Перелеты

Река Тибр: историческое значение и великолепные мосты. Прогулки по Риму

До наших дней сохранилось немало сооружений, построенных римскими строителями и инженерами. Среди них можно назвать участки участки дорог, древние акведуки — водопроводы, а также мосты через реки и горные ущелья.

Ярким примером может служить мост через реку Тахо, который называется Алькантара. Этот мост был построен в 98 — 106 годах нашей эры. Длина его проезжей части составляет около двухсот метров, а высота над поверхностью реки равна 105 метров.

До наших дней прекрасно сохранилось это сооружение, которое характеризуется чрезвычайной прочностью и надежностью. У путешествующих по мосту может появиться чувство страха только от большой высоты.

Также служит в нынешнее время мост, построенный римлянами во французском городке Сен — Шама через реку Тулбур. Единственный пролет этого моста имеет длину около 9 метров. Пешеходы и в наше время используют крупный мост римского времени, переброшенный через реку Гард в южной Франции.

Однако это не самые большие мосты, построенные римскими инженерами преимущественно в военных целях. До наших дней, к сожалению, не сохранились многие мосты, о которых стало известно по их описаниям в трудах историков и сохранившимся изображениям.

Громадным сооружением был мост через реку Дунай, который располагался недалеко от современного города Турну — Северина. Он был построен в 104 — 105 годах нашей эры во время войны римского императора Траяна с даками.

Известно и имя спроектировавшего этот мост инженера — . Это был грек Аполлодор Дамасский. Длина этого грандиозного сооружения составляла 1070 метров, и стоял он на двадцати могучих основах — быках, которые и сохранились до наших дней. Высота каждой опоры достигает 44 метра, а толщина равняется 18 метрам.


Честно говоря, поначалу мы не собирались посвящать римским мостам отдельный рассказ, просто хотели вставить их в соответствующие прогулки. Но потом в недрах домашней библиотеки был найден третий номер журнала "Архитектура СССР" за 1938 год (это не опечатка - год действительно 1938) со статьёй советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979) "Мост и город". Статья была посвящена старым мостам Западной Европы, и мы, не мудрствуя лукаво, решили предоставить слово специалисту, опубликовав здесь ту часть статьи, в которой речь идёт об античных мостах Рима. Текст публикуется без изменений, мы лишь частично поправили старую орфографию, приведя её в соответствие с существующими сейчас нормам.


Итак, текст - Иван Николаев, фотографии - наши, краткие комментарии в квадратных скобках - тоже наши.


... " Даже в античном Риме начало каменному мостостроению было положено только во II веке до н. э. До этого времени мосты были или деревянными целиком, или имели деревянные пролеты и каменные опоры.


Интересно отметить связь строительства городских мостов в Риме с необходимостью повысить обороноспособность города в пору Республики.


Первый мост через Тибр в Риме был деревянным (Pons sublicius). Он, по преданию, не имел ни одной металлической детали. На нем сражался национальный герой Гораций Коклес. Заграждая путь войску Порсенны, осадившему Рим в 500 году до н. э., он давал тем самым возможность римлянам разрушить за своей спиной мост и лишить противника средств переправы. Впоследствии, когда Ганнибал в 217 году до н. э. почти подходил к римским стенам, мосты через Тибр были также разрушены.


И эти мосты были также деревянными, причем не потому, что уровень технических знаний не давал возможности перейти к каменному мостостроению, но, главным образом, потому, что деревянные мосты легче было при надобности разрушить.


Пока не была окончательно обеспечена безопасность города, каменные мосты не строились. Через 20 лет после второй Пунической войны, в 181 году до н. э. поблизости от того места, где раньше стоял "Pons sublicius", был построен новый деревянный мост на каменных опорах - так называемый "Мост сенаторов". Лишь после окончательной победы Рима в третью Пуническую войну, когда ненавистный Карфаген был дотла уничтожен, взялись за постройку первого целиком каменного моста (142 год до н. э.). [Речь в статье идёт о мосте Ponte Rotto, его остатки лучше всего смотреть с современного моста Ponte Palatino]



О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия.




Из пяти арочных пролетов этого моста до нашего времени сохранился один пролет. Очертания арки - полуокружность, пролет 24,4 м. Устой шириной в 7,92 м облегчен нишей, отвечавшей античной разгрузочной арочке, составлявшей особенность римских мостов республиканского периода. Рельефы на щековых стенах моста относятся к эпохе Возрождения, первоначально мост был оформлен скромнее.




Руины этого моста дали повод к его современному названию "Ponte Rotto" ("разрушенный мост").




Следующими по времени сооружения были два моста, соединявшие Тибрский остров с обоими берегами, - левый по течению называется мостом Фабриция, правый - мостом Цестия. Оба моста построены в 69 - 57 гг. до н. э., т. е. совпадают с началом деятельности Юлия Цезаря. К этому времени внешние враги были окончательно обезврежены и не угрожали Риму. Внутренний враг, Спартак со своей армией рабов за 3 года до того был также уничтожен.


Раньше был построен мост Фабриция, соединяющий остров Тибра с левой стороной города. Яникульская правая сторона города в те времена еще не была застроена. Этим и объясняется тот факт, что мост Фабриция был построен раньше моста Цестия и получил более богатое и изящное оформление.




Прекрасно сохранившийся до наших дней мост Фабриция имеет две больших круговых арки в 24,5 м и 24,25 м и среднюю опору с малой аркой пролетом в 6 м. Пять арок несколько приподняты над центром, вследствие чего он кажется слегка сегментным. Притеска камней в арках сделана артистически, благодаря чему мост устоял на протяжении двух тысячелетий, несмотря на сильнейшие наводнения и землетрясения. (сноска внизу страницы: "Необходимо учесть, что, несмотря на широкое применение бетона в арках и сводах гражданских зданий, римляне в мостостроении прибегали за очень редкими исключениями, только к квадровой кладке без раствора. Можно реально представить себе искусство притески травертиновых клиньев, если учесть, что поверхность постели от 1,5 х 1 до 1,5 х 9 м в каждом из клиньев, число которых в каждой арке по фасаду достигало 60. Малейшая выпуклость привела бы здесь к неравномерности напряжения и вызвала бы трещины и впоследствии разрушения.")


Однако, кроме стремления к прочности, уже в этих ранних мостах времен Республики сказалось отношение римлян к мосту, как к элементу городского ансамбля. Особенно ясным это становится при анализе композиции моста Фабриция. Здесь очевидно стремление архитектора связать общую композицию с пропорциями и деталировкой. Отношение большой арки к малой равно 4: 1, средней опоры к пролету 1: 2, высота пилястр к пролету 1: 1, ширина моста к большой арке как 4: 1. Верхняя линия моста (проезжая часть и парапет) - горизонтальна, на среднем участке, от середины больших пролетов она слегка опускается к берегам. Профилировка тяг и пилястр оригинальна и смела по рисунку (сильно вынесенный каблук несет полку).




Мост Цестия был частично перестроен в конце XIX века в связи с очисткой русла Тибра. Первоначально он имел среднюю арку в 22,5 м и две крайние по 5,6 м. По прочности он не уступает мосту Фабриция, но выполнен грубее, хотя, по-видимому, с соблюдением тех же принципов, что и мост Фабриция.






Типичным для всех этих трех мостов (мосты: Сенаторов, Фабриция, Цестия) являются устои, самостоятельно воспринимающие нагрузку от каждого пролета, благодаря наличию разгрузочной арки. Хотя устройство последней и объясняют потребностью создать дополнительные сечения для паводка, все же главное заключалось в ином, именно - в стремлении изолировать один пролет от другого, чтобы иметь возможность при случае разрушить один пролет и сохранить часть моста. Такое подчинение архитектуры моста требованиям обороны города было характерно для республиканского времени, когда Рим неоднократно подвергался опасности. Однако строитель моста отдавал себе также отчет в композиционном значении арки как архитектурной темы и трактовал ее в двух контрастных масштабах. Это видно из того, что и мост Фабриция, и мост Цестия имели малые арки уже в пределах береговых устоев, у самых краев. Утилитарного назначения они не имели и были поэтому впоследствии застроены, отчего архитектура этих мостов сильно проиграла.



Создав мосты Цестия и Фабриция, связанные архитектурно с островом и набережной, римляне показали себя творцами ансамбля, и в этом отношении их учениками являлись мастера Возрождения.


В императорскую пору римляне также всегда стремились увязать мост с архитектурным ансамблем города. Мост Адриана [здесь речь идёт о мосте св. Ангела], служивший подходом к мавзолею Адриана (ныне замок св. Ангела), относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения. Отношения и пропорции здесь усложнены и не столь ясно подчинены кратности. Арки снабжены архивольтами, обломы изысканны, введена скульптура. Мост, связанный верхней линией с берегами, невысок, отчего и пролеты даны сравнительно меньших размеров (18 м). На опорах отсутствует разгрузочная арка, опора оформлена тяжелее и монументальнее выражает свою сущность.






Этот мост, построенный почти одновременно с мавзолеем Адриана в 136 году н. э., не предназначался для городского движения и имел вместе с мавзолеем чисто мемориальное назначение. тем не менее, он шире всех прочих мостов (ширина его 11 м), что объясняется тем, что по нему проходили процессии, а также желанием строителя придать преобладание горизонтали в сечении моста, поскольку он является подступом к надгробию.






Надо отдать должное строителю этого моста: мост монументален и органично увязан с мавзолеем. Здесь совершенно очевидно полное овладение техникой, которая позволяет, не принижая инженерное искусство, поставить его на службу архитектурной идее.






Палладио, а до него Альберти, утверждали, что мост Адриана в древности имел покрытие. Альберти даже указывает число мраморных колонн, именно 42, на которых лежал архитрав и бронзовое покрытие с замечательным убранством, остатки которого он "созерцал с благоговением".




Именно Альберти папа Николай V поручил восстановление галереи на мосту после катастрофы 1450 года. В этом году праздничная процессия пилигримов, следовавшая за папой, который ехал на осле (шествие на "осляти"), заполнила мост и, напирая на парапет, опрокинула его, вследствие чего 150 человек утонуло в Тибре.






Альберти мог "созерцать" остатки римских галерей моста, очевидно, только во время последующих солидных реконструктивных работ. Но о них Альберти не обмолвился ни одним словом, хотя его труд писался в те же годы. (сноска внизу страницы: "Это объясняется тем, что свой труд Альберти посвятил и читал папе Николаю V, с которым и приключилась эта история, о которой лучше было молчать".) Одновременно с Альберти был привлечен к работе А. Росселино, который выполнил новый парапет и соорудил две, впоследствие разрушенные, капеллы у въезда на мост. (ссылка внизу страницы: "Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом".) [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]









Возвращаясь вновь к античному Риму, упомянем, что наряду с перечисленными четырьмя мостами: Сенаторов, Фабриция, Цестия, Адриана, город имел еще несколько мостов, а именно: мост Нерона, или Триумфальный, оформленный наиболее богато, но не сохранившийся, мост Аврелия - ныне Ponte Sisto, капитально переделанный впоследствии папой Сикстом, мост императора Проба и мост Агриппы (последние два моста также не сохранились). Не считая республиканского моста Милвия, находившегося в нескольких километрах от города, Рим императорской поры имел не менее чем 8 мостов через Тибр, что было, конечно, роскошью для своего времени. Река, таким образом, впервые вошла как органическая часть города в его ансамбль." ...



Тибр (лат. Tiberis; Tevere) является визитной карточкой Рима еще со времен Великой Империи.

Извилистый водоем огибает знаменитые холмы итальянской столицы, любовно очерчивая силуэт (Trastevere). Блестящее зеркало реки повсеместно окружено памятками античной и средневековой архитектуры. Десятки мостов соединяют левый и правый берега Тибра, наделяя римские пейзажи непревзойденной романтикой.

Тибр берет свое начало в горных склонах Апеннин региона Эмилия-Романья (Emilia-Romagna). Полноводная горная река на своем пути к Риму пересекает Умбрию (Umbria) и Лацио (Lazio). В водоем вливаются реки Нера (Nera) и Аниене (Aniene). В преддверии Рима речка обрамляется бетонными укреплениями, по всей территории столицы русло превращается в канал Fossa Traiani. Конечной точкой течения вод Тибра является Тирренское море (Mar Tirreno).

Общая длина Тибра составляет 406 км, что ставит его на третье место в Италии по протяженности. Бассейн реки составляет 17 тысяч 375 км 2 . Для Рима водоем имеет значение основного источника водоснабжения. Итальянцы частенько называют Тибр латинским именем «flavus», что означает «белый». Это прозвище появилось из-за желтовато-белесого цвета речных вод.

Название

Существует несколько предположений по поводу происхождения названия «Тибр». Согласно одного из них, «Tiber» имеет до-латинские корни, происходя от имени собственного «Tibur» - древнего названия города Тиволи (Tivoli), находящегося в 30 км от Рима. Также найдены упоминания названия речки в письменах этрусков, в оригинале - «Tiferios», который при переходе к итальянскому мог трансформироваться в «Tiber».

Не обошлось без легенд в биографии знаменитой реки. Царь Тиберинус (лат. Tiberinus), живший в 900-х годах до нашей эры был утоплен в реке Альбуле (лат. Albula), которая позже стала известна как Тиберис (лат. Tiberis). Усопший царь был превращен богом Юпитером в хранителя бурных вод, Волтурна (лат. Volturnus). Считается, что именно благодаря этому древнему мифу реки, моря и океаны в скульптуре стали изображаться в виде могучих мужей.

История

Тибр был именно той рекой, в которой по легенде пытались утопить младенцев Ромула (лат. Romulus) и Рема (лат. Remus), основателей Рима.


Историки же считают, что Рим был основан около 753 г. до н.э. на берегу Тибра, в 25 км от побережья Остии (лат. Ostia Antica). В древности по руслу реки проходила граница между Этрусками, находящимися на западе, Сабинянами - на востоке и Латинянами - на юге.

Большую роль играла река для римлян, которые строили свою экономику за счет движения торговых судов. Торговцы доставляли провизию, строительные материалы и прочие товары в столицу. Во времена Пунических войн в 3 столетии до н.э. порт в Ости имел ключевое значение для морских сражений. Таким образом, Рим приобрел еще и стратегическое доминанту в военных действиях.


Позднее вдоль берега в районе (лат. Campus Martius) был выстроен обширный причал. А во время обустройства центральной системы водоснабжения столицы Большой Клоаки (лат. Cloaca Maxima) Тибр стала ее важной составляющей. Благодаря подземным тоннелям и трубам, чистая вода доставлялась к центру города.

С течением времени река обмелела, столичный порт и морская торговля перекочевали в соседствующий с Римом (Fiumicino). В 17-18 столетиях понтификат приложил немало усилий, чтобы очистить русло водоема на территории Рима. Произведенные работы оздоровили экологию реки, однако, в транспортном плане мало что изменилось, поскольку речные перевозки утратили свою былую значимость.

  • Тибр берет свое начало из 2 горных ключей, расположенных на высоте 1268 м над уровнем моря. В 1930 году Бенито Муссолини (Benito Mussolini) установил древнюю мраморную колонну у истока реки. На обелиске были выгравированы латинские слова, означающие: «Здесь рождена река / священная для судьбы Рима».
  • Одной из отличительных черт реки являются регулярные наводнения. Так, область Марсового поля частенько уходила на 2 метра под воду. С 1876 года римляне находятся в относительной безопасности, поскольку городские власти отстроили высокие каменные ограждения по обоим берегам Тибра.
  • Еще один интересный факт связан с именем речки: устойчивое выражение «перейти Тибр» означает обратиться в католическую веру. По аналогии, «перейти Темзу», означает погрузиться в англицизм. Во времена противостояния религий подобные идиомы имели большое значение.
  • Во времена публичная казнь преступников осуществлялась через утопление в Тибре. При императоре Тиберии (лат. Tiberius) осужденных выводили на Гемониеву террасу (Scale Gemonie), а затем сталкивали в глубокие воды. Подобной незавидной участи удостаивались не только обычные разбойники, но и первые христианские понтифики.
  • Римляне любят взбодрить себя купанием в холодной воде. 1 января отважные, если не сказать, отчаянные жители столицы под залихватское улюлюканье толпы, прыгают с моста Кавур (Ponte Cavour) в Тибр!
  • Набережная - идеальное место для утренних и вечерних пробежек и велопутешествий.

Мосты

На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Наряду с новыми, успешно дошли до наших дней и несколько старинных сооружений.

  • Мульвиев мост (Ponte Molle) был создан в 1 веке до н.э., чтобы продлить Фламиеву дорогу (Via Flaminia) и связать Рим с Ариминумом (современными Римини (Rimini )). В 4 веке нашей эры у Мульвиева моста произошло грандиозное сражение императоров Максенция (лат. Maxentius ) и Константина I Великого (лат. Constantinus ). Это была битва не сколько за власть, сколько за господствующую религию. Поверженный Максенций утонул в Тибре, а Константин стал на одну ступень ближе к статусу единоличного императора Рима. Так началась эпоха христианства. Сегодня, недалеко от Мульвиева моста расположен Олимпийский стадион (Stadio Olimpico) на котором проходят домашние футбольные матчи клубов Рома (Roma) и Лацио (Lazio).
  • Мост Сикста (Ponte Sisto) - пешеходная переправа между правым берегом Тибра и районом Трастевере. Средневековый каменный мост, посвященный имени папы Сикста IV, смотрится весьма живописно на фоне старинной набережной. На левом береге, сразу за мостом находится Пьяцца Трулисса (Piazza Trulissa) - популярное место встречи жителей столицы и гостей Трастевере. С июля по август набережная Тибра у моста Сикста заполняется палатками с легкими закусками, коктейлями и живой музыкой. Прицениться к лоточной торговле и погрузиться в уютную вечернюю атмосферу приглашены все желающие.
  • На юг от (Vaticano) на реке расположился небольшой островок - (Isola Tiberina). С высоты птичьего полета он похож на рыбацкую лодку. Около 1000 г. на острове была основана базилика святого Варфаломея (Basilica di San Bartolomeo all’Isola), в которой находится гробница Сан-Бартоломео. Если же пересечь Тибр через остров, то на правом береге можно найти одну из удивительных римских достопримечательностей - (Bocca della Verita).
  • Мост Святого ангела (Ponte Sant’Angelo) датируется 2 веком н.э. Он рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – . В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке (Giovanni Lorenzo Bernini) дополнил декор 10 статуями ангелов.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Июль 12, 2018

От самого основания Рима Тибр являлся естественным барьером, охраняющим жителей города от нападения вражеских племен с западной стороны. Незаметно переплыть реку с бурным течением было довольно сложно, а мосты, связывающие правый берег с левым, не строились. Но в период правления четвертого древнеримского царя присоединившего к Риму располагающийся на другой стороне реки холм Яникул, пришлось-таки возвести первый в римской истории свайный мост через Тибр. Он был построен в конце 7 века до н.э. исключительно из древесины, без использования гвоздей и железа. Не раз старый мост Субличио разрушался по разным причинам, но его вновь восстанавливали и реконструировали.

Нынешний мост выглядит совсем по-иному, так как его опоры выполнены из камня, да и расположен он чуть ниже по течению Тибра, нежели прежний.

Мост Субличио

Свайный мост

Старый Ponte Sublicio соединял Бычий форум, располагавшийся в ложбине между холмами Палатин, Капитолий и Авентин, с современным, . На сегодняшний день от моста не осталось никаких следов, но есть предположение, что он находился в районе современной улицы виа дель Порто (via del Porto). Гипотеза основана на том, что в этом районе вплоть до 1890 года располагались разрушенные части моста, пока их не демонтировали в ходе мер по защите Рима от наводнений.

Свайный мост Субличио (реконструкция)


Мост Субличио считался Священным . Он использовался не только в целях обороны Рима, но и в обрядах. В случае опасности строение разбирали, а во время религиозных церемоний с него сбрасывали в Тибр дары богам, в частности, соломенные чучела. Бывали случаи, когда в качестве доказательства своей правоты с моста в реку прыгали известные римлянам горожане. Считается, что от слова «ponte» произошли понятия «pontefice» или «pontifex», что означает «папа римский» или «понтифик». Из этого можно сделать вывод, насколько важен для римлян был мост. Название «Sublicio» он получил, скорее всего, от слова «sublica», означавшего у одного из италийских племен – вольсков – не что иное, как деревянные распорки, с использованием которых был возведен первый Свайный мост Рима.

Легенда о Горации

С деревянным Ponte Sublicio связана одна из легенд о том, как древнеримский герой Гораций Коклес с двумя боевыми друзьями спас Рим от нападения этрусков. События происходили в 6 веке до н.э., после того, как последний царь Древнего Рима был изгнан из города гражданами, недовольными его политикой, насилием и злоупотреблениями властью. Недолго думая, он обратился к этрусскому правителю Порсену за помощью, который согласился пойти войной на Рим и вернуть трон горе-царю, о чем незамедлительно отправил послание молодой Республике. В нем, в частности, говорилось, что через месяц этрусские воины подойдут к Яникулу.

Плохая весть быстро распространилась по окрестностям Рима. Со всех сторон жители съезжались на защиту города, бросив урожай на полях и ремесла. Все было подготовлено к встрече врага, но увидев, как подошедшее многочисленное войско почти мгновенно справилось с укреплениями, возведенными на Яникуле, многие бросились в бегство. В тот момент, когда вражеские полчища двинулись к Свайному мосту, на нем находилась охрана под командованием Горация, но воины не стали дожидаться своей погибели и разбежались. В результате на мосту остался лишь Гораций и два его храбрых товарища. Но вряд ли они смогли бы защитить город от врагов.

Решение легендарному герою пришло быстро. Он вышел навстречу этрускам, приказав разрушить за собой мост. Гораций стоял на Субличио в полном одиночестве, отвлекая внимание недоуменных чужаков своей отвагой и дерзкими выкриками о том, что этрусские воины являются царскими рабами и не знают о свободе ровным счетом ничего! Зачем же тогда они пришли отбирать чужую?

Гораций Коклес разрушает свайный мост Субличио


Опомнившись, враги начали закидывать героя стрелами, но, к счастью, ни одна из них не ранила защитника. На этот раз его спас щит. Тогда этруски двинулись вперед, чтобы убрать с дороги смельчака. Но в этот момент за спиной Горация послышался треск, возвещавший о том, что Свайный мост разрушен. Сразу же после этого Гораций, попросив помощи у Тибра и не сняв доспехов, бросился в бурлящие потоки реки. Примечательно, что Коклес не только не утонул, но и доплыл до берега. Он даже не был ранен, несмотря на град преследовавших его стрел. Хотя в некоторых трудах встречаются описания о том, что одна из стрел попала-таки в ногу Горация, и он остался на всю жизнь хромым.

Римляне отблагодарили своего героя. Он смог увидеть собственную статую на городской площади, а в голодное время никогда не оставался без пищи, так как каждый делился с ним своими запасами. Кроме того, Горацию был выделен земельный надел таких размеров, какие он в состоянии был обрабатывать.

Новый мост Субличио

Работы по возведению каменного Ponte Sublicio начались в трудный для страны 1914 год, который пришелся на начало Первой мировой войны. Средств у правительства катастрофически не хватало, поэтому строительство затянулось. Но в 1917 году выделить необходимую сумму получилось, в результате чего в 1918 году мост был завершен.

Когда мы задумываемся о строениях, которые сохранились до наших дней, мы, как правило, вспоминаем Колизей, падающую башню в Пизе и пирамиды. Но как насчёт сооружений, которые используются - по своему прямому назначению - до сих пор?

Пока большинство древних сооружений получило вторую жизнь в качестве туристических достопримечательностей, обычный непритязательный мост может сохранять своё изначальное предназначение на протяжении веков.

Существует много мостов, которые были возведены сотни лет назад и всё так же используются в повседневной жизни в наши дни благодаря тому, что их строили на века.

В то время как старые мосты чаще всего разрушаются из-за стихийных бедствий, взрываются во время войн или сгорают в результате трагических катастроф, мосты из этого списка пережили века, относительно не изменившись.

10. Мост Фабриция (Pons Fabricius), Рим, Италия

Римляне построили много того, что выдержало испытание временем. Благодаря их жёсткой и эффективной методике строительства несколько важных сооружений, возведённых в римскую эпоху, стоят по сей день. Если вам захочется внимательно осмотреть и изучить плоды их ручной работы, то отправляйтесь в Рим и посетите мост Фабриция.

Мост был построен Луцием Фабрицием в 62 году до н.э., вероятно, взамен сгоревшего деревянного моста. Можно сказать, Луций приказал его построить, так как он написал это на мосту в четырёх разных местах.

В 21 году до н.э. два консула, Марк Лоллий и Квинт Эмилий Лепид, подкорректировали мост, чтобы он лучше сохранился после наводнения, произошедшего в 23 году до н.э. Правда, какие именно улучшения были осуществлены, нигде не указано.

Возможно, это была надстройка небольшой арки на мосту, которая ослабляла давление во время наводнений. Вероятно, только это и помогло мосту сохраниться на протяжении веков.

9. Понте Веккьо (Ponte Vecchio), Флоренция, Италия


Построенный в 1345 году, мост Понте Веккьо находится во Флоренции (Италия). Он был возведён взамен деревянного моста, не выдержавшего во время наводнения, поэтому до сих пор сохранился в своём первозданном великолепии.
Интересной особенностью моста Понте Веккьо (что в переводе с итальянского означает "старый мост") является сводчатая галерея с магазинчиками. Сегодня здесь продаются ювелирные украшения и различные сувениры, а изначально в пассаже находились лавки мясников. Собственно, из-за торговцев рыбой и мясников, которые торговали здесь в XV веке, на мосту всё ещё чувствуется неприятный запах.

Учитывая, что в то время Флоренция становилась столицей Возрождения, великий герцог Фердинанд I запретил на мосту продажу мяса и рыбы, приказав, чтобы на нём находились лавки лишь золотых и серебряных дел мастеров, что создавало городу привлекательный образ, способствуя увеличению потока богатых иностранных туристов.

Мост вряд ли дожил бы до настоящего времени, если бы не акт уважения, проявленного во время Второй мировой войны. Когда немецкие солдаты уходили из города, они взрывали все мосты при отступлении. Мост Понте Веккьо - единственный мост, который они не тронули, предпочтя уничтожить доступ к нему, нежели его самого.

8. Мост Риальто (Ponte Di Rialto), Венеция, Италия


Итальянский мост был возведён в 1591 году на месте разрушившегося деревянного моста. Он был спроектирован архитектором Антонио де Понте, который в условиях жёсткой конкуренции участвовал в конкурсе на лучший проект моста наряду с такими выдающимися архитекторами, как Микеланджело, Палладио, Виньола.

К сожалению, после того, как мост был построен, он не встретил восторженной реакции среди местных жителей. Со стороны критиков он получил как похвалу, так и презрительные насмешки, резко осуждавшие его дизайн - "неустойчивый и неизящный". Такое же внимание было привлечено к Эйфелевой башне после того, как она была построена.

Несмотря на критику, мост остался почти нетронутым с момента своего появления. Учитывая, что он должен был иметь 7-метровую арку, чтобы под ним могли проплывать галеры, а также быть достаточно крепким, чтобы в центре него мог разместиться ряд лавок, он должен был быть конструктивно устойчивым и прочным. Мост Риальто настолько прочен, что во время беспорядков в 1797 году с него стреляли из пушек.

7. Мост Хаджу (Khaju Bridge), Исфахан, Иран


Строительство этого моста, возведённого на фундаменте старого моста в 1667 году, началось по приказу шаха Аббаса II. В качестве моста он выполняет свою основную цель - позволяет людям переходить через реку Заянде (Zayandeh River), но он имеет и другое применение. Мост Хаджу также функционирует в качестве плотины (и имеет шлюзы), а его наиболее интересное использование имеет социальный аспект.

Несмотря на то, что мы не привыкли к мостам, которые должны использоваться, как место для общественных встреч, это не остановило шаха Аббаса II в попытке построить один из таких. Вдоль моста до сих пор можно видеть впечатляющие рисунки и узоры из керамической плитки. В середине был построен павильон, чтобы шах Аббас II и его придворные могли наслаждаться живописным пейзажем.

В наши дни в павильоне располагается кафе и художественная галерея. В павильоне было установлено каменное сиденье, сидя на котором шах Аббас II наслаждался видом на реку. Это место по-прежнему находится там же, но уже в виде остатков былой славы.

6. Мост Шехара (Shaharah Bridge), Амран, Йемен


Мост Шехара (или "Мост вздохов", как многие его называют), построенный в XVII веке, находится на высоте 200 метров и соединяет собой две горы - Джебель-аль-Эмир (Jabal al Emir) и Джебель-аль-Фаиш (Jabal al Faish).

Местным жителям, чьи дома располагались на склонах обеих гор, было трудно добираться друг к другу в гости, так как для этого им предстояло сначала спуститься с одной горы и подняться на другую. Мост возвели для того, чтобы соединить две деревни по обеим сторонам глубокого ущелья, тем самым экономя время и усилия местных жителей.

Это был не просто опасный район для транспортных средств. Учитывая, что это был единственный въезд в город Шехара, мост должен был быть укреплён, чтобы отражать атаки турецких захватчиков. Говорят, что местные жители знают способ разрушить мост в любой момент, изолировав жителей от опасности.

Сегодня мост Шехара является главной туристической достопримечательностью и по-прежнему служит местным жителям в качестве действующего моста.

5. Мост Джэндэрэ (Cendere Bridge), Эскикале, Турция


Также известный под названием Сэвэран, мост был возведён во II веке силами четырёх городов Коммагенского царства. Мост построен в честь римского императора Септимия Севера (Septimius Severus), его жены Юлии и их двоих сыновей - Каракаллы и Геты. Будучи одним из самых древних, он также является вторым самым длинным мостом, построенным римлянами.

С каждой стороны моста возвышаются по две колонны, олицетворяя собой членов императорской семьи: Севера и Юлию с одной стороны и Каракаллу и Гету - с другой. Если вам случится побывать на мосту Джэндэрэ, то вы увидите, что колонна, олицетворяющая собой Гету, отсутствует.

Всё потому, что Каракалла убил Гету из-за постоянного соперничества, как говорят, прямо на руках у матери. Более того, Каракалла зашёл так далеко, что приказал убить всех друзей и союзников Геты, а в качестве окончательного удара по наследию Геты он приказал уничтожить любое упоминание о брате, чтобы его имя было стёрто из истории - в том числе и колонну, символизирующую Гету.

4. Мост Аньцзи (Anji Bridge), Шицзячжуань, Китай


Мост Аньцзи, возведённый в 605 году, является старейшим мостом в Китае. Мост, название которого в переводе с китайского языка означает "Мост безопасной переправы", можно сказать, был построен на века.

Он был спроектирован, чтобы стать одним из лучших в мире. В то время он считался технически прогрессивным, так как имел самую большую арку. Учитывая, что он по-прежнему является достаточно прочным, очевидно, что мост Аньцзи, будучи очень амбициозным сооружением, построен не в ущерб своему внешнему виду.

Между прочим, мост прошёл гораздо больше, чем просто проверку временем. Ему удалось выстоять после 10 наводнений, 8 войн и бесчисленного количества землетрясений, а ремонтных работ для него потребовалось всего 9 раз за весь задокументированный срок службы.

3. Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), Рим, Италия


Построенный по приказу императора Адриана в 136 году, мост Святого Ангела - один из самых известных в Риме и один из самых красивых.

В какой-то степени император построил мост ради собственного тщеславия, так как его основное предназначение - соединить весь город с мавзолеем Адриана, замком Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).

Одно из наиболее красивых усовершенствований моста произошло спустя много столетий после смерти императора. В 1668 году итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) украсил мост по всей длине десятью статуями ангелов, две из которых он создал лично. Каждый из ангелов держит в руках символ распятия Иисуса Христа. Даже сейчас, по прошествии нескольких веков, мост и ангелы по-прежнему стоят, являясь знаменитой и прекрасной достопримечательностью.

2. Тарр Степс (Tarr Steps), Эксмур, Англия


Тарр Степс (известное как "мостки") представляет собой переправу из плит на каменной опоре. Учитывая конструкцию моста, сложно сказать, когда он был построен: предполагается, что в период с 3000 года до н.э. до времён Средневековья. Первое документальное описание моста было сделано во времена Тюдоров, то есть, по крайней мере, в конце XV века.

О Тарр Степс ходит легенда, будто он был построен самим дьяволом, поклявшимся убить каждого, кто осмелится его пересечь. Тогда местные жители, желая проверить теорию, отправили по нему кота. Кот испарился. Затем они отправили через мост викария, чтобы он встретился с дьяволом на середине моста. После того, как они договорились, дьявол сказал, что мостом может пользоваться любой, но если он захочет использовать это место для принятия солнечных ванн, то запрет на пользование мостом будет возобновлён. Так что если захотите пройти по мосткам Тарр Степс, сначала убедитесь, что на вашем пути не лежит загорающий дьявол.

К сожалению, Тарр Степс является небольшим исключением среди мостов, простоявших нетронутыми на протяжении веков. Учитывая, что груда камней является не лучшим фундаментом, некоторые из них с течением времени были снесены в результате наводнений. По этой причине все камни были пронумерованы, чтобы в подобном случае их можно было установить обратно туда, где они и лежали, дабы мост сохранил свою аутентичность. Несмотря на то, что некоторые камни уже несколько раз устанавливались обратно, технически он по-прежнему является тем же мостом.

1. Мост Аркадик (Arkadiko Bridge), Арголина, Греция


Этот мост является древнейшим из сохранившихся арочных мостов, который по-прежнему используется по своему прямому назначению. Предполагается, что он был построен в период Греческого бронзового века, в 1300-1200 г.г. до н.э.

Во времена Микенской цивилизации мост являлся частью военной дороги, которая пролегала между городами Тиринф (Tiryns) и Эпидавр (Epidauros). Ширина моста составляет почти 2,5 метра, что является гораздо шире, чем у обычных пешеходных мостов. По мнению историков, мост был спроектирован таким образом, чтобы по нему могли проезжать колесницы.

Что делает его ещё более впечатляющим, это то, что он был полностью сооружён из известняковых камней без использования какого-либо связующего вещества. Это значит, что мост Аркадик исключительно благодаря мастерству его строителей простоял три тысячелетия, начиная со времён Микенской цивилизации, и сохранился до наших дней.