Скидки 

Страна которая поставляет пресную воду в нидерланды. Голландия глазами очевидцев

Королевство Нидерланды , также нередко называемые Голландией (хотя это лишь одна из провинций страны), рождают множество разных ассоциаций: мельницы и тюльпаны, каналы и сыр, наконец, марихуана и кварталы «красных фонарей» – небольшое европейское королевство оставило изрядный след в массовой культуре и сознании. Страна очень популярна именно для экскурсионного туризма – ежегодно её посещают около 11 миллионов туристов, что немногим меньше её населения, и это при том, что своим климатом она едва ли способна кого-то привлечь. Зато это самая что ни на есть классическая Европа, с обширным архитектурным и культурным наследием, свободными нравами и спокойной жизнью, старинными городишками и живописными деревеньками. Каждый город способен влюбить в себя любого посетителя, все они имеют свою яркую индивидуальность, и каждый уголок Голландии способен предложить что-то новое.

Климатические зоны Нидерландов

Нидерланды полностью лежат в зоне умеренного морского климата, разница между областями минимальна из-за небольших размеров и равнинного рельефа. Можно выделить лишь одну существенную особенность – чем ближе к морю, тем мягче климат, в удалённых же от него провинциях перепады между сезонами чувствуются сильнее. Лето жарким не назвать, но и зима довольно теплая, практически в любое время года часты дожди и ветрено – отсюда и обилие ветряных мельниц. Едва ли не половина Голландии располагается ниже уровня моря, здесь в Северное море впадают три крупные реки – Рейн, Шельда и Маас, из-за чего уровень влажности воздуха высок круглый год.

Мягкость климата и малые перепады температур между сезонами вызваны близостью моря и ветрами, задувающими с его стороны, охлаждающими Нидерланды в тёплое время года, и наоборот греющими зимой – хотя при этом они всё равно довольно холодны, и зимние ветра могут быть крайне неприятными. Из-за этого же погода переменчива, она может меняться буквально раз в несколько часов. Солнечные дни – настоящий праздник, пасмурных здесь гораздо больше. Из-за всего этого сами голландцы склонены постоянно жаловаться на свою погоду, но это смотря с чем сравнивать! При всей пасмурности, прохладном и нестабильном лете, она всё же отличается мягкостью.

Чтобы попасть в страну вам потребуется Шенгенская виза. Если у вас её нет, то лучше начинать оформление минимум за три месяца до поездки. Гражданам Украины Шенгенская виза не требуется.

Туристические сезоны

Когда лучше всего посетить Нидерланды?

Продолжается туристический сезон круглогодично, ведь в первую очередь отдых в Нидерландах – это экскурсии, а для них здесь условия мало меняются что летом, что зимой. И всё же можно выделить высокий сезон – пик туристической активности, и низкий – когда она на спаде.

Высокий сезон

Он начинается с середины весны и длится до конца лета. Весна – пора цветов, и немало людей приезжают сюда, чтобы посмотреть на многочисленные цветочные выставки, проходящие по всей стране. Что до лета, то на этот период приходятся каникулы у студентов, составляющих немалую часть приезжающих, а у европейских офисных работников чаще всего именно в эти месяцы отпуск – и нередко они выбирают целью поездки именно Голландию, ведь это зимой тянет в тропики, а лето – самое время для поездок по Европе. Также в наиболее тёплые месяцы (июль и август) будет приятно совершить поездку по амстердамским каналам или даже вдоль всего голландского берега – а то и отправиться дальше, к берегам бельгийским и французским.

Низкий сезон

Если сентябрь ещё тёплый – его можно сравнить с июнем, то в октябре холодает и активность туристов угасает. Этот период продолжается вплоть до марта, за исключением рождественских и новогодних каникул, на которые приходится всплеск посещений. Отдых в низкий сезон обойдётся куда дешевле, при этом особенных неудобств, связанных с климатом, вы испытывать не будете – разве что небо постоянно будет хмурым, и дожди станут вашими постоянными спутниками – но так в Голландии круглый год.

Немало туристов стремятся попасть в Нидерланды именно в месяцы наиболее активного цветения, ведь королевство знаменито своими цветами, которые продаются во многих странах мира. Главная гордость голландцев – тюльпаны, и их цветение начинается в последних числах марта, а продолжается вплоть до конца мая.

Примечательные места Нидерландов

Именно во время цветения тюльпанов стоит приезжать в крупнейшие цветочные парки в стране – такие как Кёкенхоф, известный как «Сад Европы». Помимо тюльпанов здесь представлено и множество других цветов, таких как гиацинты, крокусы, нарциссы, лилии, герберы, розы, ирисы, орхидеи и другие. Но преобладают всё же тюльпаны – парк раскинулся на площади в 32 гектара, на которой разместилось 7 миллионов цветов – и 4,5 миллиона из них именно тюльпаны, относящиеся к сотне разновидностей! Помимо цветов в парке представлено множество деревьев, озёр, водопадов, каналов. Везде пролегают ухоженные дорожки, украшенные скульптурами, можно посетить ферму, павильон «Королевских шляп», чайный павильон, детский и так далее – развлекательная программа не даст заскучать. В конце апреля здесь можно застать «парад цветов», в ходе которого едут огромные цветочные платформы и проводятся выставки.

Помимо Кёкенхофа в Голландии ещё множество крупных садов, ведь цветы разводят по всей стране – в первую очередь стоит выделить сады Аппельтерна, Беннеброка и Лиссе. А если вы пропустили весенние цветочные выставки, то в начале сентября проходит ещё один цветочный парад, в ходе которого они перевозятся из Алсмера до Амстердама. Путешествие туриста чаще всего начинается именно с него, и вряд ли этот город вас разочарует: здесь прекрасная архитектура, множество каналов и мостов – всё это создаёт отличный образ города, по которому можно путешествовать часами, постоянно находя в нём что-то интересное. Больше всего достопримечательностей в старинном центре – от королевского дворца и до квартала красных фонарей, обосновавшегося здесь ещё в XIV веке – теперь это историческая достопримечательность.

Амстердам вместе с Роттердамом, Гаагой, Утрехтом, Лейденом и другими городами входит в Рандстад – крупную агломерацию, в которой проживает почти половина населения Нидерландов. Гаага – настоящая столица, именно здесь располагаются все органы власти и проживает монарх. Здесь можно найти множество архитектурных достопримечательностей – замков и дворцов, а ещё и морские пляжи, на которых летом будет приятно искупаться. Утрехт славится старинной архитектурой: колоритными средневековыми улочками, мостами и каналами. Вместе с Лейденом это университетские города со своей атмосферой. Ну а завершает черёд крупнейших городов агломерации современный Роттердам с клубами и магазинами.

Север страны куда менее густо населён и не облюбован туристами из-за рубежа, но сами голландцы любят отправляться сюда в короткий отдых на выходные, особенно популярна Фрисландия со своими островами и озёрами.

Южные провинции, такие как Лимбург или Северный Брабант, отличаются от центральных и северных укладом – они живут на «бургундский манер» и привержены католичеству. Здесь же можно найти умиротворяющие пейзажи: бескрайние поля с пасущимися стадами, деревушки и замки. Эти места словно сошли с открыток, настолько они умиротворённые и уютные, и за это их очень любят велосипедисты – действительно, очень приятно провести здесь несколько дней, просто катаясь на велосипеде по прекрасным лимбургским просторам.

Погода по месяцам

Март-апрель

Погода в эти месяцы не слишком-то тёплая: в марте в среднем 7 °C, в апреле всего на два-три градуса теплее. Зато природа расцветает с каждым днём! К концу марта начинается период цветения тюльпанов, после чего можно постоянно любоваться цветочными полями по всей Голландии. Радует апрельская погода и относительной сухостью – солнечными дни выдаются довольно-таки часто.

Май-июнь

В мае приходит летнее тепло – не то чтобы оно истинно летнее, скорее как раз-таки майское, то и в следующие месяцы существенно теплее в Голландии уже не станет. Продолжают цвести тюльпаны и другие цветы, а вот в июне их остаётся куда меньше. Погода становится стабильнее, насколько это возможно в Нидерландах, по крайней мере неожиданных заморозков уже можно не опасаться, но по ночам в мае всё ещё может быть холодно.

Июль-август

Пик тепла, когда можно купаться в море, но всё же погода остаётся переменчивой – внезапно может стать довольно прохладно. Очень часто идут дожди, а потому ясная погода становится настоящим поводом для радости. Зато жары уж точно не стоит опасаться: средняя температура составляет 20 °C, и даже тридцатиградусная жара – очень редкое явление.

Несколько вещей, которые необходимо сделать в Голландии: совершить прогулку на велосипеде, посвятив ей целый день; вживую посмотреть на поле тюльпанов; покататься по каналам; попробовать местные сыр и селёдку. Без выполнения всех этих пунктов можете считать, что вы здесь и не были!

Сентябрь-октябрь

Сентябрь даже чуть теплее мая, почти не отличаясь в этом отношении от июня, хотя к последней неделе может похолодать. Большую часть месяца стоит приятная погода, располагающая к экскурсиям, а вот в октябре уже может стать довольно холодно. Вернее сказать, дело не столько в холоде, сколько в ветрах и усиливающихся дождях, которые могут испортить поездку, если при этом окажется ещё и холоднее обычного. Зато осенние Нидерланды очень красивы.

Ноябрь-декабрь

В эти месяцы холодно, ветрено и слякотно. Средняя температура составляет 6-7 °C, но по ощущениям кажется, что холоднее. Стоит запастись тёплыми вещами, которые спасут вас от пронизывающих голландских ветров, и обязательно непромокаемой обувью – и тогда экскурсия может оказаться вполне приятной. А к концу года здесь открываются рождественские ярмарки, позволяющие весело провести праздники.

Январь-февраль

Если повезёт, то на новогодние каникулы может выпасть снег, но чаще всего стоят плюсовые температуры. Они не слишком приятны из-за того, что постоянно моросят холодные дожди, и потому холодные зимы в Голландии любят, ведь можно покататься на коньках по замёрзшим рекам.

Погода в городах и курортах по месяцам

Амстердам

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 6 6 10 14 17 20 22 22 19 15 10 6
Средний минимум, °C 1 1 3 5 8 11 12 12 11 8 4 2
Погода в Амстердаме по месяцам

Арнем

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 6 10 14 18 21 23 23 19 14 9 5
Средний минимум, °C -0 -1 2 4 8 10 12 12 10 7 3 0
Погода Арнем по месяцам

Гаага

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 6 6 9 13 17 19 21 22 18 15 10 7
Средний минимум, °C 1 1 3 5 8 11 13 13 11 8 5 2
Погода Гаага по месяцам

Гронинген

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 5 9 13 17 20 22 22 19 14 9 5
Средний минимум, °C -0 -1 1 3 7 10 12 12 9 6 3 0
Погода Гронинген по месяцам

Зволле

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 3 2 8 12 16 19 20 20 18 13 8 6
Средний минимум, °C 0 -2 2 4 8 12 14 14 11 8 3 2
Погода Зволле по месяцам

Маастрихт

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 6 10 14 18 21 23 23 19 15 9 6
Средний минимум, °C 0 0 3 5 9 11 14 13 11 7 4 1

Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, так Амстердам от затопления защищают многичесленные дамбы и плотины. Даже название города произошло от двух слов: Амстел и дам. Амстел - название реки, на которой расположен город, а дам обозначает в переводе «дамба». Стони лет голандцы отвоевывают у моря землю. Строительство на дефицитной земле становится очень затратным - болотистые почвы требуют забивать большое количество свай.

В сегодняшнем посте я расскажу об альтернативном виде жилья - домах на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

Небольшая предыстория про плавучие дома в Амстердаме.

В Голландии водные дома появились довольно давно, а распространились в прошлом веке. После второй мировой войны жилья катастрофически не хватало. В это время голландский флот модернизировался, и люди, лишенные «сухопутного» жилья, стали обживать старые списанные корабли, оказавшиеся на приколе. Сейчас в стране насчитывается около 10 тысяч водных домов, из них около 2,5 тысячи пришвартованы в Амстердаме и окрестностях.

Раньше плавучие дома считались очень неудобными, и покупали их пенсионеры-шкиперы, потому что это был дешевый способ поселиться в центре Амстердама. Старинная баржа – это, как правило, две, максимум три, комнаты, малюсенькая кухня, туалет и душ, в котором надо стоять «по стойке смирно». Плюс плохая вентиляция и повышенная влажность. В Амстердаме до сих пор можно встретить старинные баржи 19 века, которые все еще неплохо служат по прямому назначению.

Со временем такие дома вошли в моду, и сегодня иметь такой очень престижно. Баржи-дома, расположенные в центре стоят огромных денег, так как места на каналах больше не осталось. Средняя цена на жилую баржу около 500 тысяч евро. Еще примерно 1 тысяча евро в год уходит на ремонтные работы. Сюда добавляются плата за швартовку, водный налог, и обязательная отправка на удаление ржавчины с корпуса каждые 5 лет.

Кроме того, для «людей в лодках» существует множество других законодательных ограничений. Ипотечный кредит на покупку плавучих домов выдает всего лишь один голландский банк – ING. Лицензия на швартовку именная и при продаже жилой лодки власти вправе не переписывать лицензию на нового владельца. Расстояние между лодками должно быть не меньше 2 метров, а от моста они должны находиться минимум в 7 метрах. При этом внешний вид лодок менять нельзя без разрешения местных властей.

Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме, одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом является район Айбург, который начали стоить в 1996 году. Многие выступали против строительства, утверждая, что оно нарушит природный баланс озера Ijmeer. Местным властям пришлось провести референдум в 1997 году, 60 процентов проголосовавших высказались против. Но из-за низкой явки (всего 41 процент) результат не был признан, и строительство продолжилось. Айбург состоит из 3 островов, район будет полностью готов в 2012 году. 18.000 домов вместят жителей и дадут работу более 10-ти тысячам человек. План предусматривает дома, школы, магазины, спорт центры, рестораны, пляж и кладбище.

После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро. С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.

Плавающий дом состоит из бетонного поддона высотой около полутора метров, на нем ставят деревянный каркас, который облицовывают стендовыми панелями. Бетонные коробки пришвартованы к пирсам.

У этих домов есть одна особенность, они могут изменяться и передвигаться по желанию хозяев. Например можно к своему дому пришвартовать пантон с теплицей или лужайкой, или расширить существующий дом, купив модуль с дополнительными комнатами. Дома собираются как конструктор.

Дома вдоль берега стоят на сваях, а дальше плавают на воде. Из-за того, что больше трети Голландии находится ниже уровня моря, строить дома на земле очень дорого. Плавающие дома собирают на верфях и по воде доставляют на место.

Проект архитектора Marlies Rohmer (www.rohmer.nl). Дома были спроектированы в 2001 году, а квартал доставили с верфи в 2009. Стоимость строительства 1000 евро за кв. метр.

Вот так уже полностью готовые дома с отделкой плывут на свои места.

Обычно плавучий дом имеет 3 этажа. В дому подведены все необходимы коммуникации.

Сейчас в Нидерландах проходят испытания плавучие дома нового поколения. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

На государственном уровне была создана структура по поддержке строительства экспериментального жилья. В будущем, когда плавучие дома закрепятся на рынке недвижимости, планируется строить целые плавучие районы и маленькие города.

Вдоль другого берега единственное место в Амстердаме, где можно поставить дом по своему проекту.

В целях сохранения исторического облика городов, фантазии архитекторов принято жестоко отрезвлять бюрократическими требованиями, иногда абсурдными. Обладатели ключей от новых плавучих вилл в амстердамском районе Зеебург уже не рады, что ввязались в строительство экспериментального микрорайона Айбург. В Айбурге планируется установить более ста домов на воде, однако многие из этих домов никак не могут доехать до Амстердама, потому что не соответствуют строгим правилам по глубине или высоте плавучих строений.

Плавучая вилла не должна погружаться в воду на более, чем полтора метра. Ее высота от уровня воды не должна превышать семь с половиной метров. Чтобы подогнать свои дома под эти требования, владельцы вилл тратят десятки тысяч евро, но идеального результата достичь не удается.

"Реймонд Хасселерхарм, владелец другой виллы: Я нанял специалистов из, пожалуй, наиболее квалифицированного в этой области архитектурного бюро в Голландии - Waterstudio. Они пригласили своих контрактников-строителей, привлекли серьезных инженеров. В итоге даже столь опытной команде не удалось построить дом на воде, который бы полностью удовлетворял всем требованиям города."

"Когда я смотрю на свое новое жилище, то, невзирая ни на что, прежде всего, любуюсь им и живописным видом вокруг. Это уникальный дом, дом на воде - это в любом случае необычно. Но если бы я заранее знал, насколько экспериментальным окажется этот проект (ведь, изначально я полагал, что для Голландии это - почти рутина, и что строители, инженеры, архитекторы и городские власти о чем, о чем, а о водных сооружениях уже давно договорились), так вот, если бы я знал, что все эти договоренности еще на стадии разработки, я бы не пошел на такое строительство. Оказалось, что я сам избрал для себя мученическую долю. "

Негде выгуливать собачку? Нет проблем! Купите своему дому лужайку с деревом!

Мало места? Негде покурить марихуану? Для вас специальный модуль с уличной мебелью и барбекю;)

Еще про хорошую архитектуру и интересные проекты.

Аннотация

Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.

География

Нидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и , а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.

При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.

Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.

Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.

Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.

История

Ранний этап

Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.

В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.

В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.

Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.

Высокое и позднее средневековье

В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.

Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в “дамбовых грамотах” (нидерл. «dijkbriefis»).

Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.

Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда – в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.

Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.

Новое время

В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.

Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.

Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы. Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.

В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.

Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.

Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.

XX век

XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.

Проект Южного Моря (Зейдерзе).

В 1891 году министр Корнелис Лели предложил между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.

План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.

Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).

Проект Дельта

Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.

После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.

Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции “Норма дельта”, описывающей основные принципы : Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.

Рамочная концепция была названа “Нормой дельта” и включала в себя следующие принципы:

  • Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название “зоны круговой дамбовой защиты”.
  • Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
  • Для всех территорий страны на компьютере “Deltar” (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.

Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море. При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.

Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех “зон круговой дамбовой защиты” как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:

  • Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
  • Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
  • Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет

Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:

  • Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
  • Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет

Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в “Законах Дельты”, согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.

С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.

Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке

В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад “Иной подход к управлению водными ресурсами”. Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода “выкачивать и дренировать как можно быстрее” к стратегии “удерживать, хранить и дренировать”.

Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект “Пространство для рек”.

Проект «Маас»

В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как “Проект Маас” (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.

Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.

Проект «Пространство для рек»

Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта “Пространство для рек”.

Для проекта было обозначено три ключевые цели:

  • К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
  • Следует улучшать качество прилегающего пространства
  • Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек

Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:

  • создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;

  • дноуглубительные работы;

  • создание новых водохранилищ;

  • строительство запасных речных русел;

  • отдаление дамб от русла реки;

  • углубление волноломов;

  • уменьшение площади польдеров;

  • устранение препятствий для водного потока;

  • укрепление дамб;

Завершение проекта запланировано на 2015 год.

Значение нидерландского опыта

За восемь столетий Нидерланды . За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.

Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.

Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.

В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.

Справка

Традиция согласований

Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой “демократии замирения” для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.

Амстердам (и немного Голландия) на раз-два-три na_shpilke wrote in January 10th, 2012

По сравнению с водой в Израиле голландская вода хорошего качества - первое, чем делятся с новичками живущие здесь давно, так это тем фактом, что воду здесь можно пить прямо из крана (в Израиле для питья используется только бутылированная вода). А еще есть что-то чарующее и умиротворяющее в системе каналов, пронизывающей, подобно артериям и венам, организм голландского города или деревни.

Амстердам

Ляйден (Лейден)

Гаага

- Философия терпимости. Именно эта культурной особенностью обязаны голландцы началом своего процветания - пока в 15 веке великие католические державы устраивали гонения "неугодных" (читай "иноверцев"), воспитанные в протестантской традиции голландцы открыли свои границы, руководствуясь тем, что "терпение и труд все перетрут". То есть пока человек работает и честно отрабатывает свой хлеб, он имеет в стране права и привилегии. Количество гонимых но предприимчивых людей наполнило тогда страну, так что к 17-му веку Голландия достигла своего расцвета. Голландские города и в частности Амстердам, и сегодня гордятся тем, что никогда не являлись городами дворцов и церквей, но городами буржуазии.

Амстердам

Сегодня терпимость к инакомыслящему позволяет Нидерландам быть одной из редких стран, где узаконены легкие наркотики и проституция (что ежедневно приносит казне миллионы евро, оставленные здесь туристами). Амстердам же воистину международный город, где количество иностранных работников едва ли не равно количеству местных, а иностранные компании стремятся открыть здесь свой филиал. Все это создает необыкновенную интернациональную, доброжелательную и открытую атмосферу - люди знакомятся и интересуются человеком, стоящим перед ними, а уж потом его национально-культурным багажом. Никогда раньше не было у меня такого количества иностранных знакомых и такой скорости "набора" новых друзей.

- Стремление к равенству . Еще один аспект положительного влияния протестантской религии на общество. И, наверное, обще-европейское чувство вины перед захваченными когда-то колониями. Религия воспитала голландцев в уважении к человеку работающему, поэтому я не видела здесь презрения к какому-либо виду труда. В отличие от построенных на системе эмигрантов стран (Америка, Израиль), где самая грязная работа всегда достается новоприбывшим (а потому располагающимся внизу социальной лестницы), здесь я часто вижу, что распределение труда - скорее функция возраста и образования: в первой гостинице большинство горничных были молодые девушки и ребята - белые голландцы. В спортзале тренера и сидящие на ресепшн секретари (в не зависимости от своего происхождения) в конце рабочего дня сами пылесосят залы, моют полы в студио и убирают в раздевалках и туалетах, а не ждут, пока придет русская и эфиопская уборщица (часто престарелая), приехавшая в страну пару месяцев назад и только поэтому другого положения не заслуживающая.

Три вещи, которые ты категорически не принимаешь в приемной стране:
- Бюрократия . Голландцы называют себя нацией бюрократов и очень этим гордятся. И хотя я тоже верю в то, что верная дорога ведет в верному результату, иногда эта дорога оказывается такой долгой! Простой пример: чтобы стать клиентом компании сотовой связи, мне пришлось 6(!) раз посетить филиал. Дважды из-за недостающего документа (и не помог никакой документ тождественный, имеющийся у меня в тот момент), а остальные разы из-за того, что каждый раз происходил какой-то сбой или недочет в системе и никто из работников не было готов оформить контракт на месте, а уж потом одобрить его в системе - отклонение от процедуры им неведомо!

- Некоторая ограниченность . Связано с первым пунктом. Обожествление системы и процедуры не позволяет голландцам мыслить творчески - искать нетрадиционное решение новых проблем. Вот почему здесь очень тяжело принимают нововведения, нестандартные решения и т.д. Если у вас возникла проблема с какой-либо услугой, обычным ответом будет: приходите завтра и мы проверим, что произошло не в соответствии с протоколом. Вряд ли рядовой служащий будет искать варианты, как решить проблему здесь и сейчас. Мне довелось столкнуться с тем, что многие здесь мыслят закрытыми системами и заданными параметрами: квартира в этом районе должна стоить сумму n, следовательно ничего другого невозможно (и не важно, что есть люди, уезжающие и срочно сдающие свое жилье по более низкой цене - маклер не будет утруждать себя поиском, который он считает заведомо напрасным).

- Нежелание выделиться. А это уже мене приятная сторона голландской религии и традиции. Долгое время голландцев называли "нацией шестерки" - из-за десятибальной системы оценок в школе, ибо вместо того, чтобы твердить подросткам, что нужно стремиться получить 10, голландцев воспитывали, что средняя "шесть" это тоже хорошо. Отсюда нежелание выделяться: на улице (одеждой), на работе (достижениями), в обществе (оригинальными мыслями). К счастью, молодое поколение, более открытое новым культурам, удаляется от этого, но среди людей среднего возраста нередко можно встретить подобную "середнячковость", что, если человек был нанят для предоставления каких-то услуг, может раздражать, ибо всегда думаешь, что не получишь от него результат наилучший из возможных.

Три вещи из дома, которых мне жутко не достает в приемной стране:
- Мамы.
Как и обещала, всегда на далеком расстоянии от Украины идет первым пунктом.
- Изящества и шика . Нежелание голландцев выделиться, холодный климат, поездки на велосипеде - все это ведет к тому, что будучи нацией весьма привлекательной в целом, в одежде голландцы делают ставку на безликий комфорт.

Здешних женщин редко увидишь в платьях и на каблуках, тем более в вещах ярких цветов.

стильно, но мало!

Да, перелом в молодом поколении происходит, но очень медленно (все, кто сейчас закидают меня помидорами с утверждением, что по амстердамским улицам ходят толпы хорошо и оригинально одетых людей - подумайте еще раз: далеко не все из них голландцы, я бы даже сказала, что большинство нет, советую посидеть в кафе подальше от туристических центров и понаблюдать за посетителями). Взять хотя бы тот факт, что самым популярным фэшн-блогером из Амстердама (да и всей Голландии) является девушка-мексинанка, приехавшая в Амстердам несколько лет назад.

- Размах . То, к чему так пренебрежительно и даже осуждающе относишься в своей стране, в Голландии может оказаться в недостатке. Воспитанные на традиции скромности и труда, голландцы не не закатывают званные обеды, не устраивают пышных трапез (они и сами смеются, что в понятии "голландская кухня" объединены два несовместимых понятия: голландский и кухня - еда здесь простая и незамысловатая, чья вкусность для многих под вопросом). Их пугают русские вечеринки, сделанные на широкую ногу или израильские ужины с ломящимся от еды столом - голландцы привыкли к принципу "ты мне - я тебе", а у себя в гостях подают кофе с одним кусочком бисквита, не больше, поэтому такая показная щедрость пугает их.