Как взлетает

Форт Амбер в Джайпуре. Форт Джайгар

Готовы ли вы отправиться вновь в Индию и поблуждать с нами неизведанными ходами древнего форта? Честно говоря, мы с Мишуткой и сами были не готовы, но так сложилось, что совершенно случайно мы зарулили в закрытую зону форта Амбер, где трапезничают ныне только махараджи. Это все я в своих поисках куда бы засунуть свой нос, где может быть поинтереснее =)) Но нас не просто не прогнали, а даже наоборот оказали довольно радушный прием, приняв за иностранных журналистов. Меня и трехлетнего ребенка… Ну и странная компашка для журналистов-то)) Ну да ладно, свой блоггерский долг мы исполнили — в каждый уголок заглянули, все поснимали, ни за что не заплатили. Что еще для хорошего репортажа надо? ;)

Подъехали мы к старинным стенам крепости Амбер сами как махараджи — на такси, да арендованном аж на целый день. Это было в первый и единственный раз в жизни, когда мы по Индии катались даже на автомобиле)

Но на день раньше мы честно пытались, как обычно, самостоятельно передвигаться по Джайпуру и было это дико дорого (джайпурские рикши дерут деньги только так), дико утомительно (отовсюду шум и выхлопные газы), и дико долго (оказалось, что город настолько большой, что пешком вообще никак). В общем, когда один водитель предложил 8 часов возить нас на новеньком автомобиле с кондиционером по всем популярным достопримечательностям всего за 1000 рупий (тогда это было ~550 рублей), то я сразу согласилась. В общем, чувствуя себя по меньшей мере миллионерами, мы важно подъехали к воротам форта) Войти в них можно абсолютно бесплатно. Внутри форт Амбер представляет из себя большую площадь, обнесенную стенами.

(!) СКИДКИ НА ЖИЛЬЕ В ИНДИИ

Ниже наш список скидочных купонов и сайтов, которыми мы всегда пользуемся, чтобы сэкономить на отелях и аренде домика в Индии и других странах:
. Сервис RoomGuru помогает найти лучшую цену за ночь в отеле. Разница порою достигает несколько тысяч рублей.
. для аренды апартаментов или дома в Гоа, Дели и других городах Индии и всего мира. Применяется автоматически при бронировании от 69$.

Город Джайпур - это настоящая архитектурная жемчужина, которая пленяет сердца путешественников с первого знакомства. Если вам посчастливилось посетить этот замечательный город, то ваша экскурсия не обойдётся без осмотра одной из главных его достопримечательностей - величественного Амберского Форта (Amber`s Fort). Собственно, Амбер - это не только форт, а целый древний город, который располагается в 11 км к северу от Джайпура.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ До основания Джайпура Джай Сингхом город Амбер около семи веков (1037-1728 г.г.) служил столицей семейного клана раджпутов Качвахов. Город Амбер был возведён посреди уникальной ландшафтной местности - на высоких и неприступных скалистых грядах, и его оборонительные стены являются как бы продолжением природного окружения. Строительство крепости Амбер было начато в 1592 году военачальником императора Акбара Великого - Ман Сингхом I, и окончено лишь его преемником Джай Сингхом I.

ОПИСАНИЕ
Форт Амбер представляет собой неприступное и величественное сооружение, выстроенное из белого и красного песчаника на вершине скалы. Защитное сооружение состоит из четырёх уровней планировки, на каждом из которых расположен внутренний двор. Массивные и высокие стены форта скрывают за собой целый комплекс утончённых архитектурных сооружений, отличающихся невероятно пышной отделкой в могольском стиле. Во время экскурсии вы сможете побывать в оборудованном тысячами зеркал дворце Шиш Махал («Зеркальный дворец»), осветить который можно при помощи только лишь одной свечки. Дворцовый комплекс также включает в себя: посвящённый богине Кали храм Сила Деви, древние храмы Кала Бхайрава и Рам Харихар, украшенный двойным рядом колон зал Диван-и-Ам («Зал общественных приёмов»), Диван-и-Хас («Зал для частных аудиенций»), дворец Ман Сингха, Сух Нивас - удивительно красивое здание, в котором ветры, дующие с расположенного в дворике водного каскада, создают в помещении искусственную прохладу. Путешественники смогут осмотреть богатейшую экспозицию старинных карт, документов и оружия в музее форта, а также ознакомиться с множеством других сооружений, включающих в себя царские покои, помещения для охраны, жён и наложниц раджи. Туристы смогут полюбоваться разноцветными мозаичными панно, мраморными скульптурами, великолепной отделкой из сандалового и красного дерева, инкрустированными позолотой и слоновой костью деталями интерьера, ну а со стен форта перед ними откроется завораживающий вид на расположенное внизу озеро Маота, стройные ряды городских построек, крутые холмы и уходящие в облака горные вершины.

КАК ДОБРАТЬСЯ И ЦЕНЫ
Ежедневно от дворца Ветров в Джайпуре отходят рейсовые автобусы в Амбер, которые довозят пассажиров до подножия горного склона, на котором возвышается крепость Амбер. Время в пути - около 15-20 минут, стоимость проезда - до 10 рупий. До самого форта необходимо будет преодолеть достаточно долгий отрезок пути по крутому склону. Туристам предлагается три варианта, чтобы подняться к форту: доехать на джипе (около 600-750 рупий), прокатиться верхом на слоне (1100 Рупий), как это делали великие раджи, или же пройти этот путь пешком (около 30-40 минут).

Стоимость экскурсии составляет 400 рупий, за съёмку на фотоаппарат дополнительно снимают плату в размере 50 рупий, за видеосъёмку – 100 рупий.

Музей-крепость открыт для посещения ежедневно с 8.00 до 18.00.

Джайпур — город, который нам понравился больше всего в Индии. В Джайпуре наш водитель пристегнулся и снова стал обращать внимание на светофоры. В Джайпуре мы впервые увидели людей, подметающих улицы, по этой причине он намного чище, чем тот же Дели или Агра. В Джайпуре строят надземное метро. Через Джайпур проходил шелковый путь и его правители быстро сообразили, как сделать на этом деньги. Они застроили огромные кварталы двухэтажными магазинами наверху которых были размещены жилые комнаты и бесплатно сдавали их торговцам. Неудивительно, что город быстро превратился в торговый центр. Даже сейчас объемы тех построек впечатляют. Можно представить, как кипела здесь торговля раньше. Но главная достопримечательность Джайпура все же другая.

Форт Амбер

Главная достопримечательность Джайпура в нашем списке Форт Амбер находится в 11 км на север от Джайпура и представляет из себя красивый комплекс дворцов, залов, павильонов, садов и храмов, строившийся на протяжении двух столетий.

Форт Амбер находится на склоне горы и чтобы добраться до него нужно проделать немалый путь от озера Моата, расположенного у подножия. Обычно туристов поднимают на слонах, но в этот раз был какой-то праздник, поэтому привалило несметное количество местного населения и слонов на всех не хватало.

Потолкавшись в очереди гид принял мудрое решение заменить слонов на джипы и поехать вверх на бензиновой тяге.

Отбившись от назойливых продавцов, мы отправились в путь.

Двойной головной убор

Одновременно с нами стали уходить и уставшие слоны. Оказывается раньше бедные животные работали весь день, поднимая туристов в гору. Понятно, что в таком режиме они работали на износ. И через какое-то время произошел несчастный случай, когда уставший слон убил туриста из Японии, подошедшего к нему сфотографироваться. После этого происшествия слонов перевели на половину рабочего дня. Признаться честно и через полдня слоны выглядят далеко не бодрыми.

По росту выстроились или мне кажется?

В отличии от джипа.

Торчащий из джипа объектив как бы напоминает, что на диске есть еще несколько гигабайт неразобранного видео.

Путь к форту лежит по узким улицам, по которым спешат трудолюбивые индийки. Кстати, цвет сари отличается в разных местностях Индии. Здесь все ходили в преимущественно в желтом. И не всегда с мешком на голове, были и без мешков.

Вот, например, без мешка

Форт на самом деле почти дворец. Чего в нем только не происходило, как только не развлекали себя местные правители в отсутствии телевизора и интернета. Тут и комнаты с подогреваемыми полами. Точнее будет сказать комната внутри подогреваемой комнаты на холодные периоды.

Один из внутренних дворов

Редкий групповой снимок

Комнаты для жен, наблюдавших за развлечениями мужа:

Тем, кого по статусу не должны были видеть простые смертные, приходилось довольствоваться подсматриванием через такие окошки

В военных сражения, со слов гида, этот форт не участвовал, каменная стена, охватывающая близлежайшие горы, в первую очередь защищала хищников, обитавших когда-то в джунглях, от жителей Джайпура. Сейчас на склонах гор нет ни джунглей, ни живности. Можно с уверенностью сказать, что стена не справилась со своей великой миссией.

Гуляя по строениям форта мы обратили внимание на низкие потолки. Например, чтобы спуститься в подвал, где находилось хранилище воды, приходилось сгибаться в два раза!

Видимо индийцы в те времена были низкого роста. И не заботились о технике безопасности. Все балкончики имели перила, едва доходящие до колен, а некоторые лестницы вообще были без перил.

Не буду пересказывать все изложенное гидом, отмечу только следующий любопытный факт. После приобретения независимости Индией многочисленные индийские цари и шахи лишились своего богатства. Их недвижимость в большинстве своем перешла в государственную собственность, а царские семьи остались с относительно скромными домами. Кто-то, чтобы обеспечить себе жизнь, открыл в них гостиницы, кто-то сдает древние постройки для проведения вечеринок, свадеб и банкетов. Нам, например, предложили ужин с настоящей царской семьей всего за $200 с человека. Но что-то мы не соблазнились…

И чтобы у вас не сложилось превратного впечатления о тяжелом быте индийцев, еще пара фотографий. Вот например эта дама зарабатывает себе на жизнь …

… совсем не тем, что подметает пол. 20-30 рупий за фотографию и модель готова вам позировать сколько угодно любым планом. Фикс на 35 мм. кстати для интересующихся:

Зубы не отбеливал.

В Джайпуре мы закончили наше путешествие по золотому треугольнику. Чтобы сэкономить время и не утруждать себя долгим переездом на автомашине мы полетели на Гоа прямым рейсом из Джайпура. Летели компанией SpiceJet, правда немного переживали, так как интернет полон различных слухов об их безалаберности. Типа того, что если не наберется пассажиров, рейс легко могут отменить. Но так как нас уже было 8 человек, мы решили, что риск отмены из-за неявки пассажиров минимальный. Для тех, кто будет покупать билеты самостоятельно отмечу, что на сайте авиакомпании мы купить билеты не смогли, сколько не старались. Карточка просто не проходила и все. Поэтому взяли билеты на каком-то из агрегаторов. К сожалению агрегатор не позволял сразу выкупить еду на борту, поэтому пришлось воевать со стюардессами во время полета.

Полет на Гоа идет не напрямую, а с промежуточной посадкой в Ахмедабаде. Это не занимает много времени, к тому же вам не придется выходить из самолета, транзитный пассажиры остаются на своих местах.

На этом познавательную часть наверное закончу полностью и перейдем к жизни на Гоа. Частично я ее уже затрагивал, теперь будем расслабляться по полной….

Чуть не забыл — последний снимок нашего гида, координаты были в . От нас лучшие рекомендации.

У меня, конечно, до сих пор слово «Амбер» ассоциируется с «Хрониками Амбера» Роджера Желязны, но теперь наверное придется немного скорректировать свои представления.

Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.

С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.

В форт обычно туристы добираются по так называемой «дороге слонов», по которой в свое время в форт доставлялись боеприпасы и провизия. Перед посадкой на слонов нас окружили многочисленные торговцы, предлагающие деревянные сувениры. У них можно по дешевке купить симпатичных деревянных слоников и верблюдов. Торговаться местные жители начинают с 3-х статуэток за 1000 рупий, но при особом упорстве можно снизить цену и до 10 статуэток за 1000 рупий. Эти фигурки сделаны несколько грубо, но как сувениры друзьям и знакомым они вполне подойдут.

Они сразу предупреждают, если купить что-нибудь еще до посадки на слона, то торговцы еще долго будут преследовать вас, путаясь под ногами слона и выкрикивая все более выгодные предложения. У одного из таких приставал мы все-таки купили нескольких слоников и забавные тряпичные куклы махараджи и махараши.

Лучше сувениры покупать уже на обратном пути. Там они будут дешевле и не придется все время таскать их с собой. Перед посадкой можно выбрать слона на любой вкус и цвет… Большого или маленького, грозного или добродушного, украшенного расписными узорами или богато украшенного яркими тканями и необычными украшениями.

Отдельная достопримечательность здесь - лестница со специальными широкими ступенями для удобства конных всадников. Через ворота Джаи Пол посетители форта попадают в огромный внутренний двор, за которым следуют следующие ворота - Сурадж Пол (Ворота Солнца). Они, в свою очередь, ведут в служебный двор Джалеб Чоук, где были расположены воинские казармы и конюшни.

После Ворот Солнца следуют Чандра Пол - Ворота Луны, которые приводят нас к храму Нарасингхе. В индийской религиозной мифологии это человек-лев, одно из воплощений бога Вишну. Тут же расположен и храм Джагат Широмани (Сокровище Мира), с просторным молитвенным залом.

Миновав Ворота Льва, гости форта попадают к павильону (диван-и-ам), в котором проводились официальные аудиенции. Сводчатая крыша павильона опирается на сорок колонн из красного песчаника и белого мрамора. Капители колонн выполнены в форме слоновьих голов, а воздетые вверх хоботы являются опорой для крыши. Павильон соседствует с террасой, окруженной декоративной решеткой. С террасы же открывается потрясающий вид на окружающий ландшафт.

Сквозь ворота Ганеша Пол экскурсанты проходят во внутренний дворик, где стоят жилые палаты властелинов и расположился небольшой уютный садик. Одно из помещений носит говорящее название - Место Радости (Сукх Нива). Деревянные резные входные двери инкрустированы благородным сандалом и слоновой костью. В помещении устроена система водяного охлаждения, с мраморным каналом и небольшим водопадом, который спадает во внутренний садик.

Отдельная достопримечательность форта Амбер - элегантный дворец Джаи Нивас, построенный из белоснежного мрамора. В нем стоят Зеркальный дворец Шиш Махал и Комната славы Яш Мандир. Также устроен диван-и-кхас, отдельное помещение, стены которого полностью покрыты живописными рисунками и узорами.

Нижние панели стен обрамлены по краям особой каймой, отделанной полудрагоценными камнями. Ну, а верхние участки стен расписаны и инкрустированы мозаикой, осколками полудрагоценных камней, позолоченных плиток, стекла, а также зеркал. Вечерами туристы получают удовольствие, зажигая огоньки свечей либо зажигалок и любуясь неожиданным эффектом звездного неба, создаваемым тысячами отражений.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастхане во время правления раджпутов — княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

В помещениях амбер форт царила прохлада и полумрак по контрасту с залитыми лучами солнца открытыми дворами. Возможно, по европейским меркам покои производят несколько угрюмое впечатление. Но только так можно было спастись от безжалостного, палящего большую часть года солнца. Как в старые времена, к Джаи Пол (главным воротам Амбер Форт ) можно подъехать на слоне. Сад Даларамы расположен на маленьком острове озера Маота и назван так в честь первого архитектора города Джайпура. Путь в личные апартаменты дворца амбер форт проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

Терраса Нат Махал, расположенная в верхней части Джаи Нивас, в прошлом служила местом, где проводились торжественные заседания двора. А занана - это жилая зона, представляющая собой лабиринт из спален, ванных комнат, кухонь, кладовок и закрытых террас. Здесь, в уединении, проживали королевы и их дочери, юные индийские принцессы.

Изящные балкончики, тонкие колонны и каменные решетки, многочисленные арки и беседки по углам крыш, многочисленные украшения форта Амбер производят впечатление настоящего восточного рая, созданного для тихих наслаждений красотой и покоем.

Изначально крепость, известная сейчас под названием «Форт Амбер», была лишь дворцовым комплексом, придатком военной крепости, известной сейчас как «Форт Джайгарх». Джайгарх и Амбер были (да и по сей день ) соединены защищенными стенами-переходами и подземными тоннелями… Между Амбером и Джайгархом лежит целый квартал древних домов и строений, лишь малая часть из которых обитаема. Остальные представляют собой живописные руины, разбросанные по склонам холма…

Если вы приехали в Джайпур не на один день, то смело можете посвятить пару дней на пешеходное обследование старых стен и башенок соседних скалистых гряд. Виды, которые вам откроются оттуда будут на 100% уникальными, которые не будут доступны ни одному «организованному» туристу. Кстати, о названии форта, да и вообще города — существует как минимум 2 версии происхождения названия, которыми вас будут пичкать гиды: (1) Вам покажут в сторону городка, что где-то там (палец гида делает круг, охватывающий площадь в 2 раза большую, чем несколькотысячно населенный Амбер ) стоял великий храм в котором была статуя (не помню кого, пардон ) из цельного куска янтаря (Amber по-английски янтарь, на всякий случай если кто не знает ); (2) Вам попадется совсем тупой гид, который скажет, что янтарь жёлтый и дворец из желтого песчаника, поэтому типа было названо как янтарь. Верить в эти версии можно только если верите в Деда Мороза…

Водный дворец (Джаг Нивас), летняя резиденция махараджей Удайпура (штат Раджастхан, Индия), возведён на островке озера Пичола примерно в 250 м от берега. Раджпутские архитекторы умели строить княжеские дворцы посреди озёр и прудов на естественных или насыпных островах, создавая полную иллюзию буквально вырастающего из воды сооружения.

Такой приём позволял достигнуть двух целей:

1. Водное пространство являлось дополнительным препятствием и обеспечивало оборонительные преимущества;

2. Вода создавала особый микроклимат в зданиях.

Издалека беломраморный комплекс смотрится как единое целое, но на самом деле это два дворца - Диларам и Бари Махал. Они связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами и беседками. Известный путешественник Дж. Тод, один из первых иностранцев увидевший это архитектурное чудо, писал: «Дворец на озере… построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — всё сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стёкла, расцвеченными всеми цветами радуги… Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи… Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу…». В настоящее время Джаг Нивас является одним из самых романтических отелей в мире и дарит посетителям уникальную возможность любоваться водной гладью озера прямо из окон.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Сегодня расскажем о форте Амбер . Форт Амбер расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастанского форта, стоит на плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (крепость Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру.

Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

История и архитектура форта Амбер

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джай Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады.

Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Достопримечательности форта Амбер

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джай Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями, предназначенными, скорее, для всадников на конях, чем для пешеходов.

За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. После Ворот Солнца следуют Чандра Пол (Ворота Луны), которые ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к храму Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.


Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника.

Примечательно, что капители колонн сделаны в форме голов слонов, их воздетые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота - Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу).

На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир - его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом.

Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джай Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джай Нивасе расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), а также диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками.

При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастане во время правления раджпутов - княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

На самом верху Джай Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джай Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.