Рейтинг 

Итальянские колонии на побережье азовского и черного морей. Разработка урока на тему: «Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа В хирургии –

Слайд 2

Слайд 3

Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа

В результате крестовых походов в XI-XIII вв. в Италии экономически расцвели такие купеческие республики, как Генуя и Венеция. Оттеснив арабов и византийцев, итальянские купцы захватили в свои руки посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Вскоре они стали столь мощными торговыми державами, что современники по праву называли Геную "богом морей", а Венецию - город-порт на Адриатическом море - "царицей Адриатики".

Слайд 4

Собор Сан Марко. Венеция. XI век

  • Слайд 5

    Генуя в XIII-XIV веках

  • Слайд 6

    В XIII в. слабеющая Византия вынуждена была открыть свои проливы Босфор и Дарданеллы для прохода итальянских судов из Средиземного моря в Черное. Это открыло им путь к Крыму и Черноморскому побережью Кавказа. Генуя и Венеция соперничали за господство на Черном море, что выражалось не только в острой торговой конкуренции, но и в вооруженных столкновениях между ними. Более удачливой оказалась Генуэзская республика, которая по договоренности с крымскими ханами основала в Крыму свою первую торговую колонию Кафу (нынешняя Феодосия). Построив еще ряд торговых факторий (поселений), генуэзцы обратили свои взоры на Приазовье и Черноморское побережье Кавказа. На месте русской Тмутаракани и византийской Таматархи (или, как ее сокращенно называли, Матархи) генуэзцы основали в конце XIII в. город-порт Матрегу. Матрега была укрепленным городом, населенным представителями различных племен и народов. Она не только была связующим звеном между Востоком и Западом, но и являлась центром торговли с окрестными горскими племенами.

    Слайд 7

    Пролив Босфор

  • Слайд 8

    Пролив Дарданеллы,соединяет Мраморное и Эгейское море.

  • Слайд 9

    Скупая у горцев воск, рыбу, меха и другие товары, итальянские купцы привозили на Северо-Западный Кавказ восточные и западные товары. Крупными генуэзскими колониями на территории Кубани были Мапа (Анапа), Копа (Славянск-на-Кубани), Бальзамиха (Ейск), Мавролако (Геленджик) и другие. Всего было построено до 39 поселений, разных по величине и значимости, но выполнявших главным образом торгово-экономические задачи.

    Слайд 10

    Мапа (Анапа-современый вид)

  • Слайд 11

    Копа (Славянск-на-Кубани-современный вид)

  • Слайд 12

    Бальзамиха (Ейск-современный вид)

  • Слайд 13

    Мавролако (Геленджик-современный вид)

  • Слайд 14

    Не обходила вниманием генуэзские колонии и римско-католическая церковь, присылавшая сюда своих миссионеров. Эти проповедники пытались обратить адыгское население, исповедовавшее христианство греческого толка, в католичество. В Матреге была даже создана католическая епархия, которая руководила процессом перехода в католичество местного населения, но больших успехов ей не удалось добиться.

    Слайд 15

    На месте античной Горгиппии (Анапа) на крутом берегу Черного моря генуэзцы воздвигли свою крепость - факторию Мапу. Именно от нее шла знаменитая тогда генуэзская дорога к верховьям р. Кубани, там она делилась на две: одна дорога шла в Абхазию, другая - к Каспийскому морю. Дорога по тому времени была хорошо оборудована, имела перевалочные базы и, очевидно, неплохо охранялась. Последнее было связано с тесными отношениями адыгской знати и администрации генуэзских колоний. Генуэзцы были кровно заинтересованы в безопасности своих купеческих караванов, которые передвигались по кавказской территории. Адыгская знать видела в торговом сотрудничестве с генуэзцами большие выгоды.

    Слайд 16

    Адыгская верхушка была основным поставщиком "живого товара" - рабов, которые вывозились в общепризнанные центры европейской торговли: Геную, Венецию, Флоренцию. Рабы "добывались" в результате бесконечных межплеменных войн, набегов на соседние народы, захвата пленных. Часть простых людей обращалась в невольников, не имея возможности вернуть долги. Наибольшим спросом пользовались красивые девушки и физически развитые юноши 15-17 лет. Из торговли рабами извлекали прибыль не только адыгская знать и генуэзские купцы, но и администрация итальянских поселений. Например, консул Копы за каждого проданного раба получал по 6 серебряных монет, которые назывались аспры. До нас дошли сведения о торговых сделках, оформлявшихся при продаже рабов. Так, при совершении одной из них было записано: "Продан раб черкес 12 лет за 450".

    Слайд 17

    Венеция

  • Слайд 18

    Работорговля оказывала отрицательное влияние на развитие адыгской народности, сокращая численность населения за счет наиболее молодых и трудоспособных людей. Господство натурального хозяйства у народов Северо-Западного Кавказа обусловило преобладание меновой торговли над денежным обращением. Единицей обмена обычно служила определенная мера ткани, из которой можно было сшить мужскую рубаху. Большим спросом у народов Северо-Западного Кавказа пользовались привозимые генуэзцами ткани, соль, мыло, ковры, ювелирные изделия, сабли. Но, пользуясь своим безусловным господством на рынках Причерноморья, генуэзские купцы устанавливали чрезвычайно завышенные цены на товары, извлекая громадные прибыли из торговли с местным населением. Мало того, высокие цены, например, на такой важный продукт, как соль, устанавливались еще за счет его строго нормированного привоза. Если соли завозилось больше (а это могло снизить цены на нее), то излишек ее сбрасывался в море. В сложных условиях шла и торговля самих генуэзцев. Большой урон генуэзским купцам наносило широко развитое морское пиратство. Морские разбойники не только грабили купеческие суда, но и нападали на прибрежные поселения и порты. Поэтому генуэзцы вынуждены были нанимать охрану для сопровождения торговых судов и укреплять свои города-колонии каменными стенами и бойницами, держать в них гарнизоны.

    Слайд 19

    Непримиримыми соперниками генуэзцев оставались и венецианцы, которые стремились закрепиться в азовско-черноморском бассейне. В устье Дона, как и генуэзцы, они основали свою факторию, интересы которой нередко отстаивали с оружием в руках. На рубеже XIV-XV вв. усилились противоречия итальянцев и с горским населением. Непомерные подати, жульничество в торговых сделках, навязывание католичества, захват и продажа людей - все это вызывало раздражение. Недовольство ущемлением своих владельческих прав проявляли и адыгские князья. Так, в 1457 г. князь Кадибельди даже взял штурмом Матрегу. Чтобы укрепить свое положение в черноморских колониях, генуэзская администрация прибегала к известному приему "разделяй и властвуй", натравливала одних князей на других, провоцировала их грабить своих же соплеменников, обещая богатые товары в обмен на скот и рабов. Упрочению генуэзского влияния в колониях служили и выгодные сделки, в том числе за счет брачных союзов представителей колониальной администрации и адыгской знати.

    Слайд 20

    Устье Дона

  • Слайд 21

    Но во второй половине XV в. колониальное владычество Генуэзской республики в Причерноморье и Приазовье шло к закату. Об этом свидетельствовал и тот факт, что управление городами-колониями было передано частному банку. В 1453г. под ударами турок пал Константинополь - столица Византии, очередь была за итальянскими колониями в Крыму и на Северо-Западном Кавказе. В последней четверти XV в. туркам удалось захватить все итальянские колонии на Черном и Азовском морях. Двухвековое пребывание генуэзцев на Кубани завершилось. Оно сыграло как положительную, так и (в еще большей степени) отрицательную роль в жизни местных народов. С одной стороны, генуэзцы знакомили их с передовыми приемами экономических отношений и производства восточных и западноевропейских стран, расширяли круг познаний о мире. С другой стороны, неравноправный обмен товарами и продуктами, налоговый гнет, работорговля, а нередко и простой грабеж подрывали хозяйство адыгов, сдерживали рост населения и производительных сил.

    Слайд 22

    Из устава для генуэзских колоний 1449 г. Консул в Копе должен был следить: "...чтобы в упомянутое место не привозить соли более нужного количества для употребления. Причем постановляем и предписываем, что все купцы и другие лица, которые привозят соль в Капарио [Копу], должны всю соль, которая у них остается по окончании работ, т. е. посолив рыбу, привозить в Кафу или бросать в море, под штрафом от 100 до 200 аспров за каждую бочку... Также, что каждый шкипер корабля или судна обязан платить консулу всегда в год от груза судна по одному аспру с бочки, да сверх того за то, что стоит на якоре, 15 аспров с каждого судна... Также, что консул в Копе может получать за каждого невольника, вывозимого оттуда, по шести аспров...".

    Посмотреть все слайды

    Колонизация итальянцами Черноморского побережья КавказаВ результате крестовых походов в XI-XIII вв. в
    Италии экономически расцвели такие
    купеческие республики, как Генуя и Венеция.
    Оттеснив арабов и византийцев, итальянские
    купцы захватили в свои руки посредническую
    торговлю между Западной Европой и
    Востоком. Вскоре они стали столь мощными
    торговыми державами, что современники по
    праву называли Геную "богом морей", а
    Венецию - город-порт на Адриатическом море "царицей Адриатики".

    Собор Сан Марко. Венеция. XI век

    Генуя в XIII-XIV веках

    В XIII в. слабеющая Византия вынуждена была открыть свои
    проливы Босфор и Дарданеллы для прохода итальянских судов
    из Средиземного моря в Черное. Это открыло им путь к Крыму и
    Черноморскому побережью Кавказа. Генуя и Венеция
    соперничали за господство на Черном море, что выражалось не
    только в острой торговой конкуренции, но и в вооруженных
    столкновениях между ними. Более удачливой оказалась
    Генуэзская республика, которая по договоренности с крымскими
    ханами основала в Крыму свою первую торговую колонию Кафу
    (нынешняя Феодосия). Построив еще ряд торговых факторий
    (поселений), генуэзцы обратили свои взоры на Приазовье и
    Черноморское побережье Кавказа. На месте русской
    Тмутаракани и византийской Таматархи (или, как ее сокращенно
    называли, Матархи) генуэзцы основали в конце XIII в. городпорт Матрегу. Матрега была укрепленным городом, населенным
    представителями различных племен и народов. Она не только
    была связующим звеном между Востоком и Западом, но и
    являлась центром торговли с окрестными горскими племенами.

    Пролив Босфор

    Пролив Дарданеллы,соединяет Мраморное и Эгейское море.

    Скупая у горцев воск, рыбу, меха и другие товары,
    итальянские купцы привозили на Северо-Западный
    Кавказ восточные и западные товары. Крупными
    генуэзскими колониями на территории Кубани были
    Мапа (Анапа), Копа (Славянск-на-Кубани),
    Бальзамиха (Ейск), Мавролако (Геленджик) и
    другие. Всего было построено до 39 поселений,
    разных по величине и значимости, но выполнявших
    главным образом торгово-экономические задачи.

    Мапа (Анапа-современый вид)

    Копа (Славянск-на-Кубани-современный вид)

    Копа (Славянск-на-Кубанисовременный вид)

    Бальзамиха (Ейск-современный вид)

    Мавролако (Геленджик-современный вид)

    Не обходила вниманием генуэзские колонии и
    римско-католическая церковь, присылавшая сюда
    своих миссионеров. Эти проповедники пытались
    обратить адыгское население, исповедовавшее
    христианство греческого толка, в католичество. В
    Матреге была даже создана католическая
    епархия, которая руководила процессом перехода
    в католичество местного населения, но больших
    успехов ей не удалось добиться.

    На месте античной Горгиппии (Анапа) на крутом
    берегу Черного моря генуэзцы воздвигли свою
    крепость - факторию Мапу. Именно от нее шла
    знаменитая тогда генуэзская дорога к верховьям р.
    Кубани, там она делилась на две: одна дорога шла в
    Абхазию, другая - к Каспийскому морю. Дорога по
    тому времени была хорошо оборудована, имела
    перевалочные базы и, очевидно, неплохо
    охранялась. Последнее было связано с тесными
    отношениями адыгской знати и администрации
    генуэзских колоний. Генуэзцы были кровно
    заинтересованы в безопасности своих купеческих
    караванов, которые передвигались по кавказской
    территории. Адыгская знать видела в торговом
    сотрудничестве с генуэзцами большие выгоды.

    Адыгская верхушка была основным поставщиком "живого
    товара" - рабов, которые вывозились в общепризнанные
    центры европейской торговли: Геную, Венецию,
    Флоренцию. Рабы "добывались" в результате бесконечных
    межплеменных войн, набегов на соседние народы, захвата
    пленных. Часть простых людей обращалась в невольников,
    не имея возможности вернуть долги. Наибольшим спросом
    пользовались красивые девушки и физически развитые
    юноши 15-17 лет. Из торговли рабами извлекали прибыль
    не только адыгская знать и генуэзские купцы, но и
    администрация итальянских поселений. Например, консул
    Копы за каждого проданного раба получал по 6 серебряных
    монет, которые назывались аспры. До нас дошли сведения
    о торговых сделках, оформлявшихся при продаже рабов.
    Так, при совершении одной из них было записано: "Продан
    раб черкес 12 лет за 450".

    Венеция

    Работорговля оказывала отрицательное влияние на развитие адыгской
    народности, сокращая численность населения за счет наиболее молодых и
    трудоспособных людей.
    Господство натурального хозяйства у народов Северо-Западного Кавказа
    обусловило преобладание меновой торговли над денежным обращением.
    Единицей обмена обычно служила определенная мера ткани, из которой
    можно было сшить мужскую рубаху. Большим спросом у народов СевероЗападного Кавказа пользовались привозимые генуэзцами ткани, соль,
    мыло, ковры, ювелирные изделия, сабли. Но, пользуясь своим безусловным
    господством на рынках Причерноморья, генуэзские купцы устанавливали
    чрезвычайно завышенные цены на товары, извлекая громадные прибыли из
    торговли с местным населением. Мало того, высокие цены, например, на
    такой важный продукт, как соль, устанавливались еще за счет его строго
    нормированного привоза. Если соли завозилось больше (а это могло
    снизить цены на нее), то излишек ее сбрасывался в море. В сложных
    условиях шла и торговля самих генуэзцев. Большой урон генуэзским купцам
    наносило широко развитое морское пиратство. Морские разбойники не
    только грабили купеческие суда, но и нападали на прибрежные поселения и
    порты. Поэтому генуэзцы вынуждены были нанимать охрану для
    сопровождения торговых судов и укреплять свои города-колонии
    каменными стенами и бойницами, держать в них гарнизоны.

    Непримиримыми соперниками генуэзцев оставались и
    венецианцы, которые стремились закрепиться в азовскочерноморском бассейне. В устье Дона, как и генуэзцы, они
    основали свою факторию, интересы которой нередко
    отстаивали с оружием в руках.
    На рубеже XIV-XV вв. усилились противоречия итальянцев и с
    горским населением. Непомерные подати, жульничество в
    торговых сделках, навязывание католичества, захват и продажа
    людей - все это вызывало раздражение. Недовольство
    ущемлением своих владельческих прав проявляли и адыгские
    князья. Так, в 1457 г. князь Кадибельди даже взял штурмом
    Матрегу. Чтобы укрепить свое положение в черноморских
    колониях, генуэзская администрация прибегала к известному
    приему "разделяй и властвуй", натравливала одних князей на
    других, провоцировала их грабить своих же соплеменников,
    обещая богатые товары в обмен на скот и рабов. Упрочению
    генуэзского влияния в колониях служили и выгодные сделки, в
    том числе за счет брачных союзов представителей
    колониальной администрации и адыгской знати.

    Устье Дона

    Но во второй половине XV в. колониальное владычество
    Генуэзской республики в Причерноморье и Приазовье шло к
    закату. Об этом свидетельствовал и тот факт, что управление
    городами-колониями было передано частному банку. В 1453г.
    под ударами турок пал Константинополь - столица Византии,
    очередь была за итальянскими колониями в Крыму и на СевероЗападном Кавказе. В последней четверти XV в. туркам удалось
    захватить все итальянские колонии на Черном и Азовском
    морях. Двухвековое пребывание генуэзцев на Кубани
    завершилось. Оно сыграло как положительную, так и (в еще
    большей степени) отрицательную роль в жизни местных
    народов. С одной стороны, генуэзцы знакомили их с
    передовыми приемами экономических отношений и
    производства восточных и западноевропейских стран,
    расширяли круг познаний о мире. С другой стороны,
    неравноправный обмен товарами и продуктами, налоговый гнет,
    работорговля, а нередко и простой грабеж подрывали хозяйство
    адыгов, сдерживали рост населения и производительных сил.

    Из устава для генуэзских колоний 1449 г.
    Консул в Копе должен был следить: "...чтобы в упомянутое
    место не привозить соли более нужного количества для
    употребления. Причем постановляем и предписываем, что
    все купцы и другие лица, которые привозят соль в Капарио
    [Копу], должны всю соль, которая у них остается по
    окончании работ, т. е. посолив рыбу, привозить в Кафу или
    бросать в море, под штрафом от 100 до 200 аспров за
    каждую бочку...
    Также, что каждый шкипер корабля или судна обязан
    платить консулу всегда в год от груза судна по одному
    аспру с бочки, да сверх того за то, что стоит на якоре, 15
    аспров с каждого судна...
    Также, что консул в Копе может получать за каждого
    невольника, вывозимого оттуда, по шести аспров...".

    Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа.

    Цель: 1. сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье.

    2. Привить любовь к истории и памятникам культуры мирового значения.

    3. Сформировать духовно развитую личность с устойчивым национальным самосознанием.

    Оборудование: карта средневековой Кубани 10 -13 век, атлас, учебник, контурные карты.

    Ход урока.

      Организационный момент

      Актуализация знаний

      Изучение нового материала.

    Почти одновременно с установлением монголо-татарского владычества над племенами и народами Причерноморья началось мирное проникновение на эти территории итальянского купечества. Итальянцы стремились расширить свою торговую деятельность, рынки сбыта продукции и извлечь из этого максимальную прибыль. Колонизация сопровождалась соперничеством между двумя крупными городами – Венецией и Генуей.

    Стремление обеих морских республик к установлению торговой монополии в Причерноморье выливается в острую конкурентную борьбу и прямые вооруженные столкновения между ними. К середине XIV века преобладание Генуи становится явным. Колониальная политика Венеции почти целиком определялась государством, а ее торговля в значительной мере строилась на операциях с дорогими восточными товарами, поставки которых находились в полной зависимости от превратностей политической ситуации в регионе, состояния торговых маршрутов на всем их протяжении, включая не только морскую дорогу, но и караванные пути. В противоположность этому, Генуя опиралась в большей степени на деятельность частных лиц, на купеческие компании и объединения.

    В то же самое время Генуя располагала в Причерноморье, по крайней мере, полутора десятками разбросанных всюду факторий, через которые проходили не только восточные товары, но и поток предназначенной для региональной торговли местной продукции. По ряду причин каффская колония заняла среди них главенствующее место. При ее создании генуэзские купцы не могли не считаться с опытом соседней Солдайи (г.Судак) - широко известного в Западной Европе, на Руси и в Азии торгового центра.

    В то же самое время Генуя располагала в Причерноморье, по крайней мере, полутора десятками разбросанных всюду факторий, через которые проходили не только восточные товары, но и поток предназначенной для региональной торговли местной продукции. По ряду причин каффская колония заняла среди них главенствующее место. При ее создании генуэзские купцы не могли не считаться с опытом соседней Солдайи (г.Судак) - широко известного в Западной Европе, на Руси и в Азии торгового центра. В конце XIII века его новому возвышению способствовало, в частности, то обстоятельство, что он находился значительно ближе, чем Херсон, к Азовскому морю и Керченскому проливу, через которые шли суда, Наиболее крупной колонией была Каффа, являвшаяся развитым центром ремесла.

    В 1266 году представители Генуи договорились с правителями Золотой Орды о передаче им Кафы, однако на почве договоренности дележа торговых доходов возникали столкновения, которые заканчивались грабительскими набегами татар.

    От генуэзского периода в Крыму сохранились остатки крепостных стен, башен и дворцов в Каффе и Чембало, построенные под руководством итальянских архитекторов крепость и консульский замок в Солдайе. В 1951 году в Феодосии на территории генуэзской крепости велись археологические раскопки, давшие ценный материал для изучения истории города, его ремесла и торговли.

    Работа с текстом (управление Генуэзскими колониями стр.84-85)

      Закрепление

    Как генуэзцам удалось одержать победу в торговом соперничестве с Венецией.

    С какими целями генуэзцы привлекали к управлению колониями местную знать и роднились с нею.

    Покажите на карте примерное местоположение основных генуэзских поселений на берегах Черного и Азовского морей (работа в контурной карте).

      Домашнее задание.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа В результате крестовых походов в XI-XIII вв. в Италии экономически расцвели такие купеческие республики, как Генуя и Венеция. Оттеснив арабов и византийцев, итальянские купцы захватили в свои руки посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Вскоре они стали столь мощными торговыми державами, что современники по праву называли Геную "богом морей", а Венецию - город-порт на Адриатическом море - "царицей Адриатики".

    Cлайд 4

    Cлайд 5

    Cлайд 6

    В XIII в. слабеющая Византия вынуждена была открыть свои проливы Босфор и Дарданеллы для прохода итальянских судов из Средиземного моря в Черное. Это открыло им путь к Крыму и Черноморскому побережью Кавказа. Генуя и Венеция соперничали за господство на Черном море, что выражалось не только в острой торговой конкуренции, но и в вооруженных столкновениях между ними. Более удачливой оказалась Генуэзская республика, которая по договоренности с крымскими ханами основала в Крыму свою первую торговую колонию Кафу (нынешняя Феодосия). Построив еще ряд торговых факторий (поселений), генуэзцы обратили свои взоры на Приазовье и Черноморское побережье Кавказа. На месте русской Тмутаракани и византийской Таматархи (или, как ее сокращенно называли, Матархи) генуэзцы основали в конце XIII в. город-порт Матрегу. Матрега была укрепленным городом, населенным представителями различных племен и народов. Она не только была связующим звеном между Востоком и Западом, но и являлась центром торговли с окрестными горскими племенами.

    Cлайд 7

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Скупая у горцев воск, рыбу, меха и другие товары, итальянские купцы привозили на Северо-Западный Кавказ восточные и западные товары. Крупными генуэзскими колониями на территории Кубани были Мапа (Анапа), Копа (Славянск-на-Кубани), Бальзамиха (Ейск), Мавролако (Геленджик) и другие. Всего было построено до 39 поселений, разных по величине и значимости, но выполнявших главным образом торгово-экономические задачи.

    Cлайд 10

    Cлайд 11

    Cлайд 12

    Cлайд 13

    Cлайд 14

    Не обходила вниманием генуэзские колонии и римско-католическая церковь, присылавшая сюда своих миссионеров. Эти проповедники пытались обратить адыгское население, исповедовавшее христианство греческого толка, в католичество. В Матреге была даже создана католическая епархия, которая руководила процессом перехода в католичество местного населения, но больших успехов ей не удалось добиться.

    Cлайд 15

    На месте античной Горгиппии (Анапа) на крутом берегу Черного моря генуэзцы воздвигли свою крепость - факторию Мапу. Именно от нее шла знаменитая тогда генуэзская дорога к верховьям р. Кубани, там она делилась на две: одна дорога шла в Абхазию, другая - к Каспийскому морю. Дорога по тому времени была хорошо оборудована, имела перевалочные базы и, очевидно, неплохо охранялась. Последнее было связано с тесными отношениями адыгской знати и администрации генуэзских колоний. Генуэзцы были кровно заинтересованы в безопасности своих купеческих караванов, которые передвигались по кавказской территории. Адыгская знать видела в торговом сотрудничестве с генуэзцами большие выгоды.

    Cлайд 16

    Адыгская верхушка была основным поставщиком "живого товара" - рабов, которые вывозились в общепризнанные центры европейской торговли: Геную, Венецию, Флоренцию. Рабы "добывались" в результате бесконечных межплеменных войн, набегов на соседние народы, захвата пленных. Часть простых людей обращалась в невольников, не имея возможности вернуть долги. Наибольшим спросом пользовались красивые девушки и физически развитые юноши 15-17 лет. Из торговли рабами извлекали прибыль не только адыгская знать и генуэзские купцы, но и администрация итальянских поселений. Например, консул Копы за каждого проданного раба получал по 6 серебряных монет, которые назывались аспры. До нас дошли сведения о торговых сделках, оформлявшихся при продаже рабов. Так, при совершении одной из них было записано: "Продан раб черкес 12 лет за 450".

    Cлайд 17

    Cлайд 18

    Работорговля оказывала отрицательное влияние на развитие адыгской народности, сокращая численность населения за счет наиболее молодых и трудоспособных людей. Господство натурального хозяйства у народов Северо-Западного Кавказа обусловило преобладание меновой торговли над денежным обращением. Единицей обмена обычно служила определенная мера ткани, из которой можно было сшить мужскую рубаху. Большим спросом у народов Северо-Западного Кавказа пользовались привозимые генуэзцами ткани, соль, мыло, ковры, ювелирные изделия, сабли. Но, пользуясь своим безусловным господством на рынках Причерноморья, генуэзские купцы устанавливали чрезвычайно завышенные цены на товары, извлекая громадные прибыли из торговли с местным населением. Мало того, высокие цены, например, на такой важный продукт, как соль, устанавливались еще за счет его строго нормированного привоза. Если соли завозилось больше (а это могло снизить цены на нее), то излишек ее сбрасывался в море. В сложных условиях шла и торговля самих генуэзцев. Большой урон генуэзским купцам наносило широко развитое морское пиратство. Морские разбойники не только грабили купеческие суда, но и нападали на прибрежные поселения и порты. Поэтому генуэзцы вынуждены были нанимать охрану для сопровождения торговых судов и укреплять свои города-колонии каменными стенами и бойницами, держать в них гарнизоны.

    Cлайд 19

    Непримиримыми соперниками генуэзцев оставались и венецианцы, которые стремились закрепиться в азовско-черноморском бассейне. В устье Дона, как и генуэзцы, они основали свою факторию, интересы которой нередко отстаивали с оружием в руках. На рубеже XIV-XV вв. усилились противоречия итальянцев и с горским населением. Непомерные подати, жульничество в торговых сделках, навязывание католичества, захват и продажа людей - все это вызывало раздражение. Недовольство ущемлением своих владельческих прав проявляли и адыгские князья. Так, в 1457 г. князь Кадибельди даже взял штурмом Матрегу. Чтобы укрепить свое положение в черноморских колониях, генуэзская администрация прибегала к известному приему "разделяй и властвуй", натравливала одних князей на других, провоцировала их грабить своих же соплеменников, обещая богатые товары в обмен на скот и рабов. Упрочению генуэзского влияния в колониях служили и выгодные сделки, в том числе за счет брачных союзов представителей колониальной администрации и адыгской знати.

    Cлайд 20

    Cлайд 21

    Но во второй половине XV в. колониальное владычество Генуэзской республики в Причерноморье и Приазовье шло к закату. Об этом свидетельствовал и тот факт, что управление городами-колониями было передано частному банку. В 1453г. под ударами турок пал Константинополь - столица Византии, очередь была за итальянскими колониями в Крыму и на Северо-Западном Кавказе. В последней четверти XV в. туркам удалось захватить все итальянские колонии на Черном и Азовском морях. Двухвековое пребывание генуэзцев на Кубани завершилось. Оно сыграло как положительную, так и (в еще большей степени) отрицательную роль в жизни местных народов. С одной стороны, генуэзцы знакомили их с передовыми приемами экономических отношений и производства восточных и западноевропейских стран, расширяли круг познаний о мире. С другой стороны, неравноправный обмен товарами и продуктами, налоговый гнет, работорговля, а нередко и простой грабеж подрывали хозяйство адыгов, сдерживали рост населения и производительных сил.

    Cлайд 22

    Из устава для генуэзских колоний 1449 г. Консул в Копе должен был следить: "...чтобы в упомянутое место не привозить соли более нужного количества для употребления. Причем постановляем и предписываем, что все купцы и другие лица, которые привозят соль в Капарио [Копу], должны всю соль, которая у них остается по окончании работ, т. е. посолив рыбу, привозить в Кафу или бросать в море, под штрафом от 100 до 200 аспров за каждую бочку... Также, что каждый шкипер корабля или судна обязан платить консулу всегда в год от груза судна по одному аспру с бочки, да сверх того за то, что стоит на якоре, 15 аспров с каждого судна... Также, что консул в Копе может получать за каждого невольника, вывозимого оттуда, по шести аспров...".

    В XI-XII вв. в Италии происходил подъем ремесла и торговли. К концу XII в. в большинстве городов появились производственные цехи. Бурное экономическое оживление привело к торговой активности, особенно в бассейне Средиземного моря. Торговля итальянских городов с Востоком приносила баснословные прибыли. В то же время развернулась конкурентная борьба за восточные рынки.


    Открыть в полном размере

    Наиболее упорная борьба сложилась между городами-республиками Венецией и Генуей. Сначала успех сопутствовал Венеции, потеснившей Геную на Эгейском море, но ненадолго. В 1261 г. по так называемому Нимфейскому трактату Генуя получила за свою помощь Византии опорные пункты на Босфоре, в Малой Азии и Крыму и вытеснила венецианцев почти на столетие. В 1380 г. венецианцы разбили генуэзский флот при Кьодже и вновь установили свою гегемонию в Восточном Средиземноморье и на Понте. Мы не входим в перипетии соперничества Венеции и Генуи на Черном море, но отметим, что рядом с основными действующими лицами этого исторического действа - воинами и купцами - всегда шли представители католической церкви, успехи меча подкреплявшие крестом и проповедью.


    Открыть в полном размере

    В Причерноморье и на с самого начала доминировали генуэзцы. Уже в 1169 г. был заключен договор между генуэзцами и Византией, где один из параграфов гласит: «Корабли генуэзских купцов имеют право проходить во все земли, кроме России и Матреги, если только его (императора. - В. К.) властью не будет туда разрешение» (Россия здесь - побережье Азовского моря, Матрега - ). Это начало проникновения итальянцев. Вскоре после 1204 г. в черноморских портах появляются венецианцы, итальянская торговля на Понте растет. В 1234 г. в устье Кубани высадился доминиканский монах Рикардо, по поручению папы Григория IX совершивший путешествие в Волжскую Болгарию. Любопытны его наблюдения о Сихии, т.е. Зихии и городе Матрика, «где князь и народ являются христианами и имеют греческие книги и из них священные». Нет сомнений, что речь здесь идет о православных христианах. В 1238 г. Генуя и Венеция заключают перемирие и приступают к настоящей торговой экспансии в Крыму, а после Нимфейского договора, предоставившего большие льготы генуэзцам, последние приступают к освоению территории: приобретают квартал в Каффе. В 1268 г. папа Климент IV назначил в Каффу первого епископа. В 90-е годы итальянцы уже имели прочные позиции в Копарио (Копе на нижней Кубани), Матреге (Тамань), Севастополисе (Сухум). По сведениям Н. Мурзакевича, ссылавшегося на генуэзского автора Джироламо Серра, генуэзские купцы из Киффы в 1266 г. достигли Дагестана и начали торговлю с народами, живущими вокруг Каспия, а также посещали Тифлис.

    По тем же данным, Каффа «заведовала» Крымом, Таманью, Копой, Кутаиси, Севастополисом и Таной. Другой автор XIX в. Де ла Примоде писал, что народы кубани и Кавказа ездили к генуэзцам на Тамань для торговли, а главной статьей торговли был воск, на который был огромный спрос от церквей и монастырей. Неизвестно, на основании каких данных автор утверждал, что генуэзцы в Кавказских горах разрабатывали серебряные рудники и следы их работ видны и поныне. По Кубани генуэзцы от устья реки поднялись вверх по течению на 280 миль и среди «богатой и плодородной страны» основали колонию, которой в 1427 г. управлял консул. По М. Н. Каменеву, еще в 60-х годах XIX в. были видны следы якобы генуэзской дороги, начинавшейся от Анапы и шедшей через ст. Царскую на Кяфар, Большой Зеленчук, Маруху, Теберду и оттуда через перевал в Цебельду и на Терек.

    На землях наиболее крупными генуэзскими колониями были Матрега и Копа (ло-Копа, Копарио) и третьей – Мапа. Матрега находилась на месте древнерусской (нынешняя станица Тамань). Как и прежде, это был крупный порт, через который шли товары в Турцию, Западную Европу, а также на Северный Кавказ к адыгским племенам. Матрега была хорошо укреплена. Население состояло в основном из адыгов, земли которых прилегали к Матреге, итальянцев и греков. Генуэзцы поднялись на своих судах вверх по реке Кубани и в 280 итальянских милях от ее устья, в начале XIV в., на землях адыгов, в районе нынешнего города Славянска-на-Кубани, основали колонию ло-Копу. Согласно уставу колонии генуэзцы платили адыгским князьям дань в виде “подарков владетельным особам” бокасином (ткань из тонкого льна), определенные куски которого заменяли деньги. В Копе жили адыги, итальянцы, греки, армяне. Население занималось главным образом рыболовством, пластованием (солением) рыбы и приготовлением икры, что составляло основную статью экспорта. Икра вывозилась бочками, весом в пять кантаров (61,5 кг). Наравне с рыбой и икрой, важной статьей экспорта были невольники (рабы). Это были по преимуществу черкесы (адыги), татары и русские. Наиболее дорого ценились черкесы и черкешенки. Кроме того, вывозился хлеб, бараньи шкуры, меха, воск, мед, фрукты.

    Согласно уставу генуэзских колоний консул в ло-Копа взимал пошлину с каждого корабля за груз и за стоянку на якоре. Лица, занимающиеся пластованием рыбы и приготовлением икры, обязаны были платить в доход консулу по 10 аспров (серебряная монета), а с каждого вывозимого невольника взимались пошлины в 6 аспров. Обогащению генуэзцев способствовала и меновая торговля с адыгами, при которой генуэзцы скупали по низким ценам кожевенное и другое сырье, что давало неслыханную прибыль. Торговля рабами приносила особенно большие доходы. К адыгам через Копу импортировались в основном следующие товары: соль, Мыло, ткани (итальянские сукна, тонкая льняная ткань – бокасин, букаран), ковры, клинки для сабель с гербами, рисунками и надписями. Они особо ценились у адыгской знати. Огромные средства наживались генуэзскими купцами, беспощадно эксплуатирующими местное адыгское население.

    Положение генуэзцев в Матреге было непрочным – они были окружены адыгскими племенами, рядовое население которых, как правило, было настроено к ним враждебно, в самой колонии происходили политические неурядицы на почве вмешательства живших в ней генуэзцев во внутренние дела других народов и, наконец, восстания местных жителей против господства генуэзцев. В Матреге генуэзцы обосновались в начале XIV в., создав здесь свою колонию. В 1419 г. Матрега досталась представителю известной генуэзской фамилии Симону де Гизольфи, благодаря браку его сына Винченцо с дочерью и наследницей адыгского князя Берозоха. Таким образом, Гизольфи находились в двойной зависимости: с одной стороны, и главным образом, от кафского правительства, а с другой стороны от адыгских князей.

    После Симона Гизольфи в Матреге правил Заккария Гизольфи, по-видимому, сын адыгской княжны, на которой женился Винченцо Гизольфи. Заккария, как он сам считал, был данником и вассалом тогдашнего соседнего адыгского князя Кадибельди. В 1457 г. последний, являясь сюзереном по отношению к Заккарию Гизольфи, восстал против него и захватил замок. Постройка крепости (замка) в Матреге была осуществлена незадолго перед этим при финансовой помощи Кафы. В документе говорится, что “воспользовавшись этим (захватом Кадибельди замка) народ той местности восстал против Кафы и овладел означенным замком вместе с князьями Зихии”. Таким образом, документ этот свидетельствует о восстании адыгского народа против генуэзцев и своих князей. Восстание было подавлено солдатами, присланными из Кафы, которая обязывала Заккария Гизольфи содержать в крепости наемных солдат из гарнизона Кафы. В Матрегу было отправлено оружие. Кафа в это время стояла во главе всех генуэзских колоний на Северо-Западном Кавказе.

    На Черноморском побережье генуэзскими колониями была Мала, на месте нынешней Анапы, Калослимен (Бактиар) в Цемесской бухте (Новороссийск). Здесь генуэзцам удалось установить выгодный обмен с местными племенами (черноморскими адыгами). Другие генуэзские колонии представляли собой небольшие торговые фактории и стоянки судов для каботажного плавания.

    Генуэзские колонии просуществовали на Северо-Западном Кавказе до конца XV века. После захвата турками Константинополя (1453 г.) начинается турецкое военное проникновение на Кавказ. Генуэзские колонии, с которыми адыгские племена поддерживали довольно тесные торговые отношения, были разорены, на их месте возникли турецкие крепости.

    В какой-то степени эти сведения о продвижении генуэзцев из Крыма и Копы в глубь подтверждаются косвенными данными легендарно-фольклорного характера и даже археологией. Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в 1724 г. в Черкесии видел кресты на могилах с латинскими надписями, а в Карачае в начале XIX в. было кладбище Гетмишбаш, где сохранялось много могил и надгробных камней, рассматриваемых карачаевцами как католические или «франкские». Ф. Дюбуа де Монпере сообщает легенду, записанную от генерала Энгельгардта - франки или генуэзцы обитали по всем долинам Северного Кавказа, «жилища франков заполняли главным образом долину Кисловодска, распространялись даже за рекой Кубанью». Со ссылкой на П. С. Палласа, Дюбуа де Монпере указывает, что Рим-гора близ Кисловодска служила убежищем для франков. Последнее вполне возможно. Обратим также внимание на то, что популярное на Кавказе наименование итальянцев как «франки» происходит от византийского названия французских наемников. Следовательно, обозначавший европейцев термин «франки» был кавказцами заимствован от греков-византийцев.

    Археологические следы пребывания генуэзцев на Северном Кавказе до XV в. разнообразны, но не одинаково достоверны. К числу последних мы относим латинскую надпись на склепе с конической пирамидальной кровлей, входом и окном в верховьях речки Маджры, впадающей в Кубань. Надпись гласила: «Fausta Fortuna» («Фауста фортуна») и «I… CANTI» (имя? – В. К.). Но реальность этой надписи позже никем не подтверждена. Другой, также непроверенный, но реально существовавший памятник -каменное изваяние католического монаха в характерном длинном одеянии и бритой головой с тонзурой. Правая рука благословляет. Памятник зафиксирован в двух километрах от станицы Преградной в восточном Закубанье вполне в соответствии с той генуэзской дорогой, о которой писал М. Н. Каменев. Возможно, к функционированию упомянутой дороги и движению по ней товаров имеют самое прямое отношение некоторые импортные предметы из Белореченских курганов XIV-XV вв.: серебряное позолоченное блюдо венецианской работы, посуда венецианского стекла, женский халат из итальянского аксамитного бархата лилового цвета и т. д. Речь идет об уже упоминавшемся в первой главе владении Кремух на р. Белой, возглавляемом правителем Биберди. Не вызывает сомнений торговый обмен адыгского Кремуха с итальянскими колониями Причерноморья. К той же группе археологических реалий XIV в. западноевропейского - католического круга можно отнести бронзовые кресты-тельники с изображением Распятия из находок М. Н. Ложкина на Ильичевском городище в верховьях р. Уруп и Хумара на Кубани. Венецианское стекло, ценившееся очень высоко на международном рынке, оседало в могильниках XIV-XV вв. Западной Осетии - Дигории (например, в Махческе), и это говорит о проникновении итальянских товаров до Северной Осетии.

    Весьма вероятно, что не все итальянские импорты XIV-XV вв. из северокавказских археологических материалов мы сейчас можем верно опознать и атрибутировать: для этого необходимо знать исходную материальную культуру, что в наших условиях невозможно. Эта работа остается для будущего, подобно работе над итальянскими письменными источниками, относящимися к Кавказу, в итальянских хранилищах.

    Сохраняющей значение работой по интересующей нас проблеме остается довоенная статья Е. С. Зевакина и Н. А. Пенчко «Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII-XIV вв.», хотя по ряду сюжетов она устарела и не отвечает современному состоянию источников. Зевакин и Пенчко приводят некоторые факты, ярко документирующие экспансию Венеции и Генуи на Северном Кавказе. Так, авторы установили, что на территории между Таной (Азов) и Севастополисом (Сухум) существовало 39 итальянских колоний, поселений и стоянок, из которых важнейшими были Тана, Севастополис, Копа и Матрега, через которые в Италию, Турцию вывозились рабы, хлеб, воск и другие товары. Подтверждаются очень интересные сведения Де ла Примоде о том, что генуэзцы ходили вверх по Кубани и добывали серебряную руду в горах Кавказа. Серебросвинцовое месторождение в верховьях Кубани есть, его разработка в Карачае велась до XX в. Поэтому данные о горных выработках генуэзцев в указанном районе звучат достоверно. Я не исключаю, чтоблагодаря присутствию генуэзцев получил свое название Сентинский храм, этимология которого может восходить к латинскому «Санта» - «святое», «святая». Поскольку Сентинский храм посвящен Богоматери и генуэзцы это наверняка знали, в их устах храм и сама вершина с храмом могли получить популярное название «Санта Мария».

    В то же время я на предлагаемой версии не настаиваю, ибо существует карачаевская версия этимологии «Сенты». Решающее слово здесь должно принадлежать лингвистам.

    Е. С. Зевакин и Н. А. Пенчко свидетельствуют о старинном торговом пути, шедшем по долинам Кубани и Теберды на Клухорский перевал и далее к Севастополису; «здесь же кончалась дорога через Рион в Имеретию и Грузию, которую часто посещали генуэзские купцы». Ясно, что для сношений с севером Кавказа этот путь был важен и не случайно в Севастополисе уже около 1330 г. находился епископ, а с 1354 г. – и генуэзский консул. Что касается Грузии, то ее сближение с католическими государями и церковью Запада началось в связи с борьбой с . В XIII-XIV вв. часть грузинского и армянского населения приняла католичество, а папа Григорий IX в январе 1240 г. направил восемь миссионеров с письмом к грузинской царице Русудан и ее сыну Давиду V. Как видим, католическая экспансия велась широким фронтом, охватывая весь Кавказ. На юге Кавказского хребта генуэзцы также организовали горные выработки. Есть сведения о том, что в Абхазии, в ущелье р. Гумиста находилась генуэзская колония, занимавшаяся разработкой свинцово-серебряной руды, а число шахт доходило до 15. Шло не только внедрение торговли в глубь Кавказа, но и освоение природных богатств. Все это означало одновременное расселение итальянцев по Кавказу.

    Как далеко зашло продвижение весьма активных и динамичных европейцев на восток Кавказа, засвидетельствовано Фануччи, на коего ссылаются Е. С. Зевакин и Н. А. Пенчко: «По указанию Фануччи генуэзцы выстроили и заселили поселение Кубачи в Дагестане». Согласимся, что подобное может показаться фантазией - итальянское поселение в дебрях Дагестанских гор! Это действительно так хотя бы потому, что Кубачи известны с IX в. арабским летописцам под названием Зирихгеран, т.е. «кольчужники», мастера по металлу, а это задолго до появления итальянцев на Кавказе. Указание Фануччи следует признать преувеличением, генуэзцы не строили Кубачи, но бывать в нем они могли, и не раз - изделия знаменитых кубачинских мастеров по металлу, особенно оружейников, должны были привлечь внимание европейских купцов. Это становится более вероятным на фоне других свидетельств о пребывании итальянцев в Дагестане.

    Важно, что факт продвижения генуэзцев, а с ними и католических миссионеров, до Каспийского моря и северного Дагестана (до Дербента) не вызывает сомнений. О состоянии христианской религии в этом регионе Кавказа, в то время носившем название Кайтаки, достоверно повествует Иосафат Барбаро: «туда отправились братья святого Франциска (монахи-францисканцы. - В. К.) и некий наш священник - латинист. Народы, которые живут в этих местах, называются кайтаки, как сказано выше, говорят на языке, не похожем на другие, многие из них являются христианами, из которых часть верует по-гречески, часть по-армянски, а другие по-католически».

    Цитированный источник – единственный, свидетельствующий о том, что православие достигло границ Дагестана («часть верует по-гречески»), ибо, как видим, археологических памятников православия здесь пока нет.

    Последнее свидетельство о прибытии в Дагестан католического миссионера доминиканца Винченцо относится к 1486 г. После этого христианство в Дагестане быстро сдает свои позиции исламу. Дагестан окончательно становится страной мусульманской.

    Исследователи уже пытались найти ответ на эти вопросы. М. К. Старокадомская считала, что дальше Солхата в Крыму итальянцы на восток в поисках товаров (а одним из основных были рабы) не отправлялись. Генуэзцы предпочитали торговать теми товарами, которые доставлялись в Каффу или Солхат купцами других национальностей. Видимо, итальянские купцы лично участвовали в далеких торговых экспедициях в восточные страны. Имело значение то, что в начале XIV в. в Тебризе (Иран) функционировало генуэзское консульство, а в 20-е годы XIV в. уже существовало поселение генуэзцев в Зайтоне. Здесь также следует отметить, что в связях генуэзских городов Крыма со странами Востока «наиболее значительную роль играли кавказские купцы». Следовательно, движение было обоюдным, а генуэзцы постоянно двигались через Предкавказье на восток.

    Весьма важную информацию по интересующему нас вопросу содержит обращение папы Иоанна XXII к хану Узбеку в 1330 г. Папа рекомендует хану епископа Семискат-ского Фому Манказола, сделавшего много прозелитов среди алан Кавказа, венгров и малхаитов. Семискату отождествляли с Шемахой, что представляется сомнительным, во всяком случае, недоказанным Еще более сомнительным кажется заключение о том, что загадочная Семиската – это Самарканд. Исходя из данной локализации Семискаты, составлена карта миссионерских акции Фомы Манказола, аланы на ней в зону действий Манказола не попали, хотя они размещены между Нижней Волгой и Доном.

    Ставропольский археолог Т. М. Минаева свидетельствовала, что среди развалин города находили нательные металлические кресты, каменные надгробные плиты с изображениями крестов, но они оставались не опубликованными. Поэтому христианские древности XIV-XV вв. из Маджар остаются анонимными, хотя факт присутствия христиан в этом крупном городе сомнений не вызывает.

    Вернемся к локализации города или станции Михаха, проходящей в булле Бонифация IX. Выше отмечались варианты местонахождения этого пункта и последний из них - с. Мекеги в Дагестане. Однако есть возможность предложить еще один вариант: Михаха находилась в Прикумье, несколько южнее Маджар. На карте Кавказа Георга Траителя 1774 г. в этом месте помещен «verwustete Stadt Chacha» - разоренный город Хаха, что фонетически и хронологически наиболее соответствует искомому городу Михаха. Археологически этот пункт еще не выявлен и не исследован. Но предлагаемый вариант позволяет связать известную римской курии Михаху с процессом приобщения алан к католическому христианству в XIV в. миссионерами Фомы Манказола. Благодаря этому, вероятно, повторному (после византийско-православного) обращению алан в христианство в 1404 г. архиепископ Султании в Иране доминиканец Иоанн де Галонифонтибус среди христианских народов «Великой Татарии» называет алан и йассов, т.е. асов-осетин.

    В нашем распоряжении есть некоторые археологические данные, позволяющие увидеть эту проблему под иным углом зрения и сопрячь нарисованный выше общеисторический фон событий второй половины XIII – начала XV вв. с конкретными реалиями. В том, что будет изложено ниже, не все является бесспорной истиной. Но предлагаемые нами реконструкции и интерпретации представляются вполне допустимыми и заслуживающими внимания, хотя и неоднозначного.

    ©сайт
    создано на основе открытых данных в интернете