Билеты и регистрация

Понте веккьо. История старого моста флоренции Старый мост во флоренции


Понте Веккио (Ponte Vecchio, Старый мост) - самый старый и самый известный из семи мостов во Флоренции, перекинувшихся через реку Арно.

Понте Веккьо, каким мы знаем его сейчас, был построен в 1345 г. архитектором Таддео Гадди и представляет собой изящную трехарочную конструкцию с многочисленными лавками, расположенными по бокам моста.

Меня этот мост зачаровал с первого взгляда. Нет, даже не так. Я ждала встречи с этим мостом. Еще до поездки в Флоренцию я знала, что этот мост - одна из главных достопримечательностей Флоренции (а по части достопримечательностей этот город ну очень богат!).

А еще я знала, что такого рода мостов в Европе нынче почти не сохранилось, еще я слышала, что описанный Патриком Зюскиндом в романе Парфюмер знаменитый Мост менял раньше по своему облику был очень похож на Понте Веккьо. Вот только парижский мост менял нынче уже совсем не тот (см. картинки в конце постика), а флорентийский - сохранил свой первоначальный средневековый колорит. Особенно завораживающе смотрится этот мост в темной тосканской ночи при полной луне:

не судите строго, ибо штативом для съемки служил следующий, тоже весьма древний мост, с весьма выщербленными от времени оградами:

Посмотрим, как выглядит Понте Веккьо ночью?

Ночью все лавочки заперты. Причем, и сегодня все это выглядит совершенно как много веков назад:

По традициям Средневековья, мост был разделен на 38 абсолютно равных по размеру участков, на которых велась торговля. Здесь торговцы еще и жили. На вторых этажах, над своими лавками и складами.

Раньше здесь торговали сначала мясники, потом бакалейщики, кузнецы и другие торговцы. А еще позднее по приказу правителя Флоренции Фердинанда I здесь было разрешено торговать только ювелирными изделиями. Ими торгуют и сейчас.

А торговать мясникам на мосту запретили по очень интересной причине. Причина эта - строительство Коридора Вазари - крытой галереи километровой длины, проходящей над мостом Понте-Веккьо. Коридор был сооружен в 1564 г. по проекту Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). Он был построен всего за 5 месяцев, к свадьбе Франческо I Медичи (Francesco I de"Medici) и Джованны (Giovanna) Австрийской. Коридор представляет собой крытый проход, идущий высоко над землей, почти 1 км длиной и соединяющий Дворец Питти (Palazzo Pitti), служивший резиденцией Великого Герцога, и Уффици (Uffizi), или офисы, где он работал. Видите на фото внизу - под красночерепичной крышей, начинаясь справа, в галерее Уффици, коридор Вазари изгибаясь под прямым углом, идет над мостом Понте Векьо. Кстати, Из-за того, что жители одной из башен, через которую должна была пройти галерея, не согласились покинуть насиженное место, галерея имеет несколько необычную искривленную форму. Это хорошо видно на фото внизу.

И еще вот на этом фото хорошо видно: и мост Понте Векьо, и Галерею Уффици, и коридор Варзари (фото снято с высокой точки, которая называется Пьяццале Микельанджело, про это место я еще непременно напишу)

Начинаясь из западного коридора Галереи Уффици (вход между залами 25 и 34), коридор выходит к реке, и затем вдоль берега реки Арно, по Старому мосту (Ponte Vecchio) ко дворцу Питти. В то время на мосту располагался мясной рынок, неприятные запахи которого могли оскорбить аристократический нос герцога. Так что рынок перенесли в другое место, а на мосту с тех пор (точнее, с 1593 г.) находятся магазины ювелиров.

Днем на мосту бурлит жизнь. Толпы туристов глазеют и прицениваются к выставленным в древних лавках драгоценностям.

А сфотографированный накануне ночью балкончик (весь в цветах), который казался театральной декорацией, в свете дня обретает совершенно жилой и уютный вид:

А бюст Бенвенуто Челлини на мосту - это традиционное место тусовок всех хиппи Флоренции.

Так, чисто для справки: Мост Менял (фр. Pont au Change) — мост в центре Парижа, перекинутый через реку Сену. Своё имя мост получил из-за множества лавок менял, ранее располагавшихся в домах, которыми был застроен мост до 1788 года.

Считается, что именно этот мост Патрик Зюскинд описал в своём романе "Парфюмер". Мост Менял упоминается в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» — на мосту находится дом и лавочка парфюмера Бальдини. В ту же ночь, когда главный герой романа Гренуй покидает дом Бальдини, мост Менял рушится вместе со спящим парфюмером. В конце XVIII века с моста были снесены все постройки. Современный облик мост Менял приобрёл во времена Второй империи при бароне Османе.

У каждого города есть свое здание, которое является его символом, ассоциируется с городом. Наряду с Кафедральным собором Флоренции, старый мост эпохи Ренессанса под названием Понте Веккио – самое яркое место города

Самый известный мост во Флоренции , а также самый старый из мостов города. Понте Веккьо - структура с тремя каменными арками, построенная вместо старого деревянного моста, который пересекал реку Арно в этом месте еще с римских времен. Верхняя сторона моста, известная как коридор Васариано, была разработана архитектором Васари, чтобы связать Палаццо Веккио и Галерею Уфицци с дворцом Питти. Сегодня здесь находится знаменитая картинная галерея.

Мост этот застроен и населен людьми. Первоначально здесь были продуктовые магазины, но к концу 15-го столетия Понте Веккьо был облюбован ювелирами и серебряных дел мастерами. Посреди моста раположена открытая площадка, откуда можно наблюдать за рекой и за ее берегами

Утверждают, что отсюда пошла экономическая концепция банкротства: когда продавец не мог больше платить по своим долгам, то приходили солдаты и разбивали(rotto) его торговую лавку (banco). Эта практика стала называться “bancorotto” (разбитый стол). Так как у торговца больше не было стола, он был не способен больше ничего продавать

Во время Второй мировой войны Понте Веккио не был разрушен немцами во время их отступления 4 августа 1944, в отличие от всех других мостов во Флоренции. Был дан специальный приказ Гитлера, оставить мост целым и невредимым. Доступ к нему был, однако, затруднен разрушенными зданиями по обоим сторонам реки. Позже все здания были отстроены, часть из них по оригинальным проектам, а часть по новым

Вдоль моста Понте Веккио всегда было множество замочков, прикрепленных к различным местам, особенно на ограждения вокруг статуи Бенвенуто Челини. Эта традиция появилась во Флоренции недавно, хотя в России и в Азии она существует уже давно (пример – мост любви в Москве). Поспособствовал этому владелец магазина замков в конце моста. Вешают замки влюбленные: закрывая замок и бросая ключ в реку, что символизирует вечную любовь. Это хороший пример негативного воздействия массового туризма: тысячи замков периодически удалялись, портя или повреждая структуру векового моста. Со временем это делать перестали, после того, как городское правительство поместило на мосту знак, упоминая о штрафе в 50? за один замок любви. Оказалось, что желающих скрепить свою любовь за 50? значительно меньше

Во время Второй мировой войны при уходе германских войск из Флоренции было принято решение взорвать все мосты города, чтобы задержать стремительное наступление противника. Пять из шести мостов были действительно взорваны, но шестой - мост Понте Веккьо во Флоренции чудесным образом был спасен.

История и описание знаменитого моста Флоренции

Мост соединяет берега реки Арно с незапамятных времен, поэтому его текущее название переводится как «Старый мост». Вероятно, мост здесь был построен еще во времена этрусков, а с приходом римлян уже был перестроен в новом деревянном облике. С этих времен мост в этом месте стоит всегда, а после разрушения усердно заново отстраивается.

Река Арно отличается своим бурным поведением. За всю историю ее враждебный настрой много раз полностью разрушал мост. Одно из первых документированных свидетельств такого события относят к далекому 972 году. Далее идет череда восстановлений и разрушений, пока в 1332 году на этом месте не возводится каменный мост.

К этому времени город обзаводится еще несколькими мостами через Арно. Но сильное наводнение 1333 года в очередной раз вносит свои поправки в план города. Уровень воды на центральной площади Флоренции в это время превышал метр, были повреждены городские стены, погибло более 300 человек. Покровителем города считался Марс, чья статуя была установлена на входе Понте Веккьо, но наводнение не пощадило и ее. Позже на ее место установили статую Св. Иоанна Крестителя, и с тех пор стихия больше не нарушала прочность моста.

После наводнения за решение проблемы устойчивости моста взялись Нер ди Фиораванте и Таддео Гадди. В 1335-1345 годах ими были проведены работу по возведению и укреплению нового моста, который больше не должен был разрушаться под натиском разгулявшейся воды. С этого времени мост стоит и по наши дни, став визитной карточкой Флоренции.

Использование сегментных арок сделало его первым мостом такого типа во всей Европе. Крытый мост состоит из трех арок, поднимающихся на 4,4 метра. Центральный пролет достигает 30 метров, боковые чуть меньше - по 27 метров. Примечательно, что мост сделан широким - целых 32 метра.

Со времен Средневековья и до наших дней на мосту расположены лавки торговцев. Первоначально здесь находились мясники и кожевенники, но умный совет решил их убрать от символа Флоренции, заменив «благородными» ювелирами и прочими мастерами по драгоценному металлу. Об этом напоминает установленная здесь же статуя Бенвенуто Челлини - покровителя ювелиров Италии.

Бенвенуто Челлини

В 1565 году мост был дополнен крытой галереей, соединяющей Палаццо Веккьо с Палаццо Питти. Архитектором постройки выступил Вазари, поэтому ее называют «коридором Вазарино». С расположенной над лавками торговцев галереи открывается отличный вид на реку Арно и Флоренцию.

Коридор Вазарино

Очередное крупное наводнение произошло в 1966 году. Были смыты все лавки, но мост Понте Веккьо устоял. Действительно вечный мост, который славится популярностью у туристов, посещающих славный город Флоренцию.

История моста Понте Веккьо

Первый мост в самом узком месте реки Арно, в районе брода, был построен еще при римлянах, ориентировочно в I веке до н. э. При работах на дне реки вскоре после Второй мировой войны обнаружили бетонный фундамент, положенный под углом к берегам, чтобы мост мог выдержать частые разрушительные наводнения. До 123 года ширина моста увеличилась до 3 м, потому что через него провели Кассиеву дорогу, предназначенную для сообщения между Римом и северными провинциями. Несовершенные римские архитектурные хитрости не спасли мост: в VI-VII вв. он был разрушен совместными усилиями стихии и толп варваров, пронесшихся по Италии. В Средние века восстановленный мост как минимум дважды сметало наводнение. Предпоследний вариант был построен в 1177 году на дубовых балках, оставшихся от его предшественника. Поток 1333 года, самый бурный в истории Арно, уничтожил и его.

В 1345 году властям города надоело оплачивать регулярные реконструкции, и они заказали архитектору проект каменного моста. Джорджо Вазари, художник и историк искусств, утверждает, что этим мастером был Таддео Гадди, современные исследователи в этом сомневаются и приписывают авторство Нери ди Фиораванти. В любом случае новый каменный мост, спустя некоторое время получивший название Веккьо, то есть «старый», быстро стал бойким торговым местом. Из недоступных нашему пониманию санитарных соображений сюда переместили лавки мясников, чтобы они не оставляли отходы на улице вблизи дворцов знати, а сбрасывали их в реку. Вскоре переносных столов торговцам показалось мало, и мост по бокам оброс постройками, крепящимися над водой на кронштейнах. Красоты это ему не прибавило, зато от посетителей отбоя не было.

Этот мост считается старейшим во всей Флоренции, и при этом он не похож ни на один мост в Италии. Арочный мост, перекинутый через самое узкое место реки Арно, до сегодняшнего дня сохранил свой практически первозданный облик со времен своего строительства в 1345 году.

История достопримечательности

Нынешний мост Понте Веккьо во Флоренции сегодня перекинулся через реку Арно и является предметом живейшего интереса туристов. Он представляет собой третью по счету переправу через реку, построенной в этом месте Италии.

Первый виадук был выстроен еще в эпоху Древнего Рима . Он был деревянным и стоял на каменных пилонах. Намного пережив своих строителей, переправа была разрушена в 1117 году сильнейшим наводнением. Второй мост, построенный с учетом предыдущих ошибок строительства, продержался почти два века, но и его постигла та же участь, что и первый – сильнейший разлив Арно в 1333 году разрушил Ponte Vecchio почти до основания.

При строительстве третьего виадука архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы, наконец, найти решение, при котором переправа будет достаточно прочной и выдержит натиск воды при возможном разливе реки. К слову, проверить это пришлось на деле – многими веками позже, в 1966 году, очередной подъем воды затопил и Ponte Vecchio, и галерею Вазари, нанося урон и лавкам ремесленников, и бесценным произведениям искусства…

А пока, в XIV веке, флорентийские архитекторы решали, как совместить архитектурное изящество и прочность строения. Кстати, историки до сих пор ломают голову – кому же принадлежит авторство , кто является архитектором проекта на самом деле? Дело в том, что по одним документам архитектором строения называют Таддео Гадди, а более поздние источники уверяют — проект принадлежит Нери ди Фьораванте (Neri di Fioravante).

Название моста переводится с итальянского как «Старый мост».

Свое второе название – Золотой – Ponte Vecchio получил отнюдь не из-за того, что он является архитектурной ценностью. Начиная с XVI века, на мосту обосновались торговцы тем или иным товаром , получив разрешение от муниципалитета на строительство торговых лавок. И самое большое количество этих лавок принадлежало ювелирам. До наших дней сохранилась лишь одна лавка, которая начинала торговлю с тех времен – ювелирная лавка, принадлежащая семейству Печчини.

По средневековым традициям Ponte Vecchio был разделен на 38 участков , на которых и велась торговля. Торговцы здесь же, на этих же участках, и проживали. Причем площади магазина едва хватало, чтобы разместить товары, поэтому лавки расширяли и надстраивали – они буквально висели над водой. Сегодня мы можем видеть панораму достопримечательности и небольшие домики, словно бы прилепившиеся к ней по бокам. Кстати, магазины и лавки имеют сегодня почти тот же вид, что был в XVI веке.

В XX веке, во время Второй мировой войны, мост по счастливой случайности избежал участи быть разрушенным. В 1938 году во Флоренцию с визитом прибыл Адольф Гитлер. Он ознакомился с основными достопримечательностями города, побывал в , на мосту Понте Веккьо – к приезду фюрера специально соорудили смотровую площадку. Несколькими годами позже, в годы войны, во время отступления немецких солдат, многие здания (в том числе исторические) были взорваны, но Ponte Vecchio избежал подобной участи.

По одной из версий, Гитлера невольно восхитила стойкость бойцов Сопротивления, защищавших мост и дворцы, его окружавшие; по другой версии, он просто не мог забыть удивительной панорамы реки Арно со смотровой площадки Ponte Vecchio …

Хотите узнать о достопримечательностях Флоренции больше? Ознакомьтесь с историей строительства знаменитого собора , находящегося на территории города!

Легенды Флоренции, связанные с сооружением

Жители очень любят рассказывать истории и легенды, связанные с этой достопримечательностью. В частности, истории о том, как и почему на виадуке появились ювелирные лавки. Существует три исторические версии это факта.

Согласно первой версии, в 1442 году вышел специальный указ, чтобы все торговцы мясом и рыбой перебрались в одно, строго определенное, место в городе, дабы неприятные запахи не оскорбляли обоняние благородных господ во дворцах.

По распоряжению городских правителей все рыбные и мясные лавки отныне располагались в районе переправы Ponte Vecchio. Так продолжалось до тех пор, пока в 1556 году по распоряжению герцога тосканского Козимо Медичи не был построен Коридор Вазари, соединявший и Палаццо Питти.

Всякий раз, проходя по коридору Вазари, тосканский правитель морщился и прикрывал нос – до него долетали отнюдь не аристократические запахи рыбы и мяса, а также запах порченого товара, который сбрасывался в реку. Его сын Фердинандо, ставший правителем после отца, был не таким терпимым.

Во время одного перехода из Старого дворца в палаццо Питти Фердинандо так разгневался из-за ужасающих запахов, что повелел прогнать всех мясников и торговцев рыбой, а на месте их лавок открыть другие. Так на мосту появились лавки ювелиров, к которым ходила более изысканная публика.

Вторая версия гласит, что коридор Вазари служил не только тайным переходом правителей из одного дворца в другой. Стоя в потайном коридоре прямо над торговыми рядами, Фердинандо Медичи через специальные круглые окошки в коридоре мог слышать все разговоры торговцев и их покупателей. И разговоры эти не всегда были приятны для слуха правителя. Простые люди не стеснялись обсуждать и политические темы, и личность самого правителя. Поэтому герцог велел избавиться от простолюдинов, и за удвоенную арендную плату в 1593 году здесь обосновались золотых дел мастера .

Третья версия не менее интересна , и касается она дочери Фердинандо Медичи. Юная принцесса, проходя по коридору Вазари, становилась невольной слушательницей всех диалогов на мосту. А так как торговали и покупали там простые люди, не стеснявшиеся в выражениях, то словарь дочери Медичи весьма пополнился – правда, словами далеко не теми, которые были приняты во дворцах. Услыхав от дочери лексикон торговцев, Фердинандо в гневе выгнал всех торговцев рыбой и мясом.

Существует также поверье, что слово «банкрот» родилось именно на мосту Понте Веккьо . Если торговец не вовремя вносил арендную плату и набегали долги, то прилавок (banko), на котором он торговал, разбивала присланная властями стража (rotto).

То есть дословно слово «банкрот» или «банкротство» означает «разбитый прилавок» (или же разоренный банк). А если прилавок был разбит («bankorotto»), то торговать уже было не на чем.

А еще реку Арно в районе Ponte Vecchio называют «золотым дном» , причем в буквальном смысле. Дело в том, что во время паводка в 1966 году вода поднялась на несколько метров. Почти все лавки были затоплены водой. Часть торговцев, которые прибыли сюда по вызовам ночных сторожей, смогли спасти какую-то долю своего товара. Остальные магазины оказались затопленными, и часть золотых украшений смыло отступающей водой. Конечно, работы по поиску пропавших украшений велись в водах Арно еще долгие годы, но без особых результатов.

Какой он сегодня

Через Арно в настоящее время перекинуто 10 переправ, и все они перестраивались и реставрировались (особенно после налетов во время Второй мировой войны). Все, кроме Золотого моста. Вид Ponte Vecchio остался практически неизменным с момента его строительства в 1345 году. Классический трехарочный виадук, центральная арка в длину равна 30 метрам, а две боковые – по 27 метров. Высота сводов Ponte Vecchio – от 3,5 до 4,4 метров.

Понте Веккьо сегодня – это ряд ювелирных магазинов и небольшая смотровая площадка . С этой площадки открывается замечательный панорамный вид на реку Арно. Глядя на мутную воду спокойной и неторопливой реки, трудно предположить, что когда-то эта река несла прямую угрозу городу. Со смотровой площадки можно сделать фотографии. Но если идти от площади Сеньории вдоль Арно, то можно сделать не менее шикарный обзорный снимок самой достопримечательности – красивые арки над водой.

Особенно красиво смотрится мост в темное время суток – освещенный множеством огней, он становится местом встреч и ориентиром для туристов.

В магазинах представлен широкий ассортимент изделий из золота и платины.

Правда, туристы останавливаются больше посмотреть, нежели купить – цены на эти изделия довольно высоки. За неприметное с виду колечко из золота нужно отдать не менее 200 евро.

На западной стороне моста находится бюст Бенвенуто Челлини , итальянского музыканта и скульптора эпохи Ренессанса (автор бюста – Рафаэлло Романелли). Одна из знаменитых скульптурных работ мастера Челлини – статуя Персея с отрубленной головой Медузы Горгоны – находится на площади Сеньории. Установка и открытие в 1901 году статуи было приурочено к 400-летнему юбилею Челлини.

Бюст Челлини окружен небольшой металлической оградой. Эта площадка стала местом паломничества молодоженов и влюбленных пар – в знак нерушимости любовных и семейных уз каждая пара навешивала на оградку замок. Поговаривают, что эта идея принадлежала владельцу магазина замков, расположенного неподалеку от установленного бюста. Так или иначе, его бизнес процветает. А вот властям Флоренции такой обычай пришелся не по нраву – мало того, что замки портили эстетический вид скульптуры, так эта традиция угрожала самому мосту, нанося ему ущерб.