Дорога

Как называется вулкан последний день помпеи. Еще одна ложь официальных хисториков или не последний день помпеи

Город Помпеи – прекрасный образец древнеримской архитектуры, овеянный легендами. Восставший из пепла, он превратился в популярный итальянский музей под открытым небом, причисленный ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия.

Все еще не до конца изученный, город-музей расположился в Кампании (недалеко от Неаполя) в тени Везувия – печально известного вулкана, извержение которого принесло Помпеям гибель, но не забвение…

Становление Помпеи

Считается, что Помпеи были основаны в VI столетии до н.э. древним народом – осками, обитавшими в южной Италии. В переводе с оскского «pumpe» переводится как «пять», что может символизировать слияние пяти небольших поселений, существовавших в этой местности с незапамятных времен. По другой же версии название города произошло от древнегреческого «pompe», что означает «триумфальное шествие». В одной из легенд рассказывается об основании города Гераклом, торжественно прошествовавшим по улицам Помпей после победы над трехтелым чудовищем Герионом (десятый подвиг).

О ранней истории Помпей известно лишь то, что им поочередно владели греки, этруски, кумы, самниты. В состав Римской республики Помпеи вошли лишь в 310 г. до н.э., сохранив при этом собственную автономность. Самоуправляемым он оставался до 89 года до н.э., когда консул Сула присвоил ему статус очередной колонии Рима (расплата за антиримское восстание).

Следует отметить, что Помпеи соединяли Южную Италию и Рим, являясь одной из важных точек торгового пути «Via Appia».

Здесь усиленными темпами:

  • строили рынки и прочие торговые помещения;
  • возводили мосты, амфитеатр, термы, многоэтажные дома;

  • проводили водопроводы и мостили камнем улицы.

При этом большая часть города была отдана под роскошные виллы знатных римлян.

Начало конца

Роковое землетрясение, пробудившее Везувий ото сна произошло в 62 году. В результате сильных подземных толчков 5 февраля в городе не осталось ни одного уцелевшего здания. И хотя большую часть городских построек удалось отремонтировать, некоторые из них так и остались полуразрушенными вплоть до «судного» дня…

Гибель Помпеи

Жители Помпеи даже не могли предположить, что природа готовит им поистине жестокий удар. Они продолжали выполнять восстановительные работы, даже начали строительство Центральные термы, не восприняв всерьез новые толчки (семидесятые годы). Ведь в те времена сейсмическая активность в Кампании считалась нормой.

Впрочем, расплата за проявленную беспечность не заставила себя долго ждать…

В августе 79 года Везувий пробудился, обрушив на невинных горожан хлопья пепла и камни, падающие прямо с небес. Лишь через сутки завершилось извержение, принесшее гибель не только Помпеям, но и двум крупным городам – Стабии и Геркуланум, не говоря уже о небольших селения и виллах. Шутка ли, пепел Везувия достиг границ Сирии и Египта!

Существует версия, согласно которой извержение длилось не один, а целых два дня. Первый из них ознаменовался стремительным выбросом ядовитого дыма, вдохнув который люди тот час же сжигали себе легкие и умирали. Тем, же кому удалось спастись, вернулись на следующий день когда дым уже рассеялся.

Как только дым рассеялся, вереницы спасшихся жителей потянулись в сторону города, что стало их роковой ошибкой.

В тот страшный день мирный город превратился в земной «филиал ада». Смерть как будто витала в воздухе, застигая горожан в храмах, домах, на рынках. Преследовала она и за чертой города, забрав по разным источникам от двух до тридцати тысяч человеческих жизней.

Следует отметить, что большинству жителей (на тот момент население Помпеи составляло 20 тыс. человек) все же удалось избежать гибели. Вот только возвращаться им уже было не куда. Многометровый шар лапилли и пепла – все, что осталось от процветающего дома.

Следственная комиссия, отправленная к Везувию, пришла к выводу, что восстанавливать погибшие города не имеет смысла. Еще долго по развалинам мертвого города бродили люди, стремясь разыскать утерянное имущество. Но, и они ушли, осознав всю тщетность подобных поисков.

Город, восставший из пепла

Столетиями преданный забвению, город Помпеи был случайно обнаружен в средине XVI столетия итальянским архитектором Доменико Фонтана.

Кто знает, были бы когда-нибудь обнаружены древние стены, если бы граф Туттавиллы не пожелал провести подземный тоннель от своей виллы к реке Сарно? Но, видимо, Помпеям суждено было «возродиться»…

Между 1592 и 1600 годами Фонтана посчастливилось обнаружить несколько фрагменты настенных росписей и старинных надписей, в одной из которых говорилось о «decurio pompeis». Однако, неверное толкование фразы (упоминание городской должности в Помпеях, было ошибочно принято за имя хозяина виллы Помпея Великого) не позволило связать находку с «потерянным» римским городищем.

Находка, прямо указывающая на местонахождение древней Помпеи, была найдена лишь в конце XVII века. Так надпись, в которой в очередной раз фигурировало название города, положила конец дискуссии, длившейся в научном мире с 1637 года.

Впрочем, раскопки оказались весьма непростым занятием – твердый и толстый слой вулканического материала надежно оберегал доверенную ему тайну. Пограничный столб, точно указывающий на принадлежность руин, удалось раскопать только в августе 1763 года.

«Современные» Помпеи

Невероятно, но внезапная и быстрая гибель «спасла» Помпеи от медленного разрушения – нет другого античного города, который бы настолько хорошо сохранился.

Как проехать в Помпеи

К прославленному археологическому комплексу можно недорого (за 2-4 евро) добраться на следующих видах транспорта:

  • поезд, следующий до «Pompeii-Scavi-Villa dei Misteri» из Неаполя или Сорренто – время путешествия займет чуть более получаса;
  • автобус – сообщение с Помпеями организовано компаниями CSTP (в Салерно), SITF (в Неаполе) и Marozzi (в Риме).

Прогулка на собственном автомобиле окажется гораздо затратнее – за один только час парковке придется отдать около 5 евро. При том, что стоимость входного билета для взрослых составляет 12 евро.

Город Помпеи – климат и особенности передвижения

Планируя поездку, следует понимать, что знойным летом температура на Юге Италии часто поднимается до +35 °С. Чтобы прогулка по комплексу не превратилось в утомительное занятие, рекомендуется прихватить с собой побольше питьевой воды и тюбик с солнцезащитным кремом.

К слову, кроме классических пешеходных экскурсий, на территории Помпеи разрешена езда на арендованных велосипедах. Правда, комфорт передвижения последним способом несколько сомнителен, поскольку на территории встречается очень много булыжников, а дороги испещрены широкими бороздами, оставленными на каменной кладке железными колесами повозок.

Появление каменных глыб легко объясняется специфическим устройством античного торгового города, условно разделенного на верхнюю и нижнюю часть. По мостовым последней бежали сточные воды, вперемешку с мусором, не позволяя перейти на другую сторону улицы. Для решения проблемы и были установлены высокие камни – древний прототип современного пешеходного перехода («зебры»).

О чем «молчат» древние стены

Путнику, впервые ступившему на легендарные земли, открываются превосходно выполненные статуи, мозаики, фрески, что свидетельствует о высоком уровне мастерства их исполнителей.

Следующее, что бросается в глаза, так это различие архитектурных стилей – хаотичная застройка старых кварталов, возведенных во времена осков, сменяется новыми «стройными» прямоугольными кварталами с прямыми улицами, храмами, рынками и амфитеатрами.

К другим преимуществам римского градостроительства можно отнести наличие:

  • мощеных мостовых, забота о которых ложилась на плечи горожан, ремонтировавших и убирающих участок, прилегающий к его дому;
  • покатый профиль тротуаров и дорог, направляющих сточные воды к так называемой городской клоаке.

При этом торговые улицы обрамлялись фасадами зданий, нижние этажи которых были отданы под лавки, а верхние – под личные покои (жилье).

Жилые же кварталы выглядели далеко не так презентабельно. Благодаря теплому климату, частные дома здесь строились в основном без окон, что позволяло существенно сэкономить на дорогостоящем стекле. Лишь иногда в глухих торцах, выходящих на улицу, пробивались узкие щели.

Стараниями выдающихся археологов (Алькубьерре, Ф. ле Вега, Каролина Бонапарт, Джузеппе Фиорелли) были открыты:

  • некрополи и форумы;
  • театры и храмы;
  • ворота, амфитеатр и оборонительные стены;
  • «останки» животных и людей – в толще лавы учеными обнаружились многочисленные пустоты. Заполненные гипсом, они помогли воссоздать позы и даже мимику погибших;
  • целые жилые кварталы, заполненные прекрасно сохранившейся домашней утварью, фресками, мозаиками, скульптурами.

Слой застывшей лавы защитил внутреннее убранство домов от беспощадного влияния времени, не коснувшегося значимых культурных ценностей – важного источника, повествующего о городском укладе, быте, искусстве римлян, живших здесь в I столетии. И хотя расчищено уже больше половины (около 3/5 античной территории), город Помпеи продолжает трепетно хранить свои тайны, разгадка которых ложится на плечи будущих поколений.

Город Помпеи и его достопримечательности

Выделив на экскурсию целый день, турист позволяет себе спокойно прогуливаться по улицам в поисках очередного «лакомого кусочка».

Но, что же делать людям, ограниченным во времени?

Существует целый ряд достопримечательностей, рекомендуемых к обязательному посещению в ходе экскурсии по городу Помпеи:

  • храм Аполлона – считается самым старым храмом, воздвигнутым в честь греческого бога в XVIII веке до н.э. От его величественной колоннады, состоящей из 28 стройных колонн, сохранилось всего две. Предполагается, что главное здание, лежащее сегодня в руинах, покоится на старинном алтаре. Единственное, чему удалось уцелеть, так это фрескам, украшающим внутренние ниши храма (посвящены троянской войне);


Андреас Чурилов, автор книги «Непоследний день Помпей » однозначно доказал, что на всей традиционной истории нужно ставить жирный крест - датируемая в рамках традиционной истории и науки гибель знаменитого города в 79 году нашей эры на самом деле произошла в 1631 году.

1. Карты и средневековые источ-ники

Помпеи и Геркуланум отмечены на карте относимой к 4 веку нашей эры, на картах 15-16-х веков, и на иллюстрациях к извержению везувия в 1631 году в книгах того времени.

Йоханес Баптист Масколо, очевидец этого извержения, так и пишет:

«...Все, что встречалось на пути, было захвачено этой бурей и вихрем огня. Скот, стада подавило и разбросало во все стороны по окраинам полей. Деревья, хижины, дома, башни были повалены и разбросаны. Из этих огненных потоков два были наиболее быстрыми, один с силой устремился к Геркулануму, другой к Помпеям (города, возрожденные некогда из пепла, не знаю, будут ли они снова жить)...

2. Спящий Везувий

После извержения «79-го года» различные источники приводят до одиннадцати извержений в период между 202-ым и 1140-ым годами. Но последующие 500 лет нет никаких сведений об извержениях Везувия. Активный, с завидной регулярностью, вулкан вдруг выключается на пол тысячелетия, а затем с 1631 года снова регулярно беспокоит местных жителей. Такая вулканическая спячка становится легко объяснима, если принять во внимание хронологический сдвиг.

3. Эпитафия

В 15 километрах от Неаполя до сих пор стоит памятник с эпитафией, посвящённой извержению Везувия 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. В списке пострадавших городов упоминаются города Помпеи и Геркуланум.

4. Средневековая письменность

В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания.

5. Три грации

В национальном археологическом музее Неаполя выставлена фреска с помпейских раскопок. Она является точной копией знаменитой картины Рафаэля «Три грации» 1504 года, вплоть до поз и малейших деталей композициии. Либо Леонардо да Винчи изобрёл и подарил Рафаэлю машину времени, либо владелец виллы в Помпеях знал о картине Рафаэля и заказал средневековым дизайнерам интерьеров сделать копию знаменитой на тот момент картины.

6. Технологический уровень средневековья

В процессе раскопок было найдено огромное количество различных инструментов, неотличимых по технологии изготовления от современных: уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты, сложные музыкальные инструменты, в том числе тромбоны с золотыми мундштуками.

При строительстве использовался стандартный калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

На фресках изображено холодное оружие 16-17 веков - сабли и мушкетёрские шпаги.


Водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Найдено большое количество железных деталей, которые по определению не могут быть в бронзовом веке - замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки.

Подводящие и магистральные трубы сложнейшей системы водоснабжения в Помпеях изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

На одной из фресок изображен ананас, но этот фрукт появился в Европе только после открытия Америки, в 15-м веке.

В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города. Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века. А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от конкурентов. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см. Но первые известные оконные стёкла стали делать только в 1330 году, а первое подобное геркуланумскому стандартное оконное стекло произвели методом современного вальцевания только в 1688 году.

7. Водовод Доменико Фонтана

Если бы даже не было ни одного из вышеперечисленных пунктов, «древность» Помпей перечёркивает в прямом и переносном смысле водовод, проведённый знаменитым папским инженером-архитектором Доменико Фонтана. Это был передовой инженер того времени, который, помимо прочего, устанавливал обелиск на площади перед собором Петра в Ватикане, и достраивал сам собор.

По официальной версии, Помпеи, как и Геркуланум, были открыты миру практически случайно в 1748 году при восстановлении водоснабжения порохового завода, мельницы которого приводились в движение водой, поступающей по каналу из реки Сарно. Один из участков канала был подземным и проходил под холмом, который впоследствии и оказался погребённым Везувием городом Помпеи. Холм так и назывался - "Городище". Однако официальная версия вынуждена признать в качестве случайного первооткрывателя засыпанного города Доменико Фонтана, который и строил тот самый водовод под Помпеями в конце 16-го века. А через сто с лишним лет восстановление этого же водовода и привёло к открытию Помпей.

Получается, что инженер Фонтана, занимаясь горно-проходческими работами, наткнулся на крыши и стены домов города, погребённого под многометровым слоем пепла. Но, во-первых, о подобной находке сам Доменико Фонтана нигде не упоминал, а во-вторых, двухкилометровый туннель нельзя построить в вулканическом грунте без принудительной вентиляции горной выработки. Выделяемый из вулканических грунтов ядовитый газ, делает невозможным производство любых подземных работ без эффективной вентиляции, с которой горная выработка по схеме напоминала бы титаник, с основным туннелем и огромными "трубами" для вентиляции. Ведь если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровым слоем вулканического пепла, то и шахты были бы многометровыми. Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы.

Очень редко водовод проложен с нарушением городской инфраструктуры, как, например, здесь.


Глубина залегания водовода незначительна по отношению к нулевому уровню Помпей, и, за малым исключением, он проходит под улицами, стенами домов и культовыми сооружениями.

Если пройтись по маршруту водовода, проложенному Фонтана под Помпеями, то можно обнаружить удивительные вещи. Следы перекладки дорожного покрытия, водяную мельницу, которая археологами называется "бурбонским водоподъемником", но которой нет на картах бурбонского и более поздних периодов.

На ранних топографических картах Помпей до начала раскопок никакие колодцы не обозначены. Все колодцы водовода были обнаружены исключительно в процессе раскопок, большей частью в XX-м веке. Некоторые колодцы снабжены каменными ступенями-консолями, встроенными в одну из боковых стенок. Некоторые колодцы реставраторами просто уничтожаются. Есть колодец с боковой дверью. Другой колодец имеет окно в одной из стен. Зачем делать окно под землёй? И как можно было штукатурить колодец снаружи, если его выкладывали как вертикальную шахту изнутри?

Во дворах храма Изиды водовод тоже имел колодец, в настоящий момент уничтоженный, он представлен на гравюре Франческо Пиранези 18 века, который изобразил храм Изиды непосредственно после его раскопок. Колодец изображён с боковыми скосами и крышками - что логично для простого городского колодца.

Это был первый колодец водовода, обнаруженный в процессе раскопок. Поэтому во времена Пиранези ещё не поняли, какую опасность он представляет для официальной версии гибели Помпей в глубокой античности.

При выходе из Помпей водовод открывается г-образным колодцем со ступеньками и с боковым входом.

Канал вне города, проложенный траншейным методом, пришлось откапывать более 20 лет. Мельницы новой пороховой фабрики испанского вице-короля были запущены только в 1654 году. Однако по официальной версии там же расположенный город Помпеи катастрофическое извержение 1631 года никак не коснулось.

Как комментируют археологи этот очевидный факт? Первые раскопки водовода проводились ещё в 1955 году, проводятся они и сейчас, но ни результаты старых, ни новых раскопок до сих пор не опубликованы, ведь тогда придётся пересматривать очень многое...

Зачем скрывать?

Казалось, бы, нет ничего более монолитного, чем историческая наука, твёрдо стоящая на трёх китах.

Первый кит истории - это первоисточники, которые в той или иной степени сохранности, якобы существуют на протяжении двух исторических тысячелетий.

Но факт состоит в том, что подделать любой письменный источник очень просто. Например, весь 19-й век можно смело назвать веком фальшивок . Якобы древнегреческие рукописи, письма монархов, известных учёных, и многие другие документы подделывались не сотнями, не тысячами, а десятками тысяч экземпляров. Например, только между 1822 и 1835 годами в одной только Франции было продано более 12000 рукописей знаменитых людей...

Но и до 19-го века деятельность по фальсификации источников была государственной европейской программой. В средние века старинные античные манускрипты массово и очень кстати находят в заброшенных башнях монастырей, а дельцы на ниве мистификаций, как, например, Поджо Браччолини , написавший в том числе «Истории» Тацита, за большие деньги продают "подлинники" античности богачам того времени.

Второй кит истории - археология, которая 400 лет копает везде, где только можно, и всё, что выкапывается, только подтверждает традиционную версию. Однако на практике археология всего лишь легализует уже существующий исторический костяк, привязывая находки к устоявшейся хронологии, несмотря на явные противоречия. Технологические артефакты, найденные в Помпеях - яркая иллюстрация этому процессу.

Третий кит истории - независимые методы датирования, всем известный радиоуглеродный и дендрохронологический методы. Но и здесь заявляемая независимость совершенно не оправданна.

Несмотря на то, что за открытие радиоуглеродного анализа была дана Нобелевская премия по химии, по сути, он работает только на утверждение существующей хронологии. Чтобы не получить чего-то крамольного, лаборатории, проводящие такие анализы, никогда не берут образец вслепую, без указания места его происхождения и предположительного возраста, жестко привязанного к хронологической шкале.

Если радиоуглеродная датировка поддерживает наши теории, мы помещаем ее в работу. Если она не полностью противоречит им, мы помещаем её в сноску. И если она полностью не подходит, мы просто не берём её.




Обоснованная критика этих методов имеется, например, в работе "ОШИБКИ БАЗОВЫХ ПОСТУЛАТОВ РАДИУГЛЕРОДНОГО и АРГОН-АРГОНОВОГО ДАТИРОВАНИЯ "

Одним из первых образцов для оттачивания метода Радиоуглеродного анализа был хлеб из Помпей. Дендрохронологических калибровочных кривых тогда еще не было, при этом несмотря на приблизительность известного в то время периода полураспада, результаты удивительным образом точно совпали с общепринятой хронологией. По сути, Радиоуглеродный анализ - это метод подгонки под существующую хронологическую шкалу.

То же самое касается дендрохнологического метода, таблицы которого основаны на той же стандартной хронологии. Дата гибели Помпей в 79 году нашей эры там является одним из основополагающих реперов.

Так зачем же европейские специалисты работали и продолжают работать над возвеличиванием своей историии и относят её в глубокую древность? Всё очень просто - когда славяне с рогатинами гонялись по лесам за медведями, европейцы уже жили в городах и кушали ананасы. А значит в современных политических вопросах младший брат должен слушаться более зрелую, на целых полторы тысячи лет, европейскую цивилизацию. Именно так проявляется суть Истории как идеологического оружия.

Но вот почему российские историки до сих пор работают на сочинённую Миллером, Шлецером, Байером историческую сказку, не понятно. Может быть, пора заканчивать работать против своей страны и стоит начать трудиться на благо своих соотечественников?

Но пока дипломированные историки не спешат разгребать авгиевы конюшни ложной хронологии, эту задачу решают грамотные наравнодушные энтузиасты. Исследование Андреаса Чурилова - яркий пример такой работы.

Слово «Помпеи» известно даже тем, кто ни разу в жизни не бывал в Италии. Оно давно стало символом беспомощности человека перед стихийной мощью природы. Гибель богатого и многолюдного римского города, погребенного под пеплом вулкана Везувий - одна из самых впечатляющих катастроф в истории человечества. Благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» она представляется ярким трагическим действом из классического театра, где люди подобны статуям, а стихия неотвратима, как рок. Побывав в Помпеях, можно прикоснуться к другому измерению этой истории - более земному и конкретному.

Помпеи ведут свое начало с VI века до н.э. Легенда утверждает, что их основателем был сам Геракл. В V веке разросшийся портовый город на берегу Неаполитанского залива стал частью Римской империи. Он был любим римской знатью, построившей здесь множество вилл для отдыха, процветал и богател. Географическое расположение города казалось на редкость удачным: дорога Виа Аппиа, проходившая через Помпеи, соединяла Рим с южной частью страны. Но рядом был и Везувий. 24 августа 79 года н.э. вулкан пробудился. Чудовищное извержение за двое суток уничтожило Помпеи и два близлежащих города - Геркуланум и Стабии. Под дождем из лавы и пепла только в Помпеях погибло более двух тысяч жителей.

Катастрофа сослужила Помпеям странную службу, уничтожив процветающий город и одновременно сохранив его для вечности. 8-метровый слой пепла «законсервировал» Помпеи на долгие века, чтобы в какой-то момент явить город в том самом виде, в каком он встретил свою гибель. В процессе археологических раскопок, начавшихся в XVIII веке, из небытия воскресали улицы и дома, бытовые артефакты и предметы искусства. Складывался рассказ и об ужасе древней трагедии, и о повседневной жизни, которая бурлила здесь когда-то. Судьба Помпей потрясла воображение европейцев: в мертвый город устраивались настоящие паломничества ученых, художников, поэтов.

Это не удивительно: поездка в Помпеи - настоящее путешествие во времени. Здесь можно увидеть все атрибуты эталонного римского города: булыжные мостовые, улицы с водостоками, остатки форума, портики с колоннами, Большой и Малый театры, три здания муниципалитета, многочисленные термы и, конечно, храмы, посвященные разным богам - от Юпитера до Исиды. Но, возможно, самое сильное впечатление производят жилые дома с «говорящими» названиями: Дом хирурга с найденными в нем медицинскими инструментами, Дом парфюмера, Дом трагического поэта, Дом Фавна, Вилла Мистерий. Их будто вчера покинули хозяева. Впрочем, люди и животные не исчезли бесследно: слепки с их тел, сделанные учеными, можно увидеть в тех местах, где несчастных настигла смерть. Есть здесь и археологический музей, в котором размещены предметы, найденные в результате раскопок.

Сегодня Помпеи посещает ежегодно более 2,5 миллионов туристов. Здесь, как нигде, можно ощутить соседство вечности и тлена, красоты и распада. Нежная утонченность фресок в стенах домов (их сравнивают с картинами Боттичелли) соседствует с искаженными позами застывших тел. И над всем царит тишина вечности, не нарушаемая даже голосами приезжих. А силуэт Везувия все так же возвышается над городом, словно напоминая о хрупкости этой тишины.

Панорама форума в Помпеях, вдали - Везувий


Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр

Арена амфитеатра

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . В настоящее время все эти фрески находятся в музее Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Фрески виллы Мистерий

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Начало таинства

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме , соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания .

Помпеи в искусстве

Кино

  • «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, Италия-ФРГ, 1959)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, СССР, 1972)
  • «Последние дни Помпеи» (фильм, США, Великобритания, Италия, 1984)
  • «Помпеи» (фильм 2007 год) (Италия)
  • «Голый барабанщик» (группа Vesuvies, c песней Pompeii Nights)
  • «Огни Помпеи (Доктор Кто) » (выпуск сериала, Великобритания, 12 апреля 2008)

Живопись

Литература

  • Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
  • «Везувий зев открыл» - стихотворение Пушкина
  • Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
  • Роман Роберта Харриса «Помпеи»

Музыка

  • Live at Pompeii - концертный альбом группы Pink Floyd на руинах амфитеатра Помпей (1973)
  • Pompeii - песня группы E.S. Posthumus
  • Cities in Dust - песня группы Siouxsie and the Banshees

Музеи

Помпеи в астрономии

  • в честь Помпеи назван астероид (203) Помпея , открытый 25 сентября 1879 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Клинтона , США

См. также

Примечания

  1. Старое поселение
  2. Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории
  3. Тацит

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org