Самолеты

Коломенский царский дворец. Дворец царя алексея михайловича в коломенском

Коломенский дворец русского царя Алексея Михайловича – одна из самых интересных и значимых достопримечательностей Москвы с долгой историей. С давних времен небольшая подмосковная деревенька Коломенское была избрана русскими царями местом, где можно было отдохнуть и поохотиться. Сегодня Коломенское стало частью разросшейся Москвы, а территория дворца с парком относится к «Государственному архитектурному музею-заповеднику». Здесь, на территории в четыреста гектаров расположен не один Коломенский дворец, но и масса прочих исторических сооружений: древние монастыри, прекрасные церкви, дом Петра Великого, который, в разобранном виде, перевезли сюда из города Архангельска, хоромы царя Федора Алексеевича. К заповеднику относится парк и девственная природа этих мест: овраги и леса, простирающиеся до великолепной набережной Москвы-реки, что позволяет туристам добираться до царского дворца на одном из прогулочных теплоходов.

Цари начали посещать свои подмосковные владения в деревне Коломенское еще с четырнадцатого века, тогда по их приказу в окрестностях начали возводиться прекрасные церкви, терема и первый дворец. Со времен правления царя Василия Третьего тут появился прекрасный Храм Вознесения, постройки 1532 года. Любил бывать в Коломенском царь Иван Грозный. Но особо ценил отдых здесь русский царь Михаил Федорович, он и приказал перестроить старый дворец, новоселье в котором было отмечено в сентябре 1640 года. Смог привить любовь к Коломенскому он и своему сыну - наследнику русского престола Алексею Михайловичу, который, будучи страстным охотником, постоянно приезжал в эту загородную резиденцию. А, когда взошел на престол, приказал на месте старого, возвести новый дворец из дерева. Регулярно, при рождении каждого последующего ребенка, а их у царя было шестнадцать, от обеих супруг, Алексей Михайлович приказывал пристраивать новые помещения. В 1667 году царь решил заменить «систему теремов с переходами» целостным ансамблем, причем, приказал это простым рабочим людям – плотникам Семену Петрову и Ивану Михайлову, отделку поручил иконописцу Симеону Ушакову.

В августе 1672 года Коломенский дворец построили, освятили. В 1673 году мастер Петр Высоцкий оформил предвратную башню часами и соорудил механику рыкающих львов. Это был настоящий шедевр русского зодчества, огромный комплекс сооружений «Государев двор», включивший деревянные хоромы, Казанскую церковь, дворы Сытный, Кормовой, Хлебный, палаты Приказные и Полковничьи, здание караульни. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, часто звали русским «Восьмым чудом света», которое поражало внутренней и внешней красотой и роскошеством.

В восемнадцатом столетии столицу России из Москвы перенесли в Санкт-Петербург, и Коломенский дворец потерял прежнюю значимость, прекрасное здание стало постепенно приходить в упадок. В 1767 году, по приказу русской императрицы Екатерины Второй Великой Коломенский дворец разобрали, предварительно, сняв замеры с каждой детали, сделав чертежи и макет. И только благодаря этим мерам, предпринятым мудрой и дальновидной императрицей, через некоторое время дворец в Коломенском удалось снова восстановить в мельчайших подробностях, чтобы любой турист смог опять насладиться красотой древних царских хором.

Инициативу по восстановлению исторического шедевра взял на себя художник-реставратор П. Барановский, который внес в 1923 году предложение властям, устроить на месте бывшей царской резиденции-усадьбы «музей под открытым небом», рассказывающий о достижениях деревянного зодчества России. Началось восстановление с реставрации домика императора Петра Первого в Коломенском, в котором он жил, когда руководил строительством крепости в Архангельске, Водовзводной башни, Фряжского погреба, Храма Святого Георгия и его колокольни, и только в 1990 году очередь дошла до воссоздания летней царской резиденции – Коломенского дворца Алексея Михайловича.

Царские хоромы пришлось возводить с нуля, ориентируясь на старые литографии, рисунки, чертежи, замеры интерьеров и экстерьеров. Но так как на прежнем месте царского дворца стояли разросшиеся за века дубы с липами, приняли решение перенести реконструкцию постройки к селу Дьяковское. Строительство Коломенского дворца завершилось к 2010 году. Визуально дворец сохранил свой исторический вид, но при строительстве были применены современные материалы и технологии: дерево заменила надежная конструкция из железобетона, которую лишь облицевали бревнами. Изменилась и ориентация дворца относительно сторон света, тем не менее, у нас есть уникальная возможность ознакомиться с интерьерами, каковыми они были при русских царях, посетить палаты царя, царицы, покои их детей.

Интересней всего посещать Коломенский дворец в составе экскурсионной группы. Экскурсия стартует со знакомства с его мужской половиной, ее ведет женщина-гид, наряженная в традиционную национальную русскую одежу – длинный сарафан и кокошник на голове. За время данной проводят по всем дворцовым помещениям, расскажут много интересного о его возведении, об интерьере и его предметах, о ряде исторических фактов о жизни царя.

Столовая палата Коломенского дворца – очень впечатляющее место с роскошным убранством, где много веков назад было принято отмечать семейные, церковные праздники, встречать иностранцев, проводить важные дворцовые церемонии. Так как царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, был очень набожным человеком, он строго соблюдал все посты, поэтому пиры при нем были редкостью, ежедневно на царский стол подавалось одно или два блюда, и лишь во время торжественных событий, стол накрывался семью десятками разных угощений. Во время таких мероприятий было почетно сидеть как можно ближе к царю, за такое место бояре зачастую устраивали драки.

Думная палата – место приемов, расположенное при царских покоях, где происходила выдача жалованья, вручение наград, а также царь принимал челобитные от населения и бояр. Чаще всего тут собирались заседания «Боярской думы».

Престольная палата – несла роль «Тронного зала», в отличии от Думной палаты, где царь проводил советы с боярами, здесь он проводил торжественные приемы послов из других стран. Стены с потолком этой палаты покрыты яркой росписью, окна и двери украшены изящной позолоченной резьбой. На полу лежат дорогие восточные ковры, на стенах висят великолепные светильники, в зале стоит красивая расписная мебель. Кроме того, охрану царского трона Алексея Михайловича в Коломенском дворце несли два подвижных механических льва, способных издавать рык.

Царская опочивальня – небольшая комната с маленькой кроватью, которая, по нашим представлениям, подошла бы ребенку. Дело в том, что раньше считалось, что спать лежа – смертельно опасно, так как кровь может прилить к голове, поэтому знатные люди того времени, спали полусидя. Из другой мебели в спальне стоят лавки, комоды, сундуки. В опочивальне было принято стелить ковры и ставить часы. Иконы тут были в небольшом числе, но обязательно стоял поклонный крест и висели образа в «красном углу» и над дверями входа.

Моленная палата – комната, относившаяся к личным царским покоям, где государь совершал молитвы у иконостаса. Здесь несли службу попы и дьяки. Помимо икон тут была необходимая при совершении церковных обрядов мебель - аналои для книг.

Дворцовая мыльня – баня, с ее соответствующими атрибутами. В Коломенском дворце их было четыре, и самой крупной являлась та, что находилась около терема царевича. Ее и было принято решение реконструировать. В углу расположена изразцовая печь с закрытой каменкой. Вдоль стены от нее идет полок - банная лесенка, в виде подиума, у других стен – лавки для мытья. На полок с лавками раньше выкладывалось сено, составленное из ароматических трав, его покрывали простынями. По центру помещения мыльни располагается деревянная ванна, оснащенная скамейкой и с простынями внутри, там раньше мылся царь. Вода для помывки стояла в ушатах и кадках, она разогревалась благодаря раскаленным камням, которые доставали из печки-каменки и бросали в воду. Волосы мыли щелоком, которых хранился в медных тазах. Над входной дверью в мыльню находится икона Богоматери «Живоносный источник».

Мы рассказали лишь о мало части помещений дворца в Коломенском, которые туристы посещают во время своей экскурсии. Это очень интересное погружение в быт старины, ведь, несмотря на недавнюю реконструкцию, интерьеры хором воссоздали очень точно и тщательно. Изучив, дворцовые интерьеры, вы сможете многое узнать о личной и официальной жизни русских царей и их семейных отношениях. Особенно интересно в Коломенском дворце Москвы в период праздников Рождества и Масленицы, тут идут веселые театрализованные представления, катаются на санях, развлекают гостей прочими старинными увеселительными русскими забавами.

Как добраться до Коломенского дворца царя Алексея Михайловича в Москве?

Он находится по адресу: город Москва, проспект Андропова, дом 39, строение 69. Доехать до него можно на метро до станции Каширская, затем, выйдя из метро, пересечь Каширское шоссе с проспектом Андропова, и вы на месте.

Цена билета в Коломенский дворец и на его территорию:

Вход на территорию Коломенского парка – бесплатный, выставки – платные. Экспозиция работает каждый день, кроме выходного в понедельник. Вообще, дворец делится на половины - мужскую и женскую. По цене, билет на осмотр мужской половины для взрослого стоит двести пятьдесят рублей, льготный – сто двадцать рублей; на осмотр женской половины – сто пятьдесят рублей, льготный сто двадцать рублей. Если вы покупаете общий билет за четыреста рублей и льготный за двести рублей, то имеете право на полный осмотр дворца. Плюс отдельная оплата за фотосъемку – сто десять рублей. Экскурсия по дворцу проводится для туристов, купивших только полный билет.

Часы работы Коломенского дворца в Москве: с десяти утра до шести вечера. Касса закрывается за час до закрытия музея.

Проезжая по проспекту Андропова в районе метро Каширская, я неоднократно обращала внимание на сказочные башенки. Это виднеется восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Прекрасным майским днем у меня выдалась такая возможность прогуляться рядом с дворцом и даже заглянуть в царские покои.

Признаюсь, я очень люблю гулять в Коломенском. Однако, со стороны Каширской как-то не удавалось побывать. И вот недавно, подруга пригласила меня совершить ежегодный променад по весеннему Коломенскому, пройтись по парку от метро Каширская до метро Коломенская. В мае сады Коломенского особенно эффектны: цветут знаменитые яблоневые сады, газоны усеяны разноцветными тюльпанами. Естественно, я согласилась! К тому же, погода была майская: теплая, солнечная.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Мы договорились встретиться около метро Каширская. Выйдя из метро, я позвонила подруге. Оказалось, что она зашла в близлежащий магазин и предложила встретиться уже у дворца. Ну, ок, ко дворцу, так ко дворцу.

Как найти дворец Алексея Михайловича

Найти дворец довольно просто, но главное - правильно выйти из метро Каширская. Смотрим на указатели в метро, и ищем «К парку Коломенское, проспекту Андропова». Далее, нужно дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. В итоге, попадаем прямо к центральному входу в парк Коломенское. Тут уже и до дворца рукой подать.

Попав на территорию от красоты захватывает дух. Во-первых - сам дворец (особенно издали) очень симпатичный, сказочный такой, а во-вторых - это цветущие в Коломенском сады и тюльпаны.

Вокруг дворца высажены молодые деревья, которые распустились в буйном цветении. Чем вызвали у детей, приехавших на экскурсию не меньший восторг, чем сам дворец.


Цветение молодых деревьев у Дворца

Сказочный дворец


Дворец в Коломенском

Вот он, сказочный красавец - Дворец царя Алексея Михайловича. Открытие первого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен. Однако, дворец был из дерева, поэтому простоял он всего около 100 лет. Екатерина вторая велела разобрать дворец, при этом провести тщательные обмеры дворца. Женщина была мудрая, авось пригодятся!

И вот, спустя почти 300 лет, в начале 21 века дворец Алексея Михайловича решено было восстановить. Официальное открытие произошло в сентябре 2010 года.

Надо отдать должное создателям этого музея: дворец Алексея Михайловича был поставлен чуть поодаль подлинных шедевров Коломенского, что подчеркивает его некоторую «чужеродность» этому месту. Безусловно, здание производит впечатление ненастоящего, искусственного. Хотя и красивого.


Окна царских палат во дворце

По поводу восстановленного дворца царя Алексея Михайловича споров много: большинство экспертов считает его очень приблизительной копией того, что было, фальсификацией истории. Москвичи считают его «ужасным новоделом». Мнений много как негативных, так и позитивных. Однако, почему бы не быть в Москве и такому музею? Ведь восстановили же Храм Христа Спасителя и другие храмы и здания. Глядя, на то, с какими горящими глазами тут ходят дети, понимаешь, что это прежде всего дня них. Почему бы не рассказать им в таких палатах о древних страницей нашей истории?


Крыльцо Дворца в Коломенском

Позвонив подруге, я услышала, как она пытается узнать у прохожих, как пройти ко дворцу. Знающих не нашлось. Но Аня, как девушка упорная, попыток не оставляла.

Осознав, что у меня есть немного времени, я решила обойти дворец по периметру. Внешне здание выглядит как деревянный терем, однако на самом деле, он стоит на бетонном фундаменте, стены также сделаны из бетона. Только внешне дворец украшен деревом. Будем надеяться, что простоит он долго.

Дворец - это на самом деле несколько теремов, соединенных переходами: палаты царя, царицы, младших царевичей и царевен. Терем царя находится перед всеми другими теремами. Шпили некоторых башенок украшены львами - символами царской власти.

Дворец можно пройти насквозь. Во внутренних двориках расположены детские карусели, воссозданные по старинным рисункам, лавочки, растут цветы. Там очень мило, и не жарко.


Детские качели

Около дворца было очень много детских экскурсионных групп. Это замечательно, что история сегодня интерактивна. Во дворце проводятся тематические лекции и занятия для школьников. Экскурсии внутри дворца ведут настоящие царевны, в одеждах Марфы Васильевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Дети с интересом слушают, значит таки можно их оторвать от компьютера?

Изучив внешнее убранство дворца, а также внутренние дворы, я опять решила позвонить подруге. Однако в трубку я услышала, что она перепутала станцию… и вышла на Варшавской. Но Анька решила не сдаваться и все же доехать ко мне на автобусе.

Я поняла, что у меня в запасе есть еще минимум час, и решила зайти внутрь дворца.

Ищем кассы и вход во Дворец

Во дворец есть две кассы. Первая находится непосредственно рядом со входом в парк. Чтобы попасть в хоромы царя дворец надо обойти. В одной кассе билет не удалось приобрести, так как техника «зависла». Честно говоря, только в наших музеях с таким столкнешься.

Во второй кассе, около главного входа в царские покои мне продали общий билет за 300 рублей . Билет на фотосъемку стоил 70 рублей, к тому же снимать разрешается во дворце только без вспышки. Итого, 370 рублей за удовольствие. Не дешево, надо отметить.

Дворец я решила обойти самостоятельно, хотя была возможность взять за 150 рублей аудиогид.

Кстати, вот и прайс-меню на посещение дворца. Льготные цены немного засветились, для тех, кто интересуется- цена до 100 рублей.


Стоимость билетов во дворец

В хоромах дворца

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей - это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.


Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.


Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.


Один из залов Дворца

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу - это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?


Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» - проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

Хоромы царицы

В покоях царицы я бродила в гордом одиночестве, так как у меня было мало времени. Все группы остались позади.

Прогуливаясь около дворца я увидела вот такую рекламу. вдруг кому пригодится. Думаю, что свадебные фотографии внутри дворца должны получиться очень красивыми.

Регистрация брака в Коломенском дворце

В целом, внутри дворец Алексея Михайловича мне понравился. Я бы рекомендовала его родителям с детьми, и тем, кто интересуется историей. Здесь по крупицам собрана история первых Романовых.

Как раз, когда я окончила осмотр Дворца, моя подруга наконец-то доехала. И мы вместе отправились гулять по парку.

Как добраться

Адрес дворца Алексея Михайловича в Коломенском: м. Каширская, проспект Ю.В. Андропова, д.39, стр.69.

Часы работы дворца в Коломенском: с 10-00 до 17-30. (касса до 16-45), Понедельник - выходной.

Стоимость аудиогида: 100 рублей - по территории "Хоромы царя и царевичей" (звучание - 45 минут), 150 рублей по территории "Хоромы царя и царевичей. Хоромы Царицы" (запись 1 час 15 минут), залог 1000 рублей. Аудиогид можно взять в аренду непосредственно во Дворце, в вестибюле Царских палат. Время выдачи с 12-00 до 17-00.

Экспозиции: дворцовые интерьеры, «Сокровища русского искусства ХVII века»

Для групп экскурсоводы музея предлагают экскурсии: «Женская половина Коломенского дворца», «Мужская половина Дворца», «Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца» и другие.

Если вы таки любите посещать такие объекты с экскурсией, рекомендуем приобрести экскурсию в Коломенский дворец у наших партнеров. Подробности - здесь >>>

"Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ём - агромадный объём." (Л.Филатов)

Алексей Михайлович Тишайший — второй русский царь из династии Романовых (1645 — 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.

В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени.

В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.

Государев двор был окружен оградой с 3 воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.

Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть восьмым чудом света.

Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.

Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.

Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.

На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.

Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергло меня в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?

"Король не спит и пляшет до упаду,
И пьет и бражничает до утра,
И чуть осилит новый кубок с рейнским,
Оповещает гром литавр и труб
Про этот подвиг...." (У.Шекспир)

Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г. Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.

Чтобы можно было оценить размеры дворца, я прикладываю чужую фотографию с вертолёта.

Оригинальный деревянный дворец, построенный в 1667 -1672 годах и поражавший своим великолепием вельмож и иноземных послов, прозвали "восьмым чудом света". К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.


Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.


Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.


"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.


Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.


К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.


"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.


Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.


Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.


Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.


Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.


У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.


У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.


Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.


Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.





А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.


В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.


Роспись одного из потолков


Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.




Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.


Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.




Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.


Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.


А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.




Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.





Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.




Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.


Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.


Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.


Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.









Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.




А вот и ее портрет.






Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Московские дома: от дерева к камню

Государев двор окружала ограда с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады. Эту пышную и затейливо украшенную систему построек возвели не для удобства царской семьи, а чтобы произвести впечатление на иностранных гостей. Это удалось: Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец восьмым чудом света.

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Она хотела его отреставрировать, но требуемые для этого 56 934 золотых рубля оказались слишком большой суммой. Тогда здание тщательно обмерили и описали. Это помогло в воссоздании дворца.

Место, где стоял дворец Алексея Михайловича, 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. А в 2010 открыли воссозданный на другом месте дворец Алексея Михайловича. Еще одним отступлением от оригинала стало использование железобетонного каркаса, чтобы уберечь здание от пожара.

Сейчас во дворце Алексея Михайловича в Коломенском музей. Экспозиция разделена на две половины: мужскую и женскую. Можно увидеть воссозданные интерьеры и предметы быта царской семьи.

Путеводитель по архитектурным стилям

Художественная отделка помещений насыщена: резные наличники и карнизы окон и дверей, горящая эмаль ценинных печей, мерцание слюдяных и стеклянных оконниц, многокрасочная роспись стен и потолков, узорные ткани на стенах и мебели, ковры. Светильники также воссоздали по русским и западноевропейским образцам XVII – XVIII веков.

В столовой палате оригинально расписан потолок: четыре части мира и знаки зодиака. Ее выполнили по западноевропейским аналогам конца XVI – первой половины XVII веков. А росписи царских покоев изображают библейских царей Давида и Соломона. Не случайно Симеон Полоцкий сравнивал дворец Алексея Михайловича с «Соломоновой прекрасной палатой». А хоромы Государыни царицы украшают росписи на тему времен года и «Притчи из Книги Эсфири».

Говорят, что... ...в XVII веке в Коломенском разыгралась настоящая драма. Одним из приближенных Алексея Михайловича был князь Львов. Но у него появился соперник - боярин Стрешнев. Однажды управитель Коломенского Иван Алексеев сообщил Львову, что местный крестьянин Симеон Данилов занимается колдовством, и к ним обращается боярин Стрешнев. Львов донес царю, что к услугам колдуна при посредничестве Стрешнева обращалась и царская сестра Ирина Михайловна. Началось следствие.
Ирина Михайловна признала, что хотела приворожить польского королевича. А боярин Стрешнев сказал, что обращался к колдуну за лечением, и у него в имении люди болели и умирали реже, чем у других. Это заинтересовало царя, и он решил проверить способности Данилова.
Испуганный Львов допросил малолетних детей Данилова, которые сообщили, что их отец по научению боярина Стрешнева хотел отравить царя. Однако Алексей Михайлович смилостивился над Стрешневым и просто сослал его в Вологду, а Данилова и его жену сожгли. Во время казни колдун проклял весь род Романовых, Львова и доносчика Алексеева. Вскоре Львова поймали на казнокрадстве и посадили в тюрьму, управитель Коломенского Алексеев погиб во время пожара в собственном доме. Трудно сказать, сбылось ли предсказание Данилова, но там были слова: «когда сын отцу голову проломит» (похоже на смерть императора Павла) и «на колдуне все закончится» - может быть намеком на Григория Распутина.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском и его интерьеры на фотографиях разных лет: