Билеты и регистрация

Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля. Благовещенский собор Кремля: описание

Великий князь Василий I Дмитриевич (сидит, сзади – свита)
и чернец Лазарь Сербин беседуют о дивном часозвонье.
Москва. Кремль, княжье подворье, Благовещенский собор,
за ним арочная башня с часником. Декабрь, 1404 год.

Благовещенский собор - великокняжеский дворцовый храм во имя Благовещения в Московском Кремле. Начал возводиться по повелению великого князя московского Ивана III Васильевича (ок. 1484) на основании прежней, деревянной, церкви того же наименования. Работу вели псковские мастера, создавшие глубоко русскую по духу постройку, воплотившую в себе традиции одновременно псковского, владимирско-суздальского и раннемосковского зодчества. Первоначально 3-главый, увенчанный ярусами килевидных кокошников, опоясанный с 3 сторон галереей, Б. с. перекликался с подобной по общим формам, но более скромной и меньшей по размерам 1-главой Ризположенской церковью, поставленной почти тогда же на митрополичьем дворе Кремля, и вместе с ней выразительно оттенял масштабное величие Успенского собора, сооружённого в 1475-1479 итальянцем Аристотелем Фьораванти. Будучи приближенным к бровке Кремлёвского холма, Б. с. воспринимался с больших расстояний, но всё же не претендовал на доминирующее положение в соборном ансамбле Кремля. Это был домовый храм, тяготеющий к новому великокняжескому дворцу, первая каменная палата которого была заложена в это же время. И хотя дворец в основном был выстроен несколько позднее под руководством итал. мастеров, тем не менее в Б. с. была предусмотрена привязка к дворцовому подклету как по плану, так и по высотным размерам. В с. хранились ковчеги с частицам мощей святых. Собор имеет 3 придела: во имя Пресвятой Богородицы, Входа в Иерусалим и Архангела Гавриила.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Посмотрите на здание храма, что изображёно в средневековой миниатюре. Обратите внимание на окна. Это очи храма. А купол его - шлем воина. Антропогенность построек очевидна. Очи-окна подстать тогдашнему миропониманию человека Древней Руси и средневековья. Однако наше время, век двадцать первый, предпочитает пластиковые окна прямоугольной формы. Они плотно закрываются и способны избавить нас от сквозняков. Средневековые-то люди свои большие храмы использовали только летом, а на зиму перебирались в стоящие рядом маленькие зимние. Поэтому о надежности сбережения тепла в больших храмах и не думали. А вот наши современники - люди совсем иного миропонимания - мыслят категориями экономии и экологии.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве, первая и первенствующая, домовая церковь русских царей, почему и протопресвитер ее бывал до XX в. духовником царской семьи.

Построен в 1484 - 89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма н. XV в. и на подклете старого собора XIV в.

Псковские мастера выстроили храм как придворную церковь великого князя, соединенную с его хоромами (а с 1508 с вновь выстроенным дворцом) переходами. Первоначально это был четырехстолпный трехкупольный собор, окруженный с трех сторон открытой галереей на аркадах и имеющий позакомарное покрытие с рядом килевидных кокошников вокруг центральной главы и три высоких абсиды.

Вскоре после постройки собора над галереями выложили своды, а в 1563 - 66 по велению Ивана Грозного над ними по углам возвели четыре одноглавых придела (одновременно основной храм получил еще две главы). Стены приделов на манер Архангельского собора были обработаны филенками.

Северные и западные входы с паперти в храм украшены белокаменными резными позолоченными порталами XVI в., в порталах медные двери (и. XIII в.), расписанные в технике золотой наводки. Внутри храма росписи 1508 (живописец Феодосии и др.), XVII и XIX вв. В иконостасе иконы XIV- XVII вв., в том числе Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Благовещенский собор закрыт еврейскими большевиками в 1918.

Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор
Вид с юго-востока
Март 2002 г.

Датировка и предшественники собора

Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции и состоит из разновременных частей: древнейшая часть относится к XIV в., наиболее поздняя - к XIX в.
В описаниях собора XIX века опубликовано не подтвержденное источниками предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского (См. Извеков Н.Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911). Поскольку в Москве в это время существовал княжеский двор, на нем обязательно должен был быть храм. Но на страницах русских летописей упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь под 1397 г. в связи с привозом в Москву из Византии иконы "Спас в ризице белой". Поэтому исследователи и относили строительство каменного здания собора к концу XIV века, датируя его 1397 (Извеков, Забелин, Суслов) или 1393 годом (Красовский, Скворцов). Вторая дата опиралась на сведения о создании в 1395 году княгиней Евдокией домовой церкви Рождества Богоматери. Считалось, что княжеский храм должен был появиться несколько раньше. Под 1405 г. летописи сообщают: "...начаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого двора, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончиша ю", причем автор наиболее ранней, Троицкой летописи, созданной в начале XV в., прибавляет: "...не ту, иже ныне стоит". А под 1416 г. появляется новая запись, о создании "церкви каменой на великого князя дворе, Благовещенье, месяца июля в 18 день". Следующие сведения о памятнике связаны с перестройкой всего кремлевского ансамбля на рубеже XV-XVI вв. В "...1482 г. почаша рушити церковь на площади Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша", а в 1483 г. "...разруши князь великый Благовещение на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклет, и заложи казну около того подклета и палату кирпичную с казнами". Шестого мая 1484 г. состоялась закладка нового здания каменного собора, а спустя пять лет, девятого августа 1489 г., новый храм был освящен.
После раскопок, проведенных в 60-х годах XX века, появились новые данные, проливающие свет на строительную историю храма. В.И. Федоров и Н.С. Шеляпина в своей статье "Древнейшая история Благовещенского собора Московского Кремля" говорят, что хорошо документируются три хронологически последовательных периода в строительстве и реконструкции здания, предшествующего современному собору: первый, который они относят к концу XIII - началу XIV в., от которого сохранился нижний ряд кладки, второй - конца XIV-го века, от него сохранился подклет собора и третий период начала XV века, возможно, эта перестройка и отразилась в записи летописи под 1416 г. (см. выше).
В конце XV века Иван III начал строительство новой, великолепной великокняжеской резиденции. В это время строятся новые кремлевские стены, новый Успенский собор. Первая попытка мастеров Кривцова и Мышкина построить Успенский собор оказалась неудачной - стены обрушились. Под 1474 г. летописец отметил: "Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита. Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе". На основании этой записи считается, что благовещенский собор строили псковские мастера. Из перечисленных в летописи зданий сохранились церковь Ризположения в Кремле и Духовская (в летописи Троицкая) в Троицко-Сергиевой Лавре. Во всех этих зданиях можно найти характерные признаки псковского зодчества: квадратные в плане столбы, повышенные подпружные арки, но встречаются и раннемосковские элементы: узорчатые пояса, украшающие стены, килевидная форма закомар и порталов. Кроме того, собор построен из кирпича, в то время как основным строительным материалом в Пскове был белый камень. Поэтому несмотря на то, что большинство исследователей благовещенский собор относят к псковским постройкам, некоторые из них (Максимов П.Н.) считают его созданием московских мастеров.

Благовещенский собор. План. Электронная версия плана по кн.:
Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1983, стр. 319.

Архитектурные особенности

Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время.
Типологическая основа - четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV-го столетия. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.
Стены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в основании главы.
Первоначально собор венчали три главы - центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть "златоверхим".
Здание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в который были вписаны щелевидные окна. Истоки этого пояса лежат во владимирских традициях, но он также гармонировал с таким же аркатурным поясом соседнего Успенского собора. На апсидах аркатурного пояса не было - его добавил во время реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф. Рихтер. Апсиды украшал ранее только пояс терракотовых балясин (которые были заменены Рихтером на белокаменные). Широкое окно в центральной апсиде тоже позднего происхождения - к его переделке, предпринятой для лучшего освещения алтаря, приложил руку В.И. Баженов. Первоначально в центральной апсиде было два узких окна, а окно жертвенника (северная апсида) и сейчас смещено к северу. Сделано это было из-за пристроенной Казенной палаты, которая мешала расположить окна привычно. В итоге алтарь оказывался недостаточно освещен, возможно, что именно поэтому над ним были устроены дополнительные главы. В центральных, повышенных пряслах стен были размещены киоты с двускатными или килевидными завершениями, обрамленные полуваликами. Киот на западной стене (над хорами) сохранился до наших дней, остальные известны по старым изображениям здания. Аркатурно-колончатый пояс перенесен также на главы храма. На большом барабане он обрамляет окна. На малых главах в арочном пояске чередуются полуколонки и консоли. Верх барабанов украшают декоративные нишки, пояски бегунка и поребрика, излюбленные в псковском и новгородском зодчестве. Наружный декор одноглавых приделов по углам галерей близок декору столпов церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Кокошники приделов перекликаются с закомарами основного объема.
Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже существующего. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций - коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением - нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Устройство хор уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего здания. Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания литургии. Более вероятно, что на хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу - винтовая лестница в толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход - непосредственно из дворца, опирающийся на арку.
Со всех сторон при постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы. (На самом деле крыльцо существовало до Ивана Грозного, а царю не запрещали посещать церковь). С Иваном грозным предание связывает и появление существующего и сейчас пола собора из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Она утверждает, что пол был привезен Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии. Современные исследователи спорят о происхождении и составе этого пола. Выходящее на северо-восточную площадь крыльцо было парадным. Когда в 1564 г. на его сводах был построен придел Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца под его свод подвели мощные столпы и древние формы оказались утраченными. Первоначально оно было более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали колонны с резными капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа. Сама лестница тоже перестроена - сначала он была более короткой и крутой.
С папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены итальянскими резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный архивольт. Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г. и восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало оформлению верха стен.
Технические особенности
Древнейшей частью собора является подклет, который был впервые изучен и опубликован в 1960-х годах Н.Н. Ворониным, а в 1970-х годах появились работы о нем В.И. Федорова, Н.С. Шеляпиной, М.Х. Алешковского и Б.Л. Альтшуллера. Подклет значительно меньше площади существующего здания Он состоит из двух помещений: квадратного основного (7,00x6,96 м) и отделенной от него простенком с дверным проемом широкой, приложенной впритык "апсидой" (3,86 м). В центре основного помещения - квадратный столб, несущий перекинутые на северную и южную стены арки. На них опираются два коробовых свода с шелыгой, идущей по оси север - юг. В апсиде одно щелевидное окно, расположенное не по оси, но повернутое к югу. Подобное же, обращенное на юг окно освещало восточный отсек основного помещения; в узкой части окна сохранилась старая кованая железная решетка из центрального круглого стержня с надетыми на него горизонтальными пластинками, концы которых заведены в кладку. В западной отсек с юга вводила арка входа; он запирался изнутри: от двери сохранились справа две железных навески, а слева-штырь для накладки. Почти вся древняя поверхность в северной стене скрыта под позднейшей кирпичной кладкой. Существующий вход в подклет с севера выложен кирпичом (6x13x27 см). Подклет сложен из квадров белого камня, местами сохранивших ложчатые борозды их отески. Вышина квадров различна; преобладает размер, близкий к 30 см (29-34 см), но есть и более крупные (до 40 и даже 47 см), и более постелистые (21 - 24 см). Более крупные камни, как правило, уложены в нижних частях стены. В связи с разномерностью камня, кладка не очень регулярна, горизонтальность рядов не всегда выдерживается, есть подтески и врубка в зуб.
Данные о фундаментах были получены при исследовании 1970-х годов. При исследованиях северо-западной стены подклета выяснилось, в основании стены находились деревянные лежни размером около 35 X 23-25 см. Продольные и поперечные брусья были положены в перпендикулярном направлении друг к другу на слой известковой подготовки толщиной 6-8 см. Пространство между ними забутовано булыжником, известковым раствором серого цвета с крупными включениями сколов белого камня и угольков. Лежни полностью сгнили, в результате чего образовались пустоты. Облицовочный ряд белокаменных блоков западной стены, ранее опиравшийся на брус, лежавший вдоль ее обреза, в настоящее время фундамента не имеет. Кирпичная кладка конца XV века лежит на белокаменном бутовом фундаменте, имеющим уширение, равное 32 см. В подошве сохранились остатки сгнивших свай, крайний ряд которых отстоит от фундамента на 23 см. Сваи перемежаются через интервалы 0,35 - 0,40 м и расположены в шахматном порядке.
Стены собора, включая галереи и внешние стены цокольного этажа сложены из кирпича, размером 27 Х 13 Х 7 см., что говорит об одновременности их возведения. Внешние стены цокольного этажа представляют сплошную кладку, прорезанную небольшими окнами для освещения помещений, образовавшихся под ходовыми папертями (одно подлинное окно сохранилось на северном фасаде, два - на западном). В перестройках XVI века во времена Ивана Грозного (сооружение двух западных глав над четвериком, четырех приделов над сводами папертей и переделка юго-восточного крыльца в закрытое с установлением нового декора) использовался маломерный (грозненский) кирпич (20 Х 10 Х 4 см). Весь фасад южной галереи Благовещенского собора в настоящее время сохраняет архитектурную обработку, приданную ему в начале XIX века с использованием кирпича с маркой "ИФ" в рамке размером 26 Х 11 Х 7 см.

Благовещенский собор относится к числу древнейших православных храмов столицы. Он предназначался для членов великокняжеской, а затем и царской семьи.

Самый первый деревянный Благовещенский собор был построен в 1397 году по инициативе князя Василия I, сына знаменитого Дмитрия Донского. Собор располагался у входа в княжеский дворец, поэтому получил название «храм Благовещения на сенях». Расписывали его специально приглашенные мастера-иконописцы, среди которых упоминают Андрея Рублева, Феофана Грека и некого Прохора из Городца.

Спустя столетие Благовещенский храм перестроили – снесли старое деревянное здание и на этом же месте построили новое, каменное. Примечательно, что это важное дело поручили не итальянским архитекторам, которые уже возводили каменные строения в Московском Кремле, а отечественным мастерам – Мышкину и Кривцову. Перед ними поставили достаточно сложную задачу – новый собор должен был точно вписаться в архитектурный ансамбль, созданный иноземными специалистами.

Новый храм был заложен в 1484 году. Его строили в течение 5 лет.

В истории собора есть довольно интересные детали, касающиеся его росписи. Ее производили по приказу князя Василия III. Нужно было не только выполнить художественные работы, но и изготовить серебряные и золотые оклады к иконам. С росписью блестяще справился знаменитый иконописец тех лет Федор Едикеев.

Среди персонажей, изображенных в настенной росписи, можно легко узнать древнегреческих философов. Это всем известные мудрецы - Плутарх, Птолемей, Зенон, Аристотель, Платон, Фукидид и Сократ. В руках у них свитки с изречениями, похожими на христианские. Ученые до сих пор спорят, откуда на стенах православного храма взялись великие греки из Древнего мира. Одни считают их новаторским приемом мастера, другие – приверженностью к традициям первых русских митрополитов греческого происхождения.

При строительстве Благовещенского собора Василий III не экономил на деньгах. Об этом свидетельствует дорогая церковная живопись, драгоценные оклады икон, золоченые главки. Даже полы в соборе выложены исключительно мрамором, яшмой и агатом, что подчеркивает его великолепие.

Благовещенский собор был очень любим российскими государями. После Василия III он перешел к его сыну Ивану Грозному, который тоже всячески опекал храм и заботился о нем.

В 1547 году храм пострадал от типичного для того времени сильного пожара. Он был каменным, поэтому не сгорел дотла, но повреждения все же были значительными. Иван Грозный приказал мастерам полностью обновить роспись в соборе, так как она существенно пострадала. Кроме того, при нем построили крытую галерею в левой стороне храма и установили образ Благовещения, который был привезен их одного из новгородских монастырей. По преданию царь на выходе из Благовещенского собора заметил в небе необычную комету в форме креста и почувствовал в этом явлении знак скорой кончины. Спустя недолгое время он умер.

Сыну Ивана Грозного - царю Федору Иоанновичу так нравились пылающие на солнце купола, что он захотел видеть на соборе еще и золотой крест. Он был благополучно отлит и стал известен на весь мир. Во время Отечественной войны 1812 года крестом очень хотел завладеть Наполеон, но по иронии судьбы по ошибке захватил похожий с колокольни Ивана Великого, который был всего лишь позолоченным.

Интересно, что именно с Благовещенского собора начали свою историю знаменитые кремлевские куранты. В начале XIII века монах и мастер на все руки Лазарь Сербин изготовил уникальный экземпляр механических часов с боем. Их поместили на башню в великокняжеском дворце. Часы тогда стоили огромные деньги. По сути это был самый первый вариант городских часов. Позднее куранты, изготовленные русскими мастерами Жданом и Шумило, появились и на Спасской башне.

В годы революции Благовещенский собор пострадал во время пушечного обстрела. Особенно досталось от снаряда знаменитому крыльцу, на котором Иван Грозный наблюдал знаковую комету. В советское время Благовещенский собор закрыли. Сейчас в нем расположена музейная экспозиция, а службы практически не проводятся.

Благовещенский собор Московского кремля (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

9 луковичных глав Благовещенского собора Московского кремля символизируют число степеней ангельской иерархии, подвластных Пресвятой Богородице. Здесь традиционно венчались и крестили детей все великие московские князья и русские цари до тех пор, пока столицей России не стал Санкт-Петербург . На свой домовой храм они не жалели золота, серебра и драгоценных камней. Даже пол сделан из агата и яшмы, привезенных из Персии.

Считается, что на месте нынешнего храма стояла скромная церковь, где преподобный Сергий Радонежский благословил молодого князя Дмитрия на битву с темником Мамаем. Василий I, сын победителя на Куликовом поле, ее перестроил и поручил роспись иконостаса артели Феофана Грека, где уже трудился инок Андрей Рублев. Церковь прозвали «Благовещения, что на Сенях», поскольку она стояла прямо перед входом в княжеский терем. К 15 веку храм обветшал, и Василий III повелел его снести и на том же фундаменте возвести новый. Иконы, к счастью, сберегли и установили в драгоценные оклады. Тогда же и купола покрыли позолоченной медью.

Архитектура Благовещенского собора

Четырехстолпный трехапсидный храм возвышается на высоком подклете. Планировка традиционная, в виде креста. Барабаны глав украшены кирпичным поребриком и бегунцом в псковском стиле.

С трех сторон здание окружено галереями-папертями. По легенде, их соорудили для царя Ивана Грозного, который после 4-й женитьбы не имел права входить в церковь. С резного крыльца он однажды увидел комету в виде креста и посчитал ее предвестницей близкой смерти. И вскоре оставил этот мир.

В честь побед в Ливонской войне собор очередной раз реконструировали, пристроив по углам 4 маленьких церковки с куполами и добавив еще две главы к имеющимся трем. К концу 16 века Благовещенский храм окончательно приобрел свой нынешний вид.

Интерьер

Общая композиция иконостаса, эскизы и три центральных иконы - «Спас», «Иоанн Предтеча» и «Богоматерь» - принадлежат Феофану Греку, «Архангел Михаил» и еще 7 икон - первая крупная работа Андрея Рублева. Сейчас уже невозможно установить, подлинники это или точные списки, но авторство подтверждается характерной манерой письма. На стенных росписях изображены евангельские и исторические сюжеты с участием Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III.

Но самые сенсационные росписи сделаны гораздо позже. Известный художник 16 века Федор Едикеев изобразил на паперти древних мудрецов, держащих в руках развернутые свитки с цитатами, соответствующими православным догмам. На листе Аристотеля, например, написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино».

Музей в подклете

Подвальное помещение некогда служило хранилищем для царской казны. Вполне логично, что именно в нем находится экспозиция «Клады Московского кремля». Горожане, воины и монахи считали крепость самым безопасным местом и часто зарывали свои ценности при угрозе нападений или пожарах. На стендах выставлены ювелирные украшения, оружие, культовые предметы, обнаруженные при раскопках.

Раз в году, в апрельский праздник Благовещения Святейший патриарх совершает в соборе литургию. После этого, по старинному московскому обычаю, он отпускает на волю птиц из клеток.

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Благовещенский собор. Продолжаем цикл статей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля и приступаем к подробному рассказу об особенностях Благовещенского собора. (В первой публикации,, мы подробно и наглядно объяснили некоторые архитектурные термины. В статье о расширили тему распространённых архитектурных приёмов, которые русские зодчие применяли при строительстве культовых сооружений. В обзоре внешнего убранства рассказали о темах живописи наружных стен храма.)

Существующий Благовещенский собор – постройка разновременная, своеобразный “слоёный пирог”, состоящий из фрагментов от XIV до XVI веков.

Собор построили псковские мастера в конце XV века (1485-1489 годы). (Некоторые источники называют имена Кривцова и Мышкина, но в изданиях Московского Кремля упоминаний об этом не найдено). Так же, как и на , на Благовещенском соборе зодчие оставили свой авторский знак – ряды “бегунца” (его часто называют или “бегунком”), “поребрика” и арочные ниши над ними.

Фрагмент барабана центрального купола Благовещенского собора
Фрагмент барабана купола церкви Ризоположения

Декоративные пояса обоих церквей различаются лишь структурой верхнего пояса арочных ниш – на Благовещенском соборе они более глубокие, трёхступенчатые. На мельче, состоят из двух неглубоких ступеней.

Невысокий центральный барабан украшен чередующимися арками. Арки разделены полуколоннами с капителями в виде перевязанных снопов. В узкие арки врезаны окна, широкие арки – глухие.


Убранство четырёх боковых барабанов несколько отличается от срединного. Окна заметно уже, межоконное пространство между ними значительно шире, обрамлено двойными арками. На полуколонках заметны такие же капители и такие же бусины, как и на центральном барабане.

Стены храма традиционно разделены лопатками.

Фрагмент южной стены Благовещенского собора, разделённой лопатками

Деление стен на Благовещенском соборе рассмотреть непросто из-за галереи-гульбища, которой обстроен храм. Стены традиционно завершаются закомарами.


Восточная стена собора. Над апсидами хорошо просматриваются три килевидные закомары

Такие же килевидные закомары мы видели на .


Церковь Ризоположения. Килевидные закомары восточной стены.
Килевидные закомары Благовещенского собора над восточными апсидами собора

На верхнем снимке хорошо просматривается ряд кокошников в основании центральной главы. Килевидные кокошники повторяют форму закомар.

В архитектуре коко́шником называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент. По форме он очень похож на закомары. Но если закомара – внешняя часть свода, то кокошник – чисто декоративная деталь, её цель – украшать. Название архитектурного элемента “кокошник” связано с названием традиционного русского женского головного убора.
Кокошники могут располагаться на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчать оконные наличники, часто покрывают своды. Яркими примерами богатого украшения кокошниками в Москве являются храмы и Рождества Богородицы в Путинках.

Восточную стену Благовещенского собора украшает декоративный аркатурно-колончатый пояс. Он помещён в верхней части алтарных апсид, потому что ранее восточную стену закрывала галерея.

Пояс состоит из витых полуколонн, перехваченных бусинами с перекинутыми между ними арками. По верху проходит ряд небольших ступенчатых ниш, разделённых балясинами. (Балясины – невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором ).

Источники утверждают, что первоначально храм был трёхглавым. Одна глава была центральной, две располагались над алтарём. В 1560-м году добавили ещё две глухие главки. Одновременно к Благовещенскому собору пристроили приделы или, как их называли ранее – церквицы. Таким образом храм стал девятиглавым.


Все девять глав собора можно увидеть с колокольни Ивана Великого.

Северо-восточный придел был освящён в память Собора Архангела Михаила, позже преосвященный в память Архангела Гавриила.


Северо-восточный придел архангела Гавриила находится над входом в Благовещенский собор. Восточная стена (со стороны Архангельского собора).
Северо-восточный и северо-западный приделы архангела Гавриила и Собора Богоматери. Северная стена (от Грановитой палаты)

Северо-западный придел освятили в честь Собора Богоматери. Юго-западный придел – во имя Входа Господня в Иерусалим.


Юго-западный придел Входа Господня в Иерусалим.

Юго-восточный придел – святого Георгия, в XIX веке его перестроили и переосвятили в память Александра Невского.


Юго-восточный придел Александра Невского расположен над юго-восточным Грозненским крыльцом. Восточная стена.
Юго-восточный придел Александра Невского. Южная стена

Все приделы украшены ширинками, завершаются небольшими кокошниками, которые удачно повторяют форму закомар и кокошников центральной главы.


Ширинки (квадратные и прямоугольные углубления) восточной стены юго-восточного придела св.Александра Невского.
Кокошники юго-восточного придела Александра Невского.

Барабаны главок приделов украшены валиками, стены прорезаны узкими окнами.

Благовещенский собор Московского Кремля – один из немногих православных храмом, вход в который устроен не с запада, как полагается по канону, а с востока.

Правда, вход этот ведёт не в сам храм, а на галерею-гульбище, которое с трёх сторон окружает Благовещенский собор. Непосредственный вход с гульбища в церковь устроен, как и положено, с запада.

Неканоническое расположение входа объясняют назначением храма. Благовещенский собор служил домовой церковью московских государей. С запада, со стороны государева двора, в него входил сам великий князь или царь, а для прочих был сделан отдельный вход с восточной стороны. Вход в собор устроен в северо-восточном углу гульбища.


Вход в Благовещенский собор

Однако на юго-восточном углу есть ещё одно крыльцо, именуемое “грозненским”.

Благовещенский собор. Крыльцо Ивана Грозного

Согласно преданию митрополит Московский наложил на Иоанна IV епитимью, запретив ему присутствовать на богослужениях из-за четвёртого брака государя с Анной Колтовской. Согласно одному из отцов Церкви Василию Великому даже “на троебрачие нет Закона и третий брак не составляется по Закону. На сие взираем как на нечистоты в церкви, но прямому осуждению не подвергаем, ибо сие лучше, чем прямое блудодеяние.”

Иоанн Васильевич сочетался третьим браком с Марфой Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. Считается, что её отравил Михаил Темрюкович, брат предыдущей, второй супруги государя, Марьи Темрюковны.
Согласно преданию, после запрета на посещение храма для государя пристроили юго-восточное крыльцо, чтобы он мог слушать богослужения.

Но на самом деле крыльцо это возвели раньше, хотя Ивану Грозному действительно запретили присутствовать на богослужениях. Его епитимья должна была длиться вплоть до следующей Пасхи, то есть почти год. Однако епитимья отменялась, если царь будет защищать веру православную против неверных.

Согласно ещё одной легенде, именно с южного крыльца Благовещенского собора Иван Грозный наблюдал комету, возвестившую его скорую смерть. На самом же деле царь видел комету с Красного крыльца Грановитой палаты. По Н.М.Карамзину:

“Явилась Комета с крестообразным небесным знамением между церковию Иоанна Великаго и Благовещения; любопытный Царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!”

2006-2010 годах в Благовещенском соборе проводилась научная реставрация. Реставраторы подробно изучили историю крыльца Ивана Грозного. Сейчас мы можем увидеть воссозданные фрагменты интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал

и окно середины XVI века,

фрагменты первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями,

а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века. Теперь мы воочию можем увидеть, как выглядела южная паперть в середине XVI века.

Благовещенский собор. Росписи внешних стена

Над северным крыльцом (главным входом в собор) видна роспись “Собор Богоматери”.

На северной стене храма, обращённой в сторону Успенского собора сохранилась фреска “Собор Архангелов”.


Фреска на северной стене “Собор Архангелов”.

Первоначально фрески написаны в середине XVI века, их многократно поновляли.
В заключение представим вид Благовещенского собора в XIX веке. На репродукции видно, как изменились паперти храма.


Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих) “Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле”, 1860 г.