Билеты и регистрация

Поход 1 категории. Категории трудности туристических маршрутов

В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.

Категория сложности похода складывается из числа и сложности локальных препятствий, из протяженности маршрута и его длительности. Всего существует шесть категорий сложности для походов и для локальных препятствий - перевалов и вершин. Походы классифицируются от 1-й до 6-й к.с., а для локальных препятствий введены такие градации: некатегорированные перевалы (н.к.),1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б.

"Некатегорированные" (н.к) походы используются для подготовки новичков и доступны всем желающим, так же как и поход 1 категории сложности. Отличаются они тем, что в них не хватает количества перевалов или они слишком коротки. Обычно, походы н.к. и 1-й к.с. проходят в невысоких горных районах, они не страшны для здоровья и не требуют специальных технических навыков и специального снаряжения.

Участки второй - простой трудности - это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей - средней трудности - это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой - выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки - различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности - крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка - только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности - гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Отчет

О водном туристском

По р.Собь (район Полярного Урала)

Совершенном с 21.07 по 08.08.2017 г.

Маршрутная книжка № 11-В-2017

Руководитель группы: Хлебин Р.Ф.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть засчитано участникам и руководителю как поход 4(3) категории сложности.

Отчет использовать: по назначению

1 Справочные сведения о путешествии.

1.1 Сведения о путешествии.

1.2 Заявленная нитка водной части маршрута.

1.3 Паспорт маршрута.

1.4 Состав группы. Данные об участниках.

1.5 Сведения про прохождение маршрута каждым участником.

2. Сведения о районе путешествия.

2.1 Общегеографическая справка о районе путешествия.

2.2. Экологическая характеристика района путешествия.

2.3 Исторический экскурс.

2.4. Характеристика района путешествия (сплава).

3 Общая идея и организация путешествия.

3.1. Идея путешествия.

3.2. Организация путешествия.

4. Техническое описание маршрута.

4.1. Сокращения в тексте отчета.

4.2. Характеристика проходимых рек.

4.3. Описание препятствия водной части маршрута.

4.4. Стоянки верхней части маршрута.

4.5. Аварийные выходы с маршрута.

4.6. Заброски и выбоска с маршрута.

4.7. Определяющие препятствия маршрута.

4.9. Запланированный график движения

4.10. Фактический график движения.

4.11. Техническое описание прохождения водной маршрута.

5. Меры безопасности при проведении путешествия.

5.1. Общие меры по обеспечению безопасности.

5.2. Обеспечение безопасности непосредствненно на маршруте.

5.3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.



5.4. Министерство по Чрезвычайным Ситуациям. Поисково-спасательная служба.

6.1. Итоги.

7. Приложения.

7.1. Сняряжение.

7.3. Состав общественной аптечки.

7.4. Замечания и пожелания.

7.6. Смета затрат на путешествие.

7.7. Адреса и телефоны государственных организаций.

7.8. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации.

7.9. Правила и порядок заброски на р. Кутсайоки.

7.10. Фирмы и частные лица с которыми можно сотрудничать по прибытию и заброске на маршрут и выброске с него.

8. Картографический материал.

9. Фотографии.


Справочные сведения о путешествии

Сведения о путешествии.

Вид туризма:водный

Средства сплава: надувные байдарки «Налим-220» («Банан») и «Налим-300» («Баклажан»)

Район похода: Полярный Урал (Ямало-Ненецкий автономный округ Российской Федерации, Приуральский район)

Количество участников: 4 человека

Продолжительность маршрута: 19 дней

Сроки проведения: с 21.07.2017 по 08.08.2017 г.

1.2. Заявленная нитка водной части маршрута:

Ст.Полярный Урал (стапель) – устье р.Большая Пайпудына – устье ручья Кузнечиковый – устье ручья Восточный Нырдвоменшор – Харпский порог (2 кс) – устье ручья Енга-ю-шор – устье р.Хараматлоу – р.Хараматлоу (прохождение порогов Гагарина и Титова (2-3 кс) – устье р.Хараматлоу – устье р.Лупанеган – изба Норопол – село Катравож (анти стапель)

Паспорт путешествия

Состав группы. Данные об участниках.

Сведения о прохождении маршрута каждым учасником.

Порог «Харпский» (2 кс) на водной части маршрута проходися штатными экипажами, без розгрузки байдарок. Пороги Гагарина и Титова не проходились.

Отчёт составил Хлебин Р.Ф., фотографии Королевой А.С.


Сведения о районе путешествия

Общегеографическая справка о районе путешествия

Полярный Урал (Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район)

Территория и административное деление:

Поля́рный Ура́л - горная область на севере Евразии, на территорииРоссии, самая северная часть Уральских гор. Северной границей региона считается гора Константинов камень, а от Приполярного Урала район отделяет река Хулга . Площадь - около 25000 км².

Полярный Урал расположен на границе Европы и Азии, на территории, принадлежащей республике Коми и Ямало-Ненецкому автономному округу. Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном, по главному водоразделу хребта, разделяющему бассейны Печоры (на западе) и Оби (на востоке). Часть стока северных склонов приходится непосредственно на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана. Преобладающие высоты хребтов составляют 800-1200 метров с отдельными вершинами до 1500 метров (гора Пайер). Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, - незначительная высота перевалов через главный водораздел (200-250 метров). По одной из таких долин (река Собь) проходит действующая ветка Елецкий - Харп Трансполярной магистрали (совр. - Северная ЖД).

Рельеф.

Как и все Уральские горы, район Полярного Урала, в основном, сформировался в эпоху Герцинской складчатости 250-300 млн лет назад. С тех пор область покоится на прочном фундаментеЕвразийской плиты и не испытывала значительных поднятий. Длительная эрозия, в том числе, деятельность ледников определила характер рельефа Уральских гор с глубокими, широкими долинами и типично ледниковыми структурами: карами, трогами и т. п. Часть котловин, многие из которых заполнены озёрами, имеют термокарстовое происхождение и связаны с мелким залеганием вечной мерзлоты.

Долина реки Собь делит Полярный Урал на две части, различные по своему геологическому строению. Севернее ширина горного района достигает 125 км, вместе с тем, он более интенсивно рассечён поперечными долинами с высотами перевалов 200-250 метров над уровнем моря. Западный склон более крутой, чем восточный, и более резко спускается к предгорным понижениям. Южнее хребет резко сужается (до 25-30 км), высоты перевалов достигают 500 м, а отдельных вершин почти 1500 м (Пайер - 1499 м, Лемва-Из - 1473 м).

Наиболее высокие горные вершины (с севера на юг)

· Константинов камень - 483 м

· Нгэтенапэ - 1338 м

· Харнаурды-Кеу - 1246 м

· Ханмей - 1333 м

· Пайер - 1499 м.

Климат.

Полярный Урал отличается очень суровым, резко-континентальным климатом. Расположенный на границе действия сибирского антициклона и европейской циклонической деятельности, регион славится своими холодными и вместе с тем исключительно снежными зимами и сильным ветром. Поскольку влажные циклоны обычно надвигаются на горы с запада, на западных склонах обычно выпадает в 2-3 раза больше осадков, чем на восточных. Зимой температура воздуха может опускаться до −55 °C. В ясную, морозную погоду иногда наблюдаетсятемпературная инверсия, когда температура воздуха на равнине оказывается на 5-10 градусов ниже, чем в горах. Весна и осень - короткие, лето также короткое, с неустойчивой погодой. Снег в горах, в основном, сходит к концу июня, а уже в начале сентября выпадает вновь. Несколько дней жаркой погоды (до +30 °C) могут внезапно смениться резким похолоданием, сопровождаемым сильным ветром, обильными дождями и градом.

Гидрография.

По Полярному Уралу проходит линия водораздела между бассейнами рек Печора (Уса) и Обь. Из-за большего количества осадков западные склоны более густо изрезаны речными долинами. Наиболее крупные реки (с севера на юг) - Кара, Уса,Елец. Реки восточного склона - Щучья, Лонготьеган, Сыня.

В центральной части Полярный Урал пересекается глубокой долиной реки Собь.

На Полярном Урале много озёр, большинство из которых сосредоточены в каровых долинах или имеют термокарствое происхождение. Как правило, такие озёра имеют небольшую площадь и - из-за неглубокого залегания вечной мерзлоты - небольшую глубину. Наиболее крупные озёра в северной части района - Большое и Малое Хадата-Юган-Лор, а также Большое иМалое Щучье. Большое Щучье, расположенное в тектонической впадине, имеет беспрецедентную для региона глубину 136 метров.

На водоразделе, в районе станции Полярный Урал находится озеро Перевальное, ручьи из которого со слоыв местнывх жителей в период паводка могут впадать как в Собь, так и в Елец.

Флора и фауна

Растительность Полярного Урала скудная. Таежные леса имеются лишь в южной части, где произрастают: в Зауралье - ель и лиственница, в Предуралье - пихта и береза. В долинах реки Сыня, Войкар и их притоках встречается сухостой. Редкие березовые и лиственные леса можно встретить в северной части района на восточном склоне по долинам рек. Берега рек западного склона - Печоры, Кары и их притоков поросли в основном кустами ивы, полярной березы, травами и цветами. Часто встречаются черника, брусника, морошка, а также грибы. Современная фауна Полярного Урала крайне обеднена. После вымирания и истребления в конце валдайского (вюрмского) оледенения и в начале текущего голоценового потепления практически всех видов крупных животных, единственным сравнительно часто встречающимся животным Полярного Урала остался северный олень. Большинство местных оленей - домашняя форма, составляющая главное богатство местного населения и выбивающая местные пастбища в результате неумеренного разведения и перевыпаса. Дикие северные олени на Полярном Урале сегодня почти истреблены и в недалеком будущем легко могут разделить судьбу овцебыков, бизонов, диких лошадей Черского и сайгаков, некогда массово населявших местные тундры и остепненные участки нагорий вместе с мамонтом и шерстистым носорогом. Сегодня здесь встречаются также зайцы и куропатки. Сохранилось некоторое количество бурых медведей.

Административное деление:

Яма́ло-Не́нецкий автоно́мный о́круг (нен. Ямалы-Ненёцие автономной округ ) - субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Административный центр автономного округа - город Салехард. Граничит с Ненецким автономным округом на северо-западе,Республикой Коми на западе, Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой на юге, Красноярским краем на востоке, с севераомывается Карским морем.

Огромная часть территории региона расположена в пределах северной части Западно-Сибирской равнины, и небольшая его часть на западе, по левую сторону реки Обь, проходит через восточные склоны Полярного (Лабытнанги, Обская, Харп, Лаборовая) и Приполярного Урала. С севера округ омываетсяКарским морем. Регион относится к районам Крайнего Севера, и более половины его территории расположено за Полярным кругом.

Округ занимает обширную площадь в 769 250 км², что в полтора раза превышает территорию Франции (547 030 км²) или Испании (504 782 км²).

На территории округа находится полуостров Ямал - самая северная материковая точка округа и находится на 73° северной широты, в 800 км от Северного Полярного круга.

Часовой пояс

Округ находится в часовой зоне Екатеринбургское время. Смещение UTC относительно составляет +5:00. Разница с Москвой, столицей Российской Федерации, составляет 2 часа.

Население

Численность населения округа по данным Росстата составляет 536 049 чел. (2017). Плотность населения - 0,70чел./км 2 (2017). Городское население - 83,73 % (448822). Демографическая ситуация в округе характеризуется устойчивым естественным приростом населения. В 2010 году родилось 8309 человек (коэффициент рождаемости 15,1), умерло 2885 человек (коэффициент смертности 5,3), что превысило показатели прошлого года. В 2009 году родилось 8216 человек (коэффициент рождаемости 15,1), а умерло 2924 человека (коэффициент смертности 5,4). Национальный состав – русские (61.7%), украинцы (9,7%), ненцы (5,9%), татары (5,6%), ханты (1,9%), азербайджанцы (1,8%), башкиры (1,7%), белорусы (1,3%), коми (1%), молдоване (1%), дагестанцы (ногайцы, кумыки, лезгины – 1%), селькпы (0,4%).

Административно-территоприальное деление и города:

В рамках административно-территориального устройства, автономный округ делится на административно-территориальные единицы: 7 городов окружного значения (Салехард, Губкинский,Лабытнанги, Муравленко, Надым , Новый Уренгой, Ноябрьск) и 7районов (Красноселькупский район, Надымский район, Приуральский район, Пуровский район, Тазовский район, Шурышкарский район,Ямальский район).

Путешествие проходило по территории Приуральского района.

Приуральский район

Располагается по левую и правую сторону Оби, главной реки района, наЗападно-Сибирской равнине (правобережье) и на восточных склонах Полярного Урала (левобережье).

Район богат полезными ископаемыми (хромовые руды), которые пока ещё не разрабатываются.

Приуральский район относится к районам Крайнего Севера, полярный круг пересекает его в центральной части, деля почти на две равные половины. Район граничит с Архангельской областью на севере, на западе - с республикой Коми, на юге - с Югрой, на востоке - с Надымским районом. Здесь заканчивает свой путь крупнейшая водная и транспортная артерия Западной Сибири - р. Обь, здесь расположена настоящая кладовая ЯНАО - Полярный Урал. На территории района расположены два административных центра в самостоятельных границах: столица ЯНАО - г. Салехард, и г. Лабытнаги, где берёт начало железнодорожная магистраль, обеспечивающая кратчайший выход округа в европейскую часть страны.

В Приуральском районе насчитывается более 400 рек длиной от 10 км и более 500 км. Особое место занимает Обь - самая большая по площади бассейна в России и одна из четырёх крупнейших по водоносности рек федерации. Реки Приуралья богаты рыбой ценных сиговых пород. 70 % видов сигов, таких как муксун, нельма, чир, сиг-пыжьян добывают на магистрали Оби в районе п. Аксарка. В озёрах водится хариус, голец, карась, таймень.Приуралье - край озер, их насчитывается несколько десятков тысяч. Подавляющее большинство этих водоемов имеют площадь менее 1 км² и лишь 5 - свыше 10 км². Крупнейшими и самым глубоким озером района является оз. Щучье (136 м), которое занимает 2-е место по глубине среди озер России, уступая только Байкалу.

На территории района расположены два музея - 1 в райцентре, другой в Горно-Князевске, где можно приобрести сувениры из природных материалов - кости, оленьего рога, бисера и меха. В районном центре с. Аксарка имеется комфортабельная гостиница на 13 мест с номерами «люкс». Из окружного центра г. Салехард в Аксарку ежедневно отправляются такси и автобус, время в пути - 1 час.

Благодаря суровому климату, Полярный Урал (в особенности, его южная часть) достаточно популярен среди любителей пешеходного, лыжного и водного спортивного туризма. Популярность района связана, в том числе, с его хорошей транспортной доступностью: максимальное удаление туристических маршрутов от станций Северной ЖД (Собь, Харп, 110 км (пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота, Елецкая, Сивая Маска, Абезь, Шор) не превышает 60 км . Популярностью у туристов-водников пользуются реки Сыня, Танью, Войкар, Щучья, Кара, Собь, по которым можно проложить маршруты 1-4 категорий сложности. На территории расположено несколько действующих горнолыжных комплексов, в том числе, в г.Лабытнанги, на горе Чёрная (в 25 км западнее Харпа) и на станции Собь.

Среди пеших туристов и лыжников популярны маршруты по северной части Полярного Урала - с посещением озёр Хадата-Юган-Лор, Щучьих озёр, плато ИГАН, - так и по южной части. К основным туристическим районам южной части относятся: массив Райиз, Собский массив, массив Пайер, Каровый массив.

Из-за суровой зимы и малой продолжительности дня лыжные походы возможны, в основном, в апреле-первой декаде мая, когда устанавливаются положительные дневные температуры, и выход на лёд рек и озёр становится небезопасен.

Оптимальное время для пеших и водных походов - с начала июля до середины августа, когда возможны продолжительные периоды устойчивой тёплой погоды, для лыжных походов – с марта по июнь.

Район путешествия характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Отсутсвие крупных предприятий и постоянного населения на территории обусловил низкий уровень антропогенной нагрузки на территорию и высокую степень сохранности естественных ландшафтов. На маршруте путешествия отсутствовали источники загрязнения атмосферы и поверхностных вод. Единственным населенным пунктом, способным оказывать незначительное влияние на качество воды и атмосферного воздуха является поселок Харп, в котором имеется канализация с водоотводом в р.Собь через очистные сооружения, а также несколько котельных, работающих преимущественно на углеводородном сырье.

Основную угрозу экологической ситуации в регионе несет промышленная разработка недр и развитие туризма и рекреации. Прокладка коммуникаций через таежные и тундровые экосистемы приводит их разрушению, а утечки при добыче минерального сырья приводят к загрязнению почв и внутренних вод. Тундровая растительность характеризуется малой скоростью роста и неустойчивостью к повреждениям, след от вездехода, проехавшего по тундре, сохраняется десяток лет. Именно поэтому большинство работ по созданию инфораструктуры месторождений проводится в зимний период (когда тундровая растительность укрыта толстым слоем снега).

В последние годы возрасла рекреационная нагрузка на экосистемы Полярного Урала. Многочисленные коммерческие туры на джипах и вездеходах организуются без учета экологических особенностей территории, такие «полярные сафари» приводят к разрушению почвенно-растительного покрова на обширных площадях тундры. С целью сохранения полярной природы с 2017 года временно ограничен доступ гусеничных транспортных средств на территорию Полярно-Уральского биологического заказника.

2.3. Исторический экскурс

Освоение территории.

Первые сведения в русских летописях о народностях ханты и ненцы (старое название остяки и самоеды) относятся к XI веку. Новгородские торговые люди проникали в северной Зауралье и раньше. Они называли этот край Югрой или Югорской землей. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах Югры и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. "Самородный зверинец", "кладовая мягкой рухляди" привлекала ватаги торговых людей и новгородские рати. С 1187 года нижняя Обь входила в "волости подданные" Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с 1502 года стали добавлять к своим титулам слова "Обдорские и Югорские".

В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель "великой реки Обь". В 1595 году один из казацких отрядов покорил Обдорское княжество и построил укрепление под название Обдорск (сегодня - Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. С упадком Мангазеи возросла роль Обдорска, который получил в 1635 году название "Обдорской заставы" и приобрел постоянных жителей. Включение Югры в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины дало дополнительные валютные фонды, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере. Постепенно росло население, менялось административное деление. С 1805 по 1822 год в Обдорске была так называемая "годовая обережка".

Традиционные промыслы.

В крае была развернута широкая торговля пушниной, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы, жители Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец по довольно высокой цене - десять рублей 50 копеек. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии.

Северообская торговля целиком держалась на добыче сырья. "Рыбный и звериный промыслы. Оленеводство. Остальные промыслы не существуют", - писалось в отчетах инородной управы на статистический запрос. Торговля с инородцами была замаскированным грабежом. Патриарх сибирского областничества М.Н. Ядринцев утверждал, что хлеб продавался инородцам в два-три раза дороже его подлинной стоимости. А вот мнение тобольского губернатора от 1898 г. "Аборигены вынуждены брать все у частных торговцев, платя при этом за каждый предмет в два-три раза дороже его действительной стоимости, что без сомнения все более и более приближает их к полной нищете и разорению". К началу ХХ века получила развитие торговля рыбой. Из Обдорска вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы в год.

Культура.

Первыми очагами культуры на Ямале советского периода смело можно назвать Красные чумы, появившиеся в первые годы образования округа. Они решали самые разные задачи: и ликвидация безграмотности, и санитарное посвящение, и многое другое. Впервые отдел культуры был образован при окружном исполкоме в 1945 году, а в окружном центре открыта культурно-просветительская школа. Национально-культурная политика, формировавшаяся на протяжении десятилетий, стала давать результаты. У единственного писателя первых лет советской власти И. Ного (автор пьес "Шаман" и "Ваули Пиеттоми", написанных в 1932-34 гг.) появилась когорта последователей. Первым членом Союза писателей России стал поэт и прозаик И. Истомин.

Особенно выросла сеть учреждений культуры в 60-е годы. Тогда работали 17 домов культуры, 39 сельских клубов, два народных театра, три музыкальные школы, краеведческий музей, дом народного творчества, культурная база в Гыдоямо. В 64 библиотеках имелось 500 тыс. книг, в киносети - более 100 установок.

Образование.

За 30-е годы около 40 млн. рублей было вложено в народное образование. В 1940 году в 46 школах округа обучалось 4500 учащихся, действовало 28 интернатов для детей коренного населения. К 1940 году в 10 библиотеках округа было 53 тыс. книг, работало пять Домов ненца, восемь красных чумов, две культурные базы. Резко улучшилось медицинское обслуживание населения. Народное образование последовательно решало задачи внедрения неполного среднего, а затем десятилетнего обучения детей. К началу 70-х годов в 60 школах обучалось 15 160 учащихся, в том числе половина из коренных народностей.

Транспорт и связь.

В 1931-32 гг. начались первые полеты авиации, а в 1937 году установлена прямая телефонная связь с Омском. В послевоенные годы бурно развивался транспорт и связь. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали комфортабельные пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовское, Тарко-Сале, а летом 1968 г - в Москву.

Произошло коренное перевооружение средств связи - электрической, телефонной, почтовой. В 1964 году в эфире впервые прозвучали позывные окружного радио, в 1968 году - засветились экраны телевизоров.

Общая идея похода

Идея мероприятия заключалась в посещении интересного в спортивно-туристском плане посильного для группы маршрута в отдаленном и мало посещаемом белорусами районе. Исходя из имеющихся в распоряжении сплавсредств и опыта группы из нескольких вариантов маршрута была выбрана река Собь на Полярном Урале. Первоочередными факторами при выборе маршрута стали наличие на нем выдающихся географических объектов – границы между Европой и Азией и Северного Полярного круга, а также возможности застать полярный день. Еще одним определяющим фактором стала транспортная доступность маршрута, не требующая сложных забросок с использованием наемного транспорта, а также относительно небольшой бюджет похода.

Главной идеей похода стал переход из Европы в Азию на байдарках. Река Собь хорошо освоена туристами, походы по Соби различные группы заявляют как походы 1-й либо 2-й категории сложности. Нами была заявлена 1-я категория сложности, однако мы постарались включить в маршрут все элементы которые позволии бы повысить его сложность до 2-й категории. Обязательным элементом похода должен был стать едеинственный на Соби категорийный порог «Харпский» (2 к.с.). В качестве дополнительных элементов сложности планировалось пройти пороги Гагарина и Титова на притоке Хараматлоу.

Заброска на реку «с вагона в воду» позволила менее строго подойти к подбору продуктов и снаряжения. Началом водной части нашого маршрута была выбрана станция Полярный Урал, глубина Соби в верхнем течении – менее 30 см не должна была составить для нас проблему, так как все лодки нашей группы – надувные, устойчивы и имеют небольшую осадку, однако Собь выше впадения Большой Пайпудыны оказалась непроходимой из за низкого уровня воды и большого количества камней в русле, и мы были вынуждлены стартовать от станции Собь. Конечной точкой водной части был выбран поселок Катровож, из которого удобно осуществить возвращение в цивилизацию на рейсовом катере (ходит раз в два дня).

Опыт руководителя и участников являлся достаточным для прохождения маршрута.

Организация путешествия.

Путешествие было организовано и проведено туристами Клуба Путешествий Гомельского отдела белорусского географического общества. Основной целью путешествия было прохождение интересного, разнообразного маршрута с препятсвиями, которые оказались бы посильными для группы, большинство участников которой не имело опыта категорийных походов..

Перед путешествием была проведена серьёзная работа по изучению маршрута, изучен большой объём материалов по району путешествия, описания естественных препятствий (лоции реки), проработаны разные варианты заброски-выброски, был изучен и отобран обширный картографический материал, распечтатны топографические карты и спутниковые снимки района путешествия.

Была проведена работа по подготовке сплавсредств к походу (приробретение спасжилетов, замена баллонов, пошив фартуков на лодки, докомплектование ремнабора), приобретено необходимое личное и общественное снаряжение.

Для схаживания группы были проведены несколько походов выходного дня (реки Сож, Ипуть, Ольса), которые моделировали различные варианты прохождения маршрута по Соби. Вследствие всего вышеперечисленного, группа смогла успешно пройти данный маршрут.


Стоянки на маршруте

На маршруте большое количество мест, підходящих для организации стоянок. Проблемы с дровами возможны лиш на участе от ст..Полярный Урал до ст..Собь, в дальнейшем по берегам появляется сначала ива, потом лиственница и пихта. С водой проблем нет – можно использовать волду из Соби и притоков, в верхнем течении использовали даже без кипячения.

При прохождении маршрута ориентировались на стоянки, рекомендованные в изученных отчетах. Все они актуальны и подходят для размещения групп до 10 человек. Большинство стоянок находяться на лесистом берегу, над водой, оборудованы кострищами, некоторые – имеют оборудование для подвешивания котла и камни для бани. Такие лесные стоянки имеют один не достаток – обилие гнуса, и потому многие группы предпочитают останавливаться на каменистих отмелях и островах, которые хорошо продуваються ветром.

Еще один из вариантов разместится на стоянку – избы на берегу. Существуют избы в устье реки Лупанъеган («биостанция»), в урочище Тушгорт («старая» и «новая» изба егеря), эти избы не запираються, оборудованы печкой и в них можно переждать непогоду. Остальные избы ниже по течению Соби закрыты на замок, в них местные хранят рыболовные снасти.

Описание стоянок:

Стоянка у ручья Кузнечиковый: есть несколько стоянок как на правом, так и на левом берегу. Основная стоянка – на ЛБ, в лиственничной роще, есть место для 3-4 палаток. Еще одна стоянка на ПБ, високо над рекой на склоне горы Пуоркеу, место для 3-4 палаток.

Эти стоянки были заняты, потому стали в 300 метрах ниже по течению, на ПБ на полянке окруженной ивовыми зарослями. Место под. 1 палатку, дров достаточно – плавник и сухостой ивы. Для растопки рекомендуем воспользоваться нижними сухими веточками лиственницы (можно наломать выше по склону).

Стоянка у ручья Восточный Ныдвоменшор:

Имеется целая серия стоянок по обеим берегам реки. Ориентир стоянок – высокая каменная горка правильной конической формы на ЛБ. От горки река разделяется на 2 русла, идти можно как в левое так и в правое. ПрПр Восточный Ныдвоменшор впадает в правое русло двумя рукавами, основной – правый (нижний по тече нию).

Из тех., которые были нами осмотрены:

На ЛБ – 2 стоянки на отмели, много места, мало дров, не обрудованы;

На ПБ – стоянка при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, с воды не видна, нужно по тропе углубится на 50 м в лесную чащу, там обширкная поляна до 10 палаток, оборудованные кострища, столик;

На ПБ – при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, в 100 метрах ниже предыдущей, на лсеной полянке в районе каменистого пляжика, видна с берега, кострище, место для 4-5 палаток;

На высоком ПБ, в 150 м ниже предыдущей, поляна видна с воды, к ней поднимается тропа, на поляне кострище, столик;

На высоком ПБ в 300 м ниже предыдущей, после соединения обеих рукавов реки. Столик, кострище. Отсутсвие тени.

Описанные стоянки были либо заняты, либо не устроили нас. Для размещения выбрали стоянку в 150 м вверх по течению ручья Восточный Ныдвоменшор, в лесу на высоком ПБ. Эта стоянка хорошо просматривается с р.Собь, для того чтобы на нее попасть нужно подняться вверх по течению ручья. На против стоянки удобный каменистый пляж для причаливания. Места для 2-3 палаток. Стоянка оборудована кострищем и столиком, на поляне нашли остатки кострового оборудования. Выкопана яма для складирования мукора. Не смотря на находжене в лесу неплохо продувается, и потому мало комаров. Дров не много, за дровами ходили на 200-300 метров в лес где нашли упавшую лиственницу.

Стоянка у мас сива Рай-из.

Хорошая большая стоянка на левом берегу в лиственничной роще, на острове примерно в 9 км ниже устья Восточного Ныдвоменшора.. В этом месте заканчивается горный участок реки, и многие группы предпочитают сделать еще одну остановку или дневку. Мы в данном месте решили не останавливаться.

Стоянка ниже пос. Харп

Удобные места для стоянки начинаються по ПБ между устьями реки Енга-Ю и ручья Енгаюшор. Мы остановились на первуй из них. Ориентир – здание с вышкой на ЛБ, практически напротив. Берег высотой до 1,5 метра покрут лиственничным лесом, поляна на 3-4 палатки, кострище с костровым. Есть подъезд с суши (колея) но судя по завалам на ней в этом сезоне ни одна машина сюда не приезжала. Судя по описаниям других групп на ПБ ниже, и выше по течению от нашей стоянки есть удобные места где можно остановиться. На ЛБ также можно стать, но там гораздо менше дров и существует проезжая дорога от п.Харп, по которой на берег приезжают отдыхать местные жители.

Стоянка в устье Лупанегана

В устье реки Лупанеган находится изба (бывшая «биостанция»). Возле избы достаточно мета для большого количества палаток, у входа в избу – кострище, столик, мангал, решетка. Состояние избы удовлдетворительное (повреждена печь, сломана дверь в сени, стены закопчены), однако достаточное для того чтобы укрыться в непогоду. Стоящая рядом баня почти раз рушена. В избе много комаров (при появолении постояльцев они дружно вылетают из всех щелей), потому ночевать решили в палатке на улице.

Прямо напротив избы находится щучья яма, с каменной косы в устье Лупанегана удобно ловить на спиннинг.

ЗАБРОСКА НА МАРШРУТ

1. 21.07.2017 г. Автобус Речица-Москва (из Гомеля в 20:50, в Москве (АС «Новоясеневкая») 22.07.2017 г.в 7:30).

2. 22.07.2017 г. Переезд на Ярославский вокзал (с.м. Новоясеневская – с.м Чистые Пруды – с.м.Комсомольская), 8:30-10:00.

3. 22.07.2017-24.07.2017 г. Поезд Москва-Лабытнанги (выезд из Москвы в 19:50, прибытие на ст..Полярный Урал 24.07.2017 в 14:20).

4. 24.07.2017 г. Поезд Воркута-Лабытнаги (выезд со ст..Полярный Урал 17:40 (Мск), прибытие на станцию Собь 20:20 (время местное).

ВЫБРОСКА С МАРШРУТА

1. 04.08.2017 г. Катер Катравож-Салехард 8:00-10:30 (врекмя местное).

2. 06.08.2017г. Такси Салехард – паромная переправа 6:30-7:00 (время местное).

3. 06.08.2017 г. Паром через Обь 7:00-7:15 (время местное).

4. 06.08.2017 г. Такси паромная переправа-Лабытнанги (7:30-7:45, время местное).

5. 06.08.2017 г.-08.08.2017 г. Поезд Лабытнанги-Москва (выезд из Лабытнанги в 9:50 (ремя местное), прибытие в Москву 08.08.2017 г. в 4:40 (Мск).

6. 08.08.2017 г. переезд на Киевский вокзал (с.м.Комсомольская – с.м.Киевская), 5:50-6:20

7. 08.08.2017 г. Поезд Москва-Брянск (выезд из Москвы в 6:50, прибытие в Брянск 11:20);

8. 08.08.2017 г. Согласованные дизель-поезда Брянск-Унеча-Новозыбков (выезд из Брянска 12:35, прибытие в Новозыбков в 17:40);

9. 08.08.2017 г. Автобус Курск-Гомель (выезд из Новозыбкова в 18:30, прибытие в Гомель в 19:40) .

В 14:20 высаживаемся из поїзда Москва-Лабытнанги на станции Полярный Урал. Время пока еще московское. Наш вагон в самом хвосте, и до здания станции топать метров двести вперед.(фото 1). Слева, справа – горы, красота неописуемая (фото 2). Вмести с нами вышла еще одна группа, но они идут на Хадату. Их «Урал» ждет на следующей станции «110 км» до котрой им предстоит добраться поїздом «Воркута-Лабытнанги» в 17:40. Оставить вещи на станции не удалось (конттеррористический режим), оставили в сарайчике рабочих, который устанавливали вдоль путей снегозащитные заборы.

15:00 Отправляемся осматривать окрестности. Цель №1 – стела на границе Европы и Азии. Находим ее в полукилометре от станции (фото3). На противоположной стороне путей – памятный знак какой то экспедиции (фото4).

Приглашаем в пеший спортивный поход. Маршрут подойдёт только тем, кто имеет опыт многодневных походов в горной местности. Хибинские тундры - это замечательное место для тех, кто хочет попробовать свои силы в спортивном туризме. Возможно обучение и подготовка во время походов выходного дня ДО похода. Рекомендуем участие не менее чем в двух.

Ночевки в палатках .

Готовим еду на костре и горелках, все участнкии дежурят поочерёдно. Вместо обедов предусмотрены перекусы с горячим чаем.

Маршрут заявляется в МКК ФССТ СПб и регистрируется в МЧС. Отчёт о походе принимает участие в Чемпионате по пешему спортивному туризму с возможным последующим присвоением разрядов.

Программа по дням

День 0

В пути почти сутки - будет возможность обсудить все вопросы с инструткором и подготовить «заброску» - вещи на обратную дорогу и продукты питания на вторую часть похода. Заброску отдадём на вокзале г. Апатиты для завоза на сердину маршрута (КСП «Куэльпорр»).

День 1

Встреча группы на вокзале станции Имандра в 19 часов (время прибытия поезда №022 из СПб).

В первый день наша задача - отойти от станции вверх по реке Гольцовка и встать лагерем на две ночи. Постараемся пройти 7 километров за три перехода, но если у кого-то будут возникать сложности (всё-таки первый день, прямо с поезда на тропу), то волноваться из-за возможных задержек в пути не стоит, несмотря на вечернее время, вокруг нас - полярный день !

День 2

Радиальный выход. Проснувшись и позавтракав, мы не собираем лагерь - один из инструкторов остаётся в лагере (охранять), а остальные идут на акклиматизационный радиальный выход . Собираем в рюкзаки аптечку, перекус, тёплые вещи и начинаем движение.

Нам предстоит переправа вброд через реку. Задача минимум (при любой погоде) - посетить перевал Юмъекорр (н/к). Для кого-то это будет первый перевал в Хибинах . До начала перевального взлёта мы пару часов идём по тропе по лесу и зоне кустарников. Набор высоты на перевал составляет 150 метров по вертикали по тропе в безлесной зоне. Перевал Юмъекорр – одна из визитных карточек Хибин – узкое скальное ущелье. Красиво.

Если погода благоприятная, то, продолжая движение на спуск, мы выходим под перевал Хибинпахкчорр (1А). Набор высоты 250 метров, тропы нет. С перевала поднимаемся на вершину Гольцовка по камням. Триангуляционный знак на вершине, фотосессия. Спуск к лагерю проходит по тундре и зоне леса.

День 3

После завтрака собираем лагерь и начинаем движение по тропе с рюкзаками. Пока ещё незаметно, но мы набираем высоту. Рюкзаки не загружены едой – нас ждёт наша «заброска» на базе КСП «Куэльпорр», докуда 19 км через перевал Южный Чорргор – поэтому бодро идём по зоне леса вверх по течению ручья.

На обеденный привал останавливаемся у живописного озера под перевалом. Набор высоты на перевал 150 метров, тропы нет. На спуске нас ожидает снежник, по которому спускаться удобнее, чем по камням, но требуется особая осторожность. От озера на границе зоны леса за перевалом до базы ещё три перехода по 45-50 минут, но надо дойти при любой погоде – на базе нас ждут.

Ночёвка в палатках.

Переход около 20 километров, перепад высоты 1000 метров.

День 4

День второго радиального выхода. Задача минимум - поднимаемся без рюкзаков в ущелье Рисчорра . При хорошей погоде поднимемся на вершину Каскаснюнчорр (1100 м), оттуда спускаемся к базе КСС через перевал Южный Рисчорр.

После ужина нас ждёт баня. Экватор.

Переход около 16 километров, перепад высоты 1600 метров.

День 5

Покидаем базу КСС. Сегодня идём через перевал Умбозерский . Рюкзаки загружены провизией и снаряжением. Нас ожидает несколько переправ через ручьи. Перекус разбит на несколько частей и поэтому, кажется, что целый день мы то идём, то едим .

На подъёме есть несколько довольно крутых участков, все они проходятся по дороге. Высота перевала 528 метров, и на нём есть озеро! Самые смелые могут искупаться в озере , но температура воды не выше +5 градусов. Войдя в зону леса, проходим один перегон и ставим лагерь у ручья.

Переход около 15 километров, перепад высоты 600 метров.

День 6

День начинается с брода. Сегодня ходим по зоне леса. Ручьи переходим где-то по брёвнам, где-то вброд . Подъём на перевал Куропачий – по зоне леса и кустам, набор высоты 150 метров без тропы.

Переход около 16 километров, перепад высоты 500 метров.

День 7

Завершающий день похода. В 6 километрах от ночёвки нас ждёт перевал Ворткеуайв (1А). Подъём на него проходит по тропе, а вот на спуске нас ожидает косой снежник и крупнообломочная осыпь. Казалось бы – город рядом, но придётся ещё подняться на отвалы и пройти по горнолыжным спускам. В Кировск выходим (в лучшем случае) к обеду.

Переход около 18 километров, перепад высоты 800 метров.

Желающие могут уехать вечерним поездом, а желающие - переночевать в хостеле, отмыться, посетить музей и поехать недорогим поездом в 13 часов следующего дня.

Примечание: изменения маршрута в сторону упрощения ведут к незачёту спортивного похода.

Расскажите друзьям!

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера, количества и разнообразия препятствий.

Российская классификация

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10-25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности, но должны включать 20-30 м и более участков I - легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3-15 м) участков II - простой трудности, либо 80-100 м и более снежно-ледовых участков I - легкой трудности, или иметь короткие (30-40 м) участки II - простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута - от 1.5 до 5-8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м. Средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности и I - легкой трудности, но должны включать не менее 5-20 м скальных участков II - простой трудности или не менее 80-100 м снежно-ледовых участков II - простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 6-10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м, средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой и I - легкой трудности, но должны включать участки II - простой трудности: скальные - не менее 15-30 м и более или снежно-ледовые - не менее 80-100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III - средней трудности: скальных - по 3-10 м или снежно-ледовых - по 20-50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 5-8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I - легкой и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 5-20 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 20-30 м и ледово-снежные - не менее 100-300 м, либо иметь несколько коротких участков IV - выше средней трудности: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 3-10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2-6 крючьев). Спуск - спортивным способом или дюльферами.

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 650 м, средняя крутизна - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 20-50 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. - не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. - не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 5-6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10-20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 40-80 м или ледово-снежные - не менее 200-400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10-15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 700 м, средняя крутизна - 40-60°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные - не менее 10-40 м или ледово-снежные - не менее 100-400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15-20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута - 750 м, средняя крутизна основной его части 45-70°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300-500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3-20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 8-10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40-50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 65-75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20-40 м с суммарной протяженностью не менее 200-250 м. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4-5А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 70-80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

По европейской (французской) системе:

F - easy - facile (легко)

Аналог российской 1B или I/II по UIAA системе.

PD - not difficult - peu difficile (не очень сложно)

Примерно PD/PD+ соответствует российским 2A/2B или II/III по UIAA системе.

TD - very difficult - trés difficile (очень сложно)

Соотношение: TD- = 4B, TD = 5A, TD+ = 5B, все в пределах V/VI по шкале UIAA .

ED1/2/3/4 - extremely difficult - extramement difficile (экстремальная сложность)

ED+/ED1/ED2 - 6A

все ED соотвествуют промежутку от V до VII в системе UIAA .

По американской системе:

В США, как правило, используется NCCS (National Climbing Classification System). Она состоит из шести категорий:

I - Один или два часа технических участков. Это самые легкие маршруты, на пару уровней сложней обычного треккинга.

II - Полдня технических участков. Требует реального лазанья, но с небольшим количеством питчей.

III - Большая часть дня на техническом участке. Скальные участки могут быть легкими (4 класса или нижних 5)

IV - Полный день технического лазанья. Ожидайте скальных участков до 5.7, или крутых (40-50 градусов) снежно-ледовых участков на маршруте.

V - Это потрбует от вас бивуака на маршруте. Скалы до 5.8, или серьезный уровень ледолазания (50-70 градусов)

VI - Один или два дня тяжелой работы - скалы, лед, снег, ИТО. Бигваллы всех типов.

Система UIAA.

I - Самый легкий вид скального лазанья. Руки используются только для баланса. Новички должны использовать веревку.

II - Простейшие комбинации с использование рук и ног. Лазанье с использованием трех точек опоры. Опытные каймеры обычно не пользуются на этом уровне веревкой или идут в двойке с короткой веревкой.

В спортивном туризме: 1,2,3,4,5,6.

Литература

1. Энциклопедия туриста. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия",1993 г.

Это познавательная статья, в которой мы расскажем о категориях сложности пеших походов. Следует отметить, что категории сложности маршрутов присущи спортивному туризму, когда речь идёт о свершениях и победах. Если же вы ходите в горы просто для души, то категорийные походы не имеют к вам никакого отношения.

- Походы выходного дня. В эту категорию входит всё, что не попадает под классификацию категорий от первой до шестой. Туристы на форумах шутят, что походом выходного дня можно назвать всё, что ниже по сложности первой категории и выше, чем шестая. Поход выходного дня – это, с одной стороны, уже настоящий многодневный поход, о котором можно заявить в МЧС; с другой стороны, вы сами вольны разрабатывать маршрут такого похода, подгоняя комфортность переходов под себя.

На самом деле, мало кто укладывается в минимальное количество дней. Обычно маршруты первой категории сложности проходятся за восемь дней, ведь если пытаться уложиться в шестидневный срок, то за день нужно проходить более двадцати километров.

В горных походах километраж в каждой категории меньше, однако добавляются перевалы определённой сложности. Сложность перевалов варьируется от первой до третьей категории и каждая категория разделена ещё и на подкатегории – А и Б. И если перевал 1А требует навыков самостраховки, которые довольно легко приобрести, посещая горную секцию, то перевал сложности 2А требует командного прохождения, а 3Б – это уже экстрим на любителя. В водных и лыжных походах километраж в каждой категории несколько больше, чем в пеших, что обусловлено большей скоростью их прохождения.

Важно понимать, что спортивный туризм – это спорт, пусть данный его вид и не причисляется к олимпийским видам, а букмекеры не принимают на него ставки. Потому сложные категорийные походы – это не развлекательные путешествия, в которые отправляются с целью насладиться природой, а настоящие командные спортивные соревнования, в которых есть ряд серьёзных требований к физической форме туриста и его экипировке.