Правила

Желтый лиссабонский трамвай. Трамвайные маршруты лиссабона Схема маршрута трамвая 28 в лиссабоне

К городам, в которых есть трамваи, я питаю особую любовь. В этом ряду пока еще не увиденные Сан-Франциско и Стамбул, уже сбывшийся Лиссабон, отчасти Вена и Милан. Наверное, сказывается и детство, проведенное в городе с весьма разветвленной трамвайной сетью. Когда я была маленькой, я все время удивлялась взрослым, которые, переходя через трамвайные пути, не наступали на рельсы, не полностью погруженные в землю, а перешагивали на них. Мне казалось страшно занимательным встать на рельс и на пару секунд замереть, оказавшись выше, чем я есть на самом деле. На трамвае мы с папой ездили на концерты в Филармонию, я была с завитыми локонами и надушенная розовым маслом. Короче говоря, я люблю трамваи, это самый человечный вид транспорта, по-моему. В любом городе мне хочется на трамвае прокатиться, посидеть у окна, посмотреть на улицу и на людей. Муж моих трамвайных увлечений не разделяет, поэтому все больше я наблюдаю жизнь не из трамвая, а из такси. Но в Лиссабоне я победила: наш первый день мы начали со знакомства с трамваем №28.



Он проходит через весь центр, преодолевая на своем пути немыслимое количество горок и пригорков.Чтобы занять удобные места, отправляться лучше с начальной остановки, Campo Ourique. До конечной остановки, Martim Moniz, трамвай едет минут 40. Расстояние на деле оказывается небольшим, а длительность поездки связана с частыми остановками и с тем, что на узких и крутых лиссабонских улицах старенькому трамваю не разогнаться. Билет можно купить у водителя, он стоит 2,85 евро. На следующем фото - как раз водитель нашего трамвая.

Маршрут трамвая лежит мимо площади Коммерции (Praca do Comercio), проходит мимо Кафедрального собора (Se), петляет по нешироким улицам Алфамы, самого старого района города, забираясь на самый верх. Большинство туристов выходят около замка (Castello), но можно проехать дальше, до конечной, и уже оттуда, не теряя из виду трамвайные пути, начать спускаться вниз.

Ездят в трамвае, конечно, не только туристы, хотя именно для них в салоне висят таблички, предупреждающие о карманниках. На 28 маршруте много местных, нам даже попались какие-то два русскоязычных маргинала, явно давно приехавших в Португалию.

Внутри вагон очень маленький. Стоять в нем сложно, стоять с камерой - еще сложнее, потому что трамвай все время поворачивает, шатается, взбирается в гору или несется вниз. У меня, если честно, сердце замирало.

Рисунок трамвайных рельсов - это отдельная история. Поворачивают они резко и часто, для большей маневренности трамвай имеет всего четыре колеса, смещенные к центру. Спереди и сзади размещены специальные грузы, увеличивающие устойчивость на поворотах.

Кое-где проложена только одна пара рельсов, поэтому водителям (вагоновожатым?) приходится пропускать трамваи, идущие навстречу.

Свои желтые трамваи лиссабонцы называют амарелу, т.е. желтенькие. Красные трамваи - это экскурсионные маршруты, созданные одной из туристических компаний города. На красном мы не катались, потому что лучшего маршрута, чем №28, для знакомства с городом и не придумаешь.

В некоторых особенно крутых местах существуют кабельные подъемники, по сути такие же, как в Сан-Франциско.

Стоит подъемник, кстати, дороже, чем трамвай - 3,5 евро. Тот путь, который вы видите на фото сверху - это весь маршрут этого подъемника, там метров 400, не больше. Мы прошли весь путь пешком, не так уже это и сложно, но, наверное, если надо делать это регулярно, то без подъемника будет тяжко. Может, здесь жителям выдают льготные билеты?

В вагоновожатые, наверное, берут только молодых привлекательных мужчин, на которых хорошо сидят солнцезащитные очки. Это - тоже водитель трамвая, консультирует каких-то туристов.

Надеюсь, трамвайная тема приведет меня в Сан-Франциско, где собраны трамваи из многих стран, есть даже старые миланские экземпляры.

Вы любите трамваи и кататься на общественном транспорте в поездках? Не ехать в определенное место, а просто сесть в трамвай или автобус и поехать с местными в неизведанное? Или это я одна такая ненормальная?

В Лиссабон мы приезжаем из города Лагуш на автобусе (). Автобус приходит на автовокзал Sete Rios , который находится на площади Marechal Humberto Delgato. Рядом же находятся и одноименная железнодорожная станция, и станция метро Jardin Zoologico. Неподалеку зоопарк Лиссабона. Так как мы едем с багажом, то нам лучше доехать до наших апартаментов на такси.

В Лиссабоне мы забронировали апартаменты с кухней и 2-мя спальнями в Alfama Yellow House . Как вы уже, наверное, догадались из названия, они находятся в старом городе, в самом атмосферном районе — Алфама (Alfama). В 200-х метрах от апартаментов — остановка трамвая №28. Рядом железнодорожная станция Санта-Аполония. Можно заказать трансфер из аэропорта. Стоимость этих апартаментов 63 евро/сутки.

Лиссабон – столица и главный порт Португалии. Это один из старейших городов мира, превосходящий по возрасту такие города как Лондон, Париж или Рим. Дата основания – 719 год. Лиссабон находится недалеко от побережья Атлантического океана. Река Тежу омывает город, образуя широкий залив, который называют Соломенным морем. Два моста – Мост 25 апреля и Мост Васко де Гама – соединяют Лиссабон с другим берегом реки и городами Монтижу и Алмада.

Немного отдохнув от дороги, можно отправляться на прогулку по старинным улочкам Алфамы. Название Alfama произошло от арабского «Аль-хама» — это означает «теплый источник». Благодаря тому, что район расположен на скальном грунте, он не так сильно пострадал во время землетрясения 1775 года. Здесь сохранилась мавританская планировка узких улочек. Район Alfama расположен на крутом склоне, между замком Святого Георгия и рекой Тежу, поэтому многие улочки и переулки переходят в лестницы.

В районе Alfama расположены две смотровые площадки – miradouro Santa Luzia (около одноименной церкви) и miradouro Postas de So (у солнечных ворот). Можно полюбоваться красивыми видами на город и реку. Особенно красиво на закате.

А у смотровой площадки miradouro Santa Luzia можно сесть на знаменитый трамвайчик №28 , маршрут которого описывается в каждом путеводителе. Этот маршрут пользуется популярностью не только у туристов, но и у местных жителей, так как проходит через весь центр города и старые районы Лиссабона. Из окон этого трамвайчика можно увидеть многие из достопримечательностей города: замок Святого Георгия, Кафедральный Собор Лиссабона, Площадь Коммерции, улицу Августа с Триумфальной аркой, здание португальского Парламента и другие.

По городу ходят и современные трамваи, но по старым узким улочкам могут проехать только вот такие трамвайчики. Их, конечно, модернизировали, но интерьер с деревянными панелями и сиденьями внутри остался прежним. Время движения по маршруту №28 около 45 минут. Маршрут движения можно посмотреть на карте.

Стоимость проезда в трамвае №28 такая же, как и в обычных трамваях Лиссабона – от 1,25 евро по предварительно заправленной карте и 2,85 евро, если покупаете билет у водителя. Лучше оплатить дневной проездной билет (24 часа) за 6 евро на все виды общественного транспорта. Тогда можно сколько угодно кататься, выходить у достопримечательностей, а потом садиться и ехать дальше. Если хотите сэкономить время и деньги, то лучше позаботиться о проезде в общественном транспорте заранее. Для этого нужно за 0,5 евро приобрести карту Viva viagem (Вива виажень) зеленого цвета и пополнить ее (зарядить). Можно зарядить поездками (до 20 поездок) или деньгами – система Zapping (от 5 до 15 евро). Поездки немного дороже. Стоимость таких предоплаченных билетов на автобусе, трамвае, лифте Santa Justa и фуникулерах: поездка – 1,4 евро, Zapping – 1,25 евро. При оплате проезда водителю: автобус – 1,8 евро, трамвай – 2,85 евро, лифт Santa Justa (2 поездки) – 5 евро и фуникулеры – 3,6 евро (туда-обратно). Приобрести и зарядить такую карту можно в автоматах или в кассе на любой станции метро, а также в киосках и книжных магазинах, где есть надписи PAYSHOP, Ponto MOB, Quiosque MOB, и где есть логотип компании Carris.

Карточку, заряженную по системе Zapping можно использовать также для проезда в метро, на паромах и электричках. Важная деталь – при входе в общественный транспорт нужно приложить карточку к специальному аппарату желтого цвета. Карточку прикладываете к красному (или черному) кружку, справа сверху загорается зеленая лампочка, а на мониторе вы видите оставшуюся сумму или оставшееся кол-во поездок. Если этого не сделать, то проезд считается неоплаченным, и вас может оштрафовать контролер на очень кругленькую сумму, превышающую в 100-150 раз сумму проезда.

Также следует знать, что оплаченная поездка на общественном транспорте действует в течение часа (если ваша карта заряжена поездками), то есть в течение часа вы можете пересаживаться на другие маршруты или вид транспорта, лифты и фуникулеры. Но обязательно прикладывайте карточку к желтому аппарату при входе в транспорт. В течение часа с карточки спишется только одна поездка. И не нужно паниковать, если что-то не получается, всегда можно попросить помощи, все пишут о том, что португальцы очень отзывчивые и всегда готовы прийти на помощь:)

Еще один вариант – это оплатить дневной билет Carris Metro за 6 евро. Для этого нужно зарядить пустую карточку. Это также можно сделать на любой станции метро в автомате или в кассе, в пунктах продажи карт. Можно купить несколько таких билетов. Также нужно знать, что карточка для проезда должна быть у каждого своя. Для детей до 4 лет – проезд на общественном транспорте бесплатный, с 4 лет – как для взрослых.

На трамвайчике №28 можно доехать до площади Коммерции (Placa do Comercio) – это центральная площадь Лиссабона. По выходным здесь проводятся различные мероприятия. Отсюда можно отправиться на экскурсию по городу на двухэтажном туристическом автобусе. На этой площади находится одно из старейших кафе Лиссабона (работает с 1782 года) – café-restaurante Martinho da Arcada . Работает с 7 до 23 часов, цены туристические.

Здесь же находится один из туристических центров Ask me Lisboa , адрес: Rua do Arsenal, 15. Работает с 9 до 20 часов. Здесь можно взять карту города, купить билеты для посещения достопримечательностей, а также приобрести туристическую карту Licboa Card . Это карта дает множество преимуществ:

— бесплатный проезд на общественном транспорте города;

— бесплатный проезд на поездах по линиям Синтра и Кашкайш;

— бесплатный вход в более чем 25 музеев города;

— скидки для посещения многих достопримечательностей;

— скидки 5-10% в некоторых ресторанах и магазинах.

Стоимость карты: на 24 часа – 18,5 евро, на 48 часов – 31,5 евро, на 72 часа- 39 евро.

Заказать и оплатить карту можно на сайте http://www.golisbon.com/Lisboa-Card/

Оплаченный ваучер можно обменять на карту в туристическом центре. Карта начинает действовать с момента активации – первого проезда в транспорте или прохода в музей.

С площади открывается прекрасная панорама на реку Тежу и мост 25 апреля. Отсюда можно продолжить знакомство с городом на трамвайчике. Проехать по всему маршруту, а на обратном пути выйти, где нужно.

Вечером можно поужинать в уютном кафе в районе Alfama, а потом послушать фаду. Фаду – это португальский песенный жанр, название от латинского fatum – рок, судьба. Исполнителя фаду называют фадишта (fadista), независимо от пола. Профессиональные fadista вкладывают душу в исполнение, поэтому мне лично как-то неудобно при этом сидеть и поедать ужин. Поэтому лучше поужинать до начала выступления, а потом с бокалом вина насладиться представлением. В районе Alfama много заведений, где можно и поужинать, и фаду послушать. Вот некоторые из них:

— A Baiuca , на Rua de Sao Miguel, 20. Работает с 19-30 до 24 часов, вторник-выходной;

— Patio de Alfama , на Rua Saojoao da Praca,18. Работает каждый день с 20 до 02 часов;

— Sr. Fado de Alfama , на Rua Remedios, 176. Работает каждый день. Можно пристроиться во внутреннем дворике у фонтана.

Затем можно прогуляться по атмосферным вечерним улочкам Алфамы и отправиться отдыхать.

На следующий день у нас по плану поездка в Синтру и к мысу Рока. Но об этом читайте в продолжении:)

Поверите, или нет, но дважды побывав в Лиссабоне, я так и не прокатился на его знаменитых старинных трамваях. Это упущение исправил в третий приезд, то есть в эти дни. Вы знаете, это не просто трамвай, это настоящая машина времени, на которой за скромные 1,45 евро за билет вы погружаетесь в Лиссабон начала XX века. Маленький вагончик уверенно и резво петляет по городу, взбираясь вверх и вниз по таким узким и кривым подъемам, где и пешком гулять утомительно. Не сомневаюсь, что португальцы следят за своими историческим трамваями и у "веселого" вагончика не сорвет тормоза на спуске, но подспудно все равно вздрагиваешь. Одним словом, решил я не мудрить планируя что еще посмотреть в Лиссабоне, а просто следовал маршруту 28 трамвая. И вот что из этого получилось -

Не послушался я советов путешественников, рекомендовавших не лениться и поймать трамвай в его исходной точке на площади Martim Moniz. Дело в том, что про 28 трамвай знаем не только мы с вами, но и несколько тысяч других туристов.И все они попытаются на первоначальной остановке взять трамвай штурмом, чтобы занять козырные места возле окон. Чем дальше вы едете, тем людей больше и уже через 3-5 остановок он вообще перестает принимать новых пассажиров из-за переполненности вагона. Я конечно влез в вагон, кое-как протолкнувшись (опыт поездок в московском метро не пропьешь!), но фотографировать и даже просто смотреть в окно будучи сжатым как селедка в банке - нереально.

Посему, поступил следующим хитрым образом: выдержал кое-как поездку вверх на гору и сошел на горе, близ смотровой площадки Miradouro Sophia De Mello, это рядом с одноименной церковью. На противоположной горе видна городская крепость Castelo de S.Jorge, имейте в виду, это не Святой Джордж, а Хорхе. Тут, понимаете ли, Португалия.

Оттуда трамваи начинаются долгий спуск в направлении центра Лиссабона, безбожно и опасно петляя по фантастически узким улочкам -

Даже машины и вот этот трехколесный драндулет еле-еле карабкаются в гору, а трамвайчик берет подъему штурмом на ура!

Не знаю, как вас, а меня этии узкие мощеные улочки с рельсами просто восторгают. Первый трамвай был запущен в 1873 году и конечно же был гужевым, то бишь с лошадками. Трамваи в обычном их виде начали курсировать по городу в 1901 году, а конкретно на этих улочках трамваи пошли немного позже, в 1915 году. Трамвай стал настоящим спасением для тысяч жителей "верхнего" Лиссабона, особенно для пожилых, которые теперь могли спускаться и подниматься в центр за покупками.

Улочки местами настолько узкие, что реально можно попасть под трамвай, если не вжаться в стену -

А еще подумалось, что у лиссабонцев очень хорошее здоровье. Прикиньте, каково каждый день бегать туда-сюда. Я вам скажу из личного опыта, что даже при относительно неплохом здоровье и без лишнего веса, я взбирался снизу вверх к нашему отелю где-то минут за сорок. Это быстрым шагом, в спортивных кроссовках и без вещей. И неизбежно по пути пару раз останавливался, чтобы отдышаться.

Кстати, красные трамваи они туристические, ходят каким-то своим маршрутом, специально подобранным, чтобы захватить максимум интересного. Была мысль поехать с ними, а не обычным 28 номером, но как-то не сложилось. И грех жаловаться, и без них получил огромное удовольствие.

Лиссабон - город поразительно фотогеничный и следуя по маршруту трамвая, я то и дело оказывался на тех, или иных смотровых площадках.

Предупреждения беречь свои денежки (если, конечно, они у вас есть) повсюду, на каждом доме, или перекрестке. Полагаю, что город на столь безопасен, как можно подумать. Здесь невероятно много гостей из солнечной Африки. Одни пытаются честно работать, упаковывая продукты на кассах в супермаркетах, или даже просто продавая сувениры на улицах. Другие воруют. Впрочем, немало совмещают работу в магазина с воровством в вечернюю смену. Я так думаю.

Вот ничего не могу с собой поделать - стараюсь на улицах еду не покупать. Прикидываю, что во-первых куча людей вокруг, кашляют-чихают, во-вторых дорога в двух метрах - опять же выхлоп автомобилей. Но выглядит фотогенично -

А это уже не совсем трамвай, а скорее полноценный фуникулер. Но все равно выглядит, как тот же трамвай 28 номер. Маршрут этого агрегата короткий, всего 265 метров, но он карабкается по такой отвесной горке, что дух захватывает. И курсирует он с 1885 года, правда раньше вагончик был другой, гораздо проще ().

А вот любителям граффити надо ручонки оторвать, так старинную машину изгадить...

Португалия, Португалия... а между прочим Бразилия она больше португальская, чем сама Португалия. И экономический и политический вес значительно больше. Я уж не говорю про территорию, большую в 85 раз и население большее в 15 раз.

Это вроде как и не трамвай вовсе, а лифт Санта-Хуста (Santa Justa), но зато трамвай проезжает рядом это раз и дневной проездной за 6,30 евро действителен и на этом подъемнике тоже. Если дневного проездного нет, то придется заплатить 5 евро за подъем вверх и спуск обратно. Это своего рода альтернатива трамваю, построенная в 1902 году и имевшая 45 метров в высоту. Вначале лифтовую кабинку вверх тянули лошади, крутившие здоровенный круг. Полагаю, кони были капризными и пассажиры нередко в лифте застревали. Затем установили электромотор.

Не знаю, насколько лифтовая кабинка старая, возможно сделана под старинку. Но выглядит прикольно -

Сверху открывается хороший вид на центральную часть Лиссабона -

Очередной красавчик-трамвай на фоне знаменитого монастыря Св.Иеронима (Mosteiro dos Jerónimos) -

Сам монастырь достоин отдельной статьи - удивительно интересное место. Если дойдут руки, обязательно про него расскажу отдельно.

А вот это наш человек, путешественник и летчик. То есть я конечно не летчик, но отслужил 3 года в авиации пожарным, а значит, как шутили в передаче "Городок" - я авиацию не брошу -

Но этот парень он, что называется, настоящий летчик. В 1917 году вот на этом самом самолетике пересек Атлантику, долетев из Лиссабона в Бразилию всего с 4 остановками в пути: на Канарских островах, Кабо Верде и на бразильском острове Фернандо де Норонья.

Вечерело, пора возвращаться в отель. А завтра перелет в Севилью, где путешествие будет продолжено в его испанской части.

- Пляжи Лиссабона - трамвай №28

Лиссабон имеет хорошо развитую сеть трамвайных маршрутов, обслуживающую многие районы города, в которые невозможно добраться на автобусе или на метро. В Лиссабоне 5 трамвайных маршрутов, которые преимущественно ведут либо на восток (в Алфа и Граса), либо на запад (в Белем и Кампо-де-Оурико).

В этом путеводителе вы найдете необходимую информацию о трамвайных маршрутах, а также перечень остановок, на которых стоит сойти туристам, желающим ознакомиться с достопримечательностями города.

Все трамвайные маршруты Лиссабона имеют определенный номер, перед которым стоит буква Е, являющаяся сокращением слова “eléctrico”, которое в переводе с португальского означает трамвай. Приводимый ниже перечень трамвайных маршрутов составлен в порядке их значимости для туристов.

Трамвайный маршрут Е15

Трамвайный маршрут Е15 проходит на запад из района Байша до района Алжеш. Этот маршрут очень привлекательный и интересный для туристов, поскольку соединяет центральную часть Лиссабона с очень красивым районом Белем, в котором находятся башня Белем и монастырь Иеронимитов. Трамвай маршрута Е15 отходит от Праса-да-Фигейра; сесть на трамвай можно также на Праса-до-Комерсиу.

Продолжительность поездки от Праса-до-Комерсиу до района Белем составляет 22 минуты, а маршрут проходит по живописным местам под подвесным мостом и вдоль устья реки Тежу. Трамваи отправляются в оба конца с интервалом в 9 минут. Это самый поздний трамвайный маршрут, движение по которому продолжается до 1:00. На линии этого маршрута ходят современные составы, состоящие из нескольких вагонов, оборудованных кондиционерами, что лишает их очарования, которое присуще классическим трамваям, обслуживающим другие маршруты.

Трамвайный маршрут Е15

Трамвай № Е28 движется по классическому маршруту, который описан в многочисленных справочниках и путеводителях для туристов. Он проходит через самое сердце района Алфама и непосредственно перед старинным собором Се, что дает возможность туристам сделать отличные снимки.

Маршрут этого трамвая один из самых длинных в Лиссабоне. Он соединяет Байша с Граса и затем идет на запад в Кампо-де-Оурико через Алфама и Эштрела. Крутые повороты и не менее крутые подъемы маршрута следования трамвая Е28 полностью исключают возможность использования на нем современных трамваев. Поэтому только классические одновагонные трамваи, выпущенные в 1930гг., способны успешно маневрировать на этом непростом маршруте.

Большинство туристов садятся на трамвай, чтобы добраться в Алфама; маршрут в противоположную сторону идет в тихий и уютный район Эштрела, где находится величественная базилика. Трамваи отправляются в оба конца с интервалом в 11 минут. В районе Алфама также курсирует по кругу трамвай № Е12. Движение трамваев прекращается в 21:00. Трамваи, следующие через Алфама, часто бывают очень переполненными, особенно в разгар туристического сезона, что, к сожалению, делает их весьма привлекательными для карманников.
http://www.carris.pt/pt/electrico/28E/ascendente/

Трамвайный маршрут Е12

Маршрут трамвая Е12 самый короткий: трамвай ездит по кругу из Байша (Праса-да-Фигейра) вверх по склону к Сао Томе и затем через Алафама, и возвращается в Байша. Маршрут обслуживают всего два трамвая, которые отправляются с конечных остановок каждые 20 минут; этот маршрут позволяет снять некоторую нагрузку с маршрута Е28. Протяженность маршрута всего 4 км, однако из-за многочисленных остановок по пути следования поездка занимает примерно 20 минут. Во время посещения Лиссабона найдите время, чтобы совершить увлекательную прогулку на трамвае Е12.
http://www.carris.pt/pt/electrico/12E/ascendente/


Желтые трамваи можно встретить по всему городу

Трамвайный маршрут E25

Маршрут этого трамвая соединяет главный паромный терминал, расположенный к востоку от Праса-до-Комерсиу, с Кампо-де-Оурико на западе. Этот маршрут является альтернативным, если необходимо доехать из центра в район Эштрела. Поскольку этот маршрут трудно считать туристическим, по выходным дням он не обслуживает пассажиров, а расписание движения трамваев ориентировано на часы пик. Движение трамваев на этом маршруте прекращается к 21:00.
http://www.carris.pt/pt/electrico/25E/descendente/


Трамвайный маршрут Е18

Этот маршрут не представляет никакого интереса для туристов, так как соединяет железнодорожную станцию Кайш-ду-Содре с жилимы кварталами вокруг Семитерио душ Ажуда к северо-западу от станции. Трамваи отправляются на маршрут каждые 20 минут, а продолжительность движения по всему маршруту составляет 30 минут.
http://www.carris.pt/pt/electrico/18E/ascendente/

Общая информация

Билеты на проезд в трамвае можно купить у водителя или в билетном автомате, однако это наиболее дорогой способ их приобретения. Стоимость билета в один конец, приобретенного у водителя, составляет 3,00 евро, тогда как проездной на 24 часа, включающий поездки на трамвае, метро и автобусе, стоит 6,40 евро, однако купить его можно либо в метро, либо в официальной билетной кассе.

Карточка Viva Viagem обеспечивает безлимитный проезд (0,50 евро при первом приобретении), и ее можно использовать, например, для входа в лифт Санта Хуста. В противном случае вам придется заплатить за вход 5,35 евро. Заходя в трамвай, валидируйте проезд, приложив карточку к считывающему устройству.

Которым больше 100 лет и… даже лифт !

Автобусы. Комфортные и современные. Все автобусы компании Carris оснащены кондиционерами и тонированными стеклами, так что вам будет хорошо даже в летнюю жару.

В некоторые районы города удобнее добраться на автобусе, чем на метро, даже из аэропорта. Обратите внимание на маршруты Aerobus и маршрут 744-го автобуса , который идёт в центр. Вполне возможно, что остановка будет рядом с вашим отелем.

Трамваи. В Лиссабоне всего 5 трамвайных маршрутов. Помимо обязательных для туристов 28 и 12 маршрутов, по которым бегают древние трамвайчики, есть и современные аналоги. Например, трамвай маршрута 15E . Помимо старых, на этом маршруте курсируют современные трамваи, оснащённые кондиционером и комфортными креслами.

Подробнее о маршрутах трамваев см. в разделе Трамваи Лиссабона

Подъёмники и лифт. Подъемники выглядят как старые трамваи с модифицированной колесной базой, единственная функция которых - возить пассажиров в гору и обратно. Лиссабон холмистый город и если вы хотите поберечь ноги – обязательно воспользуйтесь. Чтобы понять это, достаточно воспользоваться лифтом Санта Жушта. Заходите в лифт, поднимаетесь наверх и… выходите на улицу.

Подробнее о лифтах и фуникулерах см. в разделе Фуникулеры Португалии

Расписание работы наземного транспорта в Лиссабоне

Время работы автобусов и трамваев в Лиссабоне зависит не только от дня недели и маршрута, но и от времени года. Все ходят по расписанию.

Поэтому, если вас интересует конкретный автобус или трамвай, то лучше проконсультироваться на официальном сайте (есть версия на английском языке). Некоторые автобусы начинают циркулировать с 5 утра, другие с 10.

Сразу после входа в транспортное средство – купите билет у водителя или приложите свою проездную карту к валидатору, оплатив проезд. Валидаторы расположены или сразу при входе, или за водителем, дальше в салоне.


Не загораживайте вход в автобус. Оплатите проезд у водителя или валидируйте билет и проходите дальше в салон.

Приложите карту к считывающему устройству и дождитесь, пока на нем загорится зелёный индикатор . На информационном табло высветится оставшееся количество поездок (предоплаченные билеты), окончание срока действия проездного или оставшаяся сумма на карте (запинг).

Если ваша карта не действительна или у вас нет на ней необходимой суммы/билетов, то на валидаторе загорится красный индикатор . Попробуйте повторить. Если ошибка повториться, то для совершения поездки вам придется купить билет у водителя или пополнить карту в автомате или пункте продаж.

Сиденья с красной обивкой предназначены для пожилых, пассажиров с маленькими детьми, беременных и инвалидов.


При движении автобуса крепко держитесь за поручень. Вы будете удивлены, с какой скоростью они носятся по узким извилистым улицам Лиссабона.

Транспорт останавливается только по требованию. Для того чтобы не пропустить свою остановку, вам надо заранее нажать на красную кнопку с надписью «stop».


Я понимаю, что в незнакомом городе вам будет сложно сориентироваться в том, где вам выходить. В таком случае, вы можете попросить водителя или воспользоваться планшетом/смартфоном с гугл картами и интернетом.

На картах обозначены остановки общественного транспорта, и, при наличии интернета, вы можете использовать её как навигатор.

Выберите точку на карте, куда хотите доехать и проложите маршрут (поездка на общественном транспорте). Вы будете видеть, где в данный момент едет ваш автобус, сколько осталось до нужной остановки, какая следующая и когда вам выходить.

О том, какой интернет подключить мы писали в статье «Мобильный интернет в Португалии ».


В незнакомых городах, даже если знаете нужный вам номер автобуса, бывает трудно выбрать правильную остановку.

В какую сторону мне надо ехать? На какой стороне улицы садиться в автобус? Есть ли на этой остановки автобусы, которые идут до нужного мне места? Об этом я напишу ниже.

Остановки автобусов

В Лиссабоне все остановки содержат указания номеров автобусов, которые на ней останавливаются. Помимо этого, на многих есть карта города с маршрутом и остановками автобуса или упрощенная схема с остановками.

На карте или упрощенной схеме есть отметка о вашем местонахождении, чтобы вы смогли сориентироваться.

Выбор правильной остановки и расписание

Практически на каждой остановке есть схема с остановками автобуса и расписанием движения. Это все, что вам нужно, чтобы понять на той вы остановке или нет.

Для этого есть небольшой лайфхак. Найдите остановку, на которой вы находитесь. Если не знаете, то не беда. Справа от нее будет изображена рука с указующим на неё пальцем.

Нашли? Так вот. Автобус с этой остановки будет проезжать все остановки, расположенные ниже. Если нужная вам расположена выше, то вам надо перейти на другую сторону улицы и сесть в автобус, идущий в противоположном направлении. Очень просто.

С расписанием сложнее, так как оно зависит от дня недели, времени года и каникул в школе. Но сейчас уже многие остановки оборудованы электронным табло, где в реальном времени отображается номер автобуса и время, в минутах, оставшееся до его прибытия.

Есть еще 2 менее популярных способа узнать оставшееся время. Отправить SMS сообщение с номером остановки («C» пробел «код остановки») на номер 3599. Или отправить емейл на адрес [email protected] и в теме письма указать: «C» пробел «код остановки». Информацию в получите в автоматическом ответном письме.