Познавательно

Кипрская проблема. Кипрская проблема как козырная карта в восточном средиземноморье

July 13th, 2017

В свете вчерашних требований Кипра о выводе турецких войск, а так же вчерашнего же прозрачного намёка премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма грекам-киприотам о нежелательности одностороннего использования углеводородных ресурсов, залегающих вокруг острова, - интересно проследить историю греко-турецкого, «кипрского конфликта».

Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 года. Юридическим оформлением предоставления независимости стали цюрихско-лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничившие суверенитет республики. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция объявлялись гарантами "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что предоставило этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела ("Договор о гарантиях"). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты — соответственно 950 и 650 человек. ("Договор о союзе"). Англия сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 квадратных миль, на которой расположены две крупные военные базы — Декелия и Акротири. Также она обеспечила себе право использовать другие "небольшие участки" и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов.

Сразу после освобождения на Кипре были созданы все предпосылки для неразрешимого конфликта. По новой конституции, в тексте которой легко угадывалось влияние Лондона, две основные этнические общины острова - греческая и турецкая - получали права, пропорциональные числу представителей. А поскольку большинство населения - около 80% - составляли греки-киприоты, то 18 -процентная община турок-киприотов получала весьма урезанные возможности. Естественно, с первых же дней существования независимой республики на Кипре турки категорически отказывались мириться с положением дел.

В течение нескольких лет отношения между греками-киприотами и турками-киприотами обострились настолько, что стороны едва удерживались от прямых столкновений.

Первое серьезное обострение отношений между турками и греками на Кипре произошло в конце 1963 года, когда в результате беспорядков, спровоцированных попыткой греческого патруля проверить документы у двух турок, началась стрельба. В итоге, по неофициальным данным, с обеих сторон погибли около 500 человек и несколько сотен пропали без вести. Столкновения едва не привели к началу военной операции Турции на острове. Остановило Анкару лишь прямое вмешательство СССР и США: Москва весьма жестко повела себя в ООН, а Вашингтон прямо предупредила турок, что не будет поддерживать их в случае агрессии одного члена НАТО против другого.

К началу 1964 -го напряжение несколько ослабло, но с этого момента турецкая община Кипра перешла к прямому игнорированию участия в политическом урегулировании. В ответ на движение энозиса (воссоединение под эгидой Афин всех греческих земель) турки-киприоты при недвусмысленной поддержке из Анкары начали движение таксима, то есть всемерную поддержку идеи разделения острова на две части по этническому принципу. В отстаивании интересов обе общины не гнушались самыми жесткими методами убеждения, и в итоге к 1967 году турецкое население Кипра было почти полностью сосредоточено в анклавах на севере острова и в прилегающих районах.

Это, увы, самым негативным образом сказалось на развитии ситуации: почувствовав возможность додавить противника, греческие националисты перешли к откровенно агрессивным действиям. Так был спровоцирован второй кипрский кризис, вновь едва не приведший к войне. Избежать ее удалось только за счет того, что греческую сторону вынудили сократить военное присутствие на острове, удалить оттуда наиболее одиозных политиков-националистов и подтвердить приверженность договоренностям, на которых киприотам предоставлялась независимость.

Но этих мер хватило ненадолго. В том же 1967 -м к власти в Афинах пришла военная хунта , опиравшаяся на антикоммунистические настроения, а наибольший вес на кипрской политической сцене имели именно коммунисты из АКЕЛ , то есть Прогрессивной партии трудового народа Кипра. Формировавшееся под ее влиянием кипрское правительство быстро потеряло поддержку с материка, а его основной оппонент - националистическое подполье ЭОКА-Б, сформированное в 1971 году террористическое крыло Национальной организации освобождения Кипра, - напротив, обрело полную свободу действий. Настолько полную, что 15 июля 1974 -го организовало переворот при поддержке Нацгвардии, отстранив от власти президента Кипра архиепископа Макариоса и поставив на его место националиста Никоса Георгадиса по прозвищу Самсон , представителя греческой подпольной организации EOKA-B, выступавшей за присоединение Кипра к Греции - энозис. Путчисты захватили столичный аэропорт, радиостанцию, президентский дворец, ряд административных учреждений в Никосии и установили свою власть.

Лучшего повода для начала турецкой агрессии и придумать было нельзя, и Анкара , где давно и пристально следили за все более выгодным для нее развитием событий на острове, немедленно этим воспользовалась:
- под предлогом невозможности мирного урегулирования конфликта и защиты турецкой общины, турецкое правительство ввело на Кипр свои войска.

Турецкая армия в день вторжения на север Кипра. Фото: AP

На рассвете 20 июля около 30 турецких десантных кораблей и катеров, совершив переход из турецкого порта Мерсин, начали высадку морского десанта в районе 5-7 км западнее города Кирения, а в районах южнее Кирении были высажены турецкие воздушные десанты. К исходу дня на Кипр было переброшено до шести тысяч военнослужащих, а в последующие несколько дней численность турецкого корпуса была доведена до 40 тысяч человек. На вооружении у них было 300 танков, тысяча БТР и много другой боевой техники. Развивая наступление на Кирению и Никосию, турецкие войска вели напряженные бои с частями национальной гвардии Кипра, широко применяли танки, артиллерию и авиацию. Корабли ВМС Турции блокировали южные порты острова - Лимасол и Пафос, воспрещая переброску морем греческих войск. Греческие корабли, десантные и транспортные суда 21 июля в районе Пафоса были атакованы турецкой авиацией и кораблями и в ходе морского боя понесли тяжелые потери. К исходу 21 июля турецкие войска овладели Киренией, установили контроль над дорогой Кирения - Никосия, захватили столичный аэропорт и начали боевые действия на северной окраине Никосии.

20 июля Совет Безопасности ООН потребовал восстановить суверенитет и территориальную целостность Кипра, конституционное устройство и законное правительство республики, прекратить огонь сторон и вывести с острова иностранные войска, призвал Грецию, Турцию и Великобританию начать мирные переговоры по Кипру.

22 июля 1974 года положение о прекращении огня вступило в силу. В Женеве 25-30 июля и 8-14 августа безрезультатно прошли две конференции по Кипру. 14 августа турецкие войска в целях расширения захваченной территории возобновили наступление из района Никосии на восток и запад, авиация нанесла удары по войскам, радиостанции и другим важным объектам греков-киприотов в столице. К исходу 16 августа турецкие войска вышли на так называемую линию "Аттила", предложенную турецким правительством в качестве границы между турецкой и греческой частями острова. Они взяли под контроль города Фамагуста, Богаз, Морфу и др.

В результате этих событий турецкие войска оккупировали около 37% территории острова, что привело к его фактическому расколу на две обособленные части, сохраняющемуся до настоящего времени. Была дезорганизована экономика страны, полностью нарушены связи между общинами. По данным ООН, общее число перемещенных греков-киприотов составило 198 тыся ч человек, турок-киприотов - 37 тысяч человек. В 1974-1975 годах состоялся "обмен" населением: турки-киприоты практически полностью переселились на оккупированную турецкими войсками часть Кипра, а греки-киприоты - на юг острова.

13 февраля 1975 года руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова так называемое "Турецкое федеративное государство Кипр", "первым президентом" которого был избран .

15 ноября 1983 года законодательная ассамблея "Турецкого федеративного государства Кипр" провозгласила в одностороннем порядке так называемое независимое турецко-кипрское государство, которое называется "Турецкая республика Северного Кипра" (ТСРК). ТСРК до сих пор не признана никем, кроме Турции. ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая "Зеленая линия" - Green Line), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). "Зеленая линия" проходит и через исторический центр островной столицы Никосии — туристическую и торговую улицу Ледра.

Совет Безопасности ООН в резолюции 541 (1983) осудил данный шаг и призвал все страны-члены ООН "уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность Республики Кипр", "не признавать никакое кипрское государство, кроме Республики Кипр". Эта позиция была подтверждена в резолюции СБ ООН 550 (1984), содержавшей призыв "не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи сепаратистскому образованию" на севере острова Кипр.

С 1975 года Генеральный секретарь ООН осуществляет возложенную на него Советом Безопасности миссию "добрых услуг" по Кипру, имеющую целью оказание содействия греческой и турецкой общинам острова в интересах мирного урегулирования кипрской проблемы.

P.S.
Последнее предложение по решению проблемы было провалено на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 24 апреля 2004 года:

Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…


  • Маленькая девочка плачет по СССР: В Советском Союзе все было настоящее


  • Тупики капиталистической экономики

    Кризис - самое время избавляться от иллюзий, рожденных в период стабильности, когда казалось, что все действительное разумно, а все…

Который ныне фактически является островным государством Средиземного моря

С момента прибытия военного контингента Великобритании на остров, Кипрский спор был определён как «конфликт между народами Кипра и Великобритании в качестве колониальных правителей». Однако сегодня в решении этой проблемы принимают участие Организация Объединенных Наций и в последнее время Европейский союз .

Предпосылки конфликта

В 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании, которая колонизировала остров ещё во второй половине XIX века. Однако Великобритания оставила за собой две военные базы, расположенные на полуострове Акротири и рядом с поселком Декелия . Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческой (80 % населения острова) и турецкой (18 %). Неравенство прописанных в основном документе государства этнических квот сразу же вызвало недовольство турецкой общины. Даже на уровне государственного управления общины отказывались выполнять решения, которые принимались противоположной стороной.

Ход событий

В году постепенно нарастающее напряжение взорвалось многочисленными этническими конфликтами с обеих сторон. С целью попытки урегулирования ситуации уже в 1964 году на острове был размещён миротворческий контингент ООН , который оставался на Кипре ещё десять лет.

15 июля 1974 года на острове произошёл военный переворот, в ходе которого террористическая организация греков-киприотов ЭОКА-В свергла архиепископа Макариоса III , президента Кипра. Турецкие власти, видя в этом опасность своим интересам на Кипре, высадили тридцатитысячный военный корпус , который занял около 35 % территории острова.
Кипр был разделён на южную греческую часть и северную - турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены так называемой «зелёной линией» - буферной зоной ООН. Перемещение через демаркационную линию стало почти невозможным. Был создан физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

В году северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра , этот акт был осуждён в Резолюции Совбеза ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция.

В начале XXI века по инициативе ООН была предпринята попытка окончательно урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля года был проведён референдум, на котором 75 % греков высказались против так называемого Плана Аннана , который подготовила британская дипломатия, считая, что он «узаконивает результаты турецкой агрессии и увековечивает турецкую оккупацию». 65 % турецкой общины поддержали этот план.

В том же 2004 году Кипр стал членом Евросоюза , однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова.
В 2005 году Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в Евросоюз потребовала от последней признания суверенитета Республики Кипр.

Современный этап

В 2008 году на президентских выборах победил Димитрис Христофиас , который ещё в ходе предвыборной кампании обещал немедленно возобновить переговоры о воссоединении. 21 марта 2008 года в буферной зоне столицы Кипра городе Никосия были проведены переговоры с лидером турок-киприотов Мехмет Али Талатом . 3 апреля 2008 года на улице Ледра Никосии были сняты барьеры, установленные здесь ещё в 1960 году в присутствии многочисленной как греческой, так и турецкой общины.

Позже, в течение весны-лета 2008 года был проведён ряд согласительных переговоров, уже на 1 июня была назначена принципиальная концепция внедрения единого гражданства и обеспечения единого суверенитета Республики Кипр. В сентябре президент Кристофиас призвал к демилитаризации Никосии. Собственно, на протяжении осени-зимы 2008 года согласовывались федеральные органы правления. Подготовленный план воссоединения планируется вынести на референдум обеих общин.

В 2011 году возник спор между Кипром и Турцией из-за планов Республики Кипр разрабатывать недавно открытые месторождения углеводородов в своей исключительной экономической зоне . Вместе с тем, Турция пыталась помешать разработке, признавая только самопровозглашённую Республику Северного Кипра

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кипрский конфликт

Начиная с 50-х годов прошлого века, когда на Ближнем Востоке были открыты огромные запасы нефти, Кипр благодаря своему местоположению в непосредственной близости от данного региона приобрел важнейшее геостратегическое значение. Другим определяющим моментом заинтересованности в обладании островом была возможность вмешиваться с его территории в конфликты в регионе.

На основании Цюрихско-лондонских соглашений, подписанных в феврале 1959 г., Турция, Греция и Великобритания стали гарантами киприотской конституции и территориальной целостности острова. При этом турки-киприоты особенно настаивали на том, чтобы их рассматривали не как меньшинство, а как одну из двух равноправных общин-соучредительниц нового государства. Поэтому Великобритания во избежание конфликтов после провозглашения независимости попыталась разработать для будущей республики такую конституцию, которая позволила бы обеим общинам проживать на острове, создав систему юридических противовесов. С принятием конституции Кипра в августе 1960 г. остров был объявлен двухнациональной республикой.

Энозис, присоединение к Греции, был запрещен. Кроме того, Кипру запрещалось вступать в любые союзы, куда не входили Турция и Греция. Президентом Республики Кипр стал грек, а вице-президентом турок. Оба они избирались населением на пять лет: президент - греческой общиной, вице-президент - турецкой. По всем решениям, касающимся вопросов внешней политики, обороны и безопасности, они оба имели право вето. Семь министров в кабинете из десяти человек были греками, и три - турками. Конституция предоставляла возможность греческим и турецким депутатам сепаратно принимать решения по вопросам, связанным с избирательным законодательством, введением пошлин и налогов. Обе общины сохраняли автономию в решении своих внутренних вопросов. В парламенте 35 депутатам-грекам противостояли 15 турецких парламентариев, а в формирующейся армии соотношение вообще должно было составлять 6 к 4 притом, что греки-киприоты составляли 77% населения острова, а турки - чуть больше 18%. Тот факт, что последние получили непропорциональное 30%-е представительство в государственных учреждениях, создал почву для новых конфликтов.

Ситуация усугублялась тем, что между Турцией и Грецией отношения также были достаточно напряженные. Кипрский конфликт - территориальный конфликт между греко-киприотами и турко-киприотами по отношению к острову Кипр, ныне фактически является островным государством Средиземного моря. С момента прибытия военного контингента Великобритании на остров, Кипрская спор была определена как "конфликт между народами Кипра и Великобритании в качестве колониальных правителей".

Однако сегодня в решении этой проблемы принимают участие Турция, Греция, Великобритания, США, Организация объединенных наций, и в последнее время Европейский союз.

1960 года Кипр получил независимость от Великобритании, колонизировала остров еще во второй половине 19 века, все Великобритания оставляла за собой две военные базы, расположенные вблизи городов Акротири и Декелия. Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческого (80% населения острова) и турецкой (18%). Неравенство прописанных в основном документе государства этнических квот сразу же вызвала недовольство турецкой общины. Даже на уровне государственного управления общины отказывались выполнять решения, которые принимались противоположной стороной.

В 1963 г. постепенно нарастающее напряжение взорвалась многочисленными этническими чистками с обеих сторон. С целью попытки урегулирования ситуации уже 1964 г. на острове было размещено миротворческий контингент ООН, который оставался на Кипре еще десять лет. независимость кипр конфликт евросоюз

В 1974 г. до власти в Греции пришла военная хунта "Черных полковников". Турецкие власти, видя в этом опасность и для Кипра, ввела тридцатитысячный военный корпус и очень быстро заняла около 35% территории острова. Греческая община имела бежать на юг, насилие продолжалось еще несколько месяцев.

1975 года Кипр был окончательно разделен на южную греческую часть и северно-турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены, так называемой, "зеленой линией" - буферной зоной ООН. Страна была пронизана рубежом, был создан физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

1983 г. северная турецкая община самопровозгласили себя Турецкой Республики Северного Кипра, этот акт был осужден в резолюции Совета Безопасности ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция.

В начале 21 ст. по инициативе ООН была предпринята попытка конце урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля 2004 г. был проведен референдум, на котором 75% греков высказались против и 65% турецкой общины поддержали объединение страны в соответствии с Плана Аннана.

Того же 2004 года Кипр стал членом Евросоюза, однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова. 2005 Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в Евросоюза потребовала от последней признание суверенитета Республики Кипр.

В 2008 году на президентских выборах победил Деметрис Христофиас, который еще в ходе предвыборной компании обещал немедленно возобновить переговоры о воссоединении. 21 марта 2008 года в буферной зоне столицы Кипра городе Никосия были проведены переговоры с лидером киприотов-турок Мехмет Али Талатом. 3 апреля 2008 на улице Ледра Никосии были сняты барьеры, установленные здесь еще в 1960 году в присутствии многочисленной как греческой, так и турецкой общины.

Позже в течение весны - лета 2008 года был проведен ряд согласительных переговоров, уже на 1 июня была подготовлена принципиальная концепция внедрения единого гражданства и обеспечения единого суверенитета Республики Кипр. В сентябре президент Кристофиас призвал к демилитаризации Никосии. Собственно, на протяжении осени - зимы 2008 года согласовывались федеральные органы правления. Подготовленный план воссоединения планируется вынести на референдум обеих общин.

2011 года возник спор между Кипром Турцией из-за планов Республики Кипр разрабатывать недавно открытые месторождения углеводородов в своей исключительной экономической зоне. Вместе Турция пыталась помешать разработке, признавая только самопровозглашенную Республику Северного Кипра и угрожая решением военного конфликта.

Несмотря на усилия, многократно предпринимавшийся мировым сообществом, на данный момент между турецкой и греческой частями Кипра по-прежнему проходит демаркационная линия. Это означает, что в составе Евросоюза присутствует государство, имеющее территориальные проблемы, что противоречит Копенгагенским критериям членства в данной организации.

Что касается Турецкой Республики Северного Кипра, то данное образование контролирует 37% территории острова, в то время как численность его населения составляет всего 18% от общего числа киприотов. При этом правительство Кипра оставляет за собой право освободить оккупированные территории. Таким образом, присутствие турецких войск на Кипре необходимо для поддержания существования ТРСК.

Вместе с тем северная часть острова катастрофически беднеет: в силу неурегулированности своего политического статуса она не может развивать индустрию туристических услуг и привлекать иностранных инвесторов. Все внешнеторговые сделки северо-кипрские фирмы осуществляют через Турцию, что, конечно же, приводит к накруткам и на импорт, и на экспорт. Но самый болезненный момент для турок-киприотов - это запрет на осуществление прямых авиарейсов в их республику, которые могут совершаться только с территории Турции. Кроме того, нынешняя турецкая экономика с трудом несет бремя ТРСК и не в состоянии полностью удовлетворять ее финансовые запросы. Сложившаяся ситуация заставляет Анкару быть более «восприимчивой» к требованиям Брюсселя. Тем более что с учетом прогнозируемого формирования к 2010 г. Средиземноморской зоны свободной торговли перед Кипром, специализирующимся на услугах и транзите, открываются особые перспективы.

Представители деловых кругов Турции, в свою очередь, высказывают мнение, что Кипр все дороже обходится их стране, необходимость его содержания является одной из причин возникновения экономических кризисов, что задерживает прием самой Турции в ЕС. Например, TUSIAD, наиболее крупная организация турецких промышленников и предпринимателей, сделала следующее заявление по итогам саммита ЕС в Брюсселе: «Мы не согласны, что поддержка Турцией бескомпромиссной политики Рауфа Денкташа правильна. Кипр стратегически важный остров, но с другой стороны, наша задача - улучшение жизненного уровня шестидесяти пяти миллионов человек, которую можно решить став членом ЕС, богатой страной и частью современного цивилизованного мира. Мы не можем упустить эту возможность из-за проблемы Кипра».

Однако необходимо учитывать стратегическую важность Кипра, особенно ввиду нынешних конфликтов на Ближнем Востоке. Утрата влияния в Северном Ираке и на Северном Кипре воспринимается турецким руководством как сокращение стратегического потенциала и усиление факторов риска для национальной безопасности страны. События в Ираке резко повышают уровень уязвимости Турции, в то время как потеря Северного Кипра сокращает зону ее регионального влияния уже на западном направлении. Очевидно, что в обоих случаях натовская система или система коллективной европейской безопасности не выступают гарантом обеспечения турецких национальных интересов. Кроме того, по мнению турецких военных, в любой возможной войне будущего Турция зависит от внешних поставок оружия и снаряжения, морские и воздушные пути доставки которых проходят через Кипр. Это обусловлено тем, что турецкие войска на Кипре не подпадают ни под какие международные соглашения по ограничению вооружений.

В экономическом аспекте положение Кипра, «ключа» ко всему Восточному Средиземноморью, позволяет Турции контролировать подходы к средиземноморским портам Турции - Искендеруну, куда перекачивается иракская нефть, Мерсину и Джейхану, предполагаемому конечному пункту транспортировки каспийской нефти из Баку. Помимо всего прочего, турецкие лидеры считают, что любая уступка Анкары в вопросе урегулирования кипрской проблемы неминуемо ослабит доверие к ней со стороны среднеазиатских республик, которым Турция стремится покровительствовать, а возможно, и в остальном мусульманском мире.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ политического курса, конкретных шагов Греции и Турции в отношении кипрского конфликта с 1992-го по 2012 год. Значимость фактора Европейского Союза в кипрском урегулировании. Посреднические усилия и инициативы ООН, их роль и место в казусе Кипра.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2013

    Причины конфликта, оценка ситуации, сложившейся перед его началом. Расстановка сил и начало боевых действий. Военно-политическая обстановка Ирака и попытки ее урегулирования. Общий итог конфликта и его значение для современных международных отношений.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2012

    Создание независимого государства на острове Кипр. Форма конституционного устройства Кипра. Реформирование государственного механизма и создание объединенных муниципалитетов и пропорционального представительства. Международный вооруженный конфликт.

    реферат , добавлен 20.03.2013

    История отношений между Россией и Японией. "Негативная историческая память". Факторы, негативно и позитивно повлиявшие на развитие российско-японских отношений. Территориальная проблема Южных Курил. Оснoвные способы разрешения территориальных конфликтов.

    реферат , добавлен 11.09.2012

    Этнос и нация. Причины, типология конфликтов. Социально-психологическая трактовка межнационального конфликта. Межнациональные конфликты в западном мире. Ольстерский конфликт. Кипрский конфликт. Конфликты на Балканах. Положение в России.

    реферат , добавлен 03.04.2005

    Турция, Греция и Великобритания - гаранты киприотской конституции и территориальной целостности острова. Принятие конституции Кипра в 1960 году. Стремление Кипра вступить в Европейский Союз. Экономический аспект положения Кипра и внешняя политика Турции.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Истоки напряженности на Корейском полуострове. Парламентские выборы и провозглашение Республики Корея. Выборы в Верховное народное собрание Кореи и провозглашение КНДР. Участие России в обострении конфликта. Желательный исход сложившейся ситуации.

    эссе , добавлен 14.12.2010

    Первая агрессия Грузии. Напряжённость между грузинами и абхазами в конце 1980-х годов. Вооружённый конфликт (1992-1993). Контрнаступление абхазских сил. Разгром грузинских войск. Последствия и итоги конфликта, состояние отношений на современном этапе.

    презентация , добавлен 13.06.2014

    Исторический путь урегулирования иордано-израильского конфликта: объявление мирной инициативы Дж. Бушем, проведение ряда мировых конференций, создание и работа трехсторонней комиссии по экономическим вопросам, подписание Вашингтонской декларации.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Причины возникновения и основные этапы развития Перехильского конфликта между Марокко и Испанией. Окончание напряженности и демилитаризация статуса остров Лейла (Перехиль). Итоги конфронтации для стран. Антииспанская позиция новой власти в Марокко.

Эксперт Центра Мария Ананьева

Республика Кипр - островное государство в восточной части Средиземного моря площадью всего в 9251 км 2 с населением, насчитывающим 1155403 человека (данные на июль 2013 года). Несмотря на свою небольшую территорию, остров уже долгое время остается камнем преткновения практически для всего мирового сообщества. Речь идет не только об офшоризации Кипра, которая, в конечном счете, стала одной из причин финансового кризиса на острове в 2012-2013 гг., но и о давней проблеме разделения Кипра на две части. Уже больше 30 лет в северной части острова функционирует частично признанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), где большинство населения составляют этнические турки (местные турки-киприоты и анатолийские турки, переселенцы из Турции). Вместе с тем, в этом квазигосударстве имеется небольшая доля живущих в своих анклавах греков-киприотов и маронитов.

Маленький остров – большие проблемы

Кипр обладает уникальным географическим положением, так как находится в 65 км от турецкого морского порта Джейхан и в 150 км от ключевых государств Ближнего Востока. В своей истории Кипр не раз переходил из рук в руки, при этом оставаясь в подбрюшье различных империй. Войдя в 395 году в состав Византии, в 1191 году он оказался в руках крестоносцев во время Третьего Крестового подхода. С XVI века вплоть до 1878 года Кипр был частью Османской империи, но затем по англо-турецкому договору об «оборонительном союзе» Турция согласились на оккупацию Великобританией острова.

Датой начала греко-турецкого противостояния на Кипре историки считают 1956 год, когда Турция официально обвинила греческое правительство в его попытках аннексии острова. Примечательно, что архиепископ Макариос, впоследствии ставший президентом Кипра, сам спровоцировал Турцию на эти действия, сделав заявление о готовности бороться за исключительно «греческий Кипр», не исключая применения силового метода. Из-за этого остров оказался практически на грани гражданской войны в 1958 году, потому что и греческая, и турецкая общины начали прибегать к террористическим актам. Хотя остров еще тогда находился под юрисдикцией Великобритании, с инициативой посредничества выступили США, и результатом переговорного процесса стали «Цюрихско-лондонские соглашения».

Соглашения носили особый характер: гарантами независимости острова становились Греция, Турция и Великобритания, но последняя сохраняла за собой военные базы на острове, право использования территориальных вод и воздушного пространства в военных целях. После «частичного» ухода Великобритании началась разработка схемы сожительства различных этнических групп на Кипре. Так, конституция, принятая в августе 1960 года, предполагала создание палаты представителей, состоящей из 35 депутатов – представителей греко-кипрской общины, и 15 депутатов, представлявших турок-киприотов. Кроме того, туркам-киприотам гарантировалось представительство в государственных службах и министерствах внутренних дел и обороны.

Хоть и марионеточная, но долгожданная независимость Кипра еще больше превратила остров в арену противоборства между греческой и турецкой общинами, в более широком смысле – между христианским и мусульманским миром. Расклад политических сил не совсем устроил представителей греко-кипрской общины: в связи с этим, начиная с 1963 года, государственная власть в стране была практически парализована. Тогда президент Макариос предложил 13 поправок к конституции, которые лишали турецкую общину многих полномочий. Этот шаг вызвал в стране волнения на этнической почве, и на международном уровне было принято решение о введении миротворческого контингента ООН для стабилизации ситуации.

В 1974 году кипрская проблема вновь обострилась, что было связано с тем, что к власти на острове пришло военное руководство, преследовавшее идею «энозиса», то есть присоединения всей территории острова к Греции. Начались массовые преследования выступавших против данной идеи: особую роль сыграла ЭОКА-Б, правое крыло греческой общины острова, сформированное как военизированная организация в 1971 году. Наблюдая за беспорядками на Кипре, турецкое правительство, руководствуясь положением «Цюрихско-лондонских соглашений», ввело на северную часть острова свои войска.

Летом того же 1974 года состоялся первый раунд трехсторонних мирных переговоров в Женеве с участием министров иностранных дел Греции, Турции и Великобритании. По итогам встречи сторонам удалось договориться только об установлении режима прекращения огня, затем переговоры зашли в тупик. В 1975 году по условиям мирного соглашения было создано Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра (ТФГСК), объявившее о своей независимости спустя восемь лет и получившее название Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).

В 1990 году Республика Кипр подала заявку на вступление в ЕС, а в 1997 году на заседании Европейского Совета в Люксембурге она вместе с Венгрией, Польшей, Эстонией, Чехией и Словенией была официально приглашена в организацию. Необходимо отметить, что Резолюция Совета Безопасности ООН 1062 (1996) одобряла решение ЕС начать переговоры о вступлении Кипра в его ряды. Считалось, что интеграция острова поможет решить кипрскую проблему, однако Кипр так и вошел с разделенной территорией в состав ЕС первого мая 2004 года.

В последние годы перспективы воссоединения острова выглядели весьма призрачными, хотя турецкая и греческая общины неоднократно предпринимали попытки договориться друг с другом. Так, в июле 2008 года произошла встреча президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса и президента ТРСК Мехмета Али Талата, которые решили начать всеобъемлющие переговоры по проблеме острова 3 сентября того же года. Эти переговоры должны были стать первыми прямыми переговорами за четыре года, когда на раздельных референдумах турки-киприоты приняли, а греки-киприоты отвергли мирный план объединения острова, предложенный бывшим Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном.

По мнению многих очевидцев, переговоры проходили продуктивно, и «узловой пункт» в решении проблемы раздробленности острова был практически найден, но события апреля 2009 года изменили ситуацию не в лучшую сторону: на состоявшихся 19 апреля выборах к власти в ТРСК пришла националистическая партия, считающая объединение острова неприемлемым. Партия Национального единства набрала 44% голосов против 29%, которые сумела получить левая Республиканская партия Мехмета Али Талата. Националистам помог победить мировой экономический кризис, сказавшийся на уровне жизни турецко-кипрской общины (в частности, безработица среди молодежи увеличились на 24%). Глава выигравшей партии Дервиш Эроглу уверенно заявил, что о воссоединении острова речь идти не может: «У нас есть свое государство, и наш долг – сохранять и укреплять его».

Апрель 2010 года также в значительной степени повлиял на судьбу острова. С одной стороны, Дервиш Эроглу одержал победу на президентских выборах в ТРСК, набрав при этом 50,38% голосов и обойдя прагматично настроенного Мехмета Али Талата, получившего 42,85%. Тогда официальный представитель Республики Кипр Стефанос Стефану высказал опасение, что результаты выборов являются негативным событием, учитывая позицию по воссоединению, которую занимает Эроглу. С другой стороны, новый президент частично признанного государства заявил о готовности продолжить переговоры с греками-киприотами: «Переговоры продолжатся, поскольку я хочу мира больше, чем думают другие. Я хочу такого решения, которое будет основано на реалиях острова, решения, которое будет устраивать всех нас».

В дальнейшем переговорный процесс застопорился. Очередной раунд переговоров был остановлен по инициативе Эроглу летом 2012 года, в знак протеста против вступления Республики Кипр в председательство в ЕС на ротационной основе на полугодичный срок. Возобновление межобщинного диалога затянулось первоначально из-за президентских выборов на Кипре в феврале 2013 года, а затем разразившегося в марте финансового кризиса. В связи с этим стороны решили начать переговоры осенью прошлого года, однако до последнего времени из-за разногласий по ключевым аспектам урегулирования не могли согласовать текст совместного заявления.

Наконец в феврале 2014 года президент Кипра Никос Анастасиадис и президент ТРСК Дервиш Эроглу согласились поставить подписи под проектом заявления, в котором определяются базовые принципы решения кипрской проблемы и общие параметры процесса. В совместном заявлении говорится о поэтапном строительстве двухзонной двухобщинной политически равноправной федерации с единой международной правосубъектностью Кипра как члена ЕС и суверенитетом, как и у всех стран-членов ООН. Реакция на озвученные условия объединения острова была неоднозначной.

Намерение Анастасиадиса начать переговорный процесс пошло вразрез с рекомендациями политических сил Кипра: его поддержали только пропрезидентская правоцентристская партия Демократический сбор (ДИСИ) и главная оппозиционная партия - коммунистическая АКЕЛ. Лидер коалиционной Демократической партии Николас Пападопулос, угрожая выйти из коалиционного соглашения, призвал президента не подписывать заявление, поскольку оно поставит под вопрос само существование Кипра. Политик указал на уступки, сделанные президентом в части внутреннего гражданства двух входящих в федерацию государств, суверенитета турок-киприотов и греков-киприотов, что само по себе может привести к легализации сепаратистских устремлений турецкой стороны. С Пападопулосом согласился и лидер Движения за социал-демократию (ЕДЕК), председатель парламента Яннакис Омиру, отметивший, что принятие совместного коммюнике означает отмену положений резолюции ООН и договоренностей на высшем уровне и открывает турецкой стороне путь к утверждению конфедерации. Что касается президента ТРСК Эроглу, то он, по сообщениям кипрских СМИ, согласился принять совместное коммюнике, чтобы только начать переговоры. При этом он подчернул, что никогда не примет предложения, которые противоречат интересам турок-киприотов, а вопрос гарантий назвал «красной линией», от которой не отступит.

Как выяснилось, возобновление диалога между северной и южной частями Кипра последовало сразу после визита на остров помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд, а также после серии телефонных разговоров с Анастасиадисом и Эроглу, проведенных вице-президентом США Джозефом Байденом и первым заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Кроме того, кипрские СМИ (в частности, газета “Famagusta Gazette”) процитировала слова госсекретаря США Джона Кэрри, сказанные на полях конференции по безопасности в Мюнхене: «Мы тихо работаем на Кипре. Вы ничего об этом не слышите». В свете этих событий в турецкой газете “Zaman” появилось интервью ветерана дипломатической службы, некогда участвовавшего в процессе урегулирования кипрского конфликта: «США не интересуются вопросами суверенитета на Кипре. Для них важно решить проблему. Кипр не является для США приоритетом и, если честно, я не думаю, что увижу урегулирование на своем веку». Он добавил, что «кипрские лидеры также не верят в то, что начинающиеся переговоры приведут к решению проблемы, однако они идут на них в угоду США».

Геополитика превыше всего

Краткий экскурс в историю острова наводит на мысль, что разногласия между греками-киприотами и турками-киприотами используются в качестве козырной карты в большой геополитической игре, разворачивающейся в Восточном Средиземноморье. Рассматривая как разрешение кипрского конфликта, так и его умышленное затягивание в качестве инструмента преследования своих интересов в регионе, можно выделить основные «линии противостояния».

1) Вступление Турции в ЕС

Одним из ключевых вопросов, куда ввязано греко-турецкая конфронтация на острове, является вступление Турции в ЕС, которое обсуждается с 2005 года. На январь 2014 года стороны отрыли 14 из 35 технических пунктов, которые должна выполнить Анкара, чтобы удовлетворить необходимые для членства ЕС критерии. Помимо соблюдения экономических и политических критериев для вступления в ряды организации, Евросоюз требует от Турции разрешить кипрский конфликт. Однако и здесь не все так понятно. С одной стороны, разрешение конфликта будет означать зеленый свет для вступления Турции в ЕС, что рассматривается как нежелательный сценарий для Европы. С другой стороны нежелание Турции терять свой форпост на севере Кипра может привести к ее отходу в сторону Таможенного союза (ТС). Ведь после встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом в 2012 году Москва дала понять, что она положительно отреагирует на намерение Анкары присоединиться к ТС. Нынешняя активизация переговорного процесса на Кипре, который, скорее всего, обречен на провал, как и все предыдущие раунды, говорит о том, что ЕС не хочет усиления России в регионе через присоединение Турции к ТС. Это можно охарактеризовать как политику «короткого поводка»: ЕС держит Турцию на привязи, размахивая перед глазами «косточкой», а в случае ее «засматривания» на восточного соседа, спешно одергивает поводок. Турция, уже насытившаяся обещаниями Европы, будет, скорее всего, при таком раскладе дрейфовать в сторону России.

2) Усиление военных позиций России на Кипре

Решение о возобновлении переговоров по кипрскому вопросу могло быть принято в ответ на постепенное усиление влияния России в Восточном Средиземноморье. Ведь в январе 2014 года Кипр (хоть и в гуманитарных целях и в экстренных ситуациях) разрешил российским вооруженным силам использовать авиабазу "Андреас Папандреу" в Пафосе, а также размещать свои военно-морские суда в порту Лимассол. Известно, что у России в этом регионе находится единственная база в сирийском Тартусе, которая бы в случае падения режима Башара Асада могла оказаться в опасности. Великобритания и США также сохраняют свое присутствие на острове: там расположены две британские военные базы – Акротири (юг) и Декелия (юго-восток), использовавшееся в ходе операций против Ирака. По некоторым сообщениям, одна из них была встроена в американскую систему радиоэлектронной разведки «Эшелон», хотя Европейскому парламенту так не удалось установить ее «явную причастность» к этой системе. Вполне возможно, что США, предлагая Анастасиадису посредничество с Эроглу и схемы мирного урегулирования, навязали в качестве уступки отказ от военного сотрудничества с России.

3) Нефть и газ

Сложность разрешения кипрского конфликта можно проанализировать и с энергетической точки зрения.

Кипр располагается в 65 км от Джейхана, конечной точки нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), запущенного в 2006 году с целью транспортировки каспийской нефти. Строительство и ввод БТД в эксплуатацию увеличили значимость северной части Кипра как одного из элементов системы транзитных путей переправки нефтяных ресурсов (о роли самого Кипра в качестве гаранта безопасности нефтяных поставок говорил в свое время еще британский министр Энтони Иден). Учитывая что, основная цель строительства нефтепровода - это создание независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана на мировые рынки, США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, не позволят острову воссоединиться, так как им в практических целях нужен Северный Кипр, существующий при поддержке Турции.

Кроме того, в 2011 году на шельфе Средиземного моря было найдено большое количество нефти и газа, располагающегося в секторах, прилегающих к Ливану, Сирии, Кипру и Израилю. В эту группу нефтегазовых месторождений входят «Левиафан», «Тамар» и «Далит», а также перспективные месторождения греческой морской зоны «Геродот», морской зоны Египта и Кипра. Запасы месторождения «Афродита», прямо у берегов Кипра, оцениваются в 116 миллиардов кубометров. Концессию на разработку газа на этом месторождении имеют американская Noble Energy, доля которой в проекте составляет 70%, а также Delek Drilling и Avner Oil Exploration с 15% у каждой. Помимо этого, правительство Кипра заключило соглашения с итальянской Eni и южнокорейской «КОГАЗ» на разведку газа на 2-м, 3-м и 9-м блоках шельфа и с французской "Тоталь" на 10-м и 11-м блоках. Начало бурения скважин компаниями планируется в конце 2014 - начале 2015 года.


Именно недавно обнаруженные месторождения газа порождают еще больший клубок энергетических и политических противоречий. Оппонентами являются, с одной стороны, Израиль и Кипр, в территориальных водах которых были обнаружены эти запасы, а с одной стороны, Турция, стремящаяся укрепить позиции во всем Средиземноморском регионе. Вместе с тем, в борьбу за энергоресурсы начинают втягиваться США через компанию Noble Energy и Россия через «Газпром» (в январе 2014 года президент России Владимир Путин обсуждал с лидером Палестины возможность освоения «Газпромом» нефтегазовых месторождений на средиземноморском шельфе сектора Газа). Противостояние обещает быть жестким, и в таких условиях разрешение греко-турецкого конфликта на Кипре просто невыгодно, так как оно приведет к перегруппировке сил и созданию новых альянсов.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о следующем: кипрская проблема в короткосрочной и среднесрочной перспективе разрешена не будет в силу своего геополитического значения. Несмотря на формальную готовность США, Великобритании и других игроков помочь туркам-киприотам и грекам-киприотам жить в мире и согласии, наблюдается отчетливое следование интересам военной и энергетической безопасности. В этой ситуации России необходимо продолжать наращивать свое присутствие в регионе, при этом пристально наблюдая за ходом кипрского урегулирования.


Тэги: Северный Кипр, Турция, война
Последнее обновление 27.11.2015.

Конфликт и гражданская война на Кипре, в немалой степени спровоцированные хунтой в Греции, повлекшие вторжение на остров Турции, создание Северного Кипра и де факто раздел острова, были вызваны давними историческими причинами, и не в последнюю очередь поведением отдельных лидеров общин. Каждый следующий конфликт провоцировал усугубление обстановки, и состоявшийся в итоге раздел Кипра на турецкую (собственно, "Турецкая республика Северный Кипр") и греческую части есть прямое логическое следствие того, как конфликтная ситуация развивалась.

После повстанческой войны на Кипре, закончившейся предоставлением острову независимости, и выборов нового руководства, в правительстве, укомплектованном в согласии с принципом этнического квотирования, почти сразу же начались трения по этническому принципу; первым заметным фокусом разногласий стал вопрос о комплектовании армии, турки стояли за моноэтничные подразделения, греки за интегрированные. Политическая система, основанная соглашениями 1960 года, стала барахлить, таким образом, прямо со старта. На бытовом уровне все тоже обстояло неблагополучно, и турки постфактум жаловались на постоянные притеснения, как от соседей, так и от властей, без всякой компенсации и уведомлений отбиравших землю под строительство дорог и казарм, причем только у турков, пресекавших попытки продать недвижимость туркам, за все преступления и грабежи никого не наказали и не намеревались и даже с амвонов проповедовали, “что отобрано через кровь, возврату не подлежит”. Уже с 1961 началась ремобилизация и ЕОКА и ТМТ. 21 декабря 1963 года в Никосии полыхнуло: греческий патруль остановил для проверки тугаментов турецкую пару, собралась огромная толпа в защиту единоверцев, началась пальба, погибло двое турок и полисмен. Обе коммуны немедленно прибегли к насилию против оппонентов. Только благодаря грозным предупреждениям СССР и откровенным угрозам Линдона Джонсона, сообщившего, что в случае конфликта НАТО не намерено автоматически вступаться за Турцию, и не даст согласия на использование техники и военного снаряжения, поставленного альянсом, в акции против Кипра, Инону отменил намеченное вторжение. По официальной версии, погибло 133 грека и 41 пропал без вести, для турок цифры были соответственно 191 и 173; по неофициальным данным убитых примерно 200 и 350. После событий 1963 год масса турок перебралась с традиционных мест обитания в анклавы или в турецкую зону. Фактически, с 194 года турки не участвовали в работе правительства.

В 1967 последовало новое обострение; греческие националисты, ведомые Гривасом, взялись патрулировать турецкие деревни и анклавы, 26 убитых, а в ответ Турция начала концентрировать армию во Фракии и амфибийную группу на юге, вслед за чем предъявила ультиматум – удаление Гриваса с острова, выплата компенсаций пострадавшим от «патрулей», роспуск Национальной гвардии, вывод греческих войск с острова, прекращение преследований турецкой коммуны. В ноябре война наблюдателям казалась почти неизбежной, но в итоге удалось обойтись без крайностей: Греция урезала свой контингент до заявленных в соглашениях 1960 года размеров, Гриваса по требованию турок сместили и удалили с острова, однако Макариос отказался распустить национальную гвардию. Спустя 7 лет он об том очень, наверное, пожалел. Турецкая публицистика обвиняла его в склонности к эносису, поскольку иначе ему бы лучше кооперироваться с нежелающими эносиса турками, однако, судя по его политике, независимость он считал лучшим выходом и политически самым выгодным для себя. Увеличение ВНП вдвое за 1958-67 годы и учетверение ВНП на душу населения в 1967-73, улучшение условий жизни, плюсы системы политического плюрализма и основанной на оном администрации по сравнению с режимом полковников в Греции, угроза турецкого вторжения, от которого надежных средств защиты не было видно, в случае обострения панэллинизма – все это ослабляло позиции любителей эносиса, каковых уже в 1965 насчитывалось только 18%. Политически эносисты тоже не очень преуспевали. В начале 70-х с деятельной помощью греческого “режима полковников” возникла ЕОКА-В в качестве противовеса вменяемого Макариосу предательству идей эносиса, которую до самой своей смерти в январе 1974 года курировал в очередной раз переправленный на Кипр Гривас. С поддержкой пришедшего к власти в Греции хардлайнера генерала Иоаннидиса, который служил на Кипре в 60-х и считал Макариоса опасным типом, склонным к союзу с коммунистами, антикоммунисты на острове стали консолидировать свои позиции, завладев всеми организациями эносистов.

2 июля 1974 Макариос потребовал отзыва 650 греческих офицеров, прикомандированных к кипрской армии, на том основании, что они ведут подрывные действия. Ответом стал переворот, во главе организаторов которого стоял Никос Сэмпсон, известный своими делами в борьбе против британцев, 15 июля. ЕОКА-В начала аресты неблагонадежных, расправа с коммунистами из АКЕЛ и сторонниками Макариоса повлекла около 2000 покойников, Макариос с трудом избежал убийства, и бежал в Пафос, оттуда на базу в Акротири и в Лондон. Эксцессы славной своими ультра-националистическими взглядами ЕОКА в отношении турок и просто сведение счетов под шумок повлекли естественную реакцию. Хотя Сэмпсон официально заявил, что туркам нечего опасаться, сам переворот направлен только на смещение Макариоса и вскоре состоятся выборы, Анкара, имея, по-видимому, в виду репутацию нового лидера как врага турок, немедленно осудила путч, присовокупив, что такие действия греческого правительства, видимо, свидетельствуют о желании аннексировать Кипр в нарушение соглашений 1960 года, и турецкое руководство намерено принять на сей счет меры. Великобритания пробовала дипломатическим путем инсталлировать какое-либо не такое одиозное правительство на Кипре, но твердо высказалась, что договор не дает ей права на военную интервенцию; США не выразили своей позиции точно и внятно, хотя на них турки оглядывались, вспоминая Суэц-56 , и в СБ ООН наложили вето на советское предложение осудить «действия Греции»; прочие союзники по НАТО «призывали к спокойствию», «выражали озабоченность» и т.д. Помимо помощи соплеменникам, каковой мотив обычно в политической жизни сам по себе никогда не играет никакой роли, с точки зрения Турции попытки эносиса при попустительстве Британии означала возможность будущей ирреденты в отношении Фракии и Малой Азии – а греческий Кипр означал постоянную стратегическую угрозу. Действия в соответствии с согласованными еще в 1960 году планами и статьей 4 договора о гарантиях статуса Кипра начались 20 июля. Официально Турция квалифицировала происходящее как «bariş harekâti» (=«миротворческие операции»). В 8:30 19 июля турецкий флот в составе 5 эсминцев и 31 десантного корабля с 3000 десантников на борту отбыл в сторону Кипра, намереваясь прибыть к его берегам следующим утром, и хотя было полно тревожных признаков, таких, как раннее закрытие министерств, информационный блэкаут в прибрежной зоне и наложение ограничений на движение туристов, в Греции на сообщение об этом отреагировали спокойно, предположив, что это обыкновенные учения, и 6-й флот США не получил указания вмешиваться. Происходящее зато вызвало интерес у другого игрока мировой политики: неподалеку от Кирении силам вторжения встретился советский тральщик, который затем постоянно находился поблизости, но вне зоны проведения десанта.
Ночью в разных точках острова были высажены подразделения вдвшников. В 6:30 отправились проводить реконгсцировку фрогмэны, не нашедшие препятствий, и в 8:30 началась крупная высадка, в процессе которой два десантных судна сели на мели, но никакого сопротивления оказано не было. Взятие соседней с местом десанта Кирении на следующий день обошлось туркам всего в 21 убитого, и далее турецкая армия довольно уверенно развивала первый успех, попутно наращивая группировку: к 27 июля на острове пребывало около 30 тыс. турецких солдат, 240 танков, 400 единиц бронетехники при поддержке авиации и флота. К моменту пролоббированного ООН перемирия турки занимали фрагмент территории вдоль 20-километровой дороги Никосия-Кирения примерно до 30 км шириной.

В промежутке между перемирием и началом переговоров (30.7, Женева) турки продолжали усиливать свои позиции. Греки в ходе дискуссии предлагали общий Кипр с федеральной системой, а турки автономию на севере и пять малых по острову, которые должны были охватить в общей сложности 34% территории, 70% промышленности и полезных ископаемых, 80% туристских объектов, 65% возделываемой земли. Спустя часы после неудачного окончания переговоров, 1 августа, турки начали наступление, пользуясь наличием авиации и танков, которым греческие киприоты противопоставить ничего не могли; в рядах защитников царил разброд: участники боев жаловались, что пока они воюют, в Лимассоле народ продолжает ходить на пляж и вести беззаботную жизнь, пеняли на бездействие и США и СССР, на конфликты между социалистами и ЕОКА прямо в ходе боевых действий с турками, так что одни других пристреливали по ходу дела, на слабую подготовку кадров («ну какой толк может быть от солдат, которые 11 лет назад получили двухмесячный курс подготовки?!»), на пассивность, глупость или вообще отсутствие в нужный момент командированных греческих офицеров, вопрошали, почему высадка в Кирении прошла легко и спокойно. На второй день наступления турки заняли 37% территории острова, к северу от «линии Аттилы», почти точно повторявшей границу, предложенную в 1965 году для разделения коммун, пролегавшей от бухты Морфу до Фамагусты\Газимагусты. На следующий день военных действий руководитель кипрских греков Клеридес принял турецкое предложение, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка – Фамагуста. Предполагалось, что две коммуны станут составляющими федерации, но ничего похожего не произошло.

В ходе конфликта погибло до 4500 греков-киприотов и 300 турецких военнослужащих (из них 50 на судне, потопленном по ошибке своим же самолетом). Раздел Кипра сделал треть населения острова (200 из 600 тыс.) беженцами, но обе стороны отрицали какие-либо эксцессы со своей стороны и пеняли на бесчинства оппонентов. При разделе 50 тыс. турков перебралось на север и порядка 180 тыс. граждан вынуждены были переехать из турецкой зоны на юг, в их выдворении заметную роль сыграли турецкие экстремисты из «серых волков». Всего с места сдвинулось 29% греков острова и 44% турок. Любопытно, что в турецкую часть острова попало 80% туриндустрии, а ныне обслуживающая потребности туристов греческая часть никогда не считалась в этом плане перспективной. Тем не менее греческая половина острова экономически выглядит более преуспевающей: в 1981 году греческая половина имела $4400 на душу населения, а турецкая $1100, в 1991 соотношение было 12000 и 4000.