Самолеты

Путешествие по нормандии. Нормандия и Бретань - самостоятельное путешествие

К ак посмотреть главные красоты региона и не испортить первое в жизни автопутешествие.

Небольшой рассказ об увиденных достопримечательностях Нормандии и немного практических советов.

Подготовка:
В июле 2009 года я отправилась в отпуск в Париж со своими друзьями Катей, Колей и Димой.
Решение о том, что мы будем брать машину, чтобы съездить в Нормандию, было принято нами за неделю до самой поездки. Так уж вышло. Только за 7 дней до отпуска выяснилось, что у всех есть желание добраться до Мон-Сан-Мишеля, а путь автобусами-поездами туда будет весьма геморройным и влетит в копеечку.

Вариант с арендой машины выглядел вполне привлекательно. Одно маленькое «но» нас тормозило. Из всей компании права были лишь у меня, а мой реальный стаж вождения составлял всего 2 месяца:(Кроме того, водить я умела только машину с автоматом.

Когда я стала рыть Интернет в поисках подходящего авто для аренды, выяснилось, что машин НЕТ. Автомат во Франции редок, да и опять же - сезон:(. Ну, то есть были, например, Мерседесы C-класса по каким-то заоблачным ценам, а ничего «среднего» не наблюдалось. Каким-то чудом я набрела на сайт одного автоброкера, который и обеспечил нам C3 c автоматом в прокатной конторе ALAMO за 210 евро за 2 дня.

1ый день: Париж - Лез Андели-Этрета-Гавр-Ароманш

Первые проблемы "чайников"
Красный С3 ждал нас на парковке Лионского вокзала. Дима, который взял на себя функцию штурмана, почему-то был уверен, что в прокатной конторе ему дадут в аренду и навигатор. Какая наивность! Если вдруг кто-то думает так же, спешу вас разочаровать - навигатор «дают в аренду» только в комплекте с машинами премиум-класса, где он просто-напросто встроен. Отдельно навигатор вам никто не даст.

В арсенале у нас была только мишленовская карта автодорог Франции 1990 года издания:)
Служащий проката выдал нам документы и ключ, нарисовал на бумажке, как выехать с парковки на набережную. По набережной нужно было двигаться прямо, чтобы доехать до «Парижской Кольцевой Автодороги» (в оригинале Périphérique). Уже с нее мы, по всем расчетам, должны были съехать на трассу А13, ведущую в Руан.

А дальше было развлечение под названием «выезд из Парижа» на полтора часа. Сначала мы случайно проехали развязку с Периферик, и уехали не на ту трассу. Потом развернулись, доехали до Периферик, съехали с нее в парижский пригород Сан-Дени и блуждали по нему еще минимум полчаса в поисках выезда на А13. Затем нашли выезд, но слегка промахнулись - на развязке выбрали не тот тоннель, который в итоге привел нас в парижский квартал небоскребов Дефанс. Все были на нервах, и уже было начали ругаться, и тут небеса над нами смилостивились, и всего минут через 15 мы смогли принять нужное направление.

В последующие путешествия я всегда брала с собой GPS. Что и всем советую. Он очень сильно облегчает жизнь юного автопутешественника.

На трассе А13 нам встретился первый пункт оплаты дороги. Я, конечно, примерно знала, как в него заезжать, как оплачивать, но не догадывалась об одной важной детали. Если в твоей кредитной карточке нет чипа, она, скорее всего, не сработает в автомате для оплаты! Слава богу, нас было 4 взрослых человека с разнообразными банковскими картами, одна из которых подошла автомату. Крайне неудобно было бы сдавать назад и перестраиваться в другую очередь.

Первые радости: Лез Андели (Les Andelys)

Спасибо Кате, это она раскопала информацию об этом живописном месте и заставила нас сделать первую остановку на маршруте именно здесь. Городок расположен в 85 км от Парижа и знаменит он замком Ричарда Львиное Сердце и удивительными видами на реку Сену. Здесь Сена совсем не такая, как в Париже.

Развалины замка горделиво возвышаются над местностью.


Мы закупились продуктами в супермаркете, поднялись на холм к замку и устроили там пикник.

Кстати, при всей невероятной красоте и туристической ценности, здесь было не очень много людей - буквально один автобус с туристами (все они разбрелись по развалинам), да 5-6 частных автомобилей.

Этрета (Étretat)

А это был мой «пунктик» - увидеть скалы и арки Этрета. Я столько раз о нем слышала, видела на фото друзей, и ура, наконец-то я тут!


В Этрета пляж с крупной галькой очень крутой и неудобный заход в море. Но нас это не остановило - мы пошли купаться. Окунание в холодные воды Ла-Манша позволило снять остатки стресса от «выезда из Парижа».

Отдохнув немного на пляже, мы полезли фотографироваться на знаменитые скалы.

Мост Нормандия и побережье
Следующим пунктом в нашем маршруте значилось «Осмотр мест высадки союзников». Это была «димина тема», за эту часть маршрута отвечал он. К слову, военные мемориалы есть практически по всему побережью. Даже в том же Этрета имеется несколько объектов времен Второй Мировой. И сложно сказать, какие из них обязательны для просмотра, а какие менее интересны.

Дима решил направиться в какой-нибудь небольшой город на побережье в районе Кана (Caen). Именно в этом районе проходила высадка 6 июня 1944 года. Наш выбор пал на Ароманш (Arromanches). Диме было знакомо это место по игре Call of duty:) Там мы планировали заночевать.
Из Этрета мы поехали по побережью через Гавр (где опять слегка заблудились), а затем, через мост Нормандия на трассу до города Кан.

Мост Нормандия - самый длинный вантовый мост в Европе. Фактически - еще одна достопримечательность, которая привлекает туристов в регион. Мы же на него попали фактически случайно (на моей карте 1990 года издания он не был обозначен, т.к. был построен в 95-м:)), выезжая из Гавра по указателям на трассу А13. Но красотой и масштабностью сооружения, конечно же, впечатлились.
Мост, кстати, является платным, стоимость проезда по нему для легковушек - 5 евро.

Только в районе 9 вечера мы добрались до Ароманша. Нам повезло, мы достаточно быстро нашли гостиницу. Был вечер со среды на четверг, и места можно было найти без предварительной брони. Вполне приличные 2*, 50 евро за двухместный номер без завтрака.

Кстати, если вы рассчитываете на ночлег в каком-нибудь маленьком городке на побережье Ла-Манша, постарайтесь приехать в него не позже 8 вечера. В 10 вечера, когда мы закинули вещи в номер и пошли искать ужин, в городе уже все было закрыто, ни в одном кафе не работала кухня. Нам удалось купить только пиво и какие-то жуткие гамбургеры в закрывающейся лавочке неподалеку от отеля.

2ой день: Места высадки союзников - Мон-Сан-Мишель - дорога в Париж

Утром мы замечательно позавтракали в ресторане с видом на море, погуляли по пляжу, рассмотрели местные военные мемориалы.

Затем взяли в отеле план ближайших расположений военных укреплений времен войны и направились туда (15 минут на машине по извилистым деревенским дорожкам).

Осмотрев немецкие ДОТы и полазив по укреплениям, мы направились в Мон-Сан-Мишель.
По дороге мы заехали на ферму, где прикупили кальвадоса. Такие фермы встречаются на дорогах Нормандии повсеместно.

Mont-Saint-Michel

Ну, про него рассказывать, я считаю, нет особого смысла, т.к. это вторая после Эйфелевой башни самая известная достопримечательность Франции.

Дам лишь несколько практических советов.
В Мон-Сан-Мишеле я была 2 раза - оба раза в будние дни. Народу там много всегда. Но летом просто невероятно много. Я думаю, туда нужно приезжать либо совсем рано утром, либо уже поздно вечером, когда народ схлынул. Мы же добрались туда около полпервого, и попали в самое популярное время. Людей на главной улице города было больше, чем в московском метро в час пик:(

Когда вы въедете на огромную парковку у Мон-Сан-Мишель, не паркуйтесть в ее начале, думая, что ближе к замку уже нет мест. Все думают точно так же, поэтому ближе к замку места будут. В итоге мы, «удачно» запаковавшись в начале, протопали полтора километра до замка и столько же потом обратно.

Дорога в Париж.
Обратно мы решили поехать по дороге N12 через Алансон и Дьё.
В результате наша дорога домой растянулась на 5 с половиной часов с учетом короткой остановки обед в придорожном трактирчике.

Так что если ваша цель - посмотреть максимум интересного за пару дней и не умереть от усталости, забудьте об экономии на бесплатных дорогах. Они для передвижения на короткие расстояния. Во Франции большинство нормальных трасс - платные. На нашем маршруте встретилась только одна удачная бесплатная автомагистраль - A84, по которой мы ехали от Кана до Мон-Сан-Мишеля. Там было все, как на платной трассе: 2-3 полосы в одну сторону, максимальная скорость 130 км/час, местами 110 км/час.
Обычная бесплатная автодорога (они на карте с литерой N, «nationale», т.е. государственная) имеет одну или две полосы в одном направлении. Разрешенная скорость на ней, как правило, 90 км/час.
При этом дорога N проходит через кучу населенных пунктов, где разрешенная скорость 50 км/час. А уж если вы попали в участок с одной полосой, а перед вами едет какой-нибудь трактор, то вы будете мееееедленно ехать в колонне за ним, пока дорога не расширится или не появится редкая возможность его обогнать в месте, где допустим обгон по встречке.

Так мы и чесали по этой национальной дороге. Единственным утешением для нас были милейшие провинциальные пейзажики.

В Париж мы прибыли уже около полдесятого. Слава богу, в этот раз более-менее нормально удалось сориентироваться, найти с первого раза и Периферик, и нужную развязку, набережную, а затем Лионский вокзал и парковку.

Я ничуть не пожалела о том, что мы поехали на авто в Нормандию. Маршрут у нас для первого знакомства с регионом получился очень даже неплохим. Конечно, мы не увидели Онфлер, Довиль/Трувиль, Руан и Сан-Мало. Но ведь ничто не мешает посетить эти места в следующий раз. 

Самостоятельное путешествие на машине по Нормандии и Бретани позволило мне добраться до Ренна, увидеть, как хороша бывшая столица герцогов Бретонских, оценить достопримечательности Ренна и выяснить, где в Ренне можно поесть недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт про Бретань

Уходящий день путешествия на машине по Нормандии и Бретани получился довольно насыщенным: осмотрев Сен-Мало и заглянув на пляжи Динара , мы затем отмахали порядка сотни километров по трассе, чтобы успеть добраться до гостиницы в Ренне прежде чем закроется её стойка регистрации. Я уже имел опыт общения с сетью «Appart ’City », и знал, что если заявиться в неурочные часы, придётся потом дозваниваться до центральной диспетчерской, вести переговоры насчёт кода от сейфа с ключами и так далее. Так что я по мере возможностей нажимал на педаль газа и нервничал. К счастью, мы управились как раз вовремя, появившись в холле отеля за четверть часа до ухода портье.

Отзывы на отель «Appart "City Rennes Saint -Gregoire » упоминали его неудачное расположение в дальнем пригороде, однако, как я выяснил, рядом проходит автобусный маршрут и поскольку остановка находится почти напротив гостиницы, по-моему, добраться до центра Ренна не составляет особого труда. А вот что мне не понравилось, так это соседство иммигрантов: стоящие рядом здание переполнены семействами негров и арабов. На разные мысли наводила и огороженная забором автостоянка для гостей отеля… Но так как никаких эксцессов с нами за время проживания не произошло, то подозрения остались подозрениями…

Плюсом я называл бы, помимо бесплатной автостоянки и вполне сносных условий проживания, наличие рядом продуктового супермаркета. Цены на продукты по Франции сильно разнятся в зависимости от сети магазинов, и «Lidl » часто оказывается чемпионом. Он и работает допоздна, так что я культурненько затоварился там сразу после того как мы распаковались. Отныне у нас имелся и плотный ужин, и солидный завтрак, а затраты составили всего полтора десятка евро…

Наутро, прекрасно выспавшись, отдохнув и наевшись, мы погрузились в авто и отправились осматривать достопримечательности Ренна.

Городок, в общем, слабо известен в туристических кругах, и если он упоминается теми, кто написал отчёты о путешествии по Бретани, то обычно в связи с поездкой в Мон-Сен-Мишель, потому что пересадку на местный автобус туристы, прибывшие из Парижа поездом, делают в Ренне. А ведь этот уголок Франции обладает на диво старинной и очень интересной историей. Город основали примерно в I веке до нашей эры кельты, и римляне, знавшие толк в организации дел, по достоинству оценили удобное расположение поселения. Через бывшие владения племени редонов протянулись торговые пути из глубины Галлии к побережью и далее в Англию, благодаря чему Редонум начал процветать. Когда Римская империя распалась, область оказалась между двух огней: с одной стороны напирали франки, с другой к ней проявляли интерес бритты. В итоге Нант, Ренн и Ванн оказались объединены под скипетром герцогов Бретани. Город упорнее всего сопротивлялся всем, кто хотел его покорить, и продолжал бороться даже когда почти всё герцогство досталось французам. В 1491 году бретонцы утратили независимость окончательно, но про былые времена вовсе не забыли.

Внешний вид Ренна того времени определяло наличие окрест густых лесов: Париж и другие города Франции постепенно лишились возможности строить дома из дерева и перешли на более дорогие материалы, а столица Бретани активно использовала древесину вплоть до начала XVII века. Конец этой традиции положил пожар, вспыхнувший 23 декабря 1720 года и погубивший порядка девятисот зданий. Тем не менее, пострадала только северная часть города, и в центре сохранилось множество фахверковых построек, придающих району возле собора Сен-Пьер необычайную живописность.

План застройки пепелища разработал Жан Габриель, будущий придворный архитектор короля Людовика XV. Его трудами городские кварталы образовали более-менее упорядоченную сетку, строительство зданий велось исключительно из камня. С того времени Ренн получил тот хитрый вид, которым любуются туристы: одна часть города служит напоминанием о средневековье, вторая обустроена на новый лад.

В том, как по-разному выглядит Ренн, мы убедились когда покинув гостеприимный отель прокатились через центр бывшей столицы независимого государства с севера на юг. Из окна машины город смотрится довольно современным, по крайней мере если ехать через те кварталы, где разрешено движение автомобилей. В районе вокзала он вообще кажется смахивающим на парижский Дефанс с уменьшенном масштабе. А вот если перевалить, как это сделали мы, через железнодорожные пути и сдвинуться ещё малость к югу, окружающая застройки сильно изменится; мне местность напомнила пригороды Лондона с их невысокими домами и палисадниками. Только там мы нашли место, где можно бесплатно оставить машину в Ренне: центральные улицы были заставлены либо запрещающими знаками, либо парковочными автоматами. А тут у нас вышло припарковаться довольно близко от центра, и задарма…

Первым делом мы направились на вокзал Ренна, надеясь там разжиться картой местности – взятая в отеле схема была примитивной ксерокопией, к тому же плохо сделанной. К сожалению, внутри терминала турофиса не нашлось, но за исключением этого недостатка там всё обустроено как надо. Есть и кафе, и магазины, и эскалаторы, и хорошо видимые информационные табло. На одном я высмотрел автобус, которым можно добраться из Ренна до Мон-Сен-Мишель: его отправление приурочено к прибытию очередного поезда из Парижа. Значок чётко указывал, что ехать надо будет автобусом, а не электричкой «TER », и что отправление состоится с автовокзала местных линий, который находится тут же. В общем, если хочется точно знать, откуда в Ренне отправляются автобусы до Мон-Сен-Мишель, надо держать в уме правую часть привокзальной площади; ориентиром станет отель «Ibis Styles Rennes».

Турофис мы нашли гораздо позже, когда углубились в исторические кварталы. Он находится на Quai Lamennais. Она кажется площадью, но на самом деле это форменная набережная, даром что русло реки скрыто асфальтом. Прогуляться по этому импровизированному бульвару приятно, но куда интереснее сунуть нос в старые кварталы Ренна – вот уж где красота!

Реально, стоило нам свернуть с так называемой «набережной», как нас встретили кривые улочки, фахверковые домики, поросшие мхом стены и другие атрибуты старины. Мы только и делали, что любовались пейзажами да снимали красивые кадры… Особенно мне запомнились дома на Rue du Champ Jacquet: три из перекосились так сильно, что середина окна третьего этажа находится по вертикали там же, где край окна на первом. Думаю, если бы не тесное соседство других построек, подкреплённое залитым в щели уплотнителем, эта компания подражателей Пизанской башни уже могла бы завалиться…

Гулять по району было чертовски приятно, однако в какой-то момент пришлось взять себя в руки, чтобы планомерно осмотреть основные достопримечательности Ренна. Первой ласточкой стал собор Сен-Пьер, возвышающийся над округой. Громадный готический храм построили примерно в XII веке, но так как в 1490 году его башня и западный фасад обрушились, современный облик здание приобрело существенно позже. Сначала, в 1540-х годах был восстановлена часть собора, в середине следующего века начался второй этап реконструкции, а башни удалось дотянуть до положенной отметки 48 метров только к началу восемнадцатого столетия. Казалось бы, на этом можно угомониться, да не тут-то было: в 1754 году старая структура принялась натурально рассыпаться. Тогда местные власти решили подобру-поздорову снести большую часть собора, чтобы выстроить её заново. Со сносом они справились успешно, но воплощение в жизнь второй части замысла пришлось отложить из-за начавшейся Французской революции. Работы стартовали только в 1816 году и с грехом пополам завершились через сорок лет. Тогда самой заметной достопримечательности Ренна и придали неоклассический вид, заменивший первоначальную готику.

В нескольких минутах ходьбы от собора находятся две приметные церкви. Мы сперва идём на северо-запад, где стоит E glise Saint- E tienne. Храм считается старейшим в Ренне, его впервые упоминают документы XII века. Здание спустя четыреста лет перестроили, а в 1740-х годах к нему прибавилась внушительного вида колокольня. Это окончательно сформировало облик церкви, обставляющей по размерам все другие религиозные постройки за исключением собора.

Стоит дойти и до другой достопримечательности Ренна: базилика Сен-Совер очень неплоха. Её построили в конце XVIII века для августинского монастыря на месте небольшой средневековой часовни. Когда та начала от старости рассыпаться, монахи очень обрадовались возможности обзавестись более просторной церковью. Их места сбылась, и с 1700 года центр города украсился очень приятным зданием.

Теперь надо сдвинуться на пару кварталов к северу, чтобы оценить, как шикарно смотрится величественный храм Сен-Обен, чьи стены покрывает плющ. Кажется, что базилика возведена много столетий назад, но это чистый обман, потому что старую приходскую церковь снесли в начале XX века и выстроили на её месте ту красоту, которая нынче радует глаз.

К следующей достопримечательности Ренна тоже не придётся долго идти: дворец парламента Бретани расположен примерно в четырёхстах метрах на юго-восток от базилики Сен-Обен. Вообще-то к этому громадному ансамблю лучше подходить с юга, чтобы сразу подпасть под его обаяние – здание стоит не само по себе, оно замыкает перспективу просторной площади и рядом с ним стоят весьма импозантные дома. Мы вот выскочили сбоку и потому сперва оценили декор, а размеры только потом. Дворец, чьё строительство заняло больше 40 лет, распахнул свои двери для депутатов в 1655 году. Его проект разработал архитектор Жермен Готье, выбравший стиль французского маньеризма. Получилось очень впечатляюще и не зря любой путеводитель по Бретани называет дворец парламента жемчужиной местной архитектуры.

Но вообще-то мне куда больше понравилась другая постройка, дворец Сен-Жорж, расположенный в сотне метров восточнее. Здание, выстроенное в 1670-х годах, смотрится на редкость здорово, особенно если созерцать его с юга, где перед парадным фасадом с его девятнадцатью арками распростёрт ковёр из травы и цветов. Раньше на месте дворца располагались корпуса бенедиктинского монастыря, основанного в 1032 году. Новый вариант оказался куда приятнее глазу, но долго наслаждаться проживанием монахиням не удалось, потому что грянувшая революция изгнала их из родной обители. Сейчас помещения интереснейшей достопримечательности Ренна заняты административными службами местного правительства.

Помимо перечисленных объектов маршрут экскурсии по Ренну должен включать и церковь Сен-Жермен. Этот образец готической архитектуры строили мучительно долго: начали в 1470 году, закончили только спустя 220 лет. Зато храм сохранил исторический вид и вдобавок уцелели созданные тогда витражи, которые пережили революцию, войны, бомбёжки и другие катаклизмы.

Познавательную прогулку по историческому центру бывшей столицы бретонских герцогов можно было бы продолжить, но так как весь предыдущий день моя половина не имела возможность рыскать по магазинам, её настоятельную просьбу провести шоппинг в Ренне пришлось уважить. Впрочем, по ходу дела довольно быстро выяснилось, что магазины в историческом центре ничем порадовать не могут. Как следствие, нашего пристального внимания удостоился торговый комплекс «Les 3 Soleils », где помимо прочего есть секция «C &A ». На мой взгляд, чтобы сделать выгодные покупки во Франции, данная марка подходит как нельзя лучше, и мы смогли купить мне за 12 евро светлые бриджи, а моя радость разжилась двумя симпатичными блузками. Словом, я рекомендую заглянуть в этот громадный центр, занимающий место на западной стороне площади де Голля.

Ну и прежде чем распрощаться с городом, нужно напоследок сказать о том, где можно поесть в Ренне недорого. Самое оптимальное тут вести поиски в старых кварталах, если не устраивают точки фаст-фуда в торговых центрах и возле вокзала. Лично мне запомнились те заведения, что выставили столики перед фасадом базилики Сен-Обен. Там и окружение шикарное, и цены достаточно невеликие, как следует поесть можно за 17-20 евро. Также рекомендую заглянуть на Place Saint-Michel и пройтись оценивающим взглядом по её окрестностям. Уверен: прогулка быстро приведёт в такой ресторан, где можно будет поесть в центре Ренна очень сытно и недорого.

Подводя итог путешествия на машине по Нормандии и Бретани, могу сказать, что всё прошло как по маслу, и все мои опасения насчёт аренды авто оказались напрасными. У нас не возникло проблем ни с непривычным ритмом движения на дорогах Франции, ни с поведением водителей, ни с техникой. Даже животрепещущий вопрос, можно ли бесплатно парковаться во французских городах, получил положительный ответ, и за всё время поездки мы не заплатили за стоянку ни одной копейки. Что касается общих расходов, то они окупились с лихвой, потому что цена аренды машины во Франции с учётом стоимости потраченного топлива всё равно многократно перекрыла ту сумму, которую нам пришлось бы потратить на поезда и автобуса, вздумай мы ехать в Бретань из Парижа общественным транспортом.

В общем, после той поездки я окончательно убедился в том, что совершать поездки по Европе на арендованной машине просто и удобно…

Место действия - начало мая 2017 г., мы в Париже и у нас есть неделя. Давно манили северные регионы Франции, а потому было решено потратить эту неделю именно на них.

Наш маршрут выглядел следующим образом (карта ):

День 1: Giverny - Rouen

Запрыгнув в арендованную машину, мы уезжаем из нелюбимого Парижа.

На пути в город Руан - ворота в Нормандию, есть как минимум одно место, достойное посещения - дом-музей Клода Моне. Если хотите увидеть воочию кувшинки, которые вдохновили мастера на многочисленные полотна и прославили его, - обязательно заезжайте в Живерни (около 80 км от Парижа).

Город Руан печально известен тем, что именно в нём сожгли на костре бедняжку Жанну д"Арк. Если абстрагироваться от этого печального события, то город очень красив и определенно достоин посещения.


Отель: Могу порекомендовать Mercure Rouen Centre Cathedrale (центрее некуда, есть подземная парковка, всё новенькое).

Еда: Не пропустите рынок на главной площади, а особенно рыбную лавку, где свежайшие морепродукты готовят прямо при вас.

День 2: Etretat - Fecamp

В 100 км от Руана находится городок Этрета - место притяжения всех туристов в Нормандии.

Именно в этом месте, по обеим сторонам от городка расположены известняковые отвесные скалы, которые так любил рисовать Моне! Вид со скал и правда завораживающий.. Подъём в гору довольно тяжел, однако поднимаются и пожилые люди, и с маленькими детьми.

Если вам повезёт найти в Этрета приличный отель, то вы можете тут же и заночевать, чтобы полюбоваться белыми скалами в вечерней подсветке. На мои даты в местных отелях не было мест, поэтому ночевать нам "пришлось" в городке Фекамп, что в 20 км от Этрета.

Фекамп - маленький портовый городок, известный тем, что именно тут монахи-бенедиктинцы придумали знаменитую настойку Бенедиктин. Говорят, что рецепт потерялся, но в прошлом веке некий предприимчивый человек его "нашёл" и сколотил огромное состояние на производстве напитка. Бенедиктин со льдом прекрасен! В городке есть целый дворец-музей, посвященный этому ликеру.

Note: Нормандское побережье печально известно боями, которые шли тут во время Второй Мировой Войны. На пути встречается много памятных табличек, укреплений, фортов. Также есть огромное кладбище и мемориал. Каждый для себя решает сам, посещать ли во время путешествия по Нормандии места воинской славы или же ограничиться только историческими и природными городами и достопримечательностями.

Ренн - довольно большой город, не впечатливший меня особо ничем. Хороший stop-over для ночёвки, не более.

День 7: Tours - Vouvray - Amboise

При планировании маршрута по Нормандии и Бретани у меня оставалась пара "лишних" дней, которые решено было потратить на Долину Луары!

Долина Луары - знаменитый винодельческий регион, тянущийся практически от океана до середины Франции. Виноградники расположены по обеим сторонам от реки (сама река, кстати, совершенно не выразительная и не симпатичная).

Просвистев 250 км от Ренна, мы сделали небольшую остановку и размяли ноги в Туре, а от Тура вдоль реки Луары поехали в сторону виноделен.

Могу порекомендовать (1) экскурсию и тейстинг на винодельне Marc Bredif в регионе Вувре - гид говорит на хорошем английском, дегустация стоит не дорого, как и само вино (есть даже игристое), (2) биодинамическую винодельню Domain Vigneau-Chevreau (экскурсии нет, только дегустация и продажа), а также (3) семейную винодельню Caves du Pere Auguste - возглавляет ее внук основателя, работают там почти одни только члены семьи!

Отель: В Долине Луары мне очень хотелось остановиться в старинном шато, желательно с хорошим рестораном. Путём долгих поисков выбор пал на Chateau de Pray , основанное в 1244 году! Очень красивые интерьеры, небольшая, но ухоженная территория.

Еда: При шато работает ресторан с одноименным названием с одной звездой Мишлен, бронирование обязательно. Если кратко - еда вкусная, но обслуживание просто ужасающе медлительное и долгое! Наши два блюда растянулись на 3,5 часа!! Это непозволительно, на мой взгляд - так мучить гостей!

День 8: Chenonceau - Sancerre

Долина Луары знаменита не только винами, но и замками, коих тут несколько десятков. Один из самых известных - замок Шенонсо, построенный в 16 веке и принадлежавший в разные годы Екатерине Медичи, женам и любовницам королей и т.д. В замке очень хорошо сохранились внутренние интерьеры, в том числе мебель, ковры, камины и т.п. Примечательной особенностью замка является мост-галерея, построенный через реку Шер! Во время Второй Мировой Войны противоположный берег был занят фашистами, и, говорят, почти всё время на замок были нацелены орудия, готовые его уничтожить в любой момент, но по какой-то счастливой случайности этого не случилось, и замок дошёл до наших дней в первозданном виде!

Апелласьон Сансер - очень известный винодельческий регион Франции и самый заменимый представитель вин региона Долина Луары (напряду с Пуйи-Фюме). Основной сорт винограда тут - савиньон блан.
Карта

Сам городок Сансер расположен на холме, а вокруг виноградники - вид потрясающий! Прикупив вина и сыра, мы устроили пикник прямо на крепостной стене=)

У нас не было времени забронировать экскурсию по винодельне, поэтому мы просто заехали на дегустацию практически в первую попавшуюся - Eric Louis.

Полюбовавшись Сансером, всплакнув над смешными ценами местных вин, мы погрузились обратно в машину и через каких-то 210 км уже были в Париже.

14.08.2017

Пляжный отдых во Франции обычно прежде всего ассоциируется с югом и средиземным морем. Между тем хорошо знающие свою страну французы отдают предпочтение пляжам Нормандии. Просто нужно выбрать правильные время и место.

Довиль – богатые особняки, шикарные пляжи, чистейший океан...

Северо-западные регионы Пятой республики, Нормандия и Бретань, которые в силу их расположения русскому человеку трудно соотнести с пляжным отдыхом – во-первых, «север», во-вторых, формально не открытое море или океан, а берега сурового Ла-манша, – привлекают в основном экскурсантов в рамках коротких организованных поездок из Парижа. Однако путешествие по Нормандии – живописному зеленому краю с богатым культурно-историческим наследием, фантастическими пейзажами и не менее славными гастрономическими специалитетами – занимательнее средиземноморских курортов. Отправляться сюда лучше всего на пике лета, в июле-августе, когда почти везде во Франции жарко, и даже вода в Ла-манше прогревается до приемлемой для купания температуры. Начало сентября – тоже неплохое время: еще довольно тепло, а в Довиле к тому же проходит известный кинофестиваль американского кино, который по масштабу и уровню приезжающих звезд можно назвать если не «младшим братом», то уж точно «кузеном» знаменитого Каннского.

Вообще, путешествие по городам Нормандии можно назвать настоящим наслаждением для киномана: огромное число культовых французских фильмов снималось именно здесь, а актеры первой величины, такие как Жан Габен, Ален Делон, Лино Вентура, Луи де Фюнес, Анук Эме, Робер Оссейн, Мишель Морган, и десятки других часто приезжали сюда отдохнуть и набраться вдохновения.

Самые известные исторические курорты Нормандии – Довиль-Сюр-Мер и Трувиль-Сюр-Мер, так называемая «Парижская Ривьера», или даже «XXI округ Парижа» – связаны со столицей скоростным шоссе.

Также не представляет никакого труда с комфортом доехать сюда из Парижа на прямом поезде всего за два часа. А для путешествие по Нормандии лучше всего арендовать автомобиль, чтобы увидеть удаленные от крупных городов природные достопримечательности и лучше прочувствовать невероятную сельскую красоту Нормандии.

Трувиль и Довиль, появившийся на карте маршрутов для аристократии чуть позднее, в начале XIX века, были, как и большинство ныне знаменитых французских курортов, небольшими рыбацкими деревушками, примечательными разве что своей живописностью. С появлением моды на морские купания и солнечные ванны сюда, привлеченные широкими красивыми пляжами, все чаще стали приезжать состоятельны е отдыхающие, вслед за этим не заставило себя ждать появление инфраструктуры для богатых и знаменитых. К 1840–1860 годам относится бурное строительство роскошных отелей, частных вилл, развлекательных заведений и променадов в Трувиле. А уже к 1870-му этот курорт расцвел и стал популярен у представителей самых высших кругов европейской аристократии.

Довиль-Сюр-Мер, брат-близнец Трувиля, отделен от него лишь руслом реки тук. «Направо пойдешь – в Трувиль попадешь, налево пойдешь – в Довиль попадешь» – ориентир, если стоять лицом к океану в районе порта. Территория курортов довольно компактная, и, отдыхая в одном из них, не составляет никакого труда перемещаться в соседний.

В 1860-х, когда Трувилю уже стало некуда расширяться, появился проект курорта Довиля, авторами которого стали доктор Олифф, сводный брат императора Наполеона III герцог Де Морни и банкир Арман Донон. Упор был сделан на престижность нового места отдыха. На бывшей болотистой местности удивительно быстро вырос городок с огромными отелями, казино, ипподромом и вымощенным деревом променадом с резными кабинками для купания, которые и по сей день остаются одним из узнаваемых символов Довиля. «Золотой век» курортов пришелся на конец XIX – начало XX века, когда пышный имперский стиль архитектуры дополнился роскошными зданиями в стиле бель эпок. Несмотря на то, что многие уникальные виллы из архитектурного ансамбля Довиля и Трувиля были уничтожены (после Второй мировой войны или стараниями некоторых ретивых градоначальников городков), все же сегодня можно остановиться в большинстве из старинных исторических отелей, построенных на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. По-прежнему безупречен знаменитый пятизвездочный отель «Нормандия», часто становившийся местом действия кинофильмов, например «Барон де Л`Эклюз» с Жаном Габеном. По-прежнему роскошен отель «Рояль» в Довиле, по-прежнему открывает свои двери для игроков «Гранд-казино» в Трувиле…

Прогулки по историческому дощатому променаду вдоль океана в Довиле отсылают к одной из самых романтичных картин современности – «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Если вы захотите выпить чашку кофе или пообедать с видом на океан, стоит выбирать Bar du Soleil, Bar de la mer или ресторан Le Ciro`s – это заведения, которые ведут свою историю с начала XX века и видели немало знаменитых гостей. На курортах традиционно востребованы казино, ипподром, конные прогулки вдоль берега. В ближайших окрестностях Довиля и Трувиля можно найти безупречные поля для гольфа, которыми вообще славится Нормандия. Центр талассо-терапии и множество спа, плавательные бассейны с подогреваемой морской водой, яхт-клуб, теннисные корты, шопинг-центры расположены на территории между отелями и дощатым променадом.

Набережная Онфлер

Посетить живописный, будто сошедший с полотен импрессионистов городок Онфлер в 15 км от Трувиля. Сердце Онфлера и главная точка притяжения для туристов – его гавань, обрамленная очаровательными старинными особняками в нормандском стиле.

Проехать по 40-километровому «Пути сидра», который начинается примерно в 20 км к востоку от города Кан и проходит через аутентичные маленькие деревеньки с фермами. Здесь производится один из главных специалитетов Нормандии – яблочный сидр и его более крепкая производная – бренди Кальвадос, можно все это продегустировать и купить. К тому же регион – родина знаменитого на весь мир сыра Камамбер, и нигде, кроме Нормандии, вы не найдете такого выбора разновидностей и вкусов этого сыра.

Прогуляться по краю почти отвесных скальных обрывов вокруг деревни Этрета (20 км к юговостоку от города фекан) и увидеть мощные утесы-арки, которые стали одним из самых узнаваемых символов Нормандии в мире. Полюбуйтесь на безлюдные пляжи у подножия скал – дикие и поражающие мощью волн.

Посетить одно из чудес франции – остров Мон-Сен-Мишель с расположенным на нем аббатством, а по сути – отлично сохранившийся средневековый город, первые упоминания о котором относятся к 709 году. Мон-Сен-Мишель входит в число самых популярных достопримечательностей страны и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому не увидеть его, будучи в Нормандии, было бы как минимум обидно.

Увидеть памятные места второй мировой. Северное побережье региона в конце второй мировой войны стало местом, где 6 июня 1944 года развернулась операция высадки союзных десантных войск под кодовым названием «Оверлорд». Пляжи Омаха, Юта, Суорд, Джуно и Голд стали местами кровопролитнейших боев воздушно-десантных дивизий англичан и американцев с гитлеровскими войсками. Одна из самых мощных по эмоциональному воздействию достопримечательностей этих мест – американское военное кладбище с кажущимися бесконечными рядами скромных белых крестов.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Елена Куриленко

  • Время
  • Длина маршрута : 230 км, чуть больше 4 часов чистой дороги.
  • Передвижение : на машине удобнее, так как не надо ждать автобусов, но общественным транспортом вполне удобно: как на поезде, так и на автобусах.
  • Бонус : частично проедете по « «, так что готовьтесь дегустировать прекрасные местные вина.

Маршрут по Эльзасу:

Маршрут Бургундия — Рона-Альпы — Центр — Париж

Этот маршрут проведет вас по основным достопримечательностям центральной Франции, открыв вам традиционную , включая известнейшие , и знаменитую .

  • Время : 6 — 10 дней, в заивисмости от темпа.
  • Длина маршрута : 1338 км, 14 часов в пути.
  • Передвижение : на машине удобнее, так как не надо ждать автобусов, но общественным транспортом вполне удобно: как на поезде, везде ходят поезда (кроме замков Луары).

Описание маршрута:

Маршрут по восточной Франции

Восточная Франция может похвастаться характерной фахверковой архитектурой и прекрасными винами. Здесь расположено 3 важнейших страны — , и , белые и игристые вина которых стали легендарными.

  • Время : 6 — 9 дней, в заивисмости от темпа.
  • Длина маршрута : 1268 км, 13,5 часов в пути.
  • Передвижение : на общественном транспорте — удобно. На машине — сложнее с парковками.

Описание маршрута:

Северная Франция за 1 неделю

День 4. Дом и сад Клода Моне в , после обеда — столица — ,

С детьми можно посмотреть Париж (), 1 день провести в , два дня в и еще 2 дня на .

День 1: — с утра посещение , подняться