Перелеты

Вести из Крыма: пешком на Ай-Петри. Как добраться до ай-петри из ялты - описание, особенности и рекомендации Как лучше доехать на гору ай петри

Этот поход тоже вроде бы не должен был случиться. Планы были другие: покорить гору Ильяс Кая и посетить Храм Солнца, что расположен над бухтой Ласпи. Для этого утром вышли через Кореиз на трассу Ялта-Севастополь в надежде поймать проходящий автобус.

Не могу сказать, что ждали долго. Потому что стоять пришлось вот с таким видом. Прямо над трассой и виноградниками манила своими зубцами прекрасная Ай-Петри. План Б созрел у меня довольно быстро.

Я беспрестанно косилась на красавицу Ай-Петри и подшучивала над мужем: «Зовет!» К тому же, он на главной горе Крыма еще не был. Однако согласился не сразу, уж очень его манил Храм Солнца. Только когда попутный автобус до Севастополя пропыхтел мимо, все знаки сошлись: идем на Ай-Петри!

Кореизская тропа начинается прямо от Севастопольского шоссе, там, где на выезде из Кореиза стоит большой бетонный указать «Севастополь 72 - Ялта 9». Тропа, а скорее даже широкая грунтовая дорога, идет налево прямо за указателем. Взяла эту карточку в интернете, чтобы нагляднее:

Сначала мы прошли мимо каких-то заброшенных вагончиков и непонятных строений, а потом углубились в лес. Вот здесь началась красота!

Дорога очень широкая, потерять ее невозможно, но у нее много ответвлений. По тропе есть маркеры и указатели, но я иногда сверялась с телефоном. В приложении Maps.me все тропы отмечены, работает оно без интернета, так что я порой проверяла, туда ли мы повернули. Гора в осеннем одеянии иногда показывалась нам сквозь деревья, словно подтверждая, верным путем идем.

Лес, конечно, красоты тут невероятной. Высокие-высокие сосны, а среди них валяются здоровенные камни, когда-то отделившиеся от скалы. Когда-то ведь они упали сверху.

Небольшой привал в лесу. Говорят, именно здесь снимались некоторые сцены из советского фильма про Буратино, кажется, там даже Ай-Петри разглядеть можно. Надо пересмотреть с племяшкой кино!

Иногда гора дразнит: кажется, что подняться туда нереально!

Фотоаппарат позволяет разглядеть все в мельчайших деталях, но вершина со стороны кажется неприступной.

Но ноги идут, улыбка не сходит с лица, а по тропе то и дело встречаются люди: пешком на велосипедах и даже на мотоциклах. Последние катаются по низам, где позволяет дорога, а пешие встречные немного удивляются, что мы идем наверх, все-таки, новички чаще проходят эту тропу сверху вниз.

А тут мы оказались прямо в зеленом море, вокруг молодая поросль, которая совсем скоро превратится в такой же дремучий лес.

Тимур идет впереди, а я все время плетусь сзади, потому что мне хочется запечатлеть все до мельчайших деталей.

Наконец мы выходим из леса, и нам робко открываются первые просторы.

Вон там дорога, а это виноградники, разглядываем мельчайшие детали и пытаемся увидеть знакомые места.

Когда большая часть деревьев оказывается ниже, кажется, что вершина совсем рядом. Но это впечатление обманчиво. Только тут начинается настоящий подъем: очень крутая дорога, каждые 30 шагов я останавливаюсь перевести дух.

Вышли на первую видовую скалу, уж здесь обязательно надо посидеть, поглядеть вдаль.

А вот она же чуть издалека.

И еще раз, теперь она виднеется под деревом далеко внизу. Вот ведь только что фотографировались там.

Нас впервые обгоняет попутчик, вот уж он экипировался как положено: термо-костюм, палки для скандинавской ходьбы. Бодро пробежал наверх с музыкой в ушах, успели только пожелать ему счастливого пути. Он, конечно, подивился нашей «экипировке», шорты-джинсы-рубашки, наверху холодно, говорит.

Но мы еще не совсем наверху, поэтому продолжаем не спеша подниматься, постоянно останавливаясь на фотографирование.

Приходилось ли вам обедать в пути, вдали от дома, под открытым небом? Мне с радостью вспоминаются наши уютные трапезы во время палаточных ночёвок на природе. Но ни одна из них не сравнится с этим горным пикником.
Дорога шла наверх очень круто, не прогулка, а скорее спортивный подъем. После очередного марша нам открылись новые просторы, до Ялты словно рукой подать. - Доставай хлеб, - сказала я Тимуру, переводя дух.
Было холодно, гораздо холоднее, чем внизу, у моря. Ветер здесь присутствовал постоянно, не порывами, а нескончаемым потоком, фланелевая рубашка почти не спасала. Состояние было на грани: замерзнуть не давало какое-то чувство нереальности. И хлеб. Хлеб был самым вкусным в моей жизни. Мы просто сели на камень, разрывали мягкую хлебную плоть руками и жевали, глядя в бесконечность, туда, где море сливалось с небом.

А потом небольшой фотосет на краю скалы.

Вот бы полетать как птицы!

А потом снова был подъем.

Была прекрасная природа. Конусообразная верхушка по центру - это гора Могаби, 804 метра высотой. Она находится между Ялтой и Гаспрой. Ялта виднеется как раз за горой, а дальше Аю-Даг, а мы все выше и выше.

И мысли были, ну когда уже, когда. Становилось холодно не на шутку, каждый поворот сулил окончание маршрута, но мы только забирались все выше, видели все дальше. 1000 метров подъема - это серьезно.

Сижу, окидываю взором окрестности. Хорошо видно Ялту, а за ней Аю-Даг, Медведь, что пьет воду прямо из моря. По прямой отсюда до него 25 км.

А вот Медведь-гора в приближении камеры. Когда-нибудь мы обязательно поднимемся и на нее.

Там, наверху, идея посидеть свесив ножки с утеса совсем не кажется опасной. Я выбираю не отвесные обрывы, а удобные уступы, где падать просто некуда. Конечно, с помощью удачного ракурса этого не видно, выглядит иногда страшно. Да и потом, когда я лежу дома на диване и вспоминаю эти моменты, где-то что-то сжимается внутри. Но только не здесь, не сейчас, не на горе. Здесь только небо вокруг.

А потом мы вдруг пришли! Вот сосна-самолет, с которой все фотографируются.

Вот верхняя станция канатки и снующие туда-сюда желтые кабинки.

Фотографирую все буквально бегу, наверху очень холодно, разница температур в 12 градусов. Если внизу прекрасные осенние +20, то здесь край 8 градусов тепла и ветер просто сносит. Умный народ поднимается сюда в куртках. А мы спешим в первую попавшуюся кафешку, чтобы согреться, наконец, вкуснейшим крымским чаем и лепешкой с сыром. Местная кисонька в кафе.

Домой спускаемся на канатке и с каким-то невероятным счастьем оказываемся вновь в тепле. Прогулка явно удалась, нам еще долго будет что вспомнить!

Так называемая "еврейская тропа" - это грунтовая дорога шириной до 4 метров, которая была от пос. Симеиз до урочища Беш-Текне на плато Ай-Петри. Тропа имеет протяженность около 4 км, проходит через дубовые, сосновые и буково-грабовые леса, типичные для западной части Южного берега Крыма.

"Еврейская тропа" является исторически сложившимся маршрутом, проложенным еще в 1914 г. из имения князя Юсупова в с. Соколиное в его усадьбу «Дюльбер» инженером Жидовым. Так появилось название дороги «Еврейская».

Описание "Еврейской тропы"

Ранее земли, по которой проложена тропа, принадлежали царской семье, потом их продали купцу Жидову, который рубил сосны на экспорт и высаживал новые, которым уже более 100 лет. Сквозь сосновый бор и несколько источников тропа приводит к конусу древнего обвала, за которым после 2-3 часов ходьбы от Симеиза выодит путника на стену Крымских гор. Здесь с обрыва открывается отличный вид на Симеиз, на гору Кошка, поселок Кацивели и далее.

Перевал, где тропа «Еврейка» выходит на плато, называется Ат-Баш Богаз . За несколько минут ходьбы по тропе на запад, за хребтом, следующий перевал - Эски-Богаз , откуда можно спуститься в Голубой Залив или в Оползневое (правее). Тропой «Еврейка» можно подняться до самого конца (гора Ат-Баш, урочище Беш-Текне), или повернуть направо чуть раньше, чтобы попасть в ущелье между лесистым бугром над Шан-Кая и скалой ближе к Ат-Баш.

Виды с еврейской тропы по пути на плато Ай-Петри

Если спросить у россиян, с чем у них ассоциируется Крым, многие в первую очередь ответят – Ай-Петри. Я сама обожаю эту гору и во многом ассоциирую Крым именно с ней и с ее плато. Эта достопримечательность стала неизменной обложкой всех туров в Крым и по праву возглавляет многие списки must visit. Зубцы Ай-Петри притягивают взгляды редкой красотой и непреодолимо манят к себе. Сама я могу неотрывно глазеть на гору, благо ее видно почти из любой точки Ялты.

Первый раз я побывала на горе снежной зимой и сразу в нее влюбилась, потому что по-другому к ней относиться просто невозможно!

Если посмотреть прямо, на горы, когда едешь по Южнобережному шоссе от Ялты в сторону Севастополя, или оглянуться назад, когда лежишь на пляжах Ялты, то увидишь три возвышающихся скалы в форме зубцов. Это и есть вершина знаменитой Ай-Петри.

Ай-Петри настолько популярна, что туристы считают ее высшей точкой Крыма. Но это ошибочное мнение. Высшая точка – гора Роман-Кош (1547 м.) Высота же Ай-Петри – 1234 м. Даже эта цифра весьма символична и только прибавляет достопримечательности еще больше рейтинга.

Легенды

Как и водится у мест с высокой туристической посещаемостью, о нем существует куча романтичных легенд. Но, как и всегда, имеется одно истинное и рациональное объяснение: Ай-Петри в переводе с греческого означает "Святой Петр": на горе находился монастырь Святого , построенный еще древними греками. Остатки его руин сохранились по сей день.

Романтичные легенды же придумали юношу по имени Петя, который бросился с ай-петринских скал из-за того, что родители не одобрили его выбор невесты, которая в свою очередь воскликнула "Ай, Петр!", завидев как любимый разбился о скалы.

Поговаривают также о другом Петре, который сумел покорить сильный ветер, неизменно бушующий на Ай-Петри, держа рубашку по ветру и летая на ней, тем самым изобретя мореходные паруса, значительно облегчившие жизнь греческим морякам, за что и был причислен ими к лику святых.

Погода

Ай-Петри считается самым ветреным местом Крыма. И зимой и летом там бывают продолжительные и мощные ветра. Ну и как известно, в горах погода бывает очень переменчива, внезапно может пойти дождь или снег, а потом на небе ни облачка и жарит солнце. Поэтому нужно быть готовым к переменчивой погоде и иметь с собой и теплый свитер с запасными носками, и солнцезацитные очки с кепкой. Ну и ветровку, само собой.

Зимой же Ай-Петри бьет рекорды по осадкам: там выпадает очень много снега и бывают сильные метели. Для зимнего посещения Ай-Петри стоит особенно утеплиться, взять несколько пар перчаток и маску или балаклаву на лицо. Ну и конечно же, солнечные очки. В солнечные дни снег в горах очень слепит.

Как добраться

На канатной дороге

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри является больше достопримечательностью, нежели транспортным средством. Путешествие в воздухе протяженностью около 3 километров с перехватывающими дыхание видами зачастую привлекает туристов больше, чем сам конечный пункт – Ай-Петри.

Дорога состоит из двух частей: первый пролет – 1310 метров до средней станции "Сосновый Бор", второй – до станции на Ай-Петри – 1670 м (что считается одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе). Время в пути – 15 минут. Канатка работает круглогодично. На последнем участке пути уклон тросов достигает 46 градусов, поэтому чтобы меньше закладывало уши, захватите леденцы. Против замирания сердца на высоте больше 1000 м ничего порекомендовать не могу:)

Добраться до нижней станции в Мисхоре можно маршруткой №102 с верхней платформы ялтинского автовокзала, либо маршруткой №132, отправляющейся с вещевого рынка (ее я вам не советую: она идет по городу и собирает все пробки и сфетофоры, в отличие от 102, которая сразу выезжает на трассу).

Стоимость проезда на канатке – около 300 рублей в одну сторону.

Перед выездом рекомендую зайти на их сайт и посмотреть график работы (а заодно и уточнить стоимость) – бывает, что из-за погодных условий канатка не работает.

На машине

На машине на Ай-Петри лучше всего ехать только в сухое безснежное время года. Когда ложится снег, то без цепей на колесах там нечего делать. А если сходят лавины, то даже с цепями там не особо проедешь по крутому горному серпантину. Поэтому зимой в нелетную погоду на автомобильной трассе до Ай-Петри стоят дежурные машины ДПС и разворачивают всех желающих подышать горным воздухом. Но дорогу до Ай-Петри стараются чистить и поддерживать поэтому шансы проехать, особенно у страстно желающих покататься горнолыжников, есть.

От Ялты нужно ехать по Южнобережному шоссе в сторону Севастополя, до поворота на Бахчисарай. Его не пропустить – там есть указатель на Ай-Петри, который оповещает открыта ли сегодня дорога. Эта дорога до Бахчисарая через Ай-Петринское плато. По ней и нужно ехать, осторожно вписываясь в повороты. Водители утверждают, что на один спуск-подъем они заправляются на 600-700 рублей.

Лесная живописная дорога и горный серпантин – незабываемое удовольствие и неплохой релакс.

На маршрутке

Для ленивых и не желающих заморачиваться с картами и прочей логистикой, существует очень простой вариант. В высокий туристический сезон на нижней платформе автовокзала Ялты работают особые таксисты мини-вэнов, орущие на весь автовокзал "Ай-Петри, едем на Ай-Петри". Не заметить их даже при всем желании невозможно. Запрыгиваешь к ним, заплатив рублей 300 с человека, и спокойненько едешь себе, любуясь пейзажами и не нервничая о том, что пропустишь свою остановку. Около часа лихой езды, и ты на плато. Погулял, осуществил там все свои горные мечты, и обратнно на таком же мини-вэне. Ваша задача –только добраться до автовокзала Ялты. Просто и со вкусом. Но в зимнее время таких таксистов не сыщешь.

Пешком

Любители треккинга тоже не останутся без внимания. На Ай-Петри ведет куча пешеходных троп разной сложности и протяженности из Ялты, Бахчисарая и прочих окрестных деревень. Описания и треки для навигаторов можно найти на пользовательских файлообменниках электронных карт. Я расскажу о двух самых известных, по которым ходила сама.


  • Мисхораская (Кореизская) тропа

От автовокзала Ялты нужно ехать на маршрутке №142 или №115 до остановки на повороте на Кореиз и Гаспру.


Выйдя из маршрутки и стоя спиной к Ялте, справа от вас вы увидите грунтовую лесную дорогу. Это и есть начало Мисхорской тропы. Местами она маркирована и вообще хорошо различима, не заблудитесь. Протяженность тропы – 11 километров. На пути будут два родника, обозначенные навесами и лавочками рядом, их не пропустить. Тропа будет проходить через вершинку Малый Ай-Петри, откуда открывается шикарный вид на лес и море. На подходе к плато есть небольшой крутой участок, и если у вас есть возможность, то прихватите треккинговые палки – они облегчат подъем. Выйдя на плато, вы окажетесь на большой обзорной площадке, откуда, само собой, открывается прекрасный вид на крымские красоты, как вознаграждение за преодоление тягот восхождения. А за площадкой сразу начинается Ай-Петринский городок.

  • Таракташская тропа

Таракташская тропа – уникальное по красоте место из-за массивных выветренных скал-останцев причудливых форм. Тропа начинается от водопада Усан-Су. Как до него добраться, можно прочитать в .

От водопада и начинается Таракташская тропа, выходящая прямо на Ай-Петринскую яйлу.

Тропа маркирована. На деревьях краской сделаны красные отметины. Цвет тропы на схеме соответствует цвету маркировки. Главное на тропе – не пропустить поворот на плато. Часть маршрута (около 2 км) совпадает со Штангеевской тропой, и лишь у одной примечательной скамейки на смотровой площадке, огороженной старым металлическим забором, они расходятся – Штангеевская идет дальше прямо, по кромке скал, а Таракташская уходит влево вверх. Другой скамейки там нет, ее невозможно пропустить. Просто от самой скамейки нужно повернуть на 90 градусов влево и топать вверх.

Протяженность самой тропы до плато от места развилки всего 3,5 километра, так как она берет свое начало уже на приличной высоте. Но чтобы добраться до станции канатной дороги, нужно будет еще немного пройти по плато, следуя указателю, находящемуся прямо на выходе тропы на плато.

Эта тропа гораздо популярней Мисхорской, потому как сама по себе очень живописна и захватывает еще целых две достопримечательности: водопад Учан-Су и кусочек знаменитой Штангеевской тропы. Если вдруг вы заблудитесь или потеряете маркировку, то всегда можно спросить встречных туристов, которых в теплое время года всегда много. Но тропа одна, хорошо натоптанная и вводящих в заблуждение четких развилок там нет, поэтому шансы потеряться минимальны. А вот зимой стоит быть осторожнее – снег заносит тропы и бывает очень глубоким, что усложняет и замедляет передвижение. При таком режиме очень быстро наваливается усталось, да и самой тропы не различить. Не различить и дорог на плато – зимой оно превращается в снежную бескрайнюю пустыню, и заблудиться очень легко, особенно в пургу и туман, что не редкость на Ай-Петри в зимнее время.

Поэтому вариант пеших прогулок безопаснее и приятнее всего в теплое, бесснежное время года. Зимой же лучше пользоваться канаткой или машиной. Ну или услугами местного опытного гида, если желание приключений непреодолимо.

Чем заняться

  • Прежде всего - гулять! Гулять по ай-петринской яйле, наслаждаясь чудесным видом на море и Большую Ялту, или видом на бескрайнее плато (оно действительно огромное, несколько километров в длину и в ширину), любоваться диковинными цветами, крымскими соснами с длинющими иголками и получать кайф от прогулок по богатейшей природе Крыма.

  • Обязательно пройтись по подвесным мостикам на один из зубцов. Мостики раскачиваются и поскрипывают на ветру, а под ногами – 1200 метров. Страшновато, но виды, открывающиеся с зубца, того стоят. Стоишь на небольшой площадочке, и со всех сторон тебя окружает открытое необъятное пространство. Неописуемые ощущения, лучше самому насладиться. До мостков со станции канатки ведут хорошо натоптанные тропы и имеются указатели – не заблудитесь. Просто следуйте за основным потоком граждан – все вновь прибывшие неизменно следуют туда.

  • Посетить пещеры. На Ай-Петри находятся три карстовые пещеры, открытые для посещения туристам: Трехглазка, Ялтинская и Геофизическая. Указатель в сторону пещер также находится недалеко от станции канатной дороги. Найти пещеры самостоятельно не так уж и сложно, а летом вам еще будут неоднократно предлагать экскурсионные и гидовские услуги прямо у канатки – местные гиды отведут вас куда угодно на плато, не только в пещеры, и сопроводят путешествие самыми разнообразными байками, историческими и географическими сведениями.

В пещерах любопытно поглядеть на сталактиты, сталагмиты, летучих мышей и прочий причудливый подземный мир, а летом приятно оказаться в пещерной прохладе после знойной жары. Вход в пещеры платный, цена – рублей 300. Спуски в пещеры оборудованы лестницами.


  • Погулять по палаточному городку-рыночку. Рынок иногда называют татарским, потому что в основном там торгуют татары своими аутентичными лакомствами и изделиями. Но помимо редких сувениров, которые не купишь на прибрежных рынках, тут можно приобрести туры по плато на лошадях и квадроциклах, полеты на дельтаплане, занятия скалолазанием и многие другие экстремальные горные развлекухи. Это определенно стоит попробовать, оказавшись на самой знаменитой вершине Крыма.

Ай-Петри зимой

Зимой Ай-Петри еще сказочней. Белые пушистые сугробы, заиндевелые иголочки сосен, кружение снегов, искрящихся на солнце, заснеженные горные вершины. А самое главное – удивительное для северного глаза сочетание: снег и море. В хорошую видимость (когда нет тумана, высокой облачности или густой пурги) с Ай-Петри видно Большую Ялту и море. И вот это практически нереальное сочетание - белый-белый снег и лазурное море внизу. Если окажетесь в Ялте зимой, то посетить Ай-Петри определенно стоит – редко где еще можно насладиться такими нереальными видами всего в часе езды.


Горнолыжный комплекс

Утверждение о том, что в Крыму есть все, абсолютно верно. Даже горнолыжка там имеется. Единственная в своем роде и именно на Ай-Петри. Добраться до нее можно на машине по уже описанной горной дороге Ялта-Бахчисарай (зимой ее регулярно чистят) или же на такси-снегоходах от станции канатной дороги. Трассы там очень интересные и продолжительные, но бугельные подъемники на тросах требуют недюжего навыка их использования. Это не комфортабельные кабинки или таблетки, к которым мы привыкли. Это закольцованный трос, движущийся с невысокой, но все же скоростью, к которому нужно самому прицепить металлический крючек своего бугеля - небольшой деревянной сидушки на веревочке, которая, собственно, и является твоим подъемником. По неопытности о трос рвут куртки, перчатки, и даже бывали травмы. Поэтому если вы раньше не пользовались этой допотопной советской системой, то следует пройти курс молодого бойца у инструкторов для своей же безопасности. Кроме этого, на горнолыжке можно арендовать бублики, снегоходы и квадроциклы, попробовать ски-джоринг (прицепиться к джипу на веревку и кататься за ним по плато на лыжах или сноуборде). Весьма радует, что на плато есть станция спасателей. Очень опытные и ответственные ребята (авторитетно заявляю, так как они мои знакомые), и под их надзором можно спокойно предаваться зимним увеселениям.

Более подробную информацию о трассах, ценах и прочих особенностях горнолыжки можно посмотреть на их сайте.

Еда

Голод не то, чего стоит опасаться на Ай-Петри. У канатки на плато раскинулся целый город –множество кафешек, торговых палаток, гостиниц и прочих развлекательных услуг. Тут можно удовлетворить самые разнообразные гастрономические интересы и найти все: от вареной кукурузы и чебуреков до устриц и супа-пюре из лосося. Но, конечно, превалируют кафе крымско-татарской кухни - пловы, лагманы и долмы на любой вкус.

Лично мне больше всего нравится кафе "Ай-Петри" (неудивительно, что оно так называется). Оно явно не единственное на плато с таким названием. Находится оно прямо на обрыве, и из панорамных окон до самого пола видно сами зубцы, вагончики канатной дороги, море и лес далеко внизу. Дух захватывает. Находится оно вот где: если выйти из станции канатки и стоять к ней спиной, то нужно пойти налево, дойти до смотровой площадки, встать лицом к морю, полюбоваться пейзажами, и справа прямо на обрыве будет стеклянное кафе, к которому ведет черная железная лестница. Это оно. И обслуживание, и сами блюда в нем на уровне. А цены более чем демократичны для Ялты и для высоты 1234 м. над уровнем моря. Хороший обед из 2 блюд и чебурека в придачу обойдется рублей в 600. Там же можно заказать кальян и подегустрировать крымское домашнее вино, сидя в широких плетеных креслах, обложившись мягкими подушечками. И все это с прекрасным видом на красоты Крыма!


Жилье

Если одного дня на занятие всем, что вы хотели осуществить, мало, то можно остаться на горе на ночь и даже не на одну. Множество гостиниц и хостелов прямо на плато предлагают размещение с различными условиями и по различным ценам. Вплоть до аренды палаток и спальников, чтобы спать на свежем воздухе и любоваться ночью россыпью звезд. Я бы советовала просто погулять по этому горному поселку, поспрашивать и поглядеть, что именно вам могут предложить и выбрать на свой вкус. Остаться там на несколько дней определенно стоит. Можно жить в домиках около канатки, в приюте на метеостанции, на турбазе Кичкинэ рядом с горнолыжным комплексом, в поселке Охотничье, которое находится на трассе Ялта-Бахчисарай, выше канатки. Цены на жилье на горе довольно высокие. Стоимость номеров в отелях можно узнать , а на частные апартаменты – . Зная, что Ай-Петри весьма любим туристами, крымчане не стесняются заламывать там цены. Жить можно в домиках разной комфортности, начиная от вагончиков и заканчивая хорошими лесными избами со стилизованным дизайном. Поэтому цены варьируются от 500 рублей за ночь до 5000. Однако и в тех и в тех не проведена канализация и присутствуют проблемы с водой. Душа там нигде не примешь.


Напоследок

Будучи в Крыму, обязательно стоит посетить Ай-Петри. Эта гора уникальна и прекрасна. Невероятная красота природы, величие скал, таинственность пещер, горный воздух и еще великое множество ништяков на ней вызывают только положительные эмоции и добрые мысли. Обязательно поднимитесь на эту гору, и, готова спорить, вы безумно влюбитесь в нее, так же как и я.

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии