Правила

Гусь-железный. Город Гусь-Железный: фото и описание города, достопримечательности, удивительные факты Легенды и предания

Топонимический словарь Евгения Поспелова утверждает, что название населённого пункта Гусь происходит от одноимённой реки. Для топонимики - науке о происхождении названий - это обычное дело. Подобные Гусю реки дали название Москве, Самаре, Томску и прочим. А вот откуда река Гусь получила своё название - большой вопрос. Традиционная ассоциация с домашней птицей звучит, но выглядит неубедительно, ведь компанию Гусю составляют реки, не имеющие столь понятных имён. На Рязанщине насчитывается без малого девять сотен рек и речушек, и вместе с Гусём по Мещёре текут Унжа, Ворша, Кишня, Солотча, Нарма, Кадь, Ушна, Толпега, Ниверга, Колпь, знакомые слуху Пра и Ока. Довлеющее большинство отличаются долголетием - реки переживают народы и цивилизации, уходя корнями в дославянское прошлое. Известно, что тысячу лет назад, до прихода славян, здесь земле жили финно-угорские народы, их нынешние потомки - мордва - живут по-соседству. Мордва не едина - это две народности - мокша и эрзя. Интересно, что по одной из научных трактовок названия города Рязань есть простая перестановка слогов от старого эрзянь - в языке такое случается часто.

Логика подсказывает, что корни названия Гусь скрываются в мордовском языке, где обнаруживается сходное по звучанию «куз», а в финском языке «кууси», причём оба переводятся как «ель». Такой аргумент весом ещё и потому, что названия испокон веков дают по уникальности места. Такси на Дубровку, несомненно, привезёт к дубраве, которая окружена традиционным лесом. Большая часть Мещёры занята борами и зарослями берёзы на гарях, вырубках и болотах, ведь в качестве грунта здесь пески, а с такими голодными условиями способна мириться только сосна. Но на востоке Рязанщине, по мере приближения к Гусю и Касимову, грунт богатеет, а заметить это проще простого - из автомобиля, не доезжая до Гуся-Железного, светлые сосновые боры уступают место дремучим сосново-еловым. К слову, подмосковное Раменское, видимо, происходит от слова рамень - это и есть еловый лес. Так что названия турбазы «Ёлочка», Раменского и Гуся - однокоренные, только на разных языках.

Если от Гуся удалиться подальше в лес и набрести на подходящую поляну, вполне возможно, обнаружат себя канавы в человеческий рост. Сто лет назад промышляли в этих местах рудознатцы, что по берегам озёр и рек, а то и в лесу рыли ямы и канавы - «дудки». «Дудочники» добывали болотную руду, из которой уже варили железо. Гусь оттого-то и прозвали Железным. Мещёрские месторождения искать на карте - дело пустое, геологи бедной на железо болотной рудой не заинтересованы. Чего нельзя было сказать о домниках - те ничего лучшего и не знавали, а артели «дудочников» работали здесь вплоть до XVIII века. Бурый железняк при встрече легко узнать - берега Гуся, Пры и Нармы сплошь в красно-рыжих пятнах. Если копнуть глубже, то уже на четыре метра в землю находятся рудные слои в 20-30 сантиметров толщиной. Руда из березняка или осинника ценилась больше, железо из неё получалось податливей, а вот руда из ельника - жёстче и крепче. Чаще и больше руды всё получалось доставать со дня мещёрских водоёмов. Искали железным шестом - «рожном», а доставали черпаками с длинной рукояткой. Руду брали в августе, до октября сушили, обжигали и везли плавить. Варили руду в печи на древесных углях, при этом в нижнем её отверстии для постоянного подтока воздуха вручную раздували мехи. Так получалось кричное железо, а кузнецы ковали из него топоры, гвозди, замки, стремена и много всего полезного.

Заглянул как-то в эти места немецкий путешественник Петер Симон Паллас, в дневнике от 1 августа 1768 года он пишет, что позади деревни и речки Чауры «опять показывается прежняя извёстка с раковинами», «напоследок останавливаемся при деревне Мишкиной, переехав через речку Синтур, текущую с вышеупомянутыми в речку Гусь». «Построен здесь, принадлежащий тульскому купцу Балашову, железный завод с высокою домною, куда железную руду привозят с Оки». Так образом и упоминается небольшой Гусь у Палласа в «Путешествиях по разным провинциям Российской империи».

Хоть и бедна была здешняя болотная руда, но сделала сказочно богатыми дворян Андрея и Ивана Родионовичей Баташёвых. В 1758 году приобрели братья обширные угодья в окрестностях погоста Веркуцы Владимирского уезда, устроили у речки Гусь пруд и рядом возвели чугунолитейный завод. Первым же в люди вышел их дед - тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташёв, в эпоху Петра Великого служивший управляющим у Никиты Демидова, основателя династии тульских оружейников. С заводов кузнеца шли пушки и ядра на снабжение русской армии. Металлургия Баташёвых дошла до Владимирской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний. В пределах Меленковского уезда на речке Гусь образовалось две империи - стекла и железа. В верховье реки купцы Мальцевы создали центр стекольного производства - , ниже же по течению обосновались Баташёвы и превратились в королей металлургического царства в Гусе-Железном. Около полутора веков два Гуся числились за Владимирским регионом, но в XX веке после череды административно-территориальных реформ Гусь-Железный оказался рязанским.

Резиденцию в Гусе братья Баташёвы отстроили себе точь-в-точь средневековую. За мощной оградой из красного кирпича с башенками и бойницами для стрельбы из мушкетов отстроили двухэтажный дом-дворец, театр, в оранжереях выращивали персики и ананасы, имели парк, помещения для караульных и слуг. Братья пользовались своей властью сполна: известно, что однажды Баташёвы украли целую деревню у несговорчивого владельца, не хотевшего её продавать. В одну ночь все избы разобрали и перевезли на землю Баташёвых, сюда же вооружённые слуги согнали и крестьян, а на месте барского дома и деревни получилось в итоге вспаханное поле. Самоволие доходило до таких крайностей, что породило легенду, будто дом Баташёвых построен аккурат на границе владимирской и рязанской земель, потому, когда на многочисленные жалобы приезжали проверяющие, к примеру, владимирские, братья уходили на рязанскую сторону, а когда приезжали из Рязани - прятались от закона на владимирской.

А пока руководство баловалось, на него батрачило до тысячи крестьян, причём делало это за сущие копейки. Имеется документ: «Опись и оценка движимому и недвижимому имению корнета Григория Мартынова сына Свищева, состоящему в Касимовском уезде в селе Борках. Учинена мая 17 дня 1784 года… Во дворе крестьяне: Пимен, коему цена три рубля, Моисей, коему цена три рубля. У Пимена жена Анна Афанасьевна, коей за дряхлостью цены не полагается. У них приёмыш незаконнорождённый, воспитанный ими Корней по крёстному отцу Михеев, коему цена десять рублей. У Моисея жена Афросинья, коей цена четыре рубля. Дочь девка Мария, коей цена один рубль. Изба чёрная соснового лесу на семнадцати венцах ветхая с четырьмя волоковыми окнами, крыта дранью. Печь глиняная всего ценою два рубля пятьдесят копеек. Передние сени ветхие ценою десять копеек. На дворе баня сосновая на тринадцати венцах, крыта соломою, ценою один рубль». В баташёвских цехах вкалывали такие вот Пимены и Моисеи, коим цена была на полтинник больше, чем глиняной печке. Андрей Баташёв остался в истории человеком крайне жестоким. Не случайно до сего дня дожила легенда, согласно которой Баташёв, узнав о предстоящей проверке, уничтожал улики, открыв шлюз и затопив подземные мастерские, до сотни крестьян в это время чеканили для него фальшивые деньги.

Предпринимательская жилка Баташёва приглянулась продюсерам проекта на телеканале REN-TV о мистике и загадках цивилизации. Телевизионщики, рассуждая на тему бессмертия и продления жизни, поставили Баташёва в один ряд с китайскими долгожителями и древними шумерами. Они обратили внимание на масонскую колонну, которая установлена на местном кладбище в посёлке Гусь-Железный. Рядом с колонной - могила Андрея Баташёва. Автор книг по истории алхимии Андрей Фомин-Шахов рассказывает, что при вскрытии в 1980-х годах могилы, та оказалась пуста. Исчезновение помещика связывают якобы с бессмертием, а его жестокость по отношению к крепостным - с тайной, которую тот тщательно скрывал. Редакторы программы «Раса бессмертных» подозревают, чем именно Баташёв занимался в подземных мастерских.

Работящих гусевцев изводило не одно поколение Баташёвых. Заводы-то работали, а вот труд оплачивался крайне нестабильно - бывало, ожидание зарплаты доходило до трёх месяцев. Когда же терпение кончалось, народный гнев давал о себе знать - шли на завод. Правда, ходьба за деньгами была, как правило, безрезультатной. Внук Андрея Баташёва - Эммануил Иванович - оказался достойным потомком своего деда. При нём объёмы производства росли, техника обновлялась. Именно на заводах Эммануила Баташёва запустили первую в России регенеративную пудлинговую печь с двумя рабочими пространствами. Правда, именно при нём завод и встал. В 1904 году спрос на чугун резко упал, сократились военные заказы, истощились и запасы железной руды на берегах Гуся. Вскоре владелец заболел и умер. Последней хозяйкой усадьбы в Гусе-Железном оставалась вдова Эммануила Зинаида Владимировна Баташёва. В 1918 году всё её имущество конфисковала советская власть. 75-летнюю старуху расстреляли 16 ноября 1918 года. Приговор революционного трибунала гласил: «За активное и пассивное выступление против советской власти». В 1931 году расправились даже с мёртвыми Баташёвыми, вскрыв их фамильный склеп. Так окончилось владычество Баташёвых в Гусе, продолжавшееся ровно 160 лет.Сегодня в изрядно обтрепавшемся дворце Баташёвых разместился детский интернат. Стена из красного кирпича запускает в старый парк - здесь вековые липы и тропы, проторённые местными и заезжими пешеходами. Дух того времени захватил даже влившийся в место дом детского творчества. Остались в Гусе-Железном и предания. Рассказывают о подземных ходах, которые якобы находятся внутри старой усадьбы-крепости. Романтика у этих мест своеобразна. И чувствуется она, когда оказываешься лицом к лицу с Троицким собором. Возводили его по заказу Андрея Андреевича Баташёва, строили 66 лет - с 1802 по 1868 годы. Считается, что автором проекта собора был знаменитый архитектор Василий Баженов - строитель Пашкова дома в Москве. От церкви так и веет средневековьем - на готический храм приезжают взглянуть из самых далёких уголков России.От Рязани до Гуся 138 километров, по дороге на Касимов через Клепики и Туму. Из Москвы же сюда можно добраться по Егорьевскому шоссе. От Гуся есть дорога в Лубяники, откуда немногие знают пеший путь до Брыкина бора по Окскому биосферному заповеднику.












Все-таки, самое замечательное время для открытия сезона автопутешествий – майские каникулы: все цветет, тепло/нежарко и прочая лирика.
Сокращая по максимуму преамбулу, скажу так: в одни из майских праздников разные семейные обстоятельства делали желательным наше присутствие в поселке с ничего не говорящим названием на границе Владимирской и Нижегородской областей. Решив совместить приятное с полезным, мы запланировали мини-тур.
На МКАД 9 мая стоять не хотелось совсем, поэтому мы решили ехать из Тулы через Рязань и Муром. Гугл также проложил маршрут через Гороховец – город, который мы не успели посетить в свою предыдущую поездку по Золотому кольцу. Получался вполне приличный четырехдневный маршрут: Тула – Рязань – Касимов – Муром – Гороховец – Нижний Новгород – и обратно , расстояние в один конец - порядка 670 километров.
Несмотря на взаимные уверения в том, что 9-го надо выехать как можно раньше, получилось как всегда: из Тулы мы вырулили только в 10 утра. Небольшие затыки навигатора в Рязани в связи с перекрытием движения в праздничный день не сильно повлияли на маршрут, так что уже после двенадцати дня мы двигались в противоположную от Рязани сторону, решив непременно посвятить этому славному городу отдельную поездку в самом ближайшем будущем.
Подпрыгивая на ухабах и играя в русскую национальную игру «слалом на дороге», за 20 километров до Касимова мы неожиданно увидели впереди и чуть левее на пригорке вот такое удивительное сооружение:

Уникальный Троицкий собор в поселке Гусь-Железный доминирует над окружающим пейзажем – благо что окрестности вокруг самые что ни на есть заурядные. Проехать мимо было невозможно.

Что мы узнали в результате:
Поселок Гусь-Железный основан в XVIII веке на месте железоделательного завода братьев Баташевых – Андрея и Ивана Родионовичей.

Почти сто лет предприятие процветало, благо на месте имелось все необходимое для производства чугуна – железная руда и вода из реки Гусь. После того, как руда иссякла, производство было остановлено, плотина потихоньку разрушилась, так же, как и богатая барская усадьба, окончательный крест на которой поставили революционные события. Остатки плотины сохранились по сей день:

Вид с плотины:

Где-то на окраине села можно найти фрагмент стены и то, что осталось от барского дома. Но у этого места дурная слава, и вот почему.
Про, мягко говоря, лютый характер Андрея Родионовича (бывшего, кстати, масоном) сохранились легенды. Как сообщают всеведущие интернет-источники, в огромных подвалах усадьбы находились мастерские, в которых баташевские крепостные чеканили фальшивую монету. Когда власти все-таки развернули спецоперацию по поимке фальшивомонетчиков, по приказу Андрея Родионовича подвалы были засыпаны хитроумным инженерных способом, похоронив несчастных заживо. Эти и другие истории (как, например, легенда о том, что подвалы одним концом уходили в Рязанскую губернию, а другим – во Владимирскую) делают Гусь-Железный загадочным и таинственным местом.
Много вопросов можно отнести и к Троицкому собору. Общепринято считать, что его заложил сам Андрей Родионович. Однако он умер за три года до начала строительства собора в 1802 году. Исследователи также говорят, что к разработке проекта приложил руку архитектор Баженов (тоже масон), но вроде бы документального подтверждения этому факту не найдено.
Собор уникальный: огромный по своим размерам, он сочетает элементы самых разных архитектурных стилей. Стены – романские, окна – стрельчатые готические, при этом – луковки куполов православных церквей с крестами. Основная характеристика собора – построен он в уникальном для русской глубинки псевдоготическом стиле:

Сегодня Гусь-Железный, несмотря на свое славное прошлое, не только ни разу не город, но даже и не районный центр. Его население – чуть более 2000 человек, туристическая инфраструктура отсутствует, хотя здесь делают остановки некоторые экскурсионные группы, направляющиеся в однодневную поездку из Рязани в город Касимов.
Вот такая получилась незапланированная, но интересная остановка в пути!

Спустя несколько минут мы въехали в Касимов, который, как следует из информации на въезде, «в 1152 г.»

Город этот очень хотелось посетить по одной простой причине: увидеть, как рифмуются памятники православной и мусульманской татарской культуры.
Главная улица в Касимове, как и полагается в любом уважающем себя городе… нет, не Ленина. Советская.
Вот такая вот Советская улица (параллельные ей – Дзержинского и Татарская. «Смешались в кучу кони, люди»):

Улица вполне даже ничего: двухэтажные особнячки уютных расцветок со следами недавней реставрации. Улица упирается в городской парк и главный городской собор - Вознесенский, а слева – площадь, тоже Советская. Но в некоторых источниках – Соборная. С нее мы и начали осмотр местных достопримечательностей. Их можно разделить на несколько категорий.
Первая – православные храмы.
Про главный из них здесь уже шла речь – это Вознесенский собор, относительно недавний – построен в 1854 году.

Напротив – Успенская церковь (строилась с 1756 по 1775 год). К сожалению, она явно требует восстановительных работ:

Благовещенская церковь с ажурным кованым крестом на куполе (построена в 1740 году, колокольня при ней - в 1868 году) расположена ниже к реке.

В пасхальную неделю нам предложили подняться на колокольню и даже позвонить. Первым предложением мы охотно воспользовались: отсюда открывался замечательный вид…

… на Вознесенский собор и торговые ряды:

… на Оку:

… и нижнюю часть города:

Всего в городе мы насчитали восемь православных храмов, хотя, я думаю, цифра приблизительная и неточная.

Монументальные торговые ряды за Советской/Соборной площадью сразу навеяли ассоциации с торговым центром Костромы:

Три корпуса с колоннами в стиле ампир (это не я такая умная, это интернет справки выдает) были построены в 1767-1844 годы. От себя добавлю: видно, что их недавно реставрировали, но вопрос о качестве проведенных работ не оставляет никаких вариантов. Качество паршивое. Иначе как можно объяснить такое безобразие?

Спуститься к Оке по Набережной улице побоялись даже пешком: разруха, смытая паводком дорога в ямах, сгоревшие постройки. А вот Рязанский спуск совсем другой – весьма приличный и даже живописный. Вид на Оку:

Вид с Оки на Рязанский спуск (он же подъем):

А также обелиск Петровской заставы:

Набережная – скорее смотровая площадка. Смутило то обстоятельство, что все находящиеся в этот момент на набережной люди лузгали семечки, образовывая вокруг себя круг шелухи метрового радиуса. Детишки играли перед плюющими мамашами в коротких топиках. Выделялся и какой-то явно нетрезвый тип. Короче, все культурно отдыхали в законный выходной. Как-то стало грустно, поэтому мы развернулись обратно.

Перед отъездом надо было обратиться к третьей категории достопримечательностей – мусульманским памятникам. Каковых в Касимове несколько: Старая и Новая мечети и два мавзолея – так называемые текие: текие Шах-Али-хана и текие Авган-Мухаммед-султана.
Старая мечеть с минаретом была обнаружена довольно быстро:

Даже на дилетантский взгляд было понятно, что минарет старше самой мечети. Действительно, изначально мечеть и минарет были построены в одно время - в 1467 году. По каким-то причинам здание мечети было разрушено в 1702 году, а вот минарет уцелел. В 1768 году мечеть построили заново, еще позже, в XIX веке, к ней надстроили второй этаж. Сейчас здесь – филиал краеведческого музея (сам музей, как уже упоминалось, в бывшем доме купца Алянчикова).
А вот и действующая мечеть – Новая, построенная в XIX веке:

Где-то рядом со Старой мечетью расположен мавзолей Шах-Али-хана. Когда я готовилась к этой поездке, видела фотографии – гараж гаражом. Бетонный. Блочный. Ан нет - это одно из старейших зданий города, датированное аж 1555 годом и сложенное из плит известняка. Внутри - могилы Шах-Али-хана, его жены и родственников. Сознаюсь честно, мы как-то легкомысленно отнеслись к поиску этого мавзолея. Да и что это за адрес: «рядом со Старой мечетью»?! не могу сейчас объяснить, но мы решили дальше не кружить в поисках этого «рядом», а приступили к поиску последней планируемой к посещению архитектурной достопримечательности: текие Авган-Мухаммед-султана. Адрес из Интернета «обнадеживал»: «г. Касимов, дальний от Оки конец Малой Окской улицы» (!) Стоит ли продолжать, что в навигаторе такая улица не значилась. Забили координаты - N54 55.024, E041 25.174. Выбранный навигатором путь Андрей считать за дорогу наотрез отказался. В качестве альтернативы предложил пересесть на танк. Танка у нас не было, поэтому мы постановили обзорную экскурсию по Касимову считать закрытой и перейти ко второй части нашей поездки – теперь уже по Владимирской области.

Город Гусь-Железный расположен на реке под названием «Гусь», что и дало ему первую часть названия. Вторая часть обусловлена богатыми залежами железной руды в городских окрестностях. Уже в XVIII веке здесь возникло чугунолитейное производство, которое развивалось и в последующие годы.

Самой известной семьей горнозаводчиков были Баташевы, родоначальником которой является тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташев. Именно он начал строить на реке Тулице первые заводы, после которых развернулся в Медынском уезде крупными предприятиями. Все его фабрики отошли сыновьям, которые продолжили дело отца. В течение нескольких поколений Баташевы продолжают дело Ивана Тимофеевича. В 1783 году род Баташевых становится дворянским. Андрей Баташев строит для себя шикарное поместье и закладывает Троицкий храм, который, несмотря на свои внушительные размеры, смотрится достаточно стройно.

Имя Андрея Родионовича загадочно и покрыто пеленой многих тайн. Ввиду того, что все его поместье было обнесено толстой кирпичной стеной с башнями, простому люду казалось, что дворянину есть что скрывать. Предполагалось, что за семиметровой стеной творятся всякие зверства, сродни которым, наверное, происходили во дворце графа Дракулы. Наиболее распространен слух о том, что А.Р. Баташев был масоном. Для его встреч с другими членами ордена в доме были созданы секретные помещения. Кроме того, ему приписывается чеканка фальшивых денег. Есть предание, что накануне готовящейся проверки Баташевым был спешно засыпан зал со своим «монетным двором» вместе с тремя сотнями работников.

Жилой поселок Гусь-Железный возник вместе с основанием первых заводов. В XVIII веке здесь жили исключительно рабочие чугунолитейных заводов. В 1940 году он становится центром Бельковского района, который образовывается в 1935 году. Село Бельково изначально получает статус районного центра потому, что именно здесь проходила дорога из Москвы в Касимов. К 1960му году район упраздняется, а его земли делятся между собой Касимовским и Тумским районами. В 1964 году Гусь-Железный получает статус поселка городского типа, коим он остается и поныне.

Строительство храма начинается в 1802 году. Работы продолжались более полувека и последние штрихи были нанесены на собор лишь в 1868 году. По некоторым неподтвержденным сведениям, проектировал Троицкую церковь архитектор В.И. Баженов.

Этот храм не был первым в Гусе. До строительства каменного собора здесь была деревянная церковь, освященная именем Иоанна Предтечи. Святыня сгорела дотла в пожаре 1802 года, сразу после чего и был заложен двухэтажный каменный храм. Основным финансистом являлся Андрей Баташев, но к последнему году его жизни, 1825му, здание церкви было готово лишь до купола. Помещения колокольни и трапезной доходили до карниза. Несмотря на незавершенность, богослужения уже тогда проходили в новом соборе, так как были освящены три престола первого этажа. Первый алтарь посвящен Николаю Чудотворцу (освящен в 1816 году), второй – первоапостолам Петру и Павлу (освящен в 1818 года), а последний престол – великому празднику Рождества Христова (освящен в 1823 году). После смерти Андрея Родионовича работы приостановились на несколько лет. В 1847 году наследники семьи Баташевых берут в свои руки дело по строительству храма, и в 1868 году проводится торжество освящения главного престола – во имя пресвятой Троицы.

Внутренняя отделка храма была чрезвычайно богатой; не менее шикарными были иконы и прочие храмовые святыни. Среди прихожан особенно почиталась икона Девы Марии, именуемая Боголюбской. Этот образ был пожертвован Боголюбским монастырем. Чудотворная икона была посеребренной и местами покрыта золотом. Второй церковной достопримечательностью был серебряный напрестольный крест с мощами святого Иоанна Милостивого.

При проектировке Троицкого храма автор проекта, несомненно, черпал свои идеи в архитектуре средневековья. Колоссальная церковь сложена из кирпича и облицована белым камнем. Величественный образ храма сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Впрочем, барочных элементов не так уж и много, точнее, их вообще нет, как таковых. К этому архитектурному стилю отсылает сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями и нишами. Классицизм проявляется в спокойном завершении собора и ясном по форме куполом. Псевдоготичными мотивами являются стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, фиалы и сдвоенные колонки. Получившемуся шедевру нет никаких аналогий!

После революции 1917 года храм был закрыт. До этого времени он считался усадебным. Летом 1948 года церковь была открыта в качестве общего храма. На сегодняшний день в соборе проходят регулярные богослужения. Церковь вмещает в себя до 1200 прихожан.

Адрес: Рязанская обл., Касимовский район, пгт. Гусь-Железный

Место для расположения погоста выбрано очень удачно, поскольку учтены были все особенности местного ландшафта. У зодчих прошлого было негласное правило: храм должен быть своего рода маяком на суше.

Гусевский, или, как его еще называют, «Гузский» погост в XVII веке был украшен двумя храмами и имел крупное торжище, которое, кстати, было основано против воли касимовского правителя. Впрочем, его недовольство пропало втуне – торговля на погосте процветала. Личность финансистов обоих храмов на сегодняшний день неизвестна. А средства были потрачены немалые. Один из храмов, Преображенский, строился в течение 80ти лет. Кроме него здесь выстроена церковь в честь Николая Чудотворца и небольшая часовенка.

Первым притягивает взгляд Преображенский храм, благодаря огромной вертикали колокольни, но более ранняя постройка в этом странном, стилистически-диссонирующем ансамбле – Никольская церковь. Она сооружена в 1771 году, когда классицизм пользовался в России наибольшей популярностью. Несмотря на период строительства, формы храма и его объемная композиция, устремленная ввысь, демонстрируют барокко XVII столетия, правда, в обновленной трактовке. А вот полукружие из колоннад северного и южного фасадов выполнено в лучших традициях классицизма. Они превосходно оформлены, хотя капители выглядят тяжелее, нежели в античных образцах.

Вторая церковь, Спасо-Преображенская, достаточно сильно отличается от предыдущей. Группировка масс здесь распределяется в горизонтальной плоскости и отягощена пониженной трапезной и пределами. Световая ротонда, поднимающаяся над нижним ярусом, отличается красотой и своеобразием убранства.

К трапезной с запада примыкает трехъярусная колокольня 1829 года постройки, опять же барочная, но в новой стилевой интерпретации, почти растреллиевской, наверное, отсюда и родилось мнение, что ее автором мог быть великий Растрелли. Ее экстерьер так же ярко индивидуален. Прежде всего - ярусы пластически богато оформлены, колонны по углам, раскреповки, вазоны и прочее. Звонница вызывает не только желание любоваться, но и восторг удивления: по четырем сторонам света стоят барельефные фигурки святых, вероятно отцов церкви, по две на каждой грани основания. В их очертаниях видно что то европейское, романское. Остается загадкой факт появления на рязанских землях настолько уникального произведение.

На сегодняшний день Преображенская церковь работает, в ней периодически служатся литургии. Храм Николая Чудотворца бездействует. Обветшавшее здание никем не ремонтируется, и «античные» колоннады, как и остальные стены, с каждым годом становятся все более хрупкими.

Адрес: Рязанская обл., Касимовский р-н, с. Погост (8 км от Гусь-Железного)

Знаменитый Андрей Баташев увековечил свое имя в памяти потомков, помимо всего прочего, своей шикарной усадьбой, от которой, правда, сегодня мало что осталось. Главный особняк «Гнезда» в архитектурном отношении близок к городским типовым общественным постройкам своей эпохи. Дом сильно вытянут по продольной оси, декоративные элементы фасадов строги и почти лишены декоративных элементов. В наши дни он практически ничем не примечателен, за исключением, разве что, своих размеров. Но вот современники Андрея Родионовича были, безусловно, совсем иного мнения. По документальным свидетельствам очевидцев поместье напоминало «не то крепость, не то какой-то средневековый замок». И это объяснимо: дом и примыкающий к нему сад окружала высокая каменная стена, у въезда на плотину стояла сторожевая башня с большим железным гусем на шпиле. Мрачноватое зрелище, не так ли?

В усадьбе располагались также крепостной театр, зверинец и птичник. В саду, разделенном на три части, были устроены беседки и оранжереи, в которых выращивались экзотические фрукты: апельсины, персики и прочие, нехарактерные для наших широт. Одна из частей парка носила красноречивое название «Сад ужасов», поскольку предназначалась она для телесных наказаний и, возможно, пыток. Кроме того, существуют легенды о существовании в то время обширного подземного комплекса, который соединял дом с заводом и прочими постройками. Для охраны своей земли и завода А.Р. Баташову разрешалось держать полк вооруженных солдат, так что аналогии со средневековым замком вполне логичны.

В народе до сих пор ходят легенды о тех страстях, которые творились за неприступными крепостными стенами. Согласно одной из них, беглые каторжники чеканили в подземельях фальшивые монеты. Слухи об этом незаконном занятии дошли до правительства и в Гусь-Железный был направлен следователь, по приезду которого Андрей засыпал вход в катакомбы, заживо похоронив всех рабочих, которые в тот момент находились в «чеканном цехе». Другая легенда рассказывает нам о таинственном исчезновении исправника, прибывшего на завод с расследованием какого-то дела. Много позже в одной из стен был обнаружен труп. На останках были найдены медные пуговицы, благодаря которым предположили, что это был государственный чиновник. Есть и другие легенды, например, о том, что Баташев руководил местными разбойниками, или о том, что в «Орлином гнезде» был убит татарский князь – владелец соседних с усадьбой земель… Сейчас неизвестно, правдивы ли какие-то из этих историй, и если да, то насколько. Андрей Родионович ни разу не был судим и окончил свой век в родном поместье.

Сейчас усадьба отдаленно напоминает идиллии на картинах старых мастеров. В парке мирно пасутся коровы, вдали высится силуэт церкви с остановившимися башенными часами… Как будто и не было всех тех ужасов, о которых рассказывают предания Гусь-Железного. Но если все здесь было спокойно, тогда откуда столько легенд? Как говорится, дыма без огня не бывает.

Адрес: Рязанская обл., Касимовский р-н, пгт. Гусь-Железный

В Гусь-Железном есть два монумента, которые могут быть интересны гостям этого небольшого тихого поселка. Одним из них является памятник, поставленный в честь основателей поселения – братьев Баташевых. Памятная стела была установлена в 2008 году на главной площади, возле собора Троицы Живоначальной. Ее открытие было приурочено к празднованию 250−летия с момента основания железоделательных заводов и поселка на реке Гусь. Рядом с нею находится небольшой памятник, уже непосредственно Баташевым. На плиту из черного мрамора нанесена памятная надпись, а украшена она чугунной розой, которая выполнена с таким изяществом, на которое, казалось бы, не способен такой материал.

Второй монумент, посвященный доблестным защитникам Родины, погибшим в тяжелые годы Великой Отечественной войны, расположен неподалеку от первого, все на той же соборной площади. На памятнике имеется длинный список, в котором отмечены фамилии всех уроженцев Гуся-Железного, отдавших жизни за свободу своих семей. В конце списка есть несколько свежих записей, которые свидетельствуют о том, что поиски пропавших без вести продолжаются.

На автобусе

Поскольку железнодорожной станции в поселке нет, доехать сюда можно только на автобусе. Железная дорога заканчивается в городе Касимов, от которого автобус идет в течение получаса. Столичные рейсы так же прибывают в Гусь-Железный через 5 часов после отправления со Щелковского автовокзала. Прямым рейсом можно добраться в поселок из Владимира, автобус идет в течение 3х часов 20ти минут. Рязанские автобусы прибывают в Гусь через 3 часа после отправления.

Есть две причины, почему меня так сильно поразил и удивил поселок Гусь-Железный Рязанской области. Первая - это, конечно, огромная белокаменная Троицкая церковь, совершенно неожиданно откуда-то взявшаяся посреди совсем обыкновенной сельской глуши. А вторая причина - легенды, которые связаны с историей этого места. Почти случайно в одном из музеев Рязанской области нам попалась небольшая книжка, или даже брошюра, которая называется "Орлиное гнездо. Исторические очерки Л.П. Чекиной". Она написана в начале 1920-х годов и переиздана небольшим тиражом в 1990-м. Эти очерки мне просто ужасно понравились:) В посте буду цитировать их огромными кусками, иначе никак не получается:)

Благодаря Троицкой церкви проехать мимо Гуся-Железного почти невозможно, ее видно издалека.



Она действительно огромна. К сожалению, не нашла нигде информации о ее высоте, так что придется судить по фотографиям.


Пока мы бегали вокруг церкви и фотографировали ее с разных сторон, сгустились тучи и пошел ливень. Поэтому фотографий самого поселка у меня почти нет...



Сначала мы прятались под козырьком и наивно ждали, что дождь закончится.



А потом немного исследовали окрестности из окна машины. Этот памятный знак снят сквозь сплошные потоки воды на стекле, но не сфотографировать его было никак нельзя, потому что именно с этим человеком, - Андреем Родионовичем Баташевым, - и связаны все местные легенды, о которых мне так хочется вам рассказать.
А.Р. Баташев - известный промышленник, который во второй половине XVIII века основал в этих местах железоделательный завод. А вокруг завода на берегу реки Гусь выросло поселение, которое стало называться Гусь-Железный.



И вот тут-то мы добрались до тех самых очерков Л.П. Чекиной. Начинаются они так:

"Если бы сатана был не поэтическим вымыслом, а существовал в действительности и вздумал бы воплотиться в человеческий образ, то, конечно, для своего воплощения он взял бы именно Андрея Родионовича Баташева."

"За огромным, в два этажа, барским домом, разводился парк и сад, который еще при жизни Андрея Родионовича получил жуткое название «страшного сада». Посредине его был устроен «позорный столб», к которому привязывали «провинившегося» для наказания плетьми перед лицом всей дворни (надо полагать для назидания) - наказания, после которого часто убирали уже мертвое тело... У этого же столба по 2-3 дня морили голодом и жаждой привязанных, как собак, людей, а зимой часами держали босых и в одних рубахах..."

Стррашно? А это только начало.

"... Знали только дворовые, да заводские рабочие, что за барской усадьбой выстроена целая слобода для трехсот рабочих, которых барин привез откуда-то со стороны и видимо платил им большие деньги, так как жили они «гостями», но все же как-то чудно: дома ли, в кабаке, на гулянье, их можно было видеть только 150 человек, остальная же половина всегда отсутствовала.

Неизвестно кто был смельчак, решившийся выслеживать «барских рабочих», но все же скоро узнали, что ровно в полночь, 150 человек этих таинственных рабочих отправлялось к одной из башен, помещавшейся в задней стене парка и исчезала за ее дверями, а оттуда, один за одним, выходила другая половина и безмолвно рассыпалась по своим домикам. Долгое время напрасно старались допытаться от кого-нибудь из этих рабочих - куда они ходят ночами и что делают, но и от пьяных даже получали один ответ, что мол своя голова еще не надоела, а «с вашим барином шутки плохи», некоторые отвечали угрозой «доложить самому» о излишнем любопытстве дворовых, после чего всякие расспросы прекратились и эта сторона деятельности Баташева так и осталась бы скрытой от всех (он умел выбирать своих помощников и агентов) если бы и здесь, как не однажды бывало в истории - не замешалась женщина... Один из этих таинственных рабочих на великое свое несчастье без памяти влюбился в заводскую девку - Грушеньку, которая, как «истинная дочь Евы», поставила условием своей благосклонности то, чтобы он рассказал ей - где пропадает по целым суткам и что там делает?

Долго она клялась и божилась, что и попу на исповеди не проговорится - одна знать будет и сдался малый, все рассказал своей «разлапушке»... А немного времени спустя по всей округе пошла глухая молва о том, что в «подземных хоромах устроен монетный двор, где день и ночь «работаются червонцы» теми самыми рабочими, которых привез барин с чужой стороны. Конечно, все это говорилось шепотом, в темных уголках, но слишком видно хорош был слух у этого зверя и не только узнал он о том, что говорят, но дознались его сыщики и от кого этот слух пошел... В одну и ту же ночь пропали без вести влюбленный рабочий и болтливая Грушенька, никто так и не видал их после, только две ночи подряд проходившие случайно мимо господской усадьбы люди со страхом передавали, что откуда-то, точно из под земли, слышны были слабые, глухие стоны и крики, но такие страшные, «что волос дыбом становился»"

Вот такие страсти. Ну и еще кусочек для полноты картины:

"... Через несколько времени новый слух взволновал всю округу. В 10 верстах от имения Баташева, в дремучем лесу, был ограблен огромный обоз, везший товары из Касимова в Муром. Часть извозчиков была перебита, а часть успела разбежаться и спрятаться в лесу, пользуясь уже наступавшими сумерками. Добравшись еле живыми от страха до ближайшей деревни, они рассказывали, что их окружил целый отряд верховых всадников «в черных образинах» и стали стрелять по ним «из пищалей». Все спасшиеся удивлялись лошадям и всей амуниции нападавших - и на разбойников не похожи - точно войско какое!.. Никто ничего не смел сказать вслух, но томная молва расходилась все шире и шире и втихомолку Баташева стали называть не только «Масоном-безбожником» и «монетчиком», но и просто - «душегубом-разбойником». А случаи ограбления богатых обозов повторялись все чаще и чаще, так что губернские власти волей неволей должны были устроить «расследование», которое впрочем, конечно, ничего не раскрыло, только в конторских книгах этого времени особо часто стали попадаться записи: «Заседателю в губернию - 2 вороных жеребца, да птицы битой и окороков - воз, да талек тонких 36 штук, да девку Аксинью, что кружева плести мастерица», «в город (Касимов) - Подьячему - муки - 2 воза, да туш свиных - 3, да жене с дочерями на солопы бархату синего - 43 арш.»"

Но в нашей книжке помимо этих очерков есть еще одна статья, не менее прекрасная. О том, что Л.П. Чекина явно увлеклась легендами и сама в них поверила. Автор решил не называть своего имени, а подписался просто "Исследователь". И дату поставил: 16 октября 1927 года. Взгляд Исследователя кажется чуть более объективным, но в выражениях он тоже не стеснялся. В интернет статья не выложена, поэтому дальше цитирую с листа:

"Еще и теперь, когда Великий Октябрь разметал гнездо, пустил по ветру, далеко разогнал злых птенцов хищника, окрестное население не без ужаса говорит о Гусе."

Какой слог, а!
Кстати, о Троицкой церкви у Исследователя тоже кое-что есть:

"Церковь типично барская, дворянская, ничуть не похожа на старинные скромные церковки древней Руси, где забитая, темная сермяжная масса пред темными ликами старых икон изливала печаль и тоску безысходности."

Раз уж снова речь зашла о церкви, вернемся пока к фотографиям. Да, я ведь до сих пор не упомянула о том, что Троицкая церковь появилась уже после смерти А.Р. Баташева. Он умер 1799 году, а храм начали строить только в 1802-м, а закончили аж в 1868-м.

Так и не дождавшись окончания дождя, мы решили покататься по окрестностям.

В соседнем селе под названием Погост нашли вот такой интересный архитектурный ансамбль. Церковь, часовня, колокольня и еще одна церковь. Построены в разные годы XVIII-XIX века.

Погост намного древнее, чем Гусь-Железный. Уже в XVII веке он был относительно крупным селом и даже соперничал с Касимовым по торговым делам.

И о Погосте у нашего Исследователя тоже нашлось интересное:

"При впадении реки Гуся в Оку с незапамятных времен возникло поселение, существующее и поныне - село Погост. Самое название села указывает на его глубокую древность. Слово «погост» проиходит от слова «гостить, гость». Так назывались в древности купцы, приезжающие как бы в гости с товарами. Эти места торговли, - погосты, - располагались обыкновенно при слиянии рек, так как в старину реки являлись единственными путями сообщения в местах, сплошь покрытых дремучими лесами. Вполне понятно, что еще в языческие времена здесь сооружались капища, где «гости» (купцы) приносили богам благодарственные жертвы за полученные барыши. С принятием христианства на месте капищ строились церкви, около которых поближе к богу погребались покойники. Поэтому православные кладбища, впервые возникшие при погостах, так и назывались погостами.

Сохранились весьма интересные документы, свидетельствующие о былом величии нашего Погоста. В XVII веке Погост являлся опасным торговым конкурентом Касимова, а Касимов славился как торговый город. ...

Кроме торговли рост Погоста в значительной мере обуславливался тем, что окрестное население, группировавшееся по нижнему течению реки Гуся, занималось судостроением. Здесь сооружались струги, корабли, барки, ходившие по всей Оке, и от имени реки Гусь получившие название гусян. ...

Оживленный, деятельный район привлек влияние новоиспеченного вельможи Баташева. В XVIII веке на реке Гусь недалеко от Погоста свил свое гнездо этот жестокий хищник и по имени реки назвал Гусем."

Ну вот и все, мы вернулись к началу истории:)
Жаль, конечно, что не удалось погулять по Гусю-Железному (кстати, там сохранились даже остатки усадебного дома Баташева - выложены их фотографии), но теперь уж в следующий раз.

"Если бы «сатана» был не поэтическим вымыслом, а существовал в действительности и вздумал бы воплотиться в человеческий образ, то, конечно, для своего воплощения он взял бы именно Андрея Родионовича Баташева."

Из описаний хозяина этих мест.

Посёлок с необычным названием Гусь Железный привлекает к себе уже не одно поколение любителей всего таинственного. Здесь помимо необычного храма, который просится скорее на площадь какого-нибудь европейского города, а не в рязанскую глубинку, находится ещё и усадьба промышленника Андрея Родионовича Баташёва - место, обросшее множеством легенд. Всё благодаря хозяину, которого современники называли "Дракулой Ардатовского уезда", его качествам и характеру. Изувер, жестокий барин, фальшивомонетчик, чеканивший в подвалах деньги и заживо заваливший там сотни рабочих, испугавшись проверки, обманщик - таким, по слухам и некоторым реальным фактам, вошёл в историю Андрей Родионович.
Местные жители же до сих пор верят, что в заброшенном усадебном доме живут привидения, и немного волнительно спрашивают, точно ли есть желание посетить развалины. Конечно же, посетить такое место хочется. Познакомимся подробнее с храмом и усадьбой.

1. Всем, кто едет по трассе "Москва-Касимов" при подъезде к Гусю Железному открывается вот такой вот вид. "Что это, мираж? Как мог такой храм здесь очутиться?" - мысли возникают одна за другой. Нет, это не мираж, а псевдоготическая Троицкая церковь

2. Необычный храм на 1200 верующих (и это-то в небольшом посёлке!) строился целых 66 лет - с 1802 по 1868 годы, с некоторыми перерывами. Примечательно, что строили его не из распространённого кирпича, а из белого камня

3. Имя автора проекта История не сохранила. Кто-то приписывает творение известному Василию Баженову, кто-то говорит про касимовского архитектора И. С. Гагина, а архивные документы и вовсе не называют архитектора, лишь называя его "знаменитым". Почему так вышло, никто не знает

4. Я уже рассказывал про братьев-промышленников Баташёвых (ссылки в конце поста), но делал бОльший акцент на младшего, Ивана

5. Теперь поговорим про старшего, Андрея.
Баташёвы приходят в эти места в поисках железной руды для своего бизнеса где-то в середине 50-х годов 18-го века и основывают здесь несколько заводов. Позже братья расходятся - Иван уехал в и дал там начало местному , а Андрей обосновывается в селе Верпутец. Вскоре по реке Гусь и железоделательному заводу оно стало называться Гусь Железный

6. Андрей Родионович был прирождённым предпринимателем, умнейшим и способным хозяином. Его дела шли в гору, а завод процветал (шутка ли - он производил девятую часть всего тогдашнего железа России). Отличное ведение дел давало огромную прибыль и в 1780-х годах в Гусе Баташёв построил свою усадьбу-крепость под названием "Орлиное гнездо"

7. Сейчас усадьба в далеко не лучшем состоянии. До недавних пор здесь располагался детский санаторий, но теперь его здесь нет - осталась лишь вывеска при закрытой двери

8. Что бы сказал, глядя на такое состояние своей усадьбы, Андрей Баташёв? Как думаете?

9. Единственным плюсом от того, что комплекс разваливается, является возможность увидеть баташёвский кирпич. Он крупнее и темнее использовавшихся тогда

11. Что скрывает эта дверь?

Говорят, под домом Баташёва располагается сеть тайных подвалов. Дальше - ещё интереснее. Якобы в этих подвалах по ночам для барина трудилось 300 человек. Об их деятельности никому не говорили, да и сами рабочие, избегая вопросов, молчали, получая при этом с чего-то приличное жалование.

А потом выяснилось, что в подземельях якобы тайный монетый двор. Был он или нет, теперь уже никто не скажет. Зато местные обязательно вам расскажут легенду, как этот двор прекратил своё существование. Узнав о том, что в Гусь-Железный едет проверка, до которой дошли слухи про чеканку фальшивых монет, Баташев якобы приказал то ли замуровать выходы из подземелья, то ли взорвать его. 300 работников оказались заживо похороненными в подвалах

12. Также рассказывают, что потомки Баташёва, вдохновлённые семейными преданиями, пытались исследовать подземные коридоры, но исследования каждый раз останавливали - то убегали в страхе, не решаясь продолжить, то приказывали все работы свернуть. А последняя владелица усадьбы в поисках тайников обнаружила комнатку, где стоял круглый стол на трёх львиных лапах, на котором лежали особая шапка, молоток и гвоздь - символы масонства.

Интересно, что легенда о монетном дворе подтверждается находкой - двое из трёх найденных здесь монет времён Екатерины II оказались фальшивыми. Но может, это просто совпадение, не знаю. Наличие же подземелий (подземных полостей) совсем недавно доказал георадар. Однако при всём этом крупных исследований здесь не проводилось

14. Баташёвская усадьба была окружена стеной с башнями, что делало комплекс похожим на настоящую крепость. Вот часть ограды

15. А это я не случайно нажал на кнопку камеры, а запечатлел примерное место, где якобы у Баташёва стоял особый павильон. В нём были полы, которые при нажатии специального рычага расходились, и тот, кого невзлюбил хозяин, проваливался погибать в подвал павильона. Рассказывают, тут погибло множество врагов Андрея Родионовича. Для того, чтобы избавиться от них, барин приглашал каждого к себе в поместье, поил-кормил-хорошо принимал, после чего любезно предлагал осмотреть парк. А потом, как гостеприимный хозяин, приглашал первым войти в павильон..

16. Ещё одно примечательное место. Где-то здесь стоял "храм любви", в котором держали для любовных занятий самых красивых крепостных девушек. И якобы бывало, что после таких бурных ночей с гостями барина некоторые несчастные от позора шли топиться в пруд

18. Вот здесь когда-то пруд и был. Судоходный, почти 40 км в окружности

17. Какие-то барские хозяйственные помещения. Впрочем, и тут не без легенд - якобы внутри пытали, а может там спрятаны сокровища Баташёва: после смерти Андрея Родионовича всё богатство куда-то испарилось

19. Скорее всего руины каких-то гидротехнических производственных сооружений. Шоссе проходит по бывшей плотине, которая использовалась в производстве, расширяясь и укрепляясь при росте завода. По деревьям справа видна её высота. В длину же плотина была примерно полкилометра и имела несколько шлюзов.
В половодье 1923 года вода из переполненного пруда прорвала шлюзы и слилась

20. Вот такое уникальное место, где легенд больше, чем воды после дождя. В идеале здесь нужно открывать что-нибудь привлекательное для туристов, вроде бы "музея барских ужасов", где гостям бы рассказывали легенды и предлагали самим в некоторых поучаствовать. Вроде "ты ревизор, выследи фальшивомонетчиков" или "успей спрятать все монеты до приезда комиссии", "найди привидение или тайный ход", "не провались в подвал сам, столкни Баташёва" и тп. Так делают в части европейских замков. Вот тогда место заживёт.

Пока же сюда едут лишь некоторые любители усадеб и те, кто держит путь в Касимов. Поток гостей снижает и то, что добраться сюда своим ходом без машины тяжеловато, остановиться негде. Да и на машине ехать несколько часов из Москвы. Но будем надеяться, что усадьба не развалится окончательно и станет всё-таки кому-нибудь нужна