Правила

Мемория. Лариса Савицкая

Трагическая история случилась в далёком 1981 году. В ясный августовский день супруги Лариса и Владимир Савицкие возвращались домой после свадебного путешествия. Они женились еще весной, но решили перенести медовый месяц на лето, ведь Лариса была студенткой и не хотела прерывать учебу.
Молодожены вылетали из Комсомольска-на-Амуре в родной Благовещенск. Они устроились в хвостовой части самолета и мирно задремали во время полета…
Внезапно Лариса проснулась от страшного удара. На высоте 5 200 метров их самолет столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16! У пассажирского лайнера оторвало крылья и срезало верхнюю часть фюзеляжа…
«Повсюду были слышны крики. Я повернулась к мужу, и увидела, что он уже мертв - его убило осколками. Я попрощалась с Володей и стала ждать смерти», - вспоминает Лариса о тех событиях.
«Пока мы падали, у меня перед глазами внезапно промелькнули кадры из американского фильма “Чудеса еще случаются”, который мы недавно смотрели с Володей в кинотеатре. Там девушка также попала в авиакатастрофу и, вжавшись в свое кресло, падала над джунглями. По ее примеру я перебралась к креслу возле иллюминатора, чтобы видеть, сколько осталось до земли, и вцепилась в него мертвой хваткой.»

Через несколько часов после падения Лариса пришла в себя. Она оказалась единственной выжившей из 38-ми пассажиров.
«Когда я открыла глаза, то прямо перед собой в нескольких метрах увидела своего мужа. Казалось, что он хотел меня видеть и таким образом попрощался со мной», - рассказывает Лариса о минувших событиях.
В результате падения женщина получила многочисленные травмы. У нее были сломаны позвоночник, рука и несколько ребер, выбиты зубы, а также было серьезное сотрясения мозга. Но из-за шока Лариса не чувствовала боли. Она соорудила себе небольшой убежище, грелась при помощи чехлов от сидений и укрывалась куском полиэтилена от дождя и комаров.

Три долгих дня Женщина провела в тайге, прежде чем ее обнаружила наземная поисковая группа. До этого ее несколько раз видели пилоты вертолетов, но восприняли ее за кухарку геологов. Никто и подумать не мог, что после такой аварии могут быть выжившие.
Советская власть засекретила факт авиакатастрофы. Ни в одной газете о произошедшем не написали ни строчки. А возле палаты, где в течении трех месяцев Лариса приходила в себя, постоянно дежурило двое людей в штатском, не пуская к ней никого из друзей.
«От родителей я узнала, что они уже вырыли для меня могилу. Родственников всех пассажиров того рейса оповещали об их смерти по списку. Кроме того, родители посоветовали мне никому не рассказывать о произошедшем. С ними провели работу соответствующие органы и пригрозили молчать», - рассказывает Лариса.

После ужасной авиакатастрофы Лариса Савицкая два раза внесена в книгу рекордов Гинесса:
- как выжившая после падения с высоты 5200м,
- и как получатель минимальной суммы компенсации ущерба в авиакатострофе - 75 рублей

После авиакатастрофы Ларису парализовало, но она все же смогла выкарабкаться, хотя и вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала. Позже Лариса узнала, что после авиакатастрофы для нее с мужем уже была готова могила, ведь она оказалась единственной выжившей.

Один из членов экипажа выжил в авиакатастрофе, отнявшей жизни 71 человека.


« Я положил все сумки между ног и принял позу, рекомендованную в случаях аварийной ситуации». Эрвин рассказал, что многие пассажиры повскакивали со своих мест, стали кричать и впадать в панику — это и подтолкнуло их к смерти.

Популярное

Весна Вулович

22-летняя стюардесса является обладательницей мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта по версии Книги рекордов Гиннесса.

В 1972 году самолёт, на борту которого находилась Весна Вулович, взорвался на высоте 10 160 метров. Весна не только пережила само разрушение, но и оказалась единственной выжившей из 28 пассажиров и членов экипажа.


Стюардесса не должна была лететь этим рейсом вовсе, она была отправлена вместо другой бортпроводницы просто из-за ошибки авиакомпании. Когда произошёл взрыв, Весна Вулович работала в пассажирском салоне. Она сразу потеряла сознание и впоследствии не смогла вспомнить, что делала и где именно находилась.

Весна получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза. По словам самой Весны Вулович, первое, что она попросила, вернувшись в сознание, — покурить.


Лечение заняло 16 месяцев, из которых в течение 10 у девушки была парализована нижняя часть тела. Весна Вулович умерла в декабре 2016 года у себя дома в Белграде.

Лариса Савицкая

Молодая студентка Лариса Савицкая летом 1981 года возвращалась вместе с мужем Владимиром из свадебного путешествия. Супруги летели рейсом 811 на борту Ан-24РВ из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск и, так как самолет был полупустым, вместо своих мест заняли удобные кресла в хвостовой части самолета.

Во время полета самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 метров столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Экипажи обоих самолётов погибли.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Она проснулась от сильного удара и внезапного ожога из-за сильного перепада температуры.

Разлом фюзеляжа произошел прямо перед креслом Ларисы, ее выбросило в проход. Девушка добралась до ближайшего кресла и вжалась в него. Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма« Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.

Часть корпуса рухнула в берёзовую рощу, деревья смягчили удар. Очнувшись на земле, первое, что увидела Лариса, было кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла двигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели. За это время студентка соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса не только как человек, выживший после падения с максимальной высоты, но и как человек, получивший минимальную сумму компенсации — 75 рублей.

Байя Бакари

13-летняя француженка — единственная, кто выжил в авиакатастрофе возле Коморских островов в 2009 году. 30 июня 2009 года Байя вместе с своей матерью летела на самолёте Airbus A310 на Коморы к бабушке и дедушке.

Самолёт рухнул в Индийский океан за несколько минут до посадки. Байя, спящая во время катастрофы, решила, что каким-то образом вывалилась из иллюминатора.

В газетах писали, что она провела в кишащем акулами Мозамбикском проливе от 12 до 14 часов, сама Байя в своей автобиографии утверждает, что была там не больше 9 часов. Бакари спас рыбак, он и отвез ее в коморскую больницу.

Кроме неё на борту находилось 152 человека — не выжил никто. Историю ее спасения хотел экранизировать сам Стивен Спилберг, но Бакари отказалась.

Рубен ван Ассув

Девятилетний мальчик был единственным выжившим в крушении самолета авиакомпании Afriqiyah Airways, который рухнул во время посадки. Рубен со своей семьей совершал туристическое путешествие по Южной Африке. На борту разбившегося самолёта находились пассажиры из 10 стран, большинство из которых(62 человека) были подданными Нидерландов.

Его отец, мать и брат погибли вместе с остальными 103 пассажирами. Рубен сразу потерял сознание. Он сломал обе ноги, но их удалось восстановить после операции. Теперь он живет со своей тетей и дядей в Нидерландах.

Юлия Грушковская, урожденная Савицкая, сейчас живет в Санкт-Петербурге. Она родная племянница Владимира Савицкого. Вместе с пилотами и пассажирами самолета он погиб 24 августа 1981 года. Владимиру было всего 19 лет.

Владимир и Лариса учились в Благовещенске - он в медицинском институте, она - в педагогическом. В апреле 1981 года молодые люди поженились, а летом отправились в свадебное путешествие. Когда возвращались в Благовещенск авиарейсом Южно-Сахалинск - Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, произошла катастрофа. Гражданский самолет Ан-24РВ и военный бомбардировщик Ту-16К столкнулись на высоте больше 5 тысяч метров. Это произошло 24 августа 1981 года.

Погибли все, кроме Ларисы. Обломок самолета с креслом, в котором была девушка, спланировал на березовую рощу, а затем упал на землю. При падении Лариса получила различные травмы, но могла передвигаться. Позже она вспоминала: «Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная, тогда пожалуйста», - говорила она в интервью «Известиям» в 2002 году.

Лариса Савицкая (фото biography-life.ru)

«На третий день поисковой операции в тайге обнаружена живой пассажирка Савицкая Л.В., 1961 г.р., получившая легкие ранения (растяжение связок левого голеностопного сустава, ссадины и ушибы в области лица). Остальные пассажиры и члены экипажей обоих самолетов погибли», - говорится в описании столкновения самолетов на сайте об авиапроисшествиях, инцидентах и авиакатастрофах в СССР и России.

Когда она очнулась, увидела тело мужа - он лежал напротив Ларисы. Ей пришлось провести несколько дней в тайге. В конце августа в Амурской области по ночам уже холодно, а тогда было еще и дождливо, поэтому выжившей пришлось соорудить прибежище из обломков самолета. Когда девушку обнаружили, спасатели не поверили своим глазам.

«Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но, как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам», - рассказала Лариса журналисту «Известий» в 2002 году.


Лариса Савицкая (фото foto-history.livejournal.com)

Мужа Ларисы Владимира Савицкого похоронили на кладбище, расположенном на восьмом километре Новотроицкого шоссе в Благовещенске. Смотритель кладбища рассказала корреспонденту ИА «Амур.инфо», что найти могилу молодого человека, погибшего в той авиакатастрофе, невозможно без помощи его родственников. «Дело в том, что реестр захоронений ведется у нас с 1999 года. А здесь год захоронения 1981-й, поэтому могила может быть на каком угодно участке», - объяснила смотритель.

Родственники Владимира, навсегда оставшегося 19-летним, не хотят огласки - им больно вспоминать о трагедии. Тем не менее племянница Владимира, Юлия Грушковская, согласилась поговорить с корреспондентом. «Никто из нас, родственников, не знал, что собираются снимать фильм об этом. Нашу сторону никто не спросил, никто не связывался с нами, нас не поставили в известность. Я нашла контакты режиссера, нашла ссылку на минкульт, нашла статью о том, что был представлен проект этого фильма и что якобы на роль мужа Ларисы был утвержден актер Сергей Бурунов. Я связалась с его менеджером, и она сказала, что ничего не знает об этом, не видела никакого сценария», - говорит Юлия.

Вопросы у родственников погибшего вызывает и то, что на роль мужа Ларисы в фильме утвержден известный актер Сергей Бурунов. «Смотрите, Владимир был 19-летним студентом, с черными как смоль волосами. Как мальчика будет играть 40-летний мужчина?» - недоумевает племянница Владимира Савицкого. «Мы не хотим этого фильма. Пусть это будет документальный фильм про Ларису как выжившую, попавшую в Книгу рекордов Гиннеса», - заключает Юлия Грушковская.


Владимир и Лариса Савицкие (фото trinixy.ru)


Актер Сергей Бурунов (фото Максим Блинов, РИА Новости)

Как рассказала Юлия, Лариса после трагедии не общалась с родными погибшего мужа. «Вскоре она уехала в Москву. Моя мама выходила на ее сына Григория, это было году в 2003-м. Он написал: "Мама не хочет общаться, вы напоминаете ей о трагедии"», - добавила племянница Владимира Савицкого.


Лариса с сыном (фото: foto-history.livejournal.com)

Публикация о том, что про историю чудесного спасения амурчанки собираются снять фильм, собрала тысячи просмотров. В читатели оставили больше 200 комментариев. Среди участников обсуждения нашлись те, кто помнит Ларису, учился с ней в школе или институте. Амур.инфо приводит некоторые из них.

«Это был рейс Южно-Сахалинск - Благовещенск, через Комсомольск. Вот после Комсомольска и случилась эта трагедия. Рейс летал тогда один раз в неделю, билетов не достать. Очередь - стоишь по несколько дней. Мне тогда не досталось билета на этот день» .

«Этот рейс разбился здесь, у нас, над Завитинском примерно. Уже не знаю, на какой вам там рейс не хватило билета, но в самолете вместе с Ларисой Савицкой летели мои родные тетя и дядя, старший брат моего отца, которые, к сожалению, погибли. А мой отец лично был на месте аварии для опознания. Останки людей висели на деревьях. И чтобы хоть как-то похоронить, собирали по частям. В то время мой дядя был партийным работником, и на похоронах у нас было чуть ли не полгорода. А моя бабуля позже познакомились с Ларисой Савицкой и даже переписывалась с ней, пока не потерялась связь. И каждый раз, когда слышала или видела Ларису по ТВ, мне про нее рассказывала. Да и у самой Ларисы если спросить, думаю, она прекрасно помнит нашу фамилию».

«У нас даже где-то сохранились все заключения военной прокуратуры о причине катастрофы, статьи о соболезнованиях в газете, Все, что касается той катастрофы. Кроме того, живы сын и дочь погибшего дяди, которые тоже должны были быть в том самолете, но в последний момент остались...»

«С этой девочкой Ларисой я училась с первого класса до восьмого. Фото нашего класса сохранились, 27 школа. Историю ее фантастического спасения услышала только в 2000-х годах. Даже предоставить трудно, что она пережила. Здоровья тебе, Лариса! И долгих лет жизни!»

«С 5 по 10 классы Лариса училась в 11-й школе».

«Я считаю, снимать фильм об этом - плохая идея! В этой авиакатастрофе погибли мои бабушка и дедушка. Трагедия ужасная, до сих пор вся семья вспоминает. И зрелищного здесь ничего нет. То, что этой женщине повезло, - это да, ей повезло остаться в живых. Дай бог ей долгих лет жизни! Но как будут смотреть этот фильм те, кто потерял своих родных и близких?! Об этом вы не подумали?!»

«Мурашки по телу.... Ждем фильм! Долгих лет женщине!»

«Мне тогда было восемь лет, а мой папа работал в "Рембыттехнике" жестянщиком. Ему приходилось работать ночью, что бы сколотить гробы для "груза 200". Это было страшное событие тех лет. И чудо, когда он рассказал, что нашли живую женщину».

«Я знаю ее. Это наши знакомые. Они жили в Благовещенске. Это правда так и было. Лариса продавала книги, чтобы жить. Уехала из города. Мы разыскивали ее, писали в московскую газету "АиФ". Но статей, где она, что с ней, не было. После катастрофы у нее были проблемы со здоровьем, муж рядом сидел, погиб. Она искала его».

«Мой отец в то время служил в Завитинске, в транспортном полку офицером. Вот наш полк и вылетал на поиски этих самолетов. Лариса лежала в Завитинской ЦРБ».

«Я не слышала эту историю. С нетерпением буду ждать выхода фильма, А когда он выйдет на экраны? Долгих лет жизни этой женщине!»

«Мама у Ларисы Савицкой была Брикман Раиса Сергеевна, которая по дороге из командировки погибла, выпав из авто. У Ларисы есть родной брат Дмитрий. Связь действительно была потеряна, когда Лариса уехала жить в Москву, так как было много пересудов в ее адрес. Педагогический институт она окончила».

«Я очень хорошо знаю родную сестру мужа этой женщины, Татьяну. Они жили на Амурской, угол Трудовой, в Благовещенске, Таня и сейчас живет там, по-моему. Мы одно время с Таней работали вместе, 2003-2005 годы».

В 1981 году, когда Ларисе Савицкой было 20 лет, она возвращалась в Благовещенск с мужем из свадебного путешествия. В районе города Завитинска на высоте 5220 метров самолет Ан-24 столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-116. Муж погиб. Лариса после 8 минут падения осталась жива. Корреспонденту "Известий" она рассказала, что испытывает человек в такие минуты и как потом складывается его жизнь.

- Лариса, кто был виноват?

Я думаю, военные. Они проложили свою авиатрассу, не сверив ее с гражданской. Но об этом я узнала лишь 2 года назад. Официальное следствие пришло к выводу, что виноваты оба летчика.

- Газеты что-нибудь писали?

Говорят, "Голос Америки" передавал. В СССР первая публикация была в 1985 году - как ни странно, в "Советском спорте". Видимо, им очень хотелось про это написать, но упоминать авиакатастрофу было нельзя. Тогда они придумали, что я, этакий Икарушка, полетела на самодельном летательном аппарате и упала с пяти километров, но выжила, потому что советский человек может все.

- Как это произошло на самом деле?

Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх.

- Вы так и упали в этой "лодочке"?

Лучшие дня

Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась...

- И пристегнулись?

Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло.

- Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы.

Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста".

- Сколько времени вы провели в тайге?

Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам.

- Спасатели не объяснили, как это вам удалось так удачно упасть?

Это потом ученые пришли к выводу, что кусок самолета, в котором я летела, планировал как лист. А лист - он падает либо по окружности, либо из стороны в сторону - как качели. Это зависит от его формы. В какой лист превратился мой обломок самолета - не знаю. Еще я где-то в Интернете прочитала исследование по моему падению. Ученый, его фамилия Горбовский, разбирает мой случай в одном ряду с кошками и детьми, которые обладают способностью падать с большой высоты и не разбиваться. По законам физики сила удара зависит от веса, высоты падения и меры сопротивления поверхности. Ученый приходит к выводу, что в случае со мной, детьми и кошками какая-то из этих величин не подчиняется законам физики. В стрессовой ситуации включается механизм, блокирующий силу тяжести. Не знаю, прав ли этот ученый, но сравнение с кошками и детьми мне нравится.

- После того, что случилось, вы в Бога не верите?

В тот момент духовного перелома не было. Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьезно говорю: "Я любимая девочка у Бога". Потому что такие испытания он посылает лишь самым любимым своим существам. Живу как жила. Вспоминаю обо всем этом лишь 24 августа - когда праздную свой второй день рождения. Еще - весной и осенью, когда обостряются болезни. И когда случается очередная катастрофа. В этот момент я снова переживаю все, что тогда произошло. Все авиакатастрофы - мои. Такое ощущение, что часть меня осталась там. Еще не приземлилась.

- Как сложилась ваша судьба после падения?

Через пять лет родила ребенка. Работала сначала учителем, потом, когда Гоша заболел, занималась всякой работой. Перепечатывала тексты, книжками торговала, голодала. После перестройки у меня появилась фирма по продаже обуви. Потом работала в представительстве "Боржоми". До тех пор, пока меня не парализовало. Последствия черепно-мозговой травмы. Оправилась. Сейчас работаю офис-менеджером в одной риэлторской компании. После работы стараюсь идти сразу домой - позвоночник сильно устает. Вы знаете, я ведь в российскую Книгу рекордов Гиннесса вхожу по двум номинациям.

- А какая вторая?

Самая маленькая компенсация физического ущерба. 75 рублей.

- В месяц?

Единовременно. По нормам Госстраха погибшим полагалось 300 рублей, выжившим - 75. Надеюсь, Татьяне и Арине не придется этот рекорд побить.

- Но вас хотя бы вылечили как следует?

Вылечили. Только не Минздрав, а народный целитель-костоправ из города Свободный Амурской области. Фамилия, кажется, Волков. Целый год работал бесплатно - уж больно я была интересным пациентом. Заново кости ломал и вправлял. Сделал все что мог, но сказал, что, если бы обратилась к нему сразу, была бы как новенькая. А зубы я вставила только спустя 10 лет. Один хороший человек помог.

- Вам не приходилось общаться с людьми, которым тоже удалось спастись в авиакатастрофах?

Я знаю, что еще жива югославская стюардесса, которая в 1972 году упала с высоты 10 тысяч метров. Недавно у меня брали интервью немцы и говорили, что в Германии есть женщина, которая упала с 3 тысяч метров. Теперь еще две наши стюардессы. У меня всегда было огромное желание поговорить с человеком, который пережил то же, что и я. Очень рада за Татьяну и Арину. Когда они оправятся, хотелось бы с ними познакомиться. Во мне все же живет эта идея, что можно научиться выживать в подобных ситуациях. Вот, например, почему в основном спасаются женщины - существа, более восприимчивые к тихому голосу интуиции? Мне кажется, надо искать в этом направлении.

В 1981 году, когда Ларисе Савицкой было 20 лет, она возвращалась в Благовещенск с мужем из свадебного путешествия. В районе города Завитинска на высоте 5220 метров самолет Ан-24 столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-116. Муж погиб. Лариса после 8 минут падения осталась жива. Корреспонденту "Известий" она рассказала, что испытывает человек в такие минуты и как потом складывается его жизнь. - Лариса, кто был виноват? - Я думаю, военные. Они проложили свою авиатрассу, не сверив ее с гражданской. Но об этом я узнала лишь 2 года назад. Официальное следствие пришло к выводу, что виноваты оба летчика. - Газеты что-нибудь писали? - Говорят, "Голос Америки" передавал. В СССР первая публикация была в 1985 году - как ни странно, в "Советском спорте". Видимо, им очень хотелось про это написать, но упоминать авиакатастрофу было нельзя. Тогда они придумали, что я, этакий Икарушка, полетела на самодельном летательном аппарате и упала с пяти километров, но выжила, потому что советский человек может все. - Как это произошло на самом деле? - Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх. - Вы так и упали в этой "лодочке"? - Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась... - И пристегнулись? - Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло. - Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы. - Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста". - Сколько времени вы провели в тайге? - Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам. - Спасатели не объяснили, как это вам удалось так удачно упасть? - Это потом ученые пришли к выводу, что кусок самолета, в котором я летела, планировал как лист. А лист - он падает либо по окружности, либо из стороны в сторону - как качели. Это зависит от его формы. В какой лист превратился мой обломок самолета - не знаю. Еще я где-то в Интернете прочитала исследование по моему падению. Ученый, его фамилия Горбовский, разбирает мой случай в одном ряду с кошками и детьми, которые обладают способностью падать с большой высоты и не разбиваться. По законам физики сила удара зависит от веса, высоты падения и меры сопротивления поверхности. Ученый приходит к выводу, что в случае со мной, детьми и кошками какая-то из этих величин не подчиняется законам физики. В стрессовой ситуации включается механизм, блокирующий силу тяжести. Не знаю, прав ли этот ученый, но сравнение с кошками и детьми мне нравится. - После того, что случилось, вы в Бога не верите? - В тот момент духовного перелома не было. Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьезно говорю: "Я любимая девочка у Бога". Потому что такие испытания он посылает лишь самым любимым своим существам. Живу как жила. Вспоминаю обо всем этом лишь 24 августа - когда праздную свой второй день рождения. Еще - весной и осенью, когда обостряются болезни. И когда случается очередная катастрофа. В этот момент я снова переживаю все, что тогда произошло. Все авиакатастрофы - мои. Такое ощущение, что часть меня осталась там. Еще не приземлилась. - Как сложилась ваша судьба после падения? - Через пять лет родила ребенка. Работала сначала учителем, потом, когда Гоша заболел, занималась всякой работой. Перепечатывала тексты, книжками торговала, голодала. После перестройки у меня появилась фирма по продаже обуви. Потом работала в представительстве "Боржоми". До тех пор, пока меня не парализовало. Последствия черепно-мозговой травмы. Оправилась. Сейчас работаю офис-менеджером в одной риэлторской компании. После работы стараюсь идти сразу домой - позвоночник сильно устает. Вы знаете, я ведь в российскую Книгу рекордов Гиннесса вхожу по двум номинациям. - А какая вторая? - Самая маленькая компенсация физического ущерба. 75 рублей. - В месяц? - Единовременно. По нормам Госстраха погибшим полагалось 300 рублей, выжившим - 75. Надеюсь, Татьяне и Арине не придется этот рекорд побить. - Но вас хотя бы вылечили как следует? - Вылечили. Только не Минздрав, а народный целитель-костоправ из города Свободный Амурской области. Фамилия, кажется, Волков. Целый год работал бесплатно - уж больно я была интересным пациентом. Заново кости ломал и вправлял. Сделал все что мог, но сказал, что, если бы обратилась к нему сразу, была бы как новенькая. А зубы я вставила только спустя 10 лет. Один хороший человек помог. - Вам не приходилось общаться с людьми, которым тоже удалось спастись в авиакатастрофах? - Я знаю, что еще жива югославская стюардесса, которая в 1972 году упала с высоты 10 тысяч метров. Недавно у меня брали интервью немцы и говорили, что в Германии есть женщина, которая упала с 3 тысяч метров. Теперь еще две наши стюардессы. У меня всегда было огромное желание поговорить с человеком, который пережил то же, что и я. Очень рада за Татьяну и Арину. Когда они оправятся, хотелось бы с ними познакомиться. Во мне все же живет эта идея, что можно научиться выживать в подобных ситуациях. Вот, например, почему в основном спасаются женщины - существа, более восприимчивые к тихому голосу интуиции? Мне кажется, надо искать в этом направлении.