Перелеты

Петронас малайзия. Близнецы Петронас (Petronas Twin Towers)

88-этажный Петронас Тауэрс (Petronas Twin Towers) когда-то были самыми высокими башнями-близнецами в мире. Это блестящие мегасооружение, возвышаясь на 452 метра в высоту, носило гордое звание самого высокого здания построенного человеком до 2004 года, до того момента когда был завершена постройка 101 этажного (508 метрового) Тайбэй 101.

Высочайшими зданиями мира башни Петронас в Куала-Лумпур стали в 1998 году - превысив 442-метровую башню Уиллис в Чикаго, США

Эти невероятные близнецы, расположенные в столице Малайзии , содержат комплекс офисных помещений, конференц-залы, парка площадью в 50-акров и престижный торговый комплекс. В первую очередь, в здание разместилась штаб-квартира компании Petronas, соединенная двухэтажным мостом (Sky Bridge ) на 41-м и 42-м этажах.

Tower One (Первая башня) полностью занята малазийской государственной нефтяной компании Петронас, её дочерними и партнерскими компаниями. В Tower Two (Вторая башня) в основном располагаются транснациональные организации, в которые входят: Al-Jazeera, Microsoft, IBM, Bloomberg, McKinsey & Co, Barclays Capital …

Одним из наиболее примечательных особенностей Петронас в Куала Лумпур является концертный зал Dewan Filharmonik PETRONAS, занимающий ведущие места в Юго-Восточной Азии по концертам классической музыки. Он расположен в двух башнях, архитектурное проектирование которого получило великолепные отзывы как одного из лучших концерт-холлов в мире, основанного на проверенных временем дизайне европейских концертных залов 19-го века. Зал принимал у себя многих мировых музыкальных звезд и является домом для Малайзийского филармонического оркестра.

Ещё больше достопримечательностей Куала Лумпур находится под башнями - Галерея искусств, океанариум.

Другой главной достопримечательностью этих близнецов в Куала Лумпур является научный центр Petrosains . В витринах галереи находятся экспонаты, связанные с нефтяной промышленностью, от нефтяного происхождения в эпоху динозавров и до последних достижений - продуктов на масляной основе.

Еще один … вернее парочку:-)

До появления Башен Петронас самым высоким зданием была Сирс Тауэрс в Чикаго с ее 443-мя метрами. Поначалу малазийцы даже не ставили целью побить этот рекорд. Но аппетит приходит во время еды, так и гонки по вертикали начались уже ближе к концу строительства.

На месте, где сейчас стоят башни, в 1896 г. был открыт ипподром «Селангор», однако по выходным, в дни проведения бегов, на дороге к нему возникали такие пробки, что городские власти перенесли ипподром за пределы города. Существовало множество планов реконструкции этой - весьма привлекательной для застройщиков - территории.

Стоимость этого участка земли уже тогда составляла сотни миллионов ринггитов (малайзийских долларов). Проект застройки этой огромной территории принимался в течение нескольких лет, так как были затронуты финансовые интересы многих государственных и коммерческих структур. Сначала на месте ипподрома предполагалось разбить огромный парк, призванный стать «легкими» столицы Малайзии. Однако предварительные сметные расчеты показали, что обустроить и содержать парк можно только за счет коммерческой деятельности. Поэтому здесь решили запроектировать деловой центр с парком, расширить автомобильные магистрали вокруг парка, и возвести легкую транзитную железнодорожную линию. При проектировании малазийских близнецов не предполагалось, что они станут самым высоким сооружением в мире.

В тендере на строительство Башен Петронас участвовали восемь архитектурных мастерских. Выиграл конкурс американец аргентинского происхождения Сезар Пелли. Именно ему принадлежит проект другого знаменитого небоскреба — Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В своих работах Пелли всегда учитывал национальные особенности той страны, где он строил. Вот и Башни Петронас он спроектировал по мусульманским мотивам (большинство населения Малайзии исповедует ислам). Основа Башен Петронас имеет форму восьмиконечной звезды — одного из символов мусульманской культуры. Здания также венчают купола, отдаленно напоминающие очертания мечетей.

Пелли выполнил сотни макетов Башен Петронас, прежде чем создать окончательный. Лишь на проектирование одних только окон ушли десятки бумажных моделей. В итоге проект был готов, и в 92-м году стартовало само строительство.

Фундамент Башен Петронас заложили на глубине более чем в 100 метров – это самый большой бетонный фундамент в мире. Бетона здесь и вправду хватало — в течение трех дней каждые 90 секунд его заливали в основание небоскреба. Всего для фундамента каждой из башен использовали 13200 кубометров бетона повышенной прочности. А чтобы высотки не накренялись, подобно Пизанской башне, в фундамент ввели 16 23-метровых свай. Практика показала, что Башням Петронас не страшны даже сильные малазийские ураганы. Небоскребы выстоят, даже если три из 16 свай рухнут.

Каркас самих зданий сделали из стальных конструкций, совокупный вес которых достигает почти 37 тысяч тонн. Затем Башни Петронас остеклили тонированными окнами, защищающими от тропической жары. Всего здесь 32 тысячи окон, общей площадью 77 квадратных метров.

В башнях нет центрального стержня и лишнего места. При установке лифтов в ограниченном пространстве использовали остроумный принцип: лифты сделали двухэтажными по два в каждой шахте: один останавливается только на чётных этажах, проезжая нечётные, другой, соответственно, только на нечётных.

Башни могут устоять даже при потере трёх из шестнадцати несущих колонн. Дополнительную безопасность придаёт воздушный мост, поставленный на гигантских шаровых опорах, так как башни раскачиваются и мост нельзя жестко закреплять.

Примерно посередине Башни Петронас соединяет уникальный мост Skybridge. еперь он считается самым высоким двухэтажным мостом в мире.

9 августа 1995 года на уровне 41-го и 42-го этажей башен Петронас смонтировали уникальный мост, соединивший два небоскреба. По замыслу архитектора Пелли, его строительство носит не только функциональный, но и символический характер. Легкий, изящный мост, соединяющий башни Петронас между собой, был сконструирован и построен в Южной Корее фирмой Samsung Heavy Industries. Затем его разобрали на 493 части общим весом 452,64 т и летом 1995 года переправили в Малайзию. В Куала-Лумпур на месте строительства мост был собран сначала на земле и затем поднят наверх. Центральная секция моста состояла из 307 частей. Основная часть его конструкции имеет длину 41 м, ширину 5 м, высоту 9 м, вес составляет 325 т. Две опорные балки моста имеют длину 42,6 м, каждая из них весит 60 т. Специально для этих балок были сконструированы особые амортизаторы, прошедшие множество тестов на ветроустойчивость, так как именно они компенсируют воз-действие ветра на большой высоте. Два других блока предназначены для укрепления моста на его концах, каждый из них имеет длину 8,3 м и весит 30 т. Общий вес всех конструкций моста составил 750 т, его собрали в течение трех дней и трех ночей.

Кстати, мост Башен Петронас дважды становился «кинозвездой». Первый раз в фильме «Западня» с Шоном Коннери и Кетрин Зетой-Джонс. А второй в нашем «Коде Апокалипсиса». Именно с этого моста прыгала дублерша Анастасии Заворотнюк. Причем во время прыжка парашют каскадерши зацепился за одну из линий электропередач, обесточив целый квартал Куала-Лумпура.

Почти все внутренние помещения башен Петронас имеют очень высокие потолки, на некоторых этажах устроены своеобразные мансарды, еще больше расширяющие пространство. Башни Петронас также славятся своими лифтами. Здесь аж 76 грузовых и пассажирских подъемников. Большинство из них двухэтажны. То есть, первый ярус лифта останавливается только на нечетных этажах Башен, а второй на четных. Кроме того, лифты разделены на группы. К примеру, одни курсируют только до 16-го этажа, другие ездят между средними, а чтобы подняться на самый верх, на 41-м этаже нужно делать пересадку по мосту. Лифты Петронас считаются одними из самых безопасных в мире. Они очень просторны – каждая кабина рассчитана на 52 человека. Несколько лет назад их еще и усовершенствовали в плане скорости: теперь подъем на самый верхний этаж Башен Петронас занимает всего полторы минуты.

Всего на строительство Башен Петронас потратили около 1,6 миллиардов долларов. Основным спонсором выступил собственно «Петронас», чьи офисы целиком занимают одну из башен. Немалую часть расходов взял на себя местный нефтяной и медиамагнат Ананд Кришан. Он устроил масштабную пиар-акцию небоскребам — еще до завершения строительства туристам продавались различные товары с логотипом будущих высоток. В итоге его компания MIA Holdings также заняла часть офисов Башен Петронас. Сейчас здесь размещаются штаб-квартиры и многих других известных компаний, таких как Майкрософт, Боинг, АйБиЭм, Аль Джазира Инглиш.

На первом этаже Башен Петронас находится концертный зал на 840 мест, а также художественная галерея. Здесь есть и шестиуровневый торговый центр со сферической крышей, который в неделю посещает 650 тысяч человек. К числу местных достопримечательностей относится и Музей бензина.

Кроме того, городские власти выполнили свое обещание, и вокруг Башен Петронас появился огромный парк. Здесь есть детский бассейн, множество спортивных площадок, аттракционов и фонтанов. На прилегающей к небоскребам территории также построили мечеть и местную филармонию, где проходит большинство заметных культурных мероприятий.

По мере того, как Башни Петронас становились все выше, строители задумались, а не побить ли им мировой рекорд. Но в итоге небоскребы Куала-Лумпура получились 88-этажными, и уступали 110-этажной Сирс Тауэрс больше 65 метров. Но тут находчивые малазийцы решили приделать башням шпили, в 73,5 метров каждый. За счет этой хитрости Башни Петронас вырвали заветные 7 метров у американского конкурента.

Но рекорд высоты Башни Петронас сохраняли лишь до 2003-го года. Сразу после строительства в высотную гонку включились и австралийцы и те же американцы. Первенство снова осталось за Азией. В 2003-м тайваньский «Тайбей 101» взметнулся ввысь на 508 метров. Однако, первую строчку в Топе высоток и он удержал недолго. Сейчас самым высоким зданием в мире является башня Бурж Дубай в ОАЭ. Мало того, арабы, видимо вошли во вкус высотного строительства. На очереди новая башня – Аль Бурж, в проекте ее высота должна достигнуть 1200 метров. На этом фоне Башни Петронас выглядят уже более скромно. Но от потери рекорда высоты красота не страдает.

Адрес: Kuala Lumpur, Городской Центр, 50088, Malaysia
Телефон: 603 2051 1320

Посещение небесного моста
Небесный мост башен Петронас открыт для посещения с Мая 2000 года. Посещение платное, либо, в ранние часы, можно выстоять очередь за бесплатными билетами.
Дни визита: Вт - Вс (закрыт по Пн)
Часы посещения: С 9:00 до 19:00 (закрыт на пятничную молитву с 13:00 до 14:30)

Выдача билетов: С 8:30 ежедневно, кроме Пн

В первый же день после ночного приезда мы решили посетить Петронасы и Менару . Первым делом потопали к Петронасам, из Chinetown’а у нас эта прогулка заняла приблизительно минут 30-45 спокойным шагом , шли мы по Bukit Bintang’у , пользуясь картой КЛ, которую взяли в каком-то отеле, у девушки, предлагающей экскурсии. Пришли туда часов в 11 утра, а нам сказали, что билетов уже нет и, если хотите туда попасть, нужно их купить заранее. И не факт ещё, что будут на следующий день. Благо, мы пошли в самый первый день, а то бы на Петронасы так и не попали. Так что, если соберетесь, учтите этот факт.

Итак, билеты стоят 10 ринггит (примерно 100 бат) – только на Sky Bridge , 40 ринггит (около 400 бат) – на Sky Bridge и Observation Deck , 200 ринггит – на Sky Bridge, Observation Deck и ланч, 350 ринггит – на Sky Bridge, Observation Deck и Set Chinese-Japanese-Western Dinner (то есть, ужин на выбор). Мы купили билеты за 40 ринггит.

Посещение назначается только на определенное время , конечно сначала они поинтересуются, удобно ли вам. Сама процедура посещения моста на Петронасах (Sky Bridge) и смотровой площадки (Observation deck) длится всего 30 минут : 10 минут на мост и 20 минут на обзорную площадку.

Это не очень радует: не успеваешь все разглядеть, поприсматриваться, повозиться с камерой, повыбирать ракурсы, потому что приходится торопиться, точнее не вам самим приходиться спешить, а вас поторапливает организатор. Кстати, время так ограничено из-за того, что должна прийти следующая группа туристов. Но несмотря на то, что в их брошюре указано, что работают они с 9 до 19, билеты начинают продавать с 8.30 и заходы осуществляются всего несколько раз в день (около 3). Понедельник – выходной .

1. Петронас – это 88-этажный небоскрёб.

2. Его высота – 451,9 метров .

3. В плане комплекс представляет собой две восьмиконечные звезды , но архитектор добавил полукруглые выступы для устойчивости.

4. Для строительства отводилось 6 лет (1992-1998 гг.).

6. Башни возводились двумя разными компаниями для создания конкуренции и повышения производительности.

7. Сваи вбиты на глубину более чем 100 метров – самый большой бетонный фундамент в мире .

8. Площадь всех помещений здания – 213 750 квадратных метров, как площадь 48 футбольных полей .

9. В башне наличествует 765 лестничных проемов .

10. Парковка у башен составляет 5 400 мест.

11. Сами башни занимают в городе 40 гектаров .

12. С 1998 по 2004 годы они считались самыми высокими зданиями на земле .

13. Основной заказчик – государственная нефтяная корпорация «Петронас».

14. Стоимость строительства – 2 млрд ринггитов (800 млн долларов).

15. Крытый переход в виде моста обеспечивает противопожарную безопасность здания.

16. Мытьё 16 000 окон одной башни занимает месяц .

17. В башнях работают 10 000 человек.

18. Каждая башня весит 300 тонн.

19. Вход на Воздушный мост стал платным с 1 октября 2010 года, до этого времени на смотровую площадку и вовсе не пускали.

20. В каждой башне функционируют по 29 скоростных пассажирских лифтов и по 10 эскалаторов.

В фильме «Западня» с участием Шона Коннери и Кэтрин Зета-Джонс воры совершают компьютерную кражу восьми миллиардов долларов из крупнейшего банка в Петронасе накануне Нового 2000-го года, а затем пытаются скрыться, перебираясь с одной башни на другую по подвешенной на мосту праздничной иллюминации.

В фильме «Код Апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк, чемпионка России (дублёрша героини Заворотнюк) по скайдайвингу совершает прыжок с моста башни между 41 и 42 этажом (высота: 170 метров).

В документальном сериале «Жизнь после людей» башни упоминаются дважды: через 75 лет (галерея между небоскрёбами обваливается вниз) и через 500 лет (одна башня обрушивается и задевает другую, приводя весь комплекс к разрушению).

Итак, мы приобрели билеты и должны были прийти в Петронасы через день, к 17.00 вечера. И мы пришли, даже не опоздали. Внутри Петронасы полностью выполнены в том стиле, в котором выглядят и снаружи. Все стекло-камне-металлическое, кругом эскалаторы, лестницы, поручни, все горит-блестит-светится.

Некоторое время мы ждали, пока выйдет предыдущая группа и нас запустят. Наше ожидание проходило в небольшом помещении, можно сказать, музейчике, посвященном Петронасам. По крайней мере, не скучно. Фотографировать нам не удавалось, так как там очень темно, зато кое-что получилось снять на камеру. В помещении есть экраны с фотографиями зданий, рассказами о том, как их строили, демонстрация строительных конструкций в миниатюре, есть такой как-бы аттракцион: проверь во сколько раз Петронасы выше тебя, мне понравился уголок с головоломками, где есть несколько заданий, которые нужно самостоятельно выполнить, долго мы стояли над пустым кубом (с открытой верхней стенкой), в который нужно вместить несколько квадратный объемных фигур так, чтобы ни одна не вылазила за пределы этих стенок куба, но, в конце концов, у нас получилось. Чтобы иметь представление о том, что это за музей, те, кому интересно, могут посмотреть видео:


Башни Петронас в Куала-Лумпуре или Petronas Twin Towers — главная достопримечательность столицы Малайзии и символ города. Эти знаменитые башни-близнецы обязательно надо увидеть в Куала-Лумпур. Мы не будем вас грузить историей и фактами, а расскажем, как добраться до Петронасов, что там интересного и где посмотреть фонтаны.

Фото: башни Петронас в Куала-Лумпур, Малайзия

Коротко о главном. Башни Petronas были построены в 1998 году и в настоящее время являются самыми высокими башнями-близнецами в мире. Высота 450 метров, 88 этажей. Более подробно про историю башен можно почитать на сайте Википедия .




Башни Петронас видно из любого района в Куала-Лумпуре

Башни Петронас: что посмотреть

Интересно увидеть башни Petronas Twin Tower с земли и оценить масштабы. Можно обойти небоскрёбы с разных сторон, они выглядят потрясающе с любого ракурса. Для начала можно посмотреть на них с восточной стороны в районе выхода из метро.




Мост между зданиями KLCC крупным планом, по которому можно пройти на экскурсии

Здесь всегда много туристов, все пытаются сделать удачные фотографии, но из-за высоты небоскребов, они с трудом влезают в кадр. Скажу по-секрету — фото на фоне Петронасов лучше всего делать из парка, который находится позади башен.



У нас есть пара фото на фоне башен с этой стороны, когда они вошли полностью

Что внутри башен

На нижних этажах торговый центр Suria KLCC и супермаркет Cold Storage. На верхних офисы. Для посетителей доступны нижние этажи торгового центра, а также за дополнительную плату музей науки и подъем на смотровые площадки.

Сколько стоит подняться на башни Petronas

На башни можно подняться за 85 рингит с человека (20$). Это экскурсия с группой длительностью около 1 часа. В программе проход по мостику Skybridge между башнями, а затем смотровая площадка на 86 этаже. Никакой самостоятельности в экскурсии не предусмотрено. Такие экскурсии проводятся каждый день с 9 до 21 ч, кроме понедельника и праздников.

Где заказать трансфер из аэропорта?

Мы пользуемся сервисом - KiwiTaxi
Заказывали такси онлайн, оплачивали картой. В аэропорту встретили с табличкой с нашей фамилией. Довезли до отеля на комфортном авто. Про свой опыт уже рассказывали в этой статье

Парк возле башен Петронас

С западной стороны располагается симпатичный парк с прудами, фонтанами, лавочками, детскими площадками и бесплатным бассейном для детей. Здесь можно отдохнуть в жаркий день, сделать фото Петронас тауэрс с более удачных ракурсов, а вечером посмотреть шоу фонтанов.


Вид на город от башен тоже хорош. Вечером эти фонтаны будут красиво подсвечиваться


Кит в бассейне


Бесплатный детский бассейн с водопадом


Еще несколько фото Park KLCC

Шоу фонтанов

Поющие фонтаны включают с 19 до 22 часов. Примерно каждые 30 минут проводятся разные номера. Мы несколько раз смотрели шоу. Красота! Стоит дождаться. Хотя, не все шоу сильно впечатляют, но нам повезло. На видео ниже смотрите фрагменты шоу.



По фото сложно оценить эффект фонтанов. Посмотрите небольшое видео:

Как добраться до башен Петронас

На метро. Станция KLCC. Вышли из метро и башни будут сразу перед вами. Там много выходов из метро, но если повезет, то можно выйти сразу в торговый центр Сурия, который находится под башнями. Есть еще другие варианты добраться до Petronas, на автобусах например, но мы рекомендуем не морочиться, а доехать на метро, которое в Куала-Лумпуре очень недорогое.

Одним из символов Куала-Лумпур являются башни Петронас, которые расположены в самом сердце малайзийской столицы. Они были возведены в 1998 году и признаны центром «Золотого треугольника» — района, где находятся лучшие рестораны, фешенебельные отели и современные торговые центры.

Высота башен-близнецов составляет 451,9 м. На сегодняшний день Петронас занимают 16 место по высоте зданий в мире (информация на 2018 год). Автором проекта стал архитектор Сезар Пелли, принявший участие в международном конкурсе в 1991 году. Строительство началось в 1992 году и длилось 6 лет. В 1998 году башни получили самую престижную мусульманскую архитектурную премию Ага-Хана.

Инфраструктура и развлечения

Между собой башни Петронас соединены мостом Sky Bridge, который разместился на высоте 170 м между 41 и 42 этажами, он является самым высоким воздушным мостом в мире. Не имея жесткой фиксации, конструкция позволяет свободно двигаться между двумя великанами, благодаря чему сохраняется целостность моста при сильных штормовых ветрах. Мост открыт для всех, кто желает получить незабываемое впечатление от панорамных видов на город, однако количество билетов ограничено.

Вид на Куала-Лумпур со Sky Bridge

Настоящей гордостью башен является концертный зал филармонии PETRONAS, который считается лучшим в мире для проведения концертов классической музыки. В его стенах дают концерты Жан Ив Тибоде, Роберто Гонсалес-Моньяс, Стивен Хаф и другие знаменитые музыканты со всех уголков планеты.

На нижних этажах разместился ультрамодный торговый комплекс Suria KLCC. Он занимает 6 этажей здания и вмещает модные и дорогие магазины, кинотеатры, картинную галерею, рестораны, концертный зал, подводный аквариум и музей науки.

Рядом с небоскребами раскинулся великолепный парк площадью 20 га. Основной особенностью ландшафтного творения являются танцующие фонтаны. Парк оборудован беговыми и пешеходными дорожками, также есть детская игровая площадка. Уютный и тихий парк - прекрасное место для отдыха туристов и местных жителей.

А в 10 км от центра расположен , в котором живут более 5000 животных от бабочек до слонов. Вход в зоопарк платный. Стоимость зависит от того, какие парки вы планируете посетить.

Информация для посетителей

Адрес: Concourse Level, Petronas Twin Tower, Lower Ground, 50088, Wilayah Persekutuan Kuala Lumpur, Малайзия

График работы смотровых площадок:

  • понедельник — выходной;
  • вторник-воскресенье — с 09:00 до 17:30;
  • по пятницам — перерыв с 13:00 до 14:30.
  • ДАТА 1998 год
  • СТИЛЬ Постмодернизм
  • МАТЕРИАЛЫ Железобетон и облицовка из нержавеющей стали
  • АРХИТЕКТОР Цезарь Пелли, «Торнтон – Томасетти» (инженеры)
  • Самые высокие в мире башни-близнецы

Смена века и рубеж целого тысячелетия ознаменовались в архитектуре новым витком высотной гонки. вырастали в городах, которые раньше и не помышляли о строительстве башен. Высотные параметры зданий, еще вчера казавшиеся буквально заоблачными, быстро теряли ореол исключительности, превращаясь в самые заурядные технические характеристики. Список самых высоких построек современности обновлялся по нескольку раз в год.

На этом фоне особенно заметным достижением выглядит создание небоскребов, которые не только в определенное время возглавили мировой рейтинг высочайших зданий, но оказались в числе наиболее популярных и запоминающихся сооружений целого десятилетия. Любой архитектор вправе гордиться таким эффектным строением! Конечно, речь идет про малазийский знаменитый комплекс – башни “Петронас”.

Небоскребы – современное технологическое чудо, и в то же время они, «несомненно, символы богатства и власти. Впервые они возникли в конце XIX века, в крупных американских городах, таких как Нью-Йорк и Чикаго. Там новые богатства промышленности и торговли достигли своего пика.

Самый известный небоскреб – (1931), он более 40 лет оставался самым высоким в мире, но потом рекорд перешел к другому американскому зданию, (1974). И еще 20 лет никто не мог превзойти новую высоту.

Высокие башни-близнецы

Проект, который, наконец, побил рекорд башни «Сирс», не оказался очередным небоскребом в Атланте или Далласе – это была пара удивительных башен в Малайзии. После того как в Азии появились «экономические тигры», возникло новое средоточие денег и власти. Неизбежным результатом стало то, что в Китае, Корее, Тайване и Сингапуре начали появляться невообразимые здания. Когда-то грандиозные небоскребы были чисто западным (в первую очередь – американским) явлением. Теперь же они выросли по всей Азии как символы национальной гордости и экономического процветания.

Башни Петронас в Куала-Лумпуре – очевидное выражение намерений бывшего премьер-министра Датука Сери Махатхира бин Мохамада сделать Малайзию страной с индустриальной экономикой и лидером региона к 2020 году. Башни стоят посреди масштабной перестройки Куала-Лумпура, вокруг них постоянно уничтожаются остатки колониального прошлого и создается совершенно новое будущее Малайзии.

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад предложил построить башни в «исламском» стиле. Поэтому за основу плана симметричных зданий были приняты две восьмиконечные звезды, а Пелли добавил полукруглые выступы для устойчивости. В итоге яркое ступенчатое завершение обоих небоскребов получилось удивительно мультикультурным.

Создатель башен – американский архитектор Цезарь Пелли, он работал вместе с инженерной компанией «Торнтон – Томасетти». В одной из башен находится штаб-квартира правительственной нефтяной компании «Petroleum Nasional Berhad». Всего в башнях 750 000 м2 офисных помещений, 140 000 м2 торговых залов и залов развлечений, 4500 мест для машин на парковке. Также там есть центр для конференций, музей нефти и концертный зал. Одним из требований к проекту было обеспечить место, где офисные работники-мусульмане смогли бы совершать обязательные молитвы два раза в день.

Башни построены в основном из железобетона, что нехарактерно для таких высоких зданий. Правда, бетон был специально разработан для этого проекта. Они опираются на множество свай, забитых в землю, в мягкий камень под ней, на целых 93 метра. Такой необыкновенно глубокий фундамент может выдерживать вес огромных башен, высотой в 452 метра.

Конкурсный проект офисных зданий высотой 451,9 метра для нефтегазовой компании был принят в 1992 году. Возведение 88-этажных башен началось в 1994-м, а официальное открытие состоялось в 1999 году. Строительством занимались сразу две конкурирующие компании, и в процессе они решили множество уникальных технических и инженерно-строительных задач.

Например, в ходе геологических изысканий выяснилось, что выделенная для башен площадка находится на разнородных участках грунта, что привело бы к проседанию частей постройки. В итоге здания полностью перенесли на 60 метров и вбили сваи на глубину более чем 100 метров в мягкий грунт. Сегодня это один из самых больших бетонных фундаментов в мире.

Человек западной культуры, воспитанный на эстетике знаменитых американских небоскребов первой трети XX века, увидит в характере завершений Башни Петронас отсылки к иерархичным шпилям архитектуры ар-деко, ставшим вновь актуальными в высотной архитектуре благодаря распространению идей постмодернизма. Приверженцами мусульманских традиций многоярусное ступенчатое завершение с чередованием скругленных и прямоугольных выступов прочитывается как современное отражение исламского декоративизма.

Внимательный наблюдатель может усмотреть в этом сооружении также отсылки к старинной индуистской и буддийской архитектуре. И уж само собой напрашивается сравнение с соседними индонезийскими памятниками (в частности, с древним культовым комплексом Прамбанан на острове Ява). Кроме архитектурных ассоциаций возникает еще одна - с формой парадных головных уборов правителей Южной Азии. Так что многообразие завуалированных культурных кодов, когда каждый может найти в этом здании что-то свое, привычно-близкое, объясняет его высокую популярность у представителей самых разных народов.

Близнецы Башни Петронас - редкий пример комплекса, который вызвал огромное количество подражаний и реплик во всем мире (надо еще учесть, что возведены они отнюдь не на заре развития высоток, а совсем недавно). Еще в процессе строительства в 1996 году комплекс был признан самым высоким парным офисным комплексом, а спустя годы остается самой знаменитой парой из всех высотных близнецов мира.

После успеха «Петронас» сдвоенные высотные башни оказалась на пике моды. Многие именитые архитекторы стали предлагать заказчикам аналогичные

композиционные решения. При этом сам Сезар Пелли больше не возвращался в своем творчестве к этой идее, предпочитая разрабатывать иные образные решения, в том числе и для высотных зданий.

Башни Петронас исключительно высокотехнологичен, он буквально напичкан техническими новинками и новейшими материалами. Общая площадь всех помещений комплекса колоссальна: на 213 750 м2 могли бы поместиться 48 футбольных полей! А собственно здания с прилегающим участком занимают 40 гектаров городской территории.

Основу конструкции парного высотного комплекса составляет отнюдь не легкая сталь, как можно было бы предположить из-за ажурности очертаний фасадов. Существенным ограничением, повлиявшим на выбор основного материала для несущих конструкций, было требование построить небоскреб из малайзийских строительных материалов.

Местная промышленность не могла в нужные сроки произвести высококачественную легкую сталь. Поэтому для «Петронас» был разработан специальный эластичный бетон с добавлением кварца, сравнимый по прочности со сталью. В процессе строительства из-за некачественного бетона пришлось разобрать готовый и заново сделать целый этаж. В итоге небоскреб получился вдвое тяжелее аналогичных стальных.

Конструктивный каркас и внутренние пространства выверены до миллиметра. В башнях нет центрального стержня, а в лифтовых шахтах ради эффективного использования места ездят по два двухэтажных лифта, которые останавливаются каждый на своих этажах - четных либо нечетных. Кроме того, поскольку сейсмоустойчивость - важный фактор при строительстве во всем регионе, то к башням «Петронас» тоже были повышенные требования в этой области.

Устройство небоскребов таково, что они устоят, даже если лишатся поддержки трех из шестнадцати несущих колонн. Связующий ажурный мост на гигантских шаровых опорах тоже выполняет функцию дополнительной страховки: он не позволяет башням слишком сильно раскачиваться и отклоняться друг от друга, придавая конструкции большую жесткость и устойчивость. Кроме того, этот воздушный переход - еще один путь эвакуации между верхними частями комплекса при пожаре.

Упомянутый ажурный мост, соединяющий башни, в действительности крайне тяжел: его вес составляет целых 452,6 тонны. Эта часть комплекса специально изготовлена в Южной Корее и в разобранном виде (493 отдельных фрагмента) летом 1995 года перевезена в Малайзию. Сборка конструкции осуществлялась у подножия башен, а монтаж с основными объемами уже на высоте.

Проект здания с самого начала выполнялся с учетом нужд государственной нефтяной корпорации «Петронас», и в итоге штаб-квартира обошлась заказчику и основному инвестору в 2 млрд ринггитов (800 млн долларов). Но помимо удобного и статусного офиса компания стала обладателем одного из наиболее узнаваемых сооружений десятилетия, а Куала-Лумпур и Малайзия в целом приобрели новую главную градостроительную доминанту, поистине знаковый памятник современной архитектуры, да еще имидж передовой и прогрессивной державы региона в области современной архитектуры, инженерии и строительства - бонус, который невозможно исчислить в денежном выражении.

В здании есть музей, выставочные залы и художественная галерея, а на посещение смотровых площадок приходится потратить целый день, поскольку очередь выстраивается еще ранним утром, а к 6 утра уже прекращается регистрация на возможность попасть в эту очередь.

Ветреные высоты

Помимо прочности строений, есть еще одна большая проблема для таких небоскребов. Чтобы люди могли легко попадать на верхние этажи, нужно много лифтов, лифты занимают очень много пространства на этажах. Так что две 44-этажные «пристройки» возле башен нужны затем, чтобы в зданиях хватало места для офисов.

Между башнями есть двухэтажный «небесный мост» длиной 48 метров и весом 738 тонн. На высоте примерно в половину башен по нему можно перейти из одного вестибюля с лифтом к другому. Кроме того, это аварийный выход для поразительно высоких зданий. Такие здания от сильного ветра могут покачиваться, поэтому «небесный мост» прикреплен к зданиям подвижными креплениями, он 138 м может смещаться с каждой стороны до 30 сантиметров. Башни с «небесным мостом» кажутся огромными воротами обновленного города, который быстро растет вокруг них.

Башни Петронас больше не считаются самым высоким зданием в мире. В 2004 году рекорд перешел к тайваньскому небоскребу «Тайбэй 101». Кроме того, гигантские здания сейчас строятся в Южной Корее и Шанхае. Стоят ли эти здания тех огромных денег, тех ресурсов и энергии, которые в них вкладываются, – это политический вопрос, и на него до сих пор нет ответа.

Махатхир доказал, что азиаты могут добиться развития без демократии и процветания без политических прав. Исторически небоскребы были символами западного капитализма и бурной энергии развития. Могут ли они служить символами чего-то в совершенно других культурах – мы еще увидим. Но они уже производят впечатление, напоминая нам о стремлении к переменам, которое сделало Азию сильной и вывело ее в XXI век.

Свидетельства популярности творения Пелли мы можем наблюдать в массовой культуре. В фильме «Западня» с участием Шона Коннэри и Кэтрин Зета-Джонс значительная часть интригующей истории про крупнейшую электронную банковскую кражу накануне нового, 2000 года разворачивается в необычных пространствах парного малазийского небоскреба. Наиболее захватывающий эпизод снят на подвесных конструкциях и праздничной иллюминации моста, соединяющего верхние части башен. Ловкий побег героев фильма завершается прыжком с парашютом в лифтовой шахте, что было бы невозможно в менее технически совершенном и не столь масштабном сооружении.

И если в цифровом выражении у малайзийских близнецов постепенно появляется все больше конкурентов, то по образно-художественному уровню эту работу смело можно считать одной из подлинных вершин творчества Сезара Пелли.