули Мост любви. По преданию, с этого моста бросилась вниз девушка, безответно влюбленная в Сергея.

Сергей Павлович очень любил свое имение и с удовольствием приезжал сюда каждый год на целое лето. Но, разорившись, после смерти матери в 1908 году он продал всю свою недвижимость и навсегда уехал из России. Он умер в Каннах в 1943 году.

Имение стояло заброшенным, пока советские власти не разместили здесь училище, а затем - дом отдыха.

Младшие братья и сестра Сергея - Владимир, Андрей и Варвара - прожили очень недолго, их поразил серьезный недуг - костный туберкулез. Владимир и Андрей скончались младенцами, Варвара умерла в 16 лет. Отец не смог пережить потерю детей, он умер сразу после смерти любимой дочери.

И вот ирония судьбы: в усадьбе Кирицы с 1938 года и по сей день располагается детский санаторий, где лечатся больные костным туберкулезом дети.

Теперь перейдем к еще одному брату Сергея - Павлу Павловичу фон Дервизу.

На момент смерти отца Павлу исполнилось 11 лет, и в наследство он получил имение в деревне Старожилово. Как и старший брат, Павел был весьма обеспеченным человеком. Он увлекся разведением элитных скакунов и основал в Старожилово конный завод, причем в качестве архитектора по совету брата привлек все того же Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1893 года, за шесть лет здесь построили 12 зданий, включая усадьбу, сам конный завод, кузницу, дома для рабочих и церковь.

В начале ХХ века в конюшнях содержалось несколько тысяч лошадей. Элитных скакунов покупали за рубежом, рысаки побеждали в скачках. На Старожиловском заводе разводили лошадей самых престижных пород для гвардейских кавалерийских полков.

Помимо разведения лошадей у Павла было еще одно увлечение - математика. Он сдал экстерном экзамены в университете за весь курс математики и стал преподавать в им же основанной гимназии.

В годы Первой мировой войны Павел патриотично сменил немецкую фамилию, и, переведя слово «Wiese» на русский язык, стал Павлом Павловичем Луговым.

После революции Павел был арестован, его выпустили только благодаря ходатайству бывших учеников гимназии фон Дервиза. Луговой устроился преподавателем Рязанских кавалерийских командных курсов, которые открылись на базе Старожиловского конного завода. Одним из его учеников стал будущий маршал Победы Г.К. Жуков.

Но вскоре курсы перевели в другое место, Павел Павлович с семьей скитался с места на место и, в конце концов, обосновался в Тверской области. Он работал учителем математики в сельской школе, скончался Павел в 1943 году.

А конный завод, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, существует до сих пор.

В Старожилово у нас была еще одна интересная встреча. Прямо на асфальте паслась маленькая стайка индюков с индюшками. Курам и гусям мы уже не удивляемся, а вот индюков увидели впервые.

Когда мы захотели сфотографировать птичек поближе, от стаи выдвинулся индюк, надулся, стал поперек себя шире в два раза и, шипя, направился к нам. Он был так воинственно настроен, что мы решили убраться восвояси:)

На этом я заканчиваю рассказ об осеннем путешествии. Оно было интересным для нас, немного необычным - мы не так много мест объехали, но зато вволю порыбачили (правда, без особого улова), отдохнули и даже немного загорели. Воспоминаний хватит надолго:)

Спасибо за внимание! И до новых путешествий! :)

В Рязани, как и в Москве, очень много пробок в часы пик, к счастью, их протяженность не сравнится с московскими. Рязань всего лишь в 180 км, и москвичи часто приезжают на один-два дня. Традиционные маршруты пребывания: Константиново (Государственный музей-заповедник С.А. Есенина) - Пощупово (Иоанно-Богословский монастырь) - мемориальный музей-усадьба академика Павлова и Рязанский кремль (рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).
Но на Рязанщине существуют и другие, не менее интересные места, пусть и не так раскрученные среди туристов, сегодня я хочу рассказать вам об одном таком месте.

Кирицы - село, расположенное в 50 километрах к юго-востоку от Рязани. Рядом проходит трасса М5. Достопримечательность Кириц - Усадьба фон Дервизов, этот сказочный домик хорошо виден с трассы, так что проехать, не обратив на него внимание, у вас не получится. Сейчас в усадьбе располагается Детский туберкулёзный санаторий «Кирицы», считавшийся лучшим в стране, видимо это не случайно: у Павла фон Дервиза умерли от костного туберкулеза дочь и сын, вот такой поворот судьбы.
Пройти и осмотреть усадьбу можно, если двигаясь со стороны Рязани перед прудиками повернуть налево, перед шлагбаумом можно оставить машину, ну а дальше пройти пешком, несмотря на вывеску «Посторонним вход воспрещен», никто никого не прогоняет.
Стоит ли ехать в Рязань только из-за одной усадьбы, наверное нет, но если Вы приехали отдохнуть в наш город и у Вас есть лишние три часа -съездите, посмотрите «Дворец Золушки».

Итак, а теперь об истории усадьбы.
Фон-дер-Визе- русский дворянский род немецкого происхождения. Иоанн-Адольф приехал в Петербург при Петре III и получил дворянство с частицей «фон-дер».
Основная же часть родового состояния была заработана на строительстве железных дорог Павелом фон Дервиз. Его называли «Русский Монте-Кристо», был он действующим статским советником. Помимо «зарабатывания» он так же занимался благотворительностью: построил детскую клиническую больницу в Москве в память о своих старших детях, а так же лицей в память Цесаревича Николая. Кирицы же были приобретены его сыном - Сергеем Павловичем, любившим музыку, поэзию и прочие искусства. Проект усадьбы был заказан начинающему архитектору Федору Шехтелю.
В 1887-1889 годах в Кирицах Шехтель построил чудо: сказочную усадьбу с Дворцом, арками, лестницами, спусками к каскадным прудам, мостом Любви, гротами с настоящими кораллами, фонтанами, статуями кентавров. Но строительство этого чуда и разорило Сергея: продав свое имущество, он с семьей уехал жить в Париж. А потом была революция и, как все усадьбы, Кирицы были национализированы, и в 1938 там открыли санаторий для детей, больных туберкулезом, это и спасло усадьбу от разорения: по сохранности она выгодно отличается от усадеб фон Дервизов в Сохе и Старожилово, но статуи кентавров превратились в «советских» оленей, медведей и пионеров, гроты разрушились, кораллы пропали, фонтаны пересохли. Но все равно усадьба великолепна, и, конечно же, она не могла не «обрасти» легендами.
Первая из них – про Мост любви, согласно легенде мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви -девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте встреч. Вторая легенда связана с кино – в Рязани многие считают, что именно в Кирицах снимали «Золушку» (имеется в виду фильм 1947, снятый режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро), однако документальных подтверждений этому нет."
А теперь сама усадьба.

Кто бы мог подумать, что именно сбор кинолокаций снова окунёт меня в тему Дервизов по самые уши. С превеликим удовольствием смотрю, листаю, перечитываю сообщения некогда активной рубрики (с изрядно траченными молью фотоиллюстрациями). Вспоминается тот безумный марш‒бросок до града Петрова в конце октября 2010 г (хмурый день по первоснегу ‒ весьма подходящая погода для культурных прогулок) с одной единственной целью ‒ экскурсия в особняк фон Дервиза на Галерной, 33, где ныне расположен камерный музыкальный театр "Санктъ‒Петербургъ Опера" режиссера Юрия Александрова. Режиссеру огромное человеческое спасибо. что до переселения в здание добился проведения в нем масштабной реставрации.

Но как‒то не сложилось у меня сразу написать, рассказать о той поездке, а со временем и вовсе тема ушла на задворки актуальных интересов. Листаю днями какой‒то невнятный костюмный сериал "Судьба по имени Фарман" (2011) о начавшемся накануне Первой мировой романемолодого офицера-лётчика с балериной императорского театра и что вижу. Главная героиня репетирует свои па и фуэте в зале дервизовского Грота! Да, я могу сколь угодно отвлекаться от тем, могу годами к ним не обращаться, но память‒то не отключишь! Тем более когда речь идет об уникальном интерьере, некогда виденном своими глазами.

Дальше больше. Тут вам и входная дверь определённым ракурсом, чтобы современное название театра в кадр не попало, тумбу афишную для антуража поставили. Стеклопакеты хоть не травят глаз ослепительной белизной пластика, куда сейчас без них.

Мимолетно даже засветилась часть интерьера Кленовой гостиной. А за спинам дам, что приветствует наш бравый герой‒летчик, открывается вид на позолоту Мавританского зала, который в самом сериале не показан.

Зато в сериале "Секретная служба Его Величества" (2006) Мавританская комната представлена во всем великолепии. А как же! Ведь она играет роль апартаментов дворца Эмира Бухарского. Когда‒то давно при просмотре наскринила автоматически картиночек, не предполагая, что они могут пригодиться (хорошо быть запасливой белочкой))

И вдруг на днях, на волне пересмотра чеховских экранизаций, случается очевидное ‒ невероятное. Причем второе в буквальном смысле ‒ "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" (1984) . Снова интерьеры особняка Дервиза на Галерной в роли апартаментов героя Алексея Петренко, банкира, заключившего с бедным студентом то самое невероятное пари. Следуя в свой кабинет, банкир проходит поочередно мавританскую комнату, малиновую комнату и кленовую гостиную, хотя в реале этого сделать нельзя, расположение комнат совсем иное.

Тут можно было бы немного рассказать об истории особняка, про Дервизов уж рассказывать не буду (сколько можно!). Про уникальный зимний сад в виде грота, материалы для создания которого привезены из Ниццы (места, где находился дервизовский Шато де Вальроз , ныне там располагается Университет Ниццы); на момент создания грот не имел аналогов в мире, это они чуть позже станут модным явлением. Про маританскую комнату, которая наоборот, была очень востребована в оформлении интерьеров статусных домов, но так как делали её чисто из декоративных соображений, то допустили много ошибок с цитированием Корана и расположением этих цитат. Про Кленовую гостиную в стиле "Людовика XVI" с изящной резьбой по дереву и росписью картин по тончайшей коже. Про Малиновый зал, должный стать картинной галерей, но сего так и не случилось. А так же можно рассказать о Белом театральном зале, пышущем золотом елизаветинского барокко, который в данном сообщении не рассматривается по причине отсутствия его в фильмах. Много можно написать, но я знаю, как всех утомляют многобукав. Поэтому просто картинки залов моими глазами. А для не ленивых и любопытствующих в конце сообщения есть видеоэкскурсия по особняку с кучей интересных подробностей.

История застройки территории, где впоследствии был возведен дворец фон Дервиза, восходит к началу 20-х годов XVIII века. Английская набережная тогда называлась Нижней, и большим участком земли в этом районе Петербурга владел Иван Полянский. Потом набережную назвали Галерной, а двухэтажным домом «на подвалах с высоким крыльцом и покатой крышей и тринадцатью окнами по фасаду» стал владеть его сын, адмирал Александр Иванович Полянский. Он был женат на Елизавете Воронцовой - бывшей фаворитке императора Петра III. В 1818 году умер последний из рода, А. А. Полянский. Прямых наследников у него не было, и при разделе имущества между дальними родственниками дом отошел к семейству Всеволожских. В середине 30-х годов XIX века владельцем участка стал действительный тайный советник, друг Пушкина и один из основателей известного литературного общества «Зеленая лампа», Никита Всеволодович Всеволожский. «Сын пиров» и «обожатель забав и лени золотой», коим нарек его Пушкин, в 1854 году был объявлен полным банкротом. В том же году дом и участок приобрел с молотка Павел Григорьевич фон Дервиз. На участке было построено еще несколько зданий.

Павел Григорьевич скончался в 1881 году. Через восемь лет его вдова Вера Николаевна решила переделать дом для сына Павла. Перестройка особняка была поручена архитектору А. Ф. Красовскому. Это стало одной из самых удачных работ архитектора. Он предпочел модный в то время в Петербурге флорентийский стиль, в котором к тому времени был создан дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Вероятно, Красовский задумал превзойти имевшийся образец - и прекрасно справился со своей задачей. На небольшом участке был возведен великолепный особняк. И, хотя здание значительно уступало в размерах дворцу великого князя, этого нельзя было сказать об оформлении фасада. Даже на Английской набережной, где практически каждый дом - произведение искусства, особняк выделялся из череды стоящих рядом зданий своим великолепием.

Сохранившиеся и отреставрированные интерьеры не уступали внутреннему убранству великокняжеских особняков. Из вестибюля с мраморными колоннами на парадный второй этаж ведет роскошная беломраморная лестница с перилами сложного резного рисунка. Она освещена через большое витражное окно с полуциркульным завершением и через небольшое окно второго этажа. Под большим окном расположен мраморный камин с металлической позолоченной решеткой. Лестничный декор насыщен лепными элементами. На стенах друг напротив друга в лепных рамах в виде портиков расположены фигуры прекрасных девушек, олицетворяющих четыре времени года. Над ними в люнетах и кессонах плафона - живописные вставки с изображениями амуров, выполненными художником Садовским. Световое окно лестницы обрамлено пилястрами коринфского ордера, в простенке расположены картуши со сложным лепным рисунком. Вход на верхнюю площадку лестницы украшен торсами атлантов, служащих своеобразной границей лестничного интерьера, - дальше начинались парадные покои. С площадки через боковые двери можно попасть в галереи, уходящие в глубь участка. Замыкались галереи зимним садом, который к настоящему времени не сохранился. Средняя дверь ведет в центральную гостиную дома - Золотую. Это нарядное помещение богато декорировано лепниной и золотом. Зеркала в простенках создают дополнительный художественный эффект. В анфиладу залов с окнами на Неву входят также примыкающие к Золотой гостиной Белый и Танцевальный залы.

Белый зал получил свое название благодаря светлому декору стен, лепному плафону и большому резному камину из белого мрамора, который ранее украшало зеркало в лепной раме. Нижняя часть стен обшита панелями из орехового дерева. Из Белой дверь ведет в Желтую гостиную, окна которой выходят во двор. Помещение получило свое название благодаря цвету стен. Они хорошо гармонируют с белой лепниной и изящным резным камином из белого каррарского мрамора. Самый большой и нарядный зал дворца - Танцевальный. Над богатым лепным карнизом в зале были расположены хоры для музыкантов. Высокие зеркала в лепных рамах чередуются с каннелированными пилястрами, в центре зал был украшен живописным плафоном, расписанным К. Е. Маковским (ныне плафон утрачен). Рядом с залом находилось небольшое помещение в мавританском стиле, потолок и стены которого украшал восточный орнамент. Жилые помещения хозяев размещались в бельэтаже, по обе стороны парадной лестницы. По левую сторону с окнами на Неву сохранилась Синяя гостиная, по правую - Помпейская комната, рядом с которой находились столовая и библиотека, оформленная в псевдоготическом стиле.

Павел Павлович фон Дервиз так никогда и не поселился во дворце. Он уехал в свое имение в Рязанской губернии. После смерти матери он продал участок. В 1903 году новым владельцем особняка стал великий князь Андрей Владимирович. В 1918 году дворец, как и многие другие, был национализирован. В первые годы советской власти в нем размещались различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны часть помещений была отдана под детский приемник, в другой части разместился госпиталь для раненых. После войны во дворце располагалась одна из многочисленных проектных организаций города. 1 ноября 1959 года в здании открылся первый в стране Дворец бракосочетания. Он располагается здесь и по сей день.

Английская набережная, дом 28