Познавательно

Государственная граница монголии. Через монголию на авто, южный путь

Много я повидал границ, чертовски много. Где-то все происходит быстро и четко, как в Европе и США, где-то травматично для психики и содержимого вашего кошелька, как в или Гамбии. Но такую прикольную границу, как между Китаем и Монголией не пересекал никогда. Как вы помните, из-за в южном Китае я застрял в аэропорту города Чангша на долгие 8 часов, прилетел в Пекин с огромным опозданием и поезд «Пекин — Улан-Батор» благополучно ушел без меня. Обидно? Еще бы. Но духом не пал и погнялся за ушедшим поездом на самолете, перелетев из Пекина в пограничный с Монголией Эренхот, где все поезда идущие в Улан-Батор и Москву делают остановку. И я поймал свой поезд, но испытал повторный облом — меня в него на этой пограничной станции. Но и на этот раз я не потерял бесконечный оптимизм и решил перейти границу в Монголию своим ходом и с первой же пограничной монгольской станции Замун-Ууд уехать местным поездом в Улан-Батор.

Но даже не предполагал, что переход границы превратится в безумную гонку сотен старых УАЗиков через пустыню Гоби, причем в каждой машине будет по 7-10 человек и еще у всех этих ездоков на головах и на коленях будут баулы с вещами. Настоящее трансграничное ралли, только не Париж-Дакар, а скорее Эренхот — Замун-Ууд. Это было потрясающе -

Про китайский рассказывал отдельной статьей, там весьма интересно. Если очень кратко, то оба городка живут исключительной границей. Абсолютное большинство торговли и пассажирского трафика между Китаем и Монголией идет именно по этой транспортной нити. За какие-то 10 лет богом забытый аул Эренхот превратился в довольно большой современный город с 15-и этажными домами, торговые центрами, отелями и даже аэропортом. Пусть Монголия и мала населением, зато целиком отоваривается именно в Эренхоте. Как хабаровчане ездят в Фуюань, а владивостокцы в Суйфеньхэ, так и монголы освоили китайское приграничье.

Если до Эренхота можно легко добраться пятью ежедневными поездами, десятком автобусов из Пекина и других городов, либо самолетом, то что касается монгольского Замун-Ууда, то там все сложнее. Нет у монголов тех громадных ресурсов, что есть у Китая. Десять лет назад оба городка были натуральными аулами, но нынче аулом остался лишь монгольский брат-близнец. Один ежедневный поезд связывает Замун-Ууд с Улан-Батором. Есть еще два проходящих, один «Пекин — Улан-Батор» (который уехал без меня) и «Пекин — Москва». Но они лишь проходят мимо городка, посадки в них нет. Есть еще один поезд, идущий из Китая и делающий здесь остановку, это «Эренхот — Улан-Батор», но монголы его не любят. Дорогой, говорят, собака. Так и есть. Поскольку он считается международным и фирменным, то стоит ровно вдвое дороже обычного. Именно на нем я в данный момент и еду, сидя в купе под светом ночника и пишу эти строки. Все равно не спится, уж больно сильно мотает вагон и все жутко скрипит. Ну, по нашим с вами меркам даже сильно дорогой монгольский поезд достаточно дешев. Считайте сами, купейный вагон, 750 километров пути, стоит 32 тысячи тугриков, что соответствует ровно 700 рублям. Разве это дорого? Но тот, первый поезд, он вдвое дешевле.

Так вот, все мелкие коммерсанты почти двухмиллионного Улан-Батора мотаются на поездах в Эренхот за товаром и затем везут этим же поездом товар назад, в столицу. Так что с местами проблема всегда, в любой день, в любой сезон. При этом, в Монголии все еще нельзя заранее купить билет на проходящий поезд. Помните, так было раньше в СССР? Когда люди дежурили возле касс вокзала, в надежде, что в проходящем поезде окажутся места. Тоже самое в Монголии. Поскольку второй поезд из Эренхота (тот, что дороже) является проходящим, то билеты на него не продают, пока он не отправится из китайского Эренхота. Разумеется, что коммерсанты такой расклад не любят. Мало того, что дорого, так еще и до самого конца непонятно, будут билеты, или нет. Соответственно, все стремятся попасть на дешевый поезд, на который можно взять билеты заранее. С другой стороны, далеко не всегда люди едущие за товаром знают, сколько времени работа займет. Это я вас подвожу к тому, что немалая часть монголов возвращающихся из Китая с товаром стремится скорее пересечь границу, добежать до вокзала в Замуун-Ууд и успеть купить билеты. Внимательный читатель заметит, что если второй поезд идет из Эренхота, то почему сразу в него и не загрузиться? Зачем гнать через границу и пытаться перехватить билеты на другой поезд? Неужели ради экономии 15 долларов? Отвечаю: из экономии, да, но не 15 долларов, а 100 долларов. Расклад таков: Эренхот и Замун-Ууд разделяют всего 7 километров и граница, но билет из Эренхота в Удан-Батор считается международным и стоит больше ста долларов, а билет на этот же поезд из Замун-Ууда стоит 20 долларов. Ощутите разницу.

Гонки сотен старых УАЗиков

Чем раньше перейдешь границу и окажешься на вокзале — тем больше шанс, что уедешь дешевым поездом. И если даже не повезет и билетов не будет, то возможно уедешь вторым, более дорогим. Граница открывается в 8:30 утра, пропускать начинают к девяти. Дешевый поезд отправляется в Улан-Батор в 17:35 монгольского времени.

Не знаю чем этот обьясняется, но пересечь границу можно только на монгольском автомобиле, причем 95% этих автомобилей имеют марку УАЗ-469. Есть еще проходящие автобусы из Пекина и пары других городов в Улан-Батор, но их мы не обсуждаем, поскольку ходят они дважды в день, почти всегда полные и шанс поймать такой автобус на границе невелик. Видел я два таких автобуса сегодня, оба под завязку. Плюс, монгольским коммерсантам автобусы невыгодны, туда много товара не загрузишь. По идее, попытать счастья с автобусом можно, особенно если никуда не спешишь и готов в случае неудачи остаться еще на день на границе. Если так, то автобус обойдется в 50 юаней ($7,5). Просто граница закрывается в 17:30 и слишком длительное ождание автобуса чревато последствиями. Монголы говорят, что вот-вот пустят прямые автобусы из Эренхота в Замун-Ууд, но когда именно — непонятно.

На старт, внимание, марш!

Саша был бы не Саша, если бы заставил себя встать в 7 утра и бежать ловить попутный УАЗ в Монголию. Поэтому досмотрел сны и вышел из отеля ровно в полдень, не отказав себе в удовольствии еще и перекусить по пути. УАЗики тусуются прямо в центре Эренхота, рядом с целующимися динозаврами -

Вы УАЗики не можете пропустить, их там сотни -

Я не преувеличиваю, такого количества старых автомобилей одной отдельно взятой модели редко где встретишь. Все торопливо грузятся и выезжают один за другим на границу.

Оптимизация максимальна, в каждую машину набиваются по 7-10 человек, сидя друг у друга на головах. Туда же запихивают товар. Проезд стоит 100 юаней ($15), что весьма недешево для семи километров пути. Мафия! Знают водилы, что нет у вас выбора, границу нельзя пересекать пешком. Торг уместен, но окончательная цена как раз и будет 100 юаней; изначально могут запросить и больше — торгуйтесь.

Товар засовывают даже под капот -



Вы упаковались в машину? Тогда вперед, ваш путь лежит на... таможню. Смотрите, какая колоритная тетенька наш шофер -

Да, странным образом китайская таможня расположена в центре города. УАЗики утремляются туда, проходят проверку, их «опечатывают» методом обклеивания клейкой лентой и потом вы едете на границу. Нет, ну не сразу на границу. Вы по пути заезжаете еще в пару торговых мест, где умельцы ленту аккуратно отклеивают, засовывают в машину еще товар и приклеивают ленту назад -

На оставшихся нескольких километрах прямой как стрела дороги происходят гонки между древними и безбожно перегруженными УАЗиками. Старые добрые машины страшно тарахтят и скрипят всеми своими деталями, но монгольские Шумахеры твердо держат руль и правят железных коней на границу -

Теперь пассажиры бегут ставить выездные печати, а машины их ждут на стоянке. Все нервничают, спешат, задержавшихся никто ждать не станет! Закон джунглей, там впереди еще и монгольская таможня, времени мало.

Перед вьездом в Монголию шлагбаум и солдатики в НАТОвской форме — монгольская армия несколько лет назад начала постепенно уходить от формы и вооружений советского образца. Насчет вооружений не знаю, но форму уже сменили, равно как и замечены винтовки М-16, а вовсе не Калашников. Сфотографировать их не удалось — сердито замахали руками, едва заметив камеру. Там сотни УАЗиков простояли часа полтора -

Потом всех запустили. Причем всех сразу, от чего возле таможни образовался адский хаос из сотен автомобилей и бегающих туда-сюда коммерсантов -

Глядите, куда хитрецы прицепили товар, неужели таможенникам лень нагнуться -

Очередь на паспортный контроль имела несколько хвостов, которые соединялись перед тремя работающими будками, где происходило выяснений отношений в духе «вас тут не стояло». Правда, монголы — люди спокойные и немного пошумев успокаивались.

На данном этапе я покинул УАЗик, поскольку в отличии от китайцев, монгольская таможня шерстила соотечественников весьма тщательно. Оно и логично: китайцы заинтересованы, чтобы их товар вывозился за границу, а вот монголы видят в засилье китайских товаров угрозу собственному производителю.

Пешком вышел за пределы пограничного терминала, поймал попутку и оставшиеся несколько километров прокатился с ветерком на очередном УАЗике, куда без них.

Замун-Ууд и билеты на поезд

Первым делом купил билеты на поезд. Как следовало ожидать, на дешевый все раскупили, зато на дорогой было полно свободных мест, что в купе, что в плацкарт. Здание вокзала в Замун-Ууд -

До отправления остается порядка 4 часов, самое время погулять по городочку, расположенному в сердце пустыни Гоби? Но об этом будет в следующей статье.

Любителям в копилку: монгольская въездная печать и билет на поезд -

Фото Марк Агнор

Журналисты «Информ Полиса» на себе испытали все плюсы и минусы первых дней безвизового режима между Россией и Монголией

Событие, которое ждали около 20 лет, свершилось на прошлой неделе. Монголия стала безвизовой страной. 14 ноября вступило в силу межправительственное соглашение о взаимных поездках. И в этот день одной из первых пересекла границу по новым правилам группа жирналистов «Информ Полиса».

Целью своего первого безвизового визита в Монголию мы решили выбрать не Улан-Батор, а Дархан. В этот крупный город можно добраться и вернуться обратно за один день. По дороге есть еще городок Сухэ-Батор и знаменитая торговая зона «Алтан-Булаг». Однако пока они интереса не вызывают. Сухэ-Батор – промышленный станционный городок, село Алтан-Булаг во вторую «Маньчжурку» еще не превратилось.

Требования на нашей границе

Утром 14 ноября ажиотажа на погранпереходе в Кяхте еще не было. Возле КПП с обеих сторон скопилось по десятку машин, и почти все с монгольскими номерами. Переход через границу много времени не занял. Наша пограничница на КПП посмотрела паспорта и поставила штампы. На таможенном контроле тоже все прошло быстро. Нас лишь предупредили о том, что можно, а что нельзя ввозить в Россию.

Оказывается, есть лимит на провоз алкоголя. Один человек может ввезти не больше трех литров алкоголя. Запрещено ввозить продукты животного происхождения, поэтому постарайтесь наесться бесподобного монгольского мяса до возвращения. Впрочем, знаменитый монгольский творог провозить можно. Главное, чтобы он был в «магазинской» упаковке и для личного употребления.

Заминка случилась с машиной. Выяснилось, что при первом пересечении границы владелец машины должен показать техпаспорт и продемонстрировать номера двигателя, кузова. Все это заняло около получаса. Столь быстрое прохождение через нашу границу мы списали на то, что 14 ноября был рабочий день. Пассажирский автобус обычно досматривают гораздо дольше. При этом почему-то запирают пассажиров перед досмотром в душном помещении и запрещают разговаривать по мобильному. После досмотра не разрешают выходить на крыльцо. Нельзя даже курить, хотя в урне лежат окурки. Остается загадкой, кто же там все-таки курит.

Деньги, менялы и страховка

По сравнению с нашей стороной переход через монгольский КПП был стремительным. Нужно было только заполнить иммиграционную карточку, подойти к окошку и получить штампик в паспорт. Здравствуй, Монголия! Первое удобство, которого нет у нас, – сразу на монгольском пункте пропуска можно обменять рубли на тугрики. В здании есть несколько обменников. 14 ноября курс был таким: 1 рубль - 39 тугриков. При обмене ваша 5-тысячная купюра может превратиться в пухлую пачку монгольских денег, едва влезающих в бумажник. Первое ощущение – я миллионер! Захватите кошелек побольше, а лучше приобретите в Монголии.

Кстати, предупреждаем: в Монголии нет металлических монет, только купюры. Кто-то предпочитает менять деньги на КПП, чтобы было на что пообедать в дороге и купить сигареты или воду. Другие - на улице, где снуют десятки менял. Тут курс обмена 1 к 41. Это выше, чем в банке. Но при этом вы будете иметь дело с оравой крепких парней в потертых кожанках, похожих на братков из 90-х. Кстати, мимо «менял в кожанках» проехать не удастся, при выезде с КПП необходимо получить страховку на машину (с нашего микроавтобуса взяли 2000 рублей страховки). Как раз в это время в машину или автобус залезают уличные менялы.

Верблюды и коварный гаишник

Алтан-Булаг пока не впечатляет. Вместо процветающей торговой зоны - ряд унылых домов с вывесками на русском и монгольском языках, недостроенные корпуса зданий, блеклые кафе и закусочные. Единственное, что напоминает о появлении торгового города, – несколько центров автомобильного ремонта. Говорят, там можно достаточно недорого отремонтировать машину.

Зато автотрасса отсюда до Улан-Батора приличная. Дороги прямые, как стрела, асфальт почти без выбоин и ям. Монголы следят за качеством трассы - на обочинах часто попадались дорожные рабочие и техника. За окном промелькнул Сухэ-Батор. Как нам и говорили, это промышленный город с огромными техтерриториями и котельными - близнецами нашей ТЭЦ-1.

Вообще в течение всей поездки не оставляет стойкое чувство дежавю. Пейзажи очень напоминают Тугнуйскую долину и наши пригороды. Вот за окном промелькнули монгольские поселки «Исток» и «Левый берег», «Мелькомбинат» с такими же элеваторными колоннами. О том, что мы все-таки в Монголии, напоминают лишь большие стада тучных животных. Особенно верблюдов.

Вторую остановку нам организовали монгольские гаишники. Оказывается, нужно время от времени платить «дорожный сбор». Прямо посреди трассы стоит будочка с шлагбаумом, где потребуют примерно 500 тугриков. Пишем примерно потому, что цены разнятся. С одной из наших машин потребовали оплату только в одну сторону, с другой, которая поехала чуть позже, взяли на обратном пути и больше. Тут же на КПП мы столкнулись с наглостью монгольского гаишника. Человек в униформе осмотрел машину и указал на трещину на стекле. Последовала длинная фраза на монгольском. Видимо, обозначавшая, что с таким стеклом ездить тут неприлично. Затем человек в форме перешел на русский, сказав очень понятно: «200 рублей!». Спорить с местным стражем порядка чревато. Поэтому дали ему 200 рублей, квитанции не получили, зато двинулись дальше.

Дархан – город контрастов

После полутора часов езды возник город Дархан, смахивающий на наш Гусиноозерск. Но со своими особенностями. Первыми вас встретят окраины с рядами скупщиков бараньих шкур и продавцами дров. Затем жилые многоэтажки, кольцевые развязки и довольно неплохие магистрали. Машин в Дархане, как во всей Монголии, много, и все непрерывно сигналят. Из-за обилия пешеходов автомобили двигаются неспешно. Водители соблюдают правила, кулаками друг другу не грозят. Все чинно, благородно.

Еще один интересный момент - в Дархане нет общественного транспорта. За весь день мы не увидели ни рейсового автобуса, ни даже маршрутки с традиционной «линзой». Зато в Дархане много такси, которые пользуются популярностью – многие местные, выйдя из магазина тут же, не торгуясь (!), усаживаются в «таксо». Оно, по нашим меркам, смехотворно смешное - от 1 до 2 тысяч тугриков, в рублях - от 25 до 50. Это поражает, учитывая, что бензин в Монголии стоит дороже, чем у нас. При перерасчете на наши деньги цена 1 литра 92-го составляет порядка 40 рублей и выше.

Поэтому при въезде в Монголию советуем основательно заправиться еще на российской стороне, возле Кяхты. Вообще Дархан – это город контрастов. С одной стороны, красивые площадки отдыха, кольцевые развязки и дорогие машины. С другой - бараньи шкуры на обочинах, мусор во дворах из-за отсутствия урн. По тротуарам разгуливает молодежь, то одетая в супермодную одежду с айфонами, то облаченная в дешевые пуховики.

Пошарпанные «советские» пятиэтажки и рядом здания банков и торговых центров из стекла и бетона. Странно, что в банках Дархана трудно поменять рубли на тугрики. А в торговых центрах практически нет национальной продукции. На прилавках бутиков «засилье» Южной Кореи и Китая. Кое-где монгольский товар есть – развешаны «кашемир», кожа, изделия из верблюжьей шерсти, носки и перчатки из шерсти яка, ковры, войлочные сапоги и тапочки. Но стоимость вещей почти такая же, как в Улан-Удэ.

В Дархане почти нет сувенирных лавок, где можно было купить туристическую безделушку. Лишь в одном бутике увидели магнитики. Но цена «кусается» – за магнит попросили 15 000 тугриков (почти 400 рублей). Возможно, это потому, что в Дархан почти не ездят европейские туристы. Зато национальный товар можно обнаружить в продуктовых супермаркетах. Тут можно увидеть знаменитую тушенку, сухой творог, боовы, колбасы.

Обед по-монгольски

Закусочных, где можно отведать настоящей монгольской еды, в городе не так уж и много. Кафе есть. Но на поверку большинство из них являются пивными забегаловками. Ассортимент соответствующий: пиво (отметим, что недорогое) и закуски. Правда, чая подают много. Закажешь стакан, а принесут огромную кружку.

Есть у монгольских пивных еще одно коренное отличие. Почти все они – бары-караоке. Видимо, монголы очень любят петь. Кстати, зайдя в один из ресторанов мы услышали из кабинок мощное разноголосое пение. Настоящую монгольскую кухню нашли уже на выезде из Дархана. Отметим, что сервис неплохой – тут же выделили кабинку, принесли меню с картинками, что сделало выбор доступным делом.

А когда принесли, ахнули. Блюда были не просто большими. Они были огромными! Одному весь этот продуктовый ассортимент, включающий в себя гору обжаренной баранины, монгольских поз, чебуреков, салата и картофеля, съесть невозможно. Так что, зайдя в ресторан, заказывайте одно блюдо на двоих или даже на троих. Есть еще один хороший момент – огромные порции стоят невероятно дешево!

«Дьюти фри» на замке

Обратный путь занял порядка полутора часов. Расстроило то, что магазин беспошлинной торговли Duty free shop работает лишь до 18.00, хотя вроде должен круглосуточно. Впрочем, на нашей стороне и такого магазина нет. В целом монгольский КПП встретил дружелюбно и, даже можно сказать, расхлябанно. Нам предложили самим открыть ворота и не забыть «закрыть за собой дверь». Что мы и сделали, собственноручно «открыв и закрыв» для себя границу.

А вот российский КПП отнесся к нашему возвращению серьезно. Опять досмотр, бегающие служебные собаки, вопросы, свет фонарей и строгая пограничница. Удивилась она и нашему короткому визиту в Монголию.

Какова цель визита была? Вы что, туда обедать ездили? – с нескрываемым любопытством спросила она.

Честно говоря, так оно и было. Всего общий досмотр и проверка заняли у нас полтора часа. Но, подчеркнем, это был рабочий день 14 ноября. Вторая редакционная машина, которая возвращалась позже, угодила под жесткий досмотр.

Мы простояли на КПП девять часов. Очередь была на выезде с территории Монголии, - рассказывает наш фотограф Марк Агнор.

Город перспектив

Пока итоги таковы: сейчас Дархан абсолютно не готов к приему туристов. В городе мало торговых центров. Товар исключительно такой же, что на дешевых улан-удэнских рынках. Есть вещи качественные, но и цена на них высокая. Пока ехать за товаром в Дархан резона нет. Удивило неумение продавцов торговаться. Тут не встретишь скидок, монголы называли цены и тут же теряли интерес к покупателю.

Еще одно предупреждение для тех, кто намерен поехать в Дархан. Там почти не говорят на русском. Английский не понимают. Кстати, в этом, говорят, отличие Дархана от Улан-Батора. В монгольской столице вас иногда поймут, в Дархане – нет. Поэтому учите бурятский, ибо в прошлой поездке нашему журналисту Аревик Сафарян весьма пригодились даже школьные уроки бурятского. Хотя бы знайте счет, чтобы понять цену. Цифры на бурятском и монгольском почти не отличаются. Или берите с собой переводчика.

Пока плохо развита в Дархане система общепита. Нам пришлось довольно долго шастать по улицам, пока, наконец, не нашли приличный ресторан с настоящей монгольской кухней. Говорят, имеются различные историко-культурные памятники. Но они где-то за городом. Добраться до них не удалось. Таким образом, Дархан пока мало чем может обрадовать туристов из России. Но уверены, что такое положение дел будет недолгим. Нынешний Дархан, сейчас напоминающий Улан-Удэ конца 90-х, скоро преобразится.

Вот уж какая граница на замке в полном смысле этого слова, так это в Монголии.

Закладывайте на прохождение границы от 4 до 24 часов..., - предупреждают и пугают многочисленные туристические ресурсы.
- У них все через ж...., пограничники по-английски не говорят и не понимают, постоянно требуют какие-то дополнительные документы, и каждый день алгоритм прохождения границы отличается от предыдущего.
Наши друзья пересекали границу в этом же месте за неделю до нас и простояли здесь чуть ли не сутки. Монголы довели их до белого каления, поставив сначала не тот штамп и не там, а затем отказываясь пропускать ребят на основании того, что у них не там стоит не тот штамп...
В общем, выехав из российского пункта пропуская в Кяхте, мы настраивались на "монгольское веселье"...

Въезд на территорию монгольского пункта пропуска. Граница, как видите, и правда на замке.


2. Мы проходили границу в субботу в 9 утра и машин в это время совсем немного.
Как только вы попадаете на территорию пункта пропуска, к вам тут же подходит женщина в униформе со словами на очень плохом русском:
- Сто рублей давай...
Вот так! Не успели въехать, тут же требуют 100 рублей. А с другой стороны от будки на въезде кричит другой человек в форме:
- Вадителя, сюда иди на....
Я даю тетке 100 рублей, наш водитель Иван идет на зов пограничника...

3. Взамен 100 рублям женщина выдает мне вот этот корешок-квитанцию.
Ни автомашины марк, ни автомашины дугар, ни зорчигчийн тоо не заполнено. Только сумма 1172 тугрика, что приравняли примерно к 100 рублям.
Как выяснилось позже, это... карантинный сбор. Подозреваю, что всем подряд машинам платить его не нужно, ну да ладно. Не такие уж и большие деньги 100 рублей.

4. Водителю же выдают талончик на прохождения таможенных и пограничных процедур, в котором номер машины указать не поленились и даже поставили печать.
Этот талончик у нас заберут через 10 метров около здания пограничного контроля.

5. Подъезжаем к зданию, где таможенники осмотрят машину и багаж, а мы в
это время будем проходить обычные пограничные процедуры подобно тем, которые проходим в аэропорту.
А здесь несколько десятков человек метут дорожки огромными метлами...
- Вот почему границу проходят по 24 часа, - шутит Максим, - сначала всех отправляют подметать границу)
Подметать границу нас, конечно, не отправили....

6. Пограничный контроль один в один как в аэропорту. Нужно заполнить миграционную карту и декларацию о наличии товаров, подлежащих обязательному декларированию (даже если такие товары вы не везете).
Обязательно возьмите с собой ручку, т.к. здесь вам ее никто не даст.
У нас не было, и когда мы спросили пограничников о ручке, те лишь равнодушно пожали плечами, продолжая увлеченно смотреть в экран смартфона. Вернулись к машине искать руку, но... монгольские таможенники крайне негативно восприняли наше желание открыть дверь машины, которую они осматривают и что-то там взять.
Ручку отбили с боем и вернулись заполнять декларации...

7. Дальше штамп прямо в центре пустой странички в середине паспорта при наличии страничек со свободными местами для штампов и проход через отчаянно пищащую рамку.
Человек в пиджаке даже не подумал оторваться от своего смартфона.
Ну и ладно, мы не стали возражать.
Выходим с другого конца здания и возвращаемся к нашим машинам, стоящим в его начале. Их уже осмотрели и просто лениво махнули - проезжайте, вернув талончик с отметкой.

8. В следующий раз нас останавливают около здания налоговой службы.
Нужно заплатить транспортный налог и купить страховку.

9. Налог 10500 тугриков за машину (чуть больше 300 рублей)

10. А вот страховка дороже - около 1800 рублей за машину.
Кстати, фамилия по-монгольски звучит "жопоочийн")

11. Пока оплачиваем страховку, прямо на территории пункта пропуска, перед самым шлагбаумом, к нам подходит сомнительная личность в трениках и кепке с предложением:
- Рубли давай...
Спрашиваем, зачем ему наши рубли?
- Ну тебе тугрик нужен? В Монголии без тугрик плохо.
Объясняем, что нам хорошо и без тугрик и мы уже поменяли деньги в банке.
Гопник-меняла тут же изобразил на лице сильное огорчение и пошел... за территорию пункта пропуска.
Естественно, шел он как у себя дома. Никто из пограничников даже внимания на него не обратил. В общем, граница на замке).
За нами закрывают скрипучие железные ворота с цепочкой и навесным замком, и мы отправляемся по одной из трех (!!!) асфальтных дорог Монголии в ее столицу...
А в обратную сторону уже стоит небольшая очередь машин. Монголы едут в Россию за запчастями, различными товарами и даже продуктами, забивая свои машины под самую крышу.

Теперь прямо в моем блоге можно быстро забронировать отель или купить авиабилеты

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:



Прошло уже пять месяцев, как мы вернулись из нашего большого путешествия. Думаю, что фотографии за это время уже успели "настояться", а значит - настало время поделиться ими с читателями этого блога. Под катом - рассказ про переход границы и наш первый день в Монголии!

2. 24 июля. Утром мы выехали из поселка Кош-Агач (эдакой Мекки алтайского туризма) в сторону населенного пункта Ташанта - последнего оплота цивилизации перед границей с Монголией.

3. накануне показался нам весьма оживленным, а вот после Кош-Агача трасса была совершенно пустой и безлюдной.

4. Рельеф начинает меняться, а горы становятся все выше и красивее, как бы говоря о том, что скоро мы окажемся в совершенно другой стране. Два года назад, помнится, после изнурительного пятидневного перегона по России и Казахстану перед нами точно так же появлялись хребты киргизского Тянь-Шаня, и на нас вновь нахлынуло это чувство - вот она, та самая мечта, куда мы очень давно хотели попасть, и теперь мы уже совсем рядом!

5. Усталость после долгого пути начала отходить на второй план, а глаза просто отдыхали, созерцая открывающиеся с каждым километром просторы.

6. Впрочем, впереди была граница двух стран, и мы все равно еще немного нервничали. Дорога постепенно начинала набирать высоту, а по краям проезжей части появилась желтая разметка. Но мы здесь фактически все равно были одни, так что никто не видел наше небольшое нарушение ПДД. :)

Перед самой границей к нам подъехала легковушка с иркутскими номерами, водитель и пассажиры которой были очень удивлены и расстроены, что в Монголию, оказывается, в то время нужно было получать визы - они хотели немного "срезать" и вернуться домой в Иркутск по кратчайшему пути, пройдя границу, но не получилось. :) Уж не знаю, насколько больше внезапно стал их маршрут, но глядя на карту мира, мне кажется, что петлю так тысячи на две километров им пришлось сделать - очень сомневаюсь, что из машина прошла бы Бугузун, а больше там, вроде как, дорог в ту сторону нет...

Российскую сторону прошли очень быстро, буквально за 20 минут. Проверка виз в паспортах, транспортный контроль, досмотр машины, паспортный контроль, до свидания. На вершине перевала (кстати, высота на этой фотографии ровно 2500 метров, о чем нам с непривычки дало знать легкое головокружение) российские пограничники в последний раз проверяют визы и выпускают на нейтральную территорию.

7. Россия остается позади, ну а перед нами (в прямом и переносном смысле) - микроавтобус с казахскими номерами, в нем сидели 15 казахов, а на крыше ехали их вещи.

8. С перевала следует затяжной спуск вниз, на котором нам все же удается их обогнать. Вдалеке виднеется монгольский пропускной пункт.

9. Французы, участники благотворительного ралли Лондон - Улан-Батор. Цель - доехать на своей машине до монгольской столицы, продать там машину и отдать деньги на благотворительность. Я вроде бы читал, что по правилам ралли надо ехать на легковушке с маленьким объемом двигателя (кажется, менее полутора литров), но французы решили пройти путь на микроавтобусе.

Как и всякие законопорядочные европейцы, они по незнанию остановились в нескольких метрах перед закрытыми воротами (мы как раз умудрились попасть в обеденный перерыв пограничников с 14 до 15 часов). Что сделают казахи, догнавшие нас буквально через полминуты? Правильно, объедут всех и встанут первыми, уперевшись в ворота бампером! Все в порядке вещей. Здесь Азия.

10. Погода в горах очень быстро меняется. Только что светило солнце - и вот внезапно пошел дождь с градом, от которого пришлось прятаться в машине. А через 10 минут снова выглянуло солнце!

Обсуждаем с французом и казахами предстоящий маршрут. Француз говорит по-английски, вставляя французские слова, когда затрудняется. Казахи говорят по-казахски и немного по-русски. И при этом все друг друга понимают!

11. За нами тем временем наблюдал местный житель.

Проходили около часа. Вначале заполнили миграционные карты, благо что анкеты были на английском и монгольском. Помогли французам с заполнением, так как "монгольский вариант английского" был чем-то похож на "русский вариант английского" (извиняюсь за тавтологию), который французы местами не понимали. Дальше заполняли разрешение на временный ввоз транспортного средства, так как выходить из страны собирались в другом месте (через поселок Ханх) - без этого нас бы не выпустили на своей машине.

Пока нашли всех чиновников, пока поставили все печати. Французы везли машину на продажу, для этого им нужны были еще документы, немного помогли с заполнением и общением с таможенниками. В общем, было весело.

В этой поездке я также начал вести дневник, стараясь каждый день записывать в него наиболее запоминающиеся моменты. И вот, благодаря дневнику, я вспомнил еще одного персонажа, которого мы встретили на границе.

В общем, как бы это попроще сказать... Коротко стриженый русский парень немного "тревожного" вида с паспортом гражданина Республики Казахстан (!) ехал (по его словам) из Москвы к другу в Улан-Батор (!) на новеньком черном Лэнд Крузере 200 (!) с очень "непростыми" ПИТЕРСКИМИ номерами (!), а машиной он управлял - внимание, апофеоз ситуации - ПО ДОВЕРЕННОСТИ! :)))

Наши погранцы его выпустили, а вот монгольские от такого расклада, мягко говоря, были поражены. Пришел какой-то их начальник, выслушал весь рассказ и начал орать что-то вроде "бл#, да ты же ее в Улан-Баторе продать хочешь!!! ". На что парень скромно ответил: "да не, я к другу на пару недель в столицу отдохнуть еду... Ну а че, все ведь так ездят ! ".

Забыл сказать - крузак был нетонированный, багажник абсолютно пустой, а единственным багажом "отдыхающего" была маленькая черная сумочка для документов и бумаг, висящая на плече...

12. В общем, не знаю, чем там кончилось с ним дело, так как нас выпустили, а его оставили на КПП. Сразу после границы в маленьком домике покупаем у дедушки-монгола, плохо говорящего по-русски, местное ОСАГО за 1100 рублей (к счастью, рубли они принимают на границе), попутно меняем часть наличных денег на местные тугрики.

Два с половиной месяца назад, в начале мая мы были в Казахстане, стояли на урочище Босжира и наблюдали звездопад. Одним из моих желаний, загаданных тогда, было "оказаться в Монголии". Что же, должен признать в очередной раз - звезды все-таки умеют исполнять желания, и иногда даже существенно быстрее, чем ты ожидаешь в тот момент, когда его загадываешь!

13. Ну вот мы и здесь. Здравствуй, Монголия!

14. Буквально через пару километров от границы начинается отличный асфальт, ведущий практически до самого города. Многочисленные заборы и смотровые вышки (вроде той, что виднеется возле правого края на фото) как бы намекают, что мы все еще в пограничной зоне.

15. А Дэф тем временем радостно проглатывает километры гладкого асфальта, еще даже не подозревая, сколь "веселые" дорожки ждут нас впереди...

16. Фактурное небо, идеальный горизонт, необычные столбики ручной работы - в этой фотографии прекрасно всё!

17. Дорога вскоре привела нас в Баян-Улгий - центр одноименного "аймака" (области) и единственный оплот цивилизации на сотни километров вокруг. Город довольно большой по местным меркам.

18. Движение тут не очень интенсивное. При въезде в город эта машина начала мигать мне фарами чуть ли не с другого конца улицы. Я уже и скорость снизил до минимума, и лишний раз убедился, что мы с Юлей пристегнуты, и вокруг двадцать раз осмотрелся. Оказалось, что водитель просто захотел с нами поздороваться - остановился, помахал рукой и поехал дальше...

19. А здороваются с тобой тут все поголовно, и это нам очень напомнило Киргизию.
Ну и внимание на голубой "приус", который виднеется за столбом. Оказывается, один из пограничников уже отзвонился кому следует по поводу двух "руссо туристо", и нас в этом городе уже ждали...

Как я уже писал ранее, из Москвы я выезжал примерно с такими мыслями:

"И вот я еду по трассе. Почему-то один. В другую страну, где почти никто не говорит по-русски. У меня есть навигатор, чужой трек и отмеченные на карте точки. А единственный план на тот момент - проехать 5 000 километров, чтобы где-то в незнакомом городе найти человека по имени Мурат, который и подскажет нам, как быть дальше... "

20. Собственно, следующим пунктом нашего плана было купить сим-карту и позвонить по номеру, который Евгений john_59 прислал мне когда-то по почте. Но сделать этого мы не успели, так как Мурат сам нашел нас раньше, чем мы его. Убедившись, что это тот человек, которого мы искали, отдаем ему свои паспорта и документы на машину. После этого нам остается только следовать за белым кроликом ехать за голубым "приусом".

Мурат... Если ввести в поисковик слова "Баян Ульгий Мурат", то, оказывается, можно найти много интересного... В общем-то, наверное, все путешественники, которые посещали Монгольский Алтай, так или иначе сталкивались с этим персонажем. :)

Если бы я ехал в те края сейчас, то заранее сделал бы для него ксерокопии нужных документов (они требуются для изготовления пропусков в погранзону), а после этого отправился бы в гостиницу в центр города, где ночевка вдвое дешевле и есть горячий душ. Но опыт - это такая вещь, что чужого часто не хватает, а свой порой дается весьма непросто... В посте с я постарался обо всем этом рассказать.

Ну а на тот момент мы вдруг оказались "посередине нигде" и без каких-либо документов, что в целом добавляло ситуации пикантности. Так что мы решили просто расслабиться и будь всё как будет. А напоследок покажу немного инстаграмных карточек:

"Прежде всего мы попытались купить симку, чтобы позвонить человеку по имени Мурат, который занимается оформлением пропусков в погранзону. Симку купить не успели, так как Мурат нашел нас сам... Отдали ему паспорта и документы. Судя по его глазам, ему можно верить. А еще он обещал угостить нас монгольской водкой... "

"Этот роскошный коттедж в центре Баян-Улгия мы сняли на сутки за смешные деньги. До удобств только идти далековато... "

"Интерьер нашего жилища. Просто, стильно, молодежно! "

Впоследствии мне пришлось констатировать, что решение "забухать с местными " оказалось стратегически неверным... Но хозяин дома был весьма настойчив ("ты же уважаешь мою семью? "), жена угостила какими-то нереально вкусными мантами (горячие, тонкое тесто, нежнейшее мясо и вкусный сок - никогда таких не ел), у его дочери - какое удивительное совпадение - оказался день рождения (пришлось подарить ей 200 рублей в местных тугриках, чему Мурат был несказанно счастлив), ну а водки за столом вначале было меньше половины бутылки - в общем, как говорится, ничего не предвещало.

Еще примерно через час:

"Монгольской водки оказалось недостаточно, так что нам пришлось съездить за добавкой на древнем прульном приусе, которым управлял несовершеннолетний сын Мурата. После чего хозяева дома начали петь монгольские песни для своих гостей... "

Видя, что ситуация плавно начинает выходить из-под контроля, я объяснил Мурату, что мы очень устали с дороги, и нам надо лечь спать в 10 вечера, чтобы наутро встать в 8. Мурат пообещал, что именно так все и будет, что он встанет на час раньше и быстро оформит нам пропуска в погранзону.

Я сам водку не особо люблю, так что мы с женой пили российское пиво, привезенное с собой через границу. Мурат фактически в одно лицо выпил полторы бутылки водки, периодически "стреляя" у нас по банке пива ("а что, я все люблю, что мне предложат! ") и запивая им водку. Единственным плюсом (огромным, надо сказать) было то, что он не становился агрессивным от алкоголя (вспоминаем рассказы друзей про пьяных алтайцев и тувинцев), иначе нам бы просто пришлось заводить мотор и мчаться ночью обратно к границе...

Ну и еще какое-то время спустя:

"В левом верхнем крае кадра можно увидеть шкаф, на котором стоит коробка из-под миксера. Именно оттуда жена хозяина под всеобщие аплодисменты достала заначку, когда вся купленная монгольская водка кончилась. Разговор плавно сменился на события в Украине. С нетерпением ждем, что же будет дальше... "

А дальше на шум подтянулись какие-то соседи, знакомые, знакомые знакомых, Мурат вроде бы незаметно подливал женщинам водку в вино, всем было весело, все пели песни, мы, так сказать, сполна хлебнули местного колорита, стараясь при этом оставаться трезвыми.

Ближе к полуночи начались интересные рассказы вроде "а три года назад мой знакомый турист он немец и жестко изнасиловал мою соседку в этой комнате вот прям здесь где ты сидишь ", все присутствующие вокруг нас понимающе кивали, а жена у меня человек впечатлительный... В общем, мне пришлось встать и объявить всем, что вечеринка закончена.

- Денис, ну че ты как не мужык?
- Мурат, иди нах, нам вставать завтра рано.

Вытолкал всю компанию на улицу, дав им на прощание несколько банок пива. Женщины быстренько убрали все со стола, после чего вечеринка плавно перешла в соседний дом. Я сбегал в Дэф и принес железяку, с которой мне почему-то в той ситуации было спокойнее, после чего мы заперлись в нашем элитном бунгало и легли спать. Соседи гуляли почти до утра.

Вот таким вот оказался наш первый день в Монголии...

Точки съемки
Посмотреть все фотографии на

Между Российской Федерацией и Монголией . Практически полностью сухопутна.

Общая протяжённость границы составляет 3 485 км, в том числе 2878,6 км сухопутной, 588,3 км речной и 18,1 км озёрной . По длине уступает только российско-казахстанскому и российско-китайскому участкам.

Современные очертания граница приобрела 29 декабря 1911 года , когда Монголия получила независимость от Цинской империи. До этого она была частью границы между Российской и Цинской империями . В настоящее время с Монголией граничат 4 субъекта РФ: Республика Алтай , Тыва , Бурятия и Забайкальский край . Значительная часть границы проходит по малонаселенной и труднодоступной местности. Главной проблемой на российско-монгольской границе, особенно на её тувинском участке, являются угон скота и контрабанда мяса .

Пункты пропуска

Напишите отзыв о статье "Российско-монгольская граница"

Примечания

Отрывок, характеризующий Российско-монгольская граница

Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.