Советы

Герб, гимн и флаг монголии. Монголия: флаг

Монгольский флаг – символ нации с богатыми традициями духовности. Цвета полотнища рассказывают о ценностях демократического государства. Золотая эмблема соёмбо – древний буддийский знак и воплощение монгольского народа. За вековую историю флага расцветка и изображения модернизировались, но сохраняли черты национальной идентичности.

Описание

  • Официальное название – «Монгол улсын трийн далбаа» (русский перевод – «Государственный флаг Монголии»).
  • Полотнище в форме прямоугольника. Длина вдвое больше ширины.
  • Поле по вертикали разделено на 3 части. В центре – темно-синяя полоса. Крайние части – красные.
  • В середине красной полосы, примыкающей к древку, изображена золотая эмблема соёмбо. Это стилизованное изображение башни, состоящей из символов: солнца, полумесяца, пламени, стрел, стен-прямоугольников и круглого знака «неспящих рыб».

Символика цветов

  • Синий означает чистое небо.
  • Красный – символ огня, дарующего тепло и жизнь. Цвет ассоциируется с национальной независимостью, достигнутой в демократической революции 1921 г.
  • Золотой цвет – знак вечности и преемственности поколений.

Расшифровка эмблемы соёмбо

Знак известен с XVII в. Духовный символ распространился в Монголии одновременно с популяризацией буддизма. Название переводится с санскрита как «Самозародившийся».

Соёмбо – это схематическое изображение развития монгольской нации. У каждой детали рисунка есть трактовка:

  • Огонь вверху говорит о непрерывности жизни в ряду поколений.
  • Солнце и полумесяц в фольклоре почитаются как мать и отец монгольского народа. Оба светила ассоциируются с вечностью.
  • 2 треугольника – это стрелы. Знак, вершиной обращенный к центру соёмбо, понимается как поддержание государственного порядка. Стрела внизу эмблемы символизирует защиту от внешних врагов.
  • Круглая эмблема, разделенная на 2 фрагмента с точками, – образ «неспящих рыб». Изображение символизирует настороженность и готовность бороться с опасностью.
  • Горизонтальные полосы – знаки правды и верного служения во имя процветания государства и нации. Элементы ассоциируются с ровным ландшафтом степи.
  • Вертикальные прямоугольники – дружба и единство народа как основы монгольской государственности.

История

Ранние символы монгольской государственности датируются XIII в. Это флаги империи Чингиз-хана. Изображения не сохранились, о внешнем виде можно судить лишь по письменным источникам. В хрониках упоминаются черно-белые полотнища с резными концами (или хвостами). Белый и черный цвета ассоциировались с божествами-покровителями мира живых и мертвых. Для окантовки полотнищ могли использоваться настоящие конские хвосты.

Флаги Монгольской империи XIV в. реконструировались по европейским картам. Государство помечалось белым полотнищем с тамгой (родовой эмблемой) правящей династии Бату. После утверждения ислама в качестве государственной религии (1313 г.) на флагах появился знак полумесяца.

С XVII в. монгольские земли стали частью китайской Империи Цин. Собственной государственной символики у провинции не было.

Независимая монархия

В 1911 г. после падения Империи Цин Монголия стала независимой теократической монархией. В стране использовалось несколько вариантов флага, но в законодательстве рисунки не фиксировались. Одно из полотнищ – красное поле с соёмбо и золотой окантовкой по краям.

Революция

1921 – год Монгольской революции. К власти пришло прокоммунистическое правительство. Новый флаг – красное полотнище с изображением солнца и полумесяца.

Монгольская Народная Республика

В 1924 г. учреждена Монгольская народная республика (МНР). В центре красного флага вновь стали изображать эмблему соёмбо. Снизу помещался цветок лотоса – буддийский символ чистоты и благодати. По обе стороны от рисунка написано полное официальное название Монгольской народной республики.

В 1940 г. принята 2 конституция МНР. Страна сближалась с СССР. Дизайн флага изменился: в новом варианте он напоминал полотнища советских республик. В центре красного поля появилась национальная эмблема – наездник, скачущий навстречу восходящему солнцу. Сцену окружали изображения сельскохозяйственных животных.

В 1945 г. введен трехполосный красно-синий флаг с золотым соёмбо. Во главе буддийской эмблемы располагалась пятиконечная звезда – символ социалистического строя. Флаг официально принят в 1949 г. и описан в конституции 1960 г.

К современному изображению

В 1992 г. МНР переименована в Монголию. В том же году утвержден современный вариант флага – без пятиконечной звезды.

В 2012 г. стандартизированы цвета государственной символики. Оттенок центральной синей полосы на флаге стал более темным.

Внутренняя Монголия остается автономной областью в составе КНР. Жители региона пользуются государственной символикой Китая.

Факты

  • 10 июля – День государственного флага Монголии. В честь праздника на центральной площади Улан-Батора проводится военный парад.
  • Верхний фрагмент соёмбо: пламя и солнце с полумесяцем – присутствует также на и .
  • Вывешивание монгольского флага на территории Внутренней Монголии порицается. В январе 2019 г. факт использования зафиксирован в одной из школ Чифэна. Фотографии детей, празднующих Новый год в окружении монгольских флагов, попали в интернет и вызвали скандал в Китае.
  • Монголия заключает взаимовыгодные договоры об «удобном флаге» с частными зарубежными судовладельцами. Государство получает доход, предприниматель – выгодные налоговые условия торговли. Иностранные суда выходят в море под флагом Монголии, хотя у самой страны прямого доступа к водным путям нет.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ

ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТА МОНГОЛОВ

С древних времен разные народы и народности мира предпочитали и превозносили одни цвета и запрещали пользоваться другими.

У монголов сохранились традиции и обычаи, связанные с цветовой символикой. Они передавались из поколения в поколение, бережно сохраненные в устном народном творчестве. Любимые цвета и краски у разных народов используются в названии государства, городов, изображении государственного флага и герба, проведении обрядов, национальных праздников, оформлении орденов и медалей, национальной валюты, а также одежде.

У монголов цвет играет большую роль, так как каждый определенный цвет несет в себе определенный смысл, символизирует конкретное понятие. Поэтому в колорите предметов роскоши, быта, жилья цвета подбираются с большой тщательностью и знанием их символики.

В росписи домашней утвари, цветовом решении зданий монастырей использовались в качестве основных цветов красный, синий, желтый, зеленый, белый , а черный , ярко-розовый , бледно-розовый применялись в качестве дополнительных. Эти краски использовались лишь в украшении наружной и внутренней частей монастыря. Окна, двери и столбы обычно красились в темные тона или же черным или красным цветом, балки потолка - синим или зеленым, сам потолок - золотисто-коричневым, зеленым или серым.

Почти вся домашняя деревянная утварь красилась в красный цвет, и уже на него наносился орнамент. Пять основных цветов гармонично сочетались также в национальной одежде монголов.
Источники устного народного творчества, этнографические памятники монгольского народа свидетельствуют о том, что из основных пяти цветов монголы с давних времен отдавали предпочтение белому, синему и красному .

Издавна у монголов белый цвет олицетворял начало, истоки чего-либо. Так, начало нового года называли «белым месяцем». Определение «белый» употребляется в монгольском языке и устном народном творчестве в таких выражениях, как честный труд, материнское молоко, истина, открытая душа человека, придавая им особый смысл, олицетворяя уважение и почитание всего того, что честно, справедливо и прекрасно в человеческой жизни. Это говорит о том, что издревле белый цвет - цвет чистоты и невинности - считался у монголов почетным и сокровенным.

Синий цвет - цвет неба символизировал вечность, постоянство, верность. Монголы, создавая первое государство, назвали его «синим монгольским государством», цвет флага был синим, столица называлась «синий балгасун» (синий город), дворец хагана - «синим дворцом», т.е. ко всем понятиям, связанным с государством в качестве определения служили слова «голубой, синий».

Красный цвет - цвет радости символизировал счастье, победу, радушие. В устном народном творчестве этот цвет олицетворял собой все возвышенное, почетное и прекрасное, например, красное солнце, красный огонь, пламенная душа и др. Огонь и солнце, дарящие людям тепло и свет, особо почитались монголами и, поэтому символом древнего монгольского государства служило красное солнце. Монгольские девушки обвязывали голову красной ленточкой, символизирующей молодость и свежесть. Золотисто-желтый - это, пожалуй, самый почетный цвет, ибо в нем сочетаются все основные краски монголов.

Так, по традиции документ государственной важности или почетная грамота писались на бумаге или шелке желтого цвета . Это придавало написанному особое значение, указывало на то, что с ними следует обращаться особенно почтительно. Желтый цвет почитался в народе как цвет золота, определением к выражениям - желтая земля, вольная степь, гобийские просторы - служили слова «золотисто-желтый». Черный цвет воспринимался в народе как цвет, противоположный белому. В исторических памятниках этот цвет символизировал несчастье. Бедствие, угрозу, измену. Кроме того, этот цвет обозначал также понятие и единичный, «простой», «единственный». Все основные цвета, кроме черного, считались благородными и глубоко почитались в народе.


Модель передвижной юрты-ставки Чингисхана на колесах. Ордос. Провинция Внутренняя Монголия. Китай.

«Владыка Человечества»

«Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство».
ЧИНГИСХАН.

«Мы взяли Берлин, а не противник – Москву. Наша пассионарность оказалась выше немецкой. […] Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары – могут, а немцы – нет».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Кто владеет прошлым – тот владеет настоящим.
Кто владеет настоящим – тот владеет будущим.

Монгольская Империя сложилось в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников.


Коронация Чингисхана. Миниатюра из средневекового манускрипта «Книга чудес» Марко Поло, Национальная библиотека Франции.

Всего за четверть века, пишут английские историки, Чингисхан завоевал территорию, по площади гораздо большую, чем Римская Империя за 400 лет. Он объединил более 700 племен и народностей – от Японского до Каспийского моря. Будучи военным стратегом, он разработал революционную для своего времени тактику применения легкой кавалерии; ввел бумажные деньги, внедрил почтовую систему, придерживался религиозной терпимости. Однако завоевания Монгольской Империи обошлись покоренным народам более чем в 40 миллионов человеческих жизней.


Карта Монгольской Империи конца XIII в. Общая площадь этого государства составляла около 33 миллионов квадратных километров: от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии.

Столицей государства стал Каракорум, основанный в 1220 г. после того, как Ставка Чингисхана был перенесена на берега реки Орхона.
Свое имя город получил по названию окрестных гор, что в переводе с монгольского означало «черные камни вулкана».


Современная панорама нового и старого Каракорума.

Застройка Каракорума началась после воцарения Угэдэя, сына Великого Завоевателя, в 1229 году. Он воздвиг там «Дворец десяти тысяч лет благоденствия». Каждый из младших Чингизидов также должен был выстроить здесь по дворцу. Затем все постройки обнесли крепостной стеной.


Макет древнего Каракорума.

Каракорум был центром производства вооружений и оснащения войск. Во время походов Хан оставлял здесь свою семью.
В 1388 г. город разорили китайские войска Минского государства.


В настоящее время Каракорум находился на территории Монголии.

Разбирая государственную символику Монгольской Империи, мы находим в ней немало созвучий с таковой же Киевского Княжества и Московского Царства.
Перед тем, как изложить факты, подчеркнем: мы далеки от мысли о ПРЯМОМ ЗАИМСТВОВАНИИ.
Обращаем внимание лишь на СХОДСТВО и полагаем, что это вряд ли только случайные совпадения.
Прообразом герба Монгольской Империи была тамга Чингисхана – родовой фамильный знак. Само это слово тюркского происхождения означало «тавро», «клеймо», «печать».


Постамент памятника возле Дома правительства в Улан-Баторе с тамгами монгольских родов.

Потомок того или иного рода наследовал тамгу своего предка, прибавляя к основному начертанию свой элемент.
Монгольские тамги на монетах см.:
http://info.charm.ru/library/tamgha.htm
Первоначально основным элементом герба Чингисхана, был ворон, а затем сокол.


Вороны на несторианских крестах XIII-XIV вв., которые до сих пор находят в погребениях в Монголии и северо-западном Китае.


Даши Намдаков. Ворон.

Впоследствии птицы трансформировались в трезубцы или двузубцы, подобные гербу Рюриковичей. Только у последних птица «атаковала, пикируя вниз», а у Чингизидов – «взмывала в небо».


Всадники с тамгами на одном из памятников в Монголии.

Другое геральдическое созвучие – Двуглавый Орел. Современный историк из Казани, изучив отрывок из татарской рукописи «Дефтер-и Чингис-наме», обратила внимание на один из клановых атрибутов Великого Хана: «ике баш кара кош» – двуглавую черную птицу (Исхакова Д.М. «Дом Чингиз-хана» (Алтын Урук): клановая принадлежность и ее атрибуты // Этнологические исследования в Татарстане. Казань, 2007).
Одно из первых появлений Двуглавого Орла известно на медных фоллариях, отчеканенных в конце XIII – первой половине XIV вв. на монетном дворе Сакчи (в районе Дуная) с изображением тамги беклярбека Ногая.
Таким образом, на одной монете присутствует одновременно и Трезубец, и Двуглавый Орел.

Следующее появление Двуглавого Орла на золотоордынских монетах зафиксировано при ханах Узбеке и его сыне Джанибеке, правивших, соответственно, в 1313-1341 и 1342-1357 годах.
Появлялся Двуглавый Орел и на крымских монетах хана Тохтамыша, однако именно монеты Узбека и Джанибека имели особое значение. Заключалось оно в том, что они были медные, а потому имели широкое хождение в русских пределах в период, предшествовавший Куликовской битве.

Среди ученых существует несколько версий истории появления Двуглавого Орла на монетах Золотой Орды.
Одни исследователи полагают, что это следствие византийского влияния. Эмир Ногай, ханы Тохта (1291-1312) и Узбек (1313-1341) были женаты на Принцессах из Династии Палеологов, равно как и монгольский хан Ирана Абака, на монетах которого чекана 1280 г. также встречается Двуглавый Орел.
Другие ученые придерживались мнения о восточном происхождении этого символа, обращая внимание на то, что Двуглавый Орел встречается на монетах мусульманских государств Востока еще с конца XII века.
Спору нет, Двуглавый Орел – один из хорошо известных символов Древнего Востока. Он зафиксирован на артефактах Халдеи VI в. до Р.Х. и Каппадокии IV-III вв. до Р.Х. Хорошо известен он также был и в Сасанидском Иране.


Один из листов книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего», созданной в 1258 г. иранским ученым и литератором Закарией Казвини (1203-1283).

Сказанное – еще раз повторим – не повод говорить о заимствовании, но возможность задуматься о «странном сближении». (Особенно учитывая двойное – памятуя герб Рюриковичей – совпадение.) «Странное» оно – для нас, потому что не понято и не осмыслено пока что – нами.
Вспомним в связи с этим оброненное когда-то в личном разговоре Ю.Н. Рерихом: «Понимание многозначно».
И еще: толкуя о созвучиях с тем, что находится ныне за пределами нашей страны, вспомним о гораздо менее известных, но более значимых – отечественных.
Речь идет о т.н. «шаманских бляшках» (произвольно названных так археологами). Время их бытования определяется III-XII вв. по Р.Х. Ареал распространения – лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.
Среди этого культового бронзового литья, более известного как «Чудские древности Рифея» или как «Пермский звериный стиль», – двуглавых птиц немало.

Подобную же двуглавую птицу с неизменной левосторонней свастикой часто находят в несторианских погребениях XIII-XIV вв. в Монголии и на северо-западе Китая.

Ни прошедшие века, до неузнаваемости перекроившие границы, ни возникшие на этом месте другие государства, ни расселившиеся в их пределах иные народы, – все эти глобальные, казалось бы, перемены не превратили Империю Чингисхана, по настоящему, в историю.
После уничтожения выманенной на территорию РСФСР Азиатской конной дивизии барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга и пленения самого генерала, в Монголии, с помощью большевиков из России, был установлен «народно-революционный» режим. Главными его задачами стало упразднение буддийских монастырей, физическое уничтожение ламства и Чингизидов.
Последних выявляли, хватали, уводили в степь и расстреливали, погребая в безымянных братских могилах. Некоторых (исходя из каких-то не совсем пока что ясных соображений) отправляли на территорию СССР в сибирские лагеря, где они безследно исчезали.
Уничтожение всяческой памяти о Чингисхане было одной из приоритетных задач руководства Монголии и позднее. Так, в 1960-х было уничтожено, чудом сохраненное буддийскими монахами Знамя Чингисхана Сульдэ, что в переводе с монгольского означает «жизненная сила», «судьба». Согласно монгольским верованиям, Сульдэ было хранителем не только племени, но и всего народа и войска в целом.


Воины Чингисхана. Скульптурная группа на арке у памятника Чингисхану в аэропорту Улан-Батора.

Однако, похоже, ниспровергатели, в конечном счете, просчитались, недооценив жизненную силу Чингизидов. Проведенные исследования показали, что, согласно тестам ДНК, каждый 500-й житель Азии является потомком Чингисхана:
http://alades.livejournal.com/250134.html
После падения прежней власти в Монголии там было установлено более десятка памятников Великому Хану.


Памятник Оэлун (матери Чингисхана). Улан-Батор.

В 2008 г. в 54 километрах от Улан-Батора на берегу реки Туул была воздвигнута гигантская конная статуя Чингисхана. Высота ее 40 метров (она считается самой высокой в мiре). Обшита она 250 тоннами сверкающей нержавеющей стали.
Статуя покоится на 10-метровом постаменте, окруженном 36 колоннами, символизирующими правителей Монгольской Империи от Чингисхана до Лигден хана.
«Великий Потрясатель» простер руку в сторону места своего рождения – реки Онон в Забайкалье. Само место для памятника тоже символическое: именно здесь, по преданию, он нашел золотой кнут.

В соседнем Китае также чтят память своего покорителя. В 2013 г. в городе Сунян провинции Жилин открыли величественный бронзовый памятник Чингисхану в парке культуры его имени.

Целый комплекс Чингисхана построили в Китае в городе Ордосе во Внутренней Монголии. Слово Ордос в переводе означает «Дворцовый комплекс», но при этом оно созвучно также и слову Орда.
Место это также историческое. С XVII в. Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе считалась местом захоронения Чингисхана. Здесь стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками.
«Ордос, – писал посетивший это место сибирский исследователь Г.Н. Потанин, – имеет три святыни – Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана […] На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз. […] Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов – очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. […] Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана…»


Мавзолей Чингисхана в Ордосе.

В комплексе мавзолея Чингисхана в Ордосе выделяется 21-метровая конная статуя Великого Хана. В руках у него Судьдэ. На постаменте выбита надпись на монгольском языке: «Сын Неба». (Так называл себя он сам.)

Чтят Великого Завоевателя и вне Азии. В 1995 г. решением ЮНЕСКО он был объявлен «самым великим человеком последнего тысячелетия». В Вашингтоне даже планируют установить ему памятник.
С такой инициативой выступила монгольская диаспора США, насчитывающая около двух тысяч человек. По их мнению, статую Чингисхана следует присоединить к пантеону американских президентов, украшающему американскую столицу. Идею одобрили и монгольские дипломаты «Настало время, – утверждают они, – встречи Востока и Запада».
Пока в США собираются с мыслями, в Великобритании это уже сделали.
14 апреля 2012 г. в ознаменование 850-летия основателя Монгольской Империи в Лондоне неподалеку от Гайд-парка установили бронзовую статую работы бурятского скульптора Даши Намдакова.

О самом скульпторе и его работах мы расскажем в следующих наших постах.

Описание

Государственный флаг Монголии представляет собой прямоугольное знамя, разделённое на три равные вертикальные полосы. Боковые полосы окрашены в красный цвет, центральная - в синий. На красной полосе, примыкающей к древку, изображён жёлтый государственный символ Монголии "Соёмбо".

Символика

Синяя полоса указывает на безоблачное небо Монголии, красная - на огни костров в степи и кровь, пролитую во время борьбы за независимость государства. Золотисто-жёлтый оттенок обозначает стабильность и процветание. Толкование "Соёмбо" связано с древними тотемами монгольского народа и индо-буддийским философским учением. Мелкие знаки, входящие в состав символа, обозначают целые понятия (возрождение, вечность, справедливость, мужество). Особый интерес представляет изображение знака "анусвара", представляющего собой полукруг с тремя язычками пламени. Согласно буддийской философии, "анусвара" символизирует точку, с которой начала развиваться вселенная.

История

Официальный статус государственного флага Монголии полотнище получило в 1992 году. Предыдущая версия флага отличалась от нынешней изображением пентаграммы, обозначающей Полярную звезду (символ социализма).

Герб Монголии – государственный символ с функциями мощного талисмана и духовного защитника нации. Рисунок, основанный на буддийской философии, включает священные атрибуты счастья и благополучия. Изображение построено не по правилам европейской геральдики, поэтому официально знак считается не гербом, а национальной эмблемой.

Описание

  • Эмблема круглой формы. На небесно-синем фоне изображен крылатый золотой конь, летящий над зеленым полем. В центр фигуры вписана монгольская эмблема соёмбо.
  • У основания герба изображено буддийское колесо-дхармачакра с 8 спицами. Элемент перевязан синей лентой.
  • Вверху эмблемы – буддийский символ чандамань, состоящий из 3 драгоценных кристаллов.
  • Рисунок окантован геометрическим золотым орнаментом «тумен насан» – разновидностью свастики.
  • Подставка герба – раскрывшийся белый цветок лотоса.

Символика

Золотой конь на гербе Монголии – это Лунгта, монгольский талисман счастья и благополучия. В буддизме изображение животного помещается на обрядовые полотнища. Крылатый Лунгта символизирует жизненные силы.

Эмблема соёмбо на спине коня олицетворяет монгольскую нацию. Рисунок составлен из смысловых элементов, расположенных сверху вниз :

  • Пламя (символ тепла и жизни).
  • Луна и солнце (прародители монгол).
  • Стрелы-треугольники (военная мощь и защита границ страны).
  • Горизонтальные полосы (верное и честное служение народу, равнины монгольских степей).
  • Вертикальные прямоугольные стены (крепость государства).
  • Круглый знак двух «неспящих рыб» (бдительность и осторожность).

Вместе золотой конь и соёмбо трактуются как монгольская государственность и свободный дух.

Колесо дхармачакра внизу герба означает правду и закон. В буддизме это символ постоянного возрождения и движения к просветлению и счастью.

Синяя лента, увивающая колесо, – священный буддийский платок-хадак. Атрибут символизирует гармонию и умиротворение. Синий цвет ассоциируется с мужеством, спокойствием и верностью.

Знак «чандамань» в виде трёх драгоценных кристаллов – монгольский оберег, исполняющий желания. Три кристалла трактуются как прошлое, настоящее и будущее.

Белый лотос, лежащий в основании эмблемы, – восточный знак чистоты, свежести и благоденствия.

Орнамент-свастика – древний символ солнца. На гербе золотая узорная рамка означает сплоченность нации.

История

В XIII в., после формирования Монгольской империи, появились первые прототипы монгольского герба. Это тамги правителей – индивидуальные или семейные знаки. Тамга вырезалась на личной печати и заменяла подпись.

Сохранилась эмблема первого монгольского императора Чингиз-хана – белая птица с мотивом свастики на груди. Геометричный орнамент воспринимался как талисман, защищающий от бед и придающий сил.

В XIV в. среди монгольской государственной атрибутики появился черный двуглавый орел – византийский символ власти. Эмблема была личным знаком Ногая – правителя западных провинций Монгольской империи. Рисунок чеканился на медных монетах. Предположительно двуглавый орел проник в Монголию из Византии в результате династических браков правящих семейств.

После распада империи монгольские земли в XVII в. вошли в состав Китайской империи и утеряли символы суверенитета.

Первый герб самостоятельного государства появился в 1911 г., когда страна освободилась от китайского господства.

Эмблема Монгольской теократической монархии – соёмбо.

Монгольская народная республика

В 1924 г. утверждена Монгольская народная республика. Герб остался прежним, но форма соёмбо упростилась.

В 1939 г. под эмблемой появилась подставка в виде листьев лотоса.

1940 г.

В 1940 г. принята новая конституция и модернизированный герб. Центральная композиция – всадник с кнутом, скачущий навстречу рассветному солнцу. Рисунок обрамлен национальным орнаментом. По обе стороны от центра помещены изображения 4 сельскохозяйственных животных.

Эмблема приобрела социалистические детали. Вверху появилась пятиконечная звезда. Внизу – красная лента с названием Монгольской республики, написанным по-уйгурски.

1941 г.

В 1941 г. страна перешла на кириллический алфавит. На гербовой ленте название государства стали писать в соответствии с новой грамматикой: «БНМАУ» – сокращение от «Бгд Найрамдах Монгол Ард Улс» (Монгольская Народная Республика).

1960 г.

В 1960 г. в эмблему внесены коррективы. Всадник лишился кнута. Узорная рамка заменена на пшеничные колосья. Внутри пятиконечной звезды появился золотой символ соёмбо. Расцветка ленты стала соответствовать государственному флагу. Снизу добавилась шестеренка – образ трудового народа и промышленного производства.

В 1992 г. Монголия превратилась в демократическое государство. Тогда же принят современный вариант герба. Детали изображения описаны в 1 главе монгольской конституции.

Факты

  • Колесо-дхармачакра также присутствует на . Смысл и происхождение элемента на обеих эмблемах трактуется одинаково. По легенде, Будда крутил колесо с 8 спицами во время проповеди.
  • Длинный узкий платок-хадак – ценный подарок в странах буддизма. Он символизирует честность и благие намерения человека, преподносящего презент. Далай-лама Тибета дарит хадаки представителям иностранных государств.
  • Тамга Чингиз-хана – прототип первого монгольского герба – сегодня хранится в Национальном музее Монголии.
  • Существует версия, что унаследован от правителей Золотой Орды.