Самолеты

Китовая аллея на Чукотке (23 фото). Китовая аллея – древнее святилище эскимосов Китовая аллея

Китовая аллея – это не слишком известная, но очень загадочная достопримечательность России. Находится она на самом краю света – на острове Ытыгран у восточного побережья Чукотки, и является наследием древней цивилизации эскимосов. Китовая аллея представляет собой сооружение из сотен костей и черепов гренландских китов, а также каменных валунов, установленных в форме аллеи с большой круглой площадкой в конце. Протяжённость всего комплекса – около 500 метров!

История открытия Китовой аллеи

Судя по всему, этот комплекс существует уже не одну сотню лет (учёные датируют сооружение XIV-XVI вв. нашей эры), но до конца ХХ века о нём не было известно, не встречалось никаких упоминаний вообще. И только в 1976 году советская экспедиция, проплывая мимо острова Ытыгран (он же Ыттыгран, Иттыгран или Итигран) заметили какие-то странные столбы на берегу и решила их изучить. Что удивительно, научные экспедиции и прежде там плавали, но никому не приходило в голову швартоваться к пустынному безлюдному острову, проплывая всего в 200-х метрах от археологической реликвии. Но в тот знаменательный день туман, обычно укутывавший берега, расступился и обнажил своё сокровище.

При ближайшем рассмотрении и составлении карты Китовой аллеи оказалось, что столбы – это челюсти гренландских китов, вкопанные в землю, и возвышающиеся на высоту до 5 метров. И расположены они не хаотично, а представляют собой 15 одинаковых мини комплексов. Ближе к воде расположен ряд из целых черепов китов, вкопанных очень глубоко, так как над землёй они поднимаются лишь на полтора метра. А ещё сохранилась явно рукотворная дорожка длиной 50 м, которая ведёт к небольшой круглой площадке. Эта площадка окружена каменными валунами, в центре её высится большой белый камень, а рядом с ним – остатки очага. Судя по всему, перед учёными открылось древнее святилище эскимосского народа.

Кто и зачем построил этот комплекс?

Вообще, для культуры эскимосов (и чукчей) характерно делать каркасы для своих жилищ, яранг, из китовых костей. Но насколько известно учёным, эскимосы на побережье Берингова пролива, и на Ытыгране в частности, никогда не жили крупными поселениями, 5-6, ну максимум 10 семей. А на острове нашли 15 сооружений! Помимо этого, размах Китовой аллеи на Итыгране говорит о том, что в его сооружении участвовало много народу. По подсчётам, останки, из которых сооружен комплекс, принадлежат как минимум 50 китам. А черепов животных намного больше, чем любых других костей, поэтому есть предположение, что собирали их не здесь, на острове, а тянули издалека. Об этом свидетельствуют и отверстия в костях, к которым, судя по всему, привязывали верёвки для транспортировки.

Археологи предположили, что Китовая аллея на Чукотке являлась чем-то типа места совета содружества из 15 эскимосских племён-семей. Сооружение условно можно разделить на 2 части. Одна – сама аллея, в центре которой, судя по всему проводились какие-то соревнования, гуляния и прочие мероприятия. А вот доступ к круглой площадке имели лишь немногие, старейшины. Там проводились магические обряды, жертвоприношения или дароприношения богам. И самое главное, там восседал совет, на котором решались важные для всего содружества вопросы. Таким образом, несмотря на то, что для эскимосов не характерен племенной уклад общества, эти 15 семей-поселений всё же перешли на новый этап общественного строя.

Теория скептиков

Есть и более банальное объяснение назначения Аллеи. Остров Ытыгран у эскимосов называется «Сиклюк», т.е. «мясная яма». Мясные ямы – это специально выкопанные в мёрзлой земле углубления, в которой хранились продукты (обычно мясо). Количество ям обычно равнялось количеству проживающих в поселении семей. На Ытыгране, в пределах аллеи, этих ям несравнимо больше, чем когда-либо проживавших там семей, порядка 50 штук! Этот факт натолкнул на предположение, что аллея являлась всего лишь перевалочным пунктом для жителей окрестных островов, где они собирали припасы, прежде, чем транспортировать их в родное селение. Вот только этих самых окрестных жителей было не так много, поэтому объективно не было никакой надобности на протяжении аж 500 метров вкапывать китовые кости в замёрзшую землю. Поэтому данная теория считается несостоятельной, и Китовая Аллея по-прежнему считается святилищем древних эскимосов.

Глядя на фото Китовой Аллеи приходит на ум роман академика Обручева «Земля Санникова».

Как добраться к достопримечательности

Китовая аллея находится на острове Итыгран Чукотского автономного округа, недалеко от посёлка Провидения. В летнее время добраться до святилища можно на вертолёте или вельботе (китовой лодке), зимой – прямо по льду. Координаты Китовой Аллеи 64˚38’32” с.ш. 172˚31’20” з.д.

В 2010 году был запущен интернет-проект «100 чудес России», который собрал и систематизировал информацию о самых интересных и необычных достопримечательностях нашей страны. Чукотская Китовая аллея была включена в этот список и расположилась в нём на 29 месте.

Китовая аллея находится на небольшом острове Итыгран в Беринговом море (на карте). Выглядит она довольно необычно. Каменная дорожка ведёт к окружённой валунами круглой площадке, в центре которой когда-то был очаг. На всей территории комплекса в землю симметрично воткнуты кости гренландских китов. В качестве стройматериала также были использованы черепа и челюсти животных. Учёные подсчитали, что для создания такой аллеи потребовалось более 60 скелетов взрослых китов.

Впервые этнографы обнаружили этот удивительный культурно-исторический памятник только в 1977 году. После ряда исследований было установлено, что Китовая аллея впервые появилась здесь в XVI веке. Точное её предназначение неизвестно. Среди местных жителей ходят легенды о том, что на этом месте состоялась битва между «летающими шаманами». Вот только по какой причине происходило сражение и кто в итоге победил, история умалчивает.

Некоторые учёные склоняются к версии, что остров был своеобразной спортивной площадкой, где тренировались проходящие отбор в привилегированную касту добытчики.

Другие антропологи предполагают, что на острове проходили встречи рыбаков и охотников. Участники таких собраний могли обсуждать насущные проблемы и искать пути решения хозяйственных вопросов, а затем устраивали здесь пиршество. Если придерживаться этой версии, то кости и черепа китов выступали в роли ориентира для прибывающих к месту сбора лодок.

Наиболее популярная в данный момент гипотеза заключается в том, что Китовая аллея - это древнее эскимосское святилище, где проводились ритуальные обряды местных племён.

Территория острова Итыгран, где находится Китовая аллея, с 27 января 1993 года входит в состав национального природно-этнического парка «Берингия». Управление парка располагается в небольшом посёлке Провидения, куда из Анадыря прилетают самолёты: летом рейсы совершаются еженедельно, а зимой лишь два раза в месяц. Билеты можно приобрести непосредственно в кассе аэропорта, но изучить расписание лучше заранее.

До Анадыря можно добраться с помощью авиакомпаний UTair, «ВИМ-Авиа» и «ЧукотАвиа». Есть из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска и Казани.

Если с перелётом до Анадыря и Провидения проблем, как правило, не возникает, то попасть в святилище намного сложнее. Для этого из Провидения нужно добраться в село Янракыннот, которое находится в 85-ти километрах. Чаще всего для передвижения используют вездеходы, а в некоторых случаях, когда грунтовая дорога становится полностью непригодной, помочь сможет только вертолёт. Зимой из села до острова можно дойти только по льду, что и делают местные жители, гоняя своих оленей. Правда, путь совсем неблизкий - примерно 40 километров. Для групп туристов, желающих посетить «Беренгию» и, в частности, Китовую аллею, предусмотрены экскурсионные вертолёты.

Хотите порадовать близких, но нет ни одной идеи? Осуществите чью-то мечту о путешествии и подарите .

У каждого народа своя религия, свои традиции и обряды захоронения умерших родственников.

В древности места погребений обозначались по-разному: одни сооружали дольмены, другие возводили целый комплекс и над ним укладывали пирамиду, христиане насыпали холмик и ставили крест, а древние эскимосы вкапывали в грунт кости гренландского кита таким образом, чтобы часть их возвышалась над поверхностью земли на 1,5-5 м.

У северо-восточных берегов Азии, вблизи кромки Чукотского полуострова раскинулся необитаемый островок Итыгран, на котором учёные обнаружили хорошо сохранившийся археологический памятник древнеэскимосской культуры Пунук – Китовую аллею. Древнее святилище датируется предположительно XIV-XVI столетиями нашей эры и открыто этнографической экспедицией М. А. Членова в 1976 году.

Вдоль северного берега острова на протяжении 500 м растянулись два ряда врытых в почву костей гренландских китов, группками или поодиночке. Ближняя к морю цепочка состоит из китовых черепов, заглублённых в грунт носовыми частями. Массивные затылочные части возвышаются над уровнем почвы на высоту до полутора метров.

Второй ряд включает высокие пятиметровые челюстные кости, торчащие из земли, словно выгнутые дугой столбы. Учёные подсчитали, что на сооружение аллеи древние эскимосы использовали кости 50-60 животных, причём охотились на них где-то вдали от острова.

В междурядье сооружено около 150 ям цилиндрической формы для хранения мяса, выложенных изнутри камнем. В некоторых из них и по сей день хранятся мясные запасы.

К одному концу аллеи примыкает мощёная камнем дорога длиной приблизительно 50 м, ведущая к ровненькой круглой площадке, защищённой со всех сторон массивными валунами. В её центре – плоский, будто столик, камень, а рядом с ним - сложенный мелкими камешками очаг, наполненный золой. По всей вероятности, именно в этом месте происходили различные обряды эскимосов, собирающихся из разных селений.

Несколько лет назад в восточной части Чукотского полуострова создан Национальный парк «Берингия» для охраны уникальной экосистемы Крайнего Севера. В его составе оказался и археологический памятник Китовая аллея, включённый в список «Ста чудес России».

Достопримечательности рядом с Китовой аллеей

Неповторимая природа Чукотки едва ли не на каждой пяди земли удивляет любопытного туриста чем-нибудь особенным, величественным и живописным. По меркам Севера каких-то 200 км – не расстояние, и удалённые на эту протяжённость от Китовой Аллеи мыс Дежнева и посёлок Уэлен – самая восточная точка страны и самый восточный населённый пункт России – кажутся совсем близко.

Сплав по проливу Сенявина на лодках само по себе интереснейшее путешествие, но ещё и познавательное – позволяет наблюдать морских млекопитающих, обитающих в северных морях – серых и более редких гренландских китов, нерп, морских слонов и прочих.

В северной части пролива, южнее устья речки Моричь находится бухта Пенкегней – один из наиболее живописных заливов Чукотки, а рядом с местом впадения в пролив реки Ключевой – Сенявинский горячий ключ – хлоридно-натриевый термальный источник с температурой, бьющей из-под земли воды до 80 градусов.

Примечателен и достоин внимания туристов и соседний с Итырганом остров Аракамчечен, на котором обнаружены древнеэскимосские поселения возрастом свыше 2 тысяч лет, а также остатки более поздних сёл Пагиляк, Ярга и Мейныгук. Любопытный факт, связанный с этим островком: после посещения экспедицией Ф. Литке в 1827 году наивысшая точка этого клочка суши получила название Афос в память об Афонской битве. Но посетившей спустя почти 30 лет американской научной экспедиции Д. Роджерса название горы показалось созвучным с именем одного из трёх мушкетеров А. Дюма. По аналогии, ещё две вершины названы ими Портосом и Арамисом. К сегодняшнему дню горы Аракамчечена переименованы с возвращением им давних чукотских наименований.

До отправления на остров Итырган у туристов имеется возможность познакомиться с достопримечательностями села Янракыннот – памятником вице-адмиралу Макарову и обелиском в память погибших в водах пролива Сенявина 24-25 августа 1974 года, а также осмотреть древнее село эскимосов-китобоев Масик.

Туристические маршруты к Китовой аллее

Необычный археологический объект вызывает живой интерес у туристов, поэтому и включается в программу многих туристических маршрутов по Чукотке, например, «Фиорды бухты Провидения», рассчитанном на 9 дней. Стоимость участия в таком туре от 120 до 168 и более тысяч рублей. В эту сумму входит проезд из столицы Чукотского края Анадыря в посёлок Провидения и далее на остров Итырган, проживание в гостиницах в Анадыре и Провидения, прокат палаток и снаряжения, питание, не включена цена авиабилетов до Анадыря.

Помимо Китовой аллеи, туристам предоставляется возможность согласно программе тура увидеть интереснейшие места и объекты: знаменитые Ворота Арктики – Бухту Провидения; самый большой в России православный храм, построенный из дерева на вечной мерзлоте и наибольшее в мире скульптурное изваяние Николая Чудотворца в Анадыре; крупное эскимосское село Новое Чаплино, в котором можно наблюдать быт народов Севера, купить сувениры из бивня моржа и попробовать блюда национальной кухни из мяса кита и нерпы; незабываемые пейзажи бухты Пенкигней – самой живописной на Чукотке.

Где остановиться

В посёлке Провидения имеется частная гостиница, расположенная в бело-голубом пятиэтажном здании, но информация о стоимости номеров, к сожалению, отсутствует.

Если по прибытию в Анадырь у туристов возникнет необходимость остановиться на ночлег, их выбор остановится на отелях «Анадырь», «Чукотка», апарт-отеле «Отке». Стоимость размещения варьируется от 2000 рублей за койко-место до 6000 рублей за квартиру в сутки.

Как добраться

Россия, Чукотский автономный округ, Провиденский район, село Янракыннот

Координаты (G): 64°54′38″ с. ш., 172°29′47″ з. д.

Отправной пункт на остров Итыгран – посёлок Янракыннот, расположенный на побережье пролива Сенявина в 85 км от посёлка Провидения. Населённые пункты связывает лишь грунтовка, по которой можно доехать летом на вездеходе. В тёплое время года используются и другие виды транспорта – вертолёт или вельбот, курсирующий морем, а арендованный пришвартуется прямо у берегов Итыграна. Зимой к острову и Китовой аллее чукчи добираются по льду залива, перегоняя стада оленей, но путь этот неблизкий – примерно 30-40 км вокруг необитаемого острова Акамчечен.

В Провидения из Анадыря летают самолеты, стоимость билетов обойдётся путешественнику в сумму свыше 25000 рублей. Анадырь связан регулярным авиасообщением и со столицей России. Билеты стоят недёшево – минимум 45000 рублей, в среднем стоимость авиабилетов Москва – Анадырь около 62000 рублей.

Китовая аллея — древнее эскимосское святилище на острове Итыгран , археологический комплекс, представляющий собой два ряда вкопанных в грунт огромных костей гренландских китов.
Комплекс открыт в 1976 г. группой исследователей из Института этнографии АН СССР под руководством М. А. Членова.
Считается одним из чудес России!



Китовая аллея — одна из самых известных , однако до недавнего времени о ней никто ничего не знал. Находится уникальный археологический комплекс к северо-востоку от Бухты Провидения, в Беринговом проливе, на острове Ыттыгран. По мнению ученых, Китовая Аллея считается чудом не только с научной, но и археологической точки зрения.

Бухта, на берегу которой расположен памятник, окружена с северо-востока и юго-запада обрывистыми скалистыми выступами, но между ними сопки несколько понижаются и образуют относительно пологий склон, покрытый разнообразной тундровой растительностью. На этом зеленом фоне четко вырисовываются группы кажущихся издали ярко-белыми столбов из китовых челюстей, а при подходе к берегу над травянистой кромкой пляжа становятся видны причудливые очертания китовых черепов, вкопанных в гальку узкой носовой частью.

В пространстве между рядами черепов и челюстных костей гренландского кита находятся хранилища для продуктов - мясные ямы - и искусственные структуры в виде выложенных из камня колец. В конце комплекса, на склоне сопки сохранилась рукотворная каменная дорога длиною в 50 метров. Дорога ведет к ровной, круглой площадке. Площадку со всех сторон окружают валуны. В центре её также лежит большой плоский валун, а неподалеку от него находится сложенный из мелких камней, заполненный золою очаг.

Поражают воображение не только размеры памятника (его общая протяженность составляет 500 метров!), но и структура архитектурного комплекса. Китовая аллея уникальна в самом прямом смысле слова. Масштабы Китовой аллеи, характер возведенных на ней построек указывают на то, что, она, скорее всего, являлась центральным святилищем для жителей многочисленных эскимосских селений, существовавших в древности на юго-восточном — от мыса Чаплина до Мечигменского залива. Не исключено, что приезжали сюда и обитатели принадлежащего ныне США острова Св. Лаврентия.

Ритуалы, совершавшиеся на Китовой алее, были, по всей вероятности, двух типов. В одних обрядах могли участвовать все, кто прибыл на остров, в других — лишь старейшины и шаманы. Судя по тому, как расположены на Ыттыгране культовые объекты, только избранные, «посвященные», имели право подняться по каменной дороге к очагу и жертвенному камню и совершить возле них ритуал, являвшийся кульминацией празднества.


ОСТРОВ ИТЫГРАН
Итыгран (Ыттыгран, Иттыгран) — остров в проливе Сенявина Берингова моря, в пределах Провиденского района
Расположен к северу от мыса Чукотского, у юго-восточной оконечности Чукотского полуострова, в 1,5 км от материкового побережья и в 3,8 км от острова Аракамчечен. Площадь составляет 55 км². Остров вытянут на 13,5 км в длину при максимальной ширине в 5 км.
Высшая точка — гора Итыгран высотой 545 м. На острове есть два небольших озера — Среднее и Камаликах.

Название в переводе с чук. Игынран «волчье логово», с эским. Сиклюк «мясная яма». Существует и другая версия происхождения топонима — от чук. Етгыран «жилище на полпути». Это связано с тем, что охотники при следовании на собаках или байдарах из Чаплино в Янракыннот всегда делали остановку-передышку на острове, где была хорошая охота на морского зверя и здесь всегда устраивались запасы мяса.

Остров Итыгран был открыт и описан во время экспедиции Ф. П. Литке в августе 1828 года.
На острове до начала 1940-х гг. существовало эскимосское поселение Сиклюк.
На скалистых мысах по периметру острова существуют колонии морских птиц общей численностью до 10 тыс. пар, в колониях гнездятся — берингов баклан, крупные белоголовые чайки, моевка, кайры, тихоокеанский чистик, ипатка и топорок.

На острове произрастает эндемик — полынь сенявинская (artemisia senjavinensis), занесённая в Красную книгу России.
Остров знаменит Китовой аллеей — древним эскимосским сооружением из вкопанных в грунт параллельных рядов черепов и челюстей гренландских китов. Китовая Аллея сооружена из 50-60 черепов и 30 челюстей и сотен специально уложенных камней. Датирована периодом позднего Пунука (XIV—XVI вв. н. э.).

СТАТЬЯ ПРО КИТОВУЮ АЛЛЕЮ (ВОКРУГ СВЕТА)
Конец XIV века, конец лета, конец долгого северного дня... И с севера, и с юга по легкой ряби бухты к берегу идут четырнадцать байдар. Они большие, но на месте гребцов, обычно низовых общинником, сейчас сидят знатнейшие охотники четырнадцати поселков — к ежегодному празднеству в святилище допускаются только посвященные в тайны союза воинов, прочие даже не имеют права знать, где оно находится.
На всех мысах окрестного побережья стоят столбы из костей китовых челюстей — вехи морских дорог. С того места в море, где сходятся створы этих вех, видны белые скалы. И посвященный знает — надо отсюда править на них...
Такая картина рисовалась нам всю долгую «кабинетную» зиму — после полевого сезона 1976 года. Рисовалась как догадка — перед нами были лишь наспех сделанные фотографии, плоская копия того великолепия, что открылось нам в Силюкской бухте небольшого безлюдного чукотского острова Ыттыгран. Нам удивительно тогда повезло — были солнце и ветер, буквально на несколько часов разогнавшие туман словно специально для тою, чтобы наш карбас вновь не проплыл мимо. Пять лет назад экспедиция Института этнографии АН СССР на этом острове обследовала остатки древнего эскимосского поселка и его некрополя, но осенний туман, моросящий мелким непрекращающимся дождем, скрывал находящиеся всего в двухстах метрах... десятки гигантских костей гренландских китов, в строгом порядке врытых в прибрежную гальку! Скрывал то, чего не видел никто из тех, кто занимается историей эскимосской культуры.
Культура эскимосов в том виде, в котором ее встретили европейцы и смогли изучить этнографы, представляла собой весьма противоречивое явление: ряд черт, казалось бы, непосредственно унаследованных из палеолита, — и исключительно сложная техника морской охоты и мореплавания, высокоразвитое религиозно-мифологическое представление, сложный этикет взаимоотношений меж людьми — и в то же время крайне упрощенная социальная структура, практически никаких остатков родоплеменной организации. Многие ученые считали, что такая организация в прошлом не могла не существовать, но исчезла в результате малочисленности и разобщенности человеческих коллективов в Арктике. Но когда и где она существовала, какие принимала формы — обо всем этом до последнего времени практически ничего! известно не было. Археологическое изучение эскимосской культуры началось сравнительно недавно — и снова клубок противоречий. Остатки древних эскимосских поселений на большей части американской Арктики свидетельствовали: эта культура немногим отличалась от того, что наблюдали этнографы конца XIX — начала XX века. А вот древние культуры Берингоморья, как выяснилось, имели совершенно иной облик.
В результате раскопок стало ясно, что в древнеберингоморском обществе существовали довольно резкие не только имущественные, но и социальные, сословные различия, позволяющие даже предположить уже о начале становления классового общества. Но неужели нечто подобное возможно было в эскимосском обществе, которое жило исключительно морской охотой и собирательством?
По данным этнографии считалось, что нет. Казалось несомненным — морские охотники, по крайней мер до появления у них огнестрельное оружия, с трудом обеспечивали себя пищей, нередко оказывались на грани катастрофических голодовок. Ведь именно так — на грани голодной смерти — жили эскимосы, когда их начали изучать этнографы. И считалось поэтому, что так было всегда. Но выяснилось — климат здесь VIII по XIV век был значительно теплее, чем сейчас, и, естественные промысловые условия были гораздо более благоприятны. И именно в это время, как показывают данные археологии, эскимосские поселки становятся значительно большими, чем прежде, особо развитым становится китобойный промысел.

Итак, природные условия VIII—XIV веков позволяли даже на базе охотничьего, чисто присваивающего хозяйства получать солидный прибавочный продукт — основу основ любого усложнения социальной организации. И археологические данные вроде бы показывают, что оно действительно имело место.
Но снова противоречие. Ведь древние эскимосские поселки, даже в самые благоприятные времена, не насчитывали более 100—200 человек: Для возникновения сложной социальной структуры этого мало.
Теоретически подобное противоречие можно снять предположением о том, что существовали какие-то объединения, союзы — военные, охотничьи — между такими небольшими поселками. Как, например, у американских индейцев,..
Но в отличие от индейцев, у которых имелись четко оформленные племена, со своей определенной территорией, с какой-то общеплеменной и даже межплеменной, охватывающей союзы нескольких племен властью в лице вождей, советов старейшин и так далее, у эскимосов само понятие племени выглядело довольно расплывчато, и, уж во всяком случае, никаких общеплеменных или тем более межплеменных органов власти этнографы не увидели.
Не было абсолютно никаких археологических «знаков» существования союзов и в прошлом... До тех пор пока не открылись нам на несколько часов в предотъездный день экспедиции 76-го года костяные столбы на побережье островка Ыттыгран. Но только лишь как «знак», повод для воображения — до следующего полевого сезона, когда экспедиция начала детальное исследование памятника.
Они стояли на протяжении почти полукилометра вдоль берега, поодиночке, группами по два, целыми скоплениями — несколько десятков огромных, больше пяти метров высотой, челюстных костей гренландских китов. На вершинах их видны зарубки и отверстия, очевидно, для привязывания каких-то предметов.
Правда, столбы из китовых челюстей довольно обычны для старых эскимосских селений, так как на них держались и стены землянок, и помосты для хранения байдар, и сушила для мяса, но в этих случаях они высотой не превышают двух метров и нигде не встречаются в таких количествах.

Ыттыгран и лежащий севернее его более крупный остров Аракамчечен отделены от материка нешироким проливом Сенявина. В период, когда через пролив можно перейти по льду, на них пасут свои оленьи стада яннракынотские чукчи. В начале XX века на островах имелось несколько очень небольших, по четыре-пять семей, эскимосских поселков, но в наши дни оба острова необитаемы.
Самое удивительное — крупнейший и дольше всего просуществовавший на этих островах поселок Сикмок (правда, и в нем было не больше 50 человек, и они в 1950 году перебрались на материк) расположен непосредственно рядом с памятником, в каких-нибудь 200 метрах от него, однако ни местные жители, ни команды заходивших сюда катеров на памятник внимания не обращали. С ним не было связано никаких легенд и преданий. Эскимосы, которые вообще очень бережно и почтительно относятся к могилам и остаткам жилищ своих предков, по столбам этого памятника пристреливали винтовки, а матросы катеров чалили на них канаты, отчего несколько столбов было повалено.
В «Китовой аллее» мы насчитали более пятидесяти китовых черепов. Конечно, там, где есть челюсти, почему бы не быть и черепам, тем более что они тоже всегда использовались в строительстве.
Но расположены черепа совершенно необычно: аккуратными, попарно выровненными группами по четыре, по два, причем вкопаны в галечный грунт своими узкими, носовыми частями, а широкие и массивные затылочные части высоко поднимались над землей. При этом примечательно и то обстоятельство, что эти челюсти и черепа (напомним, не менее как от 50 крупных китов!) были привезены откуда-то издалека. Китов явно били и разделывали не в бухте, так как иначе весь берег был бы забит ребрами и позвонками, как это и бывает всюду, где разделывают китов, а между тем здесь их практически вовсе нет. Кроме того, в черепах тоже просверлены дыры, очевидно, для транспортировки: значит, их везли сюда уже очищенными от мяса, скорее всего, буксируя за байдарой на поплавках.
Задние столбы Китовой аллеи, стоящие самой многочисленной, как бы тесно столпившейся группой, находятся у подножия каменистой сопки. На ее склоне были обнаружены сооружения, не столь бросающиеся в глаза, но не менее любопытные.
Прежде всего, оказалось, что весь склон, по существу, одна огромная кладовая мяса. Мясные ямы для хранения запасов продовольствия для людей и корма для собак — непременная принадлежность любого эскимосского поселка. Обычно ям в старину бывало примерно столько же, сколько и жилищ, то есть, как правило, не более 10—15. Здесь же, тесно прижавшись одна к другой, находилось около полутораста мясных ям! Поселок, который нуждался бы в таких запасах и был бы в состоянии их сделать, представить просто невозможно. Да здесь и не было в те времена поселка: самые старые землянки в Сиклюке на несколько сот лет моложе Китовой аллеи — это было видно хотя бы из того, что кости из развалин этих землянок выглядели несравненно свежее. Никакого другого поселка поблизости быть не могло, ему и негде было быть: и справа и слева вдоль берега тянутся одни только отвесные скалы.
Но ведь все это — теперь уже с несомненностью — означает, что Китовая аллея действительно неизвестное доселе в эскимосской культуре явление: сооружение, которое не связано ни с каким конкретным поселком и, судя по его масштабам, воздвигнуто совместными усилиями нескольких поселков. Сооружалось оно, несомненно, в культовых целях, как межпоселковое, межродовое, возможно и межплеменное святилище. Обряды, совершающиеся возле таких столбов с отверстиями, в общих чертах известны: сам столб считался вместилищем духа, ему совершали жертвоприношения — куски мяса на деревянных блюдцах. И совершались они еще сравнительно недавно: на другом берегу острова среди руин оплывших землянок древнего поселка и каменных колец, оставшихся от яранг более позднего времени, мы нашли одинокий столб с лежащими у его подножия выбеленными дождями и солнцем блюдами. По наблюдениям этнографов конца XIX — начала XX века, в отверстия таких столбов подвязывались ремни, на которых висели богато изукрашенные изображения культовых птиц и животных.


Вполне возможно, что отдельные столбы и группы столбов, разбросанные по Китовой аллее, принадлежат остальным родам или поселкам. Но в самой структуре аллеи как бы записан «социальный код» того межпоселкового объединения, олицетворением которого она являлась.
Среди мясных ям по склону каменной осыпи идет вымощенная камнем довольно гладкая и прямая дорога — само сооружение ее, безусловно, потребовало коллективного труда. Она начинается от центрального густого скопления столбов и кончается у довольно широкой круглой площадки, окруженной кольцом из больших каменных глыб. В одном краю кольца вделан камень ярко-белого цвета, а под ним прослеживается пятно золы от очага. Очевидно, здесь было центральное святилище всего объединения, где отправлялись общие обряды представителями всех входивших в объединение поселков. Если посмотреть на план аллеи, то это святилище находится как бы на вершине пирамиды, и оно действительно является самой высокой точкой всего комплекса. А основание пирамиды — это группы китовых черепов, протянувшихся вдоль линии берега: таких групп, достаточно стандартных, как бы повторяющих друг друга, около 15. Наверно, они и представляют те полтора десятка поселков, которые входили в местный племенной союз. Более того, возможно, что этот союз был открыт для присоединения к нему в будущем и других поселков.
И теперь ту картину, что рисовалась в нашем воображении, мы можем уже назвать не догадкой, а научной реконструкцией.


...Последней прибывает байдара из Киги. В этом году старейшины Киги получили право быть хозяевами общего праздника, они запасли с весенней охоты мясо, построив для него три новые большие ямы. И сейчас они ведут за своей байдарой на поплавках большой китовый череп. В память об этом дне они вкопают его в причальном месте байдары Киги, где уже высится пять таких же черепов, поставленных в прошлые годы.
Будет пир, будут танцы, состязания в ловкости и силе. Пестрыми фигурками из дерева и перьев на поводках из китового уса украсятся столбы. Но среди веселья вожди найдут время поговорить о делах серьезных и совсем невеселых: в последние годы и китов удается добыть все меньше, и все чаще приходится отражать набеги сивуканцев, племени некогда дружественного, а сейчас в скудеющем добычей море ставшего враждебным... А самые старые и опытные, может быть, чувствуют уже наступление и таких времен, когда распадется островной союз, некому будет закладывать мясо в хранилища на Сиклюке; и обряды, и смысл святилища, и само его имя будут забыты...

С тех пор прошло более полутысячи лет, но столбы-вехи, указывающие путь к Китовой аллее, по-прежнему высятся на мысах Аракамчечена. Кое-где рядом с ними встали автоматические ацетиленовые маяки, по которым современные моряки держат курс уже в другие места и совсем с другими целями. Но кости Китовой аллеи не могут оставить нас равнодушными. Они говорят о сложной и богатой истории каждого, даже самого далекого уголка нашей Родины, они говорят о действии всеобщих исторических закономерностей, проявляющихся на любой почве, как только производительные силы общества достигают определенного уровня.
(авторы: С. Арутюнов, доктор исторических наук; И. Крупник, М. Членов, кандидаты исторических наук)

____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5732/
http://100чудес.рф/
С. А. Арутюнов, И. И. Крупник, М. А. Членов. «Китовая аллея». Древности островов пролива Сенявина. 1982.
Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь северо-востока СССР. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1989, стр 161.

http://www.photosight.ru
Михаил Ципоруха. Вокруг света под парусами. — М: Вече, 2012. — ISBN 9785953362429.
А. А. Коробков. Красная Книга России (1981).
Арутюнов С. Л., Крупник И. И., Членов М. А. 1982. «Китовая Аллея» (Древности островов пролива Сенявина). М.: Наука, 175 с.
http://s018.radikal.ru/

Таких уникальных мест, как Китовая аллея на земле немного. На первый взгляд сооружения кажутся странными и даже неземными, однако приглядевшись, а главное, узнав историю, даешься диву: древние эскимосы смогли удивить мир пуще античных эллинов!

Это, пожалуй, самый северный памятник этнической культуры расположенный на территории России, находится он на полуострове с труднопроизносимым названием – Ыттыгран, на Чукотке. На берегу моря издалека видны каббалистические, странной формы, столбы, торчащие из земли в одном им ведомом порядке. Картина продолжается почти полкилометра вдоль побережья. Это не что иное, как кости гренландских китов! Удивлены? И наверняка спросите, зачем они здесь, и кто их вкопал. Все просто: так древние эскимосы строили свои молельни. Ну, где им, бедолагам было взять для этого стройматериалы в голой тундре? В ход шли камни и кости китов. Кости расположены в два ряда. Ближний к берегу образуют китовые черепа – огромные костяные формы до двух метров в ширину и полутора в высоту. В одном месте сгруппировано по 2-4 черепа. Всего 15 конструкций.

Вторым параллельным рядом вкопаны гигантские (до 5 метров в высоту) китовые челюсти. В обхвате по полметра. Ученые подсчитали, что на побережье кости никак не меньше 5-6 десятков взрослых гренландских китов. В междурядье выкопаны примерно 150 больших ям, выложенных внутри камнем. Это хранилища для китового мяса. Как ни странно в некоторых еще имеются остатки провизии. От древней эскимосской «деревни» к сопкам ведет вымощенная камнем дорога. Всего 50 метров. Рукотворная стезя приводит к круглой арене. Арена окружена каменными глыбами, а в самом ее центре расположен круглый плоский валун, рядом каменный очаг. Это место археологи определили как древнее святилище эскимосов, здесь они проводили свои обряды и ритуалы. Среди прочих знаний добытых этнографами имеются сведения, что здесь находилась одна из крупнейших общин, а по праздникам стекались соседские поселения.

Китовая аллея была обнаружена в 1977 году! Удивительно, что до тех пор ни одна археологическая экспедиция не находила древней слободы, возраст которой никак не меньше шести столетий! Теперь-то, Китовая аллея внесена в список посещения туристов и круизные маршруты. Но ученые до сих пор ломают головы над многими загадками оставленными северным народом.

Исследователи склоняются, что поселение основали в XIV веке и отнесли памятник к периоду культуры Пунук. Именно в то время китобои переживали расцвет своего народа. Хотя ученые не исключают, что возраст поселения еще старше. Древние эскимосы жили общинами и промысловыми отрядами, понятно, что забить в море кита и освоить добычу десятка человек будет недостаточно. Очевидно, их было несколько сотен. Возглавляли общину старейшины и уважаемые охотники.

Китовые черепа, возможно, служили причалами для лодок. У китовых столбов предположительно проводились обряды, а может проходили соревнования между китобоями на силу и ловкость. В верхней части пятиметровых челюстных костей пробиты сквозные отверстия, вероятно, туда подвешивали призы, которые необходимо было добыть. Поскольку в каменной арене имеется очаг, можно предполагать, что здесь проходили пиршества. Никаких достоверных доказательств своим предположениям этнографы не нашли!

Странно, что ни чукчи, ни эскимосы в своем фольклоре не сохранили ни одного упоминания об объекте. Потому ученым остается лишь предполагать и выдавать версии, коих сегодня немало. Одна из них повествует, что это было шаманское место, недоступное простым смертным, шаманы хранили здесь стратегические запасы мяса. Возможно, древние шаманы даже умели летать, потому что есть легенда, что тут произошла битва двух сильнейших летающих шаманов. То есть место однозначно загадочное. Местечковое северное чудо.

Сейчас Ыттыгран необитаем, здесь холодно и китов не водится. Зима длится 8 месяцев в году, а лето дождливое и холодное — больше 14 градусов тепла тут не бывает. Потому, даже туристы здесь нечастые гости.