Как взлетает

Плафон сикстинской капеллы микеланджело. Сикстинская капелла: драгоценная шкатулка Ватикана

О Сикстинской капелле все слышали еще со школы. Это одно из мест, которое хочется посетить за жизнь. Но обязательно предварительно изучите тему, чтобы знать куда? что? и в какой последовательности смотреть.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina), фото xiquinhosilva

История строительства

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) возводилась с 1475 по 1481 год по распоряжению понтифика Сикста IV во славу успения Марии на небесах. Раньше на этом месте находилась Великая капелла, где собирался папский двор и проходили конклавы. Реконструкцию капеллы поручили архитектору Баччо Понтелли и инженеру Джованнино де Дольчи.

Сикстинская капелла снаружи похожа на укреплённый бастион: прямоугольное здание длиной 40,9 м, шириной 13,4 м и высотой 20,7 м. Обстановка в средние века в раздробленной Италии была неспокойной, отсюда и крепкие стены без изысков. Капелла должна была стать оплотом католической церкви, убежищем, где римские папы могли укрываться в смутные времена. Сикст IV хотел, чтобы домовая церковь Папского государства своим обликом олицетворяла защищённость божьих наместников, а внутренним убранством подчеркивала их могущество.

Здание Сикстинской капеллы, фото Stefano Petroni

Росписи

Просторный зал капеллы залит светом из окон и лучами прожекторов. Особенно ярко освещён потолок. Там, на высоких сводах — знаменитые фрески Микеланджело Буонаротти. Ощутить величие Сикстинской капеллы в полной мере трудно из-за множества туристов. Мешают шум и мелькание фотовспышек, хотя фотографировать (как и шуметь) здесь запрещено.

Потолок Сикстинской капеллы, работа Микеланджело, фото Salvatore Vitale

Схема росписи свода, фото Vasyatka1

Потолок капеллы расписывал Микеланджело. Заказ на роспись плафона папа Юлий II отдал Микеланджело с подачи Брамати – архитектора-конкурента, завистника Буонаротти. До того времени великий мастер занимался только архитектурой. Считается, что Брамати хотел спровоцировать Микеланджело на непосильную работу и добиться этим его поражения.

Увидев творение Мастера, становится ясно – никакие завистники не могли сравниться с гением Микеланджело и помешать ему. Всесторонне одарённый Буонаротти триумфально выступил в роли художника, доказав свой великий талант.

Есть легенда, что над росписью сводов художник работал, лёжа на лесах – однако на деле всё происходило иначе. Микеланджело стоял под сводами. Ему приходилось сильно отклоняться назад, чтобы видеть большой участок плоскости. Писать по сырой штукатурке, вдыхая влажные пары, было физически трудно. За четыре года мастер получил несколько хронических болезней, испортил зрение. Первый этап его работы в капелле проходил в 1508–12 гг.

Сотворение Адама, работа Микеланджело, фото Maurizio

Фрески были написаны по специальной схеме, в хронологическом порядке. Художник начал с удалённой части свода, противоположной алтарю. Первой его композицией был «Потоп».

Сегодня, глядя на эти фрески, думается не о божественном гневе и всемирной катастрофе. В этих картинах видится человек с его слабостями, страхами, стремлением выжить любой ценой. Микеланджело удалось создать не холодные религиозные сюжеты с бесплотными персонажами, а картины жизни, тонко передающие чувства людей.

Минуло двадцать лет после окончания работы Микеланджело в Сикстинской капелле, когда к нему снова обратился понтифик. Папа Климент VII заказал фреску «Страшный суд» для алтарной стены. Художник был уже стар и очень болен, но согласился выполнить заказ.

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене, Микеланджело (фото Maurizio)

И вот мы видим эту удивительную огромную фреску. Микеланджело изобразил не просто момент расплаты за грехи – он написал страшную картину Апокалипсиса и всеобщего отчаяния.

По своему колориту «Страшный суд» отличается от других фресок капеллы: её основной фон ярко-голубого цвета. Художник использовал в ней минеральную ляпис-лазурь (покупал он её, говорят, на свои деньги). Алтарная роспись капеллы была закончена в 1541 году. В композицию вошли 400 фигур.

Стоя перед этой картиной, уже не замечаешь ни толпы туристов, ни вспышек «запрещённых» фотокамер. Гений Микеланджело проникает в душу – с ним остаёшься один на один.

Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.

Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.

Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.

Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.

Сегодя Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская папская музыкальная капелла

Сикстинская капелла имеет мужской хор — Папскую капеллу (Capella Papale). Его первый состав был набран еще при Сиксте IV. Послушать акапельное выступление хора можно по большим церковным праздникам.

Время работы Сикстинской капеллы

ПН-СБ с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00),

Каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход 12:30).

Входные билеты: Ватиканские музеи и Сикстинская капелла

Полный билет — €17;
сокращенный — €8,00;
стоимость бронирования онлайн — €4,00.

Аудиогид (дополнительно) — €7.

Другие варианты посещения Сикстинской капеллы смотрите .

Чтобы не стоять в очереди, купите билеты на официальном сайте .

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Содержание:

Краткая история

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Фрагмент росписи потолка - «Сотворение Адама»

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола , по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.

Капелла носит имя своего основателя. Она строилась в неспокойный период конца XV в. Предполагалось, что при необходимости в ней сможет укрыться понтифик со свитой. Поэтому Cappella Sistina снаружи больше похожа на бастион, чем на церковь. Где именно находится Сикстинская капелла? Это серое неприметное снаружи здание примыкает к Собору св. Петра. Его стены после постройки были покрыты фресками известных итальянских художников, включая Боттичелли и Перуджино.

В начале XVI в. на своде капеллы образовались трещины. Произведённый ремонт испортил рисунок потолка в виде звёзд в ночном небе. В 1508 г. Юлий II решил заказать новую роспись великому скульптору Микеланджело Буонаротти. Четверть века спустя мастер дополнил своё творение приалтарной фреской «Страшный суд», заказанной ему Папой Климентом VII.

Сикстинская капелла - одно из двух (наряду со станцами Рафаэля) главных сокровищ музеев Ватикана. Все экскурсии по музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле. Здесь проводятся важнейшие собрания (конклавы) кардиналов, выбирающих нового понтифика.

  • Размеры капеллы повторяют длину и ширину иерусалимского храма Соломона - 41 и 13,5 метров соответственно.
  • Микеланджело, создавший один из величайших живописных шедевров человечества, считал себя скульптором, а не художником.
  • Титанический 4-летний труд по росписи потолка капеллы серьёзно подорвал здоровье мастера.
  • Фрески Микеланджело оказались чрезвычайно устойчивыми. До нас не дошёл лишь небольшой фрагмент «Всемирного потопа», отвалившийся от потолка при взрыве порохового склада в XVII в.
  • Великая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» не имеет никакого отношения к капелле. Участие художника в её интерьере минимально: гобелены капеллы были вытканы по его эскизам.
  • Некоторым духовным сановникам, наблюдавшим за процессом создания фрески «Страшный суд», не понравились неприкрытые гениталии многих фигур. В отместку Микеланджело поместил на фреску одного из критиков - церемониймейстера двора Чезена. Он изображён судьёй мёртвых царём Миносом с ослиными ушами и гениталиями, скрытыми за змеёй. На жалобу Чезена Папа Павел III ответил, что не властен над Адом.
  • Ещё при жизни Микеланджело, в 1560 г., Пий IV приказал прикрыть гениталии обнажённых фигур фиговыми листками. Узнав об этом, художник сказал, что куда труднее придать пристойный вид земному миру. Большинство фиговых листков удалили только в конце XX в., при масштабной реставрации.

Росписи фресок итальянских художников

Стены капеллы опоясывают 12 сохранившихся фресок из первоначальных 16. На южной стене расположено 6 изображений ветхозаветной истории Моисея. Две из них принадлежат Боттичелли. Это - «Избиение младенцев и призвание Моисея» и «Возмущение законами Моисея». Две фрески - «Переход через Красное море» и «Дарование заповедей» выполнил Россели. Перуджино нарисовал «Обрезание сына Моисея», а Синьорелли - фреску «Смерть и завещание Моисея».

На северной стене находятся новозаветные фрески. Кисти Перуджино принадлежат «Крещение Иисуса» и «Передача ключей Петру». «Призвание первых апостолов» - работа Гирландайо, а «Искушение Христа» - Боттичелли. Россели представлен фресками «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря».

Завершающие эпизоды этих циклов, изображённые на восточной стене - «Спор у тела Моисея» Синьорелли и «Вознесение Христа» Гирландайо, не сохранились. После их разрушения они были воссозданы менее известными живописцами. Ещё двумя фресками Перуджино пожертвовали ради «Страшного суда».

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолка занимают панно с иллюстрациями событий, описанных в ветхозаветной Книге Бытия. Хронологически они предваряют сюжеты росписей боковых стен. К ним относятся 9 фресок. Три из них иллюстрируют создание Творцом Небес и Земли:

  • «Отделение света от тьмы»;
  • «Отделение суши от вод»;
  • «Сотворение светил и планет».

Следующие фрески посвящены сотворению первых людей и грехопадению:

  • «Сотворение Адама»;
  • «Сотворение Евы»;
  • «Грехопадение и изгнание из Рая».

Последние три относится к истории Ноя. Это:

  • «Потоп»;
  • «Жертвоприношение Ноя»;
  • «Опьянение Ноя».

Каждая фреска - живописный шедевр, но пальму первенства искусствоведы отдают работе «Сотворение Адама». Она поражает красотой и гармоничностью позы Адама, которому его Создатель передаёт жизнь касанием руки.

Большинство исследователей в женщине, находящейся рядом с Творцом, склонны видеть образ Софии - Божественной мудрости.

Центральные фрески окружены изображениями других библейских персонажей, пророков и сивилл (прорицательниц), а также медальонами с религиозными сюжетами. В этих картинах отражена история человечества после утраты Рая. Пророки и сивиллы символизируют её главное грядущее событие - пришествие Спасителя.

Фреска Страшный суд Микеланджело

Эта масштабная фреска на алтарной стене посвящена новозаветным предсказаниям будущего человечества. Его ожидает апокалипсис, второе пришествие Христа и Страшный суд. В центре потрясающей динамизмом и выразительностью композиции - грозная фигура Христа. Он вершит суровый суд над людьми соответственно их земным деяниям. Рядом с Ним - Богоматерь.

В верху композиции - ангелы, опрокидывающие крест и символ земной власти - колонну. В нижней части показаны апокалиптические сцены конца времён с трубящими ангелами, праведниками на небесах и грешниками в аду. А в лике апостола Варфоломея, находящегося недалеко от Христа, мастер изобразил собственное лицо.

Как попасть в Cикстинскую капеллу?

Отдельного входа в неё нет, поэтому добираться нужно до ватиканских музеев. Для этого можно использовать:

  • метро линии A до станций Musei Vaticani, San Pietro или Ottaviano;
  • трамвай № 19 до Piazza Del Risorgimento;
  • автобусы из разных районов города - № 49 до самого входа, №№ 81, 32, 492, 990 и 982 до Piazza Del Risorgimento, №№ 990 и 492 до Via Leone.

Часы работы музеев - 9:00 - 18:00, но кассы и вход закрываются в 16:00. Выходной день - воскресенье, исключая последнее в месяце. В этот день посещение бесплатно, но только до 12:30. Музеи закрыты в религиозные праздники. За билетами, стоящими 16 EUR, часто бывают большие очереди. Меньше народу перед открытием и в послеобеденное время.

Больше всего посетителей в среду - день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Билеты лучше приобретать заранее в онлайн на сайте музейного комплекса или . Правда, придётся заплатить дополнительные 4 EUR. Купленный онлайн билет обеспечит отдельный вход. Отзывы посетителей Сикстинской капеллы, воспользовавшихся этой услугой - сугубо положительные. Обязательный дресс-код исключает шорты, открытые плечи и колени. Сумки, особенно большие, тщательно проверяются.

Для того чтобы посещение Сикстинской капеллы было максимально познавательным и информативным, рекомендуется воспользоваться очень удобным виртуальным туром на сайте Ватикана по ссылке . Непосредственно в капелле рассмотреть потолочные фрески в таких подробностях невозможно.

У входа в музеи за 7 EUR можно получить русскоязычный аудиогид под залог паспорта. Возврат аудиогида и паспорта производится не там же, а на выходе из музеев в специальном пункте . Можно также заказать экскурсию работающим в Риме русскоязычным гидам.

Август 9, 2019

Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок.

Возможно Вас заинтересует:


Сикстинская капелла названа так в честь папы Сикста IV делла Ровере (1471-1484). Он решил построить новое здание на месте, где раньше находилась часовня папы Николая V постройки 1368 года, и известная как капелла Магна. В то время старая часовня использовалась для общественных собраний членов папского двора и уже с трудом вмещала в своих стенах более 200 человек – кардиналов, представителей религиозных орденов и важных семей, большого числа мирян и служащих.

Папа Сикст IV


Кроме того, из-за напряженных отношений между Папой и семейством Медичи – в те времена правителями Флоренции – новое здание задумывалось еще как небольшая крепость в качестве оборонительной структуры.

Здание Сикстинской капеллы


Проект, разработанный архитектором Baccio Pontelli, предусматривал использование фундамента предыдущего здания и трети высоты существующих средневековых стен. По мнению некоторых исследователей, размеры зала Сикстинской капеллы (40,23 метра в длину, 13,4 метра в ширину и 20,7 м в высоту) были скопированы с большого храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 г.н.э.

Храм Соломона в Иерусалиме. Реконструкция


Строительство капеллы, начатое в 1475 году, провозглашенного Сикстом IV Юбилейным, было практически завершено к весне 1481 года. Потолок часовни оформил итальянский художник Пирматтео Лауро ди Амелио (1445 – 1503), украсив его золотыми звездами на синем фоне.

Потолок часовни художника Пирматтео Лауро ди Амелио. Гравюра XIX в.


Для росписи стен помещения Папа вызывал из Флоренции самых знаменитых художников – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Синьорелли, а также мастеров из Умбрии – Пьетро Перуджино и Пинтуриккио. Живописцы украсили боковые стены Сикстинской капеллы фресками, сюжеты которых были взяты из библейской истории и освещали некоторые эпизоды из жизни Моисея и Иисуса Христа.





Изготовленные скульпторами Mino da Fiesoli, Andrea Brego и Giovanni Dalmata изысканные мраморные балюстрады, увенчанные канделябрами, первоначально разделяли всю площадь часовни на две равные части. Пространство в пределах святилища возле алтаря было предназначено для членов папского двора, а остальная часть помещения отводилась для паломников и верующих мирян. В конце XVI века балюстрада была несколько отодвинута назад, чтобы расширить площадку для священнослужителей.

Балюстрада Сикстинской капеллы


15 августа 1483 года, в праздник Успения Святой Богородицы, Сикстинская капелла была освящена Папой. В ней, как и в прежней часовне, проводились литургии и самые торжественные церемонии. И по сей день здесь, в особых случаях, собирается высшее духовенство.

Заседание Высшего Совета Кардиналов


Весной 1504 года, в результате проседания южной стены часовни, на ее своде образовалась большая открытая трещина, повредившая роспись потолка Сикстинской капеллы. Племянник Сикста IV папа Юлий II, возглавивший папский престол (1503 – 1513), обратился к (1475 – 1564), чтобы тот смог как-то исправить разрушенную роспись свода. Письмо, направленное мастеру, было своего рода актом примирения в возникших разногласиях с Микеланджело, в результате которых скульптор покинул Рим.

Приняв предложение Папы, он приступил к выполнению нового заказа в 1508 году. После четырех лет работы, 31 октября 1512 года новая роспись свода Сикстинской капеллы была обнародована для прихожан. На 512 квадратных метрах потолка художник воспроизвел сцены из Книги Бытия, затрагивающие темы истории человечества в период, предшествующий приходу Иисуса Христа.



Фрагмент свода Сикстинской капеллы, украшенный фресками Микеланджело


В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Считается, что он выполнил все работы самостоятельно, без помощи других художников и помощников. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Представленная мастером тема росписи раскрывает неизбежную судьбу каждого человека в этом мире, над которым Бог является абсолютным судьей и арбитром.

Фреска Микеланджело «Страшный суд» над алтарем Сикстинской капеллы (1508-1512)


Это интересно!

Фреска стала предметом острого конфликта между Микеланджело и кардиналом Карафом, обвинившим художника в безнравственности из-за обнаженной натуры многих изображенных на ней фигур. Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена говорил, что «в таком священном месте, как папская капелла не должно быть подобного позора, а эта работа более всего подходит для общественной бани или таверны».


Фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд»


В 1564г, вскоре после смерти Микеланджело, Совет Трента осудил наготу в религиозном искусстве. Было принято решение удалить фрески, воспринимавшиеся как аморальные. Однако этому помешала смерть папы Пия IV в конце 1565г, так как Сикстинскую капеллу необходимо было максимально быстро подготовить для избрания нового понтифика. Гениталии решили закрасить, поручив эту работу художнику Даниэле да Вольтерра, за что он получил уничижительное прозвище «il Braghettone», то есть «художник штанов».

Фрагмент фрески «Страшный суд»


С течением времени копоть свечей и накопившаяся за многие столетия грязь настолько ухудшили состояние фресок, что с 1980 года Сикстинская капелла была полностью закрыта на реставрацию, которая продолжалась до 1994 года. Удаленный слой грязи высветил неожиданно яркие цвета, возродив краски, нанесенные художниками в эпоху Ренессанса.

Фреска «Пророк Даниил» до и после реставрации


Официальное открытие всей восстановленной часовни состоялось 11 декабря 1999 г, став всемирно известным событием в канун Юбилейного года, провозглашенного папой Иоанном Павлом II.

Сикстинская капелла – жемчужина Ватикана


5 веков разделяют создание Сикстинской капеллы и последнюю ее реставрацию, открывшую миру неизвестные особенности колористической техники Микеланджело. Однако потери, которые сопутствовали неожиданным цветовым находкам, столь ощутимы и выразительны, словно нарочно призваны напомнить нам о преходящем характере всего земного, о необходимости бережного отношения к искусству, которое стремится увести человека за рамки обыденности, открывая двери в иные плоскости существования.

Появлением этого архитектурного памятника христианского искусства мы обязаны Франческо делла Ровере, он же римский папа Сикст IV, фигура неоднозначная в результатах своих церковных дел, но целеустремленно покровительствовавшая искусствам и наукам. Руководствуясь религиозными мотивами при создании домовой церкви, вряд ли он мог предугадать, что для всего мира Сикстинская капелла станет символом целой эпохи - эпохи Возрождения, двух ее ипостасей из трех, Раннего Возрождения и Высокого.

Основным назначением капеллы было служить помещением для избрания пап на собрании кардиналов. Она была освящена и посвящена Успению Богородицы в августе 1483 г. по Юлианскому календарю. Сегодня Сикстинская капелла - непревзойденный музей Ватикана, в котором хранятся драгоценные фрески на темы библейских сюжетов.

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Работа над росписью северной и южной стен положила начало созданию интерьера капеллы. За нее взялись:

  • Сандро Боттичелли;
  • Пьетро Перуджино;
  • Лука Синьорелли;
  • Козимо Росселли;
  • Доменико Гирландайо;


Они были художниками флорентийской школы живописи. Всего за удивительно короткий срок - около 11 месяцев - было создано два цикла из 16 фресок, 4 из которых не сохранились. Северная стена представляет собой описание жизни Христа, южная - историю Моисея. Из библейских сюжетов об Иисусе сегодня недостает фрески Рождение Христа, а из истории на южной стене до нас не дошла фреска Нахождение Моисея, обе работы Перуджино. Ими пришлось пожертвовать под изображение Страшного Суда, над которым позднее работал Микеланджело.

Потолок по первоначальному замыслу выглядел совершенно иначе, чем мы можем видеть теперь. Его украсили звезды, мерцавшие в глубине неба, созданные рукой Пьера Маттео д’Амелия. Однако в 1508 году папа Юлий II делла Ровере поручил Микеланджело Буонаротти переписать потолок. Работа была завершена к 1512 году. Страшный Суд над алтарной частью Сикстинской капеллы художник писал по приказу папы Павла III между 1535 и 1541 годами.

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы - это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков - ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды - в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Роспись свода Сикстинской капеллы

Когда Микеланджело расписывал капеллу, то не выбирал единственную позицию, с которой должна рассматриваться каждая фреска с библейскими сюжетами. Пропорции каждой фигуры и размеры групп определяются их собственной абсолютной значимостью, а не относительной иерархией. По этой причине каждая фигура сохраняет свою индивидуальность, за каждой фигурой или группой фигур прописан собственный фон.


Роспись плафона технически была наиболее сложной задачей, так как работа проводилась на лесах в течение 4 лет, что на самом деле является коротким сроком для труда такого масштаба. Центральную часть свода занимают 9 фресок из трех групп, каждая из которых объединена единой ветхозаветной темой:

  • Сотворение мира («Отделение света от тьмы», «Создание солнца и планет», «Отделение тверди от вод»);
  • История первых людей («Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая»);
  • История Ноя («Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя»).

Фрески центральной части потолка окружены фигурами пророков, сивилл, предков Христа и не только.


Нижний ярус

Даже если вы никогда не посещали Ватикан, на многочисленных фото Сикстинской капеллы, доступных в сети, можно легко заметить, что самый нижний ярус задрапирован портьерами и не привлекает внимание. Лишь в праздничные дни эти драпировки убирают, и тогда взгляду посетителей открываются картинные копии гобеленов.

Гобелены, тоже работы XVI века, были сотканы в Брюсселе. Сейчас сохранившиеся семь из них можно увидеть в музеях Ватикана. А вот рисунки, или картоны, по которым они были созданы, находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта. Их автор с честью выдержал испытание работой рядом с непревзойденными мастерами. Они были написаны Рафаэлем по заказу папы Юлия II, и жизнь апостолов является центральной темой сохранившихся шедевров, не уступающих по своей эстетической значимости ни фресковой живописи Микеланджело, ни росписи своего учителя Перуджино.

Музей сегодня

Сикстинская капелла находится в музейном комплексе Ватикана, который представляет собой 13 музеев, расположенных в двух Ватиканских дворцах. Четыре экскурсионных маршрута по духовной сокровищнице Италии заканчиваются посещением Сикстинской капеллы, которая скрыта между Базиликой Святого Петра и стенами Апостольского дворца. Не так сложно узнать, как добраться к этому мировому музею, но если реальное путешествие для вас пока недоступно, то на официальном сайте Ватикана можно совершить виртуальную экскурсию. Так или иначе, все дороги, как говорится, ведут в Рим.

Похожая на крепость, капелла внешне не каждому покажется особенно привлекательной, однако концептуальность здания скрыта от взгляда современных туристов и требует погружения в контекст Библии. Сикстинская капелла имеет строгую прямоугольную форму и ее размеры отнюдь не случайны - 40,93 на 13,41 м в длину и ширину, что является точным воспроизведением указанных в Ветхом Завете размеров Храма Соломона. Под крышей скрывается сводчатый потолок, дневной свет проходит через шесть высоких окон северной и южной стен церкви. Здание спроектировал Баччо Понтелли, а постройкой руководил инженер Джованнино де’Дольчи.

Сикстинская капелла была несколько раз отреставрирована. Последняя реставрация, завершившаяся в 1994 году, раскрыла колористический талант Микеланджело. Фрески засияли новыми красками. Они предстали в том цвете, в котором были написаны. Лишь голубой фон фрески Страшного суда посветлел, поскольку лазурит, из которого была сделана синяя краска, не обладает большой стойкостью.

Однако часть прорисовки фигур сажей была счищена вместе с сажей свечной копоти, и это сказалось, к сожалению, не только на очертаниях фигур, создав впечатление незавершенности, но некоторые фигуры потеряли также и выразительность взгляда. Отчасти это произошло по той причине, что Микеланджело работал в нескольких техниках при создании фресок, которые требовали разного подхода при очищении.

Кроме того, реставраторам приходилось работать над ошибками предыдущих реставраций. Быть может, неожиданность полученного результата должна напомнить нам еще раз о том, что смотреть на произведения настоящих творцов надлежит с открытой душой - и тогда взору пытливых открываются новые тайны.