Термины

История Курильских островов. Курильские острова в истории русско-японских отношений

Объем действующей до 2015 года ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" составляет 21 млрд рублей.

Основная часть этой суммы выделяется из федерального бюджета. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Частные инвестиции в экономику островов составляют сейчас миллиард рублей в год, а к 2015-му — возрастут до 6 миллиардов. подробно о новой инфраструктуре Курильских островов (много фото) Курильские острова включают 30 больших и множество мелких островов. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Население Курильских островов — 18 735 человек остров Кунашир - самый южный остров Большой гряды Курильских островов. Население — около 8000 человек . Южно-курильск - административный центр Южно-Курильского округа.


Социальное жилье

В августе 2012 г. в Южно-Курильске состоялась церемония вручения ордеров и ключей от новых квартир. 10-квартирный дом построен на средства областного и местного бюджетов по одной из областных программ.
Дом культуры (медико-просветительская экспедиция «Рубежи России»,август 2010 г.)
Новый детский сад Порт Южно-Курильска Новый глубоководный причал

Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах. Теплоход «Игорь Фархутдинов» впервые пришвартовался у нового причала (февраль 2011 г.)
На средства федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов и бюджета Сахалинской области идет строительство морского вокзала на территории построенного причального комплекса в Южно-Курильской бухте. В этом здании кроме пассажиров будут располагаться различные службы — пограничный контрольно-пропускной пункт, таможенный пост, портнадзор, администрация и диспетчерская морского порта. Окончание строительства планируется в 2012 году.

Аэропорт «Менделеево» Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался. В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП),система посадки и светосигнальное оборудование. На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция), которая обеспечивает остров теплом и электричеством. Энергия вулкана как источник тепла и света для человека — принцип работы этой станции. Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100% потребность в тепле Южно-Курильска. Запланированная модернизация Менделеевской ГеоТЭС позволит увеличить ее мощность с 3,6 МВт до 7,4 МВт.
На о. Кунашир работают два рыбоперерабатывающих производства — ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» и ООО «Дельта" . Южно-Курильский рыбокомбинат модернизировал свои производственные перерабатывающие линии. Вся рыба и морепродукты, выловленные своим собственным траловым флотом, доставляются на берег без потери качества. Комплексная смена из 25 человек успешно справляется с большими объёмами поступающего сырья. В 2011 году на о. Кунашир были положены первые километры асфальта.

остров Итуруп -остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага. Население — 6387 человек . Курильск - административный центр острова. В п.Курильск в последние годы построен современный микрорайон «Северный». В его черте планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения. В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс «Рейдово" .
Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки.
На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех «Ясный»,оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы,позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки. Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения. Работает еще несколько рыбопромышленных предприятий, самые крупные из которых — «Скит», «Буг», «Континент». На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену. Новая больница
Спортивный комплекс

работы по благоустройству

В феврале 2012 г. сданы в эксплуатацию два 8-квартирных дома
Новый аэропорт «Итуруп» располагается на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до острова даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе. Рядом с Курильском расположен геотермальный источник с радоновыми водами.
Несколько лет назад источники представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. Благоустроила геотермальные источники компания «Гидросторой»
остров Шикотан - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Малокурильское - административный центр острова. Население — около 2100 человек . На средства федеральной программы уже возведен и эксплуатируется глубоководный пирс в Малокурильской бухте на Шикотане, а в соседней бухте Крабозаводской на том же Шикотане близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования — собственных средств ЗАО «Гидрострой» и областного бюджета.



Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» оснащен самым современным оборудованием .
мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца.
Новый детский сад на 70 мест (2010 г.)


береговая линия

Аэропорт хоть и новый, но самолеты все равно летают нерегулярно и не только из-за плохой погоды, а просто находят более выгодные маршруты...

Новые дома, которые надо было построить еще пару лет назад...После разрушительного землетрясения 1994 года в Южно-Курильске, 90% жилого фонда всего района стало аварийным.

а вот это, судя по всему, старый дом..

На Кунашире почти, как в Индии, коровы ходят по улицам и питаются из мусорных контейнеров.

На Курильских островах любят Путина и "Единую Россию"

Половина товаров в магазине из Японии, собственно берега Японию видно из окна тоже магазина невооруженным взглядом..

и такие магазины там тоже есть...

Термальные источники на территории военного городка

Чтобы попасть на эти источники нужно долго и упорно просить разрешение и пропуск

И только тогда вам позволят ощутить теплоту, красоту этих источников..

Теперь буквы, как и обещала.

Курильские острова - это действительно край земли, и добираться туда соответственно тяжело..
из Москвы долететь до Южно-Сахалинска ("всего" 9 часов), из Южно-Сахалинска доехать до порта Корсаков, а оттуда на теплоходе до Курил. или самолетом из Южно-Сахалинска до Кунашира...
Как и на самолет, так и на теплоход билеты достать очень сложно...
Самолеты не летают, то из-за плохой погоды, то просто отказываются, выбирая более выгодный маршрут и рейс.

Здесь статья на английском языке на сайте win.ru:

Кому на Курилах жить хорошо?

Президент России – Дмитрий Медведев 1 ноября посетил Кунашир - один из Курильских островов, которые Токио считает своей территорией. Японские политики болезненно отреагировали на эту поездку, отозвав своего посла из России. Президент РФ ознакомился с работой геотермальной станции, пообщался с жителями острова и посетил строящиеся объекты. Мы же последовали по стопам президента и поговорили с теми же жителями Кунашира, расспросили о жизни на Курилах, о новых преобразованиях на островах, о функционировании новой геотермальной станции и о русско-японском конфликте.

Алексей, 39 лет, работает в администрации Южно-Курильска, отец семейства: трое детей (Лиза-3 года, Оля- 13 лет, Владислав - 14 лет). Семья живет на Кунашире на втором этаже в квартире номер 4 в новом доме, который посетил президент Медведев 1 ноября. Президент посетил квартиру напротив - соседей Алексея.
Я живу на Кунашире с 1981г., когда приехал сюда с моими родителями. Родился я в Нижнем Новгороде. Эту новую квартиру мы получили в апреле 2010г. и ждали её в очереди с 1997г. Всё это время жили все вместе с тремя детьми в маленькой комнатке. Теперь у нас трёхкомнатная квартира общей площадью 78 м2 , большая кухня, из окна которой в хорошую погоду видна Япония. Квартира очень теплая, отопление проходит от новой геотермальной станции. Этот дом построили всего за 6 месяцев, строительство началось осенью 2009г.

Дина, жена Алексея, 34 года, родилась в Уфе. На Кунашире живет с 2002г., работает в отделе культуры администрации Южно-Курильска, методист по обучению детей.
Я из окошка кухни видела, как в наш дом входит президент Медведев. Конечно, очень приятно было! Не к каждому человеку в дом приходит президент!
Что на Кунашире плохо, так это медицинское обслуживание - здесь невозможно сделать никакие медицинские обследования, анализы. Поэтому мы лечимся в отпуске, и часто на лечение уходит весь отпуск.

Алексей: От насморка нас тут могут вылечить, а всё остальное нужно на Сахалин ехать лечить! Здесь нет никаких спортивных комплексов, спортивных залов, пообещали построить, но пока ничего этого нет!
Кроме того, у нас нет асфальта, а по щебёнке ходить трудно и пыльно. Вот сделали небольшие дорожки из камня для пешеходов в самом центре города. А асфальтировать дороги только обещают.

Алексей: Да, правда! Нам здесь не хватает зелени и асфальта, как атрибута цивилизации. Нет дорог – это и есть признак отдаленности! Сейчас купили в Южно-Курильск небольшой асфальтовый заводик и обещают асфальтировать дороги в будущем году.
Пока одна настоящая радость у нас - красивая природа, чистое море! Держит здесь нас это место и работа!

Дина: Куда переезжать сложно, где найдёшь работу!? А здесь мы и раньше никакой отдаленности от центра не чувствовали и сейчас не ощущаем!

Алексей: Телевизоры у нас показывают 5 каналов ТВ- НТВ, РТР,1-й канал, Культура и 5-й канал (Петербург).У многих есть спутниковые тарелки и они могут смотреть 50-60 каналов. Мобильная связь у нас хорошо работает уже как 4-5 лет, есть Мегафон, Би-Лайн и МТС. За квартиру мы в месяц платим всего 6000 руб., из них за отопление - 3600 руб. Моя зарплата – 40 тысяч рублей в месяц, у Дины – 20 тысяч, это зарплата бюджетника. Но военные здесь получают очень много, пограничники, если это капитан, например, 120-140 тысяч рублей, начальник заставы больше 200 тысяч рублей, и милиция-100 тысяч рублей. Поэтому силовики с удовольствием едут сюда работать. Работающие в культуре здесь получают, как бюджетники мало: от 15 до 23 тысяч рублей.

Дина: Да, у работников культуры, у бюджетников зарплата небольшая, а продукты стоят дорого: молоко, например, 80 рублей! В отпуск мы ездили в Москву, в Абхазию в прошлом году ездили с детьми, в Гагры. Не очень понравилось, море там грязное. У нас чище, красивее! Это какой-то советский заповедник!

Алексей: По безвизовому обмену я был в 1996г. в Японии. Понравилось, но чтобы я там что-то такое увидел и умер, такого не было! Всё очень чисто, это да! Но у меня и в 90-е годы не было такого настроения, чтобы продаваться японцам. И зачем им заселять наши острова, у них свои японцы не очень-то едут жить на Хоккайдо! А вот сделать здесь свободную экономическую зону – это да, давно пора уже! Лет-15-20 только и говорят об этой свободной экономической зоне! Вот наши дети уедут отсюда учиться в другое место, а вернутся работать сюда им некуда, рабочих мест нет. А если бы появилась свободная экономическая зона, как в Калининграде, например, то и работать, и учиться было бы где.

Дочка Алексея - Оля, 13 лет. Я поеду учиться в Москву или на Сахалин, хочу стать дизайнером. Если бы здесь была для меня работа, я бы вернулась назад, здесь так красиво!

Сын Дины - Владислав, 14 лет родился в Уфе. А я уеду учиться в Уфу на машиниста электропоезда. Но куда я сюда вернусь работать, ведь здесь нет железной дороги!

Алексей: Федеральное финансирование - этого недостаточно, 1 млн. руб. на человека - это немного! Сколько стоит одно строительство причала, а новый аэропорт стоил больше 1 млрд. руб. Последние годы у нас выросла рождаемость - в 2,5 раза стала больше, чем смертность. Народ получше стал жить, - вот и рожают! У этого нового дома 5 лет гарантии, это социальное жильё, поэтому в течение 5 лет ремонт бесплатный. Мы тут стали лучше жить, пожалуй, со времен Путина. Да, с 2000г., когда Путин стал президентом, меньше стали воровать, порядка стало побольше.
Хотя проблемы остаются это: медицина, проблемы с образованием, хорошие учителя уезжают, здесь нет ПТУ (профессионально-техническое училище), негде учиться после окончания школы, негде получить профессию.

Алексей: Я думаю, японцам теперь не отдадут и два острова! Сейчас и на Шикотане идёт большое строительство, большую школу построили, детский сад тоже строят. Зачем строить, чтобы потом отдавать!? Я уже говорил, что 6-7 лет назад был на Хабомаи, мы там ставили православные кресты, как принадлежность островов России. Красиво там очень! Здесь надо туризм развивать, но пока туристов мало. Здесь ведь погранзона, нужны специальные пропуска. Надо пускать сюда всех свободно приезжать, тогда и туризм будет развиваться!

Дина: Водолечебница находится на территории военной части, и чтобы поехать туда лечиться, нужен не только пропуск на Кунашир, но и специальный пропуск, чтобы пройти на территорию военной части. Это сложно! А желающих полечиться в горячих источниках много, особенно с Сахалина.

СЕРГЕЙ, журналист

В Южно-Курильске живет где-то 6,5 тысяч человек, вместе с Шикотаном население 10 тысяч человек. Машин в Южно-Курильске около 2100-2200, а заправки ни одной. Вот тут строить одну заправку собираются. Все жители покупают бензин у военных или у местных предприятий, которым государство направляет топливо для их нужд. На Шикотане около 100 машин. Ну, конечно, почти все японские. Сейчас покупать их стало выгоднее во Владивостоке, чем в Японии. Потому что во Владивостоке есть компании, которые занимаются поставками машин из Японии, закупают там по оптовым ценам, да и доставка так дешевле получается, чем когда индивидуально в Японии покупаешь.

Геотермальная станция очень дорогая! Электроэнергия у нас стоит бешеных денег, особенно для предпринимателей - около 9,5 руб. за один киловатт. Выходят огромные суммы, чтобы что-то производить на такой дорогой электроэнергии. Жители платят дешевле, но за них доплачивает местный бюджет, и стоит 1 квт. электроэнергии около 3,5 руб.

Японские электростанции сыграли большую роль в 90-е годы, когда здесь были перебои с теплом и светом. Тогда эти электростанции, спасибо японцам, обеспечили нас светом. Да и сейчас они нас выручают и продолжают обеспечивать остров электроэнергией. По-моему, на эти деньги, на которые построили геотермальную станцию, можно было построить ещё 5 таких дизельных электростанций и давать больше и дешевле электроэнергию. С геотермальной станцией не так всё просто, она затратная, требует постоянной чистки скважины, которая довольно быстро загрязняется.
Дорога в аэропорт Менделеево грунтовая, и когда едет машина, поднимается огромное облако пыли. Когда ждали Медведева, то боялись, что машина охраны, которая едет перед президентской машиной, поднимет такое облако пыли, что Медведев ничего не увидит. Думали и гадали, что делать… Хотели поливать дорогу водой перед президентским эскортом? Но, Слава Богу, повезло! Накануне приезда Медведева и в день его приезда пошёл дождь и пыли не было! Но раньше дорога была ещё ужаснее, добраться до аэропорта по ямам было целое приключение, а сейчас дорогу привели в порядок, она ровная, хотя пока и не асфальтовая. Но обещают заасфальтировать также, как и все дороги в самом Южно-Курильске.

Охрана Медведева жила в доме русско-японской дружбы и жаловалась, что кровати короткие, ноги не помещаются у ребят. Президент едва успел улететь на материк, за ним успели улететь и журналисты. А самолет с МЧС и охраной не успел из-за погоды, которая быстро испортилась! Охране пришлось опять ночевать в доме Дружбы в коротких кроватях.
Сейчас перебоев с топливом нет! К помощи японцев все относились с благодарностью, и до сих пор очень благодарны за продукты питания, гуманитарную помощь: шоколад, муку, сахар, масло, рис, особенно за помощь неимущим пенсионерам.
Всего на Кунашире и Шикотане 118 точек общественного питания. Из них 92 магазина на Кунашире, гостиниц на Кунашире - 5 и одна на Шикотане.
Все три острова – Кунашир, Итуруп и Шикотан, как три разные страны. Или три разных человека со своим отличительным характером и менталитетом. Кунашир - самый демократический, цивилизованный и прогрессивный остров. На Шикотане царит диктатура, там всё определяет и решает хозяин рыбного предприятия. Причем в Малокурильске один хозяин, а в Крабозаводске - другой хозяин, Верховский. Он же совладелец Росгидростроя. Вот между ними и идет конкуренция. Жители Шикотана очень гордые, задирают нос и говорят: «А мы с Шикотана! Мы с Шикотана!» «Я шикотанец! «Очень горды этим.
По поводу передачи островов, то тут не так все просто. Некоторые местные бизнесмены с Шикотана, в основном хозяева рыбных предприятий, надеялись, что при передаче островов получат за свои предприятия большие компенсации, поэтому они поддерживали передачу островов Японии. Но Япония заявила, что будет платить только за земли и эти надежды бизнесменов не оправдались.
Итуруп – это равнодушие, там в основном одни приезжие: приехали-уехали! Итуруп самый продвинутый по рыбе, там самые передовые, развитые технологии по добыче, переработке рыбы и рыборазведению. Самые крупные предприятия Итурупа: «Гидрострой» и «Курильский рыбак».
А то, что там строит Москва - это политические действия. На Шикотане не нужна такая большая новая школа на 250 учеников, там учится всего-то 70 школьников! Всего около 1000 учеников на 2-х островах: Кунашире и Шикотане в 5 школах.

Туризм. Туристов мало. Здесь это очень дорого, нет транспортной инфраструктуры, отсутствие стабильного воздушного сообщения, один теплоход, на который невозможно купить билет из-за того, что много желающих. Приезды сюда иностранцев - это единичные случаи. Эпизоды! Приезжают сюда в основном российские туристы – экстрималы. Гостиницы плохие! Не нормально, что здесь нет турфирмы, нет инициатора цивилизованного туризма. Здесь есть один человек Фоменко, через которого работают турфирмы из Южно-Сахалинска. Но он берет такие большие проценты за обслуживание. Этой осенью на Кунашир приезжали ТВ компании китайцев и корейцев снимать фильм об островах, и они жаловались на этот денежный террор, но конкуренции, выбора нет, что остаётся делать?! Да, изолированность плохо действует на конкуренцию. Причем во всех сферах, и в сфере бизнеса тоже, поэтому здесь такие дорогие продукты и товары. Купить здесь холодильник, телевизор, стиральную машину в разы дороже, чем во Владивостоке! Нет здесь молодых, умных, продвинутых кадров!

Газ и нефть, золото. Газ и нефть здесь разведаны, но как сказал сам Путин, это пока наш неприкосновенный запас! Руки пока до освоения этих запасов не доходят. Золото добывают экспериментально рядом с вулканом Тятя, там работает Санкт-Петербургская компания, они вывозят золотоносную руду. Сколько там газа и нефти, золота, я думаю это большая тайна.

Наташа, 21 год, официантка. Я родилась здесь, закончила школу, но учиться дальше здесь негде, работы для молодёжи тоже нет, без опыта не хотят брать молодёжь на работу ни в государственные органы, ни в частные компании. А где этот опыт сам возьмёшь здесь? Я закончила курсы на продавца в Южно-Курильске, а сама очень интересуюсь психологией, много книг читаю на эту тему, но как здесь учиться психологии? У меня тут мама одна. Как её оставишь! Уехать учиться и работать не могу. Везде есть работа для молодёжи! Везде нужны молодые руки! Не то, что здесь!
Молодёжи здесь скучно жить, деваться некуда, заниматься нечем - вот они и собираются по вечерам, пьют пиво, курят. Маленьким детям тоже делать нечего, никаких детских кружков нет, спортом негде заниматься, так бегают сами по себе на улице. Никаких перспектив тут у молодых людей нет! Кто может, уезжает отсюда на Сахалин и дальше! Если бы была здесь работа и учёба, то оставались бы.
Что здесь самое привлекательное, так это дикая, красивая, нетронутая природа! Больше нигде я такой красивой природы не видела, хотя много поездила по России. Знаете, здесь даже есть дикие лошади на севере острова! Раньше в советские времена здесь был совхоз и в нем табун лошадей. Потом Советский Союз распался, совхоз развалился, а лошади убежали на север. Там они со временем одичали, их дети стали совсем дикими, так у нас и появились дикие лошади. Уникальная природа здесь, всё есть: и чистое море, и биоресурсы в нём, и рыба, и реки, и многочисленные водопады, и горячие озёра, и вулканы, и горячие термальные источники.
Не японцам наши острова отдавать надо, а наоборот, сделать всё красиво и благоустроить уже то, что здесь есть нам самим! Хотя бы и эту площадь перед зданием администрации, сохранить все памятники, все памятные знаки. Я этим занималась в школе. И тогда сюда на красивую, благоустроенную нами землю и дикую, нетронутую природу, в удобный город с хорошими дорогами, гостиницами, кафе, ресторанами и парками приедут туристы, и в том числе и японские туристы, и не только по безвизовому обмену, но и обычные туристы, и из других стран тоже! Таких уголков, осталось на земле не так много!
Покинутыми, без всякого внимания центра мы тут себя не чувствуем. Но, что, приехал президент! Позамазывала ему местная власть глаза! Подремонтировали дома слегка, а Медведев уехал, и краска уже отвалилась. Геотермальная станция так толком и не действует, мой молодой человек там работает и рассказывает, сколько в неё денег вложили! А скважины так толком и не работают, пара не хватает. Аэропорт так и стоит новый без толку, а самолёты как не летали, так и не летают.
Нет, конечно, по сравнению с прошлыми 90-ми годами стало лучше жить, особенно с 2000г., когда президентом стал Путин. Тогда наша жизнь стала налаживаться, стало меньше перебоев со светом, теплом, больше продуктов и товаров. Но хочется уже больших и реальных перемен в жизни! Конечно, время, когда нас спасали японские печки, уже прошло. Но теперь нам хочется совсем нормальной жизни, как у всех!

Нина, 45 лет, повариха. 15 лет я живу на Кунашире и 12 лет не выезжала на материк. Один раз в пять лет ездила на Сахалин, дорого! Недоступно! У меня трое детей: два мальчика и одна девочка: 25,22 и 19 лет. Все они уехали учиться и работать на Сахалин. Здесь нет работы ни для молодых, ни для женщин! Да, теперь и у мужчин работы не хватает. Местные предприниматели нанимают гастарбайтеров, платят им копейки, а своим платить не хотят. Вот говорят, что на юге острова приехали работать, выращивать овощи китайцы.
За учёбу одного человека на Сахалине я должна платить 50 тысяч рублей в год, для меня это очень дорого! Напряжение электричества в доме 190 вольт, а должно быть 220, лампочки тускло горят. Дорог нет, асфальта нет, электричество дорого! Я плачу за квартиру 4000 руб. в месяц, а моя зарплата 10 тысяч рублей: что делать?! Газа нет, готовим на электричестве.
Что надо сделать, чтобы не чувствовать оторванность от остального мира, так это наладить перелёты самолётом, аэропорт новый давно стоит, а самолеты по-прежнему летают плохо! Вот вам и оторванность! Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. Нужна своя теплица здесь, выращивать свои овощи, а не покупать в Китае! Асфальтировать дороги. Чтобы были здесь все федеральные каналы. А не только 4 или 5. Что, мы не такие, как все в России?! Цены! Невозможно жить по таким ценам! В магазинах вроде бы всё есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас.

Добрусин Геннадий Викторович, 52 года, исполнительный директор, Председатель Совета директоров ЗАО « Энергия Южно-Курильская»

Экспериментальная геотермальная электростанция Омега-500 была построена ещё в 1993г., мы вышли на 500 квт., но пара в скважине не хватало. Электричество стали подавать только на Горячий пляж в военный городок и подача была нестабильная. В 1996г. была построена тепловая геотермальная станция для отопления поселка Горячий пляж-военного городка.
Сейчас геотермальная станция даёт 40% электроэнергии, а дизельная электростанция 60%. В 2008г. мы пустили паропровод в Южно-курильск и тепло пошло в дома в батареи. С 1 квартала 2009г. по сегодня мы отапливаем 100% домов в Южно-Курильске и Горячем пляже. Это единственная в России геотермальная станция, которая дает и электричество и тепло. На Камчатке и Итурупе тоже есть геотермальные станции, но они дают только электричество, они расположены далеко от городов, а наша станция совсем рядом с Южно-Курильском, что позволяет нам давать и тепло.
Уже есть проект на установку геотермальной станции с новыми технологиями с мощностью в 5 мегаватт, начало строительства в 2011г. –конец 2014г. Вот тогда можно будет отключить дизельную электростанцию. Мы подаём в Южно-Курильск горячую воду, где от 40 до 60 процентов отходы горячей воды после нагрева, эти отходы можно использовать в теплице, построить лечебницу на термальной воде. Но на это должно быть федеральное финансирование, это большие капитальные вложения. В советское время здесь были теплицы и местные жители питались выращенными здесь овощами. Китайские овощи, которые сюда привозят, опасно есть, если построить теплицы, тут можно будет выращивать свои экологически чистые овощи. И опять же это даст дополнительные рабочие места. Когда я был мэром Южно-Курильска, я предлагал это включить в план развития района. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой геотермальной станции в 3 раза дешевле, чем дизельной электростанции. Ведь в этой дизельной электроэнергии 60-70% топливная составляющая. Стоимость электроэнергии для жителей острова- 2,5 рубля, а для предпринимателей- 8 рублей. Я бы направлял дешёвую геотермальную электроэнергию предпринимателям, чтобы была дешевле себестоимость местной продукции. А остальную электроэнергию пустить льготным потребителям, которых финансирует государство.
В 90 годы сюда приезжали японцы и изучали, какую станцию тут строить. Они посчитали, что строить геотермальную станцию слишком дорого и построили хорошую, качественную дизельную электростанцию. НО ОНИ НАС ПОСАДИЛИ НА ИГЛУ- топливо, масло, запасные части - теперь всё нужно дорого покупать в Японии!
Если сравнивать геотермальную и дизельную электростанции, то геотермальная разведка, строительство, обслуживание, специалисты, которых очень мало, сама турбина очень технически сложная - всё это дорого. Мы выигрываем в том, что не нужно завозить и платить за топливо, но проигрываем на дорогом. Уникальном оборудование, ремонте и обслуживании станции. Всё это дорого! Но наше правительство с 2000г. повернулось лицом к этому проекту и финансировало его строительство. Область тоже стала заниматься этим проектом. У японцев тоже есть геотермальные станции, но они выше и сложнее по технологиям. Японская дизельная станция Дайхацу хорошая, но она уже вырабатывает свой ресурс и нуждается в замене. Мы делаем ей капитальный ремонт, но запасные части из Китая и Кореи быстро ломаются, выходят из строя. Мы покупаем в Японии, они хоть и качественные, но дорогие. Менять надо эту станцию на другие агрегаты, хоть японские, хоть какие.
Конечно, экономически выгодно и нам и японцам сотрудничать в области геотермальных станций, но здесь в дело вмешивается политика! Даже если другие страны стремятся с нами сотрудничать, Япония всячески старается этому препятствовать.

16 ноября Кристина, 32 года, родилась а Шикотане, 12 лет живёт в Южно-Курильске, работает помощницей в краеведческом музее

На Шикотане у меня осталась мама и не хочет уезжать оттуда. Она любит лес, море, природу, кроме этого ей больше ничего в жизни не надо.
Да, у шикотанцев свой характер. Да, я тоже с гордостью говорю, что я шикотанка! У нас у шикотанцев своя гордость, своя порода - шикотанская! Да, мы гордимся своим островом! Южно-Курильск чуть более цивилизованный, чем Шикотан, зато на Шикотане красивее! Крабозаводское более зеленый и ухоженный посёлок, там сделаны специальные урны для мусора из буев такие, чтобы птицы их не могли открыть. Здесь в Южно-Курильске мало зелени не так красиво.
На Шикотане есть Интернет-кафе, отстроили большую новую школу, тоже есть мобильная связь и недавно добавился ещё одни оператор мобильной связи, так что у нас теперь тоже 3 оператора,как и на Кунашире.
Но я всё равно уехала бы отсюда, если бы было куда. Тут в Южно-Курильске я снимаю однокомнатную квартиру, плачу около 4 тысяч руб. в месяц за коммунальные услуги, а зарплата около 10 тысяч руб. У меня дома есть Интернет, но очень медленный, хотя работает без перебоев, оператор Интернета Дальсвязь, здесь у него нет конкурентов. Плачу за Интернет 350 руб. в месяц, но по объёму этого мало, могу только электронной почтой пользоваться, а скачать музыку или фильм уже не могу, для этого нужно платить в месяц больше- от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. Я столько не потяну. Интернет здесь есть дома практически у всех, это стало престижно и родители обязательно для своих детей покупают компьютеры и пользуются Интернетом.
Но для молодых людей ни на Шикотане, ни на Кунашире нет ничего: ни клуба, ни кинотеатра, ни спортзала, ни кружков. Молодым здесь абсолютно нечего делать и отношение к ним плохое. Я закончила Тихоокеанский экономический университет на Сахалине, стала экономистом,но на работу меня здесь не берут, нужен 3-х летний стаж работы, а где я его здесь возьму?! Вот я и готова на любую работу, помогаю здесь в музее за зарплату в 3000 рублей.
Конечно, когда самолёт нормально не летает, а пароход осенью и зимой почти не ходит, будешь тут чувствовать себя оторванным от большой земли. И дорог нормальных нет! Продукты привозят только пароходом, за это время они успевают испортится и мы говорим о продуктах не так,как на материке -свежие! Мы говорим недавно завезенные продукты вместо свежие, это с учётом того времени, которое продукты провели в море.
Ну, и медицина! Врачей нет! А что у нас есть самое главное здесь, так это природа! Красота! И всё дикое, нетронутое!

16 ноября Клара Фёдоровна, 71 год, пенсионерка, работает в краеведческом музее заместителем директора.

Я с 1965г. живу на Кунашире, работала поварихой, мой муж рыбак, сын юрист, учился в Москве, но тут нет для него работы по специальности, поэтому сейчас он работает в таможне, зарплата 30 тысяч рублей. У меня пенсия в 10 тысяч рублей и зарплата в музее -4100 руб., за эти деньги делаю тут всё вплоть до уборки.
Музей вызывает большой интерес у туристов, которые прямо с корабля с вещами приходят к нам в музей. А местным властям ни музей, ни мы не нужны, вот и сидим в подвале. Разве это дело! Этим летом к нам приезжали японские биологи изучать наших редких серебристых медведей, которые водятся только здесь на Кунашире и на Итурупе. Японцы насчитали у нас 4 серебристых медведя. Вот наша статистика посещения музея в 2010г. Январь- 222 чел, февраль-286 чел, март- 349 чел, апрель-186 чел, май 263 чел. среди них 69 японцев, июнь- 152 чел. Июль- 123 чел среди них 35 японцев, август- 297 чел среди них 142 японца и 2 журналиста из Кореи и Китая. Сентябрь- 318 чел среди них 110 японцев, октябрь-124 чел., ноябрь-53 чел.
Японцам, конечно, спасибо и за печки, и за электростанцию, и за продукты, и хотя это не вина японцев, что до нас доходила лишь малая часть продуктов, а большую местная власть разворовывала.
Но я против, чтобы отдавали острова Японии. Хотя может быть мы и могли бы жить вместе здесь. Ведь после войны же жили! И у нас остались добрые воспоминания о японцах, ведь это не простые японцы начали войну. Жалко было, когда их депортировали отсюда. Но отношения с японцами сложные. Мой муж рассказывал о японских браконьерах, которые кричали в Головнино: «Федя! Хочешь пиво?!». А потом крадут крабов из наших ловушек и вместо них оставляют в ловушках пиво.

Кристина: Да, на Сахалине есть проекты Сахалин-1 ,Сахалин-2, вот как благодаря ним изменился в лучшую сторону Южно-Сахалинск. Мы ведь тоже Сахалинская область, но до нас ничего не доходит. Почему сегодня в хорошую погоду самолёт не прилетел? Потому что это не коммерческий рейс, а дотационный. Им не интересно и не выгодно к нам прилетать. Вот рейс и отменили, им выгоднее в Хабаровск полететь. А вы говорите оторванность от большой земли! Вот она и оторванность: попробуйте 10 дней подождать здесь самолёт, а потом назад столько же из Южно-Сахалинска сюда! А пароход вечно перегружен, билетов нет. И в качку поболтайся в море без еды, грязный в ожидании у моря погоды… Вот молодёжь и бежит отсюда. Я вообще думаю, что здесь нужно, как на Севере работать вахтовым способом: приехали молодые люди, поработали хорошо, заработали денег и уехали. И не вкладывать сюда деньги, не надо много строить!

Мальчик Саша, 7 лет.
Хочу стать военным и уехать отсюда в Хабаровск. Хабаровск большой город, а военные красивые, мне нравится. Про Японию ничего не знаю.

Сергей Александрович, начальник управления в агентстве по развитию Курильских островов и инвестиционных программ.

Сегодня на Южных Курилах есть шансы найти применение своих сил у молодых людей. Там совсем другой менталитет, те люди, которые оттуда уехали, они уже не вернутся назад, ностальгия у них есть, но они не возвращаются. Сейчас мы имеем шанс закрепить людей на местах, создав для них условия, а именно - транспорт, социальные условия жизни, доступность медицинских услуг, получение среднетехнического образования. Мы пытаемся договориться с дальневосточными ВУЗами, в частности с Благовещенской агроакадемией, чтобы они создали преференции для жителей островов при поступлении на учёбу и по устройству на практику на островах.
Мы сейчас завершаем ремонт дома Культуры, который был еще в советское время в Южно-Курильске и планировали закончить строительные работы в 2011г.,но кризис до нас докатился с опозданием и сейчас финансирование инвестиционных программ сократилось, поэтому мы не сможем ввести в строй Дом культуры в 2011г. Если появятся дополнительные доходы, то сумеем его все-таки достроить в 2011г. Уже есть участок под проектирование спортивного зала в Южно-Курильске. Частный бизнес может взять на себя инициативу по строительству спортивно-оздоровительного комплекса на горячих, термальных водах. Тепличный комбинат в Южно-Сахалинске изучает вопрос о возможности и рентабельности строительства теплицы на Кунашире. Пока получается, что это строительство нерентабельно, слишком там мало живёт людей. На Шикотане есть центр культуры с кружками хореографии, вокала, рисования. С 2004г. мы занимаемся программой развития Курил, в 2009г. построена больница на Итурупе, в 2006г. новая большая школа на Шикотане, мы восстановили нормальное водоснабжение на всех островах, занимаемся формированием инфраструктуры, приводим в порядок дороги, в Малокурильске построен пирс, заканчиваем дорогу от Крабозаводского до Малокурильского. В Южно-Курильске с весны 2011г. начнется асфальтирование дороги от порта- 5 км. И 3 км до дороги на поселок Головнино. Асфальтовый завод поступит на Кунашир в ноябре, декабре 2010г. в планах асфальтирование дороги на аэропорт от Южно-Курильска. В планах и дальнейшее асфальтирование Лагунного и других поселков на Кунашире, а также асфальтирование в 2011г. дорог на Итурупе, строительство новой дороги от Курильска до Рейдово на Итурупе. В 2012г. начнёт работу новый аэропорт на Итурупе, который будет способен принимать и крупные транспортные самолёты. Таким образом, там станет 2 аэропорта, старый военный и новый. Новый аэропорт строит компания Гидрострой с 2007г. в 9 км от Курильска, а старый военный аэропорт Буревестник находится в 65 км от Курильска в очень неудобном месте, где всегда туманы. До конца этого года заработает новый аэропорт и в Южно-Курильске и это не только новое современное здание, но и новое навигационное оборудование, которое даст возможность посадки самолетов и в темное время суток.
Вы видели, наверное, во Владивостоке серьезные военные укрепления, крепости. Тогда так защищали русский Дальний Восток.
В советское время на Курилах был серьезный военный контингент, но в настоящее время для России на Дальнем Востоке нет необходимости доказывать, что это наша земля.
Сейчас развитие Курил – это обычные действия по обустройству нашей территории и таким образом мы сейчас её защищаем. Россия всегда прирастала Дальним Востоком, Сибирью, Камчаткой и очевидно, что прирастать мало, надо и благоустраивать и защищать эти земли. Мы также закрепляемся и на Камчатке! Мы создаём нормальные условия для жизни людей на Курилах! Доказывать, что это наша земля нам не надо! И через 100 лет мы будем это делать- жить и развивать эти территории. Потому что отставание анклавов, островов всегда везде есть и всегда будет необходимость в дополнительном финансировании и формировании таких условий для бизнеса, чтобы он был самодостаточным. Вот мы построили новый пирс в Южно-Курильске и сразу решили несколько задач: во-первых, ушли от рейда, теперь теплоход может приставать к пирсу и люди, и грузы могут сразу попадать на землю, во-вторых, простимулировали бизнес, который сразу стал докупать суда, в-третьих, стали готовы принимать туристов.

Корреспондент «Ридуса» Дмитрий Строганов посетил Курильские острова и поделился своими впечатлениями от медвежьего края.

Столица Итурупа - Курильск - малюсенький городишко (население 1800 человек), в центральной России его назвали бы скорее поселком. Чтобы обойти его вдоль и поперек вряд ли понадобится больше часа.

Зданий выше трех этажей нет - сейсмическая активность. Везде развешаны таблички, куда бежать в случае цунами или землетрясения. Правила на эти случаи просты: срочно мчитесь на возвышенность. Для особо понятливых нарисованы и стрелки, указывающие на эти самые возвышенности.

Развлечения

Развлечений в городе - лишь пара кафе при гостиницах да два спортзала, даже кинотеатра нет. Вероятно, именно поэтому молодежь активно занимается спортом. Самые популярные - сноуборд и горные лыжи. Кругом сопки, кататься можно где угодно.

Особо стоит отметить рыбалку. Вычислить рыбака среди местных очень легко: багажник застелен линолеумом. Рыбу: кумжу, горбушу семгу и прочие деликатесы здесь ловят мешками и считают хвостами. «Пару недель назад ездили на рыбу, - рассказывает мне местный „бомбила“. - За три часа взяли 80 хвостов кумжи. Ловили на спиннинг на мороженую икру. Возьмешь пару-тройку хвостов, и двигаешься дальше вдоль реки метров на 500, чтобы от медведя уходить».

Медведи - одна из главных местных проблем. Накануне, как известно, в результате действий местных живодеров эта проблема на день актуализировалась для всей страны. Медведей здесь действительно не любят и крайне опасаются. Но уважают.

«Ночью не гуляйте! Медведь задрать может!», - предупредила меня консьержка при заселении в гостиницу. Дикий край. Впрочем, частично в этой проблеме виноваты и невоспитанные туристы, разбрасывающие мусор вдоль рек. Косолапые привыкли к бытовым отходам и с удовольствием ищут пропитание в помойках, людей больше не боятся от слова совсем.

Мучителей медведя, к слову сказать, задержали весьма оперативно - да, и куда здесь скроешься, все друг друга тут знают - подозреваемых оказалось трое, правда, фамилии не называются, не любят здесь, когда чужие в местные дела лезут, впрочем, где это любят. За подозреваемыми в живодерстве приезжала оперативная группа аж из Южно-Сахалинска.

Из местной живности еще можно отметить курильских бобтейлов - смешных короткохвостых кошек со своенравными характером. Это - помесь домашних пород с камышовыми котами, многие заводят их в своих хозяйствах вместо собак.

Удивительно, но купить редкой для центральной России рыбы в этом рыбном раю сложно. Рынка - нет, а в магазинах лежат лишь кальмары да копченый палтус. Каждый ловит себе сам. Ценник же в местных лавках - запредельный. Первые слова приезжих, попавших впервые в местный магазин, «а мы думали, в Москве дорого…».

Йогурты стартуют от 120 рублей, молоко - от ста. Проехать на такси километр - двести рублей. Цена, сравнимая со столичной, установлена лишь на сигареты, лекарства да минеральную воду. Остров, все продукты - привозные: либо из России, либо из Японии.

Среди местного населения отношение к Японии неоднозначное. Большинство людей в подданство к императору не рвется.

Вне зависимости от национальности звучит - мы русские, да и все тут.

Впрочем, есть и такие, кто устроился на работу в Японии и обратно в Россию возвращаться не собирается. Доходит до того, что, когда они приезжают продлевать рабочие визы, вообще из гостиниц на улицу не выходят, только в посольство да за продуктами. «У наших детей там есть все, да и уровень жизни совсем другой», - говорят такие экспаты. Ради этих благ они согласны мириться с крошечными квартирами раза в три меньше самых маленьких малогабаритных «хрущевок» и отсутствием отпусков.

Главный продукт японского экспорта - автомобили. Самые популярные - внедорожники от тойоты да мицубиси.

Отечественный транспорт только служебный: грузовики, рейсовые «пазики» и «бухантеры» скорой помощи, полиции и МЧС. Единственное исключение - замызганный уазик, попавшийся раз на пути. Судя по его внешнему виду, он попал на Курилы еще в эпоху исторического материализма.

Отдельно стоит отметить дороги. Они - великолепны, сравнимое по качеству дорожное полотно мне встречалось только в столице.

«Еще три года здесь были только грунтовки, потом начали класть асфальт. Все - на гарантии, и строители к вопросу качества подошли очень ответственно. За три года только пару заплаток пришлось сделать», - отметил в беседе мэр Курильска Игорь Карпман. Кое-где по городу грунтовки еще остались, но строительство дорог идет полным ходом.

В паре километров от Курильска - главный местный курорт - «Ванночки». В 1986 геологи пробурили там две скважины с минеральной водой: одна из горячего источника, вторая из холодного. С тех пор можно с удовольствием отмокать в минеральном кипятке с видом на Охотское море. Говорят, очень полезно для суставов. Курс - 10 дней, разовое посещение без временного ограничения стоит 200 рублей с человека. Вода по вкусу и запаху похожа на Ессентуки.

От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.

Переезд на Курилы на ПМЖ – тема которая не так давно стала интересовать потенциальных иммигрантов. Эта цепь островов находящихся между Хоккайдо и Камчаткой долгое время были предметом споров между Россией и Японией, однако после того как в декабре 2016 года президенты этих двух стран пришли к соглашению о ведение совместного хозяйства на островах, появилась надежда, что уровень жизни и развития этих территорий пойдет вверх. Острова разделяют три части Северные Курилы, Средние и Южные. Несмотря на довольно средний уровень жизни на этих островах великолепная природа которая навсегда останется у вас в памяти даже если вы приехали просто на экскурсию, во многом из-за влияния тихого океана климат более влажный и теплый, в холодное время даже в феврале самая низкая температура -5.

Экономические и территориальные особенности

Полуостров Сахалин, к которому относятся также северные и средние Курилы, один из наиболее отдаленных и труднодоступных регионов. Инфраструктура там развита слабо, сложно как приехать туда, так и уехать обратно, самолеты и паромы часто отменяют из-за погодных условий. Но если вы все же желаете переехать в этот, богатый удивительной природой, край России, то туда с удовольствием примут любых специалистов социальных профессий: врачи, учителя и т.п. Для работников этой области с удовольствием предоставят не только рабочие места, но и жилье на первое время.

Переезд на Северные и Средние Курилы и как получить ПМЖ

Россиянину переехать туда настолько же просто, как и в любой другой регион, а вот с иностранными гражданами ситуация обстоит так же как с переездом в Россию в целом. Процедура получения ПМЖ (постоянного вида на жительство) происходит в несколько этапов:

  1. Приехать на территорию РФ и оформить временную регистрацию (для этого вам необходимо согласие принимающего вас человека с русским паспортом).
  2. Оформить РВП (временный ВНЖ который выдается сроком на три года).
  3. Подать документы на ВНЖ (разрешение на постоянное проживание, срок его действия 5 лет, прожив в стране этот срок, при соблюдении определенных условий можно подать на гражданство).

После того как вы оформили временную регистрацию, необходимо определиться с основанием подачи документов на РВП. Его можно получить двумя способами:

  • в обычном порядке (тогда вы должны соответствовать одному из основных оснований: брак с россиянином, официальное трудоустройство, воссоединение с семьей и т.п.);
  • стать участником программы «Переселения соотечественников» (в этом случае вы можете подать на гражданство минуя процедуру оформления ВНЖ).

Внимание! Если в период действия РВП вы отсутствовали в стране более чем полгода разрешение временного проживания может быть аннулировано!

Требования к претенденту

При получении ВНЖ, а затем и гражданства в общем порядке вам необходимо соответствовать одному из нижеперечисленных пунктов:

  1. совершеннолетний гражданин другой страны проживший 3 года по РВП (в случае оформления РВП на основании брака подать на ВНЖ можно спустя всего полгода);
  2. специалисты высокой квалификации (сюда же входят ученые, спортсмены и пр.);
  3. иностранный инвалид опекуном которого является россиянин или мигрант с ВНЖ;
  4. гражданин Белоруссии, участник “программы переселения” или “носитель русского языка”;
  5. иммигрант со статусом беженца;

Если с основанием для прошения у вас все хорошо, необходимо заранее собрать и подготовить необходимый пакет документов, все документы должны быть предоставлены на русском языке или с нотариально заверенным переводом. После подачи документов в течении двух месяцев органами управления будет принято и вынесено решение о предоставлении или отказе вам в ВНЖ. Если два месяца прошло, а письмо с ответом вам так и не пришло, не спешите паниковать, позвоните в тот отдел в котором вы подавали документы, так как если решение было вынесено в последний день двухмесячного периода, то пока вам отправят уведомление, и оно дойдет до вас может пройти еще около месяца.

Переезд на Южные Курилы особенности получения ПМЖ

Для тех, кто решился переезжать на Южные Курилы ситуация выглядит немного иначе, так как переезд в эту часть островов и оформление ПМЖ является таким же по условиям , как и получение этого статуса в Стране Восходящего солнца.
Для этого сначала необходимо также оформить ВНЖ, а за тем прожить по нему определенный срок продлевая его на законных основаниях.
Кто может получить ВНЖ в Японии:

  • На основании обучения. Чтобы получить высшее образование в Японии и внж на этом основании, первым шагом необходимо оформить годовую студенческую визу, которую можно продлевать неограниченное количество раз пока вы продолжаете обучение.
  • Получить официальное место работы. В этом случае необходимо знание языка страны хотя бы на начальном деловом уровне, английский в Японии имеет куда меньшее значение чем родной, а потому, чтобы получить престижную должность и потом подать на гражданство необходимо будет окончить минимум языковую школу.
  • Получить статус беженца. В этом случае иммигранту выдается трехгодичный внж, с возможностью по истечению этого периода подать на пмж.
  • На основании брака с японцем/японкой. Наиболее краткосрочный и быстрый способ получить пмж и гражданство. Кроме того, дети, рожденные в законном браке будут автоматически получать гражданство.

Внимание! Двойное гражданство в Японии не допускается, однако исключение составляют дети до 18 лет рожденные в браке где только один родитель японец, по достижении этого возраста человеку дается 2 года на выбор гражданства.