Перелеты

Архитектурные шедевры растрелли. Биография

С творчеством Растрелли-старшего связано становление и развитие светской скульптуры в России. Растрелли-младший оставил богатое архитектурное наследие.

Благодаря ску́льптору Карло Растрелли появились новые для русского искусства виды скульптуры: конный памятник, скульптурные группы. У Карло Бартоломео Растрелли не было учеников-скульпторов, с ним работали и перенимали опыт только русские подмастерья. Но один ученик у него всё-таки был – это его сын, Франческо Бартоломео Растрелли.

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)

Итальянский скульптор Карло Растрелли работал в стиле барокко . Он был также литейщиком из металла и архитектором со специальным образованием. Жил и работал в Риме, но по приглашению Петра I в 1716 г. прибыл в Россию для литья пушек, а также для художественных работ по украшению новой русской столицы. И остался в России навсегда. Вскоре после приезда в Петербург Растрелли начал работу над первым в России памятником – конной скульптурой Петра I. Но создавался этот памятник очень долго, несколько десятилетий, а тем временем Карло Растрелли занялся скульптурой. И первой работой был бюст А. Д. Меншикова в бронзе.

Карло Растрелли. Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
А.Д. Меншиков – сподвижник Петра I. Этот портрет, хранившийся у потомков Меншикова, видел художник В. И. Суриков. В своей картине «Меншиков в Березове» он многие характерные черты Меншикова позаимствовал с этого портрета Растрелли.

Бюст Петра I работы Б. К. Растрелли – одно из наиболее значительных произведений русской скульптуры XVIII в. В нём ярко виден характер Петра I: ум, энергия, воля. Произведение считается вполне достоверным, т.к. Растрелли использовал восковой слепок с лица Петра, снятый в 1719 г. Бюст был отлит в 1723 г., но только через 6 лет гравёр Семанж завершил работу над чеканкой деталей одежды.

Карло Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

К 1747 г. бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге был, наконец, завершён, хотя скульптор Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I. Ещё около 50 лет рассматривались разные места для установки памятника. А сам он всё это время оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.
Окончательно возведён на пьедестал памятник был только в 1800 г. Пьедестал был изготовлен по рисунку российского архитектора Фёдора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду – правнук».

Карло Растрелли. Памятник Петру Великому возле Михайловского замка в Санкт-Петербурге
Ещё одна замечательная работа Карло Растрелли – групповая скульптура.

Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
В 1741-3174 гг. Растрелли выполнил парадные медальоны с погрудными портретами императора Петра I и его дочери – императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально их отлили в олове, но в дальнейшем часто тиражировали в бронзе, чугуне и раскрашенном папье-маше.

Карло Растрелли. Императрица Елизавета Петровна (1740-е годы). Олово. Музеи Московского Кремля
Но, как мы помним, Растрелли-старший был по образованию архитектором. Он участвовал в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Уже начали рыть каналы и высаживать деревья под его руководством на территории парка, но в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон со своим проектом, и его проект больше понравился царю, поэтому дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли. Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон с 1716 г. и до самой своей смерти в 1719 г. был главным архитектором Санкт-Петербурга.

Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли (1700-1771)

Лукас Конрад Пфандцельт. Портрет Бартоломео Франческо Растрелли
Франческо Растрелли – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Он является автором самых известных памятников Петербурга и его окрестностей. Искусствоведы считают, что именно отцу Растрелли-младший обязан своей успешной карьерой. Франческо Растрелли построил Зимний дворец, Смольный собор, Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе. Сын Франческо Бартоломео Растрелли (Иосиф Яков) умер от холеры совсем маленьким, и творческая династия Растрелли прервалась.
Итак, первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, затем несколько раз выезжал на обучение в Европу. Первые ранние его работы не отличались оригинальностью и были в русле петровского барокко. В начале 1740-х годов Франческо Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем её преемницы Елизаветы. Он ищет свой стиль: дважды ездит в Москву, знакомится с традиционным русским зодчеством.
Период творческого расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (не сохранился). С 1747 по 1752 г. он работает над Большим дворцом в Петергофе.

Большой дворец (Петергоф)

Центральная часть южного фасада дворца. Архитектор Франческо Растрелли

Здание былопрактически полностью разрушено во время Второй мировой войны и восстановлено в 1952 г. Дворец насчитывает примерно 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны
Танцевальный зал создавался в 1751-1752 гг. и полностью сохранил замысел Растрелли. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Танцевальный зал

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Картинный зал
В 1747 г. Растрелли создал эскиз Андреевского собора в Киеве. Строил собор русский архитектор И.Ф. Мичурин.

Андреевский собор в в Киеве
В 1752-1757 гг. Франческо Растрелли перестраивал Екатерининский дворец в Царском Селе.

Франческо Бартоломео Растрелли. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине)

Зимний дворец

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец
Данное здание дворца (пятое) спроектировано и построено в 1754-1762 гг. Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
В здании около 1500 комнат. Общая площадь дворца около 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, которое принял Пётр III в 1762 г. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 г. Петра III свергли с престола, окончено было строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Она отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И.И. Бецкого, личного секретаря Екатерины.

Смольный монастырь

Смольный монастырь строился под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Проект создан Франческо Растрелли.
В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и высокой колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.
В 1764 г. Екатерина II при монастыре учредила институт благородных девиц.
Начавшаяся война с Пруссией помешала строительству – не хватало средств. Строительство продвигалось медленно. В 1797 г. монастырь был упразднён. Собор бывшего монастыря был достроен архитектором Василием Стасовым лишь в 1835 г.
24 октября 1763 г. по высочайшему указу Франческо Растрелли был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья». В начале августа 1764 г. он с семьёй покинул Петербург.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны. Есть предположение, что он умер в Курляндии, в Митаве (ныне Елгава), и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Его могила во время Второй мировой войны была уничтожена.
По проекту Франческо Растрелли в Митаве построен Митавский (или Елгавский) дворец, крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики. Строился как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве.

Митавский (Елгавский) дворец
Митавский дворец не относят к художественным удачам Растрелли из-за однообразия фасадного решения, отсутствия дворцового парка и др.
С 1961 г. в здании располагается Латвийский сельскохозяйственный университет.

Архитектор Франческо Растрелли был также выдающимся инженером-строителем. Он прекрасно понимал, как нужно было возводить здания на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б.Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями.
Всего сохранилось 12 построек Растрелли: Рундальский дворец (нынешняя Латвия), Митавский дворец, Большой Петергофский дворец и церковь Большого Петергофского дворца, Андреевская церковь (Киев), Смольный собор (Петербург), Воронцовский дворец (Петербург), Большой Екатерининский дворец, павильон «Грот» (Царское Село), павильон «Эрмитаж» (Царское Село), Царский дворец (Киев), Строгановский дворец (Петербург), Зимний дворец.

Воронцовский дворец. Архитектор Франческо Растрелли (стиль барокко)
К сожалению, по разным причинам не все работы Карло Растрелли сохранились: 6 построек утрачены.

Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику - проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов - подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан.

Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) . Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных - в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов.

Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале , заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.








План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале


Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве , нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия.






Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы , который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит).




Московский дворец Елизаветы , тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует.


Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском . Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло.


Среднерогатский дворец Елизаветы , на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году.


Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца , 1746 год.


Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы.






И последняя по времени из елизаветинских резиденций - Зимний дворец в Петербурге , 1753-1762 годы






Дальше растреллиевские интерьеры , в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.




Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны.




Триумфальная ниша для трона Елизаветы.




Павильон Эрмитаж в Царском Селе . 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован.


Павильон Грот тоже для Царского Села . 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку


Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе . 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта.

Второй окончательный вариант

Катальная Горка в Царском Селе , построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м.




Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века

Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз.

Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях.


План к этому варианту проекта


Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора . Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено.


Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова.

Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня , верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован.

Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание.

Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли...

Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах:
Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963
Франческо бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000
Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 - начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004
Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010
Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006

Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его ещё называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Дела у Бартоломео Карло шли не очень хорошо, заказов было мало, поэтому в конце 1715 года он с радостью принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 года Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Первый заказ, который получает Бартоломео Карло, - обустройство мызы Стрельна, создание там великолепного парка с каналами, водяными каскадами. Модель будущего ансамбля отец поручает сделать своему сыну Франческо. Так начался творческий путь будущего великого архитектора на российской земле.
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была ещё ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался талант ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного Дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

Становлению таланта архитектора способствовали не только его целеустремленность и увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но и общение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, что на Первой Береговой улице, часто заходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своими творениями в Дрездене при Королевском дворе Августа.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии в Руентале. День закладки дворца - 24 мая 1736 года - стал праздником для архитектора.
Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.

В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.
В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.

В такой неопределенности прошло два года. Поскольку Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы, она вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев - продолжить строительство Аничкова дворца, начатого ещё Земцовым. Кроме того, императрица прибавляет к его жалованью ещё триста рублей, и теперь оно составляет полторы тысячи рублей.
Так Елизавета Петровна оценила заслуги зодчего за создание Летнего дворца - первого собственного дома императрицы, выстроенного специально для нее. К сожалению, этот Летний дворец простоял лишь до 1797 года, когда Павел I повелел на месте Летнего дворца возвести для себя Михайловский замок.
Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер-архитектора. Единственный критерий - быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер-архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год - проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря , строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.
Иногда такая загруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам. В частности, известны неудачные решения Растрелли при строительстве киевского храма в честь Андрея Первозванного (1744–1752). Исследователи считают, что Андреевская церковь Растрелли - это поиск решения, идея будущего собора, воплощенная затем в Смольном монастыре.

В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Наиболее значительной частью ансамбля Смольного монастыря является собор. Растрелли осуществил план собора в виде квадрата с выступами на двух противоположных сторонах - восточной (алтарь) и западной (главный вход). Внутреннее пространство собора расчленено очень четко, оно легко обозримо, в нем нет никаких неожиданных иллюзорно-пространственных эффектов, к которым так любили прибегать архитекторы итальянских храмовых зданий эпохи барокко. Можно утверждать в этом смысле, что план Смольного собора несет на себе печать реалистического мышления его автора, тяготевшего к ясным и четким построениям, всегда чуждавшегося приемов иллюзии, пространственного «обмана» зрителя. Однако движение, наполняющее композицию Растрелли, существенно отличается от пресловутой «динамичности» храмовых зданий итальянского барокко.

Растрелли не пришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.

Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны - начать строительство Верхних палат в Петергофе.
После поездки в Петергоф и тщательного изучения состояния дворца Растрелли представил царице свой проект, который в марте 1746 года был утвержден. Но сам архитектор был недоволен этим проектом, и через некоторое время он предлагает императрице построить новые каменные флигели с галереями и куполами. После разборки деревянных корпусов дворца стало ясно, что необходима полная перестройка обветшалого дворца.
Тогда-то и рождается у Растрелли замысел - разобрать флигели и галереи дворца, сооруженного ещё Н. Микетти, сохранить сложившийся петергофский ансамбль, сделать петровский дворец центром нового здания, построить новые галереи с двумя флигелями и возвести два новых корпуса. Окончательный проект Растрелли был утвержден 7 апреля 1747 года.
Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года. Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства интерьеров. На это ушло ещё пять лет трудов.
15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

За сооружение дворца в Петергофе, которым императрица, кстати, была очень довольна, Растрелли не получил никакой награды. Некоторые исследователи это объясняют происками любимца Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова, первого министра. Он, как известно, был поклонником искусства рококо. Может быть, поэтому свой дворец он поручил строить С. И. Чевакинскому, хотя все дворцы знатным вельможам строил именно Растрелли. Кроме того, создав в 1757 году Академию художеств, Шувалов не распорядился принять в её члены оберархитектора, что, конечно, было несколько странным.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села.
Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
В основу общего плана Екатерининского дворца положен тот же тип блокагалереи, что и в основу дворца в Петергофе, но здесь этот блок принял размеры гораздо более значительные. Принцип «регулярности», правильности, четкости архитектурной композиции со всей определенностью выразился в строго прямолинейном плане Екатерининского дворца, в его простой и ясной пространственной схеме.

Для Растрелли весьма характерна композиция дворца в виде единого объема, без резкого выделения отдельных частей здания и его центральной оси. Ритм фасада определяется не столько объемными членениями сколько мощным рельефом колонн, чередующихся с оконными проемами. Фасадные стены галерей превращаются в сплошную колоннаду, в которой громадные окна занимают почти полностью междуколонные промежутки. В этом сочетании прозрачности с массивностью, в этом совмещении стены, пронизанной светом, со стеной, выступающей в виде мощного цоколя и колонн колоссального ордера - характерная особенность композиции Екатерининского дворца.
По своему внутреннему убранству Екатерининский дворец представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых зданий мира.

Замечательным памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом.
16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца . Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца . Растрелли пришлось приложить немало сил, потратить время и нервы, чтобы убедить царицу строить не просто дворец, а создавать ансамбль, в котором дворец хоть и главная, но все же часть этого ансамбля. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. Сам же обер-архитектор с учетом всех факторов реально оценивает строительство в пять лет. Так оно в действительности и получилось. Осенью 1759 года здание дворца только подвели под крышу. Началась внешняя отделка. Эскизы простых украшений готовили помощники оберархитектора, а более сложные - сам Растрелли.

К этому времени Растрелли одолевают болезни. Годы брали свое. В конце 1760 года оберархитектора постигают и неудачи. Начатое по его проекту в 1758 году строительство Гостиного двора вдруг было остановлено. Формально это объяснялось нехваткой рабочих рук. Ведь одновременно шло строительство и Зимнего дворца, и Смольного монастыря. Истинная же причина заключалась в неприятии купцами проекта Растрелли. Им нужно было не пристанище для мудрецов и философов, как это получалось по Растрелли, а удобное, практичное место для торговли. Вскоре, 25 мая 1761 года, Шувалов добился подписания указа о строительстве Гостиного двора по проекту Валлен-Деламота.

Для Растрелли это был тяжелый удар. Впервые за многие годы так откровенно пренебрегли его искусством. Прозвучал первый, но достаточно грозный сигнал будущей отставки обер-архитектора. Растрелли не заметил, как общественное мнение и вкусы при дворе стали формировать новые люди, которые были невысокого мнения о стиле барокко.
25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал повоенному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.

Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Дворец - вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников - все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад такой динамической силой, что дальнейшее её нагнетание грозит переходом в статичность. Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. А все его четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином архитектоническом ключе. И в этом сочетании заданной строгости и нагнетенной до предела динамики ощущается некая противоречивость, скрытая и, может, до конца не осознанная борьба нового художественного мировоззрения с барочными традициями, преодолеть которые оберархитектор не мог.

Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когдато дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью - купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном.

Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов».

Архитектор Бартоломео Растрелли - создатель множества восхитительных, прекрасных сооружений. Его дворцы и культовые здания поражают своей торжественностью и великолепием, горделивостью и царственностью. И это неудивительно. Ведь Бартоломео Растрелли, биография которого интересует многих современных любителей архитектуры, творил и созидал для императоров.

Коротко о детстве

Родился Бартоломео Франческо Растрелли в Париже, в семье талантливого и знаменитого итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Это произошло в далеком 1700 году, когда Францией управлял Людовик XIV. Король очень ценил своего придворного ваятеля, поэтому детство маленького Франческо прошло в довольстве и беззаботности.

Мальчик рос очень пытливым и старательным. Ему нравилось что-то делать своими руками, нравилось подражать отцу и оттачивать свое мастерство.

Переезд в Россию

После смерти “короля-солнца” Карло Растрелли получил приглашение от русского двора на трехгодичную работу в Северном царстве. В то время было привычным талантливым мастерам ездить на заработки в Россию, поэтому Растрелли-старший, недолго думая, собрал семью и отправился в Санкт-Петербург.

Столица встретила иностранцев благосклонно. Семья поселилась в собственном доме, пользовалась уважением и почетом. Петр I, занятый обустройством нового города, обходился с талантливыми ремесленниками любезно и предупредительно. Он, видя их умение и мастерство, снабжал специалистов заказами, за которыми следовало хорошее, поистине царское вознаграждение.

Начало творчества

С юных лет Бартоломео Растрелли занимался серьезной зодческой работой под руководством и наблюдением своего отца. Например, он участвовал в достройке некоторых дворцов князя Меншикова - энергичного и властолюбивого соратника императора Петра.

Первой относительно самостоятельной работой Бартоломео Растрелли (к слову, в России молодого зодчего называли Варфоломей Варфоломеевич) было строительство трехэтажного дворца из природного камня для светлейшего князя, государственного деятеля и ученого Дмитрия Константиновича Кантемира.

Архитектор не наделил свое первое сооружение какими-то отличительными особенностями и свойствами. Нет, дворец был возведен в согласии с общепризнанным стилем Петра I, ему была присуща объемная полнота, четкость членений и плоскостность фасадов. Свой собственный стиль Растрелли выберет чуть позже.

В 1720 годы начинающий архитектор несколько раз совершал поездки во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с новыми модными веяниями и направлениями в строительном искусстве.

Политический переворот

В начале 1930-х годов, на заре правления Анны Иоанновны, Растрелли-отец решил наладить с новой государыней отношения и отправился к ней на аудиенцию, захватив с собой сына и чертежные наброски.

Молодая царица, тяготеющая к помпезности и изысканности, благосклонно приняла талантливых зодчих и оказала им честь заняться строительством своего собственного дворца. Так у молодого архитектора появилась возможность отличиться перед государыней. Все его проекты были одобрены и воплощены в жизнь.

Зимний дворец

С приходом к власти Анны Иоанновны одаренный зодчий начинает труд всей своей жизни - ему поручают достроить главный царский дворец в Петербурге. Что делает Бартоломео Растрелли? Зимний дворец, сооруженный еще в начале 1700-х годов, казался императрице небольшим и заурядным, поэтому она с радостью утвердила грандиозный замысел воодушевленного архитектора, в соответствии с которым необходимо было выкупить четыре стоящих рядом дома и на их месте воздвигнуть великолепный строительный комплекс.

Через несколько лет строительство было завершено, и перед глазами петербуржцев предстало добротное четырехэтажное здание, обращенное своими фасадами на Неву и вмещающее в себя почти семьдесят парадных залов и более ста спален, а также театр, галерею, капеллу и множество служебных и караульных помещений.

Дворец был искусно и богато оформлен, имел круглые рустованные колонны и скульптуры фронтона, а весь первый этаж дома занимали огромные галереи с арками.

Примечательно, что Растрелли пришлось еще раз переделывать Зимний дворец. Произошло это спустя двадцать лет, в правление Елизаветы Петровны.

Новая императрица нашла главную резиденцию Романовых грязной и не соответствующей своему статусу. Она захотела увеличить здание в высоту и длину. Для этого необходимо было снести строение, а на его месте построить новое, более уместное для приема иностранных министров и проведения праздничных торжеств.

Чем примечательна структура нового Зимнего дворца, возведенного под надзором Бартоломео Растрелли? Здание насчитывало полторы тысячи комнат и занимало территорию, равную шестидесяти тысячам кубических метров.

Дворец, обладающий формой огромного прямоугольника, располагал внутренним парадным блоком и массивным, великолепно убранным фасадом, который был оснащен широко расставленными колоннами и просторными окнами, всевозможными формами оконных наличников и многочисленными вазами и статуями, размещенными над парапетами.

Примечательно, что современный вид Зимнего дворца, называемого также Эрмитажем, почти полностью соответствует последнему проекту великого архитектора.

Зодчий для Бирона

В 1730 годы Бартоломео Растрелли начинает тесно общаться с Бироном - фаворитом Анны Иоанновны. По протекции некоронованного императора зодчий становится королевским архитектором действующей императрицы. К слову, Елизавета Петровна, через пятнадцать лет пришедшая к власти с помощью дворцового переворота, также пользовалась услугами Растрелли как обер-архитектора.

Для Бирона зодчий разрабатывает и осуществляет проекты по строительству Митавского и Здесь мастер создает масштабные постройки, тяготеющие к замкнутой структуре, где доминирующим элементом является вытянутый центральный корпус.

С каждым новым чертежом искусство Бартоломео Растрелли развивается и совершенствуется, линии и приемы становятся все пластичнее и рельефнее.

Работа над перестройками. Аничков дворец

С приходом следующей владычицы у талантливого зодчего стали появляться интересные и изумительные заказы, одним из которых стало окончание строительства на набережной реки Фонтанки, начатого зодчим Земцовым.

Роскошное здание, возведенное в стиле барокко, вошло в историю как Аничков дворец. Бартоломео Франческо Растрелли руководил строительством и оформлением необычного сооружения, формой напоминавшего букву “Н”.

Работа над перестройками. Петергоф

Следующим заказом Растрелли было переустройство Петергофа.

Елизавета Петровна всей душой хотела улучшить и обогатить резиденцию своего умершего отца. Для этого она приказала сохранить в облике здания петровский стиль и атмосферу того времени, однако распорядилась наделить сооружение современным великолепием и масштабностью.

Бартоломео Растрелли удалось расширить и видоизменить дворцовый комплекс, оставив его выразительное центральное здание практически без изменений. По бокам он пристроил корпуса и воздвиг новые павильоны, соединив их красочными галереями, а также надстроил третий этаж и разработал живописную парковую систему.

Самый эффектный элемент петергофского интерьера - это квадратный парадный зал с двухцветной лестницей, декорированный роскошной отделкой.

Здесь присутствует все - дорогая позолота предметов и шикарная роспись стен, а также лепнина, резьба по дереву и ковка.

Работа над перестройками. Царское Село

Еще одним важным строительным объектом, который необходимо было переделать, являлась летняя царская резиденция, находящаяся в Ее императрица считала слишком старомодной и маленькой.

Какие изменения необходимо было произвести, дабы улучшить Бартоломео Франческо Растрелли для удовлетворения желаний государыни совершает перестройку в стиле русского барокко, не жалея ни денег, ни каких-либо других средств. На украшение фасадов и статуй уходит более ста килограммов золота.

В процессе перестройки зодчий перенес парадную лестницу на юго-западную сторону дворца, обнажив протяжность параллельных, примыкающих друг к другу парадных зал; углубил впадины окон, образовав богатую игру светотени; украсил фасады лепниной и скульптурой, разукрасив их в нежно-голубой и насыщенно-золотой цвета. Все это придало любимому дворцу императрицы праздничный торжественный вид и насыщенную эмоциональную экспрессию.

Новые проекты

Однако архитектурные работы Бартоломео Франческо Растрелли не ограничились лишь перестройкой чужих проектов. Зодчий создавал собственные талантливые и самобытные чертежи, по которым возводил роскошные и торжественные здания. Одним из таких сооружений стал Смольный собор. Бартоломео Франческо Растрелли выполнил его в пышном и претенциозном стиле украсив люкарнами и фронтонами и покрасив в мягкий светло-голубой цвет.

Комплекс культового здания выполнен необычно и по-особенному. Собор возведен пятиглавым, однако лишь один-единственный купол (обладающий самым большим размером) напрямую относится к храму, четыре же других являются колокольнями.

Еще одним талантливым творением архитектора является Строгановский дворец. Бартоломео Франческо Растрелли объединил три строения в одно общим фасадом, в центре которого установил портик с гербом, а также выполнил большую парадную лестницу, украшенную богатой лепниной и позолоченными кованными перилами, и просторную галерею, декорированную позолоченной скульптурой и огромными зеркалами.

Внутри здания располагалась грандиозная зала площадью в сто двадцать восемь квадратных метров.

Закат творчества

Со смертью Елизаветы Петровны канул в Лету помпезный и дорогостоящий стиль барокко, поэтому Бартоломео Франческо Растрелли оказался не у дел. На смену ему пришли новые мастера, более осведомленные в современном искусстве. Не имея заказов и испытывая материальные трудности, стареющий архитектор решается просить об отпуске и едет в Италию, якобы на лечение.

Здесь зодчий усиленно ищет заказчиков, однако у него ничего не получается. Параллельно с этим талантливый Растрелли узнает, что императрица Екатерина пользуется услугами другого архитектора. Так великий итальянец получает печальную отставку и достойную пенсию в тысячу рублей.

Вместе с семьей (у зодчего была любимая жена и двое детей) Растрелли покидает Россию. По дороге он встречается со своим былым покровителем Бироном и отправляется к нему на родину, дабы перестроить и улучшить курляндскую собственность бывшего регента Российской империи.

Говорят, что последней работой талантливого мастера стал проект церкви Святого Симеона и Святой Анны, который был преподнесен одаренным умельцем лично графу Панину с просьбой о вознаграждении в двенадцать тысяч рублей. Однако граф не счел нужным ответить на прошение Растрелли, хотя и построил церковь в согласии с чертежами после смерти архитектора.

Последние дни

Последние годы перед смертью великий зодчий провел в забвении и одиночестве. Мировому искусству уже не требовались его новые творения, никто не просил его о новых проектах и постройках. Грустно и уныло коротал свои дни талантливый мастер. Особенно печальным стало его существование после смерти супруги.

Историки и искусствоведы до конца не знают точной даты кончины Растрелли. Предположительно, умер он в марте-апреле 1771 года. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Однако после него осталось огромное, бесценное и роскошное наследие - его великие творения, прошедшие сквозь века и невзгоды. Они до сих пор вызывают восхищение и восторг у туристов со всего мира.

Министерство образования РФ

Уральская государственная

Архитектурно–художественная академия

Реферат по теме:

"Дворцовая архитектура Б.Ф. Растрелли"

Выполнил студент гр.

Проверил:

Екатеринбург 2008 г.


1. Биография Растрелли

2. Постройки:

2.1. Петергоф 1747-1755

2.2. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

2.3. Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

2.4.Эрмитаж в Царском селе 1743-1753

2.5.Грот («Утренний зал») в Царском селе 1749-1761

2.6. Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге 1749-1757

2.7. Дворец Строганова, строительство 1752-1754 гг

3. Приложения

4. Список литературы


1. Растрелли Бартоломео Франческо (1700-1771)

Растрелли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) , русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне Елгава, 1738-40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в.

В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Растрелли сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748-67 архитектором И.Ф. Мичуриным). В последней Растрелли, творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь.

В 1747-52 Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний.

В период строительства дворцов М.И. Воронцова (1749-57) и С.Г. Строганова (1752-54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли - Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.


2. Постройки:

2.1. Петергоф. Арх. Б.Ф. Растрелли. 1747-1755. Петродворец, Россия

Петергоф (нидерл. Peterhof, «двор Петра»)(Приложение 1) - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Петергоф (с 1944 года - Петродворец). От него происходит название Петергофской дороги. Относится к государственному музею-заповеднику (ГМЗ) Петергоф.

Центр ансамбля (Приложение 2) - Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко». Важная часть ансамбля - парки с фонтанами: Верхний парк (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км (1721-1724, инженер В. Туволков). Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна - фонтан со скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М. И. Козловский) с высотой струи 20 м. По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800-1803, архитектор Воронихин); в восточной части парка - «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной - каскад «Золотая гора» (Марлинский) и 2 больших (Менажерных) фонтана.

Б.Ф. Растрелли в середине XVIII столетия более десяти лет работал по перестройке Петергофе. Он выполнил ряд значительных сооружений, придавших масштабность и монументальность первоначальному Петергофскому ансамблю.

В 1745-1755 годах он переделал и расширил скромный дворец петровского времени – так называемые Верхние палаты, превратив их в представительный Большой дворец, доминирующий над всем ансамблем.

Архитектор создал новую композицию комплекса построек, размещенных по сторонам Монплезира, исполнил для Нижнего парка проекты фонтана в восточном Лабиринте, а также проекты павильонов у Большого каскада. В 1755 году по его рисункам были построены новые трельяжные беседки у фонтанов «Адам» и «Ева».

Каким был Большой дворец и каскад после перестроек Ф.Б. Растрелли, можно видеть на гравюре II половины XVIII столетия.

2.2. Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Первый Зимний дворец Петра I был построен в 1711 году в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до нынешней улицы Халтурина и ограниченного с запада Зимней канавкой, прорытой в 1718-1720 годах (Приложение 3). В 1719-1721 годах по проекту архитектора Г. Матарнови на набережной Невы, на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен второй Зимний дворец, обращенный фасадом к Неве. Он был значительно расширен в 1726-1727 годах.

Постройка третьего Зимнего дворца осуществлена Ф. Б. Растрелли в 1732-1735 годах. В 1754-1762 годах Растрелли коренным образом перестроил его и создал новое монументальное здание - четвертый, ныне существующий Зимний дворец, намного превосходящий все прежние по размерам и великолепию архитектурной отделки.

Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором (Приложение 4). Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф. Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I.

Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи. (Приложение 5)

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.

Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец. (Приложение 6)

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними - огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый театр.

После 1762 года работу по внутренней отделке дворца продолжили помощники Растрелли - С.И. Чевакинский и Ю.М. Фельтен. Вскоре к этой работе были привлечены Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Они внесли ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые этими зодчими работы по переделке барочных интерьеров дворца продолжали в 1780-1790-х годах Д. Кваренги и И.Е. Старов. При этом были уничтожены дворцовый театр, Тронный зал, была создана новая анфилада залов с окнами на Неву. (Приложение 7)

В 1820-х годах К.И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран перестроил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский и некоторые другие. Сильный пожар 17-19 декабря 1837 года уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах.

В 1838-1839 годах дворец был восстановлен по проектам и под руководством В.П. Стасова и А.П. Брюллова.

Отделка некоторых залов по возможности воспроизводила существовавшую до пожара; оформление других помещений дворца выполнялось по проектам, разработанным заново. Значительную художественную ценность представляет декоративное убранство Георгиевского зала, Военной галереи 1812 года с портретами участников Отечественной войны, Иорданской лестницы, Малого аванзала, Петровского, Концертного, Александровского, Белого и других залов.

Зимний дворец - один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого Санкт-Петербурга. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века.

2.3 Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

Своим существованием Екатерининский (Большой) дворец обязан его блистательным хозяйкам, трем императрицам - Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Им принадлежал дворец в XVIII веке, и они уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, скульпторов, садоводов. По имени первой владелицы дворца Екатерины I он получил свое название.

Над созданием царской резиденции начиная с 1718 года последовательно работали архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, И. Монигетти и многие другие. Однако ведущая и определяющая роль в возведении уникального здания принадлежала архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне он возглавил строительство царскосельского дворца и довел его до конца.

Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты - в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.

Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм. (Приложение 11)

На западной стороне (Приложение 8) вместо Оранжерейного зала Растрелли сооружает Парадную лестницу с высокой кровлей, увенчанной звездой. Отсюда название - Корпус под звездой. Расположенную на восточной стороне (Приложение 9) церковь архитектор увеличивает по габаритам и завершает пятиглавием. Между церковью и соседним дворцовым флигелем на уровне второго этажа Растрелли устраивает закрытый Висячий сад. Зодчий словно стремится доказать, что дворец императрицы Елизаветы ничем не уступает чертогам легендарной правительницы Семирамиды.

Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) (Приложение 10) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.

В целом архитектурный образ Екатерининского дворца характерен для стиля позднего, елизаветинского барокко. Правда, со временем в оформлении интерьеров дворца отразились различные художественные стили, главным образом классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили декор в стилистике так называемого «историзма».

Императоры и члены семьи Романовых с большим удовольствием проводили досуг в своей загородной резиденции. Следует отметить, что каждый из новых хозяев (в том числе и последний владелец дворца Николай II) считал своим долгом внести какие-либо изменения в художественную отделку парадных покоев и многочисленных помещений дворца.

2.4 Эрмитаж в Царском селе

Эрмитаж - один из самых выдающихся памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века - предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана (Приложение 16). Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами. (Приложение 12, 15)

Проект царскосельского Эрмитажа разработал в 1743 году М.Г. Земцов. Летом 1746 года павильон был отстроен вчерне. Строительные работы вел С.И. Чевакинский. Террасы - «ко флигелям переходы с балюстрадами» - он заменил деревянными галереями, позднее перестроенными в камне. В 1748 году Растрелли исполнил проект нового декоративного оформления фасадов, обогатив их колоннами. Фусты [стволы] колонн тесались из пудостского известняка. (Приложение 13)

В 1751 году лепные мастера Д.Б. Джанни и Г.Ф. Партир приступили к скульптурному убранству здания. Ими были исполнены аллегорические статуи, вазы, лепные украшения малых фронтонов, «клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах и, наконец, декоративная обработка окон и дверей. (Приложение 14)

Модели для барельефов на пьедесталах колонн лепил скульптор И. Дункер. Лепные детали фасадов были вызолочены, а стены окрашены в бледно-зеленый цвет. Внутренняя отделка Эрмитажа характерна для архитектуры барокко. Многочисленные зеркала в резных вызолоченных обрамлениях, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

Восемь десюдепортов [живописных панно, расположенных над дверью] для центрального зала и большой плафон «Пир на Олимпе» были написаны в 1752-1753 годах Д. Валериани и его помощником А.И. Вельским. Плафоны в угловых кабинетах и переходных галереях исполнил А. Перезипотти. Деревянная резьба, обрамляющая двери, окна и зеркала в интерьерах, исполнялась резчиками Петром Валюхиным, Дмитрием Сакулисным, Игнатием Канаевым и другими мастерами.

Одной из особенностей Эрмитажа были его подъемные механизмы, с помощью которых обеденный стол и канапе приводились в движение специальной командой из двенадцати солдат. Машинное устройство отличалось громоздкостью и было заменено в 1840-1842 годах новым, более совершенным, сохранившимся до нашего времени. Из двух подъемных устройств, служивших для подъема на второй этаж, одно было заменено в 1812 году каменной лестницей, а другое уничтожено в 1911 году и вместо него сделана вторая деревянная лестница.

2.5. Грот («Утренний зал») в Царском селе. 1749-1761

Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, - являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века. (Приложение 17)

Разработка проекта царскосельского Грота и его постройка на берегу Большого пруда связаны с именем Ф.Б. Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

В 1771 году архитектор А. Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота. Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. После окончания отделки Грота, переименованного в Утренний зал, в нем разместили собрание скульптурных произведений - статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.

К центральному залу Грота примыкают два симметричные помещения. Объемное и плановое решения этого здания (Приложение 19) - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, характерны для архитектуры барокко. (Приложение 20)

Барочной пышностью и богатством отличаются фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций.

Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Фасад Грота замыкает перспективу, открывающуюся на Старый сад с берегов озера. Изысканный силуэт здания рисуется на фоне темной зелени вековых деревьев парка и отражается в зеркальной глади озера. (Приложение 18)

2.6. Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге

Дворец знатного елизаветинского вельможи графа Михаила Илларионовича Воронцова (1714-1767) (Приложение 21) был возведен с большим размахом, в изысканных барочных формах. Воронцов являлся активным участником дворцового переворота 1741 года, склонив на сторону Елизаветы Петровны лейб-гвардии Преображенский полк. С 1758 года он стал государственным канцлером. Был другом и покровителем М.В. Ломоносова.

Воронцовский дворец (Садовая ул., 26) (приложение 22) создавался в 1749-1757 годах по проекту крупнейшего зодчего отечественного барокко Ф.Б. Растрелли. Хотя выбранный под застройку участок выходил к берегу Фонтанки, композиция усадьбы значительно отличалась от предыдущих аналогичных построек: сухопутное передвижение в Петербурге стало к середине XVIII столетия преобладающим, и Растрелли ориентировал главный фасад дворца не на реку, а на недавно проложенную Садовую улицу. К тому времени эта магистраль уже стала одной из самых оживленных, так как соединяла новые районы города с торговым центром на Невской перспективе.

Чтобы городской шум не докучал жителям усадьбы, планировка комплекса была решена по-московски: между магистралью и центральным корпусом дворца был устроен обширный парадный двор - курдонёр, по сторонам которого расположились служебные флигели.

Двор отделен от улицы кованым кружевом решетки, звенья которой заключены между четырехгранными столбами. Два из них, фланкирующие вход в усадьбу, окружены приставными колоннами. Поддерживаемый ими антаблемент когда-то служил основанием для статуй или вазонов, но они не сохранились.

Главный фасад Воронцовского дворца скомпонован по традиционной трехчастной схеме с выделением центрального и боковых ризалитов. Однако центральный ризалит необычно широк и поднят на полуэтаж.

Исключительно богат декор здания. Простенки между окнами, обрамленными наличниками сложного рисунка, заполнены не только пилястрами и лопатками, но и сдвоенными колоннами.

В обработке ризалита первого этажа архитектор использовал одни колонны, что придало этой части постройки весомость. Благодаря этому верхние ярусы кажутся более легкими. Декоративная отделка боковых ризалитов несколько упрощена. Здесь применен мотив сдвоенных и сильно выдвинутых вперед колонн, поддерживающих раскрепованный антаблемент. Сложная пластика ризалитов подчеркивается почти лишенными украшений стенами между ними.

Между дворцом и Фонтанкой в прошлом простирался обширный фруктовый сад с прудом, откуда расходились прямые аллеи.

Роскошное внутреннее убранство, созданное также по проекту Растрелли, не сохранилось.

У Воронцовского дворца богатая событиями судьба. При Екатерине II Михаил Илларионович оказался не у дел, и в 1763 году дворец откупили в казну. В конце 1790-х гг. здание было пожаловано императором Павлом I Мальтийскому ордену, здесь же размещался Капитул российских орденов. В 1798-1800 годах во дворце была устроена церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи (арх. Дж. Кваренги), а со стороны сада (по его же проекту) к главному корпусу была пристроена Мальтийская капелла.

В 1810-1918 годах здесь находился Пажеский корпус. В 1827 году интерьеры дворца были реконструированы под руководством архитектора А.Е. Штауберта.

В конце 1917 - первой половине 1918 года в бывшем Воронцовском дворце располагался партийный клуб и другие органы Партии левых социалистов-революционеров, затем - курсы комсостава РККА, а в 1920-1930-х годах - Ленинградское пехотное училище им. С.М. Кирова. С 1958 года и по сей день здесь находится Суворовское военное училище.

2.7. Дворец Строганова, строительство 1752-1754 гг.

Дворец С.Г. Строганова (Приложение 23) - один из лучших городских дворцов середины XVIII столетия. В отличие от Воронцовского дворца-усадьбы, Строгановский дворец - пример городского дома, выходящего своими фасадами на красную линию улицы. Дворец расположен на трапецевидном участке и, образуя в плане замкнутый блок с внутренним парадным двором, выходит наружными фасадами на Невский проспект и на Мойку. (Приложение 24) Общей планировке дома отвечает композиция главного фасада по Невскому с центральной частью. Отмечающий парадный въезд во двор. Этот центральный ризалит выделен фронтоном и группами колонн по сторонам въездной арки. Неглубокие боковые ризалиты обработаны пилястрами, несущими изогнутый по кривой антаблемент. Усиливающееся к центру обогащение декоративной отделки фасада подчеркивает главенствующее значение его слегка выступающей средней части. В наружной обработке фасадов зодчий выявил типичное для того времени размещение внутренних помещений дворца. Нижний, служебный, этаж имеет вид цокольной части - рустованной, с небольшими, скромно обрамленными окнами. Верхние этажи, отделенные по фасаду от нижнего этажа тягой, где находились парадные и жилые комнаты, объединялись крупным ордером. Расположенные во втором этаже высокие залы и парадные помещения отмечены большими окнами, богатыми лепными наличниками, балконами с металлической узорной решеткой. Верхний, жилой, полуэтаж обработан проще и художественно подчинен бельэтажу. Фасад, обращенный к Мойке, сохранил общую для всего здания систему разработки наружного объема, но получил в деталях несколько иную трактовку. Декоративное мастерство, присущее Растрелли, сказалось здесь в великолепно прорисованных скульптурных деталях, особенно в центральной части главного фасада, где рельефная маска над воротами, лепные обрамления окон двух верхних этажей и герб в виде картуша на фронтоне сплелись в целостную живописную композицию, художественно выявляющую главную ось здания. Но при большом пластическом богатстве декоративной отделки фасады дома были в целом трактованы более плоскостно, чем в Воронцовском дворце. Это вытекало из местоположения дома, поставленного по красной линии улицы и отвечающего своим главным фасадом "сплошной" застройке Невского проспекта.


Список литературы

1. «История русской архитектуры», В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков; Ленинград Стройиздат 1984 г.

2. «История архитектуры: учебное пособие», Н.В. Бирюкова, Москва ИНФРА-М 2006.

3. «Архитектурно-градостроительные памятники Русского государства ХI–XIXвв.: учебное пособие» Р.Г. Людмирская, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.

4. «История русской архитектуры: высшая школа», В.Н. Ткачев, 1987.

5. «100 великих архитекторов», Салин Д.К. , Вече, 2000 г.