Скидки 

Немец приземлился на красной площади 1987. Миссия мира: как пилот-любитель посадил самолет на Красной площади, и что с ним случилось после этого

25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете "Сессна" нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 км за 5 ч 50 м, совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске.

Как же годы-то пролетели, сколько всего случилось... Помню то смешанное чувство офигения, разочарования и легкой иронии, которое охватило многих. По стране гуляли анекдоты, с усмешкой называли Красную площадь "Шереметьево-3". Хваленная "советская мощь",о которой сейчас так ностальгируют совки, оказалась "липой". Через несколько лет СССР развалился...

В истории пограничной службы и ПВО СССР были два позорных случая, наглядно показавших, что вся мощь Красной Армии является дутой
15 Мая 1941 года немецкий самолёт Ju-52 вторгся в советское воздушное пространство, безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо
Пограничники и ПВО проспали...

46 лет спустя, 28 мая 1987 года, на День пограничника, опять немецкий самолет (в этот раз правда легкомоторная "Цессна") перелетев государственную границу СССР, приземлилась на Красной Площади...

Днём 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Сессна-172Б Скайхоук» (Cessna 172B Skyhawk ). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапа (Эстония)) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Сессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Как могло случиться, что девятнадцатилетний очкастый паренек вышел победителем в сражении с мощнейшей системой противовоздушной обороны?
Вполне устроившее тогдашних россиян объяснение, что советские перехватчики просто не могли летать так медленно, как летела Cessna, сейчас представляется как минимум наивным. Ведь для того, чтобы посадить самолет, которым управляет не военный ас, а пилот-любитель, не надо зажимать его в тиски, вполне достаточно дать предупредительный выстрел поверх цели. И уж, во всяком случае, военные никак не должны были допустить, чтобы неизвестно кто, несущий на борту неизвестно что, спокойно пролетел в центр столицы.
Но ведь это же случилось. И причиной того стала цепь удивительных совпадений, буквально преследовавшая в тот день немецкого пилота. Цепь настолько загадочная, что многие западные журналисты, плохо знакомые с советскими реалиями, узнав о ней, поспешили объявить перелет удачной инсценировкой.

То, что потом было классифицировано как «воздушное хулиганство», началось после того, как на двадцать второй минуте пилот вышел на связь с наземными службами, сообщил, что у него все в порядке, попрощался и взял курс на восток. К советской границе.
Попытки финского диспетчера вновь связаться с самолетом успеха не имели: сразу после сеанса связи Руст выключил все радиоприборы, за исключением радиокомпаса. Поведение летчика создавало реальную угрозу безопасности полетов на весьма оживленной линии Москва -- Хельсинки, и диспетчерские службы вынуждены были на лету изменять маршруты полетов воздушных судов, попадавших в опасную зону. А вскоре Cessna и вовсе пропала с экранов радаров. Прибывшие в точку исчезновения спасатели обнаружили растекшееся по поверхности моря масляное пятно. Уже через три часа на месте работали водолазы, тщетно пытавшиеся отыскать на дне морском остатки моноплана.

Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Самолета на дне не было. Его там и не могло быть, он был в воздухе. После того, как летчик снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб, он сбросил в воду припасенные канистры с маслом и продолжил свой путь к границам СССР.

В 14.29 на экранах радиолокаторов таллинских ПВО в районе города Кохтла-Ярве появился неизвестный тихоходный объект. Военные радары работали значительно точнее гражданских, да и высоту к тому времени летчик набрал для Cessna нормальную: без малого две тысячи метров, так что сложностей с обнаружением не возникло. Факт пересечения границы не был зарегистрирован ни радарным, ни визуальным наблюдением, поэтому изначально предполагалось, что это заблудившийся гражданский самолет. Однако на радиозапросы объект не отвечал, на код «свой - чужой» не реагировал, а советские авиадиспетчеры утверждали, что никак с ним не связаны. Как и положено, объекту были присвоены боевой общесоюзный номер 8255 и код «чужой». В полную боевую готовность были приведены три дивизиона Ракетных войск. Цель можно было уничтожить в любую минуту, нужна была только команда. А ее не поступало.

За четыре года до описываемых событий в советском воздушном пространстве над Сахалином при не совсем ясных обстоятельствах был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг-747». Погибли 269 человек. Резонанс в мире был просто бешеный, многие страны на несколько недель вообще бойкотировали русские самолеты и запретили им входить в свое воздушное пространство.
После этого в советских войсках был издан страшно секретный приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам, если по их поведению не было видно, что они преследуют военные цели. Создавалось впечатление, что пилот самолетика знал о приказе и поэтому вел себя довольно нагло. Он не скрывался, летел прямым курсом, не вилял, не старался спрятаться за холмы, шел довольно высоко и упорно молчал. Несомненно, о секретном приказе знали не только наши военные, но и представители вражеских ВВС. Знали о нем западные разведчики и западные же политики. Но откуда было знать об этом девятнадцатилетнему немецкому летчику-любителю? А ведь случай с «боингом» был еще у всех на слуху...

Для опознания объекта с военного аэродрома «Тапа» по тревоге были подняты два истребителя-перехватчика «МиГ-23». Уже через двадцать минут после появления самолета на радаре, в 14.48, пилот первого истребителя сообщил на землю, что в просвет облаков видит цель -- легкомоторный самолет типа нашего «Як-12» белого цвета с голубой полосой по борту. Однако сразу после установления визуального контакта самолетик нырнул вниз, на высоту 20 - 30 метров, и исчез не только из поля зрения пилота-перехватчика, но и с экранов радаров.

А через пять минут те же радары в том же районе засекли еще одну цель, правда, следующую другим курсом и на другой высоте. Проще всего было предположить, что это и есть тот самый самолет-хулиган. Что диспетчеры и сделали. А поскольку новая цель устойчиво идентифицировалась как «я -- свой», то недавнее происшествие было тут же списано на несовершенство техники. Тревогу отменили, перехватчики были возвращены на землю, а информация об инциденте надежно спрятана в недрах родной в/ч. До поры.

Между тем Cessna продолжала свой воздушный бросок на юго-восток и к трем часам пополудни уже пролетала над Псковом. Именно тут произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как «случайность». В это время в окрестностях древнего города проходили учебные полеты одного из местных авиаполков. В воздухе одновременно находилось до десятка самолетов, поэтому появление на радарах новой точки осталось никем не замеченным.
Ровно в 15.00 все воздушные объекты должны были сменить свои коды системы госопознавания. Однако поскольку полеты были учебные, а летчики -- вчерашние курсанты с минимумом опыта, то многие из них за азартом полета просто забывали о смене кода и становились для системы «чужими». Увидев на экране радара огромное количество «чужих», руководитель радиотехнической группы принудительно присвоил им код «я -- свой». Такой прием часто практиковался у наших военных, хотя и не афишировался. В числе прочих получил этот код и самолет Матиаса Руста. Теперь он летел в нашем воздушном пространстве уже как советский малый самолет и интереса для военных не представлял.

Так Cessna летела еще километров двести, пока опять не пропала с экранов радаров в районе города Старая Русса. По предположению журналистов из немецкой газеты Bunte, здесь Руст сделал промежуточную посадку. Действительно, если разделить общую длину маршрута, по которому летел Руст, а это примерно тысяча километров, на время полета (около семи часов), то получится, что самолет летел со средней скоростью 140 км/час, в то время как крейсерская скорость Cessna-172R составляет 220 км/час. Косвенно подтверждает гипотезу о промежуточной посадке тот факт, что вылетавший из Мальами в джинсах и зеленой рубашке Руст прилетел в Москву в красном комбинезоне. Если вы считаете, что он мог переодеться по дороге, то попробуйте проделать подобное, сидя за рулем легкового автомобиля. Могу вас уверить: кабина Cessna не намного просторнее.

Когда спустя час самолет вновь показался на экранах радаров ПВО в районе озера Селигер, он вновь не имел никакого кода. Однако вместе с ним на экранах появились еще семь неопознанных целей. Все они, включая и Cessna, двигались в направлении движения ветра и с его скоростью и были идентифицированы дежурной сменой как «неизвестные метеообразования».

Дальше на пути у «метеообразования» лежал Торжок. Тут самолет Руста был легализован вторично и окончательно. И снова помог случай. За день до полета в сорока километрах от Торжка произошла авиакатастрофа: в воздухе столкнулись истребитель «МиГ-25» и дальний ракетоносец-бомбардировщик «Ту-22М», и теперь воздух над районом аварии просто кишел поисковыми вертолетами. Совершенно случайно над этим же местом пролетела и Cessna Руста. А поскольку скорость движения и высота Cessna почти точно совпадали со скоростью и высотой полета поисковых вертолетов, то диспетчеры посчитали его как еще одну поисковую «вертушку» и оставили в покое.

Так что в зону ответственности ПВО Московского округа Руст влетел уже как нарушивший режим полета московский вертолет. Оперативный дежурный Центрального командного пункта, понадеявшись на то, что в Московском округе сами разберутся со своим нарушителем, дал приказ снять цель с оповещения.

И еще одна случайность-совпадение. Вообще этот день был просто напичкан счастливыми для немецкого пилота совпадениями. Когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то сверху (кто - так и осталось невыясненным) дал приказ временно отключить автоматизированную систему управления (АСУ) ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. Если бы не этот приказ, самолет Руста могли бы сбить просто «по умолчанию», как неустановленный объект, приближающийся к стратегически важному центру. Чуть позже так же неизвестное лицо «сверху» на двадцать минут прекратило полеты над Шереметьево. Именно через это двадцатиминутное окно Матиас Руст в 19.38 и влетел в столицу.

На этом кончается детектив и начинается анекдот.
Как утверждал на процессе сам пилот, первоначально он хотел посадить самолет в самом Кремле, но, убедившись, что на его территории нет подходящей площадки, решил посадить его прямо перед Покровским собором. Однако площадь была заполнена народом, и Руст с включенными посадочными огнями несколько раз прошел над головами гуляющих, помахивая крыльями. В ответ на это гуляющие махали ему руками и дружески улыбались.

В этот же день, только чуть раньше, над Красной площадью летал вертолет, производивший фотосъемку. Поэтому, когда дежурному по отделу охраны Красной площади майору Токареву позвонили и спросили: «Кто там у тебя летает?» -- он спокойно ответил: «Да это съемки идут», а когда с ним связался постовой Косоруков и сообщил, что над площадью летает самолет, лишь лениво возразил: «Ты смотри, чтобы коровы по площади не ходили, а самолет -- хер с ним!»

Только с третьей попытки Матиасу Русту удалось-таки посадить самолет в начале Москворецкого моста и вырулить к Васильевскому спуску. На место происшествия тут же прибыл замначальника московской милиции Н.С. Мыриков. Прямо с площади он по рации связался с шефом, генерал-лейтенантом Богдановым, и доложил: «Товарищ генерал! На Красной площади сел немецкий самолет», в ответ на что Богданов лишь матюкнулся и прервал связь. Зато замначальника ГАИ Москвы полковник Панков приехал сразу: «Надо ехать. Когда «Россия» горела, я тоже ведь сразу не поверил». Богданов приехал сразу за ним. А еще минут через двадцать туда же приехали «люди в сером» и увезли смущенно улыбающегося летчика на Лубянку.

Политическое руководство страны воспользовалось инцидентом с Рустом по полной программе: уже через несколько дней лишились своих постов давно не устраивавшие Горбачева министр обороны СССР маршал Сергей Леонидович Соколов, отправлен на пенсию главнокомандующий войсками ПВО Александр Колдунов, перевернут практически весь Генштаб. Многие офицеры были уволены практически «ни за что», так, например, сам Соколов во время полета Руста находился в Берлине на консультативном совещании государств Варшавского договора и никак не мог отвечать за произошедший инцидент. Приходится признать, что западногерманский пилот вольно или невольно, но очень помог советским властям в борьбе с мощным военным лобби.

Версии о мотивах Руста
Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полёта Руста: выиграть пари, произвести впечатление на девушку.
Многие представители Советских Вооружённых Сил считали полёт акцией иностранных спецслужб.

В советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил.
Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года, за несколько дней до событий получил выговор, но должность свою сохранил.
Правда, с новой кандидатурой глава СССР не угадал: пришедший на смену Соколову Дмитрий Язов впоследствии предал Президента и принял активное участие в путче.

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для Советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «после пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»

А в народе перелет отразился целой серией анекдотов. Красная площадь мигом получила второе название -- Шереметьево-3. Не в последней степени этому способствовало то, что в скором времени после посадки Руста на ней было запрещено курение и выставлены соответствующие знаки. Говорили, что полет состоялся в рамках ширящегося в ФРГ движения «Свободу маршалу Соколову!» По Москве поползли слухи о том, что в ГУМе возле фонтана выставили милицейский пост, чтобы не всплыла американская подводная лодка..

Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал Руста «нахальным аэрокурёнком»:
Нахальный аэрокуренок
чуть Кремль не сшиб -
все оттого,
что был прошляплен он спросонок
коалами из ПВО.

А Юлий Ким написал песню "Кадриль для Матиаса Руста" :

Здравствуй, киндер дорогой,
Гость, никем не чаемый,
В нашей склоке мировой
Голубок отчаянный!

Прилетел, настрекотал,
Крылышки расправил,
Агромадный арсенал
Сходу обесславил!

Ждать не может человек
Череду столетий:
- Надоел двадцатый век,
Хочу тридцать третий.

Где ни пушек, ни границ,
Ни плохой погоды,
Где не меньше, чем у птиц,
У людей свободы!

Генералы ПВО,
Вам навек спасибо:
Не убили вы его,
А ведь как могли бы!

Молодец Матюша Руст,
Пошутил по-русски:
И смышленный, и не трус,
И сидит в кутузке!

Партия, правительство,
Есть такое мненье:
Отпустите вы его
В виде исключенья.
Это будет торжество
Нового мышения!

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к 4 годам лишения свободы. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

Матиас Руст в суде.

В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 15 месяцев.
В апреле 1994 Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Вроде бы пытался вести бизнес по торговле обувью, но прогорел. Долгое время жил на Тринидаде.
В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.

В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера - из универмага в Гамбурге он украл кашемировый свитер за $81 и заплатил штраф в 4 с половиной тысячи долларов.
По состоянию на 2002 год Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena).
Сейчас Матиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер.
Мемуары Руста будут опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.

Спустя 20 лет в 2007 году Руст объяснил свои мотивы следующим образом:
Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом.
В 2012 году он признал свой полёт безответственным, заявив следующее:
Мне тогда было 19. Мой пыл и мои политические убеждения подсказали мне, что приземление на Красной площади было единственным вариантом для меня... Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок.

Самолётом Руста до 2008-го года владел богатый японский бизнесмен. Он держал самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его стоимость вырастет.
В 2008-м году самолет был куплен Немецким техническим музеем, где выставляется в фойе.

28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет 18-летнего немецкого паренька Матиаса Руста. Что это было - провокация спецслужб, маркетинговый ход, или банальное хулиганство? Вопросы остаются.

Полные баки на полтора часа

Матиас Руст покинул хельсинский аэродром «Мальами» днем 28 мая. Конечной целью полета спортивного самолета американского производства «Цесна» был обозначен Стокгольм. Финский обслуживающий персонал недоумевал: до Швеции не больше полутора часов, а баки самолета заправлены под завязку, да еще и дополнительные установлены в салоне.

Матиас, конечно, и не собирался в шведскую столицу. Его целью была «златоглавая», но в тот момент об этом никто и подумать не мог, поэтому вылет разрешили. П

ервую 20-ти минутку летчик шел по обозначенному маршруту, потом связался с диспетчером, сказал, что у него все в порядке и попрощался. В этот день на связь он больше не вышел.

Счет за ложную тревогу

Вскоре после того, как Матиас отключил все средства связи, его самолет пропал с экранов радиолокаторов. На место последних координат самолета в срочном порядке была направлена спасательная группа, которая обнаружила на поверхности моря масляное пятно внушительных размеров. Решили, что самолет потерпел крушение. Спасатели даже вызвали на помощь водолазов, чтобы те прочесали дно в поисках Матиаса. Позже «кремлевский летчик» получит от финских властей счет за ложную тревогу в размере 100 тысяч долларов. Происхождение масляного пятна так и осталось загадкой.

Повезло

Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу СССР в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Не сказать, чтобы самолет остался незамеченным, неверно. В Эстонии его некоторое время вели два истребителя, поднятых по тревоге, но они не получили разрешения на перехват или уничтожение самолета Руста и вернулись на базу.
Засекли летчика и советские ПВО – в 14.29 «объекту», не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255. Три ракетных дивизиона привели в боевую готовность, но команды на поражение цели не последовало.

Можно сказать, Русту просто повезло. После истории с корейским «Боингом», который предположительно наши военные сбили над Тихим океаном в 1984 году, был издан приказ, запрещавший открывать огонь по спортивным и гражданским самолетам.

Снова фарт

Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку.

Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» этого не сделали и система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой».

Среди самолетов оказалась и «Цесна» Руста. Таким образом, свой дальнейший путь Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цесну» приняли за поисковый советский вертолет.

Немецкий хулиган

В 19.10 Матиас Руст посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного, вылез из самолета и принялся раздавать автографы и позировать перед фотокамерами. Фото-и автограф-сессия, правда, продолжались недолго: Матиас Руст был арестован.

Свой день рождения, 1 июня, он провел в тюрьме. Самый гуманный суд в мире назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года, но 3 августа следующего года Матиас Руст был помилован и выдворен за пределы СССР.

В общей сложности Руст провел в Москве 433 дня. После своего возвращения в Германию, он был лишен права на вождение самолета как человек «неуравновешенный психически». Данное определение Руст подтвердил: во время прохождения службы в госпитале он набросился с ножом на медсестру за то, что она якобы отказалась пойти с ним на свидание. Затем он был пойман на краже свитера в супермаркете. Одним словом, странный субъект.

Аэродром на площади и субмарина у Большого

Шутка о том, что трасса Москва-Ленинград – самая мягкая, так как устелена папахами полковников и генералов, отразила невеселую действительность – было «пометено» много народу.

После того как шоковое состояние прошло, советский народ со свойственным ему энтузиазмом начал веселиться. Красную площадь стали именовать не иначе как «Шереметьево-3». Родился анекдот о двух летчиках на Красной площади, один из которых просит закурить, на что получает ответ: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!»

Или еще: на Красной площади собралась толпа народа с вещами. На вопрос: «Что это вы здесь делаете?», следует ответ: «Ждем самолет из Гамбурга!» Другая байка рассказывала о том, что возле фонтана Большого театра выставили милицейский пост. «Зачем?» «А вдруг американская подводная лодка всплывает?»

Случайно наткнулся на рассказ о смелом 19-летнем немце, который в 1987 году умудрился посадить самолет на Красной площади. Событие известное, все видели кадры с самолетом на площади, но как шла подготовка к полету и каким образом удалось Матиасу Русту добраться до Москвы, минуя ПВО СССР, знают немногие. История достойная фильма.

Пролет Руста в Москву в мае 1987 г. дал старт кампании по дискредитации Вооруженных сил

Когда немецкий летчик Maтиас Руст приземлился на Красной площади в мае 1987 г., это событие заставило усомниться многих непрофессионалов в совершенстве отечественной системы противовоздушной обороны. Об этом происшествии было написано много, но об истинных причинах, и как все это происходило вообще практически ничего не опубликовано.

Здесь уместно отметить и некоторые события, которые предшествовали этому полету.

В конце августа 1983 г. силами ПВО на Дальнем Востоке в районе острова Монерон был уничтожен южнокорейский "Боинг-747", нарушивший наше воздушное пространство на глубину до 500 км. Самолет не держал связи с землей, на действия истребителей вблизи кабины пилотов не реагировал. Кроме того, курс самолета пересекал области воздушного пространства, закрытые даже для полетов своей авиации.

Противодействие полету самолета проходило с соблюдением положений боевых документов и в строгом соответствии с международными правилами. (Заметим, что инцидент со сбитием южнокорейского самолета не первый.)

Пресса и телевидение, особенно зарубежные, открыли дискуссию, а иногда и просто истерию о правомочности действий сил ПВО по пресечению этого полета. С 1985 г. ветер демократических перемен еще больше раздувал эту тему. Однако конкретных предложений по корректировке боевых документов Министерством обороны сделано не было.

ОТКРЫТКИ С ВИДАМИ ХРАМОВ

И вот, 28 мая в 14.00 на воздушной трассе Хельсинки-Москва на высоте 600 м дежурное подразделение ПВО в районе эстонского городка Кохтла-Ярве обнаруживает малоразмерный самолет без сигнала опознавания "Я - свой", отсутствующий в заявке как разрешенный для входа в воздушное пространство Советского Союза. Так развивались события по пресечению незаконного входа в воздушное пространство СССР воздушного судна неизвестной государственной принадлежности, неизвестного типа и с неизвестными целями.

В целом ситуация напоминала дальневосточный вариант с южнокорейским "Боингом", но нельзя сбрасывать со счетов, что "монеронский синдром" еще оставался в силе, и все это происходило на одной из самых оживленных воздушных трасс, практически в центре Европы.

Уже потом материалы тщательного расследования подтвердят, что технический комплекс средств на всем протяжении маршрута полета Руста, а он составил около 1130 км, работал безупречно, и этот маленький самолетик наблюдался практически на всем маршруте. И лишь человеческий фактор и ряд невероятных, но трагических совпадений привели в конечном итоге к срыву выполнения боевой задачи дежурными силами ПВО, к серьезным кадровым перестановкам в Минобороны СССР и началу реорганизации системы ПВО.

На вопрос "Случайно ли 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст оказался в Москве?" можно однозначно ответить: "Нет, совсем не случайно".

Из материалов дела выяснилось, что молодой, но способный пилот увлекался полетами на предельную дальность на своем любимом, как он говорил, самолете "Цессна-172". Только в 1986 г. он несколько раз летал на Шетландские и Фарерские острова. Полеты над океаном вне видимости земли не считаются простыми. Опыт самолетовождения по приборам у Руста был приличный. В течение 1986 г. он тщательно изучал по карте местность, над которой предстояло лететь годом позже, собирал открытки с видами церквей и храмов в этом районе в качестве ориентиров. В мае 1987 г. Руст решил, что готов к задуманному перелету.

Из аэропорта Хельсинки он вылетел в 13.30 по московскому времени. В плане полета значился Стокгольм, это всего два часа на "Цессне-172". Через 20 минут Матиас Руст вышел на связь с диспетчером, доложил, что на борту все нормально и попрощался. После этого выключил все средства связи, кроме приемника бортового радиокомпаса, и направил самолет в Финский залив со снижением высоты до 200 м, после чего развернулся на 180 градусов и направился в точку, которая была заранее им определена и находилась точно на трассе, соединяющей Хельсинки и Москву. Органами контроля и управления воздушным движением Финляндии было зафиксировано изменение эшелона полета самолета Матиаса Руста и отклонение от установленного маршрута. Поскольку это создавало угрозу безопасности полетов в данном районе, диспетчер запросил (по радио) борт Руста. Попытки связаться с пилотом окончились неудачно.

Вскоре самолет Руста пропал на всех экранах радаров системы наблюдения в 40 км от береговой черты над водами Финского залива. Уже через 30 минут в район предполагаемого падения самолета были направлены поисковый вертолет и два патрульных катера, были обнаружены некоторые предметы и небольшое масляное пятно. Предположительно был сделан вывод, что самолет упал в воду и нужны были дополнительные силы и средства, чтобы достоверно в этом убедиться (спустя несколько месяцев служба спасения Финляндии выставит Русту к оплате счет в 120 тыс. долл. США за проведение поисково-спасательных работ на месте предполагаемой катастрофы).

Pycт тем временем осуществлял свой план достижения города Москвы. Погода в этот момент была облачной, с прояснениями, с нижним краем облаков 400-600 м, ветер западный, временами срывался моросящий дождь.

Около часа полета Руст строго выдерживал курс по радиомаяку, навигационная станция которого располагалась в районе Хельсинки. Далее весь полет осуществлялся по показаниям магнитного компаса и визуальным сличениям объектов, которые заранее были нанесены на карту. Главными ориентирами обозначены Чудское озеро, озеро Ильмень, озеро Селигер, железнодорожный путь РжевМосква. При таких протяженных ориентирах заблудиться просто трудно.

ПЕРЕПОЛОХ

Итак, информация об обнаружении неизвестного самолета поступила на автоматизированный командный пункт части в 14.10. Около 15 минут в условиях "монеронского синдрома" шли переговоры с гражданскими диспетчерами, что же это могло быть? К этому времени самолет находился уже у береговой черты. Три дежурных зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали цель, но команды на уничтожение не получали, все ждали решения командующего ОА ПВО генерал-майора Кромина.

Когда выяснилось, что это не заявочный самолет, все подразделения армии были приведены в готовность #1 и в воздух подняли пару дежурных истребителей с аэродрома Тапа для опознания объекта.

В 14.29 летчик, старший лейтенант Пучнин, доложил, что в разрыве облаков наблюдал спортивный самолет белого цвета, типа Як-12, с темной полосой вдоль фюзеляжа. Это было уже в районе города Гдов.

Снижение проходило на стыке зон обнаружения двух радиолокационных подразделений, и на период до 1 минуты на локаторах Руст не наблюдался. Однако трасса полета в автоматизированной системе оставалась устойчивой.

В 14.31 объект обнаруживается, но уже с курсом 90 градусов вместо 130. Он двигался теперь по трассе Гдов-Малая Вишера. Было принято решение, что обнаружен тот же объект. С КП армии даны указания уточнить параметры объекта и выдана команда на подъем еще пары дежурных истребителей для опознания его. Истребители вернулись ни с чем. По докладам пилотов на своих бортовых РЛС они ничего не обнаружили. Однако отметка устойчиво наблюдалась всеми наземными подразделениями. Были отмечены изменения параметров движения: скорость в пределах 80-85 км/ч (вместо 180-210 км/ч), высота 1000 м (вместо 600 м).

Профессионалам известно, что весной и летом при определенных климатических условиях, в атмосфере возникают устойчивые вихревые потоки, которые двигаются с потоками ветра, существуют достаточно долго и на экранах радаров отличить их от малоразмерного летательного аппарата очень сложно. В таких случаях нужны большой опыт и мастерство. В этот момент его, по-видимому, и не хватило для принятия правильного решения. Расчет обязан был обратить внимание, что в течение минуты высота объекта увеличилась почти вдвое, а скорость снизилась почти в три раза.

В 15.00 самолет Руста был уже в районе Пскова. Погода улучшилась, дождь прекратился, и Руст занял снова высоту 600 м как наиболее экономичную для этого типа самолета и продолжал полет.

В этом же районе шли учебные полеты одного из авиационных полков. В воздухе в разных зонах находилось от 7 до 12 самолетов. Одни взлетали, другие садились, так что количество их постоянно менялось.

РУСТ ЛЕГАЛИЗОВАН

В 15.00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы госопознавания. Все наземные и воздушные средства и системы должны были выполнить эту операцию одновременно.

С истребителями это случилось не сразу. Увлекшись техникой пилотирования, не все молодые пилоты переключили необходимый тумблер вовремя, и сразу для системы ПВО они стали "чужими". Командир радиотехнической части, зная обстановку с неопознанным летательным аппаратом, приказывает оперативному дежурному системы, в зоне которой находились истребители, принудительно присвоить признак "Я - свой".

"Иначе же своих можем сбить", - разъясняет он свою позицию молодому офицеру. Тот, в свою очередь, объясняет, что это противоречит инструкции и документам. Офицер вышестоящего КП отстраняет от дежурства несговорчивого старшего лейтенанта и меняет его на молодого лейтенанта, который, не разобравшись в военной обстановке, выполнил приказ, присвоив признак "Я - свой" всем истребителям, находящимся в воздухе, заодно и самолету Матиаса Руста.

К 16.00, уже легализованный, Pycт пролетает озеро Селигер и попадает в зону ответственности другого соединения.

Средства слежения системы вновь подтвердили, что обнаружен самолет без сигнала "Я - свой". Снова анализ ситуации. Снова подъем дежурной пары истребителей. В условиях низкой облачности командиры не рискнули опускать истребители до высоты ниже 600 м, пробивая облака сверху вниз. Это было слишком опасно. Таким образом, визуально самолет Руста не был обнаружен.

За день до полета Руста в 40 км западнее города Торжок произошла авиакатастрофа одного из самолетов ВВС, здесь работала поисково-спасательная группа. Один из вертолетов в тот день и час выполнял роль связного ретранслятора, барражируя в этом районе. Решение было принято, что самолет без сигнала "Я - свой" и есть заявочный вертолет, который находился в зоне поисково-спасательных работ. Дважды легализованный Руст продолжал полет к Москве. До приземления оставалось менее двух часов.

Не разобравшись точно с неопознанной целью, генерал Кромин доложил о ней на КП Московского округа ПВО и Центральный командный пункт (ЦКП) Войск ПВО как о простом нарушителе режима полетов, то есть о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолете.

Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор Мельников, не имея полной характеристики о самолете-нарушителе режима полета, не доложил о нем Главнокомандующему войсками ПВО главному маршалу авиации Колдунову, который находился в это время на своем рабочем месте. Первый заместитель начальника Главного штаба генерал-лейтенант Тимохин, остававшийся за начальника штаба, на доклад оперативного дежурного не отреагировал. Понадеявшись на то, что с самолетом-нарушителем разберутся сами в Московском округе, генерал Мельников дал команду снять эту цель с оповещения на ЦКП.

На командном пункте округа в это время шла напряженная боевая работа по контрольным целям, которой руководил первый заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант Бражников. Информации о "простом нарушителе режима полетов" он не придал значения.

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ

Теперь обратимся к законодательной или юридической основе действий дежурных сил ПВО. Закон СССР о Государственной границе Союза ССР от ноября 1982 г. Статья 36 гласила: "Войска противовоздушной обороны, осуществляя охрану Государственной границы СССР... в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют оружие и боевую технику".

Пройдет 10 месяцев, и в соответствии с этим Законом 1 сентября 1983 г. будет сбит вторгшийся в воздушное пространство страны южнокорейский "Боинг". Факт его сбития некоторое время будет прятаться за словами "наблюдение за ним было потеряно". И только через неделю в Заявлении Советского правительства будет сообщено, что "истребитель-перехватчик выполнил приказ командного пункта в полном соответствии с Законом..."

Закон был, однако, приказом министра обороны СССР, которым он вводился в действие, разрешалось открывать огонь только по военным самолетам капиталистических стран. И то не всегда. В итоге, дойдя до частей и подразделений, приказ "вырос" до специальной инструкции в... 20 страниц. И уже согласно этому документу тот, кто принимал решение на применение или неприменение огня, мог сесть в тюрьму.

Если к этому добавить Чикагскую конвенцию, в соответствии с которой запрещен огонь на поражение по самолетам-нарушителям гражданской авиации, то можно представить, в каком положении находились все те, кто руководил дежурными силами ПВО в этот злополучный день.

ЦЕЛЬ - КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Между тем в 18.30 Матиаc Руст уже подошел к окраине Москвы, пересек Ходынку и направился прямо к Кремлю. Погода в Москве была по-весеннему теплой, безветренной и малооблачной.

В замыслы Pyстa входило посадить самолет прямо в Кремле. Но, убедившись с высоты 60 м, что там нет пригодной площадки, он принимает решение приземлиться на Красной площади, размеры которой позволяли это сделать.

С левым разворотом и снижением Руст заходит на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Однако это не удалось сделать из-за множества людей на площади. Он делает вторую попытку, резко набрав высоту и разворачиваясь над гостиницей "Россия". Также снизившись, включив навигационные огни и покачивая крыльями, Руст рассчитывал, что прохожие поймут его намерения и освободят диагональ площади для осуществления посадки. Однако этого не случилось.

Сделав еще один разворот над гостиницей "Россия", Руст тем не менее успел по секундомеру засечь режим работы светофора на Большом Москворецком мосту. Начав снижение над улицей Большая Ордынка, Руст очень точно рассчитал траекторию снижения своего самолета. И, как только загорелся красный свет светофора у начала моста, самолет, едва не задевая шасси крыши автомобилей, коснулся колесами покрытия моста. Этой дистанции было достаточно, чтобы, погасив скорость, подрулить к собору и заглушить двигатель. Часы на Спасской башне Кремля показывали 19 часов 10 минут, но это был далеко еще не вечер.

РАЗБОР ПОЛЕТА

Пролет Руста дал повод обрушиться с тяжелыми обвинениями не только на Войска ПВО, но и на Вооруженные силы. 30 мая состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, которое закончилось освобождением от должности министра обороны маршала Советского Союза Сергея Соколова и Главнокомандующего войсками ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова.

К 10 июня в Войсках ПВО было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала. Маховик наказаний продолжал раскручиваться. Многих снимали с занимаемых должностей, исключали из КПСС, увольняли из Вооруженных сил, отдавали под суд. Наносился удар по престижу ВС. Фактически было заменено все руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно. Создавалось впечатление, что были какие-то круги в стране, заинтересованные в подрыве доверия у народа к своим Вооруженным силам. Об этом свидетельствовало нежелание разобраться в том, что система ПВО страны создавалась для борьбы не с любыми средствами, способными летать в наше воздушное пространство, а прежде всего для отражения нападения с воздуха и космоса боевых самолетов, крылатых ракет и других беспилотных средств, представляющих опасность для объектов страны, что никакая ПВО любого государства в мирное время не может противостоять воздушным хулиганам, преднамеренно нарушающим воздушное пространство, тем более на летательных аппаратах спортивного типа на малых и предельно малых высотах. Такая задача непосильна государству с экономической точки зрения, а тем более для страны, имеющей протяженность границ более 60 тыс. км.

УДАР ПО ПРЕСТИЖУ

В данном случае пролет Руста до Москвы носил явно провокационный характер. Полет заблаговременно планировался, о чем свидетельствует выбор опытного летчика, его программа целеустремленной подготовки по приборам на максимальную дальность, тщательное изучение особенностей предстоящего маршрута над территорией СССР.

Можно только предполагать, кто стоял за этой провокацией. Расчет нанесения удара по престижу Вооруженных сил СССР, их руководству, в центре которых оказались Войска ПВО, был точен. И тем не менее властные структуры, начиная с Политбюро, создали вокруг проблемы пролета Руста ажиотаж государственного масштаба. Тем самым был сбит с толка свой народ, подорван престиж Вооруженных сил.

Выходит, что наш потенциальный враг нанес серьезное поражение обороноспособности СССР руками "собственного" Политбюро ЦК КПСС. Руст положил начало падению престижа службы в Вооруженных силах, которое продолжается до наших дней. О лучшем не надо было и мечтать.

На Западе смаковали пролет Руста к Москве. В журнале "Штерн" восхвалялся его "подвиг", прорвавшего сильнейшую систему ПВО из ста стартовых комплексов ракет "земля-воздух", 6 авиаполков с 240 истребителями-перехватчиками и т.д. В статье извещалось, что через 48 часов лишился своего поста главком ПВО Александр Колдунов, сбивший во Второй мировой войне 46 немецких самолетов, что случай с Рустом дал Михаилу Горбачеву повод сместить с поста министра обороны 75-летнего маршала Сергея Соколова...

Подмечалось и то, что 1 мая на трибуне Мавзолея было лишь пятеро военных вместо пятнадцати. Расчет авантюрного пролета Руста подтвердился. Расправляться со своими мы умели.

4 августа был прощен Руст, осужденный к четырем годам лишения свободы. В интервью корреспонденту "Известий" член коллегии Прокуратуры СССР Андреев, всячески принижая тяжесть вины преступника, сведя "проказу" Руста к злостному хулиганству, рисовал картину, в каких благодатных условиях содержался в колонии Руст. Зато наши командиры были наказаны со всей для данного случая неоправданной жестокостью. Их никто и не думал реабилитировать.

Здесь нелишне напомнить, как в подобных случаях поступали в других странах. 12 сентября 1954 г. самолет типа "Цессна" произвел посадку у Белого дома в Вашингтоне, рядом с резиденцией президента. Самолет разбился от столкновения с деревом вблизи здания. Летчик погиб.

В скором времени после посадки Руста несколько ночей подряд совершал несанкционированные полеты над Парижем легкомоторный самолет, отвлекая на себя известные силы и средства для пресечения полетов.

Но ни в США, ни во Франции, за эти полеты не были сняты министры обороны, а тем более не была затронута честь всех вооруженных сил. Там обошлись более здраво. Прежде всего усилили радиолокационную службу, ввели срочно в боевой строй более совершенные технические средства, ускорили прохождение оперативной информации.

Посадка Руста в Москве в свое время обернулась большой трагедией для Войск ПВО в условиях, когда противовоздушная оборона полностью отвечала требованиям времени. Теперь попробуем представить аналогичный пролет в наше время, когда система ПВО в отношении основных ее средств значительно ослаблена в силу реализации т.н. принципа "разумной достаточности". Сегодня такой "Руст" может беспрепятственно пролететь практически в любом месте и в любое время. Есть над чем подумать.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Сегодня — 25 лет со дня приземления немецкого летчика-«любителя» под стенами Кремля

Сегодня - 25-летие приземления немецкого летчика Матиаса Руста в самом сердце Москвы, под стенами Кремля. Его демонстративно-наглый перелет 28 мая 1987 года из Финляндии в Москву, так и не пресеченный нашими средствами ПВО, стал одной из этапных вех в развале великой державы - Советского Союза. Мощную, совершенную по тем временам систему ПВО сумел «одолеть» маленький одномоторный самолетик, пилотируемый к тому же «любителем».

Как такое могло произойти? К сожалению, многие обстоятельства случившегося четверть века назад до сих пор кем-то тщательно скрываются. Тем не менее с годами удается найти все больше подтверждений того, что тот «прорыв» советской системы ПВО, свидетельствовавший якобы о развале всего советского строя, на самом деле был кем-то тщательно спланированной тайной операцией, которая была успешно реализована прежде всего с помощью предателей из высших эшелонов советского руководства. А предатели эти затем использовали данный инцидент для дискредитации советской армии и почти полной замены ее командования. Об этом повествует сегодня на страницах «Свободной прессы» военный журналист Евгений Кириченко.

Руст: «Я ждал команду на посадку. Но ее не последовало».

На самом деле самолет Руста, не отвечавший на запрос «Свой - чужой», был сразу же обнаружен нашими радиолокационными средствами. Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом отметку от «Сессны» Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский, и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель. Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит - нарушитель госраницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории - разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.

Но ведь информация, хотя и с запозданием, была выдана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель, который пилотировал старший лейтенант Пучнин. Он дважды облетел «Сессну» и доложил на землю, что перед ним - «легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа». Получи он тогда с земли команду уничтожить нарушителя границы, легко бы это сделал. По словам Руста, занесенным в протокол допроса, он только однажды видел советский перехватчик и даже различил в кабине оранжевые комбинезоны и кислородные маски советских летчиков, которые сидели в один ряд.

- Я ждал команду на посадку, - утверждал Руст. - Но ее не последовало. Поэтому я сохранил курс 117, двигаясь на высоте 600.

Руст лукавил. Он не собирался садиться, потому что в его задачу входило во что бы то ни стало долететь до Красной площади. И нарушителя облетывали не однажды. Чтобы избежать дальнейших встреч с истребителями, Руст потом уйдет на малую высоту. Такое решение мог принять только летчик, который был хорошо осведомлен о способах противодействия нашей системе ПВО.

Хотя Руста в тот день могли бы легко сбить. Такое решение уже было принято генералом Кроминым - командующим Ленинградской отдельной армией ПВО. Мешала инструкция, появившаяся на свет после сентябрьских событий 1983 года, когда на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский «Боинг», как бы по ошибке нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты спортивного типа, и генерал мучительно искал решение, сохранив тем самым жизнь немецкому парню. Вот выдержка из стенограммы его переговоров на КП армии:

- Ну что, сбивать будем? Летчик докладывает: типа Як-12 (советский легкомоторный самолет спортивного типа, похожий на «Сессну»).

Именно схожесть самолета Руста с Як-12 и ввела в заблуждение нашего летчика, а за ним - и всех остальных. Генерал решил, что имеет дело с нарушителем режима полетов, который забыл включить на борту режим опознавания или вылетел с неисправным оборудованием. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа, которые исправно «вели» ее, пока отметка от «Сессны» не исчезла с экранов индикаторов.

Руст садился на дозаправку под Новгородом, где его и «переодели»?

Как известно, из Хельсинки «Сессна-172», пилотируемая Рустом, вылетела в 13:15 по московскому времени, а села на Красной площади в 19:30. Т. е. она находилась в воздухе 6 часов 15 минут, покрыв расстояние примерно в 880 км. Это значит, что «Сессна» шла со средней скоростью около 140 км/ч, которая гораздо ниже крейсерской скорости данного типа самолета, составляющей 220 км/ч.

К тому же над большей частью территории, где пролетал нарушитель советской границы, дул попутный для него ветер. Т. е. по всем расчетам Руст должен был оказаться в Москве часа на два раньше реального времени приземления. Следовательно, «Сессна» либо значительно отклонялась от маршрута (неизвестно, с какой целью), либо совершала где-то промежуточную посадку.

Неудивительно, что любознательные люди, в т. ч. и корреспондент западногерманского журнала Вunde М.Тимм, произведя аналогичные вычисления, задались вопросами: где же «присаживался» летчик-«любитель» и кто мог его переодеть? «Ведь из Хельсинки, - недоумевал корреспондент, - Матиас Руст вылетел в джинсах и зеленой гимнастерке, а после приземления в Москве вышел из самолета в красном комбинезоне». В Хельсинки же, как утверждает Тимм, на хвостовом стабилизаторе «Сессны» не было изображения атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Откуда тогда оно взялось на самолете после его посадки на Красной площади?

В пользу версии промежуточной посадки Руста свидетельствует и тот факт, что вскоре после облета нарушителя советскими перехватчиками средства разведки ПВО стали выдавать на вышестоящий КП информацию о снижении цели, затем около 15:32 ее потеряли. По всей видимости, «Сессна», встретившись с истребителями, решила не искушать судьбу и, выбрав подходящую площадку, приземлилась.

Кстати, в районе Старой Руссы, где мог совершить предполагаемую вынужденную (а может, запланированную) посадку Руст, в то время находилось до полусотни аэродромов и более 60 площадок, принадлежащих различным ведомствам. Ни одна из этих площадок в том районе не имела связи с органами, контролирующими порядок и правила использования воздушного пространства. Словом, даже при желании свидетели посадки заморского гостя не смогли бы позвонить куда следует. Просто идеальное место для того, чтобы «нырнуть» от всевидящих локаторов советской ПВО. И если Руст случайно выбрал такую посадочную площадку, то эта случайность под стать выигрышу всех главных призов в одной лотерее.

И все же - могла ли потребоваться немецкому летчику-любителю промежуточная посадка? Судя по тому, как умело, с резкой потерей высоты он ушел от финских истребителей ПВО, можно сделать вывод, что перехватчиков Руст не боялся. Мастерски сымитировав падение в залив, он пересек нашу границу, а финские летчики, обнаружив с воздуха радужное пятно на волнах, вернулись успокоенные на базу.

Вот, кстати, очередная загадка: как могло само по себе появиться масляное пятно в месте «падения» Руста? Техническая экспертиза, проводившаяся позднее, показала, что подделать такое пятно с помощью канистры или бочки, сброшенной в залив с самолета, невозможно. Подобную маскировочную поддержку немецкому летчику могла оказать разве что подводная лодка или катер.

Еще одна загадка. Почему не только наши истребители, отправленные на перехват Руста, но и локаторы сразу нескольких радиотехнических подразделений потеряли воздушного нарушителя? Произошло это где-то на середине маршрута.

- Скорее всего, - как объяснял автору публикации в «СП» тогда подполковник В.Петренко, старший штурман управления авиацией Московского округа ПВО, - будучи опытным летчиком, в чем сомневаться не приходится, Руст хорошо представлял, чего можно ожидать от встречи с истребителями. Достаточно было перехватчику пройти над «Сессной» на форсаже, и ту разнесло бы в щепки. Поэтому вполне возможно, что Руст резко спикировал, уйдя на малую высоту, где его не то что истребитель - ни один локатор не зацепит. Либо вообще взял да и приземлился...

Бывший заместитель начальника отдела боевой подготовки радиотехнических войск Московского округа ПВО подполковник Е.Суховеров считает, что немецкий летчик сознательно пошел на промежуточную посадку, чтобы запутать наших локаторщиков. Т. е. из нарушителя границы, каким его идентифицировали в районе Финского залива, стать просто нарушителем режима полетов, по которому никто стрелять уже не будет.

Те, кто готовил его авантюру с приземлением в Москве, резюмирует автор публикации, не могли не знать о том, как дежурные силы советской ПВО в сентябре 1983 года на Дальнем Востоке сбили южнокорейский «Боинг», который якобы по ошибке залетел на советскую территорию и не отвечал на запросы с земли. Этот печальный опыт помог Русту обмануть советских ракетчиков, потому что при повторном обнаружении «Сессны» локаторщики вели ее на своих экранах не как «воздушного противника», а уже как «самолет без сигнала опознавания», т. е. нарушителя режима полетов. Со стороны ПВО это подразумевало уже другие, более лояльные действия. Впрочем, как известно, точно идентифицировать Руста наши войска не могли с самого начала…

Если события развивались именно так, продолжает автор, то называть полет «голубя мира», севшего на Красную площадь, просто шалостью как-то язык не поворачивается. Похоже, Руст и те, кто его готовил, слишком хорошо представляли себе систему сбора и обработки радиолокационной информации советской системы ПВО.

Опять-таки лишь странным стечением обстоятельств можно объяснить то, что маршрут нарушителя государственной границы пролегал через район, где накануне потерпели катастрофу истребитель МиГ-25 и бомбардировщик Ту-22м. В зоне предполагаемого падения самолетов шли активные поисково-спасательные работы, в воздухе крутилось несколько «вертушек». Естественно, в такой мешанине можно было пропустить и «воздушного противника», который, подчеркну, был в это время уже идентифицирован как «нарушитель режима полетов». Причем Руст вел свой самолетик на той же высоте и с той же скоростью, что и поисково-спасательные вертолеты, которые крутились на его маршруте.

Не менее странным выглядит появление сразу шести неопознанных целей в районе Осташкова, Кувшиново и Селища. Дежурная смена радиотехнического батальона, наблюдая эти отметки на экранах своих РЛС, стала выдавать координаты целей в 16:39. Сопровождение их длилось где-то около получаса. Потом, убедившись, что цели движутся с курсом и скоростью, соизмеримыми с направлением и скоростью ветра, на них перестали обращать внимание, решив, что видят на своих индикаторах отметки от облаков.

Впрочем, тогдашний начальник радиотехнических войск полковник А.Рудак, который после этих событий был снят с должности новым министром обороны СССР Дмитрием Язовым (хотя в тот злополучный день 28 мая 1987 года Рудак находился в отпуске), до сих пор считает, что локаторщики наблюдали не метеообразования, а т. н. МРШ (малоразмерные шары). Они были запущены кем-то в районе озера Селигер. По словам офицера, конфигурация отметок на индикаторах РЛС более всего совпадала с конфигурацией МРШ. Да и «кучное» их расположение на экране локатора говорит само за себя: значит, запускались они в одном месте.

Причем шары появились в зоне ответственности радиотехнического батальона как раз в то время, когда через нее пролетала «Сессна». Оператор РЛС мог легко потерять отметку воздушного нарушителя среди отметок МРШ, двигавшихся тем же направлением-курсом попутного ветра, дувшего, как назло, в сторону Первопрестольной. Позже выяснилось, что в районе озера Селигер 28 мая находилась группа западногерманских туристов. А запустить подобный шар, как объяснили знающие люди, проще простого. Достаточно газовой зажигалки или аэрозольного баллончика.

Специалисты не исключают, что в момент перелета Руста шары запускались для перегрузки информационных каналов ПВО: эту тактику не раз практиковали на северных и северо-западных направлениях наши скандинавские соседи. Однако проверять эту версию эксперты из органов почему-то не стали.

Кстати, именно в то время, когда операторы РЛС пытались разобраться в мишуре всевозможных отметок, засыпавших экраны индикаторов, оперативный дежурный командного пункта Московского округа ПВО генерал-майор В.Резниченко дал команду на выключение АСУ для проведения внеплановых регламентных работ. Это генеральское решение во время сложной поисково-спасательной операции, когда в воздухе находилось сразу несколько важных воздушных объектов, выглядело довольно странным.

- Я думаю, в этом нет никакой военной тайны, если я скажу, что во время боевого дежурства аппаратуру АСУ никогда не выключают, - вспоминал потом Владимир Борисович. - Даже если внезапно пропадет электричество, АСУ переведут на резервное электропитание. Поэтому когда ко мне подошли неизвестные лица в штатском и попросили выключить АСУ, я даже опешил. В воздухе - несколько неопознанных целей, и среди них - то ли «воздушный противник», то ли «нарушитель режима полетов», а я возьму и аппаратуру отключу?! Кроме того, в войсках работала группа проверяющих из Генштаба, которая в любой момент могла «запустить» контрольную цель. Я у них напрямую спросил: «Вы кто?» И тогда они сказали, что технари, т. е. представители промышленности. Я наотрез отказался выключать АСУ...

«Промышленники» стали настаивать, и генерал-майор Резниченко потребовал от них официальную бумагу с подписью как минимум Главнокомандующего войсками ПВО. Оперативный дежурный был уверен, что такой документ ему вряд ли покажут. И очень удивился, когда «представители завода» буквально в считаные минуты принесли бумагу, подписанную главкомом...

- Я ведь и после этого не собирался выключать АСУ, - волновался от нахлынувших воспоминаний Владимир Борисович, - но мне стали угрожать: дескать, позвоним куда надо, и неприятностей не оберетесь. Эх, если бы знать только, во что это потом выльется...

Владимир Борисович признался, что его с самого начала насторожила нелепая просьба «представителей завода», затеявших профилактические работы в неурочный час. Раньше в подобных случаях всегда считались с мнением оперативного дежурного. Почему им пренебрегли на этот раз?

«Западу удалось привлечь к осуществлению проекта лиц из ближайшего окружения Горбачева»

Советские газеты того времени, пишет Кириченко, словно сговорившись, окрестили беспрецедентный перелет Руста мальчишеской шалостью, хулиганской выходкой, за которую вроде бы и наказывать нельзя. При этом «воздушное хулиганство» Руста привело к отставкам высших армейских чинов и дало повод Михаилу Горбачеву приступить к радикальному сокращению вооруженных сил. Далее последовали разрушение Варшавского пакта, падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы и вывод советских войск из Афганистана, чему так препятствовал тогдашний министр обороны СССР маршал Соколов.

Когда задумываешься об этом, то выходка немецкого летчика-любителя кажется далеко не безобидной. Вся эта история очень сильно похожа на спектакль, разыгранный по тщательно продуманному сценарию, в котором наверняка были замешаны западные спецслужбы и многочисленные агенты влияния, внедренные в наши эшелоны власти.

Автор публикации приводит в подтверждение слова американского специалиста по национальной безопасности Вильяма Е.Одома, который считает, что после пролета Руста в Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году.

«С момента прихода Горбачева к власти, - пишет Одом, - на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных должностных лиц были министр обороны, все другие его заместители, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо «верховных командующих», все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие военными округами. В некоторых случаях (особенно это касается командования военных округов) командующие заменялись по три раза... Трудно сказать, насколько далеко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий, а возможно, пошла и еще ниже»...

С учетом столь сокрушительных последствий можно предположить, что полет западногерманского летчика-любителя был вовсе не мальчишеской шалостью, а искусно замаскированной шпионской миссией по изучению ракетоопасных направлений и графика дежурства радиолокационных средств советской ПВО.

- Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб, - приводит автор слова генерала армии Петра Дейнекина, главнокомандующего ВВС РФ в 1991-1997 гг. - И, что самое важное, проведена эта спецоперация с согласия и ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль о внутреннем предательстве наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода.

- Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР и оказался, что называется, на острие событий, - вспоминает еще один непосредственный участник тех событий - генерал-полковник Расим Акчурин, брат известного кардиолога Рената Акчурина. - В тот самый роковой момент я проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Если бы Руста сбили, уверяю вас, даже его фрагментов собрать бы не удалось. Но мы не имели права его обстреливать, могли только принудить к посадке. Посадить его, однако не получилось, потому что у истребителей и у самолетика Руста были слишком разные скорости. Но Руста сопровождали, и наши машины пролетали над ним.

- Я считаю, что это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами, - считает Игорь Морозов, бывший полковник КГБ, участник войны в Афганистане. - Спустя 25 лет становится очевидным, что Западу (и это уже ни для кого не является секретом) удалось привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна - обезглавить Вооруженные Силы СССР.

Вот такие грустные факты привел в своей публикации военный журналист Евгений Кириченко.

28 мая отмечается своеобразная годовщина: в этот день в 1987 году самолет под управлением немецкого пилота Матиаса Руста приземлился на Красной площади. Это происшествие стало, как это ни странно, одним из самых ярких событий перестройки.

Кто еще, кроме немецкого пилота, совершал "вторжения" на Красную площадь, рассказывает сайт .

Полет Руста

28 мая 1987 года информационные выпуски сообщили о том, что на Красной площади сел иностранный гражданский самолет под управлением немецкого пилота. Самолет Руста пролетел через всю территорию СССР: от Финского залива до Москвы - и не был сбит.

До сих пор неизвестно, какие мотивы двигали немецким летчиком, кому и что он хотел доказать, а главное, почему он сел именно на Красную площадь, но факт остается фактом – самолет Руста беспрепятственно пересек границу Советского Союза и Финляндии и полетел в сторону Москвы.

Самолет могли сбить несколько раз – с эстонского аэродрома по тревоге поднялись несколько истребителей, но, не получив приказа сбить воздушный транспорт нарушителя границы, они вернулись обратно. А противовоздушную оборону Москвы, состоящую из автоматизированных комплексов ПВО, именно в тот день отключили для проведения внеплановой профилактики.

Матиас Руст. Фото: ИТАР-ТАСС

Самолет Руста приземлился на Большом Москворецком мосту, а затем накатом доехал до собора Василия Блаженного. Вышедший из самолета летчик был арестован, успев, правда, раздать желающим несколько автографов. Суд приговорил Руста к 4 годам лишения свободы, но просидел пилот чуть больше года, после чего был амнистирован и вернулся на родину.

В дальнейшем Руст неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов Германии. В 1989 году он ударил ножом медсестру, которая отказалась от свидания с ним, за что был приговорен к 4 годам лишения свободы.
А спустя 12 лет Руста судили за кражу свитера из магазина. Сейчас бывший пилот зарабатывает на жизнь игрой в покер.

Отметим, что Руст был не первым, кто отважился на подобный перелет. За 50 лет до немецкого пилота – в 1938 году – аналогичный поступок пытался совершить англичанин Брайан Монтегю Гровер, влюбившийся в девушку из Советского Союза. Он вылетел на одноместном самолете из Лондона в Германию, а затем полетел в СССР. В Москву, как и Руст. Только целью Гровера была не Красная площадь, а Тушинский аэродром, где тогда проводились военные парады.

Однако долететь до столицы СССР Гроверу так и не удалось – у самолета закончилось топливо, и он вынужден был сесть в Тверской области на одно из колхозных полей. Англичанин был арестован и вполне мог получить 10 лет тюрьмы за незаконное пересечение границы, но суд оказался гуманным и приговорил его к 1500 рублям штрафа.

Другие случаи "вторжений" на Красную площадь

Непонятно, по каким причинам Красная площадь стала привлекать россиян как автодром, но в последнее время случаи въезда на главную площадь страны на автомобилях и других транспортных средствах значительно участились. Это строго запрещено: Красную площадь можно посещать только пешком, и то не всегда – иногда главная площадь страны полностью закрыта для посещения, например, во время подготовки концертов под открытым небом.

Однако это не мешает россиянам нарушать правила. Один из таких инцидентов произоешл 20 сентября 2010 года, когда на площадь заехал байкер. Молодой человек в каске выехал со стороны Васильевского спуска и намеревался проехать в сторону Государственного исторического музея. К мотоциклу немедленно бросились полицейские и сотрудники ФСО. Нарушитель, завидев опасность, попытался скрыться, но не сумел – мотоцикл перевернулся. Водитель не пострадал. На него составили протокол об административном правонарушении.

Отметим, что выезд на территорию Александровского сада и Манежной площади также запрещен. Тем не менее, нарушался и этот запрет. 12 октября прошлого года был задержан студент МГИМО, уроженец Чечни, который заехал на внедорожнике на территорию Александровского сада. Как выяснилось позже, молодой человек показывал двум пассажиркам автомобиля центр Москвы. На нарушителя составили административный протокол.

20 марта этого года за аналогичное правонарушение была задержана москвичка, управлявшая иномаркой. Женщина выехала на Красную площадь, чтобы показать центр города своей подруге, гражданке Финляндии. Нарушительницу задержали и оштрафовали.

2 мая полицейские задержали подростка, который заехал на Красную площадь на скутере. Никаких прав у юноши с собой не оказалось. По факту правонарушения был составлен административный протокол.