Перелеты

Почему советская система ПВО не сбила самолет Матиаса Руста. Суверенитет над воздушным пространством Самые известные случаи нарушений воздушного пространства государства

Нарушили два самолета F-51 Mustang ВМС США. Произошло боевое столкновение с двумя советскими истребителями Ла-11. В ходе воздушного боя один F-51 был сбит, один советский самолет получил повреждения.

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР и (ныне Екатеринбург). Самолет-разведчик был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Пилот Фрэнсис Пауэрс выжил и приговорен к десяти годам лишения свободы. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

1 июля 1960 года воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолет ERB-47H Stratojet из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС США. Взлетевшую с британского аэродрома машину и уничтожил истребитель МиГ-19. Из шести человек экипажа выжили двое, оба летчика попали в плен и были освобождены в январе 1961 года. Кроме того, советская сторона через месяц после инцидента возвратила в США найденные останки одного из четырех погибших членов экипажа ERB-47H.

1 июля 1968 года самолет McDonnell Douglas DC-8 американской авиакомпании Seaboard World Airlines пересек границу СССР в районе Курильских островов . На борту самолета находилось более 200 американских солдат. Для перехвата были отправлены истребители ПВО. После проведения расследования и установления обстоятельств и сам самолет, и солдаты, и экипаж были выданы американскому правительству.

28 ноября 1973 года самолет-разведчик ВВС Ирана RF-4C Phantom II из Турции через Армению и Грузию. В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ. Иранский самолет был сбит посредством тарана. Советский пилот погиб. Экипаж F-4 катапультировался, советской стороной и вскоре после этого освобожден.

1 сентября 1983 года советским истребителем-перехватчиком был сбит Boeing 747 южнокорейской компании Korean Air, следовавший рейсом по маршруту Нью-Йорк — Сеул. На борту лайнера находились 269 человек, в том числе 246 пассажиров. При крушении все пассажиры и члены экипажа погибли. Уничтожение Boeing стало поводом для мирового скандала. США обвинили СССР в преднамеренном уничтожении авиалайнера.

13 марта 1986 года ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron ВМС США , углубившись в территориальные воды СССР на десять километров. Корабли шли с работающими радиоэлектронными станциями и, очевидно, вели комплексную разведку.

28 мая 1987 года гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете Cessna нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 километров за 5 часов 50 минут, . Самолет приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик вышел из самолета и тут же стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали. Руст был осужден на четыре года лишения свободы, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.

Сообщение о крушении военного самолета на Ближнем Востоке пришло утром во вторник, 24 ноября. Минобороны Турции и России подтверждают факт падения российского бомбардировщика Су-24, но каждая из сторон по-разному описывает обстоятельства происшествия.

По версии Анкары, самолет нарушил воздушное пространство Турции, о чем пилотов предупредили несколько раз подряд. В результате в воздух были подняты истребители F-16, которые и сбили российский бомбардировщик. Кроме того, как передает CNN Türk, один из пилотов погиб, другой захвачен в плен сирийскими туркменами.

Москва, напротив, утверждает, что бомбардировщик Су-24 ВВС России не нарушал воздушного пространства Турции, а был сбит (предположительно с земли) над территорией Сирии. О судьбе пилотов Минобороны России ничего не сообщает, за исключением того, что они, по предварительным данным, катапультировались из падающего самолета.

Безвоздушное пространство

За четыре с лишним года гражданской войны в Сирии это не первый инцидент, связанный с нарушением воздушного пространства, повлекший трагические последствия. Так, в июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря, после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли, и тела их были найдены в ходе совместных поисков сирийских и турецких ВМС.

Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. «Краткосрочное нарушение [воздушной] границы никогда не может быть поводом для атаки», — цитировала его Би-би-си. Сирия, заявил он, — «очевидная угроза» для Турции. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». В декабре 2012 совет НАТО принял решение об усилении сил ПВО Турции в этом районе: по две батареи ЗРК Patriot предоставили США, Германия и Нидерланды.

Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов и утверждали, что турецкие пилоты были захвачены живыми, и затем тайно казнены. «Основываясь на информации и указаниях российского руководства, [есть представление о] необходимости уничтожения двух турецких пилотов, задержанных подразделением спецопераций», — говорится в одном из документов. Летчики должны были быть умерщвлены «естественным образом», а их тела — возвращены на место катастрофы самолета в международных водах, указывается там же. Ни Турция, ни Сирия аутентичность документов не признавала.

Уже осенью 2012 года, когда участились столкновения между сирийскими войсками и вооруженной оппозицией на границе с Турцией и снаряды стали залетать на турецкую территорию, Анкара предприняла несколько бомбардировок сирийских позиций. В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы, — одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.

В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, на 11 км залетевший внутрь ее территории. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник уже российского производства, залетевший на 3 км в глубь Турции. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии. В итоге премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил, что хоть аппарат и был российского производства, но мог принадлежать как сирийским властям, так и курдским повстанцам.

Без последствий

С момента окончания «холодной войны» страны, формально не находящиеся в состоянии войны, неоднократно уничтожали над своей территорией военные самолеты друг друга. Например, в апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. В 1980-1988 годах две страны вели войну, которая унесла жизни не менее 250 тыс. человек, но несмотря на то, что иницдент в воздухе стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.

В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море недалеко от греческого острова Самос (вплотную примыкает к территориальным водам Турции) во время выполнения тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой был спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили о том, что крушение истребителя стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил, что в действительности F-16 был сбит ракетой «воздух-воздух» с греческого самолета. Афины подтвердить новые сообщения отказались.

В феврале 2009 года американские войска обнаружили и сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией соседнего Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. «Теперь же ясно, что это не является случайностью или совпадением, — заявил подполковник Марк Баллестерос. — Ведь дрон более часа находился внутри границ Ирака». Никаких действий, направленных против Ирана, за этим инцидентом не последовало.

1 сентября 1983 года в небе над СССР был сбит «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул. Во время полета лайнер вторгся в закрытое воздушное пространство СССР и пролетел над несколькими советскими военными объектами. В результате чего в воздух были подняты два перехватчика Су-15.

Военные пилоты неоднократно пытались установить связь с бортом-нарушителем, однако обратно сигнал они так и не получили. Корейский «Боинг» продолжал свой полет в сторону Сахалина. Доложив об этом в оперативный штаб, командование приняло решение сбить самолет. Спустя 40 минут истребителю-перехватчику Су-15 под управлением Геннадия Осиповича был выдан приказ — сбить пассажирский лайнер.

Осипович выпустил по самолеты две ракеты, одна из которых повредила хвост «Боинга». Через 12 минут самолет, спирально снижаясь с высоты 9000 м, упал в море недалеко от острова Монерон. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа, никто не выжил.

Видео

Видео: NaturalHeaven на YouTube

Последний Заход — Сбитый корейский Боинг

Согласно расследованию, проведенному Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полета было то, что пилоты «Боинг-747» неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Происшествие вызвало серьезное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США. Скудность информации и материальных улик на начальном этапе расследования катастрофы породило альтернативные версии о происшествии. Однако обнародование Российской Федерацией записей бортовых самописцев рейса KAL 007 подтвердило первоначальную версию ИКАО.

СВЕРХЗВУКОВОЙ ТАРАН

28 ноября 1973 года разведывательный самолет RF-4C «Фантом II» иранских ВВС вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. По тревоге с аэродрома в Вазиани был экстренно поднят в воздух советский МиГ-21СМ под управлением Геннадия Елисеева. Проигнорировав все просьбы сменить курс и покинуть советское воздушное пространство, «Фантом» продолжал свой полет. Тогда командование разрешило Елисееву сбить вражеский самолет.

МиГ-21 выпустил по нарушителю две ракеты, но обе они прошли мимо цели. Израсходовав весь боекомплект, летчик принял решение протаранить «Фантом». Это был третий случай сверхзвукового воздушного тарана в истории авиации. Экипаж иранского самолета (иранец и американец) катапультировался и был освобожден советской стороной через две недели (иранский пилот впоследствии погиб в ирано-иракской войне). Геннадий Елисеев за свой перехват был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Видео

Видео: ANZ Nick на YouTube

Сверхзвуковой истребитель — перехватчик Су-15

САМОЛЕТ-ШПИОН U-2

1 мая 1960 года разведывательный самолет U-2C, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, вторгся в воздушное пространство СССР. Это был уже не первый случай полета высотных разведчиков над территорией Советского Союза.

U-2C был сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар, Пакистан. Согласно официальной версии, самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Пауэрс выжил, так как ракета повредила лишь хвост самолета. В итоге он был приговорен советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Видео

Видео: Дмитрий Хроника на YouTube

Битва разведок Самолет-невидимка У-2

ИНЦИДЕНТ CL-44

18 июля 1981 года транспортный самолет CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания Transporte Aéreo Rioplatense, Аргентина), совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР.

На перехват нарушителя с аэродрома Вазиани были подняты четыре Су-15ТМ, однако из-за нерешительности и неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу. Тогда на цель был наведен аналогичный самолет, пилотируемый Валентином Куляпиным, вооруженный ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-98М с заданием посадить нарушителя.

Пытаясь выполнить приказ, перехватчик приблизился к цели, что сделало невозможным применение ракет, в то время как нарушитель приближался к границе воздушного пространства СССР. Куляпин принял решение таранить CL-44 и со второй попытки смог ударить килем и фюзеляжем своего самолета по стабилизатору нарушителя снизу.

Транспортный самолет потерял управление и упал в нескольких километрах от границы; находившиеся на борту 4 члена экипажа, включая подданного Великобритании, погибли. Куляпин успешно катапультировался, за таран был награжден орденом Красного Знамени. Как выяснилось, аргентинский самолет перевозил оружие для Ирана.

ИНЦИДЕНТ С ЮЖНОКОРЕЙСКИМ БОИНГОМ

Инцидент с южнокорейским «Боингом» произошел 20 апреля 1978 года в воздушном пространстве СССР над Карелией. Из-за неисправности компаса самолет существенно отклонился от маршрута. В 20:54 по местному времени «Боинг» был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова.

Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват был поднят Су-15, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к «Боингу», Босов покачал крыльями. В ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя.

В 21:42 перехватчик выпустил ракету Р-98, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть крыла длиной 3-4 м. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолет начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

«Боинг» был вынужден сесть на лед замерзшего озера Корпиярви. В результате жесткой посадки погибли 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии. Всего же на борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа.

ПОСАДКА НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ

Днем 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырехместном легком самолете «Сессна-172Б Скайхок». Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолета. Руст же пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полета в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецк, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолетом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолета и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Видео

Видео: chipilayr на YouTube

Матиас Руст на Красной площади 1987

Сказать, что демарш юного немца обернулся грандиозным скандалом для Вооруженных сил СССР, – ничего не сказать. После специального заседания Политбюро ЦК КПСС лишились своих постов министр обороны маршал Советского Союза Сергей Соколов и главнокомандующий войсками ПВО маршал авиации Александр Колдунов. На место Соколова был назначен Дмитрий Язов.
Называется цифра от нескольких десятков до трех сотен военнослужащих, от лейтенантов до генералов, привлеченных к ответственности за полет и посадку М. Руста в «Шереметево-3», как в шутку после этого инцидента стали называть Красную площадь. Многие исследователи данной истории склоняются к мнению, что подобные репрессивные меры были неоправданными: советская система ПВО была настроена, прежде всего, на противодействие боевым самолетам и крылатым ракетам противника, а не хулиганам на спортивных летательных аппаратах.
Еще одна устойчивая версия произошедшего: это была блестяще спланированная и проведенная акция по дискредитации СССР и Вооруженных сил Советского Союза. Холодная война между Западом и СССР продолжалась, и успешный полет Матиаса Руста оказался замечательным поводом, чтобы в очередной раз уязвить «империю зла».
К слову, вскоре после полета Руста схожая история с легкомоторным самолетом произошла во Франции – там пилот-любитель также совершил несанкционированный полет над столицей страны, заставив поволноваться командование войск ПВО. А в 1994 году спортивная Cessna села у Белого дома в Вашингтоне. Посадка тогда оказалась неудачной – летчик погиб.

Ни в том, ни в другом случае «зачистку» Вооруженных сил во Франции и США не производили. Была усилена радиолокационная служба и усовершенствована техническая сторона, касающаяся обнаружения подобных объектов, слежения за ними и обмена информацией.

Суверенитет государства распространяется на воздушное пространство, расположенное над их сухопутной и водной территорией. Данный принцип в настоящее время считается частью общего международного права. В первые годы развития авиации (с появлением воздушных шаров, дирижаблей и первых летательных аппаратов тяжелее воздуха) в международном праве существовало три основные конкурирующие теории о правовом статусе воздушного пространства:

  1. теория свободного воздуха: утверждалось, что, поскольку воздух не может быть присвоен и полностью оккупирован, он должен быть таким же свободным, как и море (Фаукиль);
  2. теория зон: по аналогии с территориальным морем и открытым морем в низу должна быть зона территориального воздушного пространства, а над ним до неограниченной высоты – зона открытого воздушного пространства (Меринхак);
  3. теория полного и исключительного суверенитета государства.

Первая мировой война показала возможности использования военной авиация как нового грозного оружия, угрожающего безопасности соседних стран. Первая международная Конвенция по регулированию воздушных передвижений от 13 октября 1919 года разрешила противоречие, заявив в ст. 1: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что каждая держава имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией».

В статье 1 действующей Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года (Чикагская конвенция), которая в 2013 году насчитывала 191 государств-участников, указывается: «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией». Такая формулировка свидетельствует о том, что принцип суверенитета государств над воздушным пространством не был установлен Чикагской конвенцией и применяется не только к сторонам этого процесса, но признается в качестве нормы общего международного права и, следовательно, должен применяется также к государствам, не являющимся участниками Конвенции.

Для целей Конвенции о международной гражданской авиации под территорией государства понимается сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды. Аналогичного морских судов, являющейся нормой международного морского права, права мирного пролета воздушных судов над территориальными водами в не существует. Даже не имеют права производить полет над территорией другого государства, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом; подобные ограничения применяются и к беспилотным летательным аппаратам, включая воздушные шары.

Термин «воздушное пространство» не имеет достаточно точного определения в международном праве и не существует юридически установленной границы между воздушным и космическим пространством. Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях изучает вопрос о делимитации и определении космического пространства: подобное определение, вероятно, также позволить дать четкое правовое определение воздушного пространства.

В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации государства согласились о том, что все воздушные суда других Договаривающихся государств, не участвующие в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения, но с учетом права государства, над территорией которого осуществляется полет, потребовать совершить посадку; данное право может быть дополнительно ограничено требованием соблюдения предписанных маршрутов и совершения посадок в указанных аэропортах.

Никакие регулярные международные воздушные сообщения, выполняемые воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, груза или почты, не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Такое разрешение или санкция на практике предоставляется в двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях, посредством которых договаривающиеся государства взаимно предоставляют права на осуществление пролета воздушных судов, а также другие коммерческие права, для установленных авиакомпаний и указанных пунктов отправления и назначения; в таких соглашениях часто оговаривается пропускная способность и частота полетов, требования по авиационной безопасности, вопросы налогообложения, положения, касающиеся урегулирования разногласий, и т. д.

Всех намеченных целей многостороннее или даже глобальное соглашения о правилах воздушных перевозок и аэронавигации не достигло. Международная конференция гражданской авиации, проходившая в Чикаго с 1 ноября по 7 декабря 1944 года, не внесла в Конвенцию о международной гражданской авиации никаких позитивных положений о регулярных международных воздушных сообщениях; однако, Конференция приняла и открыла для подписания две отдельные конвенции, касающиеся данного вопроса: Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте, подписанные 7 декабря 1944 года.

Согласно Соглашению о транзите по международным воздушным линиям каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам при выполнении регулярных международных воздушных сообщений две «свободы воздуха»:

  1. преимущественное право пролетать над его территорией без посадки;
  2. преимущественное право приземляться с некоммерческими целями (например, заправка или техническое обслуживание).

Соглашение о международном воздушном транспорте, известное как соглашение о «пяти свободах», к основным некоммерческим свободам добавила еще три:

  1. преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  2. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  3. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого Договаривающегося Государства и преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывающие с любой такой территории.

В настоящее время Соглашение действует только в 11 государствах. Однако сформулированные в нем «свободы воздуха» нашли свое воплощение во многих двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях.

Воздушное судно, вторгшееся в суверенное воздушное пространство или нарушившее его, зачастую бывает перехвачено и подвергнуто специальным мерам принуждения. Некоторые из таких случаев были переданы на рассмотрение в Международный Суд, но возражения против его юрисдикции всегда мешали Суду принять решение по существу вопроса (например: Дело о воздушном инциденте 7 октября 1952 года (США против СССР), Дело о воздушном инциденте 10 марта 1953 года (США против Чехословакии); Дело о воздушном инциденте 27 июля 1955 года (Израиль против Болгарии, США против Болгарии, Великобритания против Болгарии)).

К самым нашумевшим инцидентам, связанным с перехватом гражданских воздушных судов, можно отнести следующие: уничтожение израильского лайнера в Болгарии 27 июля 1955 года (58 погибших); 21 февраля 1973 года израильские ВВС сбили ливийский гражданский лайнер над Синаем (108 погибших); 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином был сбит рейс KA007 Корейских авиалиний (269 жертв). Последний инцидент побудил к принятию определенных ответных мер и 10 мая 1984 года 25-я (внеочередная) сессия Ассамблеи ИКАО единогласно одобрила поправку в виде новой статьи 3 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Статья 3 bis гласит:

Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Формулировка данного положения указывает на то, что поправка не вводит новую правовую норму, но признает и подтверждает ранее существовавшую норму ; опять же, норма распространяется не только на договаривающиеся государства, а на «каждое государство».