Москва-Пекин

Михайло-архангельский кремлевский собор. Нижний Новгород

Собор святого Михаила Архангела – самое древнее из дошедших до нашего времени сооружений в Нижегородском Кремле. Это четвертый храм, построенный на этом месте: еще в 1221 году при основании Нижнего Новгорода великим князем Юрием Всеволодовичем здесь была срублена первая церковь во имя святого Михаила Архангела – покровителя русского воинства, которая уже в 1227-1229 гг. была заменена каменным зданием. Белокаменная церковь была построена по образу храмов Владимиро-Суздальской Руси и имела декор зооантропоморфного типа, который сохранялся вплоть до 1631 года. В 1359 году она была капитально перестроена и играла роль церкви при хоромах великого князя, в которой долгое время хоронили великокняжих правителей. В настоящее время ориентировочные места их захоронений отмечены надписями в нишах западной стороны собора. Каменный Михайло-Архангельский собор является мемориальным: он построен в 1628-1631 гг. по приказу первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича – за счет казны в память о подвиге Нижегородского ополчения 1612 года и своего восшествия на престол.


Михайло-Архангельский собор является выдающимся памятником древнерусской архитектуры: именно он открыл в русском каменном зодчестве особый ряд шатровых храмов, которые возводились в память о каких-либо событиях. Собор был возрожден подмастерьями каменных дел Лаврентием Семеновым сыном Возоулиним с пасынком Антипой. 23 апреля 1628 г. начались работы, в ходе которых Лаврентий умер (погребен на погосте Печерского монастыря). Заканчивал строительство один Антип, взявший после смерти отчима отчество-прозвище от имени родного отца - стал Антипа Константинов сын. При строительстве были соблюдены размеры и план старого здания, но полностью изменена конструкция и внешний облик, по существу, был построен совершенно новый шатровый храм с тремя притворами, с колокольней над южным входом. Моленный зал собора объединен единым пространством с колокольней, представляет двухшатровую асимметричную композицию. План собора архаичен - прямоугольник с тремя папертями по странам света и трехчастным алтарем. В 1704 году во время кремлевского пожара Архангельский собор был поврежден, службы были возобновлены 18 марта 1732 года и храм был вновь освящен нижегородским архиепископом Питиримом. При реставрационных работах в 1962 году в собор был перенесен прах Кузьмы Минина, ранее находившийся в разрушенном Спасо-Преображенском соборе. 26 февраля 2008 года у Михайло-Архангельского собора в честь празднования 500-летия Нижегородского кремля был установлен памятник Великому Князю святому благоверному Георгию (Юрию) Всеволодовичу и его духовному отцу святителю Симону Суздальскому.


Михаило-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведёт свою историю со времени основания города: в 1227 году был построен деревянный, потом не раз перестраивался. В своём теперешнем виде построен в 1631 году и посвящается Архангелу Михаилу и Нижегородскому ополчению 1612 года. Строители храма - Л. Возоулин и выдающийся мастер русского шатрового зодчества А.Константинов. В соборе покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. Ныне действующий храм.

Нижегородский кремль - выдающийся образец древнерусского и европейского оборонного зодчества, один из первых каменных кремлей на Руси, рассчитанный на применение артиллерии. Он был возведен в 1500-1511 гг. и с точки зрения архитектуры, истории, археологии и градостроительства представляет особо ценный объект. На территории кремля находятся 15 памятников истории и культуры, из них 8 - федерального значения: Михайло-Архангельский собор, внутри которого находится могила Кузьмы Минина; Дворец губернатора; дом вице-губернатора; Дом Советов; Арсенал; Корпус присутственных мест; Обелиск в честь руководителей народного ополчения Минина и Пожарского. В Нижегородской губернии, в то время входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, по велению великого князя 1212-1216 гг. и 1218-1238 гг. Юрия Всеволодовича было возведено несколько церквей. В 1225 году был построен белокаменный Спасский собор с декором зооантропоморфного типа, который простоял до 1670-х годов, был разобран и выстроен заново.

Одним из самых древних сохранившихся памятников является Михайло-Архангельский собор. На его месте при основании города в 1221 году была построена деревянная церковь, которая уже в 1227-1229 гг. была заменена каменным зданием. Белокаменная церковь также имела декор зооантропоморфного типа. В 1359 году она была капитально перестроена и играла роль церкви при хоромах великого князя. Поэтому в ней долгое время хоронили великокняжеских князей. Ориентировочные места их захоронений отмечены надписями в нишах западной стороны церкви. Найденные под полом и рядом с Архангельским собором при археологических раскопках 1960 г. фрагменты, относящиеся к тому времени, не дают полного представления о предыдущей постройке. Археологи обнаружили план древнего собора, построенного в XIII-XIV веках, по конфигурации стен и размеров он почти точно соответствовал плану существующего в настоящее время здания. Более позднее сооружение было смещено к западу, и, таким образом, фундаменты алтаря древнего храма XIII века оказались вне стен здания XVII века. Для лучшей сохранности древняя бутовая кладка по всему прежнему периметру прикрыта новой кладкой, выступающей из земли. Найденные внутри помещения остатки старых фундаментов частично закрыты кирпичным полом, восстановленные на уровне пола XVII века. В специально оставленных углублениях, соответствующих уровню более древнего пола XIV века, видны части раскрытых участков. Покрытие пола было выложено из квадратных керамических плиток с узором из шестиконечных звёзд, нанесённых белым гипсом по красному фону обожжённой глины. Такой пол по материалу и по рисунку не имеет аналогов ни в русской, ни в какой-либо иной средневековой архитектуре.

Дамир Хайретдинов, кандидат исторических наук, в своей статье "Кто основал Нижний Новгород? или Да здравствуют идеологи!" пишет: "В 1960 году, при реставрации здания собора, была обнаружена совершенно неожиданная находка остатков пола с орнаментом из заполненных гипсом шестиконечных звезд. Несмотря на то, что эти плитки были отнесены к XIV веку, совершенно очевидно, что такие рисунки в то время не могли возникнуть в христианском православном храме. Получается, они существовали здесь еще до создания храма. Эти узоры характерны только для двух видов культуры: иудейской и мусульманской. Очевидно, что иудейская культура проникнуть на эти земли в указанные века не могла. Шестиконечные звезды характерны и для масонских культовых зданий, причем масонские символы часто присутствуют в христианских церквях в закамуфлированном виде, однако, эта культура получила распространение в России только начиная с XVIII века. В истории исламской архитектуры шестиконечные звезды — частый и широко распространенный орнамент.

"Первоначальный каменный храм был намного ниже современного. Он имел одну главу, которую поддерживали четыре квадратных столба. Основания этих столбов можно видеть внутри собора, вокруг них выложены участки пола, окружающие сохранившиеся его фрагменты и повторяющие найденные здесь в совершенно разложившемся виде плитки древней выстилки. Отдельные плитки, которые могли быть реставрированы, представлены на экспозиции в самом соборе и в музее. Богатые украшения стен храма ХIII века подтверждаются ценной археологической находкой вырезанной из камня головы льва. При разграблении Н. Новгорода татарами в 1377 и 1378 годах собор сгорел и частично обрушился, после чего долгое время стоял в развалинах. Только к 1628-1631 гг., в период восстановления страны после тяжелых событий начала столетия, вернувшийся из польского плена, патриарх Филарет Никитич в 1625 г. взял Н. Новгород под свое личное покровительство. Собор в скором времени по царскому заказу и за счет государственной казны был возрожден подмастерьями каменных дел Лаврентием Семеновым сыном Возоулиним с пасынком Антипой. 23 апреля 1628 г. начались работы. В ходе их Лаврентий умер (погребен на погосте Печерского монастыря). Заканчивал строительство один Антип, взявший после смерти отчима отчество-прозвище от имени родного отца - стал Антипа Константинов сын. При строительстве были соблюдены размеры и план старого здания, но полностью изменена конструкция и внешний облик, по существу, был построен совершенно новый шатровый храм с тремя притворами, с колокольней над южным входом. В начале 17 в. наша страна переживала тяжёлые годы иноземной интервенции. Тогда-то в 1612 г. К. Минин и Д. Пожарский организовали народное ополчение, изгнавшее захватчиков. В память этой победы и был восстановлен из руин собор, посвящённый Архангелу Михаилу - святому, который считается покровителем воинов. Теперь собор, в соответствии с мемориальным назначением его как памятника победы нижегородского ополчения, был завершен уходящим вверх величественным шатром, перекрывающим единое пространство храма.

Собор Михаила Архангела к началу XVII в. сохранился, вероятно, только частично и не использовался. Вот что о нем сообщает писцовая книга: «Соборная церковь архангела Михаила каменная, ветха, развалилась и службы в ней нет давно». В 1672 году с юга к нему был пристроен придел, впоследствии искаженный переделками и в настоящее время разобранный, как нарушавший единство первоначальной композиции и потерявший историческую ценность. Здание сильно пострадало от пожаров в 1704 и 1715 годах, собор лишился своего древнего иконостаса. В течение ряда лет здание стояло пустым и только в 1732 г. его вновь отремонтировали и отделали. Большие ремонтные работы велись в 1795, 1845 и в 1909-1910 годах. В 1962-1963 годах собор был реставрирован и в него перенесен прах К.Минина, который покоится теперь под скромной плитой в северо-западном углу храма, осененный знаменами нижегородских ополчений, организованных при освободительных войнах 1612 г., 1812, 1856, 1877 годов. Кроме того, в соборе похоронены нижегородские князья XV века - Василий Семенович Кирдяпа, умерший в 1404 году, Иван Васильевич - в 1416 году и последний великий князь нижегородский, еще носивший этот титул Василий Юрьевич, скончавшийся в 1450 году, а также члены их семейств. Места их захоронения не известны, и их имена отмечены только надписями в аркосолиях западной стороны собора. У южной стены сохранилась каменная доска-надгробие детей одного из нижегородских губернаторов XVIII века - Друцкого.

С точки зрения архитектуры Михайло-Архангельский собор имеет несколько интересных особенностей. Его моленный зал объединен единым пространством с колокольней, представляет двухшатровую асимметричную композицию. План собора архаичен - прямоугольник с тремя папертями по странам света и трехчастным алтарем. В построении композиции здания выявляются модульность построения: отправной величиной служит толщина задней стены (162 см = 3/4 каменной сажени) - четверик, равен 8х8, его высота равна 7х, радиус внешней стены центральной апсиды равен 2х и т.д. Задняя паперть сдвинута к северу и главный портал входа оказался смещен с центральной оси, северняя паперть приобрела трапециевидный план, что дало возможность уравновесить в общей композиции колоколенную надстройку, внутристенный вход на нее сделать более пологим. Модульность в построении композиции храма говорит о преемственности Владимиро-Суздальской архитектурной школы. В соборах Владимира и Суздаля изначальным модулем также служила толщина задней стены.



Архангельский собор - замечательнейший храм, как один из древнейших в городе по первоначальному своему построению, современный его основанию. В 1221 г. св. князь Георгий Всеволодович, основав Нижний Новгород, построил в нем и первую церковь деревянную во имя св. Архангела Михаила. В 1227 г. тот же князь вместо деревянной церкви построил каменную, которая со времени утверждения в Нижнем Новгороде великокняжеского престола (1350 г.) сделалась придворным храмом нижегородских князей. Но так как эта церковь к тому времени уже значительно обветшала, то второй вел. князь нижегородский Андрей Константинович в 1359 г. построил на том же месте новый каменный, стены коего сохраняются и до настоящего времени.

В течение своего долговременного существования Архангельский собор, страдая неоднократно от нападений вражеских и от пожаров, к началу XVII в. дошел до такого положения, что требовалось капитального возобновления, каковое и было сделано в 1624-31 гг. при царе Михаиле Федоровиче на счет царской казны. При этом возобновлении изменен был несколько и внешний вид храма: своды в нем были разобраны и вместо них на старых стенах устроен был каменный шатровый верх, сохранившийся доселе. В 1672 г. к собору был пристроен придел во имя св. еванг. Иоанна Богослова, во имя которого был престол в теплой деревянной церкви, стоявшей подле этого собора и сгоревшей около половины XVII в.

В последующее время пожары, бывшие в Кремле в 1704 и 1711 гг. и особенно большой пожар в 1715 г., нанесли столько повреждений этому собору, что он был закрыт для богослужения. В таком состоянии Архангельский собор находился до тех пор, пока в 30-х гг. XVIII в. не был возобновлен старанием нижегородского вице-губернатора Волынского, который устроил в нем и новый, доселе существующий, иконостас и снабдил его потребною утварью, после чего собор и был освящен 18 марта 1732 г. В 1795 г. был возобновлен и придел собора другим вице-губернатором князем Долгоруким, причем, по желанию его, престол в приделе был освящен не только во имя еванг. Иоанна, а еще во имя св. князя Георгия, основателя Нижнего Новгорода.

В период самостоятельности Нижегородского великокняжества (1350-92 гг.) Архангельский собор был придворным храмом, а с утратою этой самостоятельности он сделался усыпальницею некоторых потомков первого князя Константина Васильевича. Здесь погребены: правнук Константина князь Василий, сын Симеона Кирдяпы, скончавшийся в Нижнем Новгороде в 1404 г.; сын его князь Иван Васильевич Горбатый-Суздальский; князь Иван Васильевич, сын Василия Кирдяпы и правнук Константина Васильевича; князь Василий Юрьевич, племянник Ивана Васильевича Кирдяпы. Кроме того, здесь погребены князья, известные только по именам: Петр, Зиновий, Зосима, Иона (последние оба иноки) и княгиня Ирина.

Из древних икон в соборе замечательны: явление Архангела Михаила Иисусу Навину близ Иерихона, икона относится по первоначальному письму к XIV в.; Киево-Печерская икона Божией Матери; преп. Марии Египетской; св. Николая Мирликийского и Воскресения Христова с изображением вокруг страданий Спасителя. Их древних св. вещей в соборе сохраняются: небольшая плащаница, шитая золотом и шелками по белому атласу; напрестольный крест с частицами мощей разных святых, приложенные боярином Головиным.

М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления 1895 г.



В 1221 году владимирский князь Юрий Всеволодович, вынужденный оборонять границы своего княжества от мокшан, волжских булгар и марийцев, основал при слиянии Оки и Волги крепость - Новгород Низовской. Одновременно он поставил на территории крепости деревянный храм с очень характерным "мужественным" посвящением - Михаилу Архангелу (интересно, кстати, что не Георгию Победоносцу; возможно, в этом сказалась скромность князя, имевшего своим небесным покровителем как раз вмч. Георгия). Спустя несколько лет, в 1227 году, вместо деревянного храма выстроили каменный с тем же посвящением Архангелу Михаилу. В прошлом многие исследователи не спешили принимать этой даты на веру, поскольку нигде, кроме как в Нижегородском летописце, надёжность которого вызывала сомнения, её не содержалось. Однако раскопки, проводившиеся на территории Нижегородского кремля в середине ХХ века (руководил ими Н. Н. Воронин), подтвердили древность храма. Археологи нашли фрагменты белокаменного декора и фундаменты, красноречиво свидетельствовавшие о принадлежности первоначального Архангельского собора к владимиро-суздальской архитектурной школе. Более того, расположение фундаметов позволило судить о его облике: он был, согласно реконструкции Воронина, трёхапсидным, с тремя притворами и "почти шестистолпным" (восточная пара столпов составляла часть восточной стены). Вплоть до ХIV века мы больше не имеем никаких сведений о соборе Михаила Архангела. Вероятно, в эту пору, чрезвычайно тяжёлую для Древней Руси, на его поддержание не находилось ни сил, ни средств. Но в 1350 году город стал столицей самостоятельного Нижегородско-Суздальского княжества. Новый статус обязывал, и под 1359 годом Нижегородский летописец сообщает, что "князь Андрей Константинович в Нижнем Новгороде построил церковь каменную, святаго архистратига Михаила, близ двора своего". Есть основания полагать, что и этот собор недолго простоял.

В 1377 и 1378 годах Нижний Новгород разоряли татары, и собор не мог не обратить на себя их внимания. Это предположение подтверждают и археологи, обнаружившие во время раскопок в соборе следы пожара в слое ХIV века. И едва ли не с того самого времени Архангельский собор стоял в развалинах, хотя по-прежнему считался княжеским храмом и был местом захоронения представителей княжеской фамилии. Следующие достоверные известия о соборе Михаила Архангела относятся уже к "романовской" эпохе. Писцовые книги (1621-1622) сообщают: "Соборная церковь Архангела Михаила каменная, ветха, развалилась, и службы в ней нет давно". Михайло-Архангельский приход, однако, существовал, но богослужебная жизнь его происходила в выстроенной по соседству деревянной Иоанно-Богословской церкви (по-видиму, тёплой). В 1628-1631 годах собор Михаила Архангела восстановили (по сути, выстроили заново) на казённые средства - в память о том, что именно в Нижнем Новгороде и по инициативе нижегородских граждан собралось Второе ополчение. И тут встаёт вопрос - почему бы не построить собор, "как было"? Да, конечно, простояв несколько столетий в руинах, он, возможно уже не имел "первозданной отчётливости форм", но что-то же оставалось. Однако храм получил шатровое завершение. И это - как справедливо указывали многие авторы, писавшие о Нижегородском кремле, - подчёркивало его статус храма-памятника. Имена строителей нового Михайло-Архангельского собора история для нас, к счастью сохранила. Это были каменных дел подмастерье Лаврентий Возоулин и его пасынок Антипа. И уже так полюбились мастера нижегородцам, что после постройки кремлёвского собора им пришлось задержаться в Нижнем, сооружая храмы в Печерском монастыре. Кстати, именно из письма печерского архимандрита Рафаила нам становятся известны некоторые подробности о постройке собора: "...В Нижнем нове городе соборная каменная церковь Архангела Михаила отделана совсем а тое соборную церковь делали ваши Государские подмастерья Лаврентий Возоулин да пасынок ево Онтипа да с ним у того церковного дела было сорок человек каменщиков нижегородцев и то церковное каменное дело совсем отделано... велити Государи... в печерский монастырь дати своего Государского подмастерья Онтипу Лаврентьева пасынка Возоулина да нижегороцких и балахонских каменщиков и кирпичников, которые делали с ним соборную церковь Архангела Михаила и велити Государи остатошную известь и камень и лес подвязной и всяких железных снастей чем то церковное дело делати что осталось у соборные церкви Архангела Михаила..."

С самого начала Михайло-Архангельский собор мыслился как общенациональная святыня, особо значимый для Нижнего Новгорода памятник. Этот статус позволил ему прожить несколько столетий без существенных изменений, хотя поводы для них - прежде всего пожары - представлялись с печальной частотой. Серьёзно страдал собор от пожаров 1704, 1711 и 1715 года. В 1795 году последовал ремонт, коснувшийся, главным образом, интерьеров. В частности, известно о том, что именно в это время собор расписали "альфреско". Росписи просуществовали в соборе ровно полвека, до очередного "поновления". В ХIХ веке монументальная храмовая живопись как жанр переживала эпоху упадка, и собор Михаила Архангела снова был расписан "по-новому". Живопись была выполнена на холсте, наклеенном на стены; составляли её сюжеты частью священные (Архангел Михаил поражает змия), частью исторические (сражение князя Георгия Всеволодовича с мордвой, основание Новгорода Низовского). Помимо того, именно в этот период пол в соборе застелили чугунными плитами, вызолотили иконостас и устроили хоры в виде балкона, протянувшегося вдоль западной стены. Прошло ещё пятьдесят лет, прежде чем собор взялись ремонтировать опять. Тогда между колокольней и церковным шатром была устроена четырёхугольная башня, вход в которую сделали в стенах самой церкви; с башни в старину была устроена смотровая площадка. Следующий ремонт приурочили к открытию в Нижнем Новгороде Всероссийской выставки в 1896 году. Тогда решили "... Сделать холодный главный храм собора теплым". Недостаточность средств (собор не имел своего прихода, его жизнедеятельность обеспечивал город) не позволила воплотить всё задуманное в ходе ремонта 1895-1896 годов. А укрепление стен оставили до лучших времён. "Лучшие времена" опять оказались связаны со значительным историческим событием, в которое был "замешан" Нижний Новгород, - 300-летием Дома Романовых. К 1913 году требовалось привести святыню в благолепный вид, но теперь это делалось не так просто, как ещё пятьдесят лет назад. Императорская археологическая комиссия бдительно следила, чтобы ни одно ремонтное вмешательство не проходило без её ведома. И действительно, новый ремонт был более похож на реставрацию, чем все прочие. Например, мастер-кровельщик, согласно договору, должен был покрыть главку так, чтобы "снятая черепица, по очистке оной от плесени и по промывке, могла быть вновь употреблена в дело". Так мастер и поступил.

В советскую эпоху большинство "культовых" памятников Нижегородского кремля уничтожили. Единственным храмом, оставшимся здесь, был как раз Михайло-Архангельский собор. Но и в нём служба прекратилась в 1928 году. В его стенах устроили архив, и стены скрылись за стеллажами. Только после передачи храма музею-заповеднику появилась возможность его полной реставрации. В начале 1960-х годов проводились археологические изыскания под руководством Н. Н. Воронина. А реставрационные работы возглавил архитектор-реставратор С. Л. Агафонов. Именно в этот период состоялось "визуальное возвращение" собора к 1630-м годам. Позднейшие переделки и пристройки убрали (в частности, разобрали Иоанно-Богословский придел, возведённый в 1670-е годы). Это была самая масштабная и плодотворная реставрация из всех когда-либо проводившихся на памятнике. Затем, уже в конце 1980-х годов, маковки храма и колокольни получили новое черепичное покрытие и новые кресты. А вскоре собор вернули епархии, и началась новая глава в его истории.

На первый взгляд, Михайло-Архангельский собор представляет собой типичный памятник "своего времени", т.е. ХVII века. Перед нами - довольно массивный восьмерик, поставленный на четверик и увенчанный шатром. Однако приглядевшись к собору, мы обнаружим в его облике некоторые особенности, не характерные для его "ровесников". Например, притворы, пристроенные к нему с трёх сторон (их возвели, как показывает исследование кладки, одновременно с четвериком), имеют больше общих черт с владимро-суздальскими памятниками ХIII века, чем с постройками ХVII столетия. Очевидно, что они перешли в композицию здания "как память о первоначально стоявшем здесь храме". Южный притвор несколько крупнее, чем западный и северный, поскольку призван служить основанием для колокольни. Западный притвор, в свою очередь, также имеет важную особенность: он расположен не по центру западного фасада основного четверика, а заметно сдвинут к северу. Таким образом зодчий стремился придать визуальное равновесие ассиметрической композиции собора. Каждая грань четверика Михайло-Архангельского собора завершена рядом из трёх крупных полукруглых кокошников. Такое же завершение имеют и грани восьмерика, но кокошники в данном случае мельче. Скромное оформление равновысоких алтарных апсид включает в себя лишь полуколонки в местах соединения полукружий и широкий карниз под конхами. Компактный объём колокольни завершён маленьким шатром, "тушующимся" в присутствии шатра, венчающего основной восьмерик. Между колокольней и шатром видна своеобразная башенка. О ней в старых источниках говорилось, что она служила для "дозора". Но именно этой цели "башенка", по своему расположению, идеально чужда. Сравнительно низкая, она к тому же "отгорожена" от Волги (то есть от того пространства, за которым более всего требовалась "дозирать") шатром храма. Основание собора сложено из белого камня, на котором стоят кирпичные стены. Четверик имеет в плане почти квадратную форму (длина 10,7 м, ширина 10.5 м). Высота собора 34 метра.

Интерьер Архангельского собора со своим стремительно уходящим в верх пространством вполне отвечает по образу его наружному объёму. Внутри здания несколько выше сводов, поддерживающих диагональные грани восьмерика, по всему его периметру проходит ряд арок, вынос которых поддерживает суженый таким образом восьмерик. Сужение это настолько незначительно по отношению к пролёту шатра, что устройство арочного ряда должно было только расчленять внутренние пространства храма. Шатёр имеет вверху круглое световое отверстие диаметром всего 66 см. В барабане, стоящем над ним, устроены узкие окна; небольшие размеры отверстия и окон делают их пригодными не столько для освещения, сколько для вентиляции храма. Действительно, внутри собора довольно темно, однако в сочетании с надгробием Кузьмы Минина и надписями о захоронениях князей в арконсолиях некоторая "мрачность" уместна.

Своё современное "наполнение" храм получил уже в 2000-е годы, когда в нём установили простой тябловый иконостас (именно такой иконостас сюда наиболее подходит; пышная барочная рама не соответствовала бы строгому, отчасти "склеповидному" интерьеру). Стены храма изнутри побелены. Это не исключает возможности украшения их когда-нибудь в дальнейшем росписью, однако подход здесь должен быть максимально осторожным: лучше ничего (тем более что белые стены всё-таки в известной степени "осветляют" интерьер), чем безыскусная, ремесленная роспись, от которой собор в прошлом уже успел настрадаться. На особом месте в Михайло-Архангельском соборе находится икона его основателя - великого князя Георгия Всеволодовича, принявшего мученическую кончину в бою с татарами и прославленного Церковью. Икона установлена у левого клироса и содержит частицу мощей князя. Есть в Архангельском соборе и другие иконы, тесным образом связанные с историей Нижнего Новгорода. Одна из таких икон - Казанская икона Божией Матери, полюбившаяся нижегородцам с 1612 года, когда она находилась в стане Второго ополчения. Все эти иконы - современного письма.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №103, 2014 г.

Существующий ныне в Нижегородском кремле Михайло-Архангельский собор — прямой наследник храма, выстроенного еще до монголо-татарского нашествия, хотя по его внешнему виду этого и не скажешь. С самого начала собор мыслился как общенациональная святыня, особо значимый для Нижнего Новгорода памятник.

История Михайло-Архангельского собора

В 1221 году владимирский князь Юрий Всеволодович, вынужденный оборонять границы своего княжества от мокшан, волжских булгар и марийцев, основал при слиянии Оки и Волги крепость — Новгород Низовской. Одновременно он поставил на территории Нижегородского кремля деревянный храм с очень характерным «мужественным» посвящением — Михаилу Архангелу. Спустя несколько лет, в 1227 году, вместо деревянного храма выстроили каменный Михайло-Архангельский собор .

Раскопки, проводившиеся на территории в середине XX века, подтвердили древность храма. Археологи нашли фрагменты белокаменного декора и фундаменты, красноречиво свидетельствовавшие о принадлежности первоначального Архангельского собора к владимиро-суздальской архитектурной школе.

В 1377 и 1378 годах Нижний Новгород разоряли татары, и собор не мог не обратить на себя их внимания. Это предположение подтверждают следы пожара в слое XIV века. И едва ли не с того самого времени Архангельский собор стоял в развалинах, хотя по-прежнему считался княжеским храмом и был местом захоронения представителей княжеской фамилии.

Михайло-Архангельский собор - памятник окончания Смутного времени на Руси

В 1628—1631 годах собор Михаила Архангела восстановили (по сути, выстроили заново) на казенные средства — в память о том, что именно в Нижнем Новгороде и по инициативе нижегородских граждан собралось Второе ополчение, положившее конец иноземному засилию и окончанию . Храм получил шатровое завершение. И это подчеркивало его статус храма-памятника.

Имена строителей нового Михайло-Архангельского собора: каменных дел подмастерье Лаврентий Возоулин и его пасынок Антипа.

Заново отстроенный при царе Михаиле Федоровиче, Архангельский собор счастливый, из всех храмов Нижегородского кремля уцелел он один!

Серьезно страдал собор от пожаров 1704 и 1711 годов. Но самое разрушительное воздействие имел на него пожар 1715 года, когда храм «извне и внутри» весь обгорел и семнадцать лет стоял без богослужения, только в 1732 году собор был восстановлен. Тогда же, видимо, шатер собора получил черепитчатое покрытие, впоследствии замененное железной кровлей. Помимо того, именно в этот период пол в соборе застелили чугунными плитами, вызолотили иконостас и устроили хоры в виде балкона, протянувшегося вдоль западной стены.

В советскую эпоху большинство «культовых» памятников Нижегородского кремля уничтожили. Единственным храмом, оставшимся здесь, был как раз Михайло-Архангельский собор. Но и в нем служба прекратилась в 1928 году. В его стенах устроили архив, и стены скрылись за стеллажами.

Только после передачи храма музею-заповеднику появилась возможность его полноценной реставрации. Именно в этот период состоялось «визуальное возвращение» собора к 1630-м годам. Позднейшие переделки и пристройки убрали.

Затем, уже в конце 1980-х годов, маковки храма и колокольни получили новое черепичное покрытие и новые кресты. А вскоре собор вернули епархии, и началась новая глава в его истории. Впрочем, реставраторам удалось вписать несколько веских слов и в эту главу.

Возрождение собора

Сравнительно благополучно пережив эпоху разрушений, собор Михаила Архангела по-прежнему привлекает внимание паломников и туристов.

Решение о возвращении собора Михаила Архангела Церкви было принято еще в 1990-е годы, однако первое богослужение в нем состоялось только в 2000 году.

Расположение храма, его историческая ценность, находящаяся в нем могила Кузьмы Минина — все это делает его центром притяжения для туристов и паломников и значимым пунктом на карте официальных торжеств Нижнего Новгорода. В перерывах между наплывами посетителей и правительственных делегаций собор живет, в сущности, обычной жизнью. При нем действует воскресная школа — занятия проводятся и для детей, и для взрослых. Организуются приходские мероприятия, паломнические поездки.


Саша Митрахович 06.11.2017 07:37


Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода архитектура

Собор Архангела Михаила — шатровый памятник XVII века типа «восьмерик на четверике», наследующий храму XIII столетия. Основание собора сложено из белого камня, на котором стоят кирпичные стены. Четверик имеет в плане почти квадратную форму (длина 10,7 м, ширина 10,5 м). Высота собора 34 м.

На первый взгляд Михайло-Архангельский собор представляет собой типичный памятник своего времени — довольно массивный восьмерик, поставленный на четверик и увенчанный шатром. Однако приглядевшись к собору, обнаружим в его облике некоторые особенности, не характерные для его «ровесников». Например, притворы, пристроенные к нему с трех сторон имеют больше общих черт с владимиро-суздальскими памятниками XIII века, чем с постройками XVII столетия. Очевидно, что они перешли в композицию здания «как память о первоначально стоявшем здесь храме».

Южный притвор несколько крупнее, чем западный и северный, поскольку призван служить основанием для колокольни. Западный притвор, в свою очередь, также имеет важную особенность: он расположен не по центру западного фасада основного четверика, а заметно сдвинут к северу. Таким образом зодчие стремились придать визуальное равновесие ассиметричной композиции собора.


Саша Митрахович 06.11.2017 07:46


На фото: Тябловый иконостас нижегородского Архангельского собора, установленный в 2000-е годы.

Внутри собора Архангела Михаила в Нижнем Новгороде довольно темно, что и сообщило ему в прошлом репутацию «мрачной церкви», однако в сочетании с надгробием Кузьмы Минина и надписями о захоронениях князей в аркосолиях некоторая «мрачность» уместна.

Свое современное «наполнение» храм получил уже в 2000-е годы, когда в нем установили простой тябловый иконостас. Стены храма изнутри сейчас побелены. Это не исключает возможности украшения их когда-нибудь в дальнейшем росписью, однако подход здесь должен быть максимально осторожным: лучше ничего, чем безыскусная, ремесленная роспись, от которой собор в прошлом уже успел настрадаться.


Саша Митрахович 06.11.2017 08:02


Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения:

  • Богослужения в соборе Архангела Михаила совершаются ежедневно в 8:00
  • Накануне воскресных и праздничных дней служится всенощное бдение
  • В воскресенье начало литургии — в 9:00

Контакты:

  • Адрес: 603082, Россия, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Кремль
  • Сайт собора: www.amnne.cerkov.ru

Как добраться самостоятельно к нижегородскому Архангельскому собору:

Добраться до Нижнего Новгорода, а в Нижнем Новгороде — до кремля не сложно.

Если Вы приехали на поезде и высадились на Московском вокзале, то предстоит выйти на большую шумную площадь и найти нужный номер автобуса (61,38,19) или маршрутного такси (34, 54, 81,134, 172). Номеров, на самом деле, гораздо больше, поэтому вам нужно брать то средство передвижения, в маршрутной карте которого указана площадь Минина и Пожарского. Если все будет благополучно, через четверть часа вы окажетесь напротив Дмитриевской башни кремля.

Расположение на карте:


Саша Митрахович 06.11.2017 08:14


Михайло-Архангельский собор, будучи несколько времени дворцовою великокняжескою церковью, имел у себя усыпальницу для погребения великих князей. Из них, по надписям и древним записям, погребены здесь:

Василий. Это Василий Юрьевич, сын родоначальника князей Шуйских и последний великий князь Нижегородский. Ему Димитрий Шемяка, в 1446 году, отдал было Нижний Новгород в независимое владение, но господство самого Шемяки на другой год после того кончилось. Кончина Василия последовала в 1449 году.

Иоанн. Под этим именем должно разуметь Иоанна Васильевича, который был первый сын Василия Димитриевича и владел Нижним Новгородом как присяжник государя Московского (1417).

Василий. Это второй сын Василия Юрьевича, князь Василий Васильевич, известный в истории под именем Гребенки-Шуйского, до двух раз неудачно сражавшийся в рядах новгородцев (1454) и в Двинской области (1471) против Иоанна III. После того он был наместником государя во Пскове, потом владельцем Нижнего и первым вельможею в совете великого князя Василия Иоанновича. Он был в силе и при правительнице Елене; скончался в 1477 году.

Иоанн. Это Иоанн Васильевич Горбатый, сын Василия Симеоновича, отказавшийся в 1448 году от Нижнего Новгорода в пользу Московского князя. Он заключил с Василием Васильевичем Темным договор, по которому получил во владение Городец. На печати он назывался великим князем. Как сам он, так и потомки его владели Городцом, Шуею, Юрьевцем и другими городами с правами державных князей. Кончина его последовала в 1458 году.

Петр. Это Петр Александрович Горбатый, сын князя Александра Борисовича, а брат Евдокии Александровны, супруги Никиты Романовича Юрьева-Захарьина.

Инок Зосима. Инок Иона. Зиновий. Великая княгиня Ирина.

Кто были эти последние три князя и княгиня, определить трудно. Одни разве синодики могут послужить здесь пособием к объяснению лиц.


Саша Митрахович 06.11.2017 08:22

Михайло-Архангельский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Любой, кто посещает «волжскую столицу России» - Нижний Новгород - довольно быстро понимает, что этот город просто изобилует достопримечательностями . Если турист ограничен во времени, увы, приходится выбирать. Но есть такие места и памятники, которыми пренебречь ни в коем случае нельзя. Именно к ним относится Михайло-Архангельский собор.

Немного истории

Храм считается самым древним в Нижнем Новгороде , однако, нужно знать, что речь идет, прежде всего, о месте, на котором он был построен, а вовсе не о самом здании. Знаменитый основатель города, князь Юрий Всеволодович, по преданию, самолично повелел заложить его там, где он находится и поныне. Однако Суздальско-Нижегородское княжество пережило столько нападений, войн и пожаров, что было бы наивно ожидать сохранности деревянного храма. Он несколько раз перестраивался, свой сегодняшний облик собор приобрел лишь в 1632 г. Надо сказать, что зодчие едва «успели», всего через несколько десятилетий они уже не смогли бы возвести этот чудесный образец шатровой архитектуры. Патриарх Никон во второй половине 17 века запретил строительство шатровых церквей, поскольку одной из основных идей его церковной реформы было возвращение к греческим образцам как в иконописи, так и в архитектуре. К счастью, разрушать такие церкви додумались не везде, и собор Михаила Архангела сохранился, более того, был отреставрирован и обновлен в 18 веке.

В указе забыли о колокольнях, поэтому очень многие русские колокольни и послениконовских времен - шатровые.

Описание храма

Главное украшение храма - центральный несущий шатер, удивительно легкий и стройный. Особенность архитектуры собора также и в том, что колокольня и церковь соединены. Это облегчало службу звонаря, он не только слышал, но и видел богослужение и мог подготовиться к звону заранее. К арочному проходу, через который можно наблюдать за происходящим, ведет небольшая дверь у главного прохода.

В течение недели после Пасхи, которую христиане называют Светлой седмицей, на колокольню может подняться каждый и звонить, сколько душеньке угодно. Только имейте в виду - колокола поют очень громко!

Храм был усыпальницей суздальско-нижегородских князей, здесь похоронены многие из них. Собор кажется темноватым, как многие древние храмы, зато тут прекрасный иконостас и замечательная фресковая живопись. На одной из фресок - покровитель города, святой князь Юрий Всеволодович, и его видение будущего великого города. Сам собор в этом видении изображен как бы в дымке, но не узнать его невозможно. В 20 веке сюда был перенесен прах знаменитого уроженца Нижнего, героя ополчения 1612 г. Кузьмы Минина

Архангельский собор – это единственный древний храм, сохранившийся на территории Нижегородского Кремля. Является памятником шатрового зодчества, полное его название – Михайло-Архангельский собор. Храм освящен в честь архангела Михаила, покровителя русских воинов.

Архангельский собор - как добраться

  • Троллейбус маршрутов № 6, 13 и 17
  • Маршрутные такси до остановки «Площадь Минина»

Расписание богослужений в 2019 г.

  • Ежедневно в 8:00 - утреня с литургией
  • По праздникам и воскресным дням в 8:30 - литургия
  • Накануне праздника в 17:00 - всенощное бдение

Адрес Архангельского собора

Адрес – 603005, Нижегородская область, Нижний Новгород, площадь Минина и Пожарского

Из истории

История храма начинается с основания Нижнего Новгорода в 1221 году, когда князем Юрием Всеволодовичем был заложен деревянный собор. В 1227 году Архангельский собор был построен в камне. Обветшавший и много раз горевший храм в 1359 году был полностью перестроен.

По преданию, именно около Архангельского собора Кузьма Минин призывал соотечественников к борьбе с польскими интервентами за освобождение Москвы. В честь этого события в декабре 1627 года вышел указ первого из династии Романовых - царя Михаила Федоровича о строительстве нового храма. Весной 1628 года в город прибыли каменных дел подмастерья Лаврентий Семенович Возоулин и его пасынок Антип и приступили к сооружению храма. Строительство велось на фундаменте прежней постройки и было завершено в 1631 году.

В 1704 году храм пострадал от пожара, возникшего на территории Кремля и 28 лет службы в нем не проводились. Только в 1732 году Архангельский собор был восстановлен и богослужения в нем возобновились.

В 1341 – 1392 годах, когда город входил в состав Нижегородско-Суздальского княжества, Архангельский собор был дворцовой великокняжеской церковью и служил усыпальницей великих князей.

В годы борьбы с религией Архангельский собор остался единственно уцелевшим храмом на территории Кремля.

В 1962 году была выполнена его реставрация и в него перенесли прах Кузьмы Минина, останки которого раньше находились в Спасо-Преображенском соборе, разрушенном в 1930 году.

В советское время храм был закрыт, с 1962 года в нем располагался Исторический музей, а в 2000 году богослужения возобновились.

Архитектура и убранство храма

Архангельский собор относится к редкому типу шатровых храмов, когда контуры верхней части сооружения выполнены в виде шатра. В плане это крестообразный храм небольшой по площади, хотя его высота составляет 39 метров.

По типу строения он напоминает храмы XVI века, созданные в традициях монументального русского зодчества. О том, что это сооружение XVII века напоминают лишь отдельные элементы, так, на фасаде можно видеть орнамент - нарядный поясок из кирпича, поставленного ребром.

Мастера всеми способами хотели создать устремленное вверх сооружение. Окна по форме узкие щелевидные, с южной стороны храм соединяется с колокольней, поэтому звонарь мог не только слышать, но и наблюдать, как проходит служба.

Главы собора и колокольни имеют чешуйчатое покрытие из зеленой фигурной черепицы, выполненное балахнинскими мастерами XVII века. Шатры до проведенного в 70-х годах ремонта были украшены тоже такой старинной черепицей.

Внутренний интерьер также выполнен в стиле храмов XVI века – он прост и суров. На стенах изображены сюжеты из истории Нижнего Новгорода и перестройки храма. Внутреннего перекрытия строение не имеет и стены его постепенно переходят в конус шатра, имеющего высоту 34 метра.

В марте 2009 года депутаты Законодательного собрания Нижегородской области в дар храму передали 9 колоколов, тогда же на звоннице был установлен самый большой колокол Законник весом 530 килограммов.

В сентябре 2009 года Архангельский собор посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который почтил память национального героя Кузьмы Минина и подарил храму икону Казанской Божьей матери.