Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.
Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.
Первым на нашем пути будет храм Спасителя
в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке.
Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).
N 45° 1.268"
E 34° 45.60"
Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы
сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.
N 45° 0.337"
E 34° 53.109"
Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой...
"Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид и положение твое дивны..." - с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы - армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине - колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.
Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.
В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.
И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий - землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад - тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.
Уникальные артефакты - архитектурные детали, предметы быта - выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.
Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д"Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.
N 45° 0.067"
E 35° 3.739"
От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских - Сурб Стефанос . На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.
В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.
Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.
N 44° 59.067"
E 35° 4.109"
Армения - первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии
Произошло это еще в 301-ом году, и хотя все эти века армян пытались обратить в зороастризм, ислам, армяне остались христианами и построили тысячи храмов, многие из которых дошли до наших дней
на верхней фотографии церковь Св.Саркиса в Ереване, хоть он и не главный храм Еревана, но пожалуй самый красивый)
это главный собор Гюмри, он был практически полностью разрушен во время землетрясения 1988-го, однако его уже практически восстановили)
неподалеку от Гюмри, рядом с городом Артик находится Аричский монастырь 5-7-ых веков
в самом Артике находится маленькая церковь Св.Стефана 6-го века
восточнее Ширака(области, в которой расположены Гюмри и Артик) находится область Лори
монастырь Санаин 10-го века около города Алаверди
Ахпат, 986-го года
комплексы Санаин и Ахпат включены в список Всемирного Наследия ЮНЭСКО
церковь Одзун, построена в 8-ом веке на основании церкви 4-го века
рядом с каждой церковью(а вообще и не только рядом с церквями, а повсеместно) встречаются хачкары - каменные кресты
западнее Лори Тавушская область, отличающаяся большим количеством лесов, горных рек, каньонов)
здесь стоит выделить монастырь Гош 13-го века
к сожалению реставраторы "постарались" и поставили пластиковые купола, надеюсь в ближайшие несколько лет их заменят на каменные
а чуть южнее Айраванк
западнее Севана находится область Котайк
в ней тоже много интересных мест
монастырь Гегард 15-го века, тоже занесен в ЮНЭСКО, он полностью высечен в скале
рядом с городом Егвард находятся руины церкви Зоравар 7-го века
в самом Егварде церковь Св.Богородицы
западнее Котайка пролегает область Арагацотн, наполовину равнинная, наполовину гористая
церковь Св.Месропа Маштоца(автора армянского алфавита), в которой находится могила самого Маштоца
монастрь Тегер 13-го века, находится у подножия горы Арагац
Сагмосаванк
храм 12-го века в селе Египатруш
церковь Св.Петра и Павла 5-го века
обратите внимание на то что верхняя часть темная, а нижняя - светлая, вызвано это тем, что в советское время построили Апаранское водохранилище и во время сезона паводков церковь уходит под воду
южнее Арагацотна располагается Армавирская область, а в ней город Эчмиадзин)
главная церковь Армянской Апостольской Церкви - церковь Св.Майр Атор
недавно на территории комплекса построили новую церковь, где проводят обряд крещения
также в Эчмиадзине стоит выделить храм Рипсиме 7-го века
но в городе есть еще много храмов)
южнее Армавира находится Араратская область
монастырь Хор Вирап
раньше на территории крепости находилась тюрьма, и в ней 13 лет царь Трдат держал в заточении Григория Просветителя
царь внезапно заболел и вылечить его смог лишь Григорий, обратив его в христианство, после чего царь обратил в христианство всю Армению
в горах Араратской области находится монастырь Св.Карапета
юго-западнее Арарата находится область Вайоц Дзор, полупустынная, каньонистая
в ней самый красивый на мой взгляд армянский храм - Нораванк
в горах труднодоступный монастырь Спитакавор(Белый монастырь в переводе с армянского)
монастырь Амарас 4-го века, в нем Месроп Маштоц дописывал армянский алфавит
монастырь Гандзасар
в моем журнале про все монастыри и не только вы можете найти более развернутую информацию)
а на этом все=)
Монастырь Хор Вирап, находящийся недалеко от границы с Турцией, у подножия Арарата. Отсюда открывается потрясающий вид на Арарат. Монастырь был построен в XVII веке и расположен над подземной тюрьмой, в которой по преданию армянский царь Трдат III
Монастырь Хор-Вирап у подножия Арарата
Монастырь Хор Вирап, находящийся недалеко от границы с Турцией, у подножия Арарата. Отсюда открывается потрясающий вид на Арарат. Монастырь был построен в XVII веке и расположен над подземной тюрьмой, в которой по преданию армянский царь Трдат III содержал в заточении св. Григория Просветителя целых 13 лет. Отсюда и происходит название монастыря, которое в переводе с армянского означает «глубокая яма».
Монастырь Хор-Вирап
За забором из колючей проволоки, на расстоянии менее километра – Турция. Вдоль забора стоят сторожевые вышки. Так что армяне сегодня могут любоваться символом своего народа, горой Арарат, только издалека.
гора Арарат
Возле монастыря, как водится в Армении, стоят красивые узорчатые кресты-хачкары.
____
Армянские хачкары
Мы ночуем на холме напротив монастыря с прекрасным видом на Арарат и сам Хор Вирап.
День 25 Хор Вирап – Нораванк – Татев
Армянская церковно-монастырская архитектура меня впечатлила, и мы едем дальше смотреть на красивейшие ее памятники, монастыри Татев и Нораванк.
Монастырь Нораванк
Дорога в Нораванк у нас получилась веселой, нас подобрали два парня на грузовичке «Памперс». Это были чуть ли не единственные встреченные нами армяне, которые почти не говорили по-русски. Зато они добродушно сделали крюк с основной дороги и вместе с нами съездили посмотреть монастырь, в котором как мы поняли по их рассказу, крестили одного из них.
Надо сказать, что каждый из виденных нами армянских монастырей имеет свой особый колорит и свой цвет. Например, Гергард был сложен из темно-серого и коричневого камня, Хор Вирап преимущественно из красного, в Нораванке же преобладал песочный и солнечно-желтый цвет. Время постройки монастыря датируется XIII веком. Очень красива и дорога к монастырю, которая проходит в узком извилистом ущелье реки Арпа. В стенах каньона видны многочисленные гроты, также с дороги видно как с отвесной скалы падает красивый узкий водопад.
Монастырь Нораванк
После Нораванка едем в Татев. Дорога ведет через высокий перевал по многочисленным виткам горного серпантина, качество дороги отвратительное, жутко трясет. Направление нашего движения – на юго-восток, в сторону Иранской границы а также спорных территорий Нагорного Карабаха.
Но посещение Карабаха в наши планы на этот раз не входило, все-таки были опасения по насчет безопасности такого мероприятия, да и время уже поджимало, по погоде явно чувствовалось, что наступает осень. На ночевке возле Татева, на высоте около 1800 м. впервые за все путешествие достаю из рюкзака перчатки и шапку.
Монастырь Татев
Татев – один из красивейших монастырей Армении, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан в 895-906 г. Сильно пострадал от землетрясения в 1931 году. В настоящее время монастырь не действует, на территории ведутся восстановительные и реставрационные работы. В 2010 году здесь открыта самая длинная безпересадочная канатная дорога в мире, названная «Крылья Татева», длиной 5,7 км, проходящая через Воротанское ущелье к монастырю.
Монастырь Татев
Билеты на канатную дорогу вытянули из нас больше половины всего нашего армянского бюджета, по 3000 драмм с человека (примерно 60 гривен). В эту стоимость входит билет туда и обратно, при чем спускаться в обратную сторону не обязательно в тот же день, что очень удобно, потому как билет только в одну сторону стоит 2000 драмм.
В вагончике канатной дороги, который движется над живописным покрытым зеленью ущельем около 12 минут, милая девушка проводит краткую экскурсию, рассказывая об устройстве самой канатной дороги, а также о местных достопримечательностях.
Поднявшись наверх, осматриваем монастырь изнутри, набираем воду и становимся на ночевку на холме выше монастыря с прекрасным видом вокруг.
Канатная дорога "Крылья Татева"
День 26 Татев – озеро Севан
Рано утром мимо нашей стоянки пастух гонит на выпас отару овец. Мы собираемся и идем на спуск к канатной дороге, которая начинает работать с 10 часов. Погода пасмурная, дует сильный холодный ветер. На трассе нас подбирает грузовичок с карабахцами, они всю дорогу убеждают нас в том, что у них сейчас вполне безопасно, война закончилась, но экономика страны, конечно, в упадке, и заграницу никуда кроме Армении с карабахским паспортом не попасть… В грузовичке я неожиданно нахожу маленького серого котенка, водитель говорит, что понятия не имеет откуда он взялся, видимо тоже кот-автостопщик.
Едем до города Ехегнадзор, дальше основная дорога идет в Ереван, а нам по маршруту нужен поворот к озеру Севан, но ловится там очень плохо, большинство машин едут по соседним селам. Наконец попрыгав по 5-7 км. на легковушках ловим грузовик, едущий в нужном нам направлении в г. Мартуни. На нем проезжаем перевал Селим высотой около 2300 м., виды с него потрясающие! На перевале также находится историческая постройка – древний караван-сарай. Дальше от Мартуни едем вдоль берегов озера Севан, присматривая место для ночевки и становимся в зарослях на берегу немного не доезжая до монастыря Айраванк.
Вечером на озере очень холодно, небо закрыто плотным слоем темных туч. Берег озера очень грязный из-за пасущихся здесь коров, ни купаться ни тем более пить из этого озера нам не хотелось, а вот набрать достаточно питьевой воды в бутылки мы почему-то забыли, поэтому на следующий день остаемся без завтрака.
День 27 озеро Севан – Дилижан – Ноемберян - Ахпат
Утром просыпаемся под звуки дождя, ждем пока он немного утихнет. Выйдя из палатки обнаруживаем, что в горах над озером, буквально метров на 300 выше, выпал снег. Заезжаем посмотреть на древние монастыри, расположенные на берегу озера – Айраванк и Севанаванк, но они уже не впечатлили так сильно как предыдущие.
Монастырь на берегу озера Севан
От города Севан ловим машину в Ноемберян. Водитель долго рассказывает про красоты популярного армянского горного курорта Дилижана. Ну как мы поняли, это что-то вроде нашего Трускавца. Интересно также то, что дорога от Севана в Дилижан идет через туннель в горах, и по разные стороны этого туннеля наблюдается, совершенно разный климат. Со стороны Севана чаще на много прохладней, пасмурно и дождливо, в Дилижане же до поздней осени преобладает теплая солнечная погода. Проехав тоннель мы имели возможность лично убедиться в правдивости этого природного феномена, действительно погода стала на много приветливей.
От г. Ноемберян до границы с Грузией, куда мы собираемся ехать завтра, остается каких-то 15 км., но так как время у нас сегодня еще есть решаем сделать еще один заезд к монастырю Ахпат, который тоже включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда, по красивому ущелью реки Дербент, везет нас наш земляк на украинской фуре. Удается застопить машину даже наверх к монастырю, а вот вниз уже пришлось спускаться 5 км. пешком. Сам Ахпат оказался довольно красив, но его недостаток по сравнению с остальными в том, что находится он прямо в центре села и на него трудно найти открытый панорамный вид со стороны.
Видна монастырь Ахпат
Ночевку решили искать внизу у дороги, но спустившись, обнаружили, что ущелье на столько узкое, что дорога фактически сразу обрывается в реку. С трудом нашли на берегу за кустами небольшую площадку как раз под нашу палатку, где и остались на ночь. Сегодня мы прощаемся с древней Арменией и завтра утром готовимся ехать в Грузию, прямиком в столицу страны - Тбилиси.
Малый и Большой Арарат
Находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города , около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.
Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625
Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.
По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.
В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.
Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.
Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач - это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в
Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.
Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?
Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .
Монастырь на карте Крыма
История становления обители
В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).
Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.
Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.
Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.
Чем интересен Армянский монастырь для туристов?
Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.
Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.
Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.
На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.
Как добраться до Сурб-Хач?
Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».
Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.
На машине доехать до монастыря из Судака можно так:
Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:
Туристу на заметку
- Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
- Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
- Телефон: +7-36555-5-13-50.
Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.