Термины

Традиции и обычаи адыгов материал на тему. Адыгейцы Территория проживания Адыгейцы (самоназвание адыгэ) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе

Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.








Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.







Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.




Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.


Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.






Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.


М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей


Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей


Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…


Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).


Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:


Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей


Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.


Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.


На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей


Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.


Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.


Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.



1 слайд

2 слайд

Флаг Флаг Республики Адыгея является государственным символом Республики Адыгея. Принят Парламентом Республики Адыгея 24 марта 1992 года. Флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображены двенадцать золотых звёзд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Отношение ширины флага к его длине 1:2.

3 слайд

Гимн Гимн Республики Адыгея - один из символов государственности Адыгеи. Гимн был утвержден постановлением Верховного Совета Адыгеи 25 марта 1992 года. Это стало одним из первых решений первого после распада СССР созыва парламента республики.

4 слайд

История Важнейшим этапом в истории адыгов, как и всех кавказских народов явилась русско-кавказская война. В ходе военной кампании по установлению контроля над Северным Кавказом, Россия к 1829 году оттеснила Османскую империю и с 1830-х гг. стала закрепляться на Черноморском побережье. После окончания Кавказской войны в 1864 большая часть Северо-Западного Кавказа перешла под контроль России.Итоги войны оказались трагическими для адыгцев, как и всех кавказцев. Это огромное количество погибших, беженцев и депортированных. Масса адыгов стала мухаджирами (переселенцами). Потомки мухаджиров до сего времени живут в Турции, странах Ближнего Востока и Западной Европы. После окончания Кавказской войны на территории Северо-Западного Кавказа до 1867 г. действовал военно-оккупационный режим. Адыгское население целиком было отдано в ведение военных властей. С 1 января 1867 г. ликвидируются военно-народные округа и адыгское население входит в состав общего населения вновь образованных уездов – Майкопского, Екатеринодарского, Баталпашинского. В июле 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область, с центром в Краснодаре.В 1936 г. постановлением ВЦИК столица Адыгеи была переведена из города Краснодар в город Майкоп. 5 октября 1991 г. – была провозглашена Республика Адыгея.

5 слайд

Адыгейская национальная одежда Костюм адыга состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина. Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык-незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом. Женская одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями - позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех - шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

6 слайд

7 слайд

Кухня На протяжении многовековой истории адыги, как и другие народы, выработали своеобразный и довольно богатый ассортимент национальных блюд. С древнейших времен они занимались скотоводством, птицеводством и земледелием. Это, естественно, оказывало влияние на подбор и особенности народных блюд, среди которых главное место заняли блюда из баранины, говядины и птицы, а также молочные и растительные. Издавна адыги любили крупяные и мучные приготовления. Они охотно выращивали яблоки, груши, сливы, вишни, жерделу, персики, виноград, орехи и т.д. Употребляя фрукты как в свежем, так и в сушеном виде, придавали многим из них целебное значение.

Семейная традиция.

Основа организации семьи на Кавказе – превосходство мужчины и непререкаемый авторитет старших. С уважением к старшему поколению многие связывают секрет долгожительства на Кавказе.Стоит отметить, что, несмотря на явную доминацию старших, во все времена нормальным считалось и несколько вольное поведение молодёжи, которые всегда имели собственные места сбора.

Рождение ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

Первые шаги.

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

Первый зуб выпал.

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

Свадебная традиция.

Наиболее ревностно соблюдают свадебные традиции и обряды жители сельской местности. И в свадебных ритуалах чётко проявляется уважение к старшим. Совершенно не принято, когда младшая сестра или брат играют свадьбу раньше старшего.Как ни странно, на свадьбе невеста и жених выполняют скорее символическую роль. Ведь молодожёны даже не видят друг друга в первые дни, так как они празднуют это событие, как правило, не только раздельно, но и зачастую в разных домах. Делают они это в компании своих лучших друзей и знакомых. Эта традиция называется на «свадебным скрыванием». В новый дом жена должна войти с правой ноги, обязательно с закрытым лицом. Голову невесты обычно посыпают конфетами или монетами, что должно обеспечить благополучие в финансовом плане.Основная традиция на свадьбе, которая строго соблюдается – это подарки, подготовленные друг другу семьями, которые породнились. Очень любопытным и символическим подарком, который дарят и в наши дни, является пара тёплых, красивых шерстяных носков для жениха. Этот подарок свидетельствует о том, что его молодая жена хорошая рукодельница. Вполне естественно, что новый век внёс свои коррективы в празднование свадьбы. Естественно, что регистрация в ЗАГСе теперь является обязательной процедурой. Также по душе невестам пришлось белое свадебное платье, которое обрело большую популярность в 20 веке и постепенно оттеснило традиционные кавказские наряды невест.