Перелеты

Внутрь мечети. Архитектура первых мечетей

Внутри стены мечети украшены стеклом и драгоценными камнями.

Знаете где находится эта мечеть?


Мавзолей Шах-Черах (перс. شاه چراغ, англ. Shah Cheragh) - одна из достопримечательностей г. Шираз

Усыпальница братьев Ахмеда и Муххамеда, сыновей Мусы аль-Кадима. Также мавзолей используется как мечеть и является местом настоящего религиозного паломничества для мусульман-шиитов. Мавзолей расположен в городе Ширазе.


"Шах-Черах" переводится с персидского как "князь света". Мавзолей был построен в четырнадцатом веке и с самого дня своего основания превратился в святыню. Сейчас это самая известная и популярная достопримечательность Шираза, а кроме того - одно из красивейших зданий во всем городе. Шах-Черах официально признан важным историческим памятником и внесён в список культурного наследия Ирана.

Снаружи эта мечеть-мавзолей выглядит вполне обычно - привычный для Шираза архитектурный стиль сочетается с традиционной мозаикой, использованной для оформления стен. Однако интерьер мечети просто невообразимо красив! Внутренние стены богато украшены кусочками стекла, драгоценностями и серебряными пластинами, а купол полностью покрыт зеркалами и цветным стеклом, поэтому в народе за Шах-Черах прочно закрепилось название "Зеркальная мечеть".

Во внутреннем дворике мы чувствовали себя как минимум неуместно и немного растерялись. Но тут к нам подошел таксист, который решил не бросать нас в беде. Он показал нам, где лежат "прокатные" комплекты чадр. Мы сняли обувь, замотались в тряпки и вошли внутрь. И только и могли сказать: уау!

Красота была столь великолепна, что впечатливший нас тремя днями ранее тегеранский Green Palace нервно курил в углу. Сначала мы немного стеснялись, но потом начали фотографировать, ибо только полюбоваться и уйти было бы преступлением по отношению к тем, кто там не был.

Внутри царило полное умиротворение. Очень много людей просто сидели на полу и смотрели на красоту вокруг. Кто-то, конечно, молился или читал Коран. И никто нас оттуда не погнал. Наоборот. Подходили женщины и просили нас сфотографировать на свои фотоаппараты их маленьких детей. Бездетные просто говорили уже традиционную для нас фразу "Welcome to Iran!"

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам - главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба - святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина - 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень - самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило - в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф - ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень - это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены - Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева - неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек - Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза - исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба - дом Бога, и совершали к нему паломничества.

Благодаря этой святыне прославилась Мекка - ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, - источник пресной воды - Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом - Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила - родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс - вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них - иудеи, а также ханифы - праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю - в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня - это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м - потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом - кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола - Хубала - он привез из Сирии. Курайшиты - еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала - божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые - при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу - это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида - железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман - Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин - произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) - вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства - Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

Зелёный купол (Купол Пророка)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

Храмовая платформа

Мусульмане большое внимание уделяют построению мечетей, а мастера любовно выкладывают мозаику, сооружают высокие, сводчатые потолки, покрывая их росписью и каллиграфией, изготавливают ковры, которыми устилают полы мечетей. Какие образцы мусульманского искусства можно встретить, зайдя внутрь?

Для начала перечислим основные составляющие большинства современных мечетей мира. Зайдя в мечеть, вы непременно отправитесь в молитвенный зал, устланный коврами, иногда пол покрыт камнем, гипсом, или он просто земляной.

Некоторые из пришедших сначала воспользуются комнатой для омовения (вуду) - в них расположены общественные туалеты, душевые кабины, умывальники. Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого комнат, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых «хаузами».

В молитвенном зале вы можете увидеть михраб - это ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму. Она должна указывать молящимся направление, куда обратить молитву, - киблу. Михраб зачастую украшают каллиграфическими надписями или орнаментами.

Внутри мечеть может быть украшена и орнаментом, и каллиграфией, а ещё арабесками и мозаикой; позже стали использоваться цветные витражи и изразцовые панно, резьба по дереву и бронзовые светильники - например, всё вышеперечисленное украшало мечети Шах-Заде, Сулеймана I и Селима I. Мы писали уже о том, что в изобразительном искусстве ислама преобладает орнамент, отличающийся разноцветьем красок и разнообразием узоров. Он может быть представлен в резьбе по камню, металлу, глине, в тонких рисунках капителей, в резных дверях и панелях стен, в застывшем алебастре, в мелкой тонкой пластике.

Часты в архитектуре мечети колонные залы, купола больших размеров и стрельчатые арки, мраморная облицовка и мозаика. В 8 в. купольную форму заменяет колонная; колонны, расположенные поперек направления к михрабу, создают впечатление сложного и насыщенного пространства (храм в Кордове, 8-10 вв., имел первоначально 1393 колонны). Широко использовались подковообразные арки, подчеркивающие динамичность конструкции.

Внешне мечеть могут украшать цветные изразцы, их ещё называют иранскими, они часто использовались для облицовки мечетей и медресе. Поверхность изразцов иногда заполнялась айатами (стихами) из Корана. На них также, чаще всего, встречается растительный орнамент. Исключительно разнообразие изразцовых наборов; в их укладке использовался принцип мозаики. В напольных же мозаиках встречаются пейзажные и архитектурные мотивы.

Ещё один элемент мечети - минбар. Минбар - отличительный признак соборной мечети, это кафедра, с которой имам-хатыб (лидер местной общины, чья обязанность - произносить проповеди - хутбы) произносит пятничную проповедь; у минбара есть аналог - амвон в раннехристианской и византийской базилике. Первым минбаром, с которого читалась проповедь, был срубленный ствол финикового дерева в мединской мечети. В 628-629 гг. пророком Мухаммадом был установлен новый минбар, сделанный из дерева и состоящий из двух ступенек и места для сидения. С IX века минбар стал приобретать форму высокой трибуны с деревянным навесом. К такому минбару ведет лестница с перилами и порталом, либо дверцами. Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня. Их декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных породам дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом. Некоторые минбары чрезвычайно высоки и имеют 5, 7, 9 или ещё больше ступенек.

У большинства мечетей есть минарет. Минарет - башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

В настоящее время происходит переосмысление исламского архитектурного наследия. Люди строят мечети по прежним образцам, используют всё те же приемы, но уже не встретишь ручной работы, обычной в прежние времена: сейчас широко используются современные материалы и техника, позволяющие за короткое время создавать гигантские, часто радиофицированные сооружения. Их внешние формы и внутреннее убранство щедро заимствуют идеи и решения великих мастеров прошлого, добавляя к ним элементы современной эстетики. Бетон, стекло, пластик и металл заменяют кирпич, изразцы и глазурь; при этом незыблемыми остаются основные канонические принципы исламского искусства.

И во времена становления этим термином называли место , подразумевая любой ритуально приемлемый участок земли.

Главной мечетью считается заповедная мечеть в (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня - . В каждом исламском городе существуют «соборные» мечети, служащие для больших коллективных молений в , а также квартальные мечети, мечети при , на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах.
Первая мечеть была построена сразу после в предместье Ясриба () в середине 623 г. рядом с домом . Это была очень просторная мечеть, где проводились преимущественно пятничные молитвы. Однако, согласно тексту Корана, мечеть не является необходимым условием для совершения этого культового действия: весь мир, данный верующему человеку во владение, годится для того, чтобы почитать .
После завоевания Мекки в 630 г. Кааба и окружающий ее двор тоже были превращены в мечеть. После этого мечети стали возводить во всех мусульманских городах.
Начиная с 7 в. сосуществовали два типа мечетей: частные молельни и мечети, предназначенные для всей общины, в них по пятницам проводились коллективные моления, выполнявшие не только религиозную, но и важную политическую функцию. Чаще всего на русский язык словосочетание masdjid djami’ переводится как «большая» или «соборная» мечеть.
В первые века ислама правители или наместники широко использовали мечеть: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция мечетей ослабевала. Однако и по сей день они продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман.

Архитектура мечетей

Что касается архитектурных особенностей, то устойчивая планировочная структура закрепляется за мечетями лишь с 16 столетия. Однако надо учитывать, что мечети, возводимые на периферии мусульманского мира (в , ), в большинстве случаев представляют собой относительно недавние постройки, архитектурный облик которых сложился не столько под влиянием ислама, сколько под воздействием местных строительных традиций.

Внутреннее убранство

В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты мечетей определились в конце 7 в. Большинство мечетей имеют один или несколько - башен, с которых провозглашается призыв к молитве (). В молитвенном помещении находится - ниша, указывающая направление на Мекку, к которой молящиеся должны повернуться лицом. Около михраба устанавливается кафедра проповедника - . Пол мечети и ее двор обычно устилаются коврами. При каждой мечети должен быть естественный или искусственный водоем для ритуального . Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. Во многих мечетях размещаются книгохранилища. Некоторые мечети совмещены с усыпальницами.

Многие мечети содержатся на средства общины, но есть и такие, что существуют за счет вакфов или государственные субсидии. В исламе нет , но с первых дней существования мечетей в них трудились известные странствующие проповедники (куссас), выполнявшие также роль наставников, толкователей Корана и учителей. Со временем в больших мечетях появляется предстоящий на молитве, . Он мог состоять в штате мечети и одновременно выполнять обязанности казначея. Во многих мусульманских государствах организацией и поддержанием мечетей ведает аппарат чиновников; они же назначают имама. Кроме имама, в мечетях есть еще одна значимая фигура - му’аззин (), человек, созывающий верующих на молитву.
Служители мечетей - имамы, хатыбы, муэдзины - не обладают святостью и благодатью (как, например, христианские священнослужители); они выступают лишь как организаторы ритуала.

Требования к посещению

От верующих на молитве требуется , перед входом в мечеть принято снимать обувь.

На Западе

Образцом для мечетей, строящихся по всему миру по мере распространения ислама, служил масджид, сооруженный в Медине рядом с домом Мухаммада. Архитектурный стиль мечетей зависел от эпохи и от региона, в котором они возводились. Иногда мечети строили похожими на церкви, крестообразными в плане. В разных странах под воздействием местных эстетических воззрений, архитектурных и строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей. В Америке мечети обычно возводят в строгом ближневосточном стиле, чтобы они выделялись на фоне молитвенных зданий других конфессий, привлекая внимание верующих. Однако в ряде сообществ из-за стесненности городской застройки можно встретить мечети в многоквартирных домах, в складских помещениях, в помещениях, предназначенных для магазинов, что соответствует практике организации церквей и синагог.
Следует отметить, что в мечетях нет специального обряда освящения молитвенного дома, и здание может использоваться по другому назначению, если не служит больше мечетью. Многие американские мечети не только служат местом общей молитвы, но и выполняют функции исламских общественных центров, где есть помещения для кухни и банкетные залы для празднования событий, связанных с обрядами жизненного цикла.

ПОСЕЩЕНИЕ МЕЧЕТИ

Для посещения мечети следует соответственным образом одеться. Мужчинам также полагается быть выбритыми, причесанными и опрятными. Мусульманам запрещено посещать мечеть в легкой одежде - рубашках с короткими рукавами или шортах. Женщина, проявляющая уважение к мусульманским обычаям, перед посещением мечети облачится в длинное одеяние, скрывающее руки и ноги, а на голову повяжет косынку или платок. Одежда мусульманок всегда скромна - прозрачные, обтягивающие или слишком короткие одежды совершенно неуместны, так же, как и излишек макияжа и парфюмерии.

И мужчинам, и женщинам, посещающим мечеть, полагается знать, что при входе им придется снять обувь, а в самом здании, вероятно, придется сидеть на полу.

Любая мечеть может иметь два входа - один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.

При входе в мечеть и мужчины, и женщины снимают обувь и ставят ее на специально предусмотренные для этого полки. (Если в мечети ожидается слишком большое собрание верующих, разумно будет захватить свою обувь с собой в пакете, чтобы избежать раздражающей давки после молитвы.) В мечетях, часто посещаемых туристами, за обувью следует внимательно присматривать, однако в маленьких местных мечетях за сохранность обуви можно не беспокоиться.

Снимать носки, чулки или колготки не обязательно, но благовоспитанные люди должны прежде всего убедиться в том, что их носки чисты, свежи и без дыр. Мусульмане, совершающие омовение пять раз в день, весьма чувствительны к разным посторонним запахам!

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА МЕЧЕТИ

Отличительной и самой яркой особенностью молитвенной комнаты является полное отсутствие украшений и меблировки. В мечетях нет ни скамеек, ни стульев. Все сидят на полу.

Живописные украшения или статуи также отсутствуют, ибо изображения живых существ исламом запрещены, как явно противоречащие духу единобожия. Вам не удастся увидеть каких-либо изображений Бога, ангелов или пророков.

Однако все это еще не означает, что мечети скучны и тоскливы. Многие из них удивительно красивы благодаря многокрасочным коврам, мраморным колоннам, узорчатым изразцам, витражам, причудливым подсвечникам, золоченым сводам, орнаментальной росписи коранических текстов и так далее.

Ковер в молитвенном зале зачастую расчерчен линиями для удобства совершения общей молитвы и упорядочивания большого числа прихожан. Огромный ковер лондонской мечети в Риджентс-парк, например, выткан узорчатыми квадратиками, напоминающими индивидуальные молитвенные коврики. Как бы то ни было, огромное количество мусульман, собравшихся на общую молитву, вынуждено располагаться очень плотно друг к другу и мириться с некоторыми неудобствами.

Михраб

Стена, обращенная к Мекке, известна как стена киблы . В этой стене располагается особо украшенная ниша, или альков, называемый михрабом . Это ни в коем случае не алтарь, хотя такая идея может зародиться в голове христианина. Михраб просто-напросто указывает направление в сторону Каабы и сосредоточивает ум мусульманина на мысли о Боге.

Возглавляющий молитву всегда стоит лицом к михрабу, который иногда называют "нишей света", символом Божественного Присутствия в сердце. Иногда михраб выполнен в форме раковины; створки раковины символизируют "ухо сердца", а жемчуг, содержащийся внутри нее, - "Божественное Слово".

Минбар

Справа от михраба устроен минбар - возвышение, с которого имам провозглашает проповедь хутбу. Подобное возвышение может быть очень простым и незамысловатым, а может быть и изысканнейше украшенным. Простейшей формы минбар представляет собой всего лишь пару покрытых ковром ступенек, ведущих на небольшой помост. Роскошные же и красивые минбары могут состоять из довольно высокого лестничного пролета, изысканно отделанного узорчатой резьбой.