Перелет

Инсайдер. Проводник поезда — о романтике дороги, тотальной коррупции и одиночестве сотрудников РЖД

Трудоустройство проводником считается привлекательным для многих молодых девушек и парней, мечтающих о романтике путешествий. Такую возможность предоставляет компания РЖД, являющаяся монополистом на рынке пассажирских перевозок в России. Но если в Советском Союзе подобная должность была престижной с соответствующей оплатой труда, то сегодня ситуация несколько иная. Поэтому стоит подробнее разобрать, какая средняя зарплата у проводника в 2019 году.

Обязанности проводника

Сначала стоит сказать о том, что входит в должностные обязанности в этой профессии. Работа начинается еще до отправки поезда, подготовкой которого проводник занимается на вверенном ему участке. Так, он получает белье, моющие средства, товар для реализации, а также иные расходные материалы. Перед самим отправлением он осматривает свой вагон, убирает его и при выявлении неполадок вызывает бригаду, которая должна их устранить.

После начала движения состава он имеет следующие обязанности:

  • Размещать всех пассажиров по местам, которые у них написаны в билетах;
  • Регулировать освещение, вентиляцию, а также отопление;
  • Предоставлять пассажирам постельное белье и иные вещи, исходя из типа вагона;
  • Проводить сухую либо влажную уборку санузлов, коридоров и купе;
  • Заполнять дорожные ведомости, а при работе на международных маршрутах раздавать пассажирам таможенные декларации;
  • Следить за корректностью функционирования электричества в вагоне;
  • Сообщать пассажирам о скором прибытии состава к месту их назначения, а также до конечного пункта следования поезда;
  • При возникновении необходимости оказывать пассажирам первую помощь, а также сообщать о ЧП начальнику состава;
  • Решать конфликтные ситуации и при появлении потребности вызывать наряд полиции;
  • Заниматься обучением стажеров.

При остановках на станциях, работой проводников является обеспечение свободного движения пассажиров.

Как начисляется зарплата?

Какой будет зарплата проводника пассажирского вагона, напрямую определяется количество выполненных рейсов и временем, проведенным в дороге. В этой профессии сдельная оплата, по которой тарифная ставка равняется 51 рубль за каждый час работы. Минимальная норма для каждого сотрудника составляет 176 часов ежемесячно. Поэтому для повышения зарплаты проводники стараются дольше работать и берут себе больше рейсов. Кроме основного оклада, возможно дополнительное получение еще и премий по результатам работы. Так, после 5 лет качественного выполнения своих должностных обязанностей сотрудникам полагается выплата премии, составляющей до 3-месячного оклада.

Дополнительно на показатели того, сколько зарабатывают проводники РЖД, влияет их соответствие таким критериям:

  • Наличие среднего либо высшего специального образования;
  • Высокие показатели здоровья;
  • Успешное прохождение стажировки.

Продолжительность подобных стажировок составляет 90-120 дней.

Сколько получает проводник?

К концу 2018 года руководство РЖД заявило, что средний уровень зарплат сотрудников в компании – 46 тыс. 800 рублей. Дополнительно было упомянуто о предстоящей её индексации, запланированной на I квартал 2019 года. Получение подобного уровня дохода определяется целым комплексом факторов, среди которых:


Наиболее крупный заработок у людей, работающих в вагонах СВ либо купе фирменного поезда. Дополнительно более высокую оплату труда получают сотрудники, которые относятся к управлению РЖД, расположенному в Москве, Санкт-Петербурге либо же Ставрополе. В подобных ситуациях их доход может находиться на уровне средней оплаты труда в компании. В иных управлениях оклад составляет порядка 22,5 тыс. рублей. Но подобный показатель не фиксированный, поэтому в зависимости от ряда факторов варьируется в пределах 17-34 тыс. рублей.

Говоря о том, сколько платят проводникам поездов дальнего следования, важно отметить, что средний показатель зарплат у этой категории сотрудников РЖД составляет 26 тыс. рублей.

Отдельно стоит сказать о планах продаж, которые выставляются проводникам. В случае их невыполнения им приходится доплачивать недостающую сумму из своих средств. А вот в случае успешного соблюдения такого плана всеми вагонами поезда к зарплате сотрудников добавляет еще 15%. Кроме этого, регулярно по пути следования состава проводятся ревизии, результаты которой тоже отражаются на доходах. При выявлении ошибок либо недочетов, работников лишают премий. Возможны вычеты из зарплаты в случае потери комплектов постельного белья.

В результате существует большая текучесть кадров в этой сфере, что не исправила даже двойная индексация, проведенная в 2018 году. Даже проводники Сапсана часто не выдерживают, несмотря на более комфортные условия, существующие в фирменных поездах, а также повышенную зарплату. Наиболее высокий уровень дохода работники, которые хорошо торгуют. И это относится не только к выполнению планов компании, но и к реализации «левых» товаров. Дополнительно они берут за определенную плату посылки, письма либо провозят безбилетников за определенную плату.

Бонусы к зарплате

Кроме того, сколько получают проводники поездов в России, стоит знать, что у проводников, работающих в РЖД, существуют и другие мотивационные льготы. Основным считается возможность бесплатного получения высшего образования на заочной форме, а также 2 раза в течение года они имеют право проехать за счет компании до места обучения, а также обратно. Для работников, которые нуждаются в жилье, его выделяют из фонда РЖД. Дополнительно есть специальные программы поддержки молодых сотрудников. Работа в праздники оплачивается проводникам по повышенному тарифу.

Кроме этого, всем сотрудникам предоставляется ежегодный отпуск в 28 дней, оплачивается покупка спецодежды, прохождение медицинских осмотров, а при необходимости диспансеризация. Также молодым мамам выплачивают пособие из Фонда соц. Страхования до достижения малышом 3-летнего возраста. Частично компенсируются траты сотрудника на:

  • Обучение его детей;
  • Лечение, проводимое в специальных санаториях;
  • Занятие спортом.

В случае покупки жилья проводником, РЖД выдает ему заем на льготных условиях. Когда он выходит на пенсию после выработки требуемого стажа, он имеет право сохранить пожизненно целый ряд бонусов. К ним относятся льготы на проезд и лечение.

Как устроиться проводником?

Отдельно стоит рассмотреть, как устроиться на работу в РЖД проводником и что нужно для этого. Каждый кандидат должен иметь минимум среднее, а лучше высшее образование. Необходимо наличие специальной подготовки после прохождения подготовительных курсов. Её также можно получить при обучении в железнодорожном колледже по специальности «Проводник пассажирских вагонов». Нужно пройти медкомиссию, а также сдать экзамены на безопасность и тестирование на знание должностных обязанностей.

Чтобы попробовать себя в данной профессии у желающих есть возможность получить статус временного сотрудника. Подобные наборы осуществляются в период наличия пиковой нагрузки, которая наблюдается в летнее время.

Требования к кандидату

Говоря о том, как стать проводником поезда, следует отметить и требования, которые предъявляются к претендентам на эту вакансию. Так, существуют возрастные ограничения, из-за чего кандидат должен быть:

  • Старше 18 лет;
  • Младше 45 для женщин, а также младше 50 для мужчин.

Дополнительно важно обладать следующими качествами:

  • Организованность, пунктуальность и способность оперативно принимать решения;
  • Умение находить общий язык с разными категориями людей;
  • Физическая выносливость;
  • Аккуратность, внимательность, а также способность одновременно держать в голове значительное количество информации;
  • Умение результативной работы с учетом отсутствия внешнего контроля.

Для работы на международных рейсах дополнительно требуется знание английского и иных иностранных языков. Но зарплата на таких маршрутах соответственно выше.

Работа проводников РЖД – это тяжелый труд, который притягивает любителей путешествий, а также дорожной романтики. Зарплаты у таких сотрудников зависят от многих факторов, в особенности от количества отработанного времени и наличия способности продавать пассажирам различные товары. Чтобы устроиться на такую работу требуется соответствовать строгим требованиям, предъявляемым ко всем кандидатам.

Меня зовут Суслонова Аксинья. Мне 20 лет и я учусь в ДВФУ на специальности "Социальная работа". Активно занимаюсь общественной деятельностью, люблю фотографировать, монтировать видео (но это больше для себя). Еще на первом курсе услышала от знакомых, что есть студенческие отряды, где летом, в свободное от учебы время, можно поработать проводником. Это была моя детская мечта, которую захотелось осуществить.

Некоторым может показаться, что в работе проводника нет ничего сложного: просто проверяешь билеты, выдаешь постельное белье, помогаешь найти пассажирам свое место при посадке. Но это только на первый взгляд. Как мне кажется, любая работа связана со стрессом, но работа с людьми -- особенно.

За 15 дней следования тебе попадаются абсолютно разные люди: слепые бабушки, группы школьников, гастролирующие музыканты и, конечно же, дембеля, спешащие домой. Могу сказать, что за время своих поездок я потратила немало нервов, пытаясь уладить конфликтные ситуации и требования пассажиров, которые порой доходили до абсурда.

Я воспринимала такие случаи, как шанс испытать себя, смогу ли я взять ситуацию под контроль и быстро найти решение. Конечно, у меня бывали и ночные смены. Как показала практика, сколько бы ты не спал днем, ночью все равно клонит в сон. Но у ночных смен был несомненный плюс - они спокойнее, пассажиров не так много, все спят, а значит, и проблем меньше.

Тяжелее всего в ночные смены было заставлять себя не засыпать на больших перегонах. Тогда меня спасала интересная книга или сканворды. Бывали, конечно, и другие сложности, например, на некоторых станциях почти нет освещения, и ты часто не можешь понять: «А где перрон? В какую сторону открывать дверь? Это дерево или бегущий пассажир?»

Работала я по направлению Владивосток-Москва-Владивосток. К сожалению, у меня совсем не было времени, чтобы хорошенько осмотреть города, в которых мы останавливались. Спокойно погулять удается только по Москве, а потом все, обратно домой. Но я же все-таки работать устроилась, а не путешествовать.

По рассказам знакомых, бывали случаи, что проводникам приходилось готовить куриные ножки в чайнике, но со мной такого не было. Вагон-ресторан, конечно, делает скидку работникам и можно недорого поесть, но почти все проводники готовят себе сами. Это не так сложно, как кажется: нужно просто взять с собой в поездку пару баночек тушенки, рис с гречкой или картошку, а главное - удобный контейнер для микроволновки. Если нет своей микроволновки, то всегда можно сходить в соседний вагон. Я варила и супы, и каши, ещё и салаты делала из овощей, купленных на какой-нибудь станции.

Если начать рассказывать смешные истории о работе проводником, то, наверное, получится небольшая книга. Начиная от забытых чемоданов, зубных протезов и трусов, до случайно выкинутых в мусорку документов. Люди очень забавные, просто не замечают этого за собой.

Конечно, пока я еще студентка, то работать получается только летом. Страшно представить, как же тяжело работать в поездах зимой. Буду ли я продолжать работать в РЖД в будущем, пока сложно сказать, ведь неизвестно, как повернется моя жизнь. Но пока я учусь, то, конечно, буду работать. Ведь работа проводником - это очень интересный и запоминающийся на всю жизнь опыт, а также неплохая возможность заработать летом.

«Тем, кто любит путешествовать, получать яркие впечатления , наблюдать калейдоскоп новых лиц и общаться с самыми разными людьми! Приглашаем вас к нам в…» Так выглядит объявление о наборе тех, кто готов сутками бороздить Россию , помогать пассажирам, разносить чай в железных подстаканниках и менять постельное белье на каждой, конечно же, станции. Для тех, кто готов выбрать профессию проводник пассажирского вагона. К красочным описаниям уже поработавшие по этому непростому профилю люди могут добавить перманентный недосып и сутки без сна, разборки с дебоширами, ломаный график работы, штрафы и невысокую (относительно, впрочем, в нашей стране всё относительно) заработную плату.

Тем не менее, профессия проводника для многих, кто её выбрал, остаётся самой любимой. Пример - Мария Уколова и Павел Скворцов . В большом интервью сайту Ёжмедиа молодые люди рассказали, почему выбрали эту профессию и ни разу об этом не жалеют.

Маша архитектор, а Павел - автослесарь. Но объединили их железная дорога, работа проводника и место обучения - Владимирский студенческий отряд проводников (СОП ) «Импульс ».

Чтобы стать «вагоновожатым» и устроиться на курсы, нужно быть не младше 18 и не старше 24 лет. Пройти медицинскую комиссию, заполнить анкету и, как написано на сайте: «собрать вещи, не забыть кучу позитива и море энергии, и отправиться на всё лето покорять город на Неве (обучение проходит в Санкт-Петербурге )». О других особенностях сайт рассказала экс-руководитель СОП «Импульс» Елена Мишканова .

«Идут студенты, мальчики и девочки. Судя по прошлому году, ажиотаж уже спал. Года 3-4 назад на начальный этап приходило более 100 человек . Обучение - это лекции, экзамены, сдача диплома. Всё стандартно.

За неделю можно увидеть и полярный день, и дельфина в море.

Есть желание работать на фирменном поезде, там уже повышение квалификации, другие разряды и обучение дополнительно. Просто студента сразу никто не поставит работать на фирменный поезд.

Именно наш отряд обучали преподаватели техникума из Малой Вишеры . А так, в целом, много учреждений СОП, где есть такая специальность.

Прелесть профессии заключается в том, что РЖД - это невероятное скопление разных людей и эмоций. Когда ты проводник, ты всегда вне зоны своего комфорта, это круто прокачивает собственные личностные качества. И красоту природы за окном никто не отменял. За неделю можно увидеть и полярный день, и дельфина в море », - объяснила Елена Мишканова.

По окончании специальных курсов идти работать проводником вас никто не заставит. Каждый волен делать то, что ему интереснее, нужнее и важнее. Мария и Павел решили продолжить уже не обучение, а на практике узнать, что такое профессия проводник. Правда, как признались ребята, всё же для них комфортнее и спокойнее работать хоть и в одном поезде, но в разных вагонах.

Трудятся герои интервью на маршруте Санкт-Петербург – Адлер в двухэтажном вагоне. «Первое принципиальное отличие - вместимость купейного вагона. Здесь 64 человека, а не 32 , как в привычном составе. Второе - всё работает на протяжении всего пути следования. Это огромное счастье для проводника, как, впрочем, и для пассажиров. В каждом купе по 4 розетки, никто не стоит возле туалетов с телефоном, чтобы его зарядить. Кстати, вагон отапливается без угля, достаточно нажать на кнопочку, и температура будет идеальной. Нет титана с кипяточком - пассажиры приходят непосредственно к проводнику с маленьким электрическим чайником. Во многих вагонах отсутствует купе проводника, на его месте - кофейный аппарат. А видеокамеры не оставляют курильщикам ни единого шанса нарушить запрет».

Работают Мария и Павел по схеме: два рейса откатал , два рейса отдыхаешь. Но уже лето, говорит девушка, и об отдыхе теперь можно только мечтать.

При работе в последнем вагоне надо ещё успевать следить за исправностью хвостовых сигнальных фонарей.

По сути, самое главное для проводника - обеспечить максимальный комфорт всем без исключения пассажирам. Помимо этого в его обязанности входит работа со всем техническим оборудованием поезда: водоснабжением, вентиляцией, электричеством, а также санитарная обработка. Проводник должен уметь оказать медицинскую помощь, помочь при оформлении документов (если состав пересекает границу). При работе в последнем вагоне надо ещё успевать следить за исправностью хвостовых сигнальных фонарей.

Зарплата проводника зависит от нескольких факторов: это сезонность (летом и рейсов больше, и пассажиров), тип поезда (на новых оборудование современное, с ним работать сложнее, а значит, и оклад повыше). В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных. Говорить о каких-то конкретных суммах не будем: они слишком часто меняются. К примеру, в этом году зарплата уже выросла с 1 марта , и ещё раз будет проиндексирована в октябре.

Если пройтись по сайтам в интернете, то вырисовывается следующая картина. В среднем проводник получает около 23 тысяч рублей . Это если считать, что он работает согласно норме, то есть 176 часов в месяц . Но очень часто проводники, желая получать больше, перерабатывают этот лимит. Если рассматривать вариант, когда за работу начисляют премии, сверхурочные и другие надбавки, то получать «вагоновожатый» может порядка 50 тысяч рублей . Но, как уточняют на сайтах, выполнить такую норму крайне проблематично.

Помимо этого за каждые пять лет непрерывной работы проводник получает премию в размере 3-4 окладов . Ежегодно выделяются путёвки в санатории и летние лагеря - бесплатные или частично оплаченные. Проводников безвозмездно обслуживают в клиниках при РЖД.

Если есть желание и силы, можно «дослужиться» до начальника поезда, смены и, в конце концов, вокзала.

Существует и своя градация. Первое звено - работник местных поездов, далее вверх по карьерной лестнице - проводник дальнего следования и фирменного состава. Если есть желание и силы, можно «дослужиться » до начальника поезда, смены и, в конце концов, вокзала. И этому способствует тот факт, что в профессии нет ограничения по возрасту. С 18 и... если есть желание и здоровье, то можно работать и достигнув пенсии.

Есть у проводников и интересная допуслуга. После рейсов они «ходят на улыбку ». Это означает визит к психологу. Там учат распознавать разные типажи людей, определять наиболее конфликтных, учат, как себя правильно вести с такими кадрами.

Профессия проводника - это не всегда монотонные поездки между городами. Две тысячи работников этой сферы уже прошли дополнительные курсы подготовки перед стартовавшим 14 июня в России чемпионатом мира по футболу. Мы об этом . А кому было бы неинтересно пообщаться с болельщиками из Панамы, Австралии или Коста-Рики ? Да ещё и на протяжении не одного застолья, а целой многочасовой поездки? Тут уже и не угадаешь, чем такое знакомство может закончиться.

P . S . Мы связались с главными героями материала и в ближайшее время постараемся написать о них более подробно.

Максим Ярошевский

Кто из нас не сталкивался с этими женщинами в серой униформе, вежливыми, улыбчивыми и проворными, как стюардессы! Они так же мало похожи на своих предшественниц, как новые вагоны РЖД – на старые. Но труд их по-прежнему связан с самой серьёзной ответственностью – ответственностью за жизни людей.

Средняя заработная плата: 25000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Проводник поезда - это работник в системе железных дорог России, который обслуживает пассажиров в процессе следования вагонов по маршруту. Проводники обеспечивают комфортность поездки, и поэтому именно им выпадает на долю быть лицом РЖД.

История профессии

С развитием железнодорожного сообщения развивался и сервис для пассажиров. Сначала на один поезд, в котором могло быть до 10 вагонов, полагался один проводник, в обязанности которого входило объявлять названия станций, помогать пассажирам поднести багаж и найти свое место.

Со временем количество маршрутов и поездов на них возросло в десятки раз. Чтобы люди разных сословий и достатка не пересекались, вагоны разделили на классы. Богатые люди ездили в комфортабельных купе, такие вагоны могло обслуживать от 3 до 5 проводников, выполняя, кроме прямых обязанностей, еще и дополнительные поручения пассажиров. Для остальных были вагоны попроще, а количество обслуживающего персонала не превышало двух человек.

В СССР и в РФ поездки по железной дороге рассчитаны в основном на срок более суток, поэтому функции проводника существенно отличаются от функций аналогичного работника европейского железнодорожного транспорта, предназначенного для поездок на короткие расстояния.

Описание и характеристика профессии

Большинство пассажиров считает, что проводник вагона выполняет обычные функции по обслуживанию и ничего сложного в этой работе нет. На самом деле это очень непростая и ответственная профессия. Проводник не только выдает постель и готовит чай, он также отвечает за техническое и санитарное состояние вагона, будит пассажиров перед их станцией назначения, производит посадку и высадку, разрешает конфликты.

В каждом вагоне работает бригада из 2 проводников. Однако совершенствование технологий позволило в последние годы обслуживать вагон в одиночку и даже работать одному проводнику на два вагона. При этом количество обслуживаемых пассажиров может заметно отличаться в зависимости от типа вагона.

Со всеми этими людьми необходимо найти общий язык, своевременно и качественно выполнять их требования, при этом на длинном маршруте находить еще возможность хоть немного отдохнуть и выглядеть бодрым и свежим.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать проводником, достаточно поступить в техникум, училище или колледж на специальность "сервис на транспорте". Иногда достаточно окончить краткосрочные (1,5-3 месяца) курсы проводников пассажирских вагонов. Если вы учитесь на работника железнодорожного сервиса, то часть знаний получаете в аудиториях, а практическая часть осваивается непосредственно на производстве.

Тем, кто видит профессию проводника как первую ступень своей карьеры, можно поступать в вуз на специальность "системы обеспечения движения поездов", чтобы приобрести высшее образование по одной из инженерных специальностей.

Профессия "Проводник пассажирского вагона" входит в образовательные программы многих техникумов и колледжей транспортного направления. Этой специальности учат в таких ссузах:

  1. Ростовский-на-Дону железнодорожный техникум дает возможность получить образование по специальности "проводник на железнодорожном транспорте". Здесь готовят специалистов по сопровождению пассажирских вагонов, спецвагонов и грузов, а также билетных кассиров.
  2. Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса предлагает обучиться специальности "сервис на транспорте". Здесь можно отучиться за 2 года и 10 месяцев, кроме того есть 1 и 3-месячные курсы для студентов других вузов.
  3. Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций готовит кадры для Приволжской железной дороги.
  4. Краевое государственное бюджетное ПОУ №16 (г. Хабаровск). Здесь обучение профессии проводника доступно для выпускников 9 классов, срок обучения - 2 года и 10 месяцев. Учеников отправляют на практику в пассажирское вагонное депо, где большинство из них впоследствии и трудоустраивается.

Что касается курсов, то их также можно легко найти в интернете. Например, учебный центр "Кварта" в Санкт-Петербурге набирает учеников на обучение и повышение квалификации по этому направлению.

Профессиональные обязанности

Работать проводником поезда непросто. У сотрудника масса обязанностей, которые условно можно разделить на две части.

Первая - подготовка к поездке:

  • прохождение инструктажа, получение указаний от руководства;
  • сухая и влажная уборка вагона;
  • получение необходимого инвентаря (моющие средства, постельное белье) и продуктов (кофе, чай, сахар);
  • получение товаров для торговли по каталогу РЖД.

Вторая - это непосредственно работа на маршруте:

  • посадка и высадка пассажиров на конечных и промежуточных станциях;
  • проверка проездных документов;
  • размещение в вагоне пассажиров в соответствии с приобретенными билетами;
  • выдача пассажирам постельного белья и напитков по требованию;
  • своевременная чистка и контроль работы титана;
  • контроль над функционированием всех систем (кондиционирование, отопление, освещение);
  • поддержание санитарно-гигиенического состояния вагона (сбор и вынос мусора, уборка санузлов, очистка поручней и т.д.);
  • своевременное оповещение пассажиров о приближении к их станции назначения;
  • оказание первой медицинской помощи (в случае необходимости);
  • разрешение конфликтных ситуаций, поддержание порядка;
  • оформление таможенных деклараций и дорожных ведомостей на международных маршрутах;
  • контроль работы хвостовых сигнальных светильников (на последнем вагоне).

Все действия проводника регламентированы многочисленными инструкциями, которые необходимо выполнять. Обычно в бригаду включают опытного проводника и молодого сотрудника, который только недавно закончил учебу.

В процессе работы проводник подчиняется начальнику поезда, также взаимодействует с правоохранительными органами для пресечения нарушений общественного порядка.

Кому подходит

Эта профессия широко распространена как среди женщин, так и среди мужчин. Для того чтобы обслуживать пассажиров в поезде, нужно иметь возраст не меньше 18 лет, крепкое здоровье и сертификат об окончании курсов или диплом ссуза.

Хорошему проводнику должны быть присущи такие личные качества:

  • дисциплинированность и организованность;
  • рассудительность и крепкие нервы;
  • трудолюбие и готовность к сложностям;
  • пунктуальность и исполнительность;
  • вежливость и приветливость, несмотря на усталость;
  • умение работать с разными категориями людей;
  • способность правильно заполнять дорожные документы;
  • способность быстро находить выход из нестандартных ситуаций.

Положительные стороны профессии:

  • постоянное наличие вакансий в ОАО "РЖД";
  • возможность выполнять эту работу людям различного возраста (от молодежи до пожилых);
  • льготы на проезд в ЖД транспорте;
  • стабильная оплата труда и социальный пакет.

Вагоны сейчас становятся более комфортабельными, что значительно облегчает работу проводника.

Недостатки работы:

  • большое количество командировок и постоянные разъезды, из-за чего нередко не удается полноценно отдохнуть;
  • работа по сменам, в том числе в праздничные и выходные дни;
  • высокий уровень ответственности, как материальной, так и за жизнь и здоровье пассажиров;
  • возможность получить травму на железной дороге;
  • работа в устаревших вагонах с недостаточным комфортом;
  • вынужденное общение с неприятными и конфликтными людьми.

Заработная плата

Заработная плата в первую очередь зависит от количества отработанных часов, при этом перерабатывать нельзя, чтобы не нарушать трудовое законодательство. Следовательно, максимум рабочих дней в месяц - пятнадцать. Это позволяет получить около 18-20 тысяч рублей плюс надбавки за направление, сезонность и выслугу, а также премия. На фирменных поездах и составах дальнего следования тарифная часовая ставка выше, поэтому опытные сотрудники могут заработать до 50 тысяч рублей ежемесячно.

Как построить карьеру

Получение более высокого разряда дает право проводникам работать на более престижных и высокооплачиваемых маршрутах:

  • 2 разряд присваивается выпускникам техникумов и специальных курсов, с ним сотрудника допустят только к работе на местных и пригородных поездах;
  • 3 разряд дает допуск к работе на пассажирских составах дальнего следования (более суток в пути), здесь платят больше и выдают форму;
  • 4 разряд доступен отличившимся и повысившим квалификацию работникам со стажем не меньше двух лет. Имея этот разряд, можно работать на фирменных поездах с хорошими условиями труда, высокой зарплатой и возможностью общаться с интересными людьми.

Чтобы получить более высокую должность в системе РЖД (начальник поезда, начальник станции или другую) необходимо учиться в профильных вузах на специальности "организация перевозок и обслуживание на ЖД транспорте" или "системы обеспечения движения поездов".

Перспективы профессии

Каждый человек сам выбирает, кем работать. Профессия проводника востребована в системе РЖД, к тому же она не требует длительного обучения, приступить к работе можно уже через несколько месяцев после окончания школы. В силу специфики пассажирских железнодорожных перевозок в России необходимость в проводниках ещё очень долго не исчезнет.

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске - проводник пассажирского вагона. Работа проводника многим кажется романтичной - поезда дальнего следования, разные города и случайные собеседники. Сюда несложно устроиться: РЖД принимают всех желающих при наличии среднего образования, только нужно пройти подготовительные курсы. Но вот работа достаточно тяжелая, а зарплата невысокая. Мы спросили у молодого человека, который мечтал стать проводником и теперь работает в поезде, как он относится к своей работе, сколько получает и на что тратит деньги.

Профессия

Проводник

Средняя зарплата

22 000 рублей

Траты за прошлый месяц

7 000 рублей

аренда половины квартиры в Новосибирске

2 000 рублей

временная регистрация

500 рублей

оплата телефона

6 000 рублей

продукты

2 000 рублей

сувениры

2 000 рублей

500 рублей

транспорт

2 000 рублей

накопления

Как стать проводником

Я родился в Бийске Алтайского края, позже моя семья переехала в Москву, где прожила всего полтора года, но я очень полюбил этот город. Тогда много приходилось ездить на общественном транспорте, и мне сильно захотелось стать машинистом. Потом мы снова вернулись в Алтайский край. После девятого класса, горя желанием стать машинистом, я поступил на специальность «слесарь подвижного состава, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов, оператор» в техникум Новосибирска (так как обучение в Москве семейный бюджет бы не потянул). Проучился четыре года, а на втором курсе летом была возможность попробовать себя в работе проводника и подзаработать. После этого у меня все желание пропало: был ужасный коллектив, деньги непонятно как платили - за два месяца вышло 47 тысяч рублей. После учебы попал по распределению в РЖД. Благодаря хорошим оценкам у меня был выбор, и я выбрал работу проводника пассажирских вагонов. В будущем хочу перебраться в Москву.

Вообще, это работа для людей 35–45 лет, у кого есть большой стаж в другой сфере. Для таких даже есть специальные трехмесячные курсы. Чтобы начать работать, проводнику нужно пройти медкомиссию, оформиться в отделе кадров, сдать экзамены по охране труда и технике безопасности. Еще нужно пройти тест, в котором больше 250 вопросов. Там требуется быстро и правильно посчитать, запомнить числа, решить головоломку и так далее. Бывает, что некоторые его не проходят.

Особенности работы

Проводник должен уметь и знать все: посадить пассажира, выдать ему комплект белья, записать в бланк строгой отчетности, предупредить за 40 минут до его выхода, высадить его. Следить за чистотой в салоне: не меньше двух раз за поездку убираться в вагоне, а в туалете - не меньше четырех раз. Это как игра Sims, где у героев есть индикатор: если он зеленый, то все довольны. Так и пассажиры: чуть не уследил, и сразу недовольство.

У проводника много профессий - например, грузчик, официант, психолог. Большие толстые мешки с грязным бельем нужно утащить к себе в купе. Нужно ходить с подносом и говорить пассажирам о том, что в продаже есть чайная продукция и сувениры. Еще нужно быть немножко энциклопедией - на каждой станции пассажиры спрашивают: «В какой области мы находимся?» или «А какая река здесь протекает?», «А какая численность у этого города?» и так далее. Иногда разруливаешь ссору между пассажирами или они сами приходят поговорить, потому что несколько суток в поезде тяжко для них. Многие пассажиры подходят ко мне сами и спрашивают о работе - нравится или нет. Вообще, у нас нельзя критиковать свою работу, но я отвечаю как есть, что получаю мало и что работать проводником врагу не пожелаешь.

Сейчас на улице холодно, а пассажиры первым делом спрашивают о кондиционировании. У меня был случай, когда в Ростове-на-Дону пассажиры не успели сесть на станции, а в вагоне остался только их сын 14 лет. Он не знал номера телефонов. Начальник поезда связался со станцией, родители в итоге поехали догонять поезд на такси, отдали 5 тысяч рублей. А в прошлой поездке у нас между станциями загорелся локомотив, машинист сделал экстренное торможение, у меня вся посуда упала и разбилась. Пассажиры же вскочили и начали паниковать. Спустя 40 минут мы поехали, хотя вроде бы еще локомотив не дотушили: если бы простой был больше, вся бригада лишилась бы премии.

Я готовлюсь к поездке так: за сутки до отправления еду в магазин за покупками. Выходит около 3 тысяч рублей, и так дважды в месяц. На следующий день в назначенное время (за восемь часов до отправления поезда) приезжаю в парк на планерку. С собой у меня чемодан, сумка и большой пакет с едой. На планерке присутствует начальник поезда, инструктор и проводники, с которыми я поеду в рейс. Начальник поезда раскидывает нас по вагонам, обычно в паре мальчик-девочка. Я работаю недавно, и все напарники для меня новые. Еще говорят, в каком классе мы поедем - плацкартный, купейный или СВ. Я полюбил плацкартный, потому что все пассажиры на виду, я знаю, кто и где, да и убираться проще. Дальше мы идем в вагоны; для меня счастье, когда я вижу, что вагон новый. Мы принимаем вагон - считаем инвентарь, получаем чистящие средства, мусорные мешки, мыло, бумагу и товар, который пойдет на продажу. А коллектив раз на раз не приходится, иногда у людей в запасе матерных слов больше, чем обычных.

Затем начальник поездка обходит состав, проверяет, все ли в порядке. За час мы прибываем на вокзал, а за 30 минут начинается посадка. Я должен быть одет строго по форме и быть лицом компании. Сейчас темнеет рано, и еще нужно вовремя включать свет и переключать с вечернего на ночной, перестраиваясь по местному времени. Большой минус - в дороге совсем мало ешь, много нездоровой пищи, и я теряю в весе (ну а женщины - наоборот).

Поездка в одну сторону занимает четыре дня. Меняется климат, часовой пояс и пассажиры. В последние сутки пути проводники делают отчет и уборку. По приезде мы идем в душ, в магазин за продуктами, иногда сувенирами, и в тот же день уезжаем назад с новыми пассажирами. Но они не должны видеть нашу усталость. По приезде также сутки не спим: после того, как все пассажиры выйдут, мы начинаем считать инвентарь заново, в случае недостачи определенную сумму могут вычесть из зарплаты. Если поезд приезжает в 09:45, то домой я прихожу в 15:45, если повезет. Все это время не оплачивается, оплачивается только время поездки.

Также надо сдать белье пассажиров, нехватку тоже вычитают из зарплаты. Потом идем к нормировщикам, они назначают следующий рейс, называют дату и направление. В особый режим (летом, когда поезда ходят каждый день) отдых занимает 30–50 % времени (например, после восьмидневной поездки три-четыре дня отдыха), в обычное время - после восьми дней поездки семь-девять дней отдыха.

Зарплата и траты

Летом отдохнуть никак не получалось: двое суток отсыпаешься, на следующий день идешь в магазин, а потом в поездку. Сейчас я больше отдыхаю, но часов меньше, поэтому, соответственно, зарплата ниже. Зарплата зависит от времени, проведенного в дороге. В удачный месяц я получаю 34 тысячи рублей, в неудачный - 14–17 тысяч рублей. В среднем выходит 22 тысячи рублей. За август я накатал 222 часа - это 16 198 рублей плюс 20%-ный коэффициент и аванс за предыдущий месяц - 7 700 рублей. Такая сумма меня не устраивает. Хочу перебраться в Москву и стать машинистом метро.

Мы с мамой снимаем квартиру, и я плачу половину - 7 тысяч рублей. На продукты в поездку трачу 6 тысяч рублей. Еще ем фастфуд, а когда приезжаем в какой-нибудь город, то покупаю сувениры там. На секции и в спортзал ходить возможности нет, а уж о здоровом питании можно забыть. Еще из расходов - транспорт (500 рублей) и оплата телефона. После этого денег почти не остается. В прошлом месяце много денег отдал за временную регистрацию. А остальные коплю на что-то хорошее, на ту же одежду не меньше 5 тысяч рублей надо отдать.