Термины

Что делать в самолете если возникла нештатная ситуация. Без паники

Редакция Арриво подготовила 7 важных советов на 7 опасных ситуаций.

Драка на борту

Драки на борту самолета стали нередким явлением, как среди наших соотечественников, так и среди иностранных туристов. Объясняется это, как правило, тем, что в аэропорту многие напиваются, чтобы унять страх перелета или просто сократить время ожидания. Оказавшись в замкнутом пространстве, кто-то просто засыпает, а кто-то начинает искать поводы для конфликта.

Опаснее всего на борту группы болельщиков, которые стремятся получить максимум адреналина и, наравне с драками, устраивают «качку», то есть бросаются от одного борта к другому. Если их меньше 30 человек, это не опасно, в противном же случае равновесие самолета может быть нарушено.

  • Став свидетелем драки на борту, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие.
  • У всех иностранных авиакомпаний в экипаж входят так называемые «маршалы» - крупные стюарды, которые намного лучше справляются с усмирением буйных пассажиров, чем с раздачей сэндвичей.
  • А вот в отечественных компаниях подобная должность отсутствует, поэтому мужчины должны быть готовы прийти на помощь бортпроводнику в случае необходимости.

Зона турбулентности и воздушные ямы

Под турбулентностью понимается смешение нескольких воздушных потоков с разной температурой и плотностью, в результате которого самолет может мгновенно опуститься или подняться на несколько десятков метров. Чаще всего подобное происходит на высоте более шести тысяч метров, во время полета над городом, песчаным пляжем или озером, поверхность которого прогрета неравномерно.

При падении самолета в большую воздушную яму, все предметы, находящиеся в салоне и не закрепленные как следует, резко взмывают вверх, а затем падают на сидящих. Кроме того, если не пристегиваться, можно получить ушиб или даже перелом, ударившись во время тряски, которая обычно бывает при прохождении зоны турбулентности.

  • Садясь в самолет, убедитесь, что рядом нет тяжелых или острых предметов, незакрепленного багажа.
  • Даже ручка в кармане пиджака может стать опасной, поэтому лучше упаковать ее в сумку.
  • Кроме того, непременно пристегнитесь, а при попадании в зону турбулентности сгруппируйтесь так, как это указано в памятке пассажира.

Пожар в самолете

Нередки случаи, когда виновниками пожара в самолете становятся сами пассажиры, неосторожно обращавшиеся с огнем или курившие на борту. Правда, возникнуть пожар может и при взлете или посадке, и тогда у пассажира остается не более трех минут, для того чтобы выбраться из самолета.

  • В первую очередь помните, что самолет представляет собой огромный летающий бензовоз, и пользоваться зажигалками или курить на его борту категорически запрещено.
  • Если пожар при нахождении на взлетной полосе уже начался, постарайтесь как можно скорее покинуть салон самолета.
  • Для этого при посадке запомните, где расположены аварийные выходы, посчитайте, сколько от вас рядов кресел до выхода, чтобы сориентироваться даже на ощупь.
  • Не вдыхайте дым, передвигайтесь согнувшись, или на четвереньках, накиньте пальто или куртку и избавьтесь от синтетики в одежде (в том числе от колготок), поскольку расплавившись она наносит самые тяжелые ожоги.
  • Не стоит снимать обувь, кроме туфель на шпильках при выходе на надувной трап, да и те стоит держать в руках, чтобы на земле сразу обуть и не наступить на битое стекло или пластик.

Декомпрессия

Декомпрессия, в отличие от большинства авиа-происшествий, случается очень быстро и, хотя кажется пугающей, не является поводом для паники. Громкий шум, которым сопровождается выход воздуха из салона, способен напугать, однако самое опасное не это. Самолет быстро наполняется туманом и пылью, становится сложно дышать, в ушах звенит. В этот момент, самое важное не запаниковать, а надеть кислородную маску и надежно закрепить ее, чтобы она не свалилась, даже при возможной качке или потере сознания. Знайте, что экипаж немедленно начнет исправлять ситуацию, и самолет будет резко снижаться, пока давление в салоне и снаружи не выровняется, а затем будет совершена аварийная посадка в ближайшем аэропорту.

  • При первых признаках декомпрессии, наденьте кислородную маску на себя, а затем помогите окружающим.
  • Даже если рядом находится ребенок, в первую очередь позаботьтесь о себе, иначе вы можете потерять сознание и оставить его без помощи.

Аварии при взлете и посадке

Бортпроводники не зря просят пассажиров пристегнуть ремни и поднять спинки кресел во время взлета и посадки. Самые неожиданные аварии происходят именно в эти периоды полета.

  • В первую очередь, не стоит рассчитывать только на указания экипажа.
  • Заметив, что полет проходит не так (самолет резко снижается, один из двигателей затих или в салоне появился дым) пристегнитесь, сгруппируйтесь и приготовьтесь к экстренной посадке, во время которой неизбежны сильные перегрузки.
  • Как только самолет остановится, пассажиров начнут эвакуировать. В этот момент нельзя поддаваться панике, но делать все нужно предельно быстро.

Посадка самолета при сильном боковом ветре

Угон самолета

Случаи захвата самолета крайне редки, однако, о них быстро становится известно всему миру. И хотя шанс, что захватят рейс Москва-Анталья, ничтожно мал, лучше все же знать основные правила поведения и выживания в подобных ситуациях

  • Не выделяйтесь среди других пассажиров, исполняйте все требования преступников, а затем и группы освобождения.
  • Совершайте любые действия (поход в туалет, открытие багажа) только получив разрешение.
  • Во время штурма постарайтесь сесть или лечь на пол или спрятаться за спинкой кресла, не выражайте свое отношение к захватчикам и не пытайтесь справиться с ними самостоятельно.
  • После освобождения будьте готовы к тому, что следующие несколько часов придется непрерывно отвечать на вопросы полиции и силовых структур.

Посадка на воду

В экстренных случаях самолет может сесть на воду, однако это не значит, что жертвы неизбежны, поскольку к этому все воздушные суда подготовлены. Судно может находиться на плаву до 40 минут, и за это время все успевают его покинуть. Кроме того, современные самолеты оснащены спасательными жилетами и плотами, которые самостоятельно надуваются за одну минуту.

  • До отправления выясните, в каком положении самолет удерживается на плаву - горизонтально, с опущенным в воду хвостом или носовой частью. Исходя из этого, планируйте, к какому выходу нужно будет двигаться.
  • После приводнения начинайте с помощью стюардов спускать на воду самонадувающиеся плоты. В случае если плот не начал надуваться сам, дерните за ручку системы воздухоснабжения, расположенной на боку плота.

Еще одно видео о посадке самолета на острове Сент Мартин

Командир упавшего Ту-154 успел дать сигнал о нештатной ситуации на борту

© Иллюстрация ИА «Росбалт»

Командир разбившегося в Черном море Ту-154 Роман Волков смог сообщить о проблемах на борту, однако информации крайне мало. Об этом заявил начальник Службы безопасности полетов авиации ВС РФ Сергей Байнетов.

«Я могу сказать, что радиообмен был крайне краток. Вы можете представить, что ситуация развивалась за 10 секунд. Что можно сказать за 10 секунд?.. Поэтому анализ фразы командира говорит о начале особой ситуации, больше она ничего нам не говорит», — цитирует его слова РИА Новости .

По словам Байнетова, весь полет проходил около 70 секунд. «Максимальная высота, которую мы определили по параметрической информации, составляла около 250 метров, на этом эшелоне скорость в пределах 360-370 километров в час», — сказал он.

Пока что даже говорить о том, какой был угол при столкновении с водной поверхностью, преждевременно.

«Есть определенные данные, но тем не менее, понимаете, они не совсем точные. Есть видеоинформация. Повторяю, что идет процесс анализа и совмещения всех этих многочисленных факторов», — ответил он на вопрос о том, что по свидетельству некоторых очевидцев, нос самолета перед падением был сильно задран вверх.

«Я пока не могу судить о достоверности этой информации. Я хочу сказать о том, что очень много очевидцев предлагают свои услуги, действительно, как-то все с пониманием отнеслись к этой трагедии… Все это проверяется, естественно, и сверяется с той объективной информацией, которая есть», — заключил он.

25 декабря самолет Ту-154 потерпел крушение в Черном море через несколько минут после вылета из аэропорта «Адлер». Погибли 92 человека. По факту крушения Ту-154 было возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия).

Как сообщил сегодня на пресс-конференции в городе Москве руководитель службы безопасности полетов авиации ВС РФ С. Байнетов, анализ 1-й фразы командира экипажа ранее разбившегося под Сочи авиалайнера Ту-154 свидетельствует «о начале особой ситуации».

«Пока что она больше ничего не говорит», — успел заявить он. Также Байнетов рассказал, что сам радиообмен с упомянутым Ту-154 был слишком краток. «Вы себе представить можете, что особая ситуация активно развивалась в течение десяти секунд? Что сказать можно за 10 секунд?» — спрашивает он.

К тому же представитель Минобороны указал, что полученные сведения с бортовых самописцев в итоге позволили в два раза сократить количество версий причин произошедшей авиакатастрофы, однако нельзя пока что-либо говорить о том, что именно спровоцировало падение лайнера.

«Нельзя сейчас сказать об одной только причине данного авиационного происшествия. Все эти причины лежат в области и авиационной техники, и человеческого фактора, и разных внешних условий», — объяснил он. По словам господина Байнетова, не снята также и версия теракта. При этом представитель Минобороны успел уточнить, что взрыва на борту российского самолета не было, однако не исключается «некое механическое воздействие».

Одновременно представитель Минобороны указывает, что в городе Сочи, где Ту-154 садился на необходимую дозаправку, на его борт в итоге поднимались лишь представители погранслужбы, а все пассажиры в самолет сели еще в аэропорту Чкаловский, что под Москвой. Также Байнетов рассказал некоторые подробности нескольких последних секунд перед авиакатастрофой. В частности, по его словам, всего данный полет длился лишь 70 секунд, а вот максимальная высота, на которую успел подняться лайнер, составила всего 250 метров при скорости в 370 км/ч.

Накануне издание «Коммерсантъ» сообщило, что проблемы у Ту-154 внезапно могли начаться после по какой-то причине не убранных закрылков, а вот действия членов экипажа в этом случае определенно могли усугубить еще больше аварийную ситуацию. Опрошенные журналистами эксперты предполагают, что проблема с самолетом возникнуть могла по причине ложных показаний как высоты, так и скорости на приборах.

В свою очередь, глава Минтранспорта М. Соколов заявил, что бортовая техника самолета работала нештатно, «Вполне очевидно, что была некоторая нештатная работа техники. Чем было это вызвано — предстоит еще выяснить экспертам, для чего в результате создана и была специальная техкомиссия», — объяснил он журналистам. По его словам, все предварительные данные проводимых экспертиз известны станут уже в январе, а вот окончательные выводы о самих причинах катастрофы — только после расшифровки двух бортовых самописцев недавно упавшего самолета. При этом действующий министр призвал представителей СМИ до окончания работы членов комиссии по расследованию вообще не публиковать каких-либо сведений, что получены из неофициальных источников.

Издание "Биржевой лидер" информирует о том, что вылетевший из Адлера самолет российского Минобороны Ту-154 разбился ранним утром 25 декабря. Авиалайнер пропал с экранов радаров уже на 2-й минуте полета и упал в воды Черного моря рядом с городом Сочи. Воздушное судно держало свой путь в неспокойную Сирию, на его борту пребывало 92 человека, а именно: военнослужащие, артисты Ансамбля им. Александрова, несколько журналистов, а также руководитель фонда «Справедливая помощь» Е. Глинка.

Поисковая спецоперация.

Основной этап масштабной поисковой спецоперации на месте крушения уже окончательно завершен. Российские спасатели подняли на поверхность земли все главные фрагменты полностью разбившегося большого воздушного судна, данные фрагменты доставлены на спецплощадку в городе Сочи.

Задействованные спасатели подняли на земную поверхность уже 19 тел погибших. Из них 17 и все фрагменты тел уже доставили спецрейсом в город Москву для последующего опознания. На сегодняшний день опознано и захоронено тело лишь одной жертвы масштабного крушения, по всем другим еще необходимо ждать результатов детальной генетической экспертизы.

Также в ходе начавшихся поисковых работ были обнаружены 2 «черных ящика». Первый из них удалось обнаружить утром 27 декабря, а вот второй — на следующий день. Они пребывали в достаточно хорошем состоянии. 3-й бортовой самописец, который находился в хвосте Ту-154, был в основном разрушен.

Самые крупные фрагменты самолета удалось обнаружить благодаря космическому мониторингу, фотоснимок района крушения опубликовали специалисты Института космических исследований РАН.

Для детального расследования происшествия были созданы три больших группы. «Одна работает прямо в аэропорту Адлера, 2-я — в 30-м Научно-исследовательском институте, а вот третья группа службы безопасности полетов активно работает на 800-й авиационной базе», — рассказал начальник службы безопасности полетов авиации ВС России генерал-лейтенант С. Байнетов.

Действия летчиков во время произошедшей катастрофы Ту-154 планируют смоделировать на тренажерах. Предварительные сведения экспертиз станут известны уже в следующем месяце, а окончательные результаты о причинах катастрофы — после расшифровки имеющихся бортовых самописцев.

МАК анонсировал причину крушения лайнера «Саратовских авиалиний» в Подмосковье. Однако пилоты авиакомпании на условиях анонимности утверждают, что это был теракт.

Обледенение датчиков объявили причиной крушения

К вечеру 13 февраля стала известна основная причина крушения Ан-148. Как заявили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), датчики полного давления обледенели, в результате чего информация о скорости самолета на индикаторах отображалась неверно.

Обледенение датчиков, в свой черед, произошло из-за того, что системы их обогрева были выключены.

Как выяснили специалисты, нештатная ситуация на борту упавшего Ан-148 начала развиваться через 2 минуты 30 секунд после взлета. В это время самолет находился на высоте 1300 метров. Крушение, по данным Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, произошло на четвертой минуте полета.

Однако до конца непонятно, как неверное отображение скорости могло привести к такому стремительному падению лайнера. Напомним читателям, экипаж не успел выйти на связь с диспетчерами и не запрашивал аварийную посадку.

«Это был теракт»

Как и в любом резонансном происшествии, не обошлось без неофициальных предположений.

«Радио Свобода» пообщалось с пилотом «Саратовских авиалиний», который неоднократно летал маршрутом Москва-Орск, в том числе вместе с погибшим капитаном воздушного судна Валерием Губановым.

Летчик на условиях анонимности сделал сенсационное заявление.

«Я считаю, что это теракт, все коллеги, с которыми я пообщался после трагедии, тоже к этому склоняются», - сказал он.

По его словам, техобслуживание самолетов в «Саратовских авиалиниях» проходит как положено, по регламенту, модель Ан-148 сама по себе надежная, а все нештатные ситуации экипажем хорошо отрабатываются. Ошибку пилотирования или технические неисправности как версии собеседник «Радио Свобода» отрицает.

Неназванный пилот обращает внимание на то, что обломки от самолета раскидало на километр, а тела невозможно опознать без генетических экспертиз.

«Если бы самолет развалился от удара о землю, то тела и обломки лежали бы рядом, компактно, в таких случаях многих погибших находят в их креслах. А тут по частям всех собирают... Это значит, что на борту был мощный взрыв, иначе бы их так не разнесло», – рассказал пилот «Саратовских авиалиний».

Сейчас в интернете много статей и интервью с пилотами, с рассказами о том, как летают самолеты с сотнями интересных и толковых постов на тему авиации. Однако эта сфера до сих пор овеяна кучей мифов, домыслов и т. д. По моей забавной статистике, многие пассажиры не доверяют пилотам, несмотря на то, что именно они непосредственно занимаются управлением самолета.

Я бы хотела рассказать о том, что происходит в самолете в то время, как в кабине пытаются решить техническую проблему. Все-таки бортпроводники находятся в салоне с пассажирами и принимают участие в подготовке к посадке. Мы нечто среднее между пилотам и пассажиром - связующее звено: что-то знаем, но повлиять на ситуацию не можем.

В моей жизни был ровно один возврат в аэропорт вылета по технической неисправности, но причина была довольно серьезной. Было много чего другого, но возврат пока один. Утро началось как обычно: экипаж прибыл в аэропорт, прошел медконтроль и приступил к проверке самолета. После выполнения всех необходимых процедур, командир дал готовность ВС и через некоторое время нам привезли пассажиров. Самолет исправен, питание загружено, пассажиры пристегнуты. Бортпроводники занимают свои места, командир сообщает о готовности к взлету. Разбег, отрыв, набор высоты. Через некоторое время табло «пристегните ремни» погасло, и мы приступили к сервировке телег.

Говорят, что когда знаешь каждый звук в самолете, то даже без приборов можно понять, что происходит что-то не то. Не могу говорить об этом с уверенностью, но у меня появилось ощущение «неладного» только потому, что есть опыт самостоятельного пилотирования ВС и потому, что знала схемы выхода из конкретно этого аэропорта.

Я немного замешкалась, не зная убирать ли телеги обратно. Экипаж молчал, табло не зажигалось, но мне было очевидно, что предлагать экипажу чай или идти кормить пассажиров - плохая идея. На всякий случай убрала вкладыш с приготовленными напитками и принялась ждать команды. Мне открыли дверь в кабину. На приборной панели светился отказ, 2ой пилот читал QRH, командир крутил курс в обратную сторону. В кабине шел оживленный радиообмен и переговоры внутри экипажа.


Командир бросил беглый взгляд на меня:

Мы возвращаемся?

Пассажирам сказать?

Нет, я сам скажу, готовься к посадке, сейчас включим ремни, все штатно.

Начали убирать тележки и все, что уже было приготовлено для обслуживания. Зажглось табло пристегнуть ремни: «Уважаемые дамы и господа, к сожалению, по техническим причинам мы не можем продолжить наш полет до пункта назначения. Для обеспечения вашей безопасности, я принял решение вернуться в аэропорт вылета. Просим занять свои места и застегнуть ремни безопасности, а так же не волноваться, посадка будет проходить в штатном режиме».

Начинается веселье не только доя пилотов, но и для бортпроводников. Нужно быстро пристегнуть пассажиров, максимально коротко ответить на их вопросы и успокоить переживающих. Задача не из легких, поскольку, «Что случилось?» спрашивают почти все, а ответить нечего, и более того некогда. Часть пассажиров начала паниковать, хотя по бОльшей части нам с ними повезло. У моей коллеги из другой авиакомпании был возврат с выработкой топлива над аэропортом, а пассажирами были дети с родителями, которые летели в Анапу и самолет был полный.

Рассказывала, что паника на борту была кошмарной, детей укачало и вообще разрядить обстановку было сложно.

Мы же благополучно вернулись в аэропорт вылета, далее авиакомпания решала вопрос с заменой самолета и ремонтом вернувшегося и т. д. и т. п.

Было ли страшно? Да нет, но неприятно было. Скажу честно, я поняла, что что-то не то только потому, что у меня есть небольшой опыт пилотирования летательных аппаратов. Пассажиры не поняли ничего, пока командир не сообщил о поломке.


Что происходит в кабине в этот момент? Работа и не более того.

В чем мораль этой басни?

1. Если возникла подобная ситуация, как я описала выше, не спрашивайте у проводников, что случилось, а просто выполните их просьбы. С большой долей вероятности вы все равно не сможете повлиять на ситуацию и даже оценить, насколько серьезен этот отказ. Более того, скорее всего у экипажа не было времени объяснять, что произошло.

2. Нет, это не самолет плохой и не авиакомпания: есть вещи, которые невозможно проверить на земле. Например, уборку шасси на земле проверить сложно, но в воздухе можно понять, что колеса не уходят. Да, самолеты иногда ломаются. Как и любая техника, они требует ремонта и обслуживания. И ломаются они не только у нас в России. Проверяла лично. Хотя проблемы с обслуживанием у нас присутствуют.

3. Не все отказы заканчиваются катастрофой. Далеко не все, а даже скорее единицы.

4. Пилоты тоже хотят жить, у них есть семьи, дети и родственники, поэтому вряд ли кто-то полетит на неисправном самолете «наудачу».


Всем безаварийных полетов, друзья!