Советы

Какой храм был на сенной площади. Успения Пресвятой Богородицы храм

Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

1960, храм ещё с куполами, но забор уже стоит - демонтаж начался.

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 по проекту Луиджи Руска и 1836 по проекту А. И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г. И. Карпова 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Вот про крайние годы существования и снос мы и поговорим, пожалуй. Ибо 50 — 60-е годы XX века — моё любимое время, как всем хорошо известно.

Борьба со всем церковным в этой стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся Кафедральным Обновленческим собором. И да, про «обновленчество» чуть-чуть. Обновленчество (оно же — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) — раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией.

В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, не смотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.


9 мая 1945 года. С самолета По-2 разбрасываются листовки с сообщением об окончании войны. Внизу Спас-на-Сенной.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро "позорное пятно на облике площади Мира« — бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм — будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена «из стекла и бетона».

Однако, проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (угловой дом с тремя адресами: Садовая ул., 39 — наб. кан. Грибоедова, 56 — Сенная пл.). Ещё предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас для «Садовой» («Площадь Мира −3» в девичестве), и, наконец, снос церкви на Сенной.

Последнее по ряду обстоятельств показалось наиболее подходящим. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций.


Справа виден портик храма, 1956 год.


1966 год, Видны остатки ограды храма. Автомобиль принадлежит финну, путешествовавшему по Ленинграду и области в 1966 году.

Далее была череда заседаний, споров, совещаний, писем в различные министерства и ведомства. До крайнего момента снос не подтверждали из Москвы, и в Ленинграде никто не брал на себя ответственность за это. Тем не менее, начался демонтаж куполов, оставшегося внутреннего убранства. И, позднее, закладка взрывных устройств. Одновременно с этим в Москве была создана экспертная группа, которая собиралась вникать в очередной Генеральный План развития Ленинграда (будет утверждён Советом министров СССР 15 июля 1966 года), а заодно и посмотреть, что там да как на Сенной площади. Было решено, что независимо от решения экспертной группы, храм должен быть обследован и обмерен, а обмерные чертежи переданы в архив Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда.


Фотография Денисова и Смирнова незадолго до сноса.

Обмерами и фотографированием храма занимались несколько человек с новейшей по тем временам аппаратурой. Организовал работы исполняющий обязанности декана архитектурного факультета ЛИСИ (СПбГАСУ с июня 1993) Владимир Иванович Пилявский, он привлёк к этому своего аспиранта Юрия Денисова. А руководил работами доцент кафедры геодезии Павел Иванович Поляков, который привлёк к этому тоже своего аспиранта Виктора Смирнова.


Фотография во время обмеров здания.

Тогда впервые в Ленинграде был использован стереофотограмметрический (с использованием стереофототеодолита) метод обмера архитектурного памятника, наравне с использованием обычных геодезических приборов. Метод этот применяется в случаях, когда объекты труднодоступны для выполнения ручных обмеров. Мне этот метод не знаком, есть кто-то, кто смог бы на пальцах объяснить принцип работы?

Смирнов и Денисов вели и подробное фотографирование церкви при обмерах, во время сноса и при расчистке завалов. Часть фотографий в этой статье принадлежит как раз им. Напомню, это был уже январь 1961 года. Почему нельзя было обмер произвести заранее? Решение-то о строительстве метро было принято как минимум в 1959. Как всегда, «ай, потом сделаем, время ещё есть».


Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари.

Одновременно с началом работ по обмеру начались и работы по разбору церкви силами «Ленметростроя». Стало ясно, что столь быстрый процесс разрушения церкви вряд ли оставит необходимое время даже для стереофотограмметрических методов фиксации. А методы эти, как оказалось, тоже достаточно трудоемкие и, главное, не всегда успешные, учитывая полное отсутствие опыта в проведении подобных работ и краткость светового дня сумеречных январских суток ленинградской мокрой зимы. Поэтому было принято решение проводить одновременно со стереофотограмметрией в максимальном объёме ручной обмер церкви, насколько это позволит отсутствие лесов или каких-либо иных подмостов и, главное, нехватка рабочих рук. Специалисты чуть ли не вдвоём работали.

Вспоминает Смирнов: «В конце января прораб запретил пускать нас в церковь — стали готовить взрыв. Мы торопливо делали последние фотоснимки и искали пробелы на грязных и мятых кроках обмеров. Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо <Министра культуры СССР> Екатерины Алексеевны Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день.

А ночью мы с Юрием Михайловичем <Денисовым> стали свидетелями разрушения церкви, стоя на углу Садовой ул. и ул. П. Алексеева (Спасский пер.), то есть напротив церкви, рядом с угловым магазином игрушек, чьи витрины, укрытые мешками с песком, напоминали годы блокады. Ассоциации стали почти галлюцинациями, когда при глухом ударе земля дрогнула, а церковь как-то медленно осела, став огромной кучей строительного мусора. Колокольня же сперва наклонилась вправо, а затем почти целиком легла перед нами. Несмотря на окрики охраны, мы бросились обмерять третий ярус и венчающий шатер колокольни. Желание завершить работу заслонило на время горечь непоправимости произошедшего: глубочайший провал вместо церкви обнажил какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы, облезлые брандмауэры флигелей. »

Очевидцы рассказывали, что перед взрывом церкви Успения Божией Матери по домам ходили люди и, ничего не объясняя, настойчиво рекомендовали жителям заклеить стекла в окнах как во время войны. Но все и так знали, что должно произойти. Многие накануне не ложились спать.


Взрыв в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь Спаса на Сенной была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий. Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди — сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними. Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Говорят, что над площадью в течение нескольких дней висела пыль. Хотя по фотографиям это не заметно. Кстати, про фотографии: на них отчётливо видно практически полное отсутствие снега, а ведь это январь-февраль. Выходит, что и полвека назад зимы в Ленинграде были разные, в том числе и бесснежные?

После сноса все действующие лица, организовавшие «акцию протеста», подверглись показательному разносу. Так, В. И. Пилявский не стал деканом архитектурного факультета ЛИСИ, Ю. М. Денисов не защитил диссертацию.


Площадь Мира после открытия одноимённой станции, 1965.

Через два года метро достроили. Станция метро была открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» - «Петроградская». Наименование получила из-за расположения на одноимённой площади. До 1 июля 1992 года носила название «Площадь Мира».

Уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки на месте церкви. Существует несколько планов восстановления храма. Поживём — увидим.

Художник Михаил Александрович Канеев. «Ленинград. На бывшей Сенной. 1959». По другим данным - «Ленинград, 1960». Рязанский музей имени Пожалостина.

При подготовке этого текста использованы различные источники. Авторская позиция может не совпадать с позициями авторов использованных материалов.

Установка креста на купол реконструированной часовни

История эта началась ещё в начале 90-х, когда в Санкт-Петербурге было собрано около 15 тысяч подписей за восстановление “Спаса-на-Сенной” – храма Успения Пресвятой Богородицы, взорванного в 1961 году во время строительства станции метро “Площадь мира”. Администрация города пообещала рассмотреть это вопрос. Что дальше было, мы на протяжении многих лет рассказывали не раз. Чего удалось добиться? С 2014 году фундамент разрушенной церкви был признан объектом культурного наследия и на этом месте теперь запрещены любые виды работ, кроме благоустройства территории и восстановления храма. Давно уже готов проект самого восстановления, но получение разрешительной документации затянулось из-за приостановки разработки городского проекта реконструкции Сенной площади. Между тем, ещё раньше, в 2003-м, православным разрешили построить на площади часовню.

Освятили часовню в честь великомученика Иоанна Нового Сочавского, который считается покровителем торговли. Выбор понятный – площадь и до революции была торговой, и в наше время здесь множество магазинов, бутиков, а “Рынок на Сенной” признан самым дешёвым и посещаемым в городе. Всех приходящих часовня, конечно, не вмещала. Во время Божественной Литургии, которая служится здесь три раза в неделю, народ стоял на улице, слушая радиотрансляцию службы. И в конце прошлого года было решено часовню расширить, превратив её в “храм-часовню”. Нынче в августе основные работы были закончены. Внутренняя площадь часовни увеличена с 16,6 кв. метров до 109 кв. метров.

Такой часовня была и такой она станет

В середине месяца во время крестного хода их храма св. Серафима Вырицкого (в Гостинном дворе) на Сенную площадь был освящён накупольный крест для храма-часовни. А 27 августа купол с крестом водрузили на место. Молебен перед началом работ возглавил настоятель прихода Успения Пресвятой Богородицы (“Спас-на-Сенной”) иерей Михаил Малюшин. На богослужении, кроме прихожан храма, присутствовали петербуржцы, которые помнят собор до его разрушения в 1961 году. Среди гостей была правнучка клирика храма протоиерея Евгения Кондратьева, который принял в 1938 году мученическую смерть в Левашовской пустоши.

Малый храм, когда его достроят, освятят в честь Спаса Всемилостивого. Это имя более 250 лет назад носила первоначальная, деревянная церковь, до того, как вместо неё купцы не построили каменный Успенский храм. Старое название никуда не исчезло – “Спасом” называли и Успенскую церковь до её разрушения в 1961 году, “Спасской частью” до революции именовали здешний административный район Петербурга, ныне здесь же восстановлено название Спасского переулка. Думается, что когда заново построят на площади Успенский собор, его будут продолжать называть “Спасом”.

Всего 47 комментариев

    Храм был архитектурной доминантой Сенной торговой площади.

    Церковь заложена в 1753-1765 гг. - возможно, ее автором был Б. Растрелли или А. Квасов, строилась на деньги С. Я. Яковлева.

    А то выглядет "скудноречно" - много повторов.

    Кстати, в журн. "Арх-ра и стр-во Л-да" -каж, и до ВОв, и почти сразу после были даны эскизы проектов рек-ции площади.

    На Сенной площади снова начнутся богослужения. Первое состоится уже в ближайшее воскресенье, 28 августа. Правда, храма здесь пока еще нет, и воскресная служба будет проходить в часовне, построенной в постсоветские годы. Но прихожане полны решимости восстановить Успенскую церковь и готовы приступить к работам «хоть завтра» - долгое противостояние верующих и бизнеса закончилось, и для воссоздания Спаса-на-Сенной уже выделен земельный участок.

    Храм и парковки впишутся в Сенную площадь

    Проект реконструкции Сенной площади планируется отдать на госэкспертизу в октябре текущего года, его реализация намечена на 2012 год. В проекте оставлено место для Спаса-на-Сенной и подземных парковок.

    Старт реконструкции Сенной частично уже был дан в этом году сносом одного из торговых павильонов и возведением синего забора вокруг будущего "Пика-2". Снос остальных павильонов и благоустройство площади намечены уже на следующий год, сообщил Александр Супоницкий директор бюро «СУАР-Т», которое отвечает за архитектурную часть проекта.

    После реконструкции Сенная должна превратится в комфортную европейскую площадь, удобную, как для пешеходов, так и для автомобилистов. Здесь предполагается устройство подземных пешеходных переходов, прокладка трамвайных путей, организация удобных остановок общественного транспорта. В последствии на здесь также появится подземный паркинг на 400 машин, место для него зарезервировано в западной части площади. Сроки появления паркинга Александр Супоницкий назвать пока затрудняется.

    "Здесь проходит большое количество сетей и трасс, так что устройство подземной парковки сложно технически и потребует больших финансовых вложений. Весь центр надо будет перекапывать!", - пояснил Александр Супоницкий. В ближайших планах организации строительство паркинга на 400 машин за торговым центром "Пик".

    В каком виде и когда будет восстановлен Спас-на-Сенной также пока не ясно. Храм снесли в 1960 году, на его месте была построена станция Площадь Мира (нынешняя Сенная площадь). Часть фундамента храма находится на территории станции метрополитена. Эту часть на станции занимает машинное отделение, которое находится на подземном этаже, а также возвышается на землей на 1,2 метра.

    "Вопрос в том, когда будет восстановлен храм. Если его строительство будет отнесено на какое-то время, и будет происходить тогда, когда появится техническая и финансовая возможность изменить станцию, то храм будет восстановлен в прежнем виде. Если же приступать к восстановлению в ближайшее время, то часть храма будет нависать над станцией метрополитена", - рассказал Александр Супоницкий.

    Александр Супоницкий отметил, что строительство "Пика-2" никак не помешает дальнейшему восстановлению храма, независимо от того, будут меняться коммуникации метрополитена или нет.

  • Смешная статья. Строители сняли не асфальт, а плитку - лично сегодня видел. "Нашли случайно" - ну так не сказали гастарбайтерам заранее.

    Фундамент и его контуры прекрасно известны, сам фундамент относится к вновь выявленным объектам...

    Адрес имеет не собор, а фундамент его, являющийся выявленным объектом культурного наследия (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001). Включите в РГИС объекты культурного наследия (без территорий). Наименование будет:
    "Церковь Успения Пресвятой Богородицы "Спас на Сенной" (фундамент)".

    Сенная в ожидании Спаса


    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

    Горожане старших поколений хорошо помнят Спас-на-Сенной. Более полувека его нет на главной торговой площади города, и все эти годы она без этого храма - будто осиротевшая. Словно незаживающая рана зияет посреди Петербурга. О восстановлении старинной церкви немало говорили на протяжении последних двадцати лет. Но только сегодня эти мечты начинают обретать более-менее реальные очертания.

    В нынешнем году исполняется 250 лет со времени освящения храма. Создателем его долгое время считали самого Франческо Бартоломео Растрелли, однако ныне более вероятным автором признается зодчий Андрей Квасов. Впоследствии церковь не раз перестраивалась, но сохраняла облик, присущий архитектуре барокко. Она считалась прибежищем для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.

    Редкие фотографии, сделанные в храме в 1938 году, когда его закрыли и сняли с государственной охраны как памятник, свидетельствуют, каким даже тогда великолепным было его внутреннее убранство. И это несмотря на все послереволюционные изъятия церковных ценностей! Кое-что из той красоты сохранилось до наших дней. Фрагменты редкого главного иконостаса и часть алтарных принадлежностей - в фондах Музея Академии художеств, часть храмовых икон - в Спасо-Преображенском соборе, а богослужебные сосуды - в Русском музее. Удастся ли вернуть все это, если Спас-на-Сенной будет восстановлен?..

    Когда в начале 1960-х годов в Ленинграде стало известно о готовящемся уничтожении разоренного уже к тому времени храма ради строительства метро, произошло то, чего власти никак не ожидали. В городе, по которому еще не так давно прокатился каток «ленинградского дела», раздался возмущенный гул. Специалисты и общественность стали писать письма в Ленгорисполком, в Москву. Все было тщетно: судьба Спаса-на-Сенной была предрешена. Его взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но даже после этого интеллигенция продолжала бороться - теперь уже за восстановление церкви. Проект восстановления еще в середине 1970-х годов разработал архитектор Дмитрий Бутырин...

    В 1990-е в Москве отстроили заново храм Христа Спасителя. У нас тоже есть примеры, когда старинные церкви возводили заново: не так давно вернулись к жизни Екатерининский собор в Царском Селе и церковь Смоленской иконы Божией Матери на Пулковских высотах. На очереди - Рождественский храм на Песках. Нередко можно услышать: мол, новоделы, «подделки» под старину... Пусть так, но жить в городе с незаживающими ранами тоже никуда не годится.

    Юрист прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) Анастасия Жукова уверяет: с того времени как в 2011 году был зарегистрирован приход, работы по воссозданию святыни не останавливались, а только продвигались. Речь об этом идет на выставке, открывшейся на днях в Музее истории религии.

    С весны по сентябрь 2013 года проводились археологические исследования остатков фундамента. Найденные артефакты занимают на выставке центральное место. Это подлинные кирпичи, а также фотография закладного рубля времен Екатерины II - оригинал хранится ныне в Институте истории материальной культуры РАН.

    Во время раскопок обнаружили также многочисленные остатки захоронений, сделанных когда-то под полами храма. Останки в истлевших гробовищах принадлежали, возможно, родителям купца Саввы Яковлева, на средства которого когда-то был возведен храм. Известно, что когда он построил каменную церковь на Сенной, то перезахоронил туда тела своих родителей. Кроме них археологи нашли останки (чаще всего - фрагменты) еще полутора десятков человек. Скорее всего, это богатые купцы, жертвовавшие на храм. Сейчас все останки - в часовне на Сенной площади, ждут своего перезахоронения на историческом месте, - рассказывает Анастасия Жукова.

    По итогам раскопок в марте прошлого года участок по обрезу фундамента церкви Спаса-на-Сенной признали достопримечательным местом - памятником регионального значения. Как говорится в документе КГИОП, предметом охраны становится сам участок - как главный элемент градостроительной планировки и место приходской церкви. Теперь территорию разрушенного храма можно использовать только для благоустройства участка либо для воссоздания церкви.

    В то же время обнаруженные во время раскопок фундаменты сохранять не требуется: они не включены в предмет охраны. Однако, как заверила Жукова, самые интересные и наиболее сохранившиеся фрагменты фундамента будут музеефицированы в пространстве восстановленной церкви.

    Сегодня то место, где стоял храм, окружено синим забором, ставшим уже привычным атрибутом Сенной площади. Кажется, он уже никому и не мешает: людские потоки обходят его стороной.

    В настоящее время площадка, где велись археологические исследования, огорожена, а результаты раскопок законсервированы. Идут проектные работы по выносу инженерных коммуникаций с территории, где находился и, мы уверены, будет вновь стоять храм. Они должны начаться весной-летом нынешнего года, - поясняет Анастасия Жукова.

    Проект воссоздания храма в настоящее время еще не разработан, однако уже есть утвержденная КГИОП концепция воссоздания храма, разработанная архитектурным бюро «Литейная часть-91» во главе с Рафаэлем Даяновым.

    Кстати, на выставке представлен план, где видно - угол станции метро «Сенная площадь» накладывается на храм. Однако существующий ныне наземный вестибюль, не отвечающий уже современным требованиям, в любом случае будут реконструировать. Вход и выход перенесут в сторону улицы Ефимова. Вот такой круговорот получается: сначала снесли церковь, чтобы построить метро, теперь подвинут метро, чтобы возвести церковь...

    Да и всю площадь ждут большие перемены. В ноябре прошлого года комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил госконтракт на ее реконструкцию. По проекту, площадь частично избавят от торговых павильонов, а все существующие пешеходные переходы спрячут под землю...

    Храм встанет точно на свое историческое место, - уверена Анастасия Жукова. - Конечно, хочется как можно быстрее увидеть возрожденную церковь, но сроки будут зависеть от финансирования. За счет бюджета города частично оплачены работы по выносу инженерных коммуникаций. Однако непосредственное строительство будет производиться за счет негосударственных средств. Пожертвования граждан - по копеечке, по рублю - очень помогают, чтобы работа над проектом не прерывалась. Мы рассчитываем также на поддержку организаций, готовых профинансировать конкретные виды работ. Эта выставка в Музее истории религии - возможность напомнить людям о ситуации вокруг храма и призыв помочь его возрождению.

    Пока же каждый желающий может заглянуть в часовню, что стоит возле станции метро, и внести скромное пожертвование - заплатить за именной кирпич. На каждый кирпич наносится имя его владельца, которому выдается именной сертификат на память.

    Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

    у несравненного Humus появились 5 фотографий интерьера храма с хорошим разрешением - в помощь реставраторам

    послал их на усмотрение кураторов сайта.

    Кстати старые источники 1960-х гг говорят, что вот эти 2 статуи, некоторые резные рамы и украшения престола находились тогда в фондах АХ

    да, путеводитель по музею Академии Художеств 1961 года сообщает, что там хранились тогда 4 статуи из иконостаса Спаса на Сенной - Церковь, Синагога, св Гавриил и св Михаил, а также гирлянды из цветов - деталь надпрестольной сени - кивория, Все третья четверть 18 века, дерево. позолота.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы располагалась по Садовой улице на Сенной площади (с 1952 по 1991 гг. Площадь Мира) и была одна из самых посещаемых храмов города. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной или Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот небольшой деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. 20 июля 1753 года рядом с деревянной была заложена каменная церковь, строившаяся в основном на средства купца Саввы Яковлевича Яковлева. Строительство длилось 12 лет.

Деревянная церковь, находившаяся рядом с каменным собором, была разобрана еще до окончания его постройки, в 1761 году. В том же году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Рядом с пятикупольным каменным храмом была возведена высокая трехъярусная колокольня. 20 октября 1764 года был освящен придел прп. Саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Иконостас центрального придела написал известный иконописец М.Л. Колокольников.

Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (около 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

Здание храма неоднократно подвергалось перестройкам. В 1816-1817 гг. архитектор Луиджи Руска пристроил к церкви 2 придела с южной и северной стороны. Он же в эти годы перестроил портал храма Успения со стороны колокольни (из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы). В 1833-1836 гг. А.И. Мельников расширил храм, перестроил купола и своды. Перестраивались также Спасский и Михайло-Архангельский придел. Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт.

На колокольне Спасо-Сенновской церкви было 15 колоколов. На самом большом из них, кроме изображения престольных праздников, был портрет Императрицы Екатерины II с надписью: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятые Богородицы, что на Сенной, весу 542 пуда 18 фунтов 1780 года января 20 дня, лит в Москве, на заводе Ясона Струговщикова». Следующими по весу были: богородичный колокол - 1780 года, весом 274 пуда 26 фунтов; полиелейный - 140 пудов; повседневный - 78 пудов 32 фунта, древний - 1762 года, 52 пуда 25 фунтов, а также малые колокола.

В 1867-1871 гг. храм перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В.В. Васильев. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным.

Перестройка 1867-1871 гг. была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х гг. Тогда же на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес - Садовая, дом 40).

В 1897-1898 гг. архитектором В.В. Виндельбандтом к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 гг. были удлинены боковые приделы (архитектор И.И. Яковлев), произведен ремонт и реставрация образов.

В 1901-1904 гг. к храму были пристроены притворы, в которых были размещены приделы во имя Саввы Освященного и во имя Трех Святителей. Несмотря на неоднократные перестройки, храм сохранял очарование великолепной постройки елизаветинской эпохи в стиле высокого барокко.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, конца XVIII века, пожертвованный Саввой Яковлевым; запрестольный образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, держащего в левой руке шар земной и скипетр, а правою рукой благословляющего; образ Христа Спасителя, замечательный тем, что устроен вологодскими гражданами в благодарение Богу за избавление Вологды от моровой язвы (чумы) в 1605 году; икона святого благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года - дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук «народников»; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе - Спасителя и Божией Матери.

В приходе храма велась большая образовательная и благотворительная работа. При церкви действовало приходское духовное училище. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот. В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. А.Д. Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек и приют для детей. В течение 23 лет А.Д. Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

После революции из церкви Успения дважды изымались церковные ценности. Был изъят и серебряный престол. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся кафедральным обновленческим собором. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом 1200 пудов были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 года храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, несмотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели».

В январе 1961 года храм, с которого перед этим сорвали кровлю (позолоту и медь), взорвали, освободив место под строительство павильона станции метро «Площадь мира» (ныне - «Сенная площадь»). Кстати, перед взрывом архитектор Ю.М. Денисов сделал обмеры храма, сохранились поэтажные чертежи и разрезы здания церкви, которые можно использовать для восстановления храма.



Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 году по проекту Луиджи Руска и 1836 году по проекту А.И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов.



Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18 июля 1753 года на новом месте. Через 2 дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь, которая строилась на земле и на деньги богатого откупщика С. Яковлева. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк богача.

Согласно первоначальному плану церковь разделялась на теплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через пять лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нем своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году.

2 октября 1764 года настал черед правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765 года - главного, холодного, освященного сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящен во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлиненным куполом. В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833-1835 годах архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14 января 1822 года был освящен им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря - во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14 февраля 1835 года - северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после ее освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже освящен. В 1897-1898 годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золоченой медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И. И. Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золоченой ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов, - пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф. А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в семь пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золоченой серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей, епископ Критский" кисти В. М. Пешехонова, картины Г. Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.

Успенская церковь, более известная под именем "Спаса-на-Сенной" (по названию одного из приделов), стоявшая на большой торговой площади, входила в число особенно посещаемых храмов Петербурга. В 20-х годах XIX века при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 году при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16 декабря 1873 года. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны. Старшее поколение горожан еще помнит этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины. Ныне в память об этой святыне рядом с вестибюлем станции метро строится небольшая часовня.

http://piters.in/nohram

Сенная... Одна из старейших площадей города, на протяжении двух веков являющаяся важным узлом, нервом петербургской жизни, возникла при Императрице Анне Иоанновне в 1737 году, когда на болотистом участке к югу от Большой Першпективной дороги (нынешнего Невского проспекта) были вырублены редкие деревья и кусты и разрешен торг сеном, соломой и дровами. По этому, возникшему на заре существования Петербурга, Сенному рынку, получила впоследствии название и площадь.

К Сенному рынку от Большой Першпективной дороги была проложена улица, ведшая в Коломну, где после летних пожаров 1736 и 1737 годов, уничтоживших центральную часть Петербурга, появились первые поселения горожан. Улица эта получила также название Сенной, а впоследствии - Садовой, под этим именем войдя в историю как главная торговая и купеческая улица Петербурга.

Позднее от Сенной площади строго на юг была проложена магистраль, ведущая в направлении Москвы, Киева и загородной царской резиденции - Царского Села (нынешний Московский проспект). Большинство гостей прибывали в Петербург именно по ней, и поэтому Сенная площадь, расположенная «при дверех» служила и своеобразными сенями Петербурга, предваряя собою центральные районы столицы.

«На Сенной пестрый шумный рынок непременно натыкались те, кто въезжал в столицу из провинции, так как он находился на пересечении двух улиц: Обуховского проспекта, что вел от Московской заставы к центру города и Большой Садовой - самой длинной улицы Петербурга, что начиналась в Коломне у церкви Покрова и тянулась на протяжении четырех верст до самого Летнего Сада...» - так писал в начале XIX века о прошлом Сенной П.П. Гнедич.

Садовая делила площадь на две половины. Собственно торговлю сеном представляла собой северная половина, для чего стояли огромные весы, на которых вешали сено вместе с телегой.

По словам известного исследователя Петербурга М.И. Пыляева, - «Сенная площадь была складом сельских произведений, ввозимых по московской дороге, она находилась на рубеже города. Крестьяне, въезжая в Петербург, останавливались прямо здесь, продавая сено, солому, овес, телят, баранов и куриц...

С 1800-х годов крестьяне на Сенную стали доставлять мясо, рыбу и масло, потом появились и огородники, до 1850 года на Сенной производился торг деревьями и цветами».

Летом Сенная была центром овощного и мясного торга. Зимой «зелень пропадала, и вместо нее появлялись целые горы замороженной рыбы. Куры, индейки, гуси, тетерки, зайцы, олени, козы, лебеди, глухари целыми бастионами громоздились здесь друг на друга. Рано утром появлялись здесь повара, кухарки, чиновницы: они увозили домой провизию на извозчиках». В постные дни на Сенной был грибной торг.

Южная половина площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом, принадлежали известному купцу-миллионщику, заводчику и откупщику С.Я. Яковлеву.

20 июля 1753 года на Сенной площади архиепископом С.-Петербургским Сильвестром была торжественно произведена закладка храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства Саввы Яковлева в течение 12 лет.

В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе - Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви, на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. Храм был разделен на две половины: теплую («трапезу»), расположенную ближе к главному входу и восточную - холодную («настоящую») с одним престолом. Один из приделов храма был освящен во имя преподобного Саввы (празднуется 5 декабря) в память Дня ангела-хранителя строителя храма - Саввы Яковлева.

Главный храм «холодной» церкви был освящен во имя Сретения Господня, а затем его освятили во имя Успения Божией Матери.

Сооружение же нового храма, начатое в 1753 году, велось в камне.

В 1761 году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. 20 июня того же года последовало его освящение.

Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. 20 октября 1764 г. был освящен придел прп. саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Образа в иконостас центрального придела исполнил известный иконописец М.Л. Колокольников.

Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой всей Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (приблизительно 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

Вот что писал о стиле церкви Успения знаток Петербурга начала XX веха В. Курбатов: «... возможно, что начата она по проектам Растрелли, за это говорит великолепная постановка главного купола, но форма куполов придана кем-нибудь другим, и не раз изменена». Действительно, храм неоднократно перестраивался. В 1816-1818 годах по сторонам главного алтаря под руководством архитектора Луиджи Руска были построены два придела. На южной стороне храма - во имя Всемилостивого Спаса, празднуемого 1 августа (освящен 14 января 1822 года), а на северной - во имя Архистратига Михаила.

В 1816-18 годах под руководством Л. Руска перестраивается портал храма Успения со стороны колокольни (из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы.

Западный портал храма удачно гармонировал с портиком здания Гауптвахты Сенного рынка, выстроенного в 1818-1820 годах В.И. Беретти для полицейского надзора на рынке. Этот скромный ансамбль служил своеобразными пропилеями при въезде в центр города по Садовой улице.

В 1833-1835 годах храм был расширен по проекту архитектора А.И. Мельникова. Перестройке подверглись купола и своды, в парусах которых академик С.А. Безсонов написал изображения евангелистов. Перестраивались также Спасский (освящен 14 января 1822 г.) и Михайло-Архангельский придел, который был вновь освящен 14 февраля 1835 года. (выстроен арх. П.Ф. Воцким на средства коммерции советника Михаила Ивановича Новикова). Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт, ставший неотъемлемой частью петербургской панорамы.

На колокольне Спасо-Сенновской церкви было 15 колоколов. На самом большом из них, кроме изображения престольных праздников, был портрет Императрицы Екатерины II с надписью: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятые Богородицы, что на Сенной, весу 542 пуда 18 фунтов 1780 года января 20 дня, лит в Москве, на заводе Ясона Струговщикова». Следующими по весу были: богородичный колокол -1780 года, весом 274 пуда 26 фунтов; полиелейный - 140 пудов; повседневный - 78 пудов 32 фунта, древний - 1762 года - 52 пуда 25 фунтов, а также малые колокола.

В 1867-1871 годах храм перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В.В. Васильев. Во время перестройки храма сначала возобновляли главную церковь, а затем по освящении ее, и малую, переднюю от западного входа. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным.

Главный престол, во имя Успения Божией Матери, был готов ранее других и освящен митрополитом Исидором 1 октября 1870 года. Остальные придельные были освящены: во имя Всемилостивого Спаса (в память древнего Спасского храма, празднуемый 1 августа); во имя св. Михаила Архангела - 8/21 ноября; во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 ноября; во имя преподобного Саввы - 5 декабря. Тогда же колокольня храма приобрела свое «тоновское» завершение в виде луковичных главок. Позднее, в 1960-х годах, эта деталь сыграет роковую роль в судьбе храма. Тогда элементы тоновского (русско-византийского) стиля «умалят», по мнению специалистов и архитекторов, ценность храма Успения как памятника архитектуры.

Перестройка 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Тогда же на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес - Садовая, дом 40) .

В 1897-1898 архитектором В.В. Виндельбандтом к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 были удлинены боковые приделы (арх. И.И. Яковлев), произведен ремонт и реставрация образов.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, иконописный, обложенный жемчужной ризой и осыпанный бриллиантами.

В 1831 году Сенная площадь стала центром холерного бунта в столице. Тогда сюда, к церкви Спаса-на-Сенной прискакал Император Николай I и, сбросив пыльную шинель в дорожную коляску, держал перед народом речь, как это изображено на одном из горельефов его памятника на Исаакиевской площади. Холерный бунт был прекращен.

В благодарение Господу за избавление от холеры, свирепствовавшей в Петербурге в 1848 году, в храме был устроен образ преп. Андрея Критского, икона писана известным живописцем В.М. Пошехоновым.

Кроме того, среди святынь храма были: престол главного храма Успения с золоченой ротондой, украшенный серебряными барельефами, пожертвованными Саввой Яковлевым, конца XVIII века. Запрестольный образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, держащего в левой руке шар земной и скипетр, а правою рукой благославляющего; образ Христа Спасителя, замечательный тем, что устроен вологодскими гражданами в благодарение Богу за избавление Вологды от моровой язвы (чумы) в 1605 году (перед ним ежегодно 18 октября вологодское землячество служило молебен в память избавления их города); икона св. благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года - дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук «народников»; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе - Спасителя и Божией Матери.

Каждый год в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня в храме служили всенощную и молебен с водоосвящением в церковной часовне. Список Тихвинской иконы, хранившийся в часовне, выставляллся в этот день на паперти для поклонения.

В Мокрый Спас, 1 августа, после литургии из храма совершался крестный ход через Сенную площадь, на Фонтанку, к Обуховскому мосту для водосвятия.

4 июля от Казанского собора в память об избавлении столицы в 1848 от холеры к Сенновской церкви шел крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, и на площади при огромном стечении верующих служился торжественный молебен.

Хранился в храме и старинный серебряный вызолоченный ковчег, пожертвованный в то время, когда предполагалось убрать новую церковь во имя Сретения Господня, и служащий дарохранительницей.

В храме было две плащаницы. Одна - древняя, устроенная еще основателем церкви Саввой Яковлевым, которая употреблялась почти 100 лет, замечательная по ценности, дороговизне и изяществу: малинового бархата, с «выпущенными» на ней серебром и золотом шитыми изображениями Спасителя и лиц его погребающих, а по углам - святых евангелистов и святых ангелов. В 1856 году была устроена новая плащаница искусной работы художника Ф. Верховцева.

Паникадила и канделябры храма были изготовлены на фабрике Шопена.

В приходе храма Успения велась большая образовательная и благотворительная работа. С начала по конец 20-х годов прошлого столетия при церкви действовало приходское духовное училище. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот.

В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. А.Д. Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек и приют для детей. В течение 23 лет А.Д. Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

Участие в работе общества принимали протоиерей Гавриил Розов и Иоанн Благовещенский, позднее сменивший о. Г. Розова на посту настоятеля храма, протоиерей Константин Тимофеевич Никольский, а также многие купцы и домовладельцы Сенной площади: Ф.М. Почкин, Я.И. Рожнов. И.Д. Шустров и другие.

Спасо-Сенновский храм был сердцем православного народного Петербурга - Петербурга купеческого, мещанского, крестьянского. О значимости Спаса-на- Сенной в масштабах города говорит тот факт, что по нему получила свое название целая часть Петербурга - Спасская.

Приход церкви состоял преимущественно из простого народа, поэтому особенно почитались в храме дни свт. Николая Чудотворца и св. Илии Пророка. Это был уже не парадный блестящий С.-Петербург, а та его часть, которая впоследствии получила название «Петербурга Достоевского».

И храм, и весь район Сенной площади тесно связан с именем Ф.М. Достоевского, и отражен в его произведениях. Сам Федор Михайлович часто бывал в храме Успения, вблизи храма сконцентрированы адреса многих героев его литературных произведений: «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот» и других. Существует также предание, что одно время на клиросе церкви пел А.В. Суворов. Кроме того, Сенная тесно связана с именем Г.Р. Державина, жившего на площади, с именами Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, скульптора О. Микешина.

В приходе церкви Успения в середине XIX века подвизались и жили: блаженная Анна Ложкина, Христа ради юродивая, погребенная впоследствии на Смоленском кладбище, и странник Александр Крайнев, чья часовня на Митрофаниевском кладбище пользовалась почитанием богомольцев, а пудовые вериги его были помещены в самом Спасо-Сенновском храме.

19 сентября 1899 года церковь Успения стала центром торжества открытия Ярославского благотворительного общества. К молитвенному участию в торжестве были приглашены также жители Петербурга - ярославские уроженцы.

Торжественное молебствие было совершено пред иконою Ярославских Чудотворцев протоиереями храма и священниками из ярославских уроженцев. Во время молебствия пели два хора певчих; Спасо-Сенновский и местного приюта, устроенного А.Д. Водениковым. К слову сказать, уроженцев Ярославской губернии в Петербурге было немало, в основном, это были крестьяне, мещане, купцы, лица духовного звания, а местом, где по преимуществу селились ярославские уроженцы, была Сенная площадь и приход церкви.

Среди известных петербуржцев - уроженцев Ярославской губернии были купцы Елисеевы, основатели фирмы «Братья Елисеевы», настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом - архимандрит Игнатий Малышев, петербургский градоначальник В. А. Дедюлин, настоятель посольской церкви в Берлине - протоиерей Алексий Мальцев. На всю Россию были известны литейщики колоколов Оловянишниковы. Целью ярославского землячества и благотворительного общества было вспоможение ярославским уроженцам в Петербурге, их трудоустройство и опека; был устроен приют для детей-сирот, живущих в столице.

Среди попечителей Ярославского благотворительного общества были купцы А.Г. и Г.Г. Елисеевы, Ф.М. Почкин и другие ярославцы. Ежегодно 23 мая / 6 июня в день памяти свт. Леонтия Ростовского (позже в этот день было установлено празднование собора Ростово-Ярославских святых) в храме служился молебен, на который собитались петербуржцы-ярославцы.

Сенная площадь середины - второй половины прошлого века стала одной из самых многолюдных площадей Петербурга, Сенной рынок превратился в один из крупнейших петербургских центров оптовой торговли. С одной стороны, изобилие товаров и ломящихся от снеди прилавков, с другой - антисанитария в жаркие летние дни - роднили Сенную с московским Охотным Рядом, и поэтому остро встает вопрос о санитарном благоустройстве и упорядочении торговли на рынке. На Горсткиной улице (ныне улица Ефимова) были выстроены корпуса Курятного и Рыбного рынков, входивших в комплекс Горсткина рынка, наземные и подземные сооружения которого сохранились и по сей день.

В конце 1870-х годов возникла необходимость реконструкции собственно Сенного рынка, занимавшего все пространство площади.

Победителем конкурса, на благоустройство Сенного рынка, объявленного городской управой, стал И.С. Китнер, по проекту которого на площади были вы строены четыре сухие, строгие постройки из стекла и металла, строительство которых было закончено в 1886 году. Так в ходе реконструкции площади в конце XIX века элегантные просторные и светлые постройки нового Сенного рынка, украшенные гербами Санкт-Петербурга, вобрали в себя бывшее «чрево Петербурга».

В 1910 году закончили свое существование и трущобы так называемой «Вяземской лавры», одного из самых темных мест Петербурга, печально известного как обиталище городских низов и преступников, представлявшие собой некоторое подобие Хитрова рынка в Москве. Только в отличие от Москвы, где ликвидация преступного мира «Хитровки» потребовала очень больших усилий и унесла в 1930-х гг. много жизней блюстителей порядка, Вяземские трущобы были ликвидированы гораздо проще. Княгиня М.В. Вяземская, владелица земельного участка по Забалканскому пр., дом 4-6, выстроила на месте прежних сооружений два многоэтажных здания с башнями в стиле модерн (1910-1911 гг.).

К церкви было приписано несколько часовен: Тихвинской иконы Божией Матери (существовала с 1805, в 1893 по проекту В.Ф. Харламова сделана из чугуна), Казанской Божией Матери (1800-е, 1847 - по проекту И. Корсини, тоже из чугуна, 1879 - А.Л. Гольм) - в Апраксином дворе; равноап. Марии Магдалины (1882, А.И. Кракау) в Мариинском рынке; св. Илии Пророка в Михайловском проезде; шатровая чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л.М. Харламов). Близ храма находились киоты, сооруженные торговцами рынка: у Демидова пер. с образом Спасителя (1885), против гауптвахты - Казанской Божией Матери (1887), около паперти - с образом в память спасения в Борках (1890).

Среди служивших в разное время в Спасо-Сенновской церкви священников пользовались известностью: прот. Иоанн Иоаннович Иванов (служил в 1831-1848) - профессор церковного красноречия в Духовной академии, прот. Константин Тимофеевич Никольский (1848-1905) - доктор богословия, знаток церковной истории и литургии, собравший по этим вопросам библиотеку из 30 тыс. томов, и прот. Александр Васильевич Петровский (1905-1915) - профессор Духовной академии, специалист по древнееврейскому языку. Его на месте настоятеля сменил прот. Василий Николаевич Сперанский, служивший в храме до своей кончины, последовавшей 4 декабря 1917 г. После него настоятелем в храме служил протоиерей Орлов, котрорый скоро скончался в больнице, а также профессор прот. Александр Петровский (в 1921-1922 гг. вновь некоторое время бывший настоятелем), прот. Валериан Боротинский и протоиерей Солодовников.

Про прот. Александра Петровского известно, что он оставался в Петрограде и в 1920-х гг. во время эпидемии ухаживал за больными тифом. Протоиерею Солодовникову с сыновьями удалось в 1920-х гг. покинуть Петроград, впоследствии он проживал в Париже. Прот. Валериан Боротинский в 1918 г. уехал из Петрограда на Кубань, в Екатеринодар, откуда уже с Белой армией эвакуировался в Константинополь, а оттуда в Сербию. Здесь он жил с семьей в селе Рипань близ Белграда. В 1945 г., перед самым вступлением в Белград Красной армии, «белый» священник был убит выстрелом в окно собственного дома в селе Рипань. Кто сделал это, осталось неизвестным.

После революции все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты.

В начале ХХ века причт Успенского храма просил возвести церковь в ранг собора, но, увы, безрезультатно, - только в 1923 году этот ранг был получен благословением Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси, исповедника.

Спасо-Сенновский храм с ноября 1923 г. до закрытия в апреле 1938 г. принадлежал обновленцам. В 1933 г. одиннадцать колоколов его общим весом 1 200 пудов были сданы Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 ее закрыли и сняли с охраны (решение Леноблисполкома от 21.IV.1938).

Уцелевший в годы блокады храм, не смотря на то, что он был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, не пережил хрущевской «оттепели». Под предлогом строительства станции метро в январе 1961 г. храм, с которого перед этим сорвали кровлю (позолоту и медь), был взорван. Ныне на этом месте стоит станция метро «Сенная площадь».

Многие из горожан еще помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Сейчас, лишившись архитектурной доминанты, площадь утратила свой неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно.

В 1980-1990-х гг. горожане неоднократно поднимали вопрос о восстановлении храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (перед взрывом 1961 г. арх. Ю.М. Денисовым были сделаны обмеры храма, сохранились поэтажные чертежи и разрезы здания церкви, которые могли бы облегчить его восстановление). Однако, положительного решения городских властей о восстановлении храма до сих пор не последовало не смотря на то, что этого ждут многие петербуржцы, которые любили этот храм и помнят его.