Дорога

Проект безопасное поведение пассажиров. Правила безопасного поведения пассажиров в городском транспорте

    Ожидая поезд на платформе:

    стойте справа, идите слева;

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

      Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

      Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги

      При спуске в метро на эскалаторе:

      Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

      При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

      Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»

      Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

      Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

      После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.

    Мы привыкли пользоваться транспортными средствами для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существует городской, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным . Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро.

    Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.

    Для того чтобы поездка в транспорте была безопасной, важно соблюдать общепринятые правила.

    Безопасное поведение в транспорте

    Правила поведения во всех видах общественного транспорта

     Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, нельзя толкаться, нельзя суетиться, нельзя мешать другим людям.

     Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.

     Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

     Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

     При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

     Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП).

     Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

    Для оплаты проезда в транспорте, оборудованном АСКП, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

     После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

    Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

    Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

    Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

    При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

    Правила поведения в метро

    При спуске в метро на эскалаторе:

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

    Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Опасные ситуации в транспорте

    , необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.

    При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

    В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    Если пожар возник в вагоне метро , немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.

    При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.

    Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.

    После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.

    1. Кто считается пассажиром?

    2. Каким транспортом вы пользуетесь чаще? Составьте правила пользования этим транспортом.

    В дневник безопасности запишите краткое изложение правил поведения при возникновении опасных ситуаций на транспорте.

    1. Представьте, что в автобусе возник пожар. Опишите порядок действий пассажиров.

    2. Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?

    Предмет Основы безопасности жизнедеятельности
    Класс 5
    Тема урока Пассажир. Безопасность пассажира
    Цель урока Рассмотреть общие обязанности пассажира, систематизировать их значение по правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности.

    Образовательные : обобщить знания о городском транспорте. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения пассажиров в аварийных ситуациях.

    Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

    Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.

    УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
    Планируемые результаты Предметные: знать общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при пользовании трамваем, троллейбусом и метро. Обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте.

    Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

    Основные понятия Пассажир; виды общественного транспорта.
    Межпредметные связи История, география
    Ресурсы урока Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
    Формы урока Фронтальная, групповая.
    Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
    Описание этапов урока
    Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД(универсальные учебные действия)
    I . Организационный
      приветствие проверка явки обучающихся проверка готовности обучающихся к уроку я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке
    -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку-рассаживаются на рабочие места.

    Личностные: самоорганизация.

    Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
    II . Повторение пройденного материала. Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.Ребята, предлагаю вам вспомнить пройденный материал. Что такое дорога? (это обустроенная или приспособленная и используемая для транспортных средств полоса земли либо поверхности искусственного сооружения.)Для чего нужна разметка дороги? (для обеспечения безопасности на улицах и дорогах, управление потоком транспортных средств и пешеходов.)Как называются знаки, которые информируют водителя о приближении к опасному участку дороги? (предупреждающие знаки.)Молодцы хорошо знаете материал -отвечают на вопросы,-рассуждают,— приводят примеры

    Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

    способность к рассуждению

    Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

    Познавательные:

    Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

    III . Мотивация учебной деятельности А теперь прошу вас обратить свое внимание на экран (Слайды 1) Скажите ребята, что вы видите на экране ? Как вы оцениваете эту ситуацию? Давайте попробуем сформулировать тему урока? «Пассажир. Безопасность пассажира» С какой целью мы будем изучать тему урока? Рассмотреть общие обязанности пассажира, правила безопасного поведения в общественном транспорте. Что бы придти к нашей цели нам нужно будет решить ряд задач. Для достижения цели урока, что нам поможет? (учебник, тетрадь, проектор, справочный материал) отвечают на вопросы;-выбирают оптимальные решения;-фиксирование темы урока в тетрадь;-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно) Личностные: построение логических рассужденийКоммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своих мненийРегулятивные : планирование последовательных действий
    IV . Изложение нового материала

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь.

    Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта.

    Какие виды транспорта вы знаете?

    Транспорт

    городской водный воздушный железнодорожный

    Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека, и пользуясь материалом учебника стр. 39

      Какой транспорт называют общественным

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным (трамвай, троллейбус, автобус и метро)

      Как вы думаете кто такой пассажир. Давайте сформулировать определение пассажир.

    Это лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий или выходящий из него.
    В ходе самостоятельной работы с учебником и учащиеся выделяют необходимую информацию, записывают определение

    Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

    Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

    V .Физкультминутка Видео Выполняют физкультминутку
    VI .Практическая работа Я вам сейчас предлагаю объединиться в малые группы по 2 человека и рассмотреть правила поведения в общественном транспорте: Скажите ребята, кто-то из вас ездил в метро? А там есть правила поведения в метро? (да)Какие, сможете их назвать? Ребята так же мы можем встретиться с опасными ситуациями в общественном транспорте. Давайте прочитаем их в нашем учебнике стр. 43 и узнаем, какие они могут быть. формирование безопасной работы;-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

    Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

    Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    Регулятивные:

    умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

    Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

    Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.
    VII .Закрепление материала Я вам выдала листы с заданием, где нужно выбрать правильный ответ. Если вы согласны утверждением то ставим цифру(1), если нет (0). Попрошу вас подписать фамилии и ответить на них.

      Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров. (1)

      На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая (0)

      Во время движения автобуса старайся держаться за поручни (1)

      В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери(0)

      В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса (0)

    -рассуждают,— отвечают на вопросы, Рассуждение (Л).Формулирование ответов (Р).
    VIII . Рефлексия

    Ребята теперь давайте мы с вами посмотрим на нашу шкалу и определим на сколько

    Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Регулятивные: оценка достигнутых результатов
    IX .Домашнее задание Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь. Для выполнения домашнего задания вы можете воспользоваться учебником, или Интернет источником.

    Обучающиеся

    слушают и записывают домашнее задание в дневниках.

    Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый. Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля; Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями. Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги При спуске в метро на эскалаторе: Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги. При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход». Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов. После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу. стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
    © Сошина Евгения Ивановна, учитель ОБЖ 2015г.

    Цели урока

    Рассмотреть общие обязанности пассажира, правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности

    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.

    Виды транспорта

    ж\дорожный

    воздушный

    городской

    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

    общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Автобус рейсовый

    Маршрутное такси

    Троллейбус

    ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ

    Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.

    ЗАПОМНИ!

    На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.

    Пассажир – лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий и выходящий из него.

    • Ряд Правила поведения в автобусе
    • Ряд Правила поведения в трамваях, троллейбусах
    • Ряд Правила поведения при поездке на грузовом автотранспорте

    Опасные ситуации

    в транспорте

    Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе

    • необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
    • При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами).
    • При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
    • В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

    Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.

    Если пожар возник

    в вагоне метро

    • немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.
    • При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
    • Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
    • После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.
    • Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров.
    • На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая
    • Во время движения автобуса старайся держаться за поручни
    • В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери
    • В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса
    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.
    • Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь

Автомобиль уже давно перестал быть роскошью. С помощью удобного транспортного средства можно максимально быстро добраться до места назначения. Но следует помнить о том, что машина - это еще и зона повышенного риска. Безопасность движения транспортных средств обеспечивается и водителем, и пассажирами. Поэтому, чтобы поездка принесла лишь удовольствие, следует соблюдать некоторые правила.

Проверяем техническую исправность автомобиля

В первую очередь необходимо произвести общую оценку состояния транспортного средства. Водитель осматривает состояние съемных деталей (бампера, зеркал дальнего вида, стеклоочистителей). Зеркала - очень важный элемент любого автомобиля. Прежде чем отправится в дальнюю дорогу, каждый водитель должен правильно их настроить. Далее следует уделить внимание фарам. Они должны быть без надколов и царапин. В хорошем состоянии также должны быть стекла транспортного средства.

Безопасность управления транспортным средством во многом зависит от исправности основных систем. Если водитель не может произвести оценку самостоятельно, следует отправляться на СТО. О наличии неисправностей можно судить также и по месту, где продолжительное время стояла машина. Течь технических жидкостей может говорить о наличии серьезной неисправности. Если под автомобилем обнаружены антифриз, топливо или тормозная жидкость, отправляться в дальнюю дорогу не следует. Транспортное средство должно быть полностью исправным.

Технический осмотр

Безопасность управления транспортным средством в России регулируется государством с помощью обязательного технического осмотра. Проводить его владельцы автомобилей должны ежегодно. Если у водителя нет соответствующего талона, он не имеет права садиться за руль. К участию в дорожном движении могут быть допущены лишь машины, которые имеют рабочий двигатель, исправную тормозную систему, безопасности.

К огромному сожалению, в РФ сегодня существует коррупция. Согласно статистическим данным, около 50% владельцев автомобилей получили талон технического осмотра благодаря взяткам. Это лишь усугубляет ситуацию на отечественных дорогах. Огромное количество аварий происходит по причине неисправности транспортных средств. А ведь серьезных проблем можно избежать, если честно и своевременно выполнить осмотр машины. Тем более что эта процедура не занимает много времени и не требует больших финансовых затрат.

транспортного средства

Безопасность пассажиров транспортных средств ложится в первую очередь на плечи водителя. Существует ряд обязанностей, которые должен выполнять водитель, садясь за руль автомобиля. Управлять машиной может лишь человек, имеющий на это право. Подтверждается оно документально с помощью водительских прав. Этот документ выдается после прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов. Удостоверение на право управления автомобилем (водительские права) необходимо иметь всегда при поездке за рулем.

Устанавливать на транспортное средство имеют право лишь некоторые службы (полиция, скорая помощь). Водитель обязательно должен иметь разрешение на подобное приспособление. Нарушение со ссылкой на законно установленный маячок грозит серьезным штрафом. А если такие действия повлекли за собой человеческие жертвы, возможна криминальная ответственность.

Страховка

Существуют различные средства обеспечения транспортной безопасности. Одним из них является страховка. На сегодняшний день этот документ обязателен для оформления. Сотрудники ГАИ имеют право попросить водителя предоставить информацию о страховом полисе. Зачем он нужен? Этот документ позволяет водителю быть более защищенным на дороге и не стать заложником аварийной ситуации. Избежать ДТП страховка, конечно, не поможет. Он от лишних затрат защитит. Ведь нередко бывает так, что водитель, попав в аварию не по собственной вине, просто не имеет средств на восстановление автомобиля.

Договор страхования можно оформлять в любой компании. Законом этот момент не описывается. Стоимость услуги будет зависеть от марки автомобиля, территории страхового покрытия, условий возмещения в случае возникновения аварийной ситуации. Прежде чем заключить договор, сотрудник фирмы оценивает соответствие транспортного средства требованиям безопасности. Если машина не прошла технический осмотр, риск возникновения ДТП возрастает. Страховая компания в таком случае просто не захочет заключать сделку.

Как обеспечивается безопасность эксплуатации транспортных средств?

При управлении автомобилем водитель обязан внимательно следить за ситуацией на дороге, а также своевременно реагировать на ее изменения. Запрещается отвлекаться от управления, разговаривать по мобильному телефону. Если в машине присутствуют средства обеспечения транспортной безопасности, ими обязательно следует пользоваться. Это различные подголовники и ремни. Такие средства могут не использовать лишь лица, которые обучают вождению, если скорость движения составляет менее 40 км/час.

Двигаться по проезжей части на мотоцикле, мопеде или любом другом открытом транспорте следует в специальном шлеме. Пассажиры также должны быть обеспечены необходимыми средствами безопасности. Запрещается перевозить на мотоцикле или мопеде более одного пассажира.

Любые действия, которые нарушают безопасность пассажиров транспортных средств, преследуются законом. Запрещается выбрасывать во время движения на дорогу мусор. Даже самый простой фантик от конфеты может создать серьезные препятствия для других участников движения. Также нельзя ехать с открытыми дверцами авто. Если транспортное средство неисправно, водитель обязан включить аварийный сигнал и двигаться по проезжей части с минимальной скоростью.

Алкоголь за рулем

Каждый знает, что садиться за руль автомобиля после употребления алкоголя запрещено. Но соблюдают это правило далеко не все. Между тем безопасность пассажиров транспортных средств не может быть обеспечена, если водитель сделал хотя бы несколько глотков вина. Спирт моментально замедляет реакцию человека. Уже невозможно быстро реагировать на ситуацию, происходящую на дороге.

Регламент о безопасности транспортных средств предусматривает ответственность за вождение автомобилем в нетрезвом виде. В 2014 году условия еще больше ужесточились. Стоит лишь водителю попасть на гаишников второй раз, как ему будет грозить потеря свободы на два года. Первый же раз можно отделаться штрафом, а также лишением прав на управление транспортным средством.

Устал? Не садись за руль!

По статистике 40% дорожно-транспортных происшествий происходят по причине плохого самочувствия водителя. Многие настолько устают, что просто засыпают за рулем. Стоит помнить о том, что водитель отвечает за безопасность пассажиров транспортных средств, а также других участников дорожного движения. Поэтому ни в коем случае нельзя садиться за руль, если повышена температура тела или не удалось выспаться.

Поводом остаться дома могут быть также некоторые лекарственные средства. Существуют медикаменты, которые замедляют реакцию водителя. Перед приемом любого лекарства обязательно следует изучить инструкцию. Обычно в ней указано, можно ли садиться за руль после употребления таблеток. В законе, конечно, возможность вождения в болезненном состоянии не оговаривается. Но каждый сам отвечает за свое состояние и может оценить, как скажется на безопасности движения.

Ребенок в автомобиле

С особым вниманием следует относиться к транспортировке детей. Ребенок не имеет права находиться на переднем сидении до достижения им 14 лет. Технические средства обеспечения транспортной безопасности детей - это специальные автокресла и ремни. Человек, рост которого не достигает 150 см, должен находиться в специальном сидении. Детские автокресла продаются сегодня в любом специализированном магазине. Их легко подобрать по возрасту и росту ребенка.

Ни в коем случае нельзя держать малыша во время движения на руках. Если пассажир не пристегнут, столкновение при движении 45-50 км/час равносильно падению со второго этажа. Можно себе только представить, какие травмы получит ребенок. А вот качественное кресло и помогут сохранить жизнь и здоровье. Малышу в случае возникновения ДТП грозит как максимум пара ссадин и царапин.

Подушка безопасности поможет сохранить жизнь

При любой аварийной ситуации пассажиры чаще всего получают травмы вследствие ударов о, казалось бы, мягкие элементы транспортного средства. Но даже переднее сидение не может быть настолько эластичным, как подушка безопасности. Этот элемент хоть и не является обязательным, но существенно снижает вероятность получения травмы в результате ДТП.

Безопасность эксплуатации транспортных средств во многом зависит также от установки основных элементов. Подушка безопасности не является исключением. Если закрепить ее неправильно, она попросту не раскроется. Поэтому доверить это дело лучше специалистам на СТО.

Комфорт - залог безопасности

Если предстоит длительная поездка, обязательно стоит побеспокоиться о комфорте водителя. В процессе управления транспортного средства не должны затекать спина и конечности. Чтобы было удобно, следует отрегулировать кресло и положение руля. Обязательно стоит проверить состояние Они не должны стеснять движений водителя. Следует подумать и о том, что в процессе движения руль придется держать обеими руками. Только так можно будет осуществлять контроль над транспортным средством. Поэтому есть смысл подготовить специальные подлокотники, на которые можно будет положить руки, чтобы они быстро не уставали.

Каким бы длинным ни был путь, необходимо обязательно делать перерывы на отдых. В идеальном случае в автомобиле должно находиться два водителя. Через каждые 8 часов они будут менять друг друга.

Подведем итоги

Полностью быть уверенным в безопасности за рулем невозможно. Но каждый водитель должен сделать все, чтобы сохранить жизнь и здоровье своих пассажиров. В первую очередь необходимо получить свидетельство о безопасности транспортного средства (талон ТО). Садиться за руль не стоит в состоянии усталости и при плохом самочувствии. Алкогольное опьянение с управлением автомобилем категорически несовместимо!

Безопасность пассажиров в транспортном средстве обеспечивается с помощью таких средств, как подушки, ремни и специальные кресла. Перед длительной поездкой все эти элементы стоит осмотреть на предмет неисправностей.

А максимальная скорость многих автомобилей превышает 300 км/час, эффективность использования этих средств постепенно снижается, а в некоторых случаях подушки и ремни могут быть просто опасны для автомобилистов.

В результате, основные средства пассивной безопасности, на которые возлагают свои надежды все водители в случае аварии, по своей сути являются изобретениями прошлого века. Естественно, над пассивной безопасностью автомобилей работают все автопроизводители. Однако поставщики систем безопасности вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на стоимости разработок и материалов, так как только это может привести к сокращению затрат. Поэтому об высокой степени безопасности, которую могли бы обеспечить ремни и подушки, приходится забыть.

Да, подушки безопасности отлично защищают голову и туловище водителей, однако ставят под удар их ноги и руки. Согласно исследованию медицинского центра Dartmouth Hitchcock в Нью-Хэмпшире по данным о травмах в результате ДТП в США за 1988-2004 гг., подушки безопасности и ремни вовсе не защищают руки водителя от переломов, мало того, они на 35 процентов увеличивают риск получения травм ног.

Представляют подушки серьезную опасность и для глаз водителя и пассажиров. Исследование испанского доктора Карлоса Руиса Лапуэнте показало, что в результате срабатывания подушек даже при невысокой скорости 35% водителей и пассажиров страдают от их довольно сильного удара, который часто приходится на лицо, особенно если речь идет о людях ниже 175 сантиметров ростом. Удар подушки по силе приближается к резкому удару кулаком в лицо. Если же вы носите очки, последствия могут быть еще более плачевными.

Кроме того, натриевая кислота, благодаря которой подушка безопасности мгновенно надувается, может попасть в глаза водителей и пассажиров, приводя впоследствии к отслоению сетчатки, поражению роговицы и другим последствиям. Согласно данным испанского общества слепых ОNCE, дорожно-транспортные происшествия являются сейчас одной из самых распространенных причин слепоты.

Конечно, всего этого можно избежать, однако новые, более совершенные модели начинают ставиться только на дорогие модели. Лишь недавно производители начали ставить на свои модели подушки для защиты коленей, на Mercedes E-класса, например, они появятся только в этом году.

Оптимальную защиту от удара придумала Toyota. В отличие от обычных подушек, которые состоят из одной секции, у новой версии их две. Раздуваясь, они создают углубление посередине, и распределяют давление сработавшей подушки по другим частям головы, плечам и верхней части туловища. Новые подушки безопасности разработаны на основе концепции общей поддержки (Omni-Support) и дают гораздо меньше шансов пассажиру переднего сиденья получить травму, без снижения уровня защиты при первом ударе. Однако ставиться они будут пока лишь на некоторые модели Lexus.

Время, когда ремень, а потом и подушка безопасности были единственными средствами, призванными смягчить последствия от столкновения, осталось в прошлом веке. Новая система безопасности водителя, разработанная немецким отделением корпорации Delphi в Вуппертале, основана на технологиях механики и должна сократить на четверть вероятность повреждений конечностей при столкновении. Система обеспечивает лучшую защиту ног водителя при фронтальном ударе. Защитный модуль состоит из рулевой колонки, коленного валика и качественно новой системы педалей. При столкновении модуль отодвигается от водителя, давая воздушной подушке больше времени для открытия. Воздушная подушка и коленный валик под рулевой колонкой перераспределяют удар на приборную доску. Педали при столкновении изменяют направление, продвинувшись наверх, снижая риск повреждения ног. Новая система должна, по сообщению предприятия, выйти на рынок к 2010 году.

Безусловно, никто не станет оспаривать положительный потенциал всех интегрированных систем. Однако автокомпании по-прежнему будут экономить на введении новых систем безопасности. Поэтому еще многих автомобилистов по-прежнему будут выручать подушки и ремни безопасности, с которыми все же спокойнее, чем без них. Ведь, как известно, лучше быть не совсем живым, чем совсем мертвым.


Организация и осуществление активного отдыха в природных условиях нередко связана с необходимостью пользоваться различными видами транспорта (наземным, воздушным и водным). Количество транспортных средств в мире постоянно увеличивается, возрастает скорость их движения, повышается их надежность и комфортабельность, улучшаются двигатели и топливо, способствующие уменьшению окружающей природной среды.
Вместе с тем полностью обеспечить безопасность передвижения пассажиров на любом виде транспорта невозможно. Аварии и катастрофы на транспорте происходили и происходят. В связи с этим ежегодно погибают и получают увечья многие водители и туристы.

Безопасность на всех видах транспорта обеспечивается человеком и зависит от его уровня подготовки и ответственности при использовании транспортного средства. Безопасность туристов обеспечивают специалисты, которые участвуют в подготовке транспортных средств, их управлении, контролируют соблюдение правил движения. Существуют специальные службы, отвечающие за безопасность наземных, воздушных и водных транспортных средств.

Каждый турист (пассажир) со своей стороны тоже может повысить уровень личной безопасности. Он потенциально должен быть готов к аварийной ситуации и при необходимости максимально использовать свои возможности для сохранения жизни и здоровья. Кроме того, пассажир обязан соблюдать ряд правил безопасности при передвижении определенным видом транспорта.

В современных условиях специалисты в области безопасности жизнедеятельности разработали различные рекомендации по безопасному поведению пассажира в пути и его действия при различных аварийных ситуациях. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут возникнуть при поездке на автомобиле и в поезде.

Безопасность туриста в автомобиле

Представьте, что вы едете с родителями на личной автомашине за город. Перед началом движения необходимо обязательно пристегнуться ремнями безопасности, а накидывание ремня лишь для вида (без необходимого натяжения) при аварии станет причиной дополнительных травм.

1) следует сильно напрягать все тело (мышцы);
2) следует втянуть голову в плечи;
3) следует поднять руки вверх, обхватить голову руками, защищая от удара;
4) не следует расслабляться до полной остановки автомобиля;
5) не следует выпрыгивать из автомобиля при его столкновении или переворачивании.

В случае если автомобиль переворачивается, следует упасть на соседнее сиденье (если не пристегнуты ремнями безопасности), крепко схватить сиденье и уткнуться в него лицом.
При возгорании автомобиля (как правило, пожар начинается под капотом) необходимо помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более минуты, так как весь автомобиль сгорает в течение нескольких минут. Для обеспечения личной безопасности необходимо закрыть рот и нос тканью (шарфом, платком, рубашкой) и быстро покинуть салон после остановки автомобиля.

Безопасность туриста в поезде

При посадке в поезд необходимо соблюдать следующие правила:

1) не следует бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;
2) стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения поезда;
3) следует подходить к вагону после полной остановки поезда;
4) производить посадку в вагон только со стороны перрона или посадочной платформы;
5) войдя в вагон, оказать помощь пассажирам разместить вещи в купе;
6) достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем уложить его на полки и в специальные отделения;
7) тяжелые вещи разместить внизу, чтобы при толчке поезда они не упали с полки.

При движении поезда необходимо соблюдать следующие правила личной безопасности:

1) не следует во время движения поезда высовываться из окна;
2) открывать наружные двери поезда;
3) стоять на подножке;
4) трогать без надобности стоп-кран;
5) отходить далеко от поезда, выходя из вагона на остановках;
6) следует продумать свои действия, если место находится на верхней полке, чтобы не упасть с нее в случае резкого торможения поезда;
7) для питья использовать воду только из титана (большого кипятильника для воды), находящегося рядом с купе проводника, или продающуюся в пластиковых бутылках.

В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику. При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна. Категорически запрещается при этом:

1) выпрыгивать из вагона движущегося поезда;
2) пытаться выбраться на крышу поезда.

Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, то следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигаться целесообразно пригнувшись, а дышать через мокрую ткань).
Иногда на железнодорожном транспорте происходят аварии. В этом случае во время толчка (удара) следует постараться ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппироваться и прикрыть голову руками во избежание травм.
При опрокидывании вагона в случае аварии следует ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза и упереться ногами в стену. После того как вагон обретет устойчивость, необходимо осмотреться и наметить путь выхода из него, если дверь заклинило, следует выбираться через окна.

Обеспечение личной безопасности туриста на водном транспорте

Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль и поддерживается постоянная радиосвязь.

Все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Для всех пассажиров и членов экипажа имеются места на спасательном средстве (в шлюпке и на плоту).

Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подают терпящие бедствие корабли, чтобы привлечь к себе внимание и получить помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры для оказания помощи тем, кто оказался в опасности.

Вместе с тем несмотря на все меры безопасности, и в настоящее время гибнет ежегодно несколько десятков судов. Основными причинами гибели судов являются их столкновение в море, возникновение пожара на судне, шторм.

Правила безопасности. Практика показывает, что беды можно избежать, если соблюдать определенные правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и неукоснительно выполнять ряд общепринятых правил. Каждый пассажир должен знать, где ему следует находиться и что делать в случае эвакуации и в какой конкретно шлюпке определено его место.

При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, который необходимо выполнять. Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом, для чего необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Поэтому особенно важно запомнить путь, по которому придется выбираться на шлюпочную палубу.

Пассажирам следует воздержаться от прогулок по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Следует помнить и о возможном появлении еще одной неприятности - морской болезни. Она возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой. Для предотвращения этой болезни рекомендуется:

Чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься;
- оставаться на свежем воздухе, избегать солнца;
- пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.

Действия туриста при кораблекрушении . Одно из важнейших правил, которое необходимо помнить человеку при кораблекрушении - это не паниковать и быстро выполнять все указания капитана и экипажа судна.

Следует взять с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет, не снимая одежды и обуви надеть спасательный жилет. Необходимо быстро, но без спешки подняться на верхнюю палубу и по команде экипажа, когда подойдет очередь, садиться в спасательное средство (в шлюпку, на плот).

В случае, если сесть в шлюпку (на плот) не представляется возможным, необходимо прыгать в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет уже надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, необходимо как можно быстрее, отплыть от борта корабля. При необходимости следует принять участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, следует подплыть к ней и с помощью спасателей подняться на нее. Если в шлюпке нет мест, нужно попросить о помощи, чтобы бросили трос (фал, канат), необходимо обвязаться тросом под мышками и плыть за шлюпкой.

Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, необходимо защитить голову и открытые участки тела во избежание солнечного удара и ожога. При аварийном плавании (на вспомогательном судне) следует рационально использовать запас воды и провизии и верить в спасение.

Обеспечение личной безопасности туриста на воздушном транспорте

Авиационный транспорт - это наиболее современный, относительно безопасный и комфортабельный вид транспорта.
Известно, что самолеты обладают большой скоростью полета и могут доставить пассажиров, в том числе туристов, в заданную точку планеты за считанные часы.
В начале XXI в. появились даже первые космические туристы, которые на коммерческой основе путешествовали вокруг Земли.
Комфортные условия полета и быстрота прибытия к месту отдыха делают авиационный транспорт все более привлекательным для дальних путешествий.
На земле за безопасность полета отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. К ним относятся инженеры и механики, которые готовят самолет к вылету, специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолетом на земле и в воздухе, специалисты метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлета и посадки и на маршруте полета самолета, а также специалисты, поддерживающие непрерывную, надежную связь с экипажем воздушного судна.
Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (летчики, штурманы, бортинженеры, радисты), которые способны привести самолет в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днем и ночью.

Каждый самолет оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полете и в случае возникновения опасной ситуации.
Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд правил. Рассмотрим наиболее важные из них.
Подготовка пассажиров (туристов) к взлету самолета. Ручная кладь туристов должна быть размещена под сиденьем впереди стоящего кресла. Запрещено размещать ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.
Полка над головой пассажира предназначена для верхней одежды и личных вещей.
Заняв свое место в салоне, необходимо убедиться, что откидной столик перед пассажиром закрыт, а спинка кресла должна быть приведена в вертикальное положение. Далее следует открыть шторки на иллюминаторах, пристегнуть и туго затянуть ремни безопасности.
Пассажирам необходимо внимательно прослушать информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолета и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении и обозначении.
Специалисты рекомендуют запомнить правила использования кислородной маски (на борту самолета для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолета в воздухе. Она покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолета на воду. Пассажиру необходимо запомнить также, где находится спасательный жилет (в панели над креслом или под сиденьем кресла, на котором он сидит, - в зависимости от типа самолета).
В самолете. В случае разгерметизации салона самолета в воздухе необходимо немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.

При аварии на взлете необходимо принять безопасную фиксированную позу:

1) согнуть и плотно сцепить руки под коленями;
2) голову наклонить к коленям как можно ниже;
3) ноги упереть в пол, предварительно вытянув их;
4) в момент удара сгруппироваться и напрячь тело;
5) не следует покидать своего места до полной остановки самолета.

При пожаре в самолете. Современные самолеты оборудованы надежными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж согласно инструкции примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолет на ближайший аэродром.

В случае пожара пассажирам необходимо выполнять команды экипажа. После приземления самолета нужно как можно быстрее покинуть его, защитить себя от жара и дыма одеждой, к выходу следует пробираться пригнувшись, дышать только закрыв рот и нос материей (платком, рукавом). Ручную кладь специалисты рекомендуют с собой не брать.

При аварийной посадке самолета. В случае принятия экипажем самолета решения о вынужденной посадке пассажиров предупреждают об этом своевременно. При аварийной посадке необходимо выполнять указания командира и экипажа самолета.

Если у пассажиров есть возможность, то следует надеть верхнюю одежду, которая защитит от травм. Специалисты советуют пассажирам сгруппироваться и напрячь тело и постараться удержаться на месте во время резкого торможения самолета после его приземления. Не следует вставать с кресла до полной остановки самолета и соответствующей команды экипажа. После остановки самолета следует покинуть его, используя аварийный выход и отойти от него на безопасное расстояние (не менее 100 м). при аварийной посадке самолета на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолет.

Опыт показывает, что самым опасным фактором в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда туристы(пассажиры) не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке. Поэтому, оказавшись в самолете, следует подумать, что предстоит делать в различных опасных ситуациях. Это позволит человеку, если действительно наступит аварийная ситуация, более спокойно и уверенно действовать в целях спасения своей жизни и других пострадавших.

Ваш загородный отдых - это наша работа!

В Правилах дорожного движения «Пассажир» это: лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность на дорогах, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, обозначенных указателями, тротуаре или обочине, не выходя на проезжую часть.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

    • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
    • Не входи в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон свободен, при резком толчке или тор­можении ты рискуешь испачкать других пассажиров.
    • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.

    • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
    • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это очень опасно!

    • Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
    • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
    • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств;
    • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
    • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.
    • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
    • В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале - увидеть место приземления.
    • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

    • Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры - поручень над головой.
    • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
    • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.
    • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
    • В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
    • К выходу необходимо подготовиться заранее по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
    • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
  • Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!